Введение 3
Глава 1 Теоретические основы осуществления сбытовой деятельности ..5
1.1 Формирование каналов сбыта и товароперемещения 5
1.2 Основные методы сбыта 11
1.3 Особенности осуществления сбыта на предприятиях оптовой торговли
алкогольной продукции 20
Глава 2 Анализ сбытовой деятельности на предприятии ООО «БелВинКом» и разработка мероприятий по её совершенствованию 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО
«БелВинКом» 34
2.2 Основные направления сбытовой деятельности предприятия ООО
«БелВинКом» 42
2.3 Предложения по совершенствованию сбытовой деятельности на
предприятии ООО «БелВинКом» 56
Заключение 66
Список литературы 70
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. Оптовая торговля достаточно большая область предпринимательской деятельности и сфера труда получила в последние годы новые импульсы своего развития. Успешное функционирование оптовых компаний предполагает создания системы сбыта, которая будет адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современного рынка.
Функциональная область сбыта наиболее существенна для компании. Основные направления взаимодействия предприятия с рынком связаны со сбытом. Проблема сбыта решается уже на стадии разработки политики фирмы. Осуществляется выбор наиболее эффективной системы, каналов и методов сбыта применительно к конкретно определенным рынкам. Это означает, что производство продукции с самого начала ориентируется на конкретные формы и методы сбыта, наиболее благоприятные условия. Поэтому разработка сбытовой политики имеет целью определение оптимальных направлений и средств, необходимых для обеспечения наибольшей эффективности процесса реализации товара, что предполагает обоснованный выбор организационных форм и методов сбытовой деятельности, ориентированных на достижение намечаемых конечных результатов. Учитывая данные аспекты, тема выпускной квалификационной работы является актуальной.
Объектом исследования является сбытовая деятельность компаний оптовой торговли алкогольной продукции.
Предметом исследования является управление процессом сбыта на оптовом предприятии алкогольной продукции.
Целью исследования является разработка практических рекомендаций по формированию эффективной системы сбыта на оптовом предприятии алкогольной продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть понятие и сущность системы сбыта;
2) выделить особенности осуществления сбыта на предприятиях оптовой торговли алкогольной продукции;
3) дать организационно-экономическую характеристику деятельности ООО «БелВинКом»;
4) определить параметры эффективности сбытовой деятельности ООО «БелВинКом»;
5) разработать предложения по совершенствованию сбытовой деятельности ООО «БелВинКом».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме управление сбытом, система сбыта, совершенствование системы сбыта. Перечисленные проблемы рассматривали такие авторы как: Акулич И. Л., Баркан Д.И., Березина Е. А., Головачев А. С., Дейян А., Климин А.Н., Лукич Р. М. и др.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, информационные документы, а также устав предприятия и бухгалтерский баланс компания оптовой торговли алкогольной продукции ООО «БелВинКом».
Методы исследования: системный и функциональный подходы, аналитический, графический, статистический методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования сбытовой деятельности компания оптовой торговли алкогольной продукции ООО «БелВинКом».
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Оптовая торговля обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда получила в последние годы новые импульсы своего развития. Эффективное функционирование оптовых компаний предполагает выстраивание системы сбыта, которая соответствует постоянно меняющимся условиям и учитывает специфику современного рынка.
Анализ теоретических аспектов осуществления сбытовой деятельности показал, что:
1. Формирование сбытовой политики основано на использовании элемента комплекса маркетинга «доведение продукта до потребителя», т.е. выбор оптимальной схемы доставки продукта от производителя к потребителю (каналы сбыта и товародвижения);
2. Товародвижением в маркетинге называется система, которая обеспечивает доставку товаров к местам продажи в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания покупателей;
3. Под каналом сбыта (распределения) путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. В комплексе маркетинга каналы сбыта выполняют две основные функции: обеспечение доступности товаров и его физическое перемещение. При этом, к основным характеристикам каналов распределения относят его длину (числом независимых посредников) и ширину (число независимых участников на каждом уровне распространения).
Исходя из этого, выделяют три основных вида каналов сбыта: одно-, двух- и более уровневые каналы, а также каналы сбыта с нулевым уровнем.
