Введение 3
Глава 1. Особенности туристских интересов граждан США 5
1.1 Специфические черты американского национального характера 5
1.2 Главные туристские дестинации для граждан США 6
1.3 История путешествий американцев в страны Европы 8
1.4 Портрет американского туриста, путешествующего в заокеанские дестинации 12
Глава 2. Характеристика туристского направления «США - Россия» 18
2.1 Образ России в глазах американцев 18
2.2 Общий анализ туристского потока в Россию из США 21
2.3 Основные направления и виды туризма для граждан США в России 23
2.4 Предпочтения туристов из США в сервисе и уровне цен на примере Москвы и
Санкт-Петербурга 25
Глава 3. Проблемы и перспективы развития туризма для граждан США в России 29
3.1 Проблемы и перспективы развития туризма для граждан США в России 29
3.2 Разработка туристского продукта, ориентированного на туриста из США 31
Заключение 41
Литература 43
Приложения
Туризм в современном мире представляет собой одну из наиболее прибыльных и интенсивно развивающихся отраслей экономики, а также играет важную роль в обеспечении устойчивого социального и экономического развития подавляющего числа стран, в том числе и России. При этом особое внимание государства уделяют развитию въездного туризма.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что международный туризм, который ориентирован на прием иностранных граждан, приносит максимальные прибыли в бюджет принимающей страны. По данным российской федеральной службы государственной статистики в 2014 году туристский поток из Соединенных Штатов Америки, который занимает третье место в общем рейтинге стран поставщиков туристов в Россию, составил 162 тыс. человек [37]. Американские граждане относятся к наиболее платежеспособной группе туристов и, согласно данным Всемирной туристской организации того же года, их затраты на туристические услуги составили 92 млрд. долл. США, уступив по данному показателю только Китаю [49].
В 2014 году Россия заняла лишь 36 место по посещаемости среди стран, которым отдали свое предпочтение туристы из США (по данным министерства торговли Соединенных Штатов) [25]. Это очень низкий показатель, с учетом того, что природный и культурно-исторический потенциал России значительно выше, чем во многих других странах с достаточно высоким уровнем посещаемости туристами из США.
Помимо природных и историко-культурных предпосылок развитию въездного туризма содействуют также некоторые социальные факторы. Например, такие как: высокая покупная способность иностранной валюты, в частности, доллара США; возможность свободного перемещения на большей части территории страны, включая перспективные в туристском отношении районы, ранее недоступные для иностранных туристов во времена Советского Союза. Вдобавок ко всему, российский туризм представлен широким разнообразием его видов.
Таким образом, необходимо изучить интересы туристов из США, их главные потребности в сфере отдыха, а также сдерживающие факторы при выборе России в качестве туристской дестинации, для того чтобы сделать российский туризм конкурентоспособным, достичь значительного увеличения въездного туристского потока из США.
Развитие въездного туризма имеет существенное значение не только для экономического роста, привлечения в государство иностранной валюты и созданию новых рабочих мест, оно также укрепляет мир и поддерживает международное сотрудничество, что особенно важно в современной политической обстановке между Россией и США. Наряду с этим, въездной туризм служит мощным фактором увеличения престижа России, роста значения страны в глазах граждан США.
Объект исследования: Россия в качестве туристской дестинации для граждан США.
Предмет исследования: выявление предпочтений туристов из США с целью разработки для них перспективных туристских продуктов.
Целью написания данной работы является выявление особенностей организации туризма для граждан США на территории Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. изучить особенности туристского интереса граждан США и его социокультурные предпосылки;
2. исследовать образ России в глазах американцев;
3. выявить основные направления и виды туризма для граждан США в России;
4. проанализировать предпочтения туристов из США относительно российского турпродукта, путем проведения социологического опроса;
5. раскрыть проблемы и перспективы развития въездного туризма для граждан США в России;
6. разработать перспективный туристский продукт для граждан США
Исследование проводилось с помощью научных методов: анализа и синтеза информации, индукции и дедукции, аналитического метода и метода статистического анализа, социологического исследования.
В качестве теоретической базы исследования, прежде всего, были использованы труды зарубежных авторов (Stepchenkova, S. , Morrison, A.M.), а также российских авторов, статьи из сборников, периодические издания, нормативно-правовая документация и материалы сети Интернет. Практической базой исследования послужил социологический опрос среди граждан США, планирующих совершить путешествие в Россию.
