МОТИВИРОВАННОСТЬ К УЧЕБЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БЕЛГУ»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ МОТИВИРОВАННОСТИ К УЧЕБЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
РАЗДЕЛ II. ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО СОЦИОЛОГО- 21
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВИ-РОВАННОСТИ К УЧЕБЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
РАЗДЕЛ III. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВИРОВАННОСТИ К УЧЕБЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ МОТИВИРОВАННОСТИ К УЧЕБЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
РАЗДЕЛ II. ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО СОЦИОЛОГО- 21
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВИ-РОВАННОСТИ К УЧЕБЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
РАЗДЕЛ III. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВИРОВАННОСТИ К УЧЕБЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Актуальность темы дипломной работы заключается в следующем. Во-первых, мотивированность к учебе - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Именно мотивированность определяет желание студентов заниматься учебной деятельностью. Состояние мотивации индивида к учебе определяет результативность учебной деятельности студента, успешность его адаптации к будущей профессии, эффективность его профессионального труда. Именно поэтому так важны изучение сущности и специфики мотивов, которыми руководствуются студенты в учебной деятельности, а также оценка состояния их мотивационной сферы, тех фактов и критериев, которые оказывают решающее влияние на уровень их успеваемости.
Во-вторых, высокий уровень мотивации обучения необходим для достижения успехов в учебной деятельности студентов ВУЗов. Вклад мотивации в общую успеваемость студента можно рассматривать наравне с когнитивными способностями. Иногда менее способный студент, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учеб-ной деятельности, потому что стремится к этому и уделяет учебе больше времени и внимания. В то же время у студента, недостаточно мотивированного, успехи в учебе могут быть незначительными, не смотря на его способности. Знание этого позволит лучше организовать работу по формированию их потребностной, мотивационной сферы, оказывать мотивирующее влияние на процесс учебной деятельности, осуществлять эффективное содействие им в повышении мотивированности к учебе.
В-третьих, социальная роль университета как ведущего учебно-воспитательного учреждения по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности человека, обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе мотивированности к учебе в стенах ВУЗа. Однако нужно, вместе с тем, признать, что деятельность по активизации высокой мотивированности к учебе на сегодняшний день находится лишь в начальной стадии. Все еще нет единой системы - есть только отдельные ее звенья и во многих случаях спонтанно возникающие элементы. В связи с этим мотивированность к учебе не достигает главной цели, которая заключается в подготовке студентов к сознательной и успешной профессиональной деятельности, которая будет соответствовать не только их индивидуальным особенностям, но и запросам рынка труда в кадрах определенной профессии.
Работа именно в этом направлении даст возможность студентам осознанно и самостоятельно повысить свою мотивированность к учебе в ВУЗе.
Степень научной разработанности дипломной работы. На сегодняшний день вопрос о мотивированности к учебе студентов ВУЗов является одним из самых актуальных в системе высшего образования.
В отечественной и зарубежной психологии и педагогике исследование проблем мотивированности к учебе проводилось по разным направлениям: в контексте изучения возрастных закономерностей формирования личности (Л. И. Божович, А. В. Петровский, Д. Е. Сьюпер и др.); в плане решения проблемы формирования человека как субъекта профессиональной деятельности (В. А. Беликов, А. Я. Найн и др.) ; в рамках изучения вопросов профессионального становления (Э. Ф. Зеер, Т. В. Кудрявцев, О. В. Лешер, А. Маслоу, Е. М. Павлютенков и др.) ; в контексте определения мотивов и факторов профессионального самоопределения (Е. П. Ильин, П. А. Шавир и др.).
Мотивационно-потребностные компоненты учебной и учебно-профессиональной деятельности рассматривались многими отечественными и зарубежными учеными: Н. А. Бакшаеве, Л. И. Божович, А. П. Вехова, Т. Д. Дубовицкая, Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев, П. М. Якобсон, Л. Р. Ярулина.
Работы перечисленных авторов дают общее представление о мотивированности к учебе студентов, однако, некоторые вопросы обозначенной темы нуждаются в дальнейших теоретических и эмпирических исследованиях.
В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивированности к учебе, не устоялась терминология, не сформулированы четко основные понятия.
Проблема дипломной работы основана на противоречии между сложностью обучения в ВУЗе, сложившейся в России и требующей от молодежи высокого уровня мотивированности к учебе, с одной стороны, и отсутствием механизмов содействия студентам в этом вопросе.
Объектом дипломной работы выступают студенты I и IV курсов, учащиеся в НИУ «БелГУ».
Предметом дипломной работы служит состояние мотивированности к учебе студентов ВУЗов.
Цель дипломной работы заключается в комплексном изучении процесса мотивированности к учебе студентов НИУ «БелГУ».
