ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретические подходы к анализу общественной дискуссии: взаимосвязь и взаимодействие жанра и ценностей
1. Краткий обзор литературы, посвященной общественной дискуссии
2. Теории текста и дискурса 11
3. Отражение ценностей в языке: когнитивное моделирование
Выводы по ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2 Семантический анализ гражданских форумов
1. Краткая история иммиграции в США: почему это является вопросом
общественной значимости? 29
2. Семантическая структура двух форумов по иммиграции
2.1. Тематическая база форумов и идеологические моделей
2.2. Сценарии и их виды
3. Анализ взаимодействия в двух форумах
3.1. Динамические элементы дискуссии 79
3.2. Анализ взаимодействия в форуме в Джорджтауне
3.3. Анализ взаимодействия в форуме в Сидар-Рапидсе 96
Выводы по ГЛАВЕ 2 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
БИБЛИОГРАФИЯ 108
ПРИЛОЖЕНИЕ I. Транскрипт форума в Джорджтауне 112
ПРИЛОЖЕНИЕ II. Транскрипт форума в Сидар-Рапидсе 145
Эта работа посвящена изучению тематической базы и идеологической маркированности общественной дискуссии США. Материалом исследования служат два гражданских форума (public deliberation forum) по проблемам иммиграции, которые были проведены в двух городах: Джорджтауне (штат Делавэр) и в Сидар-Рапидсе (штат Айова). Эти форумы входят в серию форумов высокой общественной значимости (NIF forums). Они проводятся некоммерческими организациями с целью вовлечения гражданского населения в обсуждение проблем государственного масштаба. Результатом обсуждений на гражданском форуме часто являются некоторые предложенные пути решения проблем. Как правило, перед обсуждением участники ознакомляются со специальными брошюрами, которые выпускаются некоммерческими организациями, чтобы дать представление о проблеме. Также в брошюре предложено несколько подходов к решению обсуждаемой проблемы, что служит для того, чтобы задать определенное направление дискуссии.
Предметом исследования являются гражданские форумы как отдельный текстовый жанр, а также роль идеологических моделей в отражении культуры народа. Объект исследования - транскрипты живой общественной дискуссии в США.
Актуальность работы связана с возрастающим интересом исследователей к анализу живого диалога и взаимодействию людей в живой дискуссии. Актуальность исследования определяется также его связью с когнитивно-коммуникативной парадигмой современных лингвистических исследований, основанной на учете преобладающей роли человеческого фактора во всех областях человеческой деятельности. Более того, в лингвистике существуют расхожие мнения о том, как отдельные элементы значения складываются в единый смысл текста форума, а также существуют разногласия в методах определения смысла, поскольку анализируются отдельные части текста, а не текст как одно смысловое целое.
Новизна данного исследования заключается в том, что в работе (1) текст дискуссии анализируется как единый связный текст, (2) показано, как ценности отражаются в тексте дискуссии, (3) создана аналитическая модель, позволяющая анализировать текст дискуссии как единое смысловое целое, (4) выявлены динамические элементы дискуссии.
Целью исследования является изучение и анализ гражданских форумов по иммиграции посредством выделения трех уровней смысла дискуссии: Тематической базы, Идеалов (идеологических моделей) и Сценариев. Главные вопросы исследования: каким образом смысл дискуссии реализуется, через какие элементы он выражен, а также каким образом ценно сти людей отражаются в тексте форума. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо выполнить ряд задач:
- дать краткий обзор теоретической литературы в направлениях дискурс- анализа и когнитивной лингвистики, которые связаны с данным исследованием;
- установить критерии для определения семантических уровней текста как диалогического взаимодействия;
- определить темы в двух гражданских форумах по иммиграции, а также идеологические модели и сценарии, которые находятся в рамках этих тем;
- проанализировать идеологическую маркированность текста форума.
При решении поставленных задач в ходе исследования применялись следующие методы: метод анализа фреймовых структур, сравнительно- сопоставительный метод, метод контекстного анализа.
Методологической базой исследования служат работы в направлении когнитивной лингвистики таких авторов, как Ф. Бартлетт, М. Бахтин, Т Ван Дейк, Р Водак, В. И. Карасик, Г. Лакофф, Е. А. Лукьянова, И. В. Толочин, Ч. Филлмор, Г. Фоконье, М. Фуко, Н. Фэйрклаф и другие.
Основные положения, выносимые на защиту:
1) смысловая цельнооформленность дискуссий опирается на стабильную ценностную базу, включающую в себя два структурных компонента - Тему и Идеал;
2) Тема - ценностный императив, являющийся универсальным для определенного сообщества и обеспечивающий возможность взаимопонимания;
3) Идеал (Идеологическая модель) - ценностное суждение, формулирующее принципы реализации тематического императива с точки зрения распределения ответственности между агентами, вовлеченными во взаимодействие;
4) Конкретный смысл дискуссии определяется характером взаимодействия участников, исходящих из различных Идеалов в рамках определенной Темы, и конкретными Сценариями, которые позволяют участникам сформулировать их видение и понимание актуальных проблем в рамках Темы дискуссии.
Теоретическая значимость работы определяется вкладом полученных результатов в разработку методов лингвистического анализа текста жанра публичной дискуссии.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в качестве материалов курсов в рамках таких научных направлений, как дискурс-анализ, когнитивная лингвистика и семантика текста.
Объем и структура диссертации. Настоящее исследование общим объемом 111 страниц печатного текста (из них 106 страниц основного текста) состоит из введения, двух глав и заключения. Описание проведенного исследования в работе иллюстрируется 6 таблицами. К работе прилагается список использованной литературы, включающий 3 наименования на русском и 29 на иностранных языках, а также 11 ссылок на электронные ресурсы. В качестве дополнительного и приложение.
Проведенный анализ позволяет оценить общественную дискуссию как целостный текст. Жанровая специфика текста форума заключается в том, что текст состоит из высказываний нескольких участников, при этом один из них - модератор, который ведет дискуссию и дает идеологические ориентиры для того, чтобы представители разных идеологий могли высказать свое мнение. Отдельные высказывания участников не имеют смысла вне контекста всего текста форума, что говорит о его связности и цельности. Таким образом, смысл текста форума можно определить, как опыт, который человек обретает, воспринимая текст как одно целое.
В нашей работе определение Тем и Идеалов позволяет уточнить положения, связанные с теорией текста. Термин «Тема» сочетает в себе многие понятия: конвенциональное знание, фрейм, стереотипические ситуации, базовое знание и ценности. Темы являются обязательным условием взаимопонимания и возможности диалога. Термин Идеал (основанный на понимании «фреймов» Ч. Филлмора, уточняющий понятия «когнитивные модели» и «ментальные пространства») обозначает идеальное положение вещей, где ответственность за указ анные действия распределена между агентами. Он помогает структурировать ценностные суждения говорящих и разделить их на несколько Идеологий (в нашем случае их 3). Напомним, что Темы являются непререкаемой основой для формирования мнения (the just-so judgments), а Идеалы существуют как суждения-долженствования (the should-be judgments). Разделение этих двух уровней смысла текста дискуссии позволяет описать механизм сосуществования разнообразных позиций в рамках одной языковой культуры. Тематический императив маркирован единообразно в высказываниях участников, которые по- разному выражают свое отношение к тому, как данный императив должен реализовываться в обсуждаемой ситуативной модели.
В нашем исследовании аналитический метод помогает объяснить, как смысл формируется в ходе дискуссии. Все высказывания участников объединяют Тема 1 или 2, определенные группы участников объединяют Идеалы (принадлежность высказывания к тому или иному Идеалу мы определяем через маркеры) в рамках Тем, а на уровне Сценариев (проблемных ситуаций) мы видим, как Идеалы разных участников сталкиваются, как участники форума продолжают разрабатывать Сценарии, упомянутые ранее, формулируют новые проблемы и пути решения. Таким образом, когда мы проводим анализ взаимодействия между участниками, становится ясно, каким образом высказывания между собой связаны, какие конкретные маркеры повторяются в разных высказываниях, и как Сценарий развивается в ходе дискуссии разными участниками - всё это формирует смысл дискуссии.
Приведенный анализ показывает, что динамика общественной дискуссии связана с наличием конфликта между ценностными моделями различных уровней. Участники дискуссии вовлечены в обсуждение имеющихся противоречий. При этом они могут приходить к условному согласию на уровне Сценариев.
Хотя мы рассмотрели только один из многих видов общественной дискуссии, на примере двух форумов можно видеть, что выявление маркеров Идеалов (или Идеологических моделей) и реконструкция ценностных суждений служит надежным инструментом для анализа взаимодействий между участниками дискуссии. Этот инструмент позволяет давать характеристику диалога как целостного текста, который в большей или меньшей степени удовлетворяет имеющуюся у участников потребность в создании коллективного видения проблемной ситуации.
Также выявление маркеров на трех уровнях (Темы, Идеалы, Сценарии) может помочь модераторам эффективнее управлять дискуссией. Если проанализировать то, как модераторы справлялись со своей ролью в обоих форумах, можно сказать, что в Форуме № 2 модератору удавалось более эффективно направлять дискуссию. В Форуме № 1 у модератора не всегда получалось сменить Идеологическую модель, на основании которой велась дискуссия, что привело к преобладанию Идеала 1.1 в самом начале дискуссии. Также он не всегда мог четко представить ту или иную позицию из брошюры. В отличие от него, модератор в Форуме № 2 постоянно помогал участникам переключиться на другой Идеал, таким образом помогая дискуссии развиваться.
На данный момент, работ, которые рассматривают форумы как единый текст, состоящий из высказываний разных участников, не так много. Поэтому проведенное исследование открывает новые перспективы исследования
1. Гуревич П. С. Это человек: Антология. - М.: Высшая школа, 1995. - 320 с.
2. Карасик В.И. «Культурные доминанты в языке» // Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. [Электронный ресурс] - В., 2002. - С.166-205 Режим доступа: http://philologos.narod.ru/ling/karasik.htm(дата обращения: 15.06.2016).
3. Ван Дейк, Т. А., Кинч, В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. [Электронный ресурс] - М., 1988. Режим доступа:http://philologos.narod.ru/ling/dijk.htm(дата обращения: 25.04.2017).
4. Amsler T. (2007) Planning Public Forums: Questions to guide local officials. Sacramento, CA: Institute for Local Government.
5. Bakhtin, M.M. (1986) Speech Genres and Other Late Essays. Trans.by McGee V. W. Austin, Tx: University of Texas Press.
6. Barker et al. (2012) Democratizing Deliberation: A Political Theory Anthology. The Kettering Foundation Press.
7. Bartlett, F. C. Remembering: A Study in Experimental and Social Psychology. Cambridge: Cambridge University Press, 1932.
8. Batalova, J. Immigrants in the U.S. Armed Forces, 2008. Available at:http://www.migrationpolicy.org/article/immigrants-us-armed-forces/
9. Center for Immigration Studies, Immigrant Population at Record 40 Million in 2010, 2011. Available at: http://www.prnewswire.com/news-releases/immigrant-population-at-record-40-million-in-2010-131205954.html
10. Clarke I. et al. (2012) A Context-sensitive Approach to Analysing Talk in Strategy Meetings. British Journal of Management, Vol. 23, Iss. 4,455-473.
11. Chandler, D. The Act of writing. Aberystwyth: UWA,1995.
12. Charteris-Black, J. Corpus Approaches to Critical Metaphor Analysis. New York: Palgrave Macmillan, 2004.
13. Elliott D, Mayadas N. S., Segal U. A. Immigration Worldwide: Policies, Practices, and Trends - Oxford: Oxford University Press, 2010. Available at:http://www.thedivineconspiracy.org/Z5254F.pdf
14. Fairclough N. (2004) Analysing Discourse. MPG Books Ltd.
15. Fairclough, I., Fairclough, N Political Discourse Analysis: A Method for Advanced Students. London, New York: Routledge, Taylor and Francis Group, 2012.
