ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Семейно-демографическая политика: понятие, сущность, основные
направления
1.2. Социальные программы как механизм реализации семейно-
демографической политики
2. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ
СЕМЕЙНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА
2.1. Опыт реализации социальных программ в области семейно-
демографической политики
2.2. Проблемы реализации социальных программ в области семейно-
демографической политики в условиях малого города (на материалах социологического исследования)
2.3. Концептуальная модель семейно-демографической политики в малом
городе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В России семья как социальный институт по-прежнему находится в эпицентре экономических, социальных и иных проблем, в связи с этим собственные проблемы семьи имеют устойчивую тенденцию к обострению в современных условиях. Кризис института семьи в России обусловил развитие негативных демографических тенденций: падение рождаемости ниже уровня простого воспроизводства населения; высокое количество разводов; распространение внебрачной рождаемости; ухудшение репродуктивного здоровья; высокая на фоне развитых стран смертность населения и другое. В условиях, когда исторические процессы трансформации семьи, сами по себе протекающие болезненно и противоречиво, переплетаются с проблемами, вызванными социально-экономическим реформированием, семейно¬
демографическая политика приобретает для российских условий особую значимость. Общество заинтересовано в здоровой, активно функционирующей семье, способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и развитие, создавая тем самым условия для развития общества в целом. В то же время, принимаемые в социальной практике меры не охватывают необходимого комплекса проблем и носят краткосрочный характер. В результате коренные интересы социального института семьи зачастую не учитываются.
В современных условиях семейно-демографическая политика должна быть направлена на создание благоприятного пространства для функционирования семьи, придание реформам «семейного аспекта». Семейно-демографическая политика в Российской Федерации выступает в качестве инструмента воздействия, как на условия жизнедеятельности семьи, так и на ее функциональные характеристики и ценностные установки.
Семейно-демографическая политика не может ограничиваться лишь поддержкой экономической самостоятельности семьи. Настоятельным требованием времени становится учет всех сторон деятельности семьи. Необходим переход от политической декларативности к реальным мерам по осуществлению приоритетов и целей семейно-демографической политики, который возможен при учете специфики конкретной семьи.
Следует отметить, что осуществить такой переход возможно лишь в условиях, когда будет налажено взаимодействие всех субъектов, в чью компетенцию входит социально-правовая регуляция деятельности семьи, и вопрос разработки целевых программ семейно-демографической политики, таким образом, становится приоритетным, так как в обществе возрастает осознание необходимости глобальных и радикальных мер изменений в отношении этой политики, конкретизируется сфера ее компетенции, определяются оптимальные типы и модели семьи, формы семейного поведения.
Таким образом, для формирования научно-обоснованной семейно-демографической политики особую актуальность приобретают социальные программы, направленные и влияющие на жизнедеятельность семьи как социального института. Одним из ключевых механизмов является программно-целевой метод, условия применения которого, полностью соответствуют специфики состояния семьи и позволяют рассматривать его в качестве одного из основных методов осуществления качественных изменений социально-экономического положения семей.
Степень научной разработанности темы. Теоретические основы и общие методологические вопросы формирования демографической политики и управления демографическими процессами представлены в трудах А.И. Антонова, В.А. Борисова, А.Я. Боярского, Д.И. Валентея, А.Г. Вишневского, А.Г. Волкова, A. Я. Кваши, Г.П. Киселевой, В.И. Козлова, В.П. Пискунова, Л.Л. Рыбакрвского, B. С. Стешенко, Б.Ц. Урланиса и др.
Социально-экономические аспекты государственной семейной политики и вопросы социальной защиты семьи рассматриваются в работах С.В. Дармодехина, Н.Ф. Дивицыной, В.В. Елизарова, Н.В. Зверевой, А.М. Илышева, В.А. Ионцева, Г.И. Климантовой, Е.В. Кузнецовой, И.В. Лаврентьевой, Г.И. Осадчей, Л.И. Савинова, Л.В. Топчего, Е.Н. Феоктистовой, Е.И. Холостовой и др.
Административно-правовые аспекты демографической политики содержатся в работах В.И. Бутова, В.О. Казанцева, И.В. Понкина, Л.М. Пчелинцевой, С.А. Сорокина, А.И. Усольцева, К.А. Чернеги, Д.М. Чечота и др.
Среди трудов зарубежных авторов, исследовавших вопросы семейной и демографической политики, следует отметить работы Г.С. Беккера, Б. Берельсона, Э. Валковича, Д. Ван де Каа, К. Вандескрика, Дж. Говарда, П. Калатбари, А. Карлсона, Дж. Колодуэлла, Р. Лестага, Ли Вэя, П. Макдональда, И. Маринеску, К. Милтеньи, 3. Павлика, Ж.Б. Пиша, Р. Пресса, А. И. Романюка, Э. Россета, Н. Смелзера, А. Сови и других.
