ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА АЭРОПОРТОВЫХ КОМПЛЕКСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ БАНКРОТСТВА
1.1. Содержание и систематизация понятийного аппарата по
финансовому состоянию, вероятности банкротства. 9
1.2. Статистические модели прогнозирования несостоятельности
и банкротства 18
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
АЭРОПОРТОВЫХ КОМПЛЕКСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Статистический анализ деятельности международных
аэропортов Российской Федерации 25
2.2 Анализ динамики, структуры имущества и источников его формирования аэропортовых комплексов 33
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА МЕТОДИК АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКА БАНКРОТСТВА АЭРОПОРТОВЫХ КОМПЛЕКСОВ
3.1. Анализ показателей ликвидности и платежеспособности 56
3.2. Диагностика финансового состояния и устойчивости
международных аэропортов 66
3.3. Оценка зарубежных и российских методик прогнозирования
банкротства международных аэропортов 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ БАНКРОТСТВА
1.1. Содержание и систематизация понятийного аппарата по
финансовому состоянию, вероятности банкротства. 9
1.2. Статистические модели прогнозирования несостоятельности
и банкротства 18
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
АЭРОПОРТОВЫХ КОМПЛЕКСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Статистический анализ деятельности международных
аэропортов Российской Федерации 25
2.2 Анализ динамики, структуры имущества и источников его формирования аэропортовых комплексов 33
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА МЕТОДИК АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКА БАНКРОТСТВА АЭРОПОРТОВЫХ КОМПЛЕКСОВ
3.1. Анализ показателей ликвидности и платежеспособности 56
3.2. Диагностика финансового состояния и устойчивости
международных аэропортов 66
3.3. Оценка зарубежных и российских методик прогнозирования
банкротства международных аэропортов 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы. Мировая авиационная отрасль выступает, несомненно, важным катализатором экономического и социального развития государства, обеспечивая более 63 млн. рабочих мест и превышая 2,7 трлн. $ доходов. Кроме того, высокий спрос на авиаперевозки и низкие цены на нефтепродукты по данным за 2016 год позволили получить совокупную чистую прибыль мировых авиакомпаний около 35,6 млрд. $ увеличив при этом результат предшествовавшего года на 300 млн. $.
Несмотря на общее снижение темпов роста мировой экономики, объемы мировых пассажирских перевозок возросли и на регулярные рейсы, достигнув 3,77 млрд. пассажиров, что на 205 млн. пассажиров или 5,7 % выше результатов 2015 года. В связи с чем, важно быть уверенным в финансовом состоянии данных экономических субъектов.
Проблема осуществления достоверных оценки и прогнозирования финансового состояния хозяйствующих субъектов в условиях перехода экономики к новым результатам актуальна для потенциальных инвесторов, поскольку значительная часть из них испытывает финансовые затруднения.
Коренные изменения экономической системы и условий деятельности предприятий требуют их преобразования в целях эффективного функционирования. Российской наукой и практикой накоплен значительный опыт в области экономических и организационных форм и методов управления аэропортовыми комплексами, способных повысить эффективность производства. Однако, проблемам методологии диагностики и прогнозирования финансового состояния экономического субъекта, оптимального управления им с целью обеспечения устойчивого и надежного функционирования не уделялось должного внимания.
Чем больше суждений, тем большая вероятность выбора оптимального решения; формирование новых практических предложений и умозаключений.
В современных условиях большое количество экономических субъектов, в частности российских и международных аэропортов на территории России испытывают финансовые затруднения, вызванные различными причинами. Наличие финансовых затруднений у таких организаций от временной, технической неплатежеспособности до состояния банкротства оказывает негативное влияние на экономику нашей страны, ведя в конечном итоге к снижению валового внутреннего продукта, национального дохода и соответственно, жизненного уровня населения.
В этой ситуации заблаговременная диагностика финансовых затруднений имеет решающее значение для руководства предприятий, поскольку чем раньше будут выявлены финансовые проблемы в хозяйственной деятельности, тем более безболезненными и действенными окажутся мероприятия, предпринимаемые для их преодоления, которые впоследствии смогут обеспечить повышение привлекательности для потенциальных инвесторов, если предприятие будет нуждаться в инвестициях.