Задачами дипломной работы являются:
1) рассмотрение теоретических и методологических основ изучения процесса мотивированности к учебе студентов ВУЗов;
2) разработка программы и проведение комплексного социолого-психологического исследования по оценке состояния мотивации к учебе студентов НИУ «БелГУ»;
3) проведение комплексного анализа результатов социолого-психологического исследования мотивированности к учебе студентов НИУ «БелГУ».
Теоретико-методологической основой дипломной работы послужили теоретические проработки отдельных аспектов мотивированности к учебе, как специальной деятельности, осуществленные Г. Мюнстерббергом и Ф. Парсонсом. Важной вехой стали труды, посвященные проблемам учебной мотивации А. Анастази, А. Маслоу, Дж. Холланд.
Можно указать и на работы наших соотечественников, посвященные анализу различных сторон мотивированности к учебе и вопросам практического содействия в этом учащейся молодежи: Е. И.Фадеева, В. Н. Фомин.
Эмпирическая база дипломной работы включает в себя результаты следующих исследований:
Во-первых, результаты включенного наблюдения и анализа документации во время прохождения преддипломной практики в Центре социологических исследований НИУ «БелГУ».
Во-вторых, социологического опроса учащихся НИУ «БелГУ» по оценке их мотивированности к учебе:
а) по комплексной оценке текущего состояния мотивированности к учебе студентов;
б) по оценке относительной личностной значимости учебной мотивации.
В-третьих, результаты интернет-обзоров, изучения статистических материалов и отчетов других исследователей.
Научно-практическая значимость дипломной работы заключается в следующих его особенностях и результатах.
Во-первых, была усовершенствована технология диагностирования мотивированности к учебе студентов.
Во-вторых, результаты дипломного исследования могут быть полезны для высших учебных заведений, служить теоретической базой для разработки и внедрения программ, системы мероприятий по повышению учебной мотивации студентов.
Апробация результатов дипломной работы осуществлялась путем обсуждения промежуточных результатов на совещании рабочей группы, исследующей данную проблему. Одной из форм апробации можно считать сопоставление полученных результатов с мнением экспертов по изучаемой проблеме. Кроме того, по итогам проведенного исследования подготовлена научная статья .
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Во-вторых, высокий уровень мотивации обучения необходим для достижения успехов в учебной деятельности студентов ВУЗов. Вклад мотивации в общую успеваемость студента можно рассматривать наравне с когнитивными способностями. Иногда менее способный студент, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учеб-ной деятельности, потому что стремится к этому и уделяет учебе больше времени и внимания. В то же время у студента, недостаточно мотивированного, успехи в учебе могут быть незначительными, не смотря на его способности. Знание этого позволит лучше организовать работу по формированию их потребностной, мотивационной сферы, оказывать мотивирующее влияние на процесс учебной деятельности, осуществлять эффективное содействие им в повышении мотивированности к учебе.
В-третьих, социальная роль университета как ведущего учебно-воспитательного учреждения по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности человека, обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе мотивированности к учебе в стенах ВУЗа. Однако нужно, вместе с тем, признать, что деятельность по активизации высокой мотивированности к учебе на сегодняшний день находится лишь в начальной стадии. Все еще нет единой системы - есть только отдельные ее звенья и во многих случаях спонтанно возникающие элементы. В связи с этим мотивированность к учебе не достигает главной цели, которая заключается в подготовке студентов к сознательной и успешной профессиональной деятельности, которая будет соответствовать не только их индивидуальным особенностям, но и запросам рынка труда в кадрах определенной профессии.
Работа именно в этом направлении даст возможность студентам осознанно и самостоятельно повысить свою мотивированность к учебе в ВУЗе.
Степень научной разработанности дипломной работы. На сегодняшний день вопрос о мотивированности к учебе студентов ВУЗов является одним из самых актуальных в системе высшего образования.
В отечественной и зарубежной психологии и педагогике исследование проблем мотивированности к учебе проводилось по разным направлениям: в контексте изучения возрастных закономерностей формирования личности (Л. И. Божович, А. В. Петровский, Д. Е. Сьюпер и др.); в плане решения проблемы формирования человека как субъекта профессиональной деятельности (В. А. Беликов, А. Я. Найн и др.) ; в рамках изучения вопросов профессионального становления (Э. Ф. Зеер, Т. В. Кудрявцев, О. В. Лешер, А. Маслоу, Е. М. Павлютенков и др.) ; в контексте определения мотивов и факторов профессионального самоопределения (Е. П. Ильин, П. А. Шавир и др.).
Мотивационно-потребностные компоненты учебной и учебно-профессиональной деятельности рассматривались многими отечественными и зарубежными учеными: Н. А. Бакшаеве, Л. И. Божович, А. П. Вехова, Т. Д. Дубовицкая, Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев, П. М. Якобсон, Л. Р. Ярулина.
