СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы совершенствования речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка 7
1.1. Понятие о речевой культуре в лингвистической литературе 7
1.2. Нормы русского языка как основа речевой культуры 16
1.3. Имя существительное и особенности его употребления в
речи 25
Глава 2. Методические основы совершенствования речевой культуры младших школьников в процессе изучения
имени существительного на уроках русского языка 37
2.1. Аспектный анализ программ и учебников по русскому
языку для начальной школы 37
2.2. Анализ опыта методистов и учителей-практиков
по проблеме исследования 51
2.3. Экспериментальная работа по совершенствованию речевой культуры младших школьников в процессе изучения
имени существительного на уроках русского языка 57
Заключение 85
Библиографический список 88
Приложение
Глава 1. Теоретические основы совершенствования речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка 7
1.1. Понятие о речевой культуре в лингвистической литературе 7
1.2. Нормы русского языка как основа речевой культуры 16
1.3. Имя существительное и особенности его употребления в
речи 25
Глава 2. Методические основы совершенствования речевой культуры младших школьников в процессе изучения
имени существительного на уроках русского языка 37
2.1. Аспектный анализ программ и учебников по русскому
языку для начальной школы 37
2.2. Анализ опыта методистов и учителей-практиков
по проблеме исследования 51
2.3. Экспериментальная работа по совершенствованию речевой культуры младших школьников в процессе изучения
имени существительного на уроках русского языка 57
Заключение 85
Библиографический список 88
Приложение
Актуальность исследования. Современный этап развития начального языкового образования характеризуется поиском эффективных способов формирования речевой культуры, коммуникативной компетентности младших школьников. В связи с этим одним из направлений речевого развития учащихся начальных классов является обучение их правильному литературному языку и культуре общения, повышение речевой культуры и усвоение основных норм русского языка.
Формирование речевой культуры сегодня рассматривается как одно из приоритетных направлений обучения русскому языку. Для этого в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в разделе «Филология. Русский язык. Родной язык» предусмотрено «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» (Федеральный стандарт, URL).
Осознание ценности работы по совершенствованию культуры речи для общего речевого развития школьников стало причиной обращения к этой проблеме известных современных ученых. Различные аспекты методики формирования речевой культуры отражены в трудах выдающихся лингвистов и методистов Л.А. Введенской, В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Б.Н. Головина, Л.К. Граудиной, Н.А. Ипполитовой, В.И. Капинос, В.Г. Костомарова, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, И.Г. Милославского, М.В. Невежиной, С.И. Ожегова, Т.Г. Рамзаевой, Д.Э. Розенталя и др. Работы этих и других специалистов в области развития речи объединяет использование новейших достижений теории речевой деятельности.
Нормативность распространяется на все разделы русского языка, в том числе и морфологию. И в этом смысле изучение имени существительного представляет особый интерес, ведь это источник самой многочисленной группы слов, имеющих богатые семантические возможности и выполняющих разнообразные синтаксические функции. Тема «Имя существительное» является благодатным материалом для развития культуры речи младших школьников, однако опыт работы свидетельствует о том, что уровень их речевой культуры остается низким. При использовании в устной и письменной речи имен существительных обучающиеся делают много ошибок, что не украшает их речь. Использование учащимися жаргона, обилие «модных» заимствованных слов, употребляемых порой неоправданно, порождает стилистическую неряшливость, ошибочное словоупотребление.
Одним из путей развития и совершенствования речевых умений и навыков учащихся начальных классов является целенаправленная работа по формированию основ культуры устной и письменной речи при изучении темы «Имя существительное». Однако в методике преподавания русского языка в начальной школе не разработано конкретных рекомендаций по формированию у младших школьников речевой культуры при усвоении имени существительного. В связи с этим выпускная квалификационная работа на тему «Совершенствование речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка» является актуальной.
Проблема исследования: каковы методические условия
совершенствования речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка. Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объект исследования: процесс совершенствования речевой культуры младших школьников.
Предмет исследования: методические условия совершенствования речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой совершенствование речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка будет эффективным, если:
- при изучении имени существительногоучитывать нормативный аспект речи;
- создать речевую среду, способствующую возникновению у младших школьников потребности говорить правильно;
- использовать разные методы и приемы работы.
Проблема, цель и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:
1. Раскрыть сущность понятий «речевая культура» и «культура речи», «нормативный компонент речи», «языковая норма», а также охарактеризовать имя существительное как часть речи и рассмотреть особенности его употребления.
