ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ЮНОШЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ СТИЛЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Агрессия как психическое состояние личности 8
1.2. Стили интеллектуальной деятельности 13
1.3. Психологические особенности развития личности в юношеском возрасте
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
АГРЕССИВНОСТИ У ЮНОШЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ СТИЛЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ результатов исследования агрессивности у юношей с различным
стилем интеллектуальной деятельности 38
2.3. Рекомендации по снижению агрессивности в юношеском возрасте 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Актуальность темы исследования. Современное общество повсеместно сталкивается с проблемами, связанными с проявлениями агрессии и агрессивности. Эти проблемы оказываются значимым фактором, затрудняющим мирное сосуществование людей в различных сферах социальной жизни.
Особое место изучению агрессивности отведено в психологической науке. Многообразие взглядов на ее причины, свойства и особенности проявления привело к возникновению целого ряда научных теорий и направлений (А. Адлер, А. Бандура, А. Басс, Л. Берковиц, Дж. Доллард, А. Маслоу, З. Фрейд, Э. Фромм и др.). В современной российской науке изучение агрессивности связано с именами К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, С.Н. Ениколопова, И. Кона, Ю.Б. Можгинского, А.А. Реана и др.
Однако, несмотря на большое количество исследований, в которых изучаются причины агрессии и агрессивности, закономерности формирования и проявления устойчивой склонности к агрессивному поведению большинство поставленных вопросов еще далеки от окончательного решения.
Исследование агрессивности сегодня не является новшеством. Ее изучению посвящена масса научных работ, но все они в основном имеют узкую направленность: выявление причин, вызывающих агрессию; исследование особенностей ее проявления; определение гендерных характеристик и т.д. Однако, на наш взгляд, наиболее полную картину, отражающую и общие, и гендерные, и индивидуальные аспекты агрессивности как свойства личности можно получить, комплексно изучив ее внутреннюю структуру, с одной стороны, и взаимосвязь особенностей ее проявления со стилями индивидуальной деятельности, с другой.
Проявление стиля деятельности многообразно и находит своё отражение в способах действия, приемах организации психической деятельности и
особенностях реакций и психических процессов (Е.П. Ильин, В.В. Кочетков, И.Г. Скотникова, В.А. Толочек и др.).
Проблема исследования: различается ли и как проявление агрессивности у юношей с различными стилями интеллектуальной деятельности.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - проявление агрессивности в юношеском возрасте.
Предмет исследования - проявление агрессивности у юношей с различными стилями интеллектуальной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существуют различия в проявлении агрессивности у юношей с различными стилями интеллектуальной деятельности, а также у юношей с реалистическим стилем интеллектуальной деятельности уровень агрессивности будет выражен в наибольшей степени, у юношей с синтетическим стилем интеллектуальной деятельности уровень агрессивности будет выражен в наименьшей степени.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить проблему исследования в современной научной литературе.
2. Подобрать методики для исследования агрессивности у юношей с различными стилями интеллектуальной деятельности.
3. Провести эмпирическое исследование проявления агрессивности у юношей с разным стилем интеллектуальной деятельности.
4. Проанализировать полученные в ходе исследования результаты.
5. Разработать рекомендации по снижению агрессивности в юношеском возрасте с учетом стиля интеллектуальной деятельности.
Теоретической основой исследования послужили теоретические и практические подходы к исследованию агрессии и агрессивности отечественных и зарубежных авторов (А. Басс, Л. Берковиц, Дж. Доллард, К. Лоренц, З. Фрейд, Э. Фромм и др.); работы, посвященные изучению особенностей агрессивности юношеского возраста (А. Адлер, Л.И. Божович, А. Гуггенбюль, С.Н. Ениколопов, В.В. Ковалев, Н.Д. Левитов, А.Л. Лихтарников, М. Мид, Ю.Б. Можгинский, А.А. Реан, К. Роджерс, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, К. Хорни и др.).
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут использоваться школьными психологами, социальными педагогами и другими специалистами, работающими с детьми подросткового и юношеского возраста.
Методы исследования. Теоретический анализ научной литературы, опрос, методы математической обработки данных (статистический критерий Крускала-Уоллиса). С целью диагностики агрессивности применялась методика Басса-Дарки. Диагностика стилей интеллектуальной деятельности осуществлялась с помощью опросника «Стили интеллектуальной деятельности», разработанного американскими психологами Р. Брэсоном и А. Хариссоном, в модификации А.А. Алексеева.
База проведения исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №13» города Старый Оскол Белгородской области.
Выборку исследования составили учащиеся 9-10-х классов. В исследовании принимали участие 60 школьников в возрасте от 15 до 16 лет.
Структура работы определялась логикой исследования, работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 45 источников, приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, отмечаются методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы исследования проявления агрессивности у юношей с различным стилем интеллектуальной деятельности» изучена проблема агрессивности как психическое состояние личности; рассмотрены стили интеллектуальной деятельности; определены психологические особенности развития в юношеском возрасте.
Во второй главе «Эмпирическое исследование проявления агрессивности у юношей с различным стилем интеллектуальной деятельности» приведены организация и методы диагностического исследования; проведено эмпирическое исследование проявления агрессивности у юношей с различным стилем интеллектуальной деятельности; проанализированы результаты исследования проявления агрессивности у юношей с различным стилем интеллектуальной деятельности; разработаны рекомендации по снижению агрессивности в юношеском возрасте.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу, определяются перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Общий объем исследования составляет 67 страниц машинописного текста.
Настоящее исследование посвящено одной из актуальных проблем современной психологии - проблеме проявления агрессивности у юношей с различным стилем интеллектуальной деятельности.
В процессе исследования мы пришли к убеждению, что проблема проявления агрессивности у юношей с различным стилем интеллектуальной деятельности является актуальной, так как современное общество повсеместно сталкивается с проблемами, связанными с проявлениями агрессии и агрессивности. Эти проблемы оказываются значимым фактором, затрудняющим мирное сосуществование людей в различных сферах социальной жизни.
В ходе исследования, результаты которого отражены в данной работе, была изучена и проанализирована научная, педагогическая, психологическая и научно-методическая литература.
В первой главе исследования дано научно-методическое обоснование проблемы проявления агрессивности у юношей с различным стилем интеллектуальной деятельности.
Согласно поставленным задачам, проанализировав психологические аспекты агрессивности, определено, что агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения. Центральное место для всех психоаналитических теорий занимает положение о том, что агрессия является средством по преимуществу инстинктивных, врожденных факторов, что агрессивное проявление почти невозможно устранить.
Интеллектуальные стили это индивидуально-своеобразные способы постановки и решения проблем. По сравнению с когнитивными стилями, интеллектуальные стили, безусловно, являются более обобщенным стилевым свойством интеллекта. Таким образом, интеллектуальные стили - это особого рода интеллектуальные способности, связанные с возможностью индивидуализации интеллектуальной деятельности на основе приведения в соответствие индивидуальных ресурсов субъекта с определенным типом проблем.
Главной характеристикой юношеского возраста является то, что в этот возрастной период осуществляется окончательный переход к зрелости личности, завершается формирование устойчивых черт личности, таким образом, юношеский возраст является одним из важнейших в жизни человека. Многие качества личности, сформированные в юношеском возрасте, и принятые в этот период решения оказывают влияние на всю дальнейшую судьбу человека. Однако общая характеристика юношеского возраста может в различной мере отражать психологические особенности юноши или девушки в каждом индивидуальном случае.
Проведя эмпирическое исследование проявления агрессивности у юношей с различным стилем интеллектуальной деятельности мы пришли к следующим выводам: в исследуемой нами группе юношей наиболее выражен идеалистический стиль мышления и реалистический.
Сравнив данные по показателям «Стили интеллектуальной деятельности» и индекс агрессивных реакций мы определили, что у юношей с реалистическим стилем интеллектуальной деятельности уровень агрессивности выражен в наибольшей степени, у юношей с синтетическим стилем интеллектуальной деятельности уровень агрессивности выражен в наименьшей степени.