Поэтому необходимо не только разработать комплекс мероприятий, направленных на преодоление финансовых затруднений, но и направленных на повышение инвестиционной привлекательности (прежде всего, в финансовом ее аспекте).
Для принятия наиболее эффективных управленческих решений, направленных на улучшение финансового состояния промышленного предприятия необходима соответствующая информационная база. В качестве этой информационной базы должны выступать результаты комплексного анализа и целевого прогнозирования финансового состояния промышленного предприятия, позволяющие определить пути его улучшения. При этом комплексный анализ финансового состояния аэропортов должен учитывать их отраслевую специфику как с позиции отбора показателей, используемых в процессе анализа финансового состояния, так и с позиции разработки нормативной базы отобранных показателей.
Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения инвестиционной привлекательности, обеспечения подъема и устойчивого развития отечественных аэропортовых комплексов, хронической неустойчивостью финансового состояния значительной их части, также нерешенностью ряда теоретико-методологических и прикладных аспектов анализа и прогнозирования финансового состояния международных аэропортов Российской Федерации.
Степень научной разработанности проблемы. Начало использованию финансовых показателей для прогнозирования банкротства было положено Бивером. Альтман внес свой вклад в построение моделей прогнозирования банкротства, впервые применив множественный дискриминантный анализ для преодоления ограничений модели Бивера. Бегли исследовал вопрос, сохраняют ли ранее разработанные модели свою прогнозную точность на данных текущего периода. Он выяснил, что ошибочная классификация модели на более современных данных обучающей выборки значительно возрастает по сравнению с результатами первоначальных работ. Среди методик, разработанных для диагностики возможного банкротства отечественных предприятий, можно назвать методики оценки финансового состояния на основе интегрального показателя, учитывающие специфику российских предприятий, разработанные А.В. Колышкиным и учеными Иркутской государственной экономической академии.
Несмотря на большое количество существующих методик прогнозирования финансового состояния, эту проблему нельзя считать полностью решенной по следующим причинам:
— применение разных методик приводит зачастую к противоречивым результатам;
— зарубежные модели не учитывают специфику экономической ситуации и организации предпринимательства в России.
В связи с вышеизложенным, возникает необходимость в разработке подходов оценки финансового состояния и прогнозирования банкротства.
Объект исследования. Объектом исследования диссертационной работы являются международных аэропортов Российской Федерации.
Предмет исследования. Предметом исследования выступает оценка финансового состояния международных аэропортов Российской Федерации.
Цель исследования. Разработка методических подходов в оценке финансового состояния и прогнозирования банкротства международных аэропортов Российской Федерации, учитывающих динамику изменения финансовых показателей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Nдать определение понятиям «несостоятельность», «банкротство», изучить порядок его прогнозирования;
Nсистематизировать существующие западные и отечественные модели прогнозирования банкротства и провести их анализ;
Nпровести вертикальный и горизонтальный (трендовый) анализ бухгалтерского баланса экономических субъектов;
Nпроанализировать показатели актива и пассива баланса исследуемых организаций;
Nоценить платежеспособность хозяйствующих субъектов;
Nпроанализировать ликвидность организаций авиационного сектора;
Nопределить подходы к оценке финансовой устойчивости предприятий;
Nвыявить наиболее подходящие методики для оценки финансового состояния и прогнозирования банкротства.
Методологической и теоретической основой исследования являются теории финансового анализа деятельности предприятий, разные подходы к оценке финансового состояния, работы российских и зарубежных авторов
Информационная база исследования. В качестве информационной базы для анализа и оценки финансового состояния предприятий была использована годовая бухгалтерская отчётность за период 2014-2016 гг.
Научная новизна заключается в следующем:
- определена сущность и сформулирована авторская трактовка понятия финансового состояния предприятия, определены основные компоненты;
- обобщены и уточнены методики оценки финансового состояния экономического субъекта;
- обоснован и предложен набор финансовых показателей, позволяющих оценить финансовое положение аэропортовых комплексов с различных точек зрения с выявлением особенностей данной характеристики;
- проанализирована структура имущества аэропортовых комплексов, выявлена система показателей, направленная на изучение эффективности использования основного и оборотного капитала;
- исследованы и систематизированы показатели, отражающие ликвидность, платежеспособность и финансовую устойчивость,
- исследованы и проанализированы модели прогнозирования вероятности банкротства.
