Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Принципы разделения, тенденции развития и пути совершенствования государственной власти в новейшей истории России

Работа №7037

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы187стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
913
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Методологические аспекты формирования и осуществления государственной власти 16
1.1. Философско-политические взгляды на формирование и функционирование государства и власти 16
1.2. Историко-политические подходы к организации власти и принципам ее разделения 35
1.3. Сравнительный анализ институтов государственной власти зарубежных стран 58
Глава 2. Характер и механизмы реализации принципа разделения ветвей власти в современной России. Политико-государственные
тенденции 93
2.1. Проблемы становления Российской государственности в
90 - х. гг. ХХ в 93
2.2. Характер разделения и механизмы взаимодействия субъектов государственной власти в Российской Федерации 113
2.3. Политические тенденции реформ государственного управления. Перспективы политического развития России 129
Заключение 160
Библиография 166



Актуальность темы диссертационного исследования
Проблема разделения властей имеет многовековую историю и ведет еще к временам Древней Греции и Древнего Рима, однако, следует отметить, что разделение властей никогда не являлось самоцелью, а лишь выступало одним из базовых признаков правового государства.
Вышеуказанный принцип был заложен, как один из основополагающих базисов Конституции Российской Федерации 1993 года.1
К моменту принятия Конституции РФ 1993 г. в мировой практике сложился богатый опыт по формированию политико-правовых моделей управления государством на основе принципа разделения властей. Однако, даже такие развитые демократические страны, как США, Великобритания, Франция, Италия, Германия и другие, система государственного управления которых построена по принципу разделения властей и имеет много десятилетний опыт, все больше сталкиваются с необходимостью перераспределения этих полномочий между различными ветвями власти, укреплением «здоровой» независимости властей друг от друга, при возможности использования некоторых взаимных рычагов контроля, появлением новых и «обновлением» прежних функций ветвей власти.
В начале 90-х гг. российская политическая элита была озабочена в основном экономическими проблемами и переориентацией страны на рыночный курс развития. Механизм государственного управления «по-советски» уже не работал, а декларируемые новые демократические модели управления государством не были апробированы в российской действительности. Западная модель демократии, перенесенная без учета исторического, культурного и
1 См.: Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2000. - Ст. 5 (Ч.3), Ст. 10, Ст. 11
(Ч.1).

4
национального менталитета на российскую почву, что стало особенно очевидным после избрания В.В. Путина Президентом, не прижилась.
Тема диссертационного исследования становится все более актуальной в условиях реформирования государственной власти и ее головных институтов. Россия, не имеющая сколь серьезного опыта демократического правового развития, только сейчас, методом проб и ошибок начинает приобретать ту форму государственного управления, которая будет являться для нее наиболее эффективной и приемлемой.
Многие ученые обращают внимание на теоретическую не¬разработанность ряда проблем организации государственной власти и ее функционирования в Российской Федерации. В некоторых случаях отсутствует правовая основа для преодоления политических трудностей.
Конституция Российской Федерации выражает лишь основные базовые демократические принципы и не может детализировать, что вполне обоснованно, механизмы их исполнения. Однако, как показали реформы 2000 - 2005 гг., данная детализация может играть очень существенную роль, оказывая серьезное влияние на истолкование конституционных основ государства как таковых.
Россия 2005 года, несмотря на то, что с момента принятия Конституции прошло более 10-ти лет, делает лишь первые шаги к цивилизованному демократическому правовому государству. Становление новой государственности в сложных социально-политических, экономических и идеологических условиях вызвало некоторый политико-правовой вакуум и реальные проблемы при взаимодействии ветвей органов государственной власти.
Актуальность диссертационного исследования заключается в:
1. Изучении проблем, которые стали возникать еще в начале 90-х гг., ведущих к осложнению процессов взаимодействия ветвей власти.
2. Раскрытии сути политических преобразований России середины 90-х
- начала 2000-х гг.
3. Рассмотрении значимости реального усиления президентской власти и преобразования системы федеральной исполнительной власти.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современной России конституционными субъектами высшей власти являются: Президент, Федеральное Собрание, Правительство и Судебная власть. Разделение властей в Российской Федерации носит горизонтальный характер - законодательная, исполнительная и судебная власти; вертикальный характер - федеральная, региональная и муниципальная власти (местное самоуправление). В данной работе тема местного самоуправления не рассматривалась, т.к. она требует специального объемного изучения. Помимо всего прочего власть всех ветвей и уровней имеет внутрифункциональное разделение.
Президент стоит над тремя властями, хотя в последнее время президентская вертикаль принимает все большее участие в деятельности исполнительной власти, а правительство отчасти становится «техническим» органом, большую значимость приобретает администрация президента Российской Федерации.
Президент, как было установлено, помимо закрепленных конституционных прав - в области законотворческой деятельности и исполнительной власти, в течение последних пяти лет стал обладать еще более доминирующими полномочиями в сравнении с другими ветвями власти. При этом полномочия Президента доминируют как в вертикальном срезе между властями, так и в горизонтальном срезе, что выражается, в частности, на примере отмены прямых выборов губернаторов. По сути дела, без изменения Основного закона и в его рамках функции Президента возросли в несколько раз за счет принятия новых федеральных законов, детализирующих статьи Конституции.
На фоне усиления института президенсиализма в России ослабляются другие институты. Так, ликвидация института избрания депутатов по одномандатным округам и формирование Государственной Думы на 100% по партийным спискам, безусловно, снизит степень представительности этого органа и увеличит его партийную ангажированность. А на фоне усиления партии власти
- добавит Президенту дополнительный политический плацдарм.