Международный туризм играет важную роль в экономике многих государств мира, в том числе и России. При этом развитие въездного туризма, является для Российской Федерации одним из приоритетных направлений. Граждане США, в свою очередь, относящиеся к наиболее платежеспособной группе туристов, представляют большой интерес, как для всего мира, так и для России в частности. Однако конкурентоспособность Российской Федерации в привлечении туристского потока из США уступает многим странам мира, несмотря на колоссальное количество имеющихся природных и историко-культурных ресурсов.
При написании выпускной квалификационной бакалаврской работы были выявлены особенности организации туризма для граждан США на территории Российской Федерации. К наиважнейшим из факторов, влияющих на организацию туризма, можно отнести то, что туристы из США, в большинстве своем, это люди пенсионного возраста. В свою очередь, это определило основные виды туризма для них - культурно-познавательный и круизный. При выборе российских дестинаций туристы из США остаются довольно консервативны, посещая, главным образом, Москву и Санкт-Петербург, а также города «Золотого кольца России». Благодаря особенностям своего национального характера, американцы отдают предпочтение индивидуальным турам, при этом ценя высокий уровень сервиса. Цена не играет для них существенную роль.
В ходе проведенного исследования также были выявлены главные сдерживающие факторы увеличения туристского потока из США в Россию: во-первых, жителей Соединенных Штатов пугает имидж России, пропагандирующийся в негативном ключе в местных СМИ, во-вторых, общая недостаточная осведомленность о России как туристской дестинации (незнание историко-культурных и природных богатств страны) и слабое продвижение туристского продукта России на туристском рынке США. Важную роль играет визовый режим, так как во многие другие страны американцы имеют более свободный доступ. Большое влияние на развитие туризма для граждан США оказывает и состояние российской туристской инфраструктуры (недостаточное количество составляющих инфраструктуры класса, соответствующего запросам американских туристов).
Помимо устранения данных проблем, автором были предложены следующие пути влияния на увеличение туристского потока из США в Россию:
• разработка новых туристских маршрутов для развития культурно-познавательного вида туризма, что напрямую связано с созданием новых туристских дестинаций, отвечающих потребностям иностранных туристов, в различных регионах страны;
• развитие наиболее перспективных видов туризма, которые могли бы заинтересовать туристов из США (экологический, круизный).
Богатейшее природное и культурное наследие, разнообразие флоры и фауны представляют большие потенциальные возможности для развития экологического туризма на всей территории России. Однако в настоящее время в России данный вид туризма не пользуется большой популярностью среди туристов из США, которые в то же время отдают экоторузму большое предпочтение в своей стране и странах Африки.
На основе проведенного социологического опроса автором был разработан перспективный туристский продукт, идеей создания которого послужило соединение культурно-познавательного, экологического и круизного видов туризма, а также расширение географии путешествий граждан США по России. При разработке программы были учтены главные потребности и предпочтения американских туристов в приоритетных направлениях путешествия, продолжительности тура, уровне сервиса, сумме, в пределах которой потребитель готов приобрести туристский продукт, а также развлекательные составляющие тура.
Таким образом, в перспективе возможно увеличение туристского потока из Соединенных Штатов в Россию благодаря повышению качества туристской инфраструктуры и улучшению уровня сервиса на уже созданных туристских маршрутах, а также благодаря разработке новых, интересных для американцев туристских программ и дестинаций.
1. Артемова Е.Н., Козлова Е.И. Основы гостеприимства и туризма : учеб. пособие - Орел : ОрелГТУ, 2005 - 103 с.
2. Володин Д.А. Компаративистский анализ русской и американской философии в контексте национального менталитета - М: Московский государственный университет сервиса, 2004. - 24 с.
3. Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности - Учебник. М.: Финансы и статистика. 2005. - 288 с.
4. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. - М.: ПЕРСЭ, 2002. - 416 с.
5. Cullen J. The American Dream: A Short History of an Idea that Shaped aNation. - N.Y.: Oxford University Press, 2003. - 224 p.
6. Endy, Christopher. Cold War Holiday: American Tourism in France, Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2004 - 286 p.
7. Maffry, August “Overseas Travel and Travel Expenditures in the Balance of Inter-national Payments of the United States, 1919-38,” U.S. Government Printing Of¬fice, 1939 - 95 p.
8. Withey, Lynne. Grand Tours and Cook’s Tours: A History of Leisure Travel, 1750 to 1915, NewYork: William Morrow and Company, Inc. 1997 - 401 p.
Статьи в сборниках:
9. Баталов Э.Я. Американские ценности в современном мире // Историография нового времени стран Европы и Америки. - М.: Прогресс, 1990. - C. 113-117.
Статьи в журналах:
10. Буянов С. И. Время возрождать флот. // Морские вести России - 2013. - №7, с. 34-36.
