Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СОПРОВОЖДЕНИИ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №70360

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы84
Год сдачи2016
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
356
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ В СОПРОВОЖДЕНИИ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием
речи 7
1.2. Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя 15
1.3. Взаимодействие в работе учителя-логопеда и специалистов дошкольной
образовательной организации 25
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Изучение системы взаимодействия учителя-логопеда и специалистов
дошкольного образовательного учреждения в сопровождении ребенка с общим недоразвитием речи 40
2.2. Методические рекомендации по организации взаимодействия
учителя-логопеда и специалистов дошкольного образовательного учреждения в сопровождении ребенка с общим недоразвитием речи 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

На сегодняшний день число дошкольников с нарушениями речи увеличивается. Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. В дошкольных образовательных учреждениях ведется работа по преодолению речевых дефектов, в которой задействованы многие специалисты - учителя-логопеды, педагоги-психологи, дефектологи, инструкторы по физической культуре, медицинский персонал и др. Однако эффективность работы этих специалистов часто оказывается низкой. Причина этого кроется в том, что устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом факторов как биологического, так психологического и социального характера. Эффективность коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями определяется четкой организацией их пребывания в ДОУ, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-логопеда и других специалистов детского сада.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена важностью комплексного подхода, предполагающего сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. При организации системы сопровождения детей с нарушениями речи в условиях детского сада необходима совместная работа врача, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию. Эта работа должна иметь согласованный, комплексный характер.
Необходимость и актуальность такого взаимодействия вызвана особенностями детей, поступающих в ДОУ. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, специалисты детского сада строят свою работу на основе общих педагогических принципов, при этом определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свое направление не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией речи, специалисты намечают свое взаимодействие, направленное на формирование и развитие двигательной и речевой сфер.
Каждый ребенок, имеющий отклонения в речевом развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ему преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии речи. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: с одной стороны, специалисты детского сада, с другой стороны, родители.
Проблема исследования заключается в противоречии: одним из принципов коррекционной работы является комплексный подход, но на практике отсутствуют условия успешного взаимодействия.
В связи с этим была сформулирована цель выпускной квалификационной работы.
Цель исследования - определить условия эффективной организации взаимодействия специалистов ДОУ в системе сопровождения детей с нарушениями речи.
Объектом исследования является процесс взаимодействия учителя-логопеда и специалистов дошкольного образовательного учреждения в сопровождении ребенка с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - условия успешного взаимодействия учителя- логопеда и специалистов дошкольного образовательного учреждения и их влияние на эффективности системы сопровождения детей с общим недоразвитием речи.
Исходя из цели, объекта, предмета исследования, выпускная квалификационная работа направлена на решение следующих задач:
1. Провести анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования
2. Разработать диагностический материал для исследования эффективности взаимодействия учителя-логопеда и специалистов дошкольного образовательного учреждения в системе сопровождения детей с общим недоразвитием речи.
3. Представить и реализовать оптимальную систему взаимодействия учителя-логопеда и специалистов дошкольного образовательного учреждения в системе сопровождения детей с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: традиционное взаимодействие учителя-логопеда и специалистов дошкольного образовательного учреждения в системе сопровождения детей с общим недоразвитием речи без включения в этот процесс родителей является неэффективным. Активное участие родителей в сопровождении детей с нарушениями речи повышает его эффективность.
С целью решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ литературных источников по теме исследования, наблюдение, беседа, анкетирование, констатирующий, формирующий эксперименты, количественная и качественная обработка полученных данных.
Теоретико - методологической основой выпускной квалификационной работы выступили фундаментальные исследования в области логопедии, специальной психологии, коррекционной педагогики следующих авторов: Л.С. Выготского, Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.Г. Парамоновой, И.Н. Садовниковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Д.Б. Эльконина и др.
Экспериментальная база исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» и муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10г. Шебекино Белгородской области»
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введение, две главы, заключение, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей выпускной квалификационной работе определены условия эффективной организации взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения в системе сопровождения детей с нарушениями речи. Для этого в работе проведен анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, разработан диагностический материал для исследования эффективности взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения в системе сопровождения детей с нарушениями речи, представлена и реализована оптимальная система взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения в системе сопровождения детей с нарушениями речи, а также проверена эффективность применения системы взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения в системе сопровождения детей с нарушениями речи.
Таким образом, при выполнении выпускной квалификационной работы была реализована ее цель и решены поставленные задачи, что дает основание сформулировать главные выводы:
В дошкольном возрасте (3 - 8 лет) различают патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды. Речевые нарушения в дошкольном возрасте затрагивают различные стороны речи: звуковую (произносительную), фонематическую, (смыслоразличительную), лексику, грамматический строй.
В дошкольном возрасте очень часто встречается общее недоразвитие речи . Для коррекции речевых нарушений в условиях дошкольного образовательного учреждения создается система сопровождения данной категории детей, которая должна быть поэтапной, может организовываться в различных, на основе взаимодействия специалистов, воспитателей и родителей, что способствует созданию оптимальных условий для эмоционального, социального, физического, интеллектуального и творческого развития каждого ребёнка, формированию личностных качеств в соответствии с его интеллектуальными возможностями и потенциалом.
Организация взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения в системе сопровождения детей предполагает тесное взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя (педагога дополнительного образования), социального педагога, медицинской сестры, инструктора ЛФК, врача, организующих диагностику, сбор катамнеза, работу психолого-медико- педагогического консилиума, определяющих дальнейшую стратегию работы с ребенком.
Проведенное исследований на базе МАДОУ № 13 и МАДОУ № 10 г. Шебекина выявило, что родители и специалисты по-разному представляют и оценивают систему сопровождения детей с нарушениями речи. Родители перекладывают ответственность за результаты коррекционной работы на специалистов дошкольного образовательного учреждения, не имеют инициативы при взаимодействии со специалистами, не включаются в воспитательно-образовательный процесс, не знакомы с особенностями работы специалистов дошкольного образовательного учреждения , часто уходят от проблем ребенка, ограничиваясь традиционными формами работы со специалистами. Специалисты уверены в низкой педагогической компетентности родителей и низкой мотивации взаимодействия со специалистами, в формализме коллег, выступают с инициативой по внесению предложений, направленных на оптимизацию системы сопровождения детей с нарушениями речи, предпочитают всем другим формам работы с родителями индивидуальные беседы, поощряют любую инициативу родителей.
Полученные результаты показали низкую эффективность существующей с детских садах № 13 и № 10 системы сопровождения детей с нарушениями речи. В связи с этим была предложена и реализовывала новая система сопровождения детей с нарушениями речи, где упор сделан на активность всех участников процесса сопровождения.