161
Принцип разделения властей значительно трансформировался по сравнению с классическими представлениями о нем. Так, в Российской Федерации законодательно-представительной властью является - Федеральное Собрание, политическая значимость и степень представительности верхней палаты которой - Совета Федерации, заметно ослабла в последнее время.
В нижней палате - Государственной Думе, отсутствует реальная конструктивная оппозиция, что безусловно, не может положительно отражаться на политическом процессе в стране.
Совет Федерации, после ухода из него региональных руководителей, потерял свой былой политический вес, хотя на то и есть масса объективных причин.
Октябрьский кризис 1993 года во многом предопределил будущее развитие России. Именно в этот период (1991 - 1993 гг.) в России зародились такие опаснейшие политические проблемы как: сепаратизм отдельных субъектов Российской Федерации, неуправляемость государственной власти не горизонтальном, не на вертикальном уровне , борьба за главенство между ветвями власти, катастрофическая коррупция в высших эшелонах власти, угроза распада России вообще. С 1991 по 1993 гг., Россия, фактически прошла путь парламентско-президентской республики. Борьба за власть, а не конструктивное взаимодействие между Президентом, - тогда еще официальным главой исполнительной власти, и законодательно-представительным органом - Верховным Советом ознаменовало этот период. Чересчур деятельное политическое участие Конституционного Суда в тот период также осложнило ситуацию. Конституционный Суд в этой ситуации, к сожалению, не стал стабилизирующим звеном.
В дальнейшем до 1999 года взаимодействие Государственной Думы и Президента, также было не простым и осложнялось различными политическими конфликтами, что свидетельствовало о невозможности реализации в России парламентско-президентской республики.

162
Важным моментом в становлении законодательно-представительной власти в Российской Федерации, после РСФСР, явилось ликвидация ее вертикального построения, выражавшаяся в системе Советов. Данный факт послужил становлению и укреплению федерализма в России. Региональные законодательные собрания и думы не являются теперь подчиненным звеном вышестоящих инстанций, мало того они участвуют теперь в формировании исполнительной региональной власти, при утверждении предложенной кандидатуры Президентом России на пост регионального главы исполнительной власти. Но при этом, отчасти нарушается принцип разделения властей в классическом его понимании. Встает вопрос о необходимости сохранения института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, так как в данном случае федеральные округа становятся избыточным звеном управления.
При новой системе формирования глав исполнительной власти регионов нарушается «принцип не вхождения президента» ни в одну из ветвей власти: законодательную, исполнительную и судебную. Теперь Президент фактически напрямую формирует исполнительную региональную власть и в значительной степени влияет на законодательную региональную власть. Возможно, необходима юридическая корректировка Конституции, в том смысле, к какой же ветви власти относится Президент?



1. Абашмадзе В.В. Учение о разделении властей. - Тбилиси: Сабчота Сакартвелло, 1972. - 342 с.
2. Авакьян С.А. Проблемы реформы Конституции // Российский конституционализм: проблемы и решения: Материалы международной конференции. - М., 1999. - С. 58-65.
3. Авакьян С.А. Конституционное законодательство субъектов Российской Федерации: проблемы совершенствования и использования в преподавании. - М.: Юристъ, 1999. - 320 с.
4. Аксеева Т.А. Демократия как идея и процесс // Вопросы философии. 1996.
- № 6. - С. 17.
5. Антология мировой политической мысли. Политические документы (В 5 т.) / Руководитель проекта Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 1997. - Т. 5. - 765 с.
6. Аристотель за 90 минут / П. Стретерн; Пер. с англ. Н. Бровчук. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 77 с.
7. Аристотель. Политика // Мыслители Греции. От мифа к логике: сочинения. - М.: Новое литературное обозрение, 1999. - 426 с.
8. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. - М.: Омега - Л, 2005. - 579 с
9. Атаманчук Г.В. Конституционные основы государственной службы и кадровой политики // Актуальные проблемы становления и развития государственной службы Российской Федерации: Курс лекций. - М.: РАГС, 1997. - С. 5.
10. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. - М.: РАГС, 2003. - 272 с.
11. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.: Издательская группа ИНФРА-М-КОДЕКС, 1996. - 512 с.
12. Баглай М.В.Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. - М.: Норма, 2005. - 816 с.