Таким образом, в ходе данного исследования установлено, что юноши с различными стилями интеллектуальной деятельности отличаются по уровню проявления агрессии.
Проведенное исследование позволяет предположить, что коррекционно-психологическое взаимодействие с агрессивными юношами в образовательных учреждениях может быть эффективно организовано на основе целенаправленной работы и комплексной программы коррекции.
Психологу необходимо исследовать отношения в системах «юноша- юноша», «юноша - педагог», «юноша - группа сверстников». Это позволит выделить большую группу респондентов, объединенных спецификой условий жизни, семейного положения, экономического положения.
Таким образом, в ходе данного исследования установлено, что существуют различия в проявлении форм агрессивности у юношей с различными стилями интеллектуальной деятельности, у юношей с реалистическим стилем интеллектуальной деятельности уровень агрессивности выражен в наибольшей степени, у юношей с синтетическим стилем интеллектуальной деятельности уровень агрессивности выражен в наименьшей степени, что полностью подтверждает выдвинутую гипотезу.
Проведенное исследование позволяет предположить, что психологическое взаимодействие с агрессивными юношами в образовательных учреждениях может быть эффективно организовано на основе целенаправленной работы и комплексной программы коррекции.
Психологу необходимо исследовать отношения в системах «юноша- юноша», «юноша - психолог», «юноша - группа сверстников». Это позволит выделить большую группу респондентов, объединенных спецификой условий жизни, семейного положения, экономического положения.
Таким образом, тема работы раскрыта, цель достигнута, задачи решены, однако исследование не претендует на глубину и завершенность и может быть продолжено в других аспектах.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова.- М.: Академия, 2016. - 487 с.
2. Адлер, А. Понять природу человека / А.Адлер. - СПб.: Питер-Пресс, 2012. - 256 с.
3. Алфимова, М.Б. Психогенетика агрессивности: учебное пособие / М.Б. Алфимова. - СПб.: Питер, 2013. - 418 с.
4. Алексеев, А.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми / А.А. Алексеев, Л.А. Громова. - СПб.: Экономическая школа, 2014. - 352 с.
5. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская . М.: Наука, 1980. - 334 с.
6. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человековедения / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 2013. - 207 с.
7. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2014. - 288 с.
8. Асмолов, А. Г. Когнитивный стиль личности как средство разрешения проблемно-конфликтных ситуаций // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. Колги. - Таллинн, 1986. - С. 21¬23.
9. Берулава, Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика / Г.А. Берулаева.- М.: Педагогическое общество России, 2015. - 236 с.
10. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. - М.: Академия, 2012. - 512 с.
11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учебное пособие / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2014. - 426с.
12. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон - СПб.: Нева, 2016. - 336 с.
13. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л.С. Выгодский. - М.: Эксмо, 2016. - 1136 с.
14. Вяткин, Б. А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности: Стиль деятельности и общения / Под ред. Б. А. Вяткина. - Пермь.: ПГУ, 2012. - С. 36-55.
15. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - СПб.: Нева, 2016. - 655 с.
16. Гуревич, К.М. Психологическая диагностика / К.М. Гуревич. - М.: Академия, 2015. - 652 с.
17. Дельгадо, Х. Мозг и сознание / X. Дельгадо.- М.: Мир, 2016. - 264 с.
18. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2016. - 464 с.
19. Дубинко, Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии/ Н.А. Дубинко // Социально-педагогическая работа. - 2015.- № 4. - С. 57-59.
20. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2014. - 368 с.
21. Дружинин, А. Е. Когнитивный стиль с точки зрения дилетанта (поленезависимость и обучение) // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. Колги. - Таллинн, 1986. - С. 28-31.
22. Ермолаева, М.В. Психология развития / М.В. Ермолаева. - М.: МПСИ, 2015. - 541 с.
23. Ениколопов, С. Н. Опросник Басса-Дарки. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / С.Н. Ениколопов. - М.: Академия.- 2014. - 214 с.