Практическое применение результатов. Полученные результаты могут быть использованы:
- во-первых, менеджерами разных уровней управления для установления неблагоприятного финансового положения предприятий - контрагентов;
- во-вторых, инвесторами для оценки и выбора объекта для инвестирования;
- в-третьих, руководителями организаций, испытывающим финансовые трудности, идентифицировать сценарий банкротства и найти оптимальный путь выхода из кризисной ситуации.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены и опубликованы. Теоретические вопросы подняты на проводимых семинарских занятиях в рамках научно-педагогической практики.
Структура диссертации. Диссертационное исследование составляет введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Несмотря на общее снижение темпов роста мировой экономики, объемы мировых пассажирских перевозок возросли и на регулярные рейсы, достигнув 3,77 млрд. пассажиров, что на 205 млн. пассажиров или 5,7 % выше результатов 2015 года. В связи с чем, важно быть уверенным в финансовом состоянии данных экономических субъектов.
Проблема осуществления достоверных оценки и прогнозирования финансового состояния хозяйствующих субъектов в условиях перехода экономики к новым результатам актуальна для потенциальных инвесторов, поскольку значительная часть из них испытывает финансовые затруднения.
Коренные изменения экономической системы и условий деятельности предприятий требуют их преобразования в целях эффективного функционирования. Российской наукой и практикой накоплен значительный опыт в области экономических и организационных форм и методов управления аэропортовыми комплексами, способных повысить эффективность производства. Однако, проблемам методологии диагностики и прогнозирования финансового состояния экономического субъекта, оптимального управления им с целью обеспечения устойчивого и надежного функционирования не уделялось должного внимания.
Чем больше суждений, тем большая вероятность выбора оптимального решения; формирование новых практических предложений и умозаключений.
В современных условиях большое количество экономических субъектов, в частности российских и международных аэропортов на территории России испытывают финансовые затруднения, вызванные различными причинами. Наличие финансовых затруднений у таких организаций от временной, технической неплатежеспособности до состояния банкротства оказывает негативное влияние на экономику нашей страны, ведя в конечном итоге к снижению валового внутреннего продукта, национального дохода и соответственно, жизненного уровня населения.
В этой ситуации заблаговременная диагностика финансовых затруднений имеет решающее значение для руководства предприятий, поскольку чем раньше будут выявлены финансовые проблемы в хозяйственной деятельности, тем более безболезненными и действенными окажутся мероприятия, предпринимаемые для их преодоления, которые впоследствии смогут обеспечить повышение привлекательности для потенциальных инвесторов, если предприятие будет нуждаться в инвестициях.
Поэтому необходимо не только разработать комплекс мероприятий, направленных на преодоление финансовых затруднений, но и направленных на повышение инвестиционной привлекательности (прежде всего, в финансовом ее аспекте).
Для принятия наиболее эффективных управленческих решений, направленных на улучшение финансового состояния промышленного предприятия необходима соответствующая информационная база. В качестве этой информационной базы должны выступать результаты комплексного анализа и целевого прогнозирования финансового состояния промышленного предприятия, позволяющие определить пути его улучшения. При этом комплексный анализ финансового состояния аэропортов должен учитывать их отраслевую специфику как с позиции отбора показателей, используемых в процессе анализа финансового состояния, так и с позиции разработки нормативной базы отобранных показателей.
Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения инвестиционной привлекательности, обеспечения подъема и устойчивого развития отечественных аэропортовых комплексов, хронической неустойчивостью финансового состояния значительной их части, также нерешенностью ряда теоретико-методологических и прикладных аспектов анализа и прогнозирования финансового состояния международных аэропортов Российской Федерации.
