НОВОМУЧЕННИКИ И ИСПОВЕДНИКИ БЕЛГОРОДСКИЕ: ЖИТИЯ, ПОДВИГИ И ИСТОРИЯ КАНОНИЗАЦИИ
|
Введение 3
Глава I. Гонения на церковь в Белгороде в послереволюционный период 9
1.1. Гонения на церковь и первые Белгородские новомученики 10
1.2. Житие и подвижничество архиепископа Курского Онуфрия (Гагалюк)..29
Глава II. Никодим, епископ Белгородский: богослов, епископ и
священномученик 48
2.1. Житие и мученическая кончина епископа Белгородского Никодима
(Кононова) 48
2.2. Почитание и обретение мощей священномученика Никодима, епископа
Белгородского 59
Глава III. Канонизация, прославление и почитание новомучеников и исповедников белгородских
3.1. История канонизации новомучеников и исповедников белгородских..72
3.2. Не канонизированные новомученики и исповедники белгородские ХХ века 75
Заключение 99
Библиография
Глава I. Гонения на церковь в Белгороде в послереволюционный период 9
1.1. Гонения на церковь и первые Белгородские новомученики 10
1.2. Житие и подвижничество архиепископа Курского Онуфрия (Гагалюк)..29
Глава II. Никодим, епископ Белгородский: богослов, епископ и
священномученик 48
2.1. Житие и мученическая кончина епископа Белгородского Никодима
(Кононова) 48
2.2. Почитание и обретение мощей священномученика Никодима, епископа
Белгородского 59
Глава III. Канонизация, прославление и почитание новомучеников и исповедников белгородских
3.1. История канонизации новомучеников и исповедников белгородских..72
3.2. Не канонизированные новомученики и исповедники белгородские ХХ века 75
Заключение 99
Библиография
Актуальность исследования заключается в том, что, не смотря на относительную временную близость, период истории России первой половины ХХ столетия изучен или фрагментарно, или предвзято под давлением и в пользу советской материалистической идеологи. В связи с чем, история жития, труды, религиозная, общественная и другие виды деятельности многих религиозных деятелей в России, в частности белгородчины в лучшем случае мало известны или слабо изучены. Но чаще долгие десятилетия были забыты и незаслуженно очернены в пользу и оправдание материалистической советской власти и революции. Но не смотря ни на что, многие религиозные деятели внесли значительный вклад в развитие социальной справедливости, науки и конечно же религиозной жизни в России и в российском обществе в том числе периода с начала ХХ столетия и до 1917 года.
С приходом путем переворота коммунистической власти в России отношение к Церкви и священнослужителям в корне меняется. Можно сказать церковь, священно и церковнослужители становятся, и даже просто верующие становятся изгоями и «врагами народа» не смотря на все свои былые и настоящие заслуги перед Церковью, Россией и народом. В таких условиях особенно показательны...можно разными словами обозначить их самоотверженное следование служению Православной церкви, не смотря на все опасности и лишения - это можно назвать и мученичеством, и святостью (что по сути одно и о же), и самопожертвованием, и героизмом, и в том числе, сократовским идеалом.
В итоге, многие священнослужители, церковнослужители и просто верующие были не только гонимы, притесняемы и мучимы, но и казнены без суда и следствия. В последующий советский период эти факты пытались или замалчивать, или оправдывать через очернение явной ложью. Только после распада СССР в 1991 году появилась возможность не только искать правду, но и сказать о новых христианских мучениках и, в том числе, национальных героях. На юбилейном Архиерейском соборе в августе 2000 года многие из них были канонизированы в лике святых, в том числе и представители белгородского духовенства периода революционных событий в Белгороде.
Касательно новомучеников и исповедников белгородских в печати продолжают появляться публикации с новыми свидетельствами о них. К тому же, в течение последних лет в Белгороде сделано несколько археологических находок, дающих новый материал для анализа. Были обретены мощи священномученика Никодима (Кононова).
Исследуемая тема затрагивает не только сферу богословских наук, но и сферу белгородского краеведения. Все вышеизложенное позволяет считать исследование актуальным.
Степень разработанности. Обозначенная тема исследования была исследована фрагментарно только некоторыми Белгородскими Исследователями.