24. Ильин, Е. П. Проблема способностей: Два подхода к ее решению Е.П. Ильин // Психологический журнал. 1987.- Т. 8. - № 2. - С. 291
25. Ильин, Е. П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты / Е.П. Ильин // Вопросы психологии. 1988. - № 6. - С. 85-87.
26. Климов, Е.А. Профессиональное самоопределение / Е.А. Климов.- М.: Просвещение, 2015. - 259 с.
27. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. - Мн.: ТетраСистемс, 2015. - 432 с.
28. Ковалев, П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения / П. Ковалев. - СПб.: 2016. - 358 с.
29. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон - М.: Просвещение, 2015.- 598 с.
30. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев.- М.: Владос, 2013. - 352 с.
31. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс.- СПб.: Питер, 2016. - 688 с.
32. Мерлин, В. С. Свойства личности как способности / В.С. Мерлин // Проблемы экспериментальной психологии личности. - Пермь, 1970. - С. 8-50.
33. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина.- М.: Академия,
2014. - 448 с.
34. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов.- М.: Владос, 2015. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
35. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова.- М.: Владос,- 2012. - 357 с.
36. Общий практикум по психологии. Общая психология / Петровский А.В. - М.: Эксмо, 2012. - 512 с.
37. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гербачевский и др. - СПб.: Питер, 2016. - 560 с.
38. Практикум по психодиагностике / В.В.Столин, А.Г. Шмелева.- М.: Академия, 2015. - 480 с.
39. Психологический словарь / под ред. А. Н. Зинченко. - М.: Знание, 2012. - 325 с.
40. Психология человеческой агрессивности / Под ред. К.В. Сельченок.
- Мн., 2012. - 656 с.
41. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Нева, 2014. - 358 с.
42. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан.
- СПб.: Питер, 2014. - 656 с.
43. Решетова, Т. В. Индивидуальные особенности психотерапии в зависимости от когнитивного стиля врача и больного / Т.В. Решетова // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. Колги. - Таллинн, 1986. - С. 187 - 190.
44. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов.- М.: Владос, 2016. - 477 с.
45. Рубинштейн, С.А. Основы общей психологии / С.А. Рубинштейн. - СПб.: Нева, 2013. - 720 с.
46. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т.Г. Румянцева// Вопросы психологии. - 2015. - №1. - С. 81-88.
47. Румянцева, Т.Г. Агрессия и контроль / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. - 2014. - №5/6. - С.35- 40.
48. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология/ Е.Ф. Рыбалко. - ЛГУ, 2012. - 468 с.
49. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения и условия его коррекции / Л.М. Семенюк.- М.: Академия, 2010. - 254 с.
50. Стернберг, Р. Практический интеллект / Р. Стернберг. - СПб.: Питер,
2015. - 272 с.
51. Сочивко, Д. В. К вопросу о соотношении научных интересов и индивидуальных стилей познавательной деятельности у студентов / Д.В. Сочивко // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. Колги. - Таллинн, 1986. - С. 135 - 141.
52. Тарасова, Е.В. Проявления агрессивности у современных детей: особенности диагностики и коррекции: учебно-методическое пособие / Е.В. Тарасова. - М.: МГПУ, 2014. - 92 с.
53. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М.: Наука, 1961. - 325 с.
54. Толочек, В. А. Стили профессиональной деятельности / В.А. Толочек. - М.: Смысл, 2014. - 478 с.
55. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э.Фромм. - М.: Республика, 2007. - 450 с.
56. Холодная, М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М.А. Холодная.-СПб.: Питер, 2009. — 384 с.
57. Хорни, К. Собрание сочинений / К. Хорни. - М. : Смысл, 2007.- 598 с.
58. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход / М. Хьюстон. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.- 541 с.
59. Чайковская, Н.А. Психология и педагогика:комплекс учебно-методических материалов / Н.А.Чайковская; Нижегород. гос. техн. ун-тим. Р.Е. Алексеева. Нижний Новгород, 2011.- 134 с.
60. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс,2008.- 458 с.
61. Юнг, К.Ю. Психологические типы / К.Ю. Юнг .- М.: Знание, 2011.¬598 с.