Введение 3
Глава 1. Теоретические основы совершенствования речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка 7
1.1. Понятие о речевой культуре в лингвистической литературе 7
1.2. Нормы русского языка как основа речевой культуры 16
1.3. Имя существительное и особенности его употребления в
речи 25
Глава 2. Методические основы совершенствования речевой культуры младших школьников в процессе изучения
имени существительного на уроках русского языка 37
2.1. Аспектный анализ программ и учебников по русскому
языку для начальной школы 37
2.2. Анализ опыта методистов и учителей-практиков
по проблеме исследования 51
2.3. Экспериментальная работа по совершенствованию речевой культуры младших школьников в процессе изучения
имени существительного на уроках русского языка 57
Заключение 85
Библиографический список 88
Приложение
Актуальность исследования. Современный этап развития начального языкового образования характеризуется поиском эффективных способов формирования речевой культуры, коммуникативной компетентности младших школьников. В связи с этим одним из направлений речевого развития учащихся начальных классов является обучение их правильному литературному языку и культуре общения, повышение речевой культуры и усвоение основных норм русского языка.
Формирование речевой культуры сегодня рассматривается как одно из приоритетных направлений обучения русскому языку. Для этого в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в разделе «Филология. Русский язык. Родной язык» предусмотрено «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» (Федеральный стандарт, URL).
Осознание ценности работы по совершенствованию культуры речи для общего речевого развития школьников стало причиной обращения к этой проблеме известных современных ученых. Различные аспекты методики формирования речевой культуры отражены в трудах выдающихся лингвистов и методистов Л.А. Введенской, В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Б.Н. Головина, Л.К. Граудиной, Н.А. Ипполитовой, В.И. Капинос, В.Г. Костомарова, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, И.Г. Милославского, М.В. Невежиной, С.И. Ожегова, Т.Г. Рамзаевой, Д.Э. Розенталя и др. Работы этих и других специалистов в области развития речи объединяет использование новейших достижений теории речевой деятельности.
Нормативность распространяется на все разделы русского языка, в том числе и морфологию. И в этом смысле изучение имени существительного представляет особый интерес, ведь это источник самой многочисленной группы слов, имеющих богатые семантические возможности и выполняющих разнообразные синтаксические функции. Тема «Имя существительное» является благодатным материалом для развития культуры речи младших школьников, однако опыт работы свидетельствует о том, что уровень их речевой культуры остается низким. При использовании в устной и письменной речи имен существительных обучающиеся делают много ошибок, что не украшает их речь. Использование учащимися жаргона, обилие «модных» заимствованных слов, употребляемых порой неоправданно, порождает стилистическую неряшливость, ошибочное словоупотребление.
Одним из путей развития и совершенствования речевых умений и навыков учащихся начальных классов является целенаправленная работа по формированию основ культуры устной и письменной речи при изучении темы «Имя существительное». Однако в методике преподавания русского языка в начальной школе не разработано конкретных рекомендаций по формированию у младших школьников речевой культуры при усвоении имени существительного. В связи с этим выпускная квалификационная работа на тему «Совершенствование речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка» является актуальной.
Проблема исследования: каковы методические условия
совершенствования речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка. Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объект исследования: процесс совершенствования речевой культуры младших школьников.
Предмет исследования: методические условия совершенствования речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой совершенствование речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка будет эффективным, если:
- при изучении имени существительногоучитывать нормативный аспект речи;
- создать речевую среду, способствующую возникновению у младших школьников потребности говорить правильно;
- использовать разные методы и приемы работы.
Проблема, цель и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:
1. Раскрыть сущность понятий «речевая культура» и «культура речи», «нормативный компонент речи», «языковая норма», а также охарактеризовать имя существительное как часть речи и рассмотреть особенности его употребления.
2. Осуществить аспектный анализ программ, учебников по русскому языку для начальной школы и методического опыта по проблеме исследования.
3. Организовать и провести экспериментальную работу по проблеме совершенствования речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение
педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент (констатирующий и
формирующий этапы); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Экспериментальная база исследования -учащиеся 3 класса МОУ «Подгоренская ООШ» Валуйского района Белгородской области. Обучение русскому языку ведется по программе В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого (УМК «Школа России»).
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, библиографический списоки приложение.
Во Введении обоснована актуальность темы, определены предмет, объект, цель, задачи исследования и используемые методы.
