Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ: КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

Работа №70311

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
284
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения Я-концепции студентов на этапе профессионального становления: кросс-культурный аспект 7
1.1. Подходы к изучению Я-концепции в отечественной и зарубежной
психологии 7
1.2. Я-концепция молодежи студенческого возраста 15
1.3. Профессиональное становление молодежи студенческого возраста 20
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей Я-концепции русских и иностранных студентов на этапе профессионального становления 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей
Я-концепции русских и иностранных студентов на этапе профессионального становления 34
2.3. Методические рекомендации по реализации комплекса развития Я-
концепции иностранных студентов в процессе обучения в ВУЗе 46
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ

Возрастающая интеграция России в мировое сообщество, проявляющаяся в разных областях, в том числе в сферах профессионального труда и профессионального становления, является в настоящее время несомненным фактом. Проблема профессионального становления изучается отечественными и зарубежными авторами на протяжении длительного времени, при этом в современных условиях она стала одной из приоритетных, в первую очередь - в силу высокой динамичности профессиональной деятельности, привлечения всё большего количества иностранцев в качестве студентов в Российские ВУЗы. Специфической особенностью студенческого периода является осознание личностью своей неповторимости, становление самосознания и развитие Я-концепции.
Я-концепция является одним из ключевых понятий, изучаемых современной психологией. В возрастной период от 17 до 24 лет происходит активное развитие Я-концепции, таким образом, процесс изменения Я- концепции - закономерный и уникальный результат личностного развития во время обучения в ВУЗе.
Я-концепция в студенческом возрасте претерпевает существенные изменения, становясь более устойчивой и при этом дифференцированной. Развитие самосознания определяет формирование таких качеств, которые оказывают влияние на перестройку системы отношений личности студента. Исследования Я-концепции на этапе профессионального становления в аспекте кросс-культурного анализа приобретает все большее значение в связи с ростом числа иностранных студентов в Российских ВУЗах и обучении Российских студентов за рубежом.
Не вызывает сомнений тот факт, что в процессе профессионализации меняются не только представления студентов о профессиональном мире, но и происходит кардинальное изменение понимания мира собственного Я, что зачастую вызывает новое развитие содержания определённых образов Я. Следовательно, профессионализация создаёт Я-концепцию как комплекс проявлений существования Я. Но Я-концепция, в свою очередь, может реализовывать регулятивную функцию, так как выражает не только самоотношение субъекта познания и деятельности, но и влияет на планирование жизненной стратегии, профессиональной карьеры, формирование социальных и профессиональных потребностей. Студенческие годы - это не просто период интенсивного взросления, но и этап, когда наряду с развитием самосознания студента происходит также формирование очень важных качеств, таких, как социальная ответственность и самостоятельность в выборе способов развития, которые связаны с профессиональным становлением, а также с профессиональной идентификацией. На современном этапе развития отечественной и зарубежной психологии существует довольно много работ, направленных на изучение Я-концепции на этапе профессионального становления (Б.Г. Ананьев, Е.В. Воротникова, Е.И. Головаха, А.Е. Голомшток, С.Т. Джанерьян, И.С. Кон, В.С. Мухина, и т.д.). В этом случае трудности изучения такого многогранного и динамического образования как Я- концепция переплетаются со сложностями изучения межкультурной адаптации иностранных студентов, исследование Я концепции с позиции кросс-культурнго аспекта.
Данный научный интерес носит междисциплинарный характер, и определен тем, что динамика развития Я-концепции студентов напрямую влияет на успешность их профессионализации в процессе обучения в ВУЗе и тем самым во многом опосредует их дальнейшую профессиональную реализацию.
Таким образом, проблема нашего исследования: каковы особенности Я-концепции студентов в кросс-культурном аспекте на этапе профессионального становления?
Решение поставленной нами проблемы явилось целью нашего исследования
Объект: Я-концепция студентов на этапе профессионального
становления.
Предмет: особенности Я-концепции студентов на этапе
профессионального становления: кросс-культурный аспект.
Гипотеза: существуют отличия в особенностях Я-концепции русских и иностранных студентов на этапе профессионального становления, обусловленные обучением в новой культурной среде, а именно для иностранных студентов характерен более низкий уровень самопринятия, самоуверенности и более высокий уровень закрытости и внутренней конфликтности.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ отечественных и зарубежных работ по проблеме изучения особенностей Я-концепции студентов на этапе профессионального становления в кросс-культурном аспекте;
2. Выявить особенности Я-концепции русских и иностранных студентов вуза и на этапе профессионального становления;
3. Разработать рекомендации, направленные на формирование компонентов Я концепции студентов с учетом выявленных особенностей для русских и иностранных студентов.
Методологическим основанием нашей работы послужили следующие концепции и теории самосознания и «Я-концепции» личности (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, С.Р. Пантелеев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова и др.).
Для решения задач исследования мы использовали комплекс следующих методов: теоретические (аналитико-синтезирующий,
сравнительно-сопоставительный); организационные (сравнительный метод); эмпирические (психодиагностический); методы обработки данных (количественные: метод описательной статистики, критерий ф* - угловое преобразование Фишера, U-критерий Манна-Уитни; качественные: категоризация); интерпретационные (структурный метод).
Для проведения исследования были применены методики:
1. Методика изучения ясности «Я»-концепции (Self-Concept-Clarity - SCC) (Campbell, J.D.);
2. Методика изучения уровня самооценки А.С. Будасси;
3. Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева.
База исследования: НИУ «БелГУ», выборочную совокупность составили студенты 1-х и 5-х курсов обучения Педагогического института и Медицинского института в возрасте от 17 лет до 23 года в количестве 81 человека. Из них 39 русских и 42 иностранных студента.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучением проблемы Я-концепции на этапе профессионального становления в различное время занимались как отечественные, так и зарубежные ученые А. Анастази, Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, Е.В. Воротникова, Е.И. Головаха, А.Е. Голомшток, С.Т. Джанерьян, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин В.С. Мухина, С.Р. Пантелеев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова, Э.Г. Эриксон и др.
Обобщая результаты представленного исследования, необходимо подчеркнуть, что изучение понятия Я-концепция соотносится в научной литературе с такими терминами психологии как «самооценка», «образ Я», «самость», «самоотношение», «идентичность», и употребляются для обозначения разных проекций Я. Вместе с тем изучение Я-концепции приобретает особую актуальность, так как Я-концепция в студенческом возрасте претерпевает существенные изменения. Исследование Я-концепции на этапе профессионального становления в аспекте кросс-культурного анализа приобретает особую актуальность в связи с ростом числа иностранных студентов в Российских ВУЗах и обучении Российских студентов за рубежом. С первых дней пребывания в российском ВУЗе иностранные студенты находятся в непривычной для них социокультурной, языковой и национальной среде, в которой им предстоит адаптироваться в кратчайшие сроки. Формирование структурных компонентов Я-концепции иностранных и российских определит динамику развития Я-концепции, что напрямую связано с успешностью их профессионализации и профессионального становления.
Анализ теоретических подходов позволил определить степень разработанности исследуемой проблемы, сформировать методологическую базу исследования, на основании которой была разработана программа эмпирического изучения особенностей Я-концепции русских и иностранных студентов на этапе профессионального становления, включающая взаимодополняющие методы, которые позволили, получить и проанализировать результаты исследования, в результате которого мы обнаружили, что у большего количества русских студентов по сравнению с иностранными студентами представления о себе являются четкими и определенными, внутренне согласованными и стабильными. Для меньшего количества иностранных студентов по сравнению с русскими характерны: умение правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям; твердость, решительность, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать; умение более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием. Иностранным студентам свойственно в привычных для себя ситуациях сохранять ориентацию на успех, уверенность в себе, но при неожиданном появлении трудностей их уверенность в себе снижается, нарастают беспокойство, тревога. Они в привычных, хорошо знакомых и прогнозируемых для себя условиях положительно относятся к себе, признают своих достоинства, но неожиданные трудности, возникающие дополнительные препятствия, которые возникли в связи с обучением в новой культурной среде, способствуют усилению недооценки собственных успехов. Вместе с тем русские студенты в целом положительно относятся к себе, ощущают баланс между требованиями окружающей реальности и собственными возможностями, между достижениями и притязаниями, довольны сложившейся жизненной ситуацией и собой. У русских студентов доминирует мотивация успеха, любые препятствия на пути к достижению цели они воспринимают как преодолимые, ощущают собственную компетентность и способность решать различные жизненные вопросы.