В первую очередь следует назвать настоятеля Преображенского кафедрального собора города Белгорода протоиерея Олега Кобец. В своей кандидатской диссертации на тему «История белгородской епархии» он рассматривает факты мученичества некоторых из новомученников белгородских. И в своем докладе «История обретения мощей священномученника Никодима, еп. Белгородского», прочитанном на епархиальном съезде духовенства Белгородской епархии 2 января 2013 года он рассматривает задокументированные факты ареста, расстрела, захоронения и перезахоронения священномученника Никодима еп. Белгородского и итогах судмедэкспертизы обретенных мощей. Но на подробностях обретения мощей акцент не делается.
Вопросы, связанные с житием новомучеников и исповедников Белгородских изучает член Синодальной комиссии по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский). В семитомном издании «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия» он рассматривает, в том числе и новомучеников и исповедников Белгородских, но последний том был издан в 2002 году.
Так же используются материалы, собранные белгородским краеведом A. П. Косенковым.
Изучением выбранной темы в той или иной мере занимаются свящ. А. Королев, прот. С. Клюйко, свящ. В. Русин, Г. Шуляк, иеродиакон Софроний (Макрицкий), С. Воронцова, В. Джавадова, Сезин С. Ю. Э. Звоницкий, С.Е. Лец, свящ. В. Бояринцев, архимандрит Виктор (Мамонтов), М. Горожанкин и др.
Особое внимание заслуживают исследования таких белгородских авторов как: А.Н. Крупенков, П. Субботин и П.С. Альбощий.
Из авторов русского зарубежья заслуживают внимания труды протопресвитера Михаила Польского.
Касательно исторических особенностей изучаемого периода использовались труды авторов: И. Соловьев, митр. Иоанн Снычев, С. B. Карпенко и др.
Из периодических изданий использовались газеты «Белгородские епархиальные ведомости», «Курские епархиальные ведомости», «Православное Осколье» и «Белгородские известия».
Наименее разработанным представляются вопросы, связанные с историей почитания, поиском захоронения и обретения мощей священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского.
Из интернет ресурсов использовались материалы с официального сайта русской Православной церкви, официального сайта Белгородской епархии, портала ПРАВОСЛАВИЕ.КИ .
Так же использовались материалы из интернет - энциклопедии Википедия.
Для изучения делопроизводств арестованных и осужденных новомучеников использовались материалы архивов.
Отдельно следует сказать о личных свидетельствах участника поисков и обретения мощей священномученика Никодима П.С. Альбощего.
Касательно самого момента канонизации новомученников Белгородских используются «Журнал заседания Священного Синода РПЦ» и «Деяние Юбилейного Архиерейского Собора о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века» на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года.
В том числе используются статьи из различных энциклопедий и Интернет-ресурсов.
Цель исследования является анализ и обобщение известных фактов .житий, страданий, почитания и прославления новомучеников и исповедников Белгородских.
Для реализации цели исследования предполагается решить следующие задачи:
• уточнение фактов истории и страданий новомучеников и исповедников Белгородских расстрелянных с архиепископом Онуфрием (Гагалюк);
• уточнение фактов архиерейского служения и страданий
архиепископа Онуфрия (Гагалюк);
• уточнения жития и страданий священномученика Никодима, епископа Белгородского;
• обобщение фактов для составления истории почитания и обретения мощей священномученика Никодима, епископа Белгородского;
• уточнение истории канонизации Белгородских новомучеников;
• анализ жизнеописаний не канонизированных исповедников Белогорья
Объект исследования - феномен мученичества исповедников Белгородских.
Предмет исследования — факты истории житий, канонизации и прославления новомучеников и исповедников Белгородских.
Квалификационная новизна. В магистерской диссертации в систематизированном виде представлены жизнеописания, факты страдания, мученических кончин Белгородских Новомученников, а так же их канонизации, и обретения мощей священномученика Никодима, еп. Белгородского.
В первой главе представлен исторический анализ и синтез фактов о гонениях на церковь в Белгороде и области в послереволюционный период. Так же первые факты арестов, пыток и издевательств над белгородскими священнослужителями и факты их мученических кончин.
Во второй главе анализируются и собираются в едино факты страдания, мученической кончины, почитания, канонизации и прославления священномученика Никодима, еп. Белгородского.
В третьей главе делается разбор условий для канонизации святых в русской православной церкви. Так же повествуется история подготовки материалов для канонизации и сам процесс канонизации белгородских новомучеников и исповедников на юбилейном архиерейском соборе 2000 года, а так же неканонизированых исповедников
Теоретическая и практическая значимость. Положения магистерской диссертации могут быть использованы в учебных курсах «История Русской православной церкви периода ХХ столетия», «Отечественной истории» и «Белгородского краеведения».
Методология исследования включает совокупность исторических, общенаучных и религиоведческих методов, системный подход к культурно-исторической реконструкции событий послереволюционного Белгорода и современной его истории.
Апробация исследования. Основные положения и выводы магистерской диссертации были представлены на следующих конференциях:
1. VI Международной научно-практической конференции
«Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки,
образования и практики», г. Белгород, НИУ «БелГУ», 27-28 ноября 2014 г., тема доклада: «Священномученик Никодим (Кононов) как пример вершины социального служения»..
2. Х1 Международном форуме «Свято - Тихоновские образовательные чтения», Липецк, 11-12 декабря 2015 года, тема доклада: «Епископское служение священномученика Никодима, епископа Белгородского, как пример стойкости веры и жертвенности»
3. IV Международной научно - практической конференции
Евангелие в контексте современной культуры - Белгород 19 мая 2016 г. тема доклада: «Священномученик Никодим, епископ Белгородский -
сократовско-христианский, или христианско-сократовский образец постоянства»
4. IV Международной научно - практической конференции Евангелие в контексте современной культуры - Белгород 19 мая 2016 г. тема доклада: «Евангельское учение о мученичестве».
5. III Международной научно-практической конференции «Приоритетные направления в развитии современного общества: междисциплинарные исследования», БГТУ им. В.Г. Шухова 2016 г. тема доклада: «Сократовский идеал, или феномен мученичества в Христианстве (на примере священномученика Никодима, епископа Белгородского)».
По теме магистерского исследования опубликовано 5 научных статей в сборниках всероссийских и международных конференций [см. Приложение].
Структура работы: магистерская работа состоит из трех глав, каждая из которых содержит по два параграфа, введения, заключения, библиографического списка и приложений.
С приходом путем переворота коммунистической власти в России отношение к Церкви и священнослужителям в корне меняется. Можно сказать церковь, священно и церковнослужители становятся, и даже просто верующие становятся изгоями и «врагами народа» не смотря на все свои былые и настоящие заслуги перед Церковью, Россией и народом. В таких условиях особенно показательны...можно разными словами обозначить их самоотверженное следование служению Православной церкви, не смотря на все опасности и лишения - это можно назвать и мученичеством, и святостью (что по сути одно и о же), и самопожертвованием, и героизмом, и в том числе, сократовским идеалом.
В итоге, многие священнослужители, церковнослужители и просто верующие были не только гонимы, притесняемы и мучимы, но и казнены без суда и следствия. В последующий советский период эти факты пытались или замалчивать, или оправдывать через очернение явной ложью. Только после распада СССР в 1991 году появилась возможность не только искать правду, но и сказать о новых христианских мучениках и, в том числе, национальных героях. На юбилейном Архиерейском соборе в августе 2000 года многие из них были канонизированы в лике святых, в том числе и представители белгородского духовенства периода революционных событий в Белгороде.
Касательно новомучеников и исповедников белгородских в печати продолжают появляться публикации с новыми свидетельствами о них. К тому же, в течение последних лет в Белгороде сделано несколько археологических находок, дающих новый материал для анализа. Были обретены мощи священномученика Никодима (Кононова).
Исследуемая тема затрагивает не только сферу богословских наук, но и сферу белгородского краеведения. Все вышеизложенное позволяет считать исследование актуальным.
Степень разработанности. Обозначенная тема исследования была исследована фрагментарно только некоторыми Белгородскими Исследователями.
В первую очередь следует назвать настоятеля Преображенского кафедрального собора города Белгорода протоиерея Олега Кобец. В своей кандидатской диссертации на тему «История белгородской епархии» он рассматривает факты мученичества некоторых из новомученников белгородских. И в своем докладе «История обретения мощей священномученника Никодима, еп. Белгородского», прочитанном на епархиальном съезде духовенства Белгородской епархии 2 января 2013 года он рассматривает задокументированные факты ареста, расстрела, захоронения и перезахоронения священномученника Никодима еп. Белгородского и итогах судмедэкспертизы обретенных мощей. Но на подробностях обретения мощей акцент не делается.
Вопросы, связанные с житием новомучеников и исповедников Белгородских изучает член Синодальной комиссии по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский). В семитомном издании «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия» он рассматривает, в том числе и новомучеников и исповедников Белгородских, но последний том был издан в 2002 году.
Так же используются материалы, собранные белгородским краеведом A. П. Косенковым.
Изучением выбранной темы в той или иной мере занимаются свящ. А. Королев, прот. С. Клюйко, свящ. В. Русин, Г. Шуляк, иеродиакон Софроний (Макрицкий), С. Воронцова, В. Джавадова, Сезин С. Ю. Э. Звоницкий, С.Е. Лец, свящ. В. Бояринцев, архимандрит Виктор (Мамонтов), М. Горожанкин и др.
Особое внимание заслуживают исследования таких белгородских авторов как: А.Н. Крупенков, П. Субботин и П.С. Альбощий.
Из авторов русского зарубежья заслуживают внимания труды протопресвитера Михаила Польского.
Касательно исторических особенностей изучаемого периода использовались труды авторов: И. Соловьев, митр. Иоанн Снычев, С. B. Карпенко и др.
Из периодических изданий использовались газеты «Белгородские епархиальные ведомости», «Курские епархиальные ведомости», «Православное Осколье» и «Белгородские известия».
Наименее разработанным представляются вопросы, связанные с историей почитания, поиском захоронения и обретения мощей священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского.
Из интернет ресурсов использовались материалы с официального сайта русской Православной церкви, официального сайта Белгородской епархии, портала ПРАВОСЛАВИЕ.КИ .
Так же использовались материалы из интернет - энциклопедии Википедия.
Для изучения делопроизводств арестованных и осужденных новомучеников использовались материалы архивов.
Отдельно следует сказать о личных свидетельствах участника поисков и обретения мощей священномученика Никодима П.С. Альбощего.
Касательно самого момента канонизации новомученников Белгородских используются «Журнал заседания Священного Синода РПЦ» и «Деяние Юбилейного Архиерейского Собора о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века» на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года.
В том числе используются статьи из различных энциклопедий и Интернет-ресурсов.
Цель исследования является анализ и обобщение известных фактов .житий, страданий, почитания и прославления новомучеников и исповедников Белгородских.
Для реализации цели исследования предполагается решить следующие задачи:
• уточнение фактов истории и страданий новомучеников и исповедников Белгородских расстрелянных с архиепископом Онуфрием (Гагалюк);
• уточнение фактов архиерейского служения и страданий
архиепископа Онуфрия (Гагалюк);
• уточнения жития и страданий священномученика Никодима, епископа Белгородского;
• обобщение фактов для составления истории почитания и обретения мощей священномученика Никодима, епископа Белгородского;
• уточнение истории канонизации Белгородских новомучеников;
• анализ жизнеописаний не канонизированных исповедников Белогорья
Объект исследования - феномен мученичества исповедников Белгородских.
Предмет исследования — факты истории житий, канонизации и прославления новомучеников и исповедников Белгородских.
Квалификационная новизна. В магистерской диссертации в систематизированном виде представлены жизнеописания, факты страдания, мученических кончин Белгородских Новомученников, а так же их канонизации, и обретения мощей священномученика Никодима, еп. Белгородского.
В первой главе представлен исторический анализ и синтез фактов о гонениях на церковь в Белгороде и области в послереволюционный период. Так же первые факты арестов, пыток и издевательств над белгородскими священнослужителями и факты их мученических кончин.
Во второй главе анализируются и собираются в едино факты страдания, мученической кончины, почитания, канонизации и прославления священномученика Никодима, еп. Белгородского.
В третьей главе делается разбор условий для канонизации святых в русской православной церкви. Так же повествуется история подготовки материалов для канонизации и сам процесс канонизации белгородских новомучеников и исповедников на юбилейном архиерейском соборе 2000 года, а так же неканонизированых исповедников
Теоретическая и практическая значимость. Положения магистерской диссертации могут быть использованы в учебных курсах «История Русской православной церкви периода ХХ столетия», «Отечественной истории» и «Белгородского краеведения».
Методология исследования включает совокупность исторических, общенаучных и религиоведческих методов, системный подход к культурно-исторической реконструкции событий послереволюционного Белгорода и современной его истории.
Апробация исследования. Основные положения и выводы магистерской диссертации были представлены на следующих конференциях:
1. VI Международной научно-практической конференции
«Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки,
образования и практики», г. Белгород, НИУ «БелГУ», 27-28 ноября 2014 г., тема доклада: «Священномученик Никодим (Кононов) как пример вершины социального служения»..
2. Х1 Международном форуме «Свято - Тихоновские образовательные чтения», Липецк, 11-12 декабря 2015 года, тема доклада: «Епископское служение священномученика Никодима, епископа Белгородского, как пример стойкости веры и жертвенности»
3. IV Международной научно - практической конференции
Евангелие в контексте современной культуры - Белгород 19 мая 2016 г. тема доклада: «Священномученик Никодим, епископ Белгородский -
сократовско-христианский, или христианско-сократовский образец постоянства»
4. IV Международной научно - практической конференции Евангелие в контексте современной культуры - Белгород 19 мая 2016 г. тема доклада: «Евангельское учение о мученичестве».
5. III Международной научно-практической конференции «Приоритетные направления в развитии современного общества: междисциплинарные исследования», БГТУ им. В.Г. Шухова 2016 г. тема доклада: «Сократовский идеал, или феномен мученичества в Христианстве (на примере священномученика Никодима, епископа Белгородского)».
По теме магистерского исследования опубликовано 5 научных статей в сборниках всероссийских и международных конференций [см. Приложение].
Структура работы: магистерская работа состоит из трех глав, каждая из которых содержит по два параграфа, введения, заключения, библиографического списка и приложений.
Подводя итог исследованию можно сделать вывод, что поставленные цели и задачи были выполнены. При проведении анализа житий новомучеников и исповедников Белгородских, можно сделать общий вывод, что они являются мучениками за веру. Все они были осуждены не вино. Доказательством того является их последующая реабилитация. При приведенных отрывках из допросов (на сколько позволяет объем работы), явно прослеживается надуманность обвинений и приговоров. Это ярко иллюстрирует. Что гонения на церковь были не случайностью. А целенаправленным действием. Учение православной церкви не просто противоречили марксиско - ленинской идеологии . Противоречие марксизму был лишь предлог для начала притеснений. Так, как церковь не притесняли. Если бы церковь только притесняли, то не было бы ни одного мученика за веру в этот период. Картина гонений с большим проявлением жестокости, в плоть до геноцида отдельных слоев населения иллюстрирует большую ненависть к церкви.
Перечисленных в первом параграфе первой главы исследования новомучеников и исповедников в одном лице объединяет один иерарх, вместе с которым все они были расстреляны - это священномученик Онуфрий, архиепископ Курский и Обоянский. С самого детства его жизнь олицетворяет страдание. В детстве остался без отца. И в пятилетнем возрасте он говорит пророчество кем он будет. Это позволяет еще раз подтвердить, что он уже с детства был «избранный сосуд Божий». Чудесные явления преподобного Онуфрия во время болезней еще раз подтверждают его избранность Богом. Он становиться на путь священника и не сходит с него ни при каких обстоятельствах. Каждый раз, когда его арестовывали, ему предъявляли сфабрикованное обвинение. Ему предписывали слова и фразы, которые он не говорил. Причина такой откровенной лжи была одна - найти повод изолировать деятельного владыку от общества. Аресты свидетельствовали, что владыка Онуфрий был не угоден властям, за что с ним очень резко обходились. Удивительное спокойствие во всех жизненных обстоятельствах говорит о том, что владыка во всем полагался на волю Бога.
Даже находясь в заключении. В изоляции от своей паствы он находил способы проповедовать. Владыка начинал писать поучения, проповеди, размышления на духовные темы. Он просто и понятно обосновывал эти действия, что не всегда человек может слушать, или услышать проповед. А чтение - это другой способ передачи информации, иной раз более эффективен, чем вербальный. И в настоящее время изданные духовные труды владыки окормляют многих верующих. Находясь на Старооскольской и Курской кафедрах, владыка был стеснен властями на сколько они могли это сделать. Были ограничения в передвижении, ограничения в местах для служения. Несмотря на это, даже служа в одном самом маленьком храме. Этого было достаточно, чтобы его любовь и молитва достучалась, или смягчила сердца многих. Во время пребывания его на названных кафедрах люди массово возвращались из обновленчества в православие. Более того, владыка Онуфрий был архипастырем не только для мирян, но и священнослужителей. Бремя гонений негативно сказывается на тех, у кого слабая вера. Многие священники под давлением властей переставали проповедовать, оставаясь обрядоисполнителями. Они видели в этом необходимость для выживания церкви. Владыка с отцовской любовью объяснял им их неправоту. Он говорил, что в трудные времена, трудно всем, потому слово утешения должно произноситься не меньше, а больше и как можно чаще. Не удивительно, что за время своего епископского служения владыка большую часть служения провел под арестом. Последний путь для владыки была ссылка на дальний восток, где он вместе с другими священнослужителями и церковнослужителями повторно по надуманному обвинению был осужден. Но с более суровым наказанием - расстрел. Таким образом владыка остался верен Христу, Его церкви и преданной пастве. Своим примером он показал стойкость в вере.
Второй не менее яркой личностью среди сонма Белгородских новомучеников выделяется священномученик Никодим (Кононов). В его личности, не менее, а, возможно, в некоторых отношениях, и более были выражены вышеназванные качества владыки Онуфрия. Владыка Никодим в себе очень гармонично сочетал различные качества - ученого, архипастыря и руководителя. Его перу принадлежат ряд исследований. Он создал Архангельский патерик, и этим отплатил любовью своим родным местам. Приехав в незнакомый Белгород, о нем он с такой же сыновей любовью начинает заботиться. Он участвует в организации торжеств по случаю канонизации святителя Иоасафа. Он реставрирует покои святителя Иоасафа и создает его музей. Владыка исследует житие святителя Иоасафа и пишет труд на эту тему. Так же ему принадлежит акафист святителю Иоасафу. Буквально за несколько лет он проделывает колоссальный научный труд. Проходит еще несколько лет и случается в России революция. В это время он проявляет себя с иной стороны. Теперь он выступает ревностным защитником православия. В ответ на грабежи, разбои, изнасилования и другие методы утверждения советской власти, владыка не боится в проповедях обличать власть и призывать прекратить насилие. Владыка очень хорошо понимал как опасна прямота подобного рода. Особенно после первого ареста. Но для владыки правда была важней. Если бы он стал молчать в ответ на беспредел, но он не исполнил свой пастырский долг. Не удивительно, что власть его долго терпеть не стала и он был арестован. Вскоре он пополнил число новомучеников Российских. Его расстреляли. Буквально до недавнего времени точно не было известно как был казнен владыка. Сами участники событий в последствии давали противоречивые между собой описания этих событий. Вероятно, они преследовали цель запутать следы. Действительно, исследователи сильно сомневались. Учитывая кардинальную перестройку города Белгорода за последние менее 100 лет, это усугубляло ситуацию. С начало 2000 - х годов ставился вопрос о поиске места захоронения владыки. Случившееся несколько лет назад
подтверждает, что все в руках Божиих. Как не пытались скрыть место захоронения, запутать следы и т.д С одной стороны это подтверждает, что даже садисты, убившие владыку, в глубине души осознавали свое злодеяние, что пытались даже скрыть свою причастность к расстрелу владыки. С другой, что ни какое зло не сможет одолеть церковь. Вопреки всем пессимистичным прогнозам, мощи святителя Никодима были обретены.
В настоящее время нет последовательно написанной истории почитания, обретения мощей и прославления святителя Никодима (Кононова). В данном исследовании автор сделал попытку посполнить недостающий пробел.
Еще одной яркой личностью из числа Белгородских исповедников является архимандрит Серафим (Тяпочкин). Он не был мучеником до смерти, но он был современником новомучеников. Он, как и они отбывал наказание просто за то, что он христианин и усердно служит церкви. Если Новомученикам Господь определил принять венец мученический, то отцу Серафиму была определена иная участь. Он прожил долгую жизнь, не смотря на все риски в лагерях и испорченное там здоровье. Испытанная лагерями и другими скорбями твердая вера отца Серафима была нужна живым. В государстве, где верить в бога не только считалось стыдно, но и опасно, опытный духовный наставник, такой как отец Серафим, был более чем нужен. О его востребованности говорил нескончаемый поток верующих. Которые, ехали к нему со всех концов союза. Прошло более 30 лет со дня его кончины, но он молитвенно не перестает быть рядом с обращающимися к нему. Имеется не мало оснований для канонизации отца Серафима, но не хватает малости - документов с небольшого периода пребывания его в ссылке. Тем не менее, он как и новомученики ХХ столетия, претерпел многое, кроме казни. Потому он относится к числу исповедников белгородских
Таким образом, у каждого из исповедников и новомучеников белгородских был свой путь к Богу и свои примеры для укрепления веры живущих. Не смотря на все многообразие фактов и историй. Всех их объединяет следующее:
• путь к Богу;
• проповедь Бога.
Перечисленных в первом параграфе первой главы исследования новомучеников и исповедников в одном лице объединяет один иерарх, вместе с которым все они были расстреляны - это священномученик Онуфрий, архиепископ Курский и Обоянский. С самого детства его жизнь олицетворяет страдание. В детстве остался без отца. И в пятилетнем возрасте он говорит пророчество кем он будет. Это позволяет еще раз подтвердить, что он уже с детства был «избранный сосуд Божий». Чудесные явления преподобного Онуфрия во время болезней еще раз подтверждают его избранность Богом. Он становиться на путь священника и не сходит с него ни при каких обстоятельствах. Каждый раз, когда его арестовывали, ему предъявляли сфабрикованное обвинение. Ему предписывали слова и фразы, которые он не говорил. Причина такой откровенной лжи была одна - найти повод изолировать деятельного владыку от общества. Аресты свидетельствовали, что владыка Онуфрий был не угоден властям, за что с ним очень резко обходились. Удивительное спокойствие во всех жизненных обстоятельствах говорит о том, что владыка во всем полагался на волю Бога.
Даже находясь в заключении. В изоляции от своей паствы он находил способы проповедовать. Владыка начинал писать поучения, проповеди, размышления на духовные темы. Он просто и понятно обосновывал эти действия, что не всегда человек может слушать, или услышать проповед. А чтение - это другой способ передачи информации, иной раз более эффективен, чем вербальный. И в настоящее время изданные духовные труды владыки окормляют многих верующих. Находясь на Старооскольской и Курской кафедрах, владыка был стеснен властями на сколько они могли это сделать. Были ограничения в передвижении, ограничения в местах для служения. Несмотря на это, даже служа в одном самом маленьком храме. Этого было достаточно, чтобы его любовь и молитва достучалась, или смягчила сердца многих. Во время пребывания его на названных кафедрах люди массово возвращались из обновленчества в православие. Более того, владыка Онуфрий был архипастырем не только для мирян, но и священнослужителей. Бремя гонений негативно сказывается на тех, у кого слабая вера. Многие священники под давлением властей переставали проповедовать, оставаясь обрядоисполнителями. Они видели в этом необходимость для выживания церкви. Владыка с отцовской любовью объяснял им их неправоту. Он говорил, что в трудные времена, трудно всем, потому слово утешения должно произноситься не меньше, а больше и как можно чаще. Не удивительно, что за время своего епископского служения владыка большую часть служения провел под арестом. Последний путь для владыки была ссылка на дальний восток, где он вместе с другими священнослужителями и церковнослужителями повторно по надуманному обвинению был осужден. Но с более суровым наказанием - расстрел. Таким образом владыка остался верен Христу, Его церкви и преданной пастве. Своим примером он показал стойкость в вере.