Работы перечисленных авторов дают общее представление о мотивированности к учебе студентов, однако, некоторые вопросы обозначенной темы нуждаются в дальнейших теоретических и эмпирических исследованиях.
В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивированности к учебе, не устоялась терминология, не сформулированы четко основные понятия.
Проблема дипломной работы основана на противоречии между сложностью обучения в ВУЗе, сложившейся в России и требующей от молодежи высокого уровня мотивированности к учебе, с одной стороны, и отсутствием механизмов содействия студентам в этом вопросе.
Объектом дипломной работы выступают студенты I и IV курсов, учащиеся в НИУ «БелГУ».
Предметом дипломной работы служит состояние мотивированности к учебе студентов ВУЗов.
Цель дипломной работы заключается в комплексном изучении процесса мотивированности к учебе студентов НИУ «БелГУ».
Задачами дипломной работы являются:
1) рассмотрение теоретических и методологических основ изучения процесса мотивированности к учебе студентов ВУЗов;
2) разработка программы и проведение комплексного социолого-психологического исследования по оценке состояния мотивации к учебе студентов НИУ «БелГУ»;
3) проведение комплексного анализа результатов социолого-психологического исследования мотивированности к учебе студентов НИУ «БелГУ».
Теоретико-методологической основой дипломной работы послужили теоретические проработки отдельных аспектов мотивированности к учебе, как специальной деятельности, осуществленные Г. Мюнстерббергом и Ф. Парсонсом. Важной вехой стали труды, посвященные проблемам учебной мотивации А. Анастази, А. Маслоу, Дж. Холланд.
Можно указать и на работы наших соотечественников, посвященные анализу различных сторон мотивированности к учебе и вопросам практического содействия в этом учащейся молодежи: Е. И.Фадеева, В. Н. Фомин.
Эмпирическая база дипломной работы включает в себя результаты следующих исследований:
Во-первых, результаты включенного наблюдения и анализа документации во время прохождения преддипломной практики в Центре социологических исследований НИУ «БелГУ».
Во-вторых, социологического опроса учащихся НИУ «БелГУ» по оценке их мотивированности к учебе:
а) по комплексной оценке текущего состояния мотивированности к учебе студентов;
б) по оценке относительной личностной значимости учебной мотивации.
В-третьих, результаты интернет-обзоров, изучения статистических материалов и отчетов других исследователей.
Научно-практическая значимость дипломной работы заключается в следующих его особенностях и результатах.
Во-первых, была усовершенствована технология диагностирования мотивированности к учебе студентов.
Во-вторых, результаты дипломного исследования могут быть полезны для высших учебных заведений, служить теоретической базой для разработки и внедрения программ, системы мероприятий по повышению учебной мотивации студентов.
Апробация результатов дипломной работы осуществлялась путем обсуждения промежуточных результатов на совещании рабочей группы, исследующей данную проблему. Одной из форм апробации можно считать сопоставление полученных результатов с мнением экспертов по изучаемой проблеме. Кроме того, по итогам проведенного исследования подготовлена научная статья .
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Заканчивая описание проведенной исследовательской работы, можно сформулировать некоторые выводы. Во-первых, данная работа решает вполне самостоятельные задачи и является в этом смысле законченным, хоть и локальным исследованием.
Во-вторых, проведенный опрос студентов НИУ «БелГУ» позволил оценить их уровень мотивированности к учебе, охарактеризовать ситуацию мотивации в целом, выявить доминирующие мотивы учебной деятельности, увидеть возрастные и гендерные различия в мотивированности к учебе, дать каждому из них содержательную интерпретацию с позиций социологии и психологии. Так, уровень мотивированности к учебе студентов НИУ «БелГУ» можно считать низким, ведущим мотивом обучения является прагматический, а значит мотивация выгодой, пользой на первом месте у студентов. Личные способности и возможности у современных студентов отходят на второй план. Эта тенденция настораживает, поскольку обучение в ВУЗе без предрасположенности к определенной специальности по принципу «стерпится - слюбится» может сыграть злую шутку с таким будущим работником, приводя к феномену «хромой судьбы».
В-третьих, экспертный опрос в целом подтвердил полученные выводы и выявленные причины имеющихся особенностей мотивированности к учебе студентов. Это можно считать одной из форм апробации дипломной работы.
В-четвертых, были сформулированы рекомендации по повышению уровня мотивированности к учебе студентов ВУЗов. Содействие студентам в этом важном для молодого человека и страны вопросе должно стать поистине всенародным делом безотносительно к взглядам, которых придерживаются основные субъекты рынка образовательных услуг: органы управления образования, высшие учебные заведения, работодатели, СМИ, общественность, учащиеся, их родители. Без социального партнерства и общественной солидарности в этом вопросе проблема не будет решена, и мы получим очередное потерянное поколение, низкий уровень успеваемости, слабый кадровый потенциал страны и разочарованный слой псевдоработников.
В-пятых, анализ результатов проведенных исследований показал, что:
а) среди видов мотивов прагматические составили 46,1%, мотивы поощрения - 17,4%, содержательные - 14,8%, эмоциональные - 11,2%.
б) возрастной анализ мотивации обозначил наличие различий, больший прагматизм студентов IV курсов и значительный разброс между мотивами для обеих категорий учащихся;
г) гендерный анализ показал наличие некоторых отличий, вызванных психологическими и социальными стереотипами юношей и девушек;
д) ответы экспертов косвенно подтвердили приведенные выше выводы.
Данная работа лишь обозначила проблему мотивации учащейся молодежи, наметила основные направления ее исследования и получила предварительные результаты. Исследования в этом направлении следует продолжать, привлекая не только социологические, но и психологические, и педагогические методы.
Заканчивая подведение итогов проделанной работы, можно отметить, что поставленные перед ней задачи полностью решены и цель достигнута. Выдвинутая гипотеза о том, что мотивированность к учебе студентов недостаточна высока, а в структуре мотивации превалируют прагматические мотивы, получила свое подтверждение. Результаты, которые были получены в ходе исследования, могут использоваться в практике учебной деятельности студентов ВУЗов.
Во-вторых, проведенный опрос студентов НИУ «БелГУ» позволил оценить их уровень мотивированности к учебе, охарактеризовать ситуацию мотивации в целом, выявить доминирующие мотивы учебной деятельности, увидеть возрастные и гендерные различия в мотивированности к учебе, дать каждому из них содержательную интерпретацию с позиций социологии и психологии. Так, уровень мотивированности к учебе студентов НИУ «БелГУ» можно считать низким, ведущим мотивом обучения является прагматический, а значит мотивация выгодой, пользой на первом месте у студентов. Личные способности и возможности у современных студентов отходят на второй план. Эта тенденция настораживает, поскольку обучение в ВУЗе без предрасположенности к определенной специальности по принципу «стерпится - слюбится» может сыграть злую шутку с таким будущим работником, приводя к феномену «хромой судьбы».
В-третьих, экспертный опрос в целом подтвердил полученные выводы и выявленные причины имеющихся особенностей мотивированности к учебе студентов. Это можно считать одной из форм апробации дипломной работы.
В-четвертых, были сформулированы рекомендации по повышению уровня мотивированности к учебе студентов ВУЗов. Содействие студентам в этом важном для молодого человека и страны вопросе должно стать поистине всенародным делом безотносительно к взглядам, которых придерживаются основные субъекты рынка образовательных услуг: органы управления образования, высшие учебные заведения, работодатели, СМИ, общественность, учащиеся, их родители. Без социального партнерства и общественной солидарности в этом вопросе проблема не будет решена, и мы получим очередное потерянное поколение, низкий уровень успеваемости, слабый кадровый потенциал страны и разочарованный слой псевдоработников.
В-пятых, анализ результатов проведенных исследований показал, что:
а) среди видов мотивов прагматические составили 46,1%, мотивы поощрения - 17,4%, содержательные - 14,8%, эмоциональные - 11,2%.
б) возрастной анализ мотивации обозначил наличие различий, больший прагматизм студентов IV курсов и значительный разброс между мотивами для обеих категорий учащихся;
г) гендерный анализ показал наличие некоторых отличий, вызванных психологическими и социальными стереотипами юношей и девушек;
д) ответы экспертов косвенно подтвердили приведенные выше выводы.
Данная работа лишь обозначила проблему мотивации учащейся молодежи, наметила основные направления ее исследования и получила предварительные результаты. Исследования в этом направлении следует продолжать, привлекая не только социологические, но и психологические, и педагогические методы.
Заканчивая подведение итогов проделанной работы, можно отметить, что поставленные перед ней задачи полностью решены и цель достигнута. Выдвинутая гипотеза о том, что мотивированность к учебе студентов недостаточна высока, а в структуре мотивации превалируют прагматические мотивы, получила свое подтверждение. Результаты, которые были получены в ходе исследования, могут использоваться в практике учебной деятельности студентов ВУЗов.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ
ТЕРМИНОЛОГИИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ ДЖОНА ГРИШЕМА
«ФИРМА» И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПЕРЕВОДА НА РУССКИЙ ЯЗЫК
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ МУП «ГОСТИНИЧНОГО - БАННОГО КОМПЛЕКСА «БИРЮЧ»
Главы к дипломным работам, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - СПЕЦИФИКА НЕОЛОГИЗМОВ ГЛЯНЦЕВЫХ ЖУРНАЛОВ
(на примере англоязычных журналов ELLE, Cosmopolitan, Glamour)
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ДОВЕРИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПРОЦЕДУРЕ АТТЕСТАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019



