САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» 8
1.1 Информационная социализация современного подростка: проблемы и
особенности развития личности 8
1.2 Социальная сеть как платформа мониторинга личности подростка 11
1.3 Личность и межличностные отношения со сверстниками как основа
самопрезентации личности подростка и самооценки личности 15
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Анализ особенностей самопрезентации личности подростков в
социальной сети «ВКонтакте» 35
2.3 Выявление уровня самооценки личности подростков 42
2.4 Изучение особенностей межличностных отношений подростков 48
2.5 Анализ характера связей между особенностями самопрезентации
личности подростков в социальной сети «ВКонтакте» и уровнем самооценки и показателями межличностных отношений 60
2.6 Алгоритм аналитической работы психолога с содержанием
персональных страниц подростков в социальной сети «ВКонтакте» для изучения личности подростков 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Приложение 1. Диагностические методики 79
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 99
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» 8
1.1 Информационная социализация современного подростка: проблемы и
особенности развития личности 8
1.2 Социальная сеть как платформа мониторинга личности подростка 11
1.3 Личность и межличностные отношения со сверстниками как основа
самопрезентации личности подростка и самооценки личности 15
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Анализ особенностей самопрезентации личности подростков в
социальной сети «ВКонтакте» 35
2.3 Выявление уровня самооценки личности подростков 42
2.4 Изучение особенностей межличностных отношений подростков 48
2.5 Анализ характера связей между особенностями самопрезентации
личности подростков в социальной сети «ВКонтакте» и уровнем самооценки и показателями межличностных отношений 60
2.6 Алгоритм аналитической работы психолога с содержанием
персональных страниц подростков в социальной сети «ВКонтакте» для изучения личности подростков 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Приложение 1. Диагностические методики 79
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 99
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных
Актуальность проблемы исследования. Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя. В этот период происходит формирование личностного самоопределения и социальной идентичности подростка, ценностных и духовно-нравственных ориентиров, приобретение навыков межличностного общения, формирование профессионального самоопределения. По Л.С. Выготскому [23], подростковый возраст - это возраст интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений.
Социализация человека происходит в процессе воспитания и под значительным влиянием среды. Современные подростки взрослеют и развиваются в условиях быстро изменяющейся среды, информационная сфера которой подразумевает под собой пространство разнообразных информационных потоков, электронных и социальных коммуникаций - говорит в своих работах Н.Н. Королева [39], и приобретает особый статус системообразующего фактора в жизнедеятельности современного человека и общества. Интернет - это то пространство, где подростку предоставляется возможность для проявления себя, самоутверждения, самовыражения и т.д. Активное развитие интернет-пространства и его освоение подростками приводит к необходимости изучения особенностей коммуникации в сети интернет и изучения того, как личность презентует себя в рамках этого пространства.
И.С. Шевченко [78], понимает виртуальную самопрезентацию как сознательное и несознательное предъявление личностью себя при помощи вербальных и невербальных средств коммуникации с целью формирования определенного впечатления у собеседника по интернет-общению и построения дальнейшего взаимодействия с ним.
На то, как пользователи показывают себя в сети, существует несколько различных точек зрения. Например, по мнению Е.П. Белинской [12] и И.С. Шевченко[79], виртуальное пространство сподвигает показывать пользователя только идеальный образ «Я», т.е. исключать все негативные признаки и прикрываться социальной сетью как маской. В этих подходах можно проследить, как противопоставляются два образа «Я-реальное» и «Я-в сети», предполагается, что образ «Я-виртуального» может быть наделён как реально существующими у пользователя чертами, так и выдуманными, скорее соответствующими «Я-идеальному».
Существуют и другие подходