ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ
С НЕВРОТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ 10
1.1 Представление о болезни: понятие, структура и типы 10
1.2 Представление о болезни у детей 20
1.3 Невротические расстройства: понятие, виды, синдромы 23
1.4 Невротические расстройства у детей 30
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
С НЕВРОТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ 36
2.1 Цель, задачи, предмет и объект исследования 36
2.2 Методы исследования 37
2.3 Процедура обработки данных 38
2.4 Методы математической обработки 41
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 43
3.1 Анализ полученных данных 43
ВЫВОДЫ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Приложение А 61
Приложение Б 63
Приложение В
Количество детей с пограничными нервно-психическими расстройствами существенно увеличилось за последнее десятилетие: среди дошкольников этими расстройствами страдают до 20% детей. К концу окончания начальной школы количество таких детей возрастает до 40%, к концу окончания школы - от 40% до 60%. Среди этих данных наибольший процент - это дети с невротическими расстройствами. Все это связано с появлением большого количества психологических нагрузок на ребенка (большое количество предметов в школе, по каждому из которых важно быть успешным, конфликты с учителями, родителями и со сверстниками).
В отечественной и зарубежной психологии понятия невротических расстройств изучены разными специалистами в области психического здоровья. Следует заметить, что проблема представлений о болезни у детей недостаточно рассмотрена в психологии. Изучение представлений о своем заболевании у детей с невротическими расстройствами является актуальным, т.к. позволит определить, какой образ придают своей болезни дети с вышеуказанными расстройствами, являются ли их представления о болезни рациональными или не адекватны. Все это позволит выявить пути нозогнозии и при необходимости провести необходимые коррекционные мероприятия.
Работа состоит из трех глав. В теоретической части (первая глава) был проведен теоретический анализ исследований, посвященных проблеме представлений о болезни у детей, рассмотрены внутренняя картина болезни и понятия невротических расстройств. Экспериментальная часть работы направлена на рассмотрение представлений о своей болезни (невротическое расстройство) в детском возрасте.
Целью данной дипломной работы явилось исследование представлений о болезни у детей с невротическими расстройствами.
Была выдвинута гипотеза о том, что у детей с невротическими расстройствами отмечается иррациональный тип представления о болезни.
Методологической основой для выдвижения гипотезы явилась теория А.Ш. Тхостова и А.С. Нелюбиной [42; 65; 67; 68].
Задачи исследования:
1. Анализ исследований, касающихся типологий представлений о болезни и невротических расстройств.
2. Выделение компонентов детских представлений о болезни и их критериев.
3. Выявление различий в представлениях у детей с невротическими расстройствами и без них.
Во второй главе исследования использовались следующие методы: клинико-психологический (наблюдение); экспериментально-психологический (методика «Незаконченных предложений» И.К. Шаца и В.И. Кагана; проективный тест «Моя болезнь»).
Третья глава представляет собой анализ полученных данных исследования и основные выводы.
Исследование проводилось на базах ГБУЗ «ОКСПНБ №1» (лаборатория клинической психологии) и МАОУ Лицей № 77 г. Челябинска. В исследовании принимали участие 24 ребенка: 12 детей с различными невротическими расстройствами (рубрики F40-F48, F90-98) в возрасте от 10 до 15 лет и 12 детей, не имеющих психических расстройств (в возрасте от 11 до 16 лет).
Обработка данных по методике «Незаконченные предложения» обрабатывалась количественно. Проверка статистической значимости результатов осуществлялась с помощью статистического критерия ф*-углового преобразования Фишера.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в работе медицинского (клинического) психолога детской поликлинике, детского стационара специализированного профиля и школьного образовательного учреждения для составления программ профилактики и психологической коррекции представлений о болезни и внутренней картины заболевания у детей с невротическими расстройствами.
Работа состоит из введения, трех глав (теоретического обзора по проблеме представлений о болезни, программы исследования и анализа полученных результатов), выводов, заключения, библиографического списка и приложений. Основное содержание работы изложено на 60 страницах. Библиографический список содержит 81 источник.
В работе проведен теоретический анализ представлений о болезни, (обыденных, рациональных, иррациональных, мифологических, объективных) и ее структуры, понятий невротических расстройств и «внутренней картины болезни», характеристики детских невротических расстройств. Было проведено исследование, направленное на изучение представление о болезни у детей с невротическими расстройствами. Для этого были выбраны психодиагностические методики «Незаконченные предложения», проективный тест «Моя болезнь» и наблюдение (в качестве клинико-психологического метода).
В ходе проведенного исследования было выявлено следующее. У детей с невротическими расстройствами и без психических отклонений были выявлены следующие различия: у детей с невротическими расстройствами преобладает искаженное представление о причинах болезни, субъективная оценка своего заболевания также искажена, символический образ болезни представлен изображениями болезни в виде фантастических чудовищ. У детей без психической патологии наблюдаются рациональное понимание причин болезни, субъективная оценка болезни не искажена и символический образ болезни представлен изображениями болезни, связанными с природными явлениями.
В качестве перспектив дальнейшего исследования можно указать использование полученных результатов в оказании психологической помощи в учреждениях, занимающихся лечением детей с невротическими расстройствами. Для такой категории клиентов психологу важно осуществлять комплексный подход: проводить индивидуальные консультации; различные тренинги. Также результаты данного исследования можно использовать в психологической коррекции нозогнозий.
1. Александроский, Ю.А. Пограничные психические расстройства /
Ю.А. Александровский. - М.: Медицина, 2000. - 496 с.
2. Беребин, М.А. Концепция отношений В.Н. Мясищева и теория психической адаптации личности / М.А. Беребин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2008.- № 33. - С. 18-26.
3. Березина, Е.Б. Содержание и структура обыденных представлений о болезнях в молодежной среде: автореферат дис. ... канд. пс. наук / Е.Б. Березина.
- М., 2011. - 31 с.
4. Березина, Е.Б. Социальные представления о соматических болезнях. -http://psypress.ru/articles/22633.shtml.
5. Бовина, И.Б. Обыденные представления молодежи о России в современном мире. -http://www.zpu-journal.ru/e- zpu/2010/2.
6. Бовина, И.Б. Россия в современном мире: подход к теории социальных представлений. -http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2.
7. Бовина, И.Б. Социальные представления о здоровье и болезни в молодежной среде. -http://psyjournals.ru/psytelesnost/30442_full.shtml.
8. Бовина, И.Б. Социальные представления о здоровье и болезни: структура, динамика, механизмы: автореферат ... д-ра пс. наук / И.Б. Бовина. М., 2009.-48 с.
9. Большая медицинская энциклопедия. -http://bigmeden.ru/article/ Неврозы.
10. Бухановский, О.А. Общая психопатология / О.А. Бухановский, Ю.А. Кутя- вин, М.Е. Литвак. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 416 с.
11. Вассерман, Л.И. Медицинская психодиагностика: теория, практика и обучение / Л.И. Вассерман, О.Ю. Щелкова. - Спб.: Филологический факультет СПБГУ, М: Издательский цент «Академия», 2004. - 736 с.
12. Вассерман, Л.И. Психологическая диагностика и коррекция в соматической клинике / Л.И. Вассерман, Е.А. Трифонова, О.Ю. Щелкова. - Спб.: Речь, 2011. - 271 с.
13. Венгер, Л.А. Психологические рисуночные тесты / Л.А. Венгер. - М.: Владос-Пресс, 2006. - 160 с.
14. Горелова, Л.В. Основы патологии в таблицах и рисунках / Л.В. Горелова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 157 с.
15. Групповая психотерапия / под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. - М.: Медицина, 1990. - 384 с.
16. Гурьева, В.А. Психогенные расстройства у детей и под¬
ростков / В.А. Гурьева. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. - 208 с.
17. Жариков, Н.М. Психиатрия / Т.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин. - М.: Медицина, 2002. - 544 с.
18. Жмуров, В.А. Общая психопатология / В.А. Жмуров. - Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1986. - 280 с.
19. Жмуров, В.А. Пропедевтика внутренних болезней / В.А. Жмуров, М.В. Малишевский. - М.: Медицинская книга, 2001. - 288 с.
20. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов /
О.Ю. Ермолаев. - М.: МПСИ, 2003 - 336 с.
21.Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этиология и патогенез / А.И. Захаров. - Л.: Медицина, 1988. - 244 с.
22. Исаев, Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для
вузов / Д.Н. Исаев. - СПб.: СпецЛит, 2001. - 463 с.
23. Исаев, Д.Н. Эмоциональный стресс: психосоматические и соматопсихические расстройства у детей / Д.Н. Исаев. - Спб.: Речь, 2005. - 400 с.
24. Кабанов, М.М. Методы психологической диагностике и коррекции в клинике / М.М. Кабанов, А.Е. Личко, В.М. Смирнов. - Л.: Медицина, 1983. - 312 с.
25. Караваева, Т.А. Патоморфоз невротических расстройств, их психотерапия и ее правовое регулирование: автореферат дис. ... д-ра мед. наук / Т.А. Караваева. - Спб., 2011. - 57 с.
26. Карвасарский, Б.Д. Неврозы / Б.Д. Карвасарский. - 2 изд., перераб. и доп. -
М.: Медицина, 1990. - 576 с.
27. Классификация психических расстройств по МКБ-10. -http://www.psy chiat- ry.ru /lib_show.php?id=14.
28. Клиническая психология: учебник для вузов / под ред. Б.Д. Карвасарского. - Спб.: Питер, 2010. - 864 с.
29. Клиническая психотерапия в общей врачебной практике / под ред. Н.Г. Незнанова, Б.Д. Карвасарского. - Спб.: Питер, 2008. - 528 с.
30. Колотильщикова, Е.А. К исследованию психологических механизмов невротических и неврозоподобных расстройств / Е.А. Колотильщикова, И.Н. Бабурин, А.В. Васильева, Т.А. Караваева, Е.Б. Мизинова // Медицинская психология в России. - 2011. - № 3. -http://www.medpsy.ru/nomer19.php.
31. Колотильщикова, Е.А. Психологические механизмы невротических расстройств: автореферат дис. ... д-ра пс. наук / Е.А. Колотильщикова. - Спб., 2011. - 48 с.
32. Кулаков, С.А. Основы психосоматики / С.А. Кулаков. - Спб: Речь, 2003. - 288 с.
33. Кулаков, С.А. Практикум по психотерапии психосоматических расстройств / С.А. Кулаков. - Спб.: Речь, 2007. - 294 с.
34. Куртанова, Ю.Е. Внутренняя картина болезни у детей с различными соматическими заболеваниями / Ю.Е. Куртанова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2003. - № 3. - С. 16-21.
35. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика / И.Г. Малкина-Пых. - М.: ЭКСМО, 2010. - 1024 с.
36. Международная классификация болезней (10-й пересмотр): клинические описания и указания по диагностике / под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Цирки- на. - Киев: Сфера, 2005. - 306 с.
37. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология / В.Д. Менделевич. - М.: МЕДпресс-информ, 2008. - 432 с.
38. Менделевич, В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. - М.: МЕДпресс-информ, 2002. - 608 с.
39. Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672 с.
40. Морозов, В.М. Малая психиатрия. Психогении - неврозы (лекция) / В.М. Морозов // Психиатрия и психофармакотерапия. - 2011. - №1. - С.4-12.
41. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М.: МПСИ, 2011.-400 с.
42. Нелюбина, А.С. Роль обыденных представлений в формировании внутренней картины болезни: автореферат дис. ... канд. пс. наук / А.С. Нелюбина. - М., 2009 - 29 с.
43. Николаев, Е.Л. Динамика научных представлений о неврозах: от биологи-ческой модели - к культурной / Е.Л. Николаев, Е.С. Суслова // Медицинская психология в России. - 2011. - № 5. - http://medpsy.ru/nomer14.php.
44. Николаева, В.В. Влияние хронической болезни на психику /В.В. Николаева.
- М: МГУ, 1987. - 168 с.
45. Пограничная психиатрическая патология в общемедицинской практике / под ред. А.Б. Смулевича. - М.: Издательский дом «Русский врач», 2000. - 160 с.
46. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / под ред. Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.
47. Приленский, Б.Ю. Невротический конфликт в свете трансперсональной психотерапии / Б.Ю. Приленский, А.В. Приленская // Медицинская психология в России. - 2010. - № 3.- http://medpsy.ru/nomer17.php.
48. Психологический словарь / под ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов-на-Дону: Фе-никс, 2003. - 640 с.
49. Психосоматические и соматоформные расстройства (возрастные, клинико-терапевтические аспекты) / Л.А. Бенько; под ред. Н.Е. Буториной. - Челябинск: УГМАДО, 2008. - 48 с.
50. Руководство по психиатрии: В 2-х т. / А.В. Снежневский, Д.Д. Орловская; под ред. А.С. Тиганова. - М.: Медицина, 1999. - Т.2 - 784 с.
51. Савенко, С.Ю. Ипохондрический невроз. Современное понимание / С.Ю. Савенко // Независимый психиатрический журнал. - 2004. - №2. - С. 82-85.
52. Самохвалов, В.П. Психиатрия / В.П. Самохвалов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 576 с.
53. Свистунова, Е.В. Ребенок и болезнь: психологические аспекты проблемы / Е.В. Свистунова // Consilium medicum. Педиатрия. - 2010. -№ 34. - С.29-33.
54. Свистунова, Е.В. Структура и возрастные особенности внутренней картины болезни / Е.В. Свистунова // Consilium medicum. Педиатрия. - 2010. - №2. -
С.20-23.
55. Свядощ, А.М. Неврозы / А.М. Свядощ. - Спб.: Питер, 1997. - 448 с.
56. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - Спб.: Речь, 2004. - 350 с.
57. Сидоров, П.И. Введение в клиническую психологию: учебник для студентов медицинских вузов / П.И. Сидоров, А.В. Парников. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. -Т. 2. - 381 с.
58. Собчик, Л.Н. Метод цветочных выборов - модификация восьмицветового теста Люшера / Л.Н. Собчик. - СПб.: Речь, 2006. - 132 с.
59. Соложенкин, В.В. Избранные лекции по психиатрии с элементами психотепии / В.В. Соложенкин. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2008. - 318 с.
60. Справочник практического врача / под ред. А.И. Воробьева. - М.:
Медицина, 1981. - 656 с.
61. Спринц, А.М. Психотические и невротические расстройства у больных с соматической патологией / А.М. Спринц, О.Ф. Ерышев, Е.П. Шатова, И.Н. Филиппова. - Спб.: СпецЛит, 2007. - 253 с.
62. Сэмьюэлз, Э. Словарь аналитической психологии К. Юнга / Э. Самьюэлз, Б. Шортер, Ф. Плот; пер. с англ. В.В. Зеленского. - Спб.: Азбука-Классика, 2009. - 288 с.
63. Тимербулатов, И.Ф. Невротические расстройства у детей и подростков: механизмы формирования в контексте влияния микросоциальных факторов / И.Ф. Тимербулатов, В.Л. Юлдашев // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2008. - № 2. - С.8-10.
64. Тхостов, А.Ш. Болезнь как семиотическая система / А.Ш. Тхостов // Вестник МГУ. Серия № 14. Психология. - 1993. - № 1. - С. 3-16.
65. Тхостов, А.Ш. Обыденные представления как фактор, опосредующий поведение в ситуации болезни / А.Ш. Тхостов, А.С. Нелюбина // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 317. - С. 243-243.
66. Тхостов, А.Ш. Психология телестности / А.Ш. Тхостов. - М.: Смысл, 2002. - 287 с.
67. Тхостов, А.Ш. Соотношение рационального и иррационального в обыденном сознании на примере представлений о болезни / А.Ш. Тхостов, А.С. Нелюбина // Вестник МГУ. Серия14. Психология. - 2009. - № 1. - С. 32-39.
68. Тхостов, А.Ш. Субъективные представления о болезни: современный взгляд / А.Ш. Тхостов, А.С. Нелюбина // Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии. Материалы первой международной научно-практической конференции. - Владивосток: ВГМУ, 2009. - С. 121¬123.
69. Ушаков, Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства / Г.К. Уша¬ков. - М.: Медицина, 1987. - 304 с.
70. Федюкович, Н.И. Внутренние болезни / Н.И. Федюкович. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 573 с.
71. Франкл, В. Теория и терапия неврозов / В. Франкл. - Спб.: Речь, 2001. - 234 с.
72. Фрейд, З. Семейный роман невротиков. Сборник / З. Фрейд; пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. - Спб.: Азбука-Классика, 2009. - 224 с.
73. Хорни, К. Невроз и личностный рост: борьба за самореализацию / К. Хорни; пер. с англ. Е.И. Замфир. - Спб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 1997. - 318 с.
74. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни; пер. с англ. В.В. Старовойтова. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 464 с.
75. Царева, А.Б. Изучение школьных неврозов и способов их коррекции / А.Б. Царева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - №8. - С. 369-371.
76.Черева, Т.Н. «Студенческий» невроз: причины возникновения / Т.Н. Черева // Вестник КемГУ. - 2010. - № 2. - С. 79-83.
77.Чутко, Л.С. Неврозы у детей / Л.С. Чутко // Доктор.Ру. - 2009. - №1.- C.28- 29.
78. Шац, И.К. Стандартизированные диагностические клинико-психологические методики в детской клинической практике / И.К. Шац // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2002. - Т.2. - № 3. - С.92-101.
79. Швырев, А.А. Словарь медицинских и общемедицинских терминов / А.А. Швырев, М.И. Мурашова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 189 с.
80. Штрахова, А.В. Личностный смысл болезни - суммарный вектор психического отражения болезни болеющим субъектом / А.В. Штрахова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2008. - № 33. - С.78-82.
81. Ясперс, К. Общая психопатология / К. Ясперс; пер. с нем. Л.О. Акопяна. - М.: Практика, 1997. - 1056 с.