Степень научной разработанности проблемы. Начало использованию финансовых показателей для прогнозирования банкротства было положено Бивером. Альтман внес свой вклад в построение моделей прогнозирования банкротства, впервые применив множественный дискриминантный анализ для преодоления ограничений модели Бивера. Бегли исследовал вопрос, сохраняют ли ранее разработанные модели свою прогнозную точность на данных текущего периода. Он выяснил, что ошибочная классификация модели на более современных данных обучающей выборки значительно возрастает по сравнению с результатами первоначальных работ. Среди методик, разработанных для диагностики возможного банкротства отечественных предприятий, можно назвать методики оценки финансового состояния на основе интегрального показателя, учитывающие специфику российских предприятий, разработанные А.В. Колышкиным и учеными Иркутской государственной экономической академии.
Несмотря на большое количество существующих методик прогнозирования финансового состояния, эту проблему нельзя считать полностью решенной по следующим причинам:
— применение разных методик приводит зачастую к противоречивым результатам;
— зарубежные модели не учитывают специфику экономической ситуации и организации предпринимательства в России.
В связи с вышеизложенным, возникает необходимость в разработке подходов оценки финансового состояния и прогнозирования банкротства.
Объект исследования. Объектом исследования диссертационной работы являются международных аэропортов Российской Федерации.
Предмет исследования. Предметом исследования выступает оценка финансового состояния международных аэропортов Российской Федерации.
Цель исследования. Разработка методических подходов в оценке финансового состояния и прогнозирования банкротства международных аэропортов Российской Федерации, учитывающих динамику изменения финансовых показателей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Nдать определение понятиям «несостоятельность», «банкротство», изучить порядок его прогнозирования;
Nсистематизировать существующие западные и отечественные модели прогнозирования банкротства и провести их анализ;
Nпровести вертикальный и горизонтальный (трендовый) анализ бухгалтерского баланса экономических субъектов;
Nпроанализировать показатели актива и пассива баланса исследуемых организаций;
Nоценить платежеспособность хозяйствующих субъектов;
Nпроанализировать ликвидность организаций авиационного сектора;
Nопределить подходы к оценке финансовой устойчивости предприятий;
Nвыявить наиболее подходящие методики для оценки финансового состояния и прогнозирования банкротства.
Методологической и теоретической основой исследования являются теории финансового анализа деятельности предприятий, разные подходы к оценке финансового состояния, работы российских и зарубежных авторов
Информационная база исследования. В качестве информационной базы для анализа и оценки финансового состояния предприятий была использована годовая бухгалтерская отчётность за период 2014-2016 гг.
Научная новизна заключается в следующем:
- определена сущность и сформулирована авторская трактовка понятия финансового состояния предприятия, определены основные компоненты;
- обобщены и уточнены методики оценки финансового состояния экономического субъекта;
- обоснован и предложен набор финансовых показателей, позволяющих оценить финансовое положение аэропортовых комплексов с различных точек зрения с выявлением особенностей данной характеристики;
- проанализирована структура имущества аэропортовых комплексов, выявлена система показателей, направленная на изучение эффективности использования основного и оборотного капитала;
- исследованы и систематизированы показатели, отражающие ликвидность, платежеспособность и финансовую устойчивость,
- исследованы и проанализированы модели прогнозирования вероятности банкротства.
Практическое применение результатов. Полученные результаты могут быть использованы:
- во-первых, менеджерами разных уровней управления для установления неблагоприятного финансового положения предприятий - контрагентов;
- во-вторых, инвесторами для оценки и выбора объекта для инвестирования;
- в-третьих, руководителями организаций, испытывающим финансовые трудности, идентифицировать сценарий банкротства и найти оптимальный путь выхода из кризисной ситуации.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены и опубликованы. Теоретические вопросы подняты на проводимых семинарских занятиях в рамках научно-педагогической практики.
Структура диссертации. Диссертационное исследование составляет введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Рассмотрев деятельность международных аэропортовых комплексов, в частности, Международный аэропорт Внуково, Международный аэропорт Владивостока, Международный аэропорт Пулково мы сформировали мнение о финансовом состоянии и вероятности банкротства.