2. Осуществить аспектный анализ программ, учебников по русскому языку для начальной школы и методического опыта по проблеме исследования.
3. Организовать и провести экспериментальную работу по проблеме совершенствования речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение
педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент (констатирующий и
формирующий этапы); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Экспериментальная база исследования -учащиеся 3 класса МОУ «Подгоренская ООШ» Валуйского района Белгородской области. Обучение русскому языку ведется по программе В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого (УМК «Школа России»).
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, библиографический списоки приложение.
Во Введении обоснована актуальность темы, определены предмет, объект, цель, задачи исследования и используемые методы.
Первая глава «Теоретические основы совершенствования речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка» включает три параграфа, два из которых посвящены раскрытию понятия «речевая культура», рассмотрению языковой норма как основной единицы культуры речи и описанию видов норм и их особенностей. В третьем параграфе имя существительное характеризуется как часть речи, раскрываются особенности его употребления.
Вторая глава«Методические основы совершенствования речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка»такжесостоит из трех параграфов.Первый параграф главы посвящен аспектному анализу программ и учебников по русскому языку для начальной школы. Во втором параграфе дан обзор публикаций в журналах для учителей начальных классов по исследуемой проблеме. Вторая глава также включает описание двух этапов экспериментальной работы по совершенствованию речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка.
В заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются выводы по проделанной работе.
Библиографический список содержит 86источников. Содержание
работы изложено на 123-х страницах.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы и дидактический материал по теме исследования.
Выпускная квалификационная работа иллюстрирована таблицами и диаграммой.
Формирование речевой культуры сегодня рассматривается как одно из приоритетных направлений обучения русскому языку. Для этого в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в разделе «Филология. Русский язык. Родной язык» предусмотрено «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» (Федеральный стандарт, URL).
Осознание ценности работы по совершенствованию культуры речи для общего речевого развития школьников стало причиной обращения к этой проблеме известных современных ученых. Различные аспекты методики формирования речевой культуры отражены в трудах выдающихся лингвистов и методистов Л.А. Введенской, В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Б.Н. Головина, Л.К. Граудиной, Н.А. Ипполитовой, В.И. Капинос, В.Г. Костомарова, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, И.Г. Милославского, М.В. Невежиной, С.И. Ожегова, Т.Г. Рамзаевой, Д.Э. Розенталя и др. Работы этих и других специалистов в области развития речи объединяет использование новейших достижений теории речевой деятельности.
Нормативность распространяется на все разделы русского языка, в том числе и морфологию. И в этом смысле изучение имени существительного представляет особый интерес, ведь это источник самой многочисленной группы слов, имеющих богатые семантические возможности и выполняющих разнообразные синтаксические функции. Тема «Имя существительное» является благодатным материалом для развития культуры речи младших школьников, однако опыт работы свидетельствует о том, что уровень их речевой культуры остается низким. При использовании в устной и письменной речи имен существительных обучающиеся делают много ошибок, что не украшает их речь. Использование учащимися жаргона, обилие «модных» заимствованных слов, употребляемых порой неоправданно, порождает стилистическую неряшливость, ошибочное словоупотребление.
Одним из путей развития и совершенствования речевых умений и навыков учащихся начальных классов является целенаправленная работа по формированию основ культуры устной и письменной речи при изучении темы «Имя существительное». Однако в методике преподавания русского языка в начальной школе не разработано конкретных рекомендаций по формированию у младших школьников речевой культуры при усвоении имени существительного. В связи с этим выпускная квалификационная работа на тему «Совершенствование речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка» является актуальной.
Проблема исследования: каковы методические условия
совершенствования речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка. Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объект исследования: процесс совершенствования речевой культуры младших школьников.
Предмет исследования: методические условия совершенствования речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой совершенствование речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка будет эффективным, если:
- при изучении имени существительногоучитывать нормативный аспект речи;
- создать речевую среду, способствующую возникновению у младших школьников потребности говорить правильно;
- использовать разные методы и приемы работы.
Проблема, цель и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:
1. Раскрыть сущность понятий «речевая культура» и «культура речи», «нормативный компонент речи», «языковая норма», а также охарактеризовать имя существительное как часть речи и рассмотреть особенности его употребления.
2. Осуществить аспектный анализ программ, учебников по русскому языку для начальной школы и методического опыта по проблеме исследования.
3. Организовать и провести экспериментальную работу по проблеме совершенствования речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение
педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент (констатирующий и
формирующий этапы); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Экспериментальная база исследования -учащиеся 3 класса МОУ «Подгоренская ООШ» Валуйского района Белгородской области. Обучение русскому языку ведется по программе В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого (УМК «Школа России»).