167
13. Баглай М.В. Конституционное правосудие в России состоялось // Российская юстиция. 2001. - № 10. - С. 3 - 11.
14. Баглай М. Судебная система - главный механизм обеспечения единого правового поля страны // Российская юстиция. 2001. - №1. - С. 9.
15. Баглай М. В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права.
- М.: Бек, 1998. — 505 с.
16. Бакрадзе К.С. Система и метод философии Гегеля. - Тбилиси. Изд-во Тбилисского гос. ун-та, 1958. - 464 с.
17. Барганджия Б. А. Российский федерализм: разграничение предметов ведения и полномочий // Социально-политический журнал. 1996. - №4. - С. 56 - 67.
18. Брагина Л.М. Социально - политические идеи в итальянском гуманизме 15 века// Культура Возрождения и общество. - М.: Мысль, 1986. - С. 9.
19. Брайс Дж. Американская республика. (В 3-х ч.) - Москва. Типография В.Ф. Рихтер, 1889. - Ч. 1. - 503 с.
20. Бронзов А. Аристотель и Фома Аквинский в отношении к их учению о нравственности. - СПб.: Тип. Елеонского, 1884. - 424 с.
21. Васильев Л. С., Культы, религии, традиции в Китае. - М.: Наука, 1970. - 376 с.
22. Васильева Т. А. Административное право Италии // Административное право зарубежных стран. - М.: СПАРК, 1996. - Гл. 5.
23. Виндельбанд В. История древней философии. - М.: Типография Русского Товарищества, 1911. - 525 с.
24. Виллари П. Никколо Макиавелли его время. - СПб.: Тип. П.А.Н., 1914. - 409 с.
25. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - 7-е изд. - Петроград; Киев: Н. Я. Оглоблин, 1915. - 715 с.
26. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - Ростов н/Д: Феникс, 1995. - 640с.
27. Власть. 1998. - №9. - С. 22.
28. Власть. 2004. - №7. - С. 45-46.
29. Власть. 2004. - №9. - С. 53.
30. Власть. 2004. - №11. - С. 36.

168
31. Власть. 2004. - №38. - С. 31 - 32.
32. Власть. 2004. - №39. - С. 20.
33. Власть. 2004. - №43. - С. 56.
34. Власть. 2004. - №47. - С. 62.
35. Власть. 2004. - №48. - С. 30.
36. Власть. 2005. - №16. - С. 52.
37. Власть. 2005. - №25. - С. 17.
38. Гаджиев Г.А. Подведомственность и допустимость обращений в Конституционный Суд Российской Федерации // Журнал российского права. 1997.
- №6. - С. 8.
39. Гаджиев Г.А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник конституционного права // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1999. - №3. - С. 81 - 85.
40. Галиев М.Р. Философия власти: противоречия между мировым политическим опытом и осуществлением властвования в условиях современной российской действительности: Автореферат дисс. ... канд. философ. наук. - Москва, 2002. - 25 с.
41. Галанза П. Н. Учение Иммануила Канта о государстве и праве. - М.: Госюриздат, 1960. - 49 с.
42. Глигич-Золотарева М.В. Федеративная составляющая Конституции: опыт России и зарубежных стран // Конституционный строй России. (Выпуск 4-й). - М., ИГП РАН, 2003. - С. 46-47.
43. Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. - М.: АСТ, 2001. - 304 с.
44. Гордон Д.И. Звезды политического небосклона. - Харьков: Фолио, 2004. - 399 с.
45. Государство, Политик и др. // Полное собрание творений Платона. (В 15 т. издание не закончено). - Пермь.: б/и, 1922-1929 гг. - Т. 3-6.
46. Грамши А., Избранные произведения/ Перевод с итальянского. - М. Изд. иностр. лит., 1959. - Т.3. - С. 111—29, С. 159—61;

169
47. Гулиан К.И. Метод и система Гегеля. (В 2 т.) / Пер. с румынского. - М. Изд. иностр. лит., 1962. - Т. 1. - 445 с.
48. Гулиан К.И. Метод и система Гегеля. (В 2 т.) / Пер. с румынского. Т.2. - М. Изд. иностр. лит., 1963. - Т. 2. - 819 с.
49. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Принята первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. - № 2. - Ст. 2.
50. де Местр Жозеф в России. Письма, в кн.: Литературное наследство, - М. Госполитиздат, 1937. - Т. 29-30.
51. Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. - М.: Соц. - полит. журнал, 1994. - 272 с.
52. Доган М. Легитимность режимов и кризис доверия // Социологические исследования. 1994. - № 6. - С. 147-155.
53. Елисеева А.А. Правовые проблемы разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов: Диссертация ... канд. юрид. наук. - Москва, 2000. - 124 с.
54. Енько А.Г. «Defensor pasic» Марсилия Падуанского... Вестник МГУ. История. 1964. - № 2. - С. 2 - 29.
55. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - М.: Высшая школа, 1983. - 352 с.
56. Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» 1991 года // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. - № 30. - Ст. 1017.
57. Закон РФ от 21.07.1994 г. О Конституционном Суде РФ // Собрание законодательства РФ.1994. - № 13. - Ст.1447.
58. Закон РСФСР «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 года // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. - № 17. Ст. 512.
59. Закон РСФСР «О выборах Президента РСФСР» от 24 апреля 1991 года // Сборник законодательных актов, принятых третьей сессией Верховного Совета РСФСР. - М.: Советская Россия, 1991. - С. 10-21.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