Первая глава «Теоретические основы совершенствования речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка» включает три параграфа, два из которых посвящены раскрытию понятия «речевая культура», рассмотрению языковой норма как основной единицы культуры речи и описанию видов норм и их особенностей. В третьем параграфе имя существительное характеризуется как часть речи, раскрываются особенности его употребления.
Вторая глава«Методические основы совершенствования речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка»такжесостоит из трех параграфов.Первый параграф главы посвящен аспектному анализу программ и учебников по русскому языку для начальной школы. Во втором параграфе дан обзор публикаций в журналах для учителей начальных классов по исследуемой проблеме. Вторая глава также включает описание двух этапов экспериментальной работы по совершенствованию речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка.
В заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются выводы по проделанной работе.
Библиографический список содержит 86источников. Содержание
работы изложено на 123-х страницах.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы и дидактический материал по теме исследования.
Выпускная квалификационная работа иллюстрирована таблицами и диаграммой.
Работа над исследованием на тему «Совершенствование речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка» позволила сделать вывод о том, что одним из направлений речевого развития младших школьников является обучение правильному литературному языку и культуре общения, повышение культуры речи и усвоение учащимися основных норм русского литературного языка.
Под нормативностью в отечественной лингвистике понимается совокупность коллективных реализаций языковой системы, принятых обществом на определенном этапе его развития и осознаваемых им как правильные и образцовые. В понятие нормативного компонента речи традиционно включают орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические, словообразовательные и синтаксические), стилистические нормы и нормы правописания (орфографические и пунктуационные). Языковая норма закрепляет (как правильный) один вариант, отклоняя другой, делая его либо совсем неприемлемым, либо просто нежелательным, хотя и допустимым. По тому, какой вариант выбирает человек, можно судить о том, владеет ли он литературным языком.
Современное состояние методики совершенствования культуры речи в начальной школе характеризуется ее недостаточной разработанностью, что проявляется в крайней ограниченности методических рекомендаций по ее решению. Анализ УМК по русскому языку «Школа России» и «Начальная школа XXI века», а также школьных учебников к ним показал, что связь между изучением имени существительного и нормативностью русского литературного языка прослеживается слабо. Обзор публикаций в профессиональных журналах подтвердил недостаточное внимание методистов и учителей-практиков к развитию у младших школьников речевой культуры в процессе изучения имени существительного как части речи.
В соответствии с проблемой исследования, его гипотезой и задачами был организован педагогический эксперимент. На первом, констатирующем, этапе была проведена диагностика сформированности речевой культуры младших школьников при употреблении имен существительных. У обучающихся были выявлены представления о культуре речи, проверены навыки нормативного употребления имен существительных в речи: правильность произношения и ударения (орфоэпические нормы); умение употреблять имена существительные в соответствии с лексическим значением, подбирать синонимы и антонимы (лексические нормы); правильность написания имен существительных (орфографические нормы) и употребления их в словосочетаниях и предложениях в соответствии с грамматическими нормами.
В соответствии с разработанными критериями развития навыков культуры речи учащихся высокий уровень развития речевой культуры при использовании имен существительных был выявлен у 2-х третьеклассников (13,3%). Средний уровень был выявлен у 5-ти учащихся (33,3 %
школьников), остальные 53,3 % (8 обучающихся) набрали количество баллов, соответствующее низкому уровню развития культуры речи.
С учетом полученных результатов на втором этапе педагогического эксперимента была организована работа по совершенствованию у младших школьников речевой культуры при усвоении имени существительного. С этой целью была создана речевая среда, способствующая развитию речевой культуры. Расширение знаний третьеклассников об имени существительном, осуществляемое в соответствии с программой обучения русскому языку в 3-м классе, было направлено на повышение речевой культуры.
Для развития речевой культуры использовались как материалы учебника, так и дополнительные задания, способствующие развитию навыка нормативного употребления имени существительного в речевой практике. В процессе этой работы были предложены упражнения, направленные на уточнение значения имен существительных, совершенствование произносительных, орфографических, грамматических норм, а также на устранение неправильных употреблений имен существительных в речи. Дидактической основой этого процесса стали учебные словари: толковый, орфоэпический, орфографический, синонимов и антонимов.
Ограниченные рамки эксперимента не позволили выполнить весь объем работы по совершенствованию речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка. Однако итогом проделанной работы стало убеждение в том, что при соответствующем обучении у всех без исключения учащихся начальной школы есть потенциал развития речевой культуры. Все нормы русского языка усвоить трудно, однако школьники должны стремиться к совершенству речи. Для этого следует читать классическую художественную литературу, которая является образцом русского литературного языка, а также пользоваться справочниками и пособиями по русскому языку и культуре речи.
1. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе / Е.В. Архипова // Начальная школа. - 2000. - №4. - С. 35-39.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М.: КомКнига, 2005. - 571 с.
3. Беседы с учителем: 3 класс четырехлетней начальной школы / под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2000. - 400 с.
4. Биджиева М.С. Семантическая работа как средство развития речевой культуры младших школьников поликультурного образовательного пространства / М.С. Биджаева // Новая наука: Проблемы и перспективы. - 2016. - №121. - С. 26-28.
5. Бондаренко А.А. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников / А.А. Бондаренко, М.Л. Каленчук. - М.: Просвещ., 1990. - 144 с.
6. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников / Ю.О. Бронникова // Начальная школа. - 2003. - № 10. - С. 41- 43.
7. Буглевская Н.И. Формирование речевой культуры младшего школьника средством игровых заданий по стихотворчеству / Н.И. Буглевская // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2016. - № 4(10). - С. 126-127.
8. Введенская Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов/нД, 2003. - 544 с.
9. Введенская Л.А.Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 382 с.
10. Всероссийские проверочные работы: Информационный портал. - URL: https://vpr.statgrad.org/#vpr2016-inf/ (дата обращения: 10.04.2018).
11. Гамзатова Д.А Основные направления работы по развитию речевой культуры младших школьников / Д.А. Гамзатова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2013. - №3(24). - С. 51-55.
12. Головин Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. - М.: Высшая школа, 1980. - 336 с.
13. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи / И.Б. Голуб. - М.: Логос, 2014. - 432 с.
14. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка / К.С. Горбачевич. - М.: Просвещ., 1981. - 208 с.
15. Зиновьева Т.И. Звуковая сторона речи и произносительная культура / Т.И. Зиновьева // Начальная школа. - 2014. - №7. - С. 26-31.
16. Иванов С.В. Русский язык : 3 кл. Ч. 2 / С.В. Иванов и др. - М.: Вента Граф,
2015. - 160 с.
17. Иванова Е.В. Речевая деятельность, речевая культура и культура речи. К
определению понятий/ Е.В. Иванова. - URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZvZrechevaya-deyatelnost-rechevaya-kultura-i- kultura-rechi-k-opredeleniyu-ponyatiy (дата обращения: 19.03.2018).
18. Ивкина Ю.М. Формирование речевой культуры младших школьников в информационно-образовательном пространстве / Ю.М. Ивкина // Начальное образование. - 2014. - №1. - С. 286-289.
19. Ильенко Н.М. Научно-методические основы формирования ритмико-интонационной стороны речи младших школьников / Н.М. Ильенко // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. Филология. Журналистика. Педагогика. Психология. - 2013. - №20(163), вып. 19. - С. 201-208.
20. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. - М.: Проспект, 2016. - 440 с.
21. Ицкович, В.А. Языковая норма / В.А. Ицкович. - М.: Просвещ., 1982. - 94 с.
22. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О.М. Казарцева. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 496 с.
23. Канакина В.П. Русский язык : 3 класс : в 2 ч. ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М. : Просвещ., 2017. - 160 с.
24. Канакина, В.П. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс [Текст]: в 2 ч. / В.П. Канакина, Г.А. Фомичева. - М.: Просвещ., 2017. - Ч.1. - 208 с.;
Ч.2. - 192 с.
25. Капинос В.И. Ошибки и недочеты в речи учащихся / В.И. Капинос // Методика развития речи на уроках русского языка : под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещ., 1991. - 263 с.
26. Клобуков Е.В. Имя существительное как часть речи / Е.В. Клобуков. М.: Просвещ., 2006. - 238 с.
27. Кожина М.Н. Стилистика русского языка / М.Н. Кожина. - М.: Просвещ., 1993. - 223 с.
28. Козырева И. Усвоение норм литературного произношения младшими школьниками в процессе обучения русскому языку / И. Козырева // Студенческая наука и XXI век. - 2010. - №7. - С. 275-279.
29. Колычева Г.Ю. Формирование навыков культуры речи при изучении имени существительного / Г.Ю. Колычева // Начальная школа. - 2008. - №12. - С. 37-40.
30. Корнеева В.А. Учить говорить грамотно / В.А. Корнеева // Начальная школа. - 2011. - № 9. - С. 69-71.
31. Ксенофонтова А.Н. Речевая культура - основа речевой деятельности / А.Н. Ксенофонтова // Перспектива : сб. ст. молодых ученых. - Псков : Изд-во Псковского гос. ун-та. - 2012. - №6. - С. 177-191.
32. Кузнецова М.И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников / М.И. Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 432 с.
33. Культура русской речи / отв. ред.: Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. - М.: НОРМА : НОРМА-ИНФРА, 2012. - 550 с.
34. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова и др. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 840 с.
35. Кусова М.Л., Учебный словарь трудностей русского языка для младших школьников / М.Л. Кусова, С.В. Плотникова. - Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2014. - 232 с.
36. Кутейникова З.М. Формирование навыков правильного произношения /
З.М. Кутейников // Начальная школа. - 2009. - №6. - С. 49-51.
37. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская. - М. - 2001. - 169 с.
38. Львов М.Р. Культура речи. Школьные проблемы / М.Р. Львов // Начальная школа. - 2002. - №1. - С. 14-26.
39. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Академия, 2004. - 464 с.
40. Методические рекомендации по формированию культуры работы со
словарями школьников и педагогов общеобразовательных учреждений в целях реализации требований ФГОС. - URL: http://souo-
шо5.ги/йешо/йосз/2013/шау/Работа%20 со%20словарями.рй1? (дата
обращения: 10.04.2018).
41. Моисеев А.И. Русский язык. Фонетика. Морфология. Орфография / А.И. Моисеев. - М: Просвещ., 2007. - 255 с.
42. Никитина Е.Ю. Педагогические условия формирования умений речевого этикета младших школьников / Е.Ю. Никитина // Начальная школа: плюс До и После. - 2011. - № 6. - С. 77-81.
43. Нормы русского литературного языка / под ред. Л.А. Константиновой. - Москва : ФЛИНТА : Наука, 2010. - 168 с.
44.Ожегов С.И. Очередные вопросы культуры речи / С.И. Ожегов // Лексикология Лексикография. Культура речи. - М.: Наука, 1974. - С. 259-260.
45.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий : в 2-х ч. Ч.1 / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов и др. - М. : Просвещ., 2010. - 215 с.
46. Панюкова О.В. Анализ программ и учебников русского языка «Школа России » и «Начальная школа XXI века» / О.В. Панюкова // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. LII междунар. науч.-практ. конф., Новосибирск, 2017. - №13(47). - С. 55-64.
47. Пестова А.М. Формирование интеллектуально-речевой культуры
младших школьников на уроках русского языка / А.М. Пестова // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. -
2016. - №9. - С. 202-205.
48. Пленкин Н.А. Критерии хорошей речи / Н.А. Пленкин // Русский язык в школе. - 1978. - №8. - С. 64-68.
49. Плотникова С.В. Учебный словарь трудностей русского языка и совершенствование культуры речи / С.В. Плотникова // Начальная школа. - 2013. - №6. - С. 12-15.
50. Плотникова С.В. Формирование у младших школьников представлений о нормах русского литературного языка / С.В. Плотникова // Педагогическое образование в России. - 2016. - №5. - С. 117-124.
51. Рамазанова Д.А. Некоторые методические приемы формирования
культуры речи у учащихся начальных классов национальной школы / Д.А. Рамазанова, К.А. Султанахмедова, Х.М. Хасбулатова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2015. - №3(32). - С. 107-111.
52. Рахманова Л.И. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология / Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. - М: Изд-во МГУ. - 1997. - 480 с.
53. Рождественская Р.Л. Работа со словом на уроках русского языка как средство формирования информационной культуры школьников / Р.Л. Рождественская // Начальная школа. - 2017. - №4. - С. 43-45.
54. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - М.: АСТ: Астрель, 2001. - 624 с.
55. Рудкова С.Г. Культура речи / С.Г. Рудкова // Начальная школа. - 2001. - №2. - С. 14-17.
56. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи / В.Н. Руднев. - М.: КНОРУС, 2015. - 294 с.
57. Русский язык и культура речи / под общ. ред. В.Д. Черняк. - М.: Юрайт, 2010. - 494 с.
58. Русский язык и культура речи / под ред. А.И. Дунаева и др. - М.: Высшая школа, 2005. - 509 с.
59. Русский язык. Рабочие программы Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы / В.П. Канакина и др. - М.: Просвещ., 2014. - 340 с.