Существенный вклад в разработку принципов демографической политики внесли отечественные ученые. В частности, Е.Г. Слуцкий и И.И. Сигов обосновали природно-географические и геополитические факторы формирования демографической политики; С.С. Бразевич, Л.Т. Волчкова, И.И. Елисеева, Н.А. Кармаев, М.А. Клупт, О.П.Литовка, К.М. Оганян, А.И. Шишкин и др. определили биологические, медико-организационные, социально-средовые факторы формирования демографической политики; И.И. Дискин, В.В. Петухов, B. Н. Томалинцев, Ф.Э. Шереги определили значение фактора девиантного поведения в реализации демографической политики государства; Н.Е. Колесников, C. В. Кузнецов, В.К. Потемкин, Е.В. Тишин определили влияние степени развитости социальной инфраструктуры регионов на процессы воспроизводства населения.
В работах отечественных ученых (В.В. Бойко, А.Г. Вишневского, Л.Е. Дарского, О.Д. Захаровой, М.Ф. Карманова, Л.Л. Рыбаковского и др.) исследуются особенности демографических процессов в современной России, признается демографический кризис, и предлагаются разные варианты выхода из него.
В научной литературе выделяются следующие направления в исследовании социально-демографических процессов: разработка теории народонаселения (А.Я.Боярский, Д.И. Валентей, Н.В. Зверева, С.П. Капица, Г.М. Коростелев, B. М.Медков, Д.К. Шелестов); операционализация понятия «качество населения» в контексте демографического развития (П.Л. Капица, В.П. Корчагин, Я.И. Рубин, А.А.Саграсов); анализ специфики и тенденций воспроизводства населения (В.Н. Архангельский, Г.А. Бондарская, В.А. Борисов, А.Г. Вишневский, Л.Е. Дарский, Р.Т. Насибуллин, А.Б. Синельников); семейно-брачные отношения, репродуктивное поведение семьи, семейная политика (А.И. Антонов, Э.К. Васильева, А.Г. Волков, Ю.А. Гаспарян, С.И. Голод, Т.А. Гурко, C. В. Дармодехин, В.В. Елизаров, С.В. Захаров, Л.В. Карцева, Г.И. Климантова, М.С. Мацковский, Н.М. Римашевская, А.Г. Харчев, Н.А. Шнейдерман); социально-демографические проблемы города и села (Ю.В. Арутюнян, СД. Климова, Б.В.Прохоров, Ф.С Файзуллин); медицинская демография (К.И. Журавлева, Ю.П. Лисицин, А.В. Сахно).
Тенденции и перспективы изменения размеров и состава семьи, динамика демографических процессов, причины демографического кризиса в стране и возможные пути его преодоления рассматриваются в трудах В.А.Борисова, Г.А. Бондарской, Е.Б. Бреевой, А.Г. Волкова, С.И. Голод, И.А. Гундарова, В.В. Елизарова, А.Я. Кваши, В.М. Медкова, В.И. Переведенцева, Л.Л. Рыбаковского, А.Б.Синельникова и др.
Тенденции и перспективы изменения размеров и состава семьи, динамика демографических процессов, причины демографического кризиса в стране и возможные пути его преодоления рассматривались в трудах В.А. Борисова, А.Г. Волкова, А.Я. Кваши, В.И. Переведенцева и др.
Разработке проблем реализации государственной семейной политики в современных условиях, определению ее места и роли в социальной деятельности государства посвящены работы Г.И. Авциновой, Г.И. Кареловой, Г.И. Клемантовой, Л.Т. Шинелевой и др.
Вопросы реализации семейной политики на региональном уровне исследовали такие ученые, как В.Н. Архангельский, Н.В. Васильева, Е.С. Баразгова, О.В. Козловская, М.В. Гордеева, В.В. Терехина, Л.В. Гришина, A. В. Артюхов и и др.
В работах Л.С. Алексеевой, Е.Б. Бреевой Е.Б., А.М. Платонова, Н.М. Римашевской, Е.М. Рыбинского развиваются идеи, связанные с конструированием новых социальных программ для семей.
Методы и этапы социального проектирования описаны в работах B. А. Лукова, В.И. Патрушева, В.М. Сафроновой, Н.Б. Топка и других.
Исследования, направленные на построение теории социального проектирования семейной политики, ведутся с 20-х годов XX века. Значительный вклад в ее разработку внесли М. Азимов, В. Гаспарский, В И. Гинецинский, Дж.Джонс, Я. Дитрих, В.М. Розин, Л. Тондл, П. Хилл (определение сущности, особенностей и эффективности традиционного проектирования).
Объект исследования - семейно-демографическая политика.
Предмет исследования - социальные программы в области семейно-демографической политики в условиях малого города.
Цель исследования - рассмотреть механизмы реализации социальных программ в области семейно-демографической политики и разработать концептуальную модель семейно-демографической политики в малом городе.
Задачи исследования:
• раскрыть теоретические основы семейно-демографической политики;
• охарактеризовать особенности реализации социальных программ в области семейно-демографической политики в условиях малого города;
• изучить проблемы реализации социальных программ в области семейно-демографической политики в условиях малого города и разработать концептуальную модель семейно-демографической политики в малом городе.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теория системного подхода (В.Н. Андреев, В.В. Краевский и др.); теория социальных систем (М. Вебер, Э. Дюркгейм, О. Конт, Г. Спенсер); теория ситуационного подхода (П. Друкер, Ф. Каст и другие); теория институционального кризиса семьи (А.И. Антонов, В.А. Борисов, А.И. Кузьмин, А.Б. Синельников, В.Н. Архангельский, В. М. Медков и др.); современные научные разработки в области семейной и демографической политики (С.В. Дармодехин. В.Н. Архангельский, А.П. Кукса, В.Л. Тамбовцев и др.);
Особое значение для нашего исследования имеют труды, затрагивающие теоретические и организационно-методологические аспекты семейной политики в современных условиях (Л.Я. Олиференко, Л.И. Савинов, Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный, Е.М. Рыбинский и др.). Исследование основано на подходах: аксиологическом (признание семьи высшей социальной ценностью), субъектно-центрическом (в центре ставятся интересы семьи), социоцентрическом (во главе интересы общества), семьецентрическом (исследование семьи как социальной общности).
В работе использовались следующие методы исследования:
• теоретический анализ литературы по теме исследования (позволил проанализировать особенности и основные направления семейно-демографической политики, определить механизмы реализации семейно-демографической политики);
• анализ нормативно-правовых документов (позволил изучить нормативно-правовую базу семейно-демографической политики, выявить концептуальные подходы к решению проблем ее реализации);
• моделирование (позволил разработать концептуальную модель
семейно-демографической политики на муниципальном уровне);
• методы эмпирического исследования: опрос (анкетирование) - метод экспертной оценки; интервьюирование семей (массовый опрос) (формализованное интервью); обработка и анализ результатов социологического исследования (позволил получить информацию о проблемах реализации семейно-демографической политики);
• математические методы обработки результатов исследования при
помощи пакета прикладных программ SPSS.22.0.
Эмпирическая база исследования. Информационной базой явились:
1. Законодательные акты Российской Федерации по вопросам семейной и демографической политики, а также Указы Президента Российской Федерации, Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Нормативно-правовые документы в отношении различных категорий семей в Белгородской области.
2. Данные Государственного комитета статистики Российской Федерации и Белгородской области, статистической и отчетной информации Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, УСЗН администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район».
3. Материалы проведенного автором работы социологического исследования: «Изучение проблем реализации социальных программ в области семейно-демографической политики на муниципальном уровне» (2016-2017гг.) - анкетирование специалистов УСЗН администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район», управления образования и отдела молодежной политики администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район», (n=22); анкетного опроса граждан, имеющих детей (опрос семей), поживающих на территории муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» (n=42).
Теоретико-практическая значимость исследования. Изучение специфики социального программирования в области семейно-демографической политики, позволяет выявить характерные особенности региональных и муниципальных программ в этой области. Результаты исследования могут быть использованы при определении основных принципов реформирования муниципальной семейно-демографической политики.
Использование данных, полученных в ходе исследования, будет целесообразным для продуктивной работы по реализации социальных программ в области защиты семьи; найдет применение в вузовском преподавании курсов «Управление системой социальной защиты детства», «Социальная политика», «Социальная политика семьи и защиты прав детства», а также в различных формах подготовки кадров социальных работников, государственных и муниципальных служащих.
Апробация результатов исследования. Работа прошла апробацию в ходе преддипломной практики на базе УСЗН администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район», представлен акт о внедрении результатов исследования.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений
В первой главе исследования дается характеристика основных понятий по теме исследования, рассматривается сущность семейно-демографической политики, анализируется программно-целевой метод как механизм реализации семейно-демографической политики. Автором делается вывод о том, что взаимодействие между государством и семьей, позиция государства в отношении вмешательства или невмешательства в приватную жизнь граждан являются важными факторами при рассмотрении различных моделей семейной политики, поскольку показывают, как распределяется ответственность за благополучие семьи между основными акторами (семьей и государством).