11. Курач Е.В., Иваскив И.С. Особенности и специфика развития делового туризма в России и за рубежом - НИУ БелГУ // Научный результат. - 2014, №2, с. 39 - 46.
12. Максимова Л. М. Мировой финансовый кризис и его влияние на развитие туризма. // Сервис в России и за рубежом. - 2009. №4. - с. 96-100.
13. Смирнов С. Н., Капустин А. К., Исаев Н. И. Образ России: между прошлым и будущим? // Мир России: Социология, этнология, 2012, № 4, Т. 21, с. 63 - 90.
14. Brandon Dupont, Alka Gandhi, Thomas J. Weiss. The American Invasion of Europe: The Long Term Rise in Overseas Travel, 1820-2000, // The Economic History Re-view The Economic History Review Volume 65, Issue 1, February 2012, 144-167 p.
15. Cohn, Raymond, “Transatlantic U.S. Passenger Travel at the Dawn of the Steamship Era,”// International Journal of Maritime History, June 1992, 43-64 p.
16. Litoff, Judy Barnett. “Enforced Tourists: American Women, Travel, and the ‘Far- Flung Fronts’ of World War II,” // Journal of Tourism and Cultural Change, 2005, 178-193 p.
17. Stepchenkova, S., Morrison, A.M. Russia's destination image among American plea-sure travelers: Revisiting Echtner and Ritchie // Tourism Management 2008: JUN, 548-560 p.
Официальные документы:
18. О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»: постановление правительства РФ от 2 августа 2011 г. №644 // Собрание законодательства. - 2011. - №34. - Ст. 4966.
19. US. Bureau of the Census. Historical Statistics of the United States, Colonial Times to 1970. Washington, D.C., 1975 - Bicentennial Edition, Part 2, 703-774 p.
Ресурсы сети Интернет:
20. http://en.wikipedia.org/ - Интернет-энциклопедия
21. http://www.aarp.org/- официальный сайт Американской ассоциации пенсионеров
22. http://www.assambleya-hotels.ru/- официальный сайт отеля «Ассамблея Никитская»
23. http://www.bbus.ru/catalog/- официальный сайт транспортной компании БизнесБас
24. http://www.chestnayakuhnya.ru/- официальный сайт ресторана «Честная Кухня»
25. http://www.commerce.gov/- официальный сайт министерства торговли США
26. http://www.cruise.ru/- официальный сайт круизной компании «Ортодокс»
27. http://www.deartravel.ru/- туристский портал
28. http://www.fedstat.ru/- официальный сайт статистических показателей федеральной службы государственной статистики
29. http://www.gks.ru/- официальный сайт службы государственной статистики
30. http://www.msk-guide.ru/- туристский портал о достопримечательностях Москвы
31. http://www.parkinn.ru/- официальный сайт сети отелей Park Inn by Radisson
32. http://www.peterhof-express.ru - официальный сайт компании «Петергоф Экспресс»
33. http://www.petropalacehotel.com/- официальный сайт отеля «Петро Палас»
34. http://www.petrotravel.ru/- официальный сайт российского туроператора «Петро-Трэвел»
35. http://www.podvorye.ru/- официальный сайт ресторана «Подворье»
36. http://www.restaurant-chekhov.ru/- официальный сайт ресторана «Чеховъ»
37. http://www.russiatourism.ru/- официальный сайт федерального агентства по туризму министерства культуры Российской Федерации
38. http://www.sapsan.su/- сайт о скоростном поезде «Сапсан»
39. http://www.spb-guide.ru/- туристский портал о достопримечательностях Санкт-Петербурга
40. http://www.starcar.org/- официальный сайт транспортной компании «StarCar»
41. http://www.stroganoffsteakhouse.ru/- официальный сайт ресторана «Строганов Стейк Хаус»
42. http://www.taxi555555.com/- официальный сайт транспортной компании «Шесть пятерок»
43. http://www.taxi-mezdugorodnee.ru/- официальный сайт транспортной компании «Междугороднее такси»
44. http://www.travel.trade.gov/- официальный сайт National Travel &Tourism Of¬fice of International Trade Administration Industry & Analysis of U.S. Depart¬ment of Commerce
45. http://www.travelallrussia.com/ - официальный сайт туристской компании «Travel All Russia»
46. http://www.tripadvisor.ru/- сайт о путешествиях
47. http://www.valday-hotel.ru/- официальный сайт гостиницы «Валдай ЭкоКлуб»
48. http://www.vatrushka-cafe.ru/- официальный сайт ресторана «Ватрушка»
49. http://www.wto.org/- официальный сайт всемирной торговой организации