60. Русский язык: Энциклопедия : гл. ред. Ю.Н. Караулов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. - 703 с.
61. Самойленко Н.Б. Речевая культура и культура речи: сущность и
содержание понятий / Н.Б. Самойленко. - URL: http://modern- j.ru/domains_data/files/11/Samoylenko%20Natalya% (дата обращения:
11.04.2018).
62. Сафаргалиева А.Ы. Речевой этикет - основа для дальнейшего
формирования речевой культуры младших школьников / А.Ы. Сафаргалиева, Г.К. Шакен // Наука и Мир. - 2017. - Т. 2. - № 2(42). - С. 107-108.
63. Сахарова, И.А. Формирование речевой грамотности младших школьников / И.А. Сахарова // Начальная школа. - 2017. - №7. - С. 21-26.
64. Серегина Д.А. Формирование речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИ / Д.А. Серегина. - М.: Прометей, 2013. - 104 с.
65. Синцов Е.В. Русский язык и культура речи / Е.В. Синцов. - М.: Флинта : Наука, 2009. - 160 с.
66. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник / Л.И. Скворцов. - М.: Академия, 2006. - 224 с.
67. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи / Л.И. Скворцов. - М.: Просвещ., 1990. - 256 с.
68. Современный русский язык : Теория. Анализ языковых единиц : В 2 ч. -
Ч. 2 : Морфология. Синтаксис / Под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Академия, 2001. - 704 с.
69. Солганик Г Я. Стилистика современного русского языка и культура речи / Г.Я. Солганик, Т.С. Дроняева. - М.: Академия, 2004. - 253 с.
70. Солина С.В. Совершенствование речевой культуры младших школьников / С.В. Солина // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2010. - Т.1. - №2. - С. 114-126.
71. Социальная адаптация младших школьников в процессе формирования культуры речевого поведения на уроках русского языка / А.И. Алейник и др. // Проблемы социально-психологической адаптации детей и молодежи в условиях модернизации российского образования : материалы всерос. науч.-практ. конф., Белгород, 19-20 окт. 2011 г. - Белгород, 2011. - С. 324¬328.
72. Ступина Е.А. Диагностика состояния речевой культуры младших школьников / Е.А. Ступина // Начальная школа. - 2012. - №11. - С. 33-36.
73. Ступина Е.А. Моделирование речевых ситуаций в процессе формирования речевой культуры младших школьников / Е.А. Ступина // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - №2. - С. 70-73.
74. Ступина, Е.А. Особенности формирования речевой культуры младших школьников / Е.А. Ступина // Начальная школа. - 2013. - №9. - С. 49-51.
75. Ступина Е.А. Теоретическая модель процесса формирования речевой культуры младших школьников / Е.А. Ступина // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - №7. - С. 82-87.
76. Тюленева Р.В. Усвоение литературных норм русского языка / Р.В. Тюленева // Начальная школа. - 2004. - №6. - С. 102-104.
77. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (1-4 кл.). - URL: https://xn-80abucjiibhv9a.xn-
p1ai/%D0%B4%D (дата обращения: 14.03.2018)
78. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации». - URL: http://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-
obrazovanii/ (дата обращения: 16.01.2018)
79. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология / М.И. Фомина. - М.: Высшая школа, 2003. - 416 с.
80. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение / С.Н. Цейтлин. - СПб.: МиМ, 1997. - 263 с.
81. Чибухашвили В.А. Можно ли выработать «иммунитет» против речевых ошибок? / В.А. Чибухашвили // Начальная школа. - 2006. - № 7. - 51-54.
82.Чибухашвили В.А. Становление методики совершенствования речевой культуры как особого направления языкового образования младших школьников (историко-логический анализ проблемы) / В.А. Чибухашвили // Наука и школа. - 2008. - №4. - С. 23-25.
83.Чиндилова О.В. Приемы развития литературной речи / О.В. Чиндилова // Начальная школа: плюс До и После. - 2012. - №6. - 24-28.
84.Чирво А.Ю. 3вуковой образец как средство совершенствования
произносительной культуры младших школьников / А.Ю. Чирво // Начальная школа. - 2009. - №10. - С. 26-29.
85. Школа России. Учебно-методический комплекс. - URL: http://school- russia.prosv.ru/ (дата обращения: 5.02.2018)
86. Шуритенкова В.А. Организация работы по культуре речи при изучении грамматики в начальной школе / В.А. Шуритенкова // Филологическое образование в период детства. - 2016. - №23. - С. 55-58.