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, библиографический списоки приложение.
Во Введении обоснована актуальность темы, определены предмет, объект, цель, задачи исследования и используемые методы.
Первая глава «Теоретические основы совершенствования речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка» включает три параграфа, два из которых посвящены раскрытию понятия «речевая культура», рассмотрению языковой норма как основной единицы культуры речи и описанию видов норм и их особенностей. В третьем параграфе имя существительное характеризуется как часть речи, раскрываются особенности его употребления.
Вторая глава«Методические основы совершенствования речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка»такжесостоит из трех параграфов.Первый параграф главы посвящен аспектному анализу программ и учебников по русскому языку для начальной школы. Во втором параграфе дан обзор публикаций в журналах для учителей начальных классов по исследуемой проблеме. Вторая глава также включает описание двух этапов экспериментальной работы по совершенствованию речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка.
В заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются выводы по проделанной работе.
Библиографический список содержит 86источников. Содержание
работы изложено на 123-х страницах.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы и дидактический материал по теме исследования.
Выпускная квалификационная работа иллюстрирована таблицами и диаграммой.
Работа над исследованием на тему «Совершенствование речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка» позволила сделать вывод о том, что одним из направлений речевого развития младших школьников является обучение правильному литературному языку и культуре общения, повышение культуры речи и усвоение учащимися основных норм русского литературного языка.
Под нормативностью в отечественной лингвистике понимается совокупность коллективных реализаций языковой системы, принятых обществом на определенном этапе его развития и осознаваемых им как правильные и образцовые. В понятие нормативного компонента речи традиционно включают орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические, словообразовательные и синтаксические), стилистические нормы и нормы правописания (орфографические и пунктуационные). Языковая норма закрепляет (как правильный) один вариант, отклоняя другой, делая его либо совсем неприемлемым, либо просто нежелательным, хотя и допустимым. По тому, какой вариант выбирает человек, можно судить о том, владеет ли он литературным языком.
Современное состояние методики совершенствования культуры речи в начальной школе характеризуется ее недостаточной разработанностью, что проявляется в крайней ограниченности методических рекомендаций по ее решению. Анализ УМК по русскому языку «Школа России» и «Начальная школа XXI века», а также школьных учебников к ним показал, что связь между изучением имени существительного и нормативностью русского литературного языка прослеживается слабо. Обзор публикаций в профессиональных журналах подтвердил недостаточное внимание методистов и учителей-практиков к развитию у младших школьников речевой культуры в процессе изучения имени существительного как части речи.
В соответствии с проблемой исследования, его гипотезой и задачами был организован педагогический эксперимент. На первом, констатирующем, этапе была проведена диагностика сформированности речевой культуры младших школьников при употреблении имен существительных. У обучающихся были выявлены представления о культуре речи, проверены навыки нормативного употребления имен существительных в речи: правильность произношения и ударения (орфоэпические нормы); умение употреблять имена существительные в соответствии с лексическим значением, подбирать синонимы и антонимы (лексические нормы); правильность написания имен существительных (орфографические нормы) и употребления их в словосочетаниях и предложениях в соответствии с грамматическими нормами.
В соответствии с разработанными критериями развития навыков культуры речи учащихся высокий уровень развития речевой культуры при использовании имен существительных был выявлен у 2-х третьеклассников (13,3%). Средний уровень был выявлен у 5-ти учащихся (33,3 %
школьников), остальные 53,3 % (8 обучающихся) набрали количество баллов, соответствующее низкому уровню развития культуры речи.
С учетом полученных результатов на втором этапе педагогического эксперимента была организована работа по совершенствованию у младших школьников речевой культуры при усвоении имени существительного. С этой целью была создана речевая среда, способствующая развитию речевой культуры. Расширение знаний третьеклассников об имени существительном, осуществляемое в соответствии с программой обучения русскому языку в 3-м классе, было направлено на повышение речевой культуры.
Для развития речевой культуры использовались как материалы учебника, так и дополнительные задания, способствующие развитию навыка нормативного употребления имени существительного в речевой практике. В процессе этой работы были предложены упражнения, направленные на уточнение значения имен существительных, совершенствование произносительных, орфографических, грамматических норм, а также на устранение неправильных употреблений имен существительных в речи. Дидактической основой этого процесса стали учебные словари: толковый, орфоэпический, орфографический, синонимов и антонимов.
Ограниченные рамки эксперимента не позволили выполнить весь объем работы по совершенствованию речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка. Однако итогом проделанной работы стало убеждение в том, что при соответствующем обучении у всех без исключения учащихся начальной школы есть потенциал развития речевой культуры. Все нормы русского языка усвоить трудно, однако школьники должны стремиться к совершенству речи. Для этого следует читать классическую художественную литературу, которая является образцом русского литературного языка, а также пользоваться справочниками и пособиями по русскому языку и культуре речи.
Под нормативностью в отечественной лингвистике понимается совокупность коллективных реализаций языковой системы, принятых обществом на определенном этапе его развития и осознаваемых им как правильные и образцовые. В понятие нормативного компонента речи традиционно включают орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические, словообразовательные и синтаксические), стилистические нормы и нормы правописания (орфографические и пунктуационные). Языковая норма закрепляет (как правильный) один вариант, отклоняя другой, делая его либо совсем неприемлемым, либо просто нежелательным, хотя и допустимым. По тому, какой вариант выбирает человек, можно судить о том, владеет ли он литературным языком.
Современное состояние методики совершенствования культуры речи в начальной школе характеризуется ее недостаточной разработанностью, что проявляется в крайней ограниченности методических рекомендаций по ее решению. Анализ УМК по русскому языку «Школа России» и «Начальная школа XXI века», а также школьных учебников к ним показал, что связь между изучением имени существительного и нормативностью русского литературного языка прослеживается слабо. Обзор публикаций в профессиональных журналах подтвердил недостаточное внимание методистов и учителей-практиков к развитию у младших школьников речевой культуры в процессе изучения имени существительного как части речи.
В соответствии с проблемой исследования, его гипотезой и задачами был организован педагогический эксперимент. На первом, констатирующем, этапе была проведена диагностика сформированности речевой культуры младших школьников при употреблении имен существительных. У обучающихся были выявлены представления о культуре речи, проверены навыки нормативного употребления имен существительных в речи: правильность произношения и ударения (орфоэпические нормы); умение употреблять имена существительные в соответствии с лексическим значением, подбирать синонимы и антонимы (лексические нормы); правильность написания имен существительных (орфографические нормы) и употребления их в словосочетаниях и предложениях в соответствии с грамматическими нормами.
В соответствии с разработанными критериями развития навыков культуры речи учащихся высокий уровень развития речевой культуры при использовании имен существительных был выявлен у 2-х третьеклассников (13,3%). Средний уровень был выявлен у 5-ти учащихся (33,3 %
школьников), остальные 53,3 % (8 обучающихся) набрали количество баллов, соответствующее низкому уровню развития культуры речи.
С учетом полученных результатов на втором этапе педагогического эксперимента была организована работа по совершенствованию у младших школьников речевой культуры при усвоении имени существительного. С этой целью была создана речевая среда, способствующая развитию речевой культуры. Расширение знаний третьеклассников об имени существительном, осуществляемое в соответствии с программой обучения русскому языку в 3-м классе, было направлено на повышение речевой культуры.
Для развития речевой культуры использовались как материалы учебника, так и дополнительные задания, способствующие развитию навыка нормативного употребления имени существительного в речевой практике. В процессе этой работы были предложены упражнения, направленные на уточнение значения имен существительных, совершенствование произносительных, орфографических, грамматических норм, а также на устранение неправильных употреблений имен существительных в речи. Дидактической основой этого процесса стали учебные словари: толковый, орфоэпический, орфографический, синонимов и антонимов.
Ограниченные рамки эксперимента не позволили выполнить весь объем работы по совершенствованию речевой культуры младших школьников в процессе изучения имени существительного на уроках русского языка. Однако итогом проделанной работы стало убеждение в том, что при соответствующем обучении у всех без исключения учащихся начальной школы есть потенциал развития речевой культуры. Все нормы русского языка усвоить трудно, однако школьники должны стремиться к совершенству речи. Для этого следует читать классическую художественную литературу, которая является образцом русского литературного языка, а также пользоваться справочниками и пособиями по русскому языку и культуре речи.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО (НА МАТЕРИАЛЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2019 - Процесс формирования навыков сопоставительного анализа на уроках русского языка в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2021 - Особенности изучения имён собственных на уроках русского языка в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2020 - Речевое развитие младших школьников в процессе изучения имен прилагательных (Рязанский государственный университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование речевой культуры младших школьников при работе с паронимами
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Организация словарной работы с младшими школьниками на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование выразительности речи младших школьников на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