За два года в АО «Международный аэропорт Внуково» значительно увеличилась сумма отложенных налоговых активов на 28,8 %, отложенных налоговых обязательств - на 23,0%, краткосрочных кредитов и займов - на 5 271,8 %, непокрытого убытка в динамике - на 60,0%. Уменьшилась сумма основных средств АО «Международный аэропорт Внуково» - на 6,0%, денежных средств - на 31,6%, запасов в динамике - на 1,9%, долгосрочных займов и кредитов - на 23,8%, доходов будущих периодов - на 6,8%. Остались на неизменном уровне объемы уставного и добавочного капитала. В целом сумма валюты баланса возросла с 43 391 774 тыс. руб. до 40 600 021 тыс. руб., то есть на 6,4%.
В ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» за аналогичный период значительно увеличилась сумма запасов в динамике - на 55,3 %, прочих оборотных активов - на 1 044,3%, денежных средств - на 10,8 %, прочих долгосрочных обязательств в динамике - на 4,5%, долгосрочных займов и кредитов - на 74,5%, доходов будущих периодов - на 63,8%. Причем у ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (Международный аэропорт Пулково) имеется значительная задолженность по долгосрочным обязательствам, что не является положительным элементом. Уменьшилась сумма прочих внеоборотных активов на 86,7%, значительно снизилась сумма налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям - на 93,0%, краткосрочных кредитов и займов - на 95,4%, непокрытый убыток - на 19,6%.
Оценивая показатели АО «Международный аэропорт Владивосток» можно отметить, что за два года значительно увеличилась сумма прочих внеоборотных активов на 421,9%, запасов - на 16,0 %, оценочных обязательств - на 60,9%, денежных средств - на 538,1%, прочих оборотных активов - на 100,0%. Но общая тенденция показателей, все -таки к снижению: дебиторской задолженности - на 78,5%, основных средств - на 51,0 %, финансовых вложений в динамике - на 97,2 %, нераспределенной прибыли - на 53,0%, отложенных налоговых обязательств - на 9,5%, кредиторской задолженности в динамике - на 38,4%, краткосрочных займов и кредитов - на 100,0%. Наблюдается значительное снижение суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям - на 100,0%, в связи с чем к концу года она нулевая. Причем у АО «Международный аэропорт Владивосток» отсутствует задолженность по долгосрочным обязательствам по окончании 2016 года погашена задолженность по краткосрочным, что, на наш взгляд, выступает как положительная динамика. Остались на неизменном уровне объемы уставного и резервного капитала. Относительно суммы валюты бухгалтерского баланса наблюдается снижение в динамике до 54,6%.
Анализ показателей бухгалтерского баланса показал, что внеоборотные активы в исследуемых организациях имеют значительный удельный вес. В крупных аэропортовых комплексах, АО «Международный аэропорт Внуково», ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (Международный аэропорт Пулково), наблюдается за последние годы получение убытка, что осложняет их деятельность и влияет на финансовое состояние. В АО «Международный аэропорт Владивосток» получена небольшая нераспределенная прибыль. Собственный капитал АО «Международный аэропорт Внуково», ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (Международный аэропорт Пулково) формируется за счет добавочного капитала. Тогда как в АО «Международный аэропорт Владивосток» за счет прибыли. Следует указать на тот факт, что в АО «Международный аэропорт Внуково», ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (Международный аэропорт Пулково) за исследуемый период снижается сумма по долгосрочным кредитам и займам, что является, несомненно, положительным элементом в деятельности. При этом АО «Международный аэропорт Владивосток» не имеет долгосрочных кредитов и займов. Но вместе с тем в АО «Международный аэропорт Внуково» увеличивается сумма краткосрочных кредитов и займов, тогда как в ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (Международный аэропорт Пулково), АО «Международный аэропорт Владивосток» она заметно снижается. Краткосрочная кредиторская задолженность увеличивается и в АО «Международный аэропорт Внуково», и в ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (Международный аэропорт Пулково), что свидетельствует о снижении расчётно-платёжной дисциплины на протяжении всего анализируемого периода. Но в АО «Международный аэропорт Владивосток» наблюдается тенденция по снижению суммы краткосрочной кредиторской задолженности.
В 2015 и 2016 годах у исследуемых аэропортовых комплексов наблюдалось критическое финансовое состояние. АО «Международный аэропорт Внуково», ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (Международный аэропорт Пулково) и АО «Международный аэропорт Владивосток» за весь анализируемый период можно оценить, как недостаточно платёжеспособное и финансово-устойчивое.