Таким образом, теоретический анализ и результаты осуществленного исследования указывают на то, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования о том, что существуют отличия в особенностях Я-концепции русских и иностранных студентов на этапе профессионального становления, обусловленные обучением в новой культурной среде, а именно для
иностранных студентов характерен более низкий уровень самопринятия, самоуверенности и более высокий уровень закрытости и внутренней конфликтности нашла подтверждение



1. Адаптация молодежи к иностранной культуре и учебной
деятельности в зарубежной психологии [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2530
(дата обращения 14.03.17).
2. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 243 с.
3. Агафонов, А.Ю. Человек как смысловая модель мира / А.Ю. Агафонов. - Самара: Книга, 2000. - 298 с.
4. Акопов, Г.В. Социальная психология студента как субъекта образовательного процесса / Г.В. Акопов, А.В. Горбачева. - М.: Инфра, 2014. - 345 с.
5. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2004. - 245 с.
6. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. Т. 2. - М.: Педагогика, 2002. - 657 с.
7. Атанов, Г.А. Деятельностный подход в обучении / Г.А. Атанов. - Донецк: Мир, 2001. - 174 с.
8. Ахтариева, Л.Г. Особенности психологической подготовленности студентов к профессионально-педагогической деятельности / Л.Г. Ахтаривева. - М.: Дрофа, 2011.
9. Белокрылова, Г.М. Профессиональное становление студентов- психологов / Г.М. Белокрылова. - М.: Дрофа, 2002. - 323 с.
10. Белоусова, В.В. Об особенностях самосознания студентов- первокурсников различных профессий / В.В. Белоусова. - Москва: Мысль, 2014. - 299 с.
11. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.: Дрофа, 2006. - 234 с.
12. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
13. Бубнева, С.С. Эффективность деятельности в зависимости от структуры профессионально важных качеств / С.С. Бубнева. - Ярославль: АРТ, 2000. - 178 с.
14. Воробьева, Т.А. Соотношение профессиональной пригодности и профессиональной направленности в подготовке специалиста / Т.А. Воробьева. - М.: Дрофа, 2002. - 289 с.
15. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - 368 с.
16. Габдреев, Р.В. Методология, теория и диагностика психологических резервов / Р.В. Габдреев. - М.: Педагогика, 2001. - 342 с.
17. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. - Киев: Научна думка, 1986. - 265 с.
18. Гребенникова, И. А. Педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов в российском вузе: на примере китайских студентов: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / [Место защиты: Амур. гуманитар.-пед. гос. ун-т] - Биробиджан, 2010. - 197 с.
19. Гусева, Н.И.Теоретические и методологические основы кросс- культурных исследований / Н.И. Гусева // Вестник ТГПУ. - 2010. №3 С. 82-86.
20. Дорожкин, Ю. Н. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов / Ю.Н. Дорожкин, Л.Т. Мазитова // Социологические исследования. - 2017. №3. С. 73-77
21. Гуревич, K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К.М. Гуревич. - М.: Педагогика, 1970. - 412 с.
22. Захарова, Л.Н. Психологические основы подготовки к профессиональной деятельности / Л.Н. Захарова. - Нижний Новгород: Балтика, 1997. - 543 с.