1. Во многих случаях выбор канала товародвижения является наиболее важным решением для фирмы. После того, как выбраны каналы товародвижения, перед руководством стоит целый ряд задач по успешному управлению этими каналами;
2. Выделяют три основных метода сбыта: прямой (производитель продукции вступает в непосредственные коммерческие отношения с потребителем, не прибегая к услугам независимых посредников), косвенный (производители при сбыте своего товара пользуются услугами различного рода независимых посредников (оптовых и розничных продавцов, брокеров, дилеров, консигнаторов и т.д,), а также комбинированный (сочетание прямого и косвенного методов сбыта) в качестве посредников используются организации со смешанным капиталом, включающим, в том числе, и капитал самой фирмы-производителя). В свою очередь выделяют несколько разновидностей косвенного сбыта: интенсивное, селективное (выборочное) и эксклюзивное распределение;
3. Выбор того или иного метода организации сбытовой деятельности фирмы зависит от конкретных условий рынка, продаж и стратегии самой фирмы. Часто фирма, особенно крупная, предпочитает работать, комбинируя все имеющиеся типы организации сбытовой сети;
4. Основным законом регулирующим оптовую продажу алкоголя является Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» № 171-ФЗ. от 22.11.1995 г.;
5. Для того чтобы все требования, предписанные законом, выполнялись надлежащим образом, существует специальный контролирующий орган — Федеральная служба «Росалкогольрегулирование»;
6. Согласно закону «О лицензируемых видах деятельности» оптовая продажа алкогольной продукции осуществляется строго при наличии соответствующей алкогольной лицензии. Лицензия на продажу алкоголя является разрешающим документом и является обязательным. Лицензия выдается на пять лет, далее ее нужно продлевать в строго установленные сроки;
7. Все, кто производит, продает алкоголь оптом и в розницу, должны подключиться к ЕГАИС, чтобы с 1.07.2016 г. направлять информацию о своих продажах в Службу Росалкогольрегулирования. Неподключение к системе обойдется до 15 000 рублей для физических лиц и до 200 000 рублей для юридических лиц. Иными словами, система будет содержать данные о том, кем, когда произведена каждая бутылка алкогольной продукции, каков ее состав, объем и крепость. Иными словами, система будет содержать данные о том, кем, когда произведена каждая бутылка алкогольной продукции, каков ее состав, объем и крепость.
В нашей выпускной квалификационной работе проанализировано общество с ограниченной ответственностью «Белгородская винная компания», основным видом деятельности которой является оптовая торговля алкогольной продукции. Анализ бухгалтерского баланса за 2014¬2016 годы показал, что за анализируемый период выручка от реализации товаров увеличивается, однако, и себестоимость проданных товаров также возрастает. При этом возрастает валовая прибыль, прибыль до налогообложения и чистая прибыль. В целом финансовое положение предприятия можно признать благоприятным.
ООО «БелВинКом» осуществляет оптовые продажи предприятиям розничной торговли, через других оптовиков, а за последний год появилась практика продаж непосредственно конечному потребителю, через собственный розничный магазин. Главной целью сбытовой политики ООО «БелВинКом» является расширение рынка сбыта и укрепление рыночных позиций. Сбытовая политика предприятия включает в себя организацию оптимальной сбытовой сети для эффективных продаж, хранение продукции, определение маршрутов товародвижения, организацию транспортировки, работ по отгрузке и погрузке алкогольной продукции, вопросы логистики, систему снабжения, обеспечение эффективности товародвижения. Для управления системой сбыта компании акцент делается на партнерские отношения. Сбытовая деятельность предприятия осуществляется отделом сбыта и реализации. Отдел является структурным подразделением предприятия, сформированный приказом Генерального директора. Отдел подчиняется непосредственно заместителю генерального директора, во главе которого стоит начальник отдела. Сам отдел состоит из 15 человек. С учетом выявленных сильных и слабых сторон деятельности компании, а также возможностей и угроз внешней среды, следует разработать мероприятия, позволяющих повысить эффективность функционирования компании в исследуемой конкурентной среде.
Исходя из выявленных проблем сбытовой политики организации, нами были предложены несколько направлений ее совершенствования, а именно:
1. Внедрить программу «Мой склад»;
2. Создать одностраничный сайт, который будет прост для просмотра и достаточно информативен;
3. Для привлечения как можно большего числа покупателей и увеличения продаж мы предлагаем использовать контекстную рекламу в Google Adwords и/или Яндекс Директ.