Проведя «Z - анализ» по методу Альтмана, можно сделать вывод, что вероятность наступления банкротства в АО «Международный аэропорт Внуково», ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (Международный аэропорт Пулково) велика и сохранялась в 2015 и 2016 годах, тогда как в АО «Международный аэропорт Владивосток», можно отметить, что вероятность наступления банкротства очень мала «Z - анализ» по методу Лиса показал, что АО «Международный аэропорт Внуково», ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (Международный аэропорт Пулково) и АО «Международный аэропорт Владивосток» находятся в зоне банкротства на протяжении всего анализируемого периода.
«Z - счета» по методу Таффлера указывает, что в АО «Международный аэропорт Внуково» вероятность банкротства на протяжении всего анализируемого периода высокая, тогда как в ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (Международный аэропорт Пулково) и АО «Международный аэропорт Владивосток», то вероятность банкротства этих организаций мала.
Анализ по моделям А.В. Колышкина определяет, что АО «Международный аэропорт Внуково» и АО «Международный аэропорт Владивосток» за 2015 и 2016 годах по модели № 1 находятся в зоне банкротства, аналогичная ситуация складывается по моделям № 2 и № 3 на протяжении всего анализируемого периода международные аэропорты находятся в зоне вероятности банкротства. ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (Международный аэропорт Пулково) по моделям А.В. Колышкина по данным 2015 и 2016 годов по модели № 1 находится в зоне благополучия, по моделям № 2 и № 3 на протяжении всего анализируемого периода аэропорт находится также в зоне благополучия.
Следует отметить, что данная модель, на наш взгляд, наиболее полно показывает и оценивает деятельность организации, тем более, что она приближены к оценке финансового состояния.
Из приведенных зарубежных методик, на наш взгляд, наиболее отвечающая требованиям российской экономики «Z-анализ» по методу Альтмана.
За два года в АО «Международный аэропорт Внуково» значительно увеличилась сумма отложенных налоговых активов на 28,8 %, отложенных налоговых обязательств - на 23,0%, краткосрочных кредитов и займов - на 5 271,8 %, непокрытого убытка в динамике - на 60,0%. Уменьшилась сумма основных средств АО «Международный аэропорт Внуково» - на 6,0%, денежных средств - на 31,6%, запасов в динамике - на 1,9%, долгосрочных займов и кредитов - на 23,8%, доходов будущих периодов - на 6,8%. Остались на неизменном уровне объемы уставного и добавочного капитала. В целом сумма валюты баланса возросла с 43 391 774 тыс. руб. до 40 600 021 тыс. руб., то есть на 6,4%.
В ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» за аналогичный период значительно увеличилась сумма запасов в динамике - на 55,3 %, прочих оборотных активов - на 1 044,3%, денежных средств - на 10,8 %, прочих долгосрочных обязательств в динамике - на 4,5%, долгосрочных займов и кредитов - на 74,5%, доходов будущих периодов - на 63,8%. Причем у ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (Международный аэропорт Пулково) имеется значительная задолженность по долгосрочным обязательствам, что не является положительным элементом. Уменьшилась сумма прочих внеоборотных активов на 86,7%, значительно снизилась сумма налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям - на 93,0%, краткосрочных кредитов и займов - на 95,4%, непокрытый убыток - на 19,6%.
Оценивая показатели АО «Международный аэропорт Владивосток» можно отметить, что за два года значительно увеличилась сумма прочих внеоборотных активов на 421,9%, запасов - на 16,0 %, оценочных обязательств - на 60,9%, денежных средств - на 538,1%, прочих оборотных активов - на 100,0%. Но общая тенденция показателей, все -таки к снижению: дебиторской задолженности - на 78,5%, основных средств - на 51,0 %, финансовых вложений в динамике - на 97,2 %, нераспределенной прибыли - на 53,0%, отложенных налоговых обязательств - на 9,5%, кредиторской задолженности в динамике - на 38,4%, краткосрочных займов и кредитов - на 100,0%. Наблюдается значительное снижение суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям - на 100,0%, в связи с чем к концу года она нулевая. Причем у АО «Международный аэропорт Владивосток» отсутствует задолженность по долгосрочным обязательствам по окончании 2016 года погашена задолженность по краткосрочным, что, на наш взгляд, выступает как положительная динамика. Остались на неизменном уровне объемы уставного и резервного капитала. Относительно суммы валюты бухгалтерского баланса наблюдается снижение в динамике до 54,6%.