Политическая значимость государственной семейно-демографической политики заключается в том, что она объединяет интересы всех типов семей и направлена на формирование благоприятной социокультурной среды для их жизнедеятельности и реализации основных социальных функций, гармонизацию как внутрисемейных отношений, так и взаимоотношений семьи, государства и общества, на обеспечение необходимых условий для стабильности института семьи.
В исследовании делается вывод о том, что, несмотря на некоторую схожесть семейной и демографической политики, вследствие которой нередко происходит их смешение, между ними имеется принципиальное отличие: семейная политика в отличие от демографической не нацелена на изменение показателей демографического воспроизводства и достижение конкретных демографических результатов. В исследовании используется следующее понятие: семейно-демографическая политика - это специальный комплекс целей, средств и механизмов их реализации, посредством которых государство и другие социальные институты осуществляют научно-обоснованное воздействие на общество либо его отдельные группы, направленный на укрепление института семьи, создание необходимых условий для выполнения им своих функций, повышение рождаемости, снижение смертности, увеличение продолжительности жизни и, в конечном счете, на обеспечение воспроизводства населения.
Для эффективной реализации семейно-демографической политики сегодня используется программно-целевой метод, который позволит организовать комплексную профилактическую работу с семьями, находящимися на ранней стадии социального неблагополучия, объединить усилия и возможности всех заинтересованных ведомств и структур для оказания эффективной помощи семье, позволяет более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.
В рамках реализации муниципальной семейно-демографической политики определены основные направления: оказание своевременной комплексной социальной поддержки семьи на ранних этапах проявления семейного неблагополучия; раннее выявление и оказание своевременной эффективной помощи женщинам; формирование системы предупреждения нарушений прав несовершеннолетних и жестокого обращения с ними; содействие в преодолении изолированности семей, воспитывающих детей-инвалидов, оказание комплексной социальной поддержки; организация системы активной поддержки родителей в воспитании и развитии детей, укрепление их родительской роли, совершенствование просветительской и образовательной работы с родителями.
В работе анализируются результаты опроса семей, воспитывающих несовершеннолетних детей и интервьюирования работников социальных служб с целью изучения общественного мнения по вопросам эффективности реализации социальных программ в области семейно-демографической политики. В результате опроса выявлены факторы, отражающие негативные изменения, происходящие в общественном сознании: падение общего интереса к институту брака, увеличение рентной установки на семью, увеличение количества неформальных браков, либерализация отношений к консенсуальным союзам. Мы считаем, что перечисленные негативные изменения общественного сознания по отношению к институту семьи и брака являются одним из следствий незрелости и, зачастую, спонтанности семейно-демографической политики, разбалансированности принимаемых целевых программ
Автором делается вывод о том, что семейно-демографическая политика на муниципальном уровне должна носить не компенсаторный, а опережающий, предваряющий характер: должна быть ориентирована не на исправление ошибок семейной и общественной практики, а на создание и поддержку благополучной, трудоспособной, самостоятельно функционирующей семьи. В районе должна быть налажена и отрегулирована постоянная «обратная связь» с населением, которая может осуществляться в форме изучения общественного мнения об эффективности социальных программ в области семейно-демографической.
В качестве рекомендаций с целью более глубокого изучения проблем семей с детьми в контексте политических, экономических, социально-культурных, демографических, этнических и иных связей автором предложено разработать механизм экспертизы социальных программ в области семейно-демографической политики ввести её функции в систему деятельности органов управления. Функции экспертизы: диагностическая; информационно-контрольная; прогностическая; проектировочная.
В работе предлагается методология оценки реализации социальных программ в области семейно-демографической политики. Показатели, можно разделить на следующие категории: экономические: средства, затрачиваемые государственной системой на семейную политику, показатели жизнедеятельности семьи; социальные: способность семьи выполнять функции социализации, выполнение воспитательной функции, внутрисемейная подготовка подрастающего поколения к будущей семейной жизни, готовность семьи к производительной и экономически самостоятельной жизни; эмоциональные: общее отношение к институту, ощущение заботы со стороны государственных органов власти, ощущение морального удовлетворения от семейной жизни.
Оценка эффективности реализации семейно-демографической политики должна производиться с использованием системы статистических и социологических показателей, включающей наряду с частными и интегральные показатели, обобщающие объективные и субъективные компоненты социальной ситуации деятельности семей исследуемого региона. Мониторинг дает возможность оценить параметры социальных процессов и эффективность семейно-демографической политики как с объективной стороны - с использованием статистических показателей, предоставляемых
соответствующими административными структурами, так и с субъективной точки зрения - с использованием данных социологических опросов, являющихся неотъемлемой частью социологического мониторинга и позволяющих диагностировать и прогнозировать общественное мнение жителей города и их отношение к политике в отношении семьи