Общие инвестиционные затраты предложенных мероприятий составят 612 787,2 тыс. руб. Расчет эффективности проекта показал, что проект эффективен, так как NPV > 0 (201 961 тыс. руб.), индекс доходности > 1 (1,33) и период окупаемости достаточно короткий (пол года). Следовательно, реализация вышеуказанных мероприятий будет способствовать совершенствованию сбытовой деятельности ООО «Белгородская винная компания».
1. О государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции [Электронный ресурс]: федер. закон Российской Федерации от 22.11.1995 № 171-ФЗ. (с
изменениями на 3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 31 марта 2017 года) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
2. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
3. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений
Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2009 № 384-ФЗ (последняя редакция) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
4. О Межрегиональном управлении Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу [Электронный ресурс]: положение, утверждено Приказом № 72 от 01 октября 2009 года. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
5. О лицензировании деятельности по производства, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции [Электронный ресурс]: положение от 6 декабря 1999 г. № 1344. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
6. О требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую автоматизированную государственную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей [Электронный ресурс]: постановление от 9 июля 2016 г. № 650. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
7. Об утверждении Технических условий в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару [Электронный ресурс]: приказ от 26 октября 2010 г. № 59н. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
8. О лицензировании перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объёма готовой продукции [Электронный ресурс]: постановление РФ от 28 июня 2012 г. № 648. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
9. Акулич, И. Л. Маркетинг [Текст] / И. Л. Акулич. - Минск : Вышэйшая школа, 2014. - 524 с.
10. Алексунин, В. А. Маркетинг [Текст] / В. А. Алексунин. - Москва : Дашков и К, 2014. - 216 с.
11. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст] : учебное пособие / И. Ансофф. - Москва : Экономика, 2015. - 519 с.
12. Амблер, Т. Практический маркетинг [Текст] / Т. Амблер. - Санкт- Петербург : Питер, 2012. - 213 с.
13. Багиев, Г. Л. Маркетинг [Текст] / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 736 с.
14. Баркан, Д.И. Управление сбытом [Текст] / Д.И. Баркан. - Санкт- Петербург : СПбГУ, 2014. - 344 с.
15. Барышев, А. Ф. Маркетинг [Текст] / А. Ф. Барышев. - Москва : Академия, 2014. - 224 с.
16. Белоусова, С. Н. Маркетинг [Текст] : учебное пособие по специальностям экономики и управления / С. Н. Белоусова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 381 с.
17. Беляев, В. И. Маркетинг: основы теории и практики [Текст] / В. И. Беляев. - Москва : КНОРУС, 2015. - 672 с.
18. Березин, И.С. Маркетинговый анализ [Текст] / И.С. Березин. - Москва : Вершина, 2015. - 480 с.
19. Березина, Е. А. Стимулирование сбыта как источник повышения экономической эффективности деятельности предприятия [Текст] / Е. А. Березина // МНИЖ. - 2015. - №2-3 (33). - С.16-19.
20. Бреусова, Е. А. Сбытовая политика в деятельности современной организации [Текст] / Е. А. Бреусова, Е. В. Смирнова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 17. - С. 203¬206.
21. Божук, С.Г. Маркетинговые исследования [Текст] / С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик. - Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 304 с.
22. Бурцев, В. Методология сбытовой политики коммерческой организации [Текст] / В. Бурцев // Управление продажами. - 2014. - № 6. - C. 2-10.
23. Бурцев, В. Оптимизация сбытовой деятельности предприятия [Текст] / В. Бурцев // Управление продажами. - 2014. - № 1-2. - С. 32-40.
24. Бурцева, Т.А. Управление маркетингом [Текст] : учебное пособие / Т.А. Бурцева, В.С. Сизов, О.А. Цень. - Москва : Экономистъ, 2015. - 271 с.
25. Волкова, П. В. Экономика предприятия [Текст] / П. В. Волкова. - Москва : Новое знание, 2014. - 178 с.
26. Галькович, Р.С. Основы менеджмента [Текст] : учебное пособие / Р.С. Галькович. - Москва : ИНФРА, 2013. - 356 с.
27. Герчикова, И.Н. Менеджмент [Текст] / И.Н. Герчикова. - Москва : ЮНИТИ, 2013. - 254 с.
28. Головачев, А. С. Экономика предприятия [Текст] / А. С. Головачев. - Москва : Высшая школа, 2013. - 464 с.
29. Данченок, Л.А. Основы маркетинга [Текст] : учебное пособие / Л.А. Данченок. - Москва : МФПА, 2011. - 239 с.