16. Fauconnier G. 1985. Mental Spaces. Cambridge, Mass.: MIT Press.
17. Fillmore C. (1976) Frame semantics and the nature of language. Annals of the New York Academy of Sciences: Conference on the Origin and Development of Language and Speech. Vol. 280: 20-32.
18. Foucault, M. (1972) The Archaeology of Knowledge, New York: Pantheon.
19. Gudowsky N., Bechtold U. (2013) The Role of Information in Public Participation. Journal of Public Deliberation: Vol. 9: Iss. 1, Article 3.
20. Harris, Z. S. (1954). Distributional structure. Word, 10, 140-162.
21. Henton D., Melville J. (2005) Collaborative governance: A Guide for Grantmakers. William and Flora Hewlett Foundation
22. Jorgensen M., Phillips L. (2002) Discourse Analysis as Theory and Method. SAGE Publications
23. Karerat, R. L-1B visas to become easier to get: Barack Obama, 2015. Available at:https://www.americanbazaaronline.com/2015/03/24/l-1b-visas-to-become-easier-to-get-barack-obama/
24. KhosraviNik M. (2010) Actor descriptions, action attributions, and argumentation : towards a systematization of CDA analytical categories in the representation of social groups. Critical Discourse Studies, 7 (1). pp. 55-72.
25. Lakoff G. (1987). Women, fire, and dangerous things: What categories reveal about the mind. Chicago & London: University of Chicago Press.
26. Langacker R. W. (1987). Foundations of cognitive grammar. Theoretical prerequisites, Vol. 1. Stanford: Stanford University Press.
27. Lee, J., Rytina, N. Naturalizations in the United States: 2008, 2009. Available at:https://www.dhs.gov/sites/default/files/publications/natz fr 2008.pdf
28. Levine, Peter; Fung, Archon; and Gastil, John (2005) "Future Directions for Public Deliberation,"Journal of Public Deliberation: Vol. 1: Iss. 1, Article 3.
29. McKay, R. Family Reunification, 2003. Available at:http://www.migrationpolicy.org/article/family-reunification/
30. McShea, R. J., McShea, D. W. Biology and the Foundation of Ethics. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
31. Minsky M. 1975. A framework for representing knowledge. The Psychology of Computer Vision, ed. by Patrick Henry Winston, 211-277. New York: McGraw-Hill.
32. Musolff A. (2006) Metaphor Scenarios in Public Discourse. Metaphor and Symbol, 21:1, 23-38
33. Niemeyer, S. (2004) Deliberation in the Wilderness: Displacing SymbolicPolitics. Environmental Politics, 13(2), 347-372.
34. O'Doherty K., Kieran C. (2013) Synthesising the outputs of deliberation: Extracting meaningful results from a public forum. Journal of Public Deliberation: Vol. 9: Iss. 1, Article 8.
35. Papademetriou, D., Terrazas A. Immigrants in the United States and the Current Economic Crisis, 2009. Available at:http://www.migrationpolicy.org/article/immigrants-united-states-and-current-economic-cri si s/
36. Putnam H. (1975). Mind, language and reality. Philosophical papers, Vol. II. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
37. Smith C. (2003) Modes of Discourse: The Local Structure of texts. Cambridge University Press
38. Spada P., Vreeland J. (2013) Who Moderates the Moderators? The Effect of Non-neutral Moderators in Deliberative Decision Making. Journal of Public Deliberation: Vol. 9: Iss. 2, Article 3.
39. US Bureau of Consular Affairs.Nonimmigrant Visa Statistics, 2010. Available at:https://travel.state.gov/content/visas/en/law-and-policy/statistics/non-immigrant-visas.html
40. US population hits 300 million, 2017. Available at:http://news.xinhuanet.com/english/2006-10/17/content 5215770.htm
41. van Dijk, T. A. Semantic Macro-Structures and Knowledge Frames in Discourse Comprehension // Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1977.
42. https://www.kettering.org- The Kettering Foundation Official Website
43. http://www.publicdeliberation.net/jpd- The Journal of Public Deliberation