Анализ показателей бухгалтерского баланса показал, что внеоборотные активы в исследуемых организациях имеют значительный удельный вес. В крупных аэропортовых комплексах, АО «Международный аэропорт Внуково», ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (Международный аэропорт Пулково), наблюдается за последние годы получение убытка, что осложняет их деятельность и влияет на финансовое состояние. В АО «Международный аэропорт Владивосток» получена небольшая нераспределенная прибыль. Собственный капитал АО «Международный аэропорт Внуково», ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (Международный аэропорт Пулково) формируется за счет добавочного капитала. Тогда как в АО «Международный аэропорт Владивосток» за счет прибыли. Следует указать на тот факт, что в АО «Международный аэропорт Внуково», ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (Международный аэропорт Пулково) за исследуемый период снижается сумма по долгосрочным кредитам и займам, что является, несомненно, положительным элементом в деятельности. При этом АО «Международный аэропорт Владивосток» не имеет долгосрочных кредитов и займов. Но вместе с тем в АО «Международный аэропорт Внуково» увеличивается сумма краткосрочных кредитов и займов, тогда как в ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (Международный аэропорт Пулково), АО «Международный аэропорт Владивосток» она заметно снижается. Краткосрочная кредиторская задолженность увеличивается и в АО «Международный аэропорт Внуково», и в ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (Международный аэропорт Пулково), что свидетельствует о снижении расчётно-платёжной дисциплины на протяжении всего анализируемого периода. Но в АО «Международный аэропорт Владивосток» наблюдается тенденция по снижению суммы краткосрочной кредиторской задолженности.
В 2015 и 2016 годах у исследуемых аэропортовых комплексов наблюдалось критическое финансовое состояние. АО «Международный аэропорт Внуково», ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (Международный аэропорт Пулково) и АО «Международный аэропорт Владивосток» за весь анализируемый период можно оценить, как недостаточно платёжеспособное и финансово-устойчивое.
Проведя «Z - анализ» по методу Альтмана, можно сделать вывод, что вероятность наступления банкротства в АО «Международный аэропорт Внуково», ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (Международный аэропорт Пулково) велика и сохранялась в 2015 и 2016 годах, тогда как в АО «Международный аэропорт Владивосток», можно отметить, что вероятность наступления банкротства очень мала «Z - анализ» по методу Лиса показал, что АО «Международный аэропорт Внуково», ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (Международный аэропорт Пулково) и АО «Международный аэропорт Владивосток» находятся в зоне банкротства на протяжении всего анализируемого периода.
«Z - счета» по методу Таффлера указывает, что в АО «Международный аэропорт Внуково» вероятность банкротства на протяжении всего анализируемого периода высокая, тогда как в ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (Международный аэропорт Пулково) и АО «Международный аэропорт Владивосток», то вероятность банкротства этих организаций мала.
Анализ по моделям А.В. Колышкина определяет, что АО «Международный аэропорт Внуково» и АО «Международный аэропорт Владивосток» за 2015 и 2016 годах по модели № 1 находятся в зоне банкротства, аналогичная ситуация складывается по моделям № 2 и № 3 на протяжении всего анализируемого периода международные аэропорты находятся в зоне вероятности банкротства. ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (Международный аэропорт Пулково) по моделям А.В. Колышкина по данным 2015 и 2016 годов по модели № 1 находится в зоне благополучия, по моделям № 2 и № 3 на протяжении всего анализируемого периода аэропорт находится также в зоне благополучия.
Следует отметить, что данная модель, на наш взгляд, наиболее полно показывает и оценивает деятельность организации, тем более, что она приближены к оценке финансового состояния.
Из приведенных зарубежных методик, на наш взгляд, наиболее отвечающая требованиям российской экономики «Z-анализ» по методу Альтмана.