30. Дашков, Л.П. Организация и правовое обеспечение бизнеса в России:
коммерция и технология торговли [Текст] / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - Москва : Дашков и Ко, 2015. - 1012 с.
31. Дейян, А. Стимулирование сбыта и реклама на месте продаж [Текст] / А. Дейян, Л. Троадек. - Москва : Прогресс-Универс, 2014. - 290 с.
32. Дорофеев, В.Д. Менеджмент [Текст] : учебное пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал. - Москва : ИНФРА-М, 2011. - 397 с.
ЗЗ.Зверкович, И. Маркетинговые подходы к созданию системы сбытового менеджмента предприятия [Текст] / И. Зверкович, Е. Скляр, И. Подгайная // Управление каналами дистрибуции. - 2010. - № 4. - С. 242-253.
34. Ивашкова, Н.И. Управление маркетингом [Текст] : учебное пособие / Н.И. Ивашкова. - Москва : Дело, 2012. - 176 с.
35. Климин, А.Н. Стимулирование продаж [Текст] / А.Н. Климин. - Москва : Вершина, 2014. - 272 с.
36. Кожемяко, А. Принципы организации системы сбыта с позиции стремления к идеальности [Текст] / А. Кожемяко // Управление продажами. - 2013. - № 3. - С. 13 -137.
37. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер, Г. Армстронг. - Москва : Вильямс 2015. - 1200 с.
38. Кузнецов, Т. Е. Стимулирование сбыта как элемент комплекса продвижения товара [Текст] / Т.Е. Кузнецова // Вестник ВУиТ. - 2013. - №1[27]. - С. 135-142.
39. Кузнецов, Т. Е. Современные подходы к разработке и реализации программ стимулирования сбыта предприятий [Текст] / Т.Е. Кузнецова // Вестник ВУиТ. - 2012. - №3[26]. - С. 214-220.
40. Ламбен, Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок [Текст] / Ж.Ж. Ламбен. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 800 с.
41. Лукич, Р. М. Управление продажами [Текст] / Р.М. Лукич. - Москва : Альпина Паблишер, 2013. - 212 с.
42. Мазилкина, Е.И. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности [Текст] / Е.И. Мазилкина. - Москва : Дашков и Ко, 2013. - 300 с.
43. Постма, П. Новая эра маркетинга [Текст] : пер. с англ. / П. Постма. - Москва : Приор, 2016. - 386 с.
44. Сербова, Е. С. Современная модель системы стимулирования сбыта продукции предприятия [Текст] / Е. С. Сербова // Социально¬экономические явления и процессы. - 2013. - №5 (051). - С.168-172.
45. Соколова, Т. Развитие сбыта, или чем сбыт отличается от тактических продаж [Текст] / Т. Соколова // Управление продажами. - 2013. - № 6. - С. 336-346.
46. Третьяк, С.Н. Коммерческая деятельность [Текст] / С.Н. Третьяк. - Хабаровск: ДВГУПС, 2014. - 350 с.
47. Хартман, Е. Формирование стратегии сбыта (распределения) продукции компании на внешних рынках [Текст] / Е. Хартман // Управление продажами. - 2011. - № 1. - С. 44-60.
48. Хореев, А.И. Управление маркетингом [Текст] / А.И. Хореев. - Воронеж : гос. технол. акад. Воронеж; 2016. - 450 с.
49.Черемушкин, С. Прогнозирование спроса и количественная оценка эффективности методов стимулирования продаж [Текст] / С. Черемушкин // Управление продажами. - 2013. - № 6. - С. 342-357.
50. Шилько, И. С. Совершенствование управления системой сбыта
продукции предприятия на основе взаимодействия маркетинга и логистики [Текст] / И. С. Шилько // ПНиО. - 2013. - №2. - С.164-171.
51. Экономика и управление на предприятии: учебник для бакалавров [Текст] / Р.С. Голов, А.П. Агарков, В.Ю. Теплышев, Е.А. Ерохина. - Москва : Дашков и К, 2013. - 400 с.
52. Юлдашева, О.У. Промышленный маркетинг [Текст] : учебник / О.У. Юлдашева. - Москва : ИНФА-М, 2014. - 324 с.
53. Яковлев, А. Сбытовая деятельность торгового предприятия: понятие и сущность [Текст] / А. Яковлев // Управление продажами. - 2015. - № 3. - С. 134-142.