23. Зинченко, В.П. Психологическая педагогика / В.П. Зинченко. - Самара: Книга, 1998. - 321 с.
24. Иванова, М.А. Академическая адаптация китайских студентов к высшей школе России / O.A. Иванова // Предвузовская подготовка иностранных студентов в СПбГПУ. - СПб.: Изд-во Политехнического Университета, 2015. - С. 152-155.
25. Иванова, O.A. Уровневые характеристики межкультурной адаптации иностранных студентов / O.A. Иванова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия; Проблемы высшего образования. - №1. - Воронеж, 2016. - С. 141-144.
26. Иванова, O.A. Исследование профессиональной Я-концепции иностранных студентов / O.A. Иванова. - Ярославский педагогический вестник. - № 4. - Том II (Психолого-педагогические науки) - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2016. - С.270-274.
27. Иванова, O.A. Формирование учебно-профессиональной Я- концепции иностранных студентов с разным уровнем межкультурной адаптации / O.A. Иванова, Н.И. Вьюнова // Материалы V Международной научно-практической конференции «наука на рубеже тысячелетия». - Издательский дом научной литературы «ТМБпринт», - Патгайя, Тайланд, 4-6 марта 2013 г. - С.162-164.
28. Кабанова, А. В. Факторы профессионального становления личности / А.В. Кабанова // Вестник КрасГАУ. - 2014. №1. - С.203-207.
29. Кабанова, С.В. Формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию как условие эффективной подготовки их к будущей деятельности / С.В. Кабанова. С.В. Миллер // Инновационные процессы в высшей школе. Материалы Всероссийской научно практической конференции. - 2014. - С. 66-67. 

профессиональной направленности у иностранных студентов / А.Т. Колденкова // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - 2014. - №5. - С. 35-48.
31. Коларькова, О.Г. Адаптационный аспект профессионального самоопределения студентов-иностранцев в условиях педагогического вуза / О.Г. Коларькова, Ф.В. Повшедная // Вестник Адыгейского государственного университета. - Майкоп: АГУ, 2016. - №7. - С. 55-68.
32. Коларькова, О.Г. Мотивы профессионального самоопределения иностранных студентов в условиях педагогического вуза / О.Г. Коларькова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - № 35 (76): Аспирантские тетради. - Ч. II. (Педагогика, психология, теория и методика обучения). - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. - С. 77-88.
33. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон - М.: Просвещение, 1989. - 254 с.
34. Кораблёва, O.A. Специфика профессиональной Я-концепции
иностранных студентов с разным уровнем межкультурной адаптации / O.A. Кораблёва, Е.П. Карпухина // Организационные и методические основы учебно-воспитательной работы в медицинском вузе. Сборник научных статей ВГМА им. H.H. Бурденко. Вьшуск 1. - Воронеж: Воронежская
государственная медицинская академия им. H.H. Бурденко, 2009. - С. 168-173.
35. Кораблёва, О.А. Особенности профессиональной Я-концепции иностранных студентов с разным уровнем межкультурной адаптации / O.A. Кораблёва // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении». Сборник научных статей ВГУ. Вьшуск 2. - Воронеж, 2016. - С. 131-135.
36. Кораблёва, O.A. Я-физическое как компонент профессиональной Я- концепции иностранных студентов с разным уровнем межкультурной адаптации / O.A. Кораблёва // Культура физическая и здоровье. - Вып. 2. - Воронеж, 2016. - С. 29-31.
37. Кормилицын, А.П. Факторы профессионального становления иностранных студентов / А.П. Кормилицын // Научный вестник МГТУ ГА. - 2005. №94. - С.52-59
38. Кросс-культурная психология. Исследования и применение / Пер с англ. Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. - 560 с.
39. Кудрявцев, Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания / Т.В. Кудрявцев. - М.: Педагогика, 1985. - 122 с.