1. Азарова, Т.В. Работа психолога в начальной школе. [Текст]/ Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, М.Р. Битанова, Н.А. Васильева - М.: Совершенство, 2008. - 352 с.
2. Актуальные направления и проблемы развития системы специального образования в условиях модернизации образования [Текст] // Межрегиональный сборник научно-практических статей: опыт работы региона. - Барнаул: АКИПКРО, 2008. - 186 с.
3. Баландина, Л.А. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие. [Текст]/ Л.А. Баландина - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 288 с.
4. Бардиер, Г. Психологическое сопровождение естественного развития младших школьников.[Текст] / Г. Бардиер, Н. Розман, Т.А. Чередникова - СПб.: Литера, 2003. - 90 с.
5. Басаргина, Л.В. Повышение квалификации учителей-логопедов в области реализации логопедического сопровождения [Текст] /Л.В. Басаргина // Модернизация и развитие системы дополнительного профессионального образования: материалы международной научно-практической интернет- конференции. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2008. - С. 281 - 287. // http: //www.sipk.ru.
6. Бачина, О.В. Интегрированный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОУ [Текст]/ О.В. Бачина, Г.Ф. Левашева, Т.А. Попова // Логопед. - 2009. - № 1. - С. 12 - 17.
7. Вершинина, О.М. Пути оптимизации коррекционно-логопедической работы в ДОУ общеразвивающего вида: Автереф. дис... к.п.н. [Текст] / О.М. Вершинина - М.: Просвещение, 2005. - 207 с.
8. Гриднева, И.А. Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи. [Текст] / И.А. Гриднева - Челябинск // ipk74.ru.
9. Евдокимова, И.В. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / И.В. Евдокимова - //http://dohcolonoc.ru.
10. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. [Текст] /Н.С. Жукова Е.М. Мастюкова Т.Б. Филичева - М.: Просвещение, 2006. - 196с.
11. Каше, Г.А. Предупреждение нарушений письма и чтения у детей с недостатками произношения. [Текст] / Г.А. Каше - М.: Просвещение, 2005. - 207с.
12. Каралашвили, Е.А. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: организация работы [Текст]/ Е.А. Каралашвили // Приложение к журналу «Управление ДОУ» - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.
13. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста. [Текст]/ В.В. Ковалев - М.: Медицина, 2007. - 608с.
14. Копылова, Л.В. Модель организации коррекционно-развивающего сопровождения детей раннего возраста с нарушениями речевого развития.[Текст]/ Л.В. Копылова, А.Г. Перетягина, Т.Г. Подкидышева - Пермь, 2007 //http://logopediya.com.
15. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография [Текст]/ Под общ. ред. М.А. Поваляевой. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — 352 с.
16. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина - М.: Просвещение, 2009. - 159 с.
17. Логопедия [Текст]/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2008. - 678 с.
18. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. [Текст]/ Н.В. Нищева - СПб.: Детство-пресс, 2005. - 655 с.
19. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений [Текст]/ Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
20. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов,воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ[Текст]/ Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
21. Примерный план образовательной работы воспитателя дошкольного
образовательного учреждения. [Текст] - Челябинск: ГОУ ДПО
«Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», 2011. - 885 с.
22. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет.[Текст] /Л.Н. Смирнова - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 70 с.
23. Спирова, Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи. [Текст] / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова- М.: Просвещение, 2004. -156с.
24. Томилова, Н.В. Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении детей раннего возраста с задержкой речевого развития. [Текст] /Н.В. Томилова - Пермь: МДОУ ЦРР - детский сад № 30 г. Чайковский Пермского края //http://logopediya.com.
25. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» [Текст]/ Т.Б. Филичева,Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.
26. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие. [Текст]/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова- М.: Гном и Д, 2000. - 128с.
27. Хабарова, Н.В. Комплексное медико-педагогическое сопровождение детей
с речевыми нарушениями в ДОУ. [Текст]/ Н.В. Хабарова- Пермь: МБДОУ детский сад № 33 «Радость», г. Чайковский Пермского края //
http: //sundekor.ru.
28. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. - 2-е изд., испр. [Текст] /Г.В. Чиркина - М.: АРКТИ, 2006.- 240 с.
29. Шаховская, С.Н. Обследование детей с нарушениями речи в условиях медико-педагогических комиссий // Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. [Текст] /С.Н. Шаховская, Б.И. Шостак - М.: Просвещение, 2008. - 54 с.
30. Шипицина, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста.[Текст] /Л.М. Шипицина - СПб.: Речь, 2003. - 240 с.
31. Шипицина, Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителей и дефектологов. [Текст] /Л.М. Шипицина - М.: Владос, 2003. - 528 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