Второй не менее яркой личностью среди сонма Белгородских новомучеников выделяется священномученик Никодим (Кононов). В его личности, не менее, а, возможно, в некоторых отношениях, и более были выражены вышеназванные качества владыки Онуфрия. Владыка Никодим в себе очень гармонично сочетал различные качества - ученого, архипастыря и руководителя. Его перу принадлежат ряд исследований. Он создал Архангельский патерик, и этим отплатил любовью своим родным местам. Приехав в незнакомый Белгород, о нем он с такой же сыновей любовью начинает заботиться. Он участвует в организации торжеств по случаю канонизации святителя Иоасафа. Он реставрирует покои святителя Иоасафа и создает его музей. Владыка исследует житие святителя Иоасафа и пишет труд на эту тему. Так же ему принадлежит акафист святителю Иоасафу. Буквально за несколько лет он проделывает колоссальный научный труд. Проходит еще несколько лет и случается в России революция. В это время он проявляет себя с иной стороны. Теперь он выступает ревностным защитником православия. В ответ на грабежи, разбои, изнасилования и другие методы утверждения советской власти, владыка не боится в проповедях обличать власть и призывать прекратить насилие. Владыка очень хорошо понимал как опасна прямота подобного рода. Особенно после первого ареста. Но для владыки правда была важней. Если бы он стал молчать в ответ на беспредел, но он не исполнил свой пастырский долг. Не удивительно, что власть его долго терпеть не стала и он был арестован. Вскоре он пополнил число новомучеников Российских. Его расстреляли. Буквально до недавнего времени точно не было известно как был казнен владыка. Сами участники событий в последствии давали противоречивые между собой описания этих событий. Вероятно, они преследовали цель запутать следы. Действительно, исследователи сильно сомневались. Учитывая кардинальную перестройку города Белгорода за последние менее 100 лет, это усугубляло ситуацию. С начало 2000 - х годов ставился вопрос о поиске места захоронения владыки. Случившееся несколько лет назад
подтверждает, что все в руках Божиих. Как не пытались скрыть место захоронения, запутать следы и т.д С одной стороны это подтверждает, что даже садисты, убившие владыку, в глубине души осознавали свое злодеяние, что пытались даже скрыть свою причастность к расстрелу владыки. С другой, что ни какое зло не сможет одолеть церковь. Вопреки всем пессимистичным прогнозам, мощи святителя Никодима были обретены.
В настоящее время нет последовательно написанной истории почитания, обретения мощей и прославления святителя Никодима (Кононова). В данном исследовании автор сделал попытку посполнить недостающий пробел.
Еще одной яркой личностью из числа Белгородских исповедников является архимандрит Серафим (Тяпочкин). Он не был мучеником до смерти, но он был современником новомучеников. Он, как и они отбывал наказание просто за то, что он христианин и усердно служит церкви. Если Новомученикам Господь определил принять венец мученический, то отцу Серафиму была определена иная участь. Он прожил долгую жизнь, не смотря на все риски в лагерях и испорченное там здоровье. Испытанная лагерями и другими скорбями твердая вера отца Серафима была нужна живым. В государстве, где верить в бога не только считалось стыдно, но и опасно, опытный духовный наставник, такой как отец Серафим, был более чем нужен. О его востребованности говорил нескончаемый поток верующих. Которые, ехали к нему со всех концов союза. Прошло более 30 лет со дня его кончины, но он молитвенно не перестает быть рядом с обращающимися к нему. Имеется не мало оснований для канонизации отца Серафима, но не хватает малости - документов с небольшого периода пребывания его в ссылке. Тем не менее, он как и новомученики ХХ столетия, претерпел многое, кроме казни. Потому он относится к числу исповедников белгородских
Таким образом, у каждого из исповедников и новомучеников белгородских был свой путь к Богу и свои примеры для укрепления веры живущих. Не смотря на все многообразие фактов и историй. Всех их объединяет следующее:
• путь к Богу;
• проповедь Бога.
Подобные работы
- ОПЫТ НОВОМУЧЕНИЧЕСТВА В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКОВ ОНУФРИЯ ГАГАЛЮКА И НИКОДИМА КОНОНОВА)
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017