40. Кузнецова, И.В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии / И.В. Кузнецова. - Ярославль: АРТ, 2006. - 290 с.
41. Кузнецова, Т.Е.. Особенности обучения китайских студентов в ВУЗах РФ / Т.Е. Кузнецова и др. // Подготовка иностранных абитуриетов в вузы Российской Федарации. - СПб.: Изд. Политехнического Университета, 2010. - С. 238-236.
42. Леонтьев, Д.А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования / Д.А. Леонтьев, Н.В. Пилипенко // Вопросы психологии. - 1995. №1. - С.23-28.
43. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. - 2001. №1. - С.18-24.
44. Лилиенталь, И.Е. Психологическая поддержка студентов в период адаптации к образовательному процессу ВУЗа / И.Е. Лилиенталь. - Ставрополь: Руна, 2015. - 128 с.
45. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Педагогика, 1984. - 344 с.
46. Ляудис, В.Я. Формирование учебной деятельности студентов / В.Я. Ляудис. - М.: Педагогика, 1989. - 89 с.
47. Миловидова, Л.Е. Динамика личностно-профессионального роста студентов в процессе вузовской подготовки / Л.Е. Миловидова. - М.: Дрофа, 2000. - 342 с.
48. Общая психодиагностика / А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Педагогика, 1999. - 543 с.
49. Орлов, А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека / А.Б. Орлов // Вопросы психологии. - 1995. №2. - С.25-31.
50. Петровский, В.А. Личность в психологии / В.А. Петровский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 332 с.
51. Психология Я-концепции: профессиональные особенности
развития. Хрестоматия / Сост. А.В.Иващенко, В.С.Агапов, И.В.Барышникова. - М.: МГСА, 2012. - 278 с.
52. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс - СПб.: Питер, 2000. - 212 с.
53. Рикель, А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная
идентичность в структуре самосознания личности. Часть 1 [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. №2 (16). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 22.04.2017).
0421100116/0017.
54. Рикель, А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 2 [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 3(17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 22.04.2017).
55. Ростунов, А.Т. Формирование профессиональной пригодности / А.Т. Ростунов. - Минск: Свет, 1984. - 205 с.
56. Рубцова, Н.Е. Психолого-педагогические модели
профессионального становления: кросс-культурный анализ // ЧиО. - 2017. №1 (42). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-modeli- professionalnogo-stanovleniya-krosskulturnyy-analiz (дата обращения:
22.04.2017).
57. Рябикина, З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост / З.И. Рябикина. - Краснодар: Книжный мир, 2005. - 201 с.
58. Слободчиков, В.И. Интегральная периодизация общего психического развития / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1996. № 5 - С.32-36.
59. Социокультурные аспекты адаптации иностранных
студентов [Электронный ресурс] - Режим доступа -
URL: https://almavest.ru/ru/node/1245 (дата обращения 17.04.17).
60. Чебровская, С.В. Психологические условия формирования самостоятельности студентов / С.В. Чебровская. - М.: Дрофа, 2013. - 159 с.
61. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. - М.: Педагогика, 1981. - 121 с.
62. Шапошникова, Т.А. Толерантность как фактор личностно-профессионального развития студентов / Т.А Шапошникова, М.Л. Романова, Н.А. Тарасенко // Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). - 2015. № 1-2. - С. 143-147.
63. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Педагогика, 1996. - 495 с.
64. Ярошенко, Л.П. Социализация студенчества современной России / Л.П. Ярошенко. - М.: Дрофа, 2002. - 48 с.
65. Dyer, J., Keller-Cohen, D. The discursive construction of professional self through narratives of personal experience / J. Dyer, D. Keller-Cohen // Discourse Studies. - 2000. №2 (3). - P. 283-304.
66. Weng, Q., McElroy, J.C. Vocational self-concept crystallization as a mediator of the relationship between career self-management and job decision effectiveness / Q. Weng, J.C. McElroy // Journal of Vocational Behavior. - 2010. №76. - P. 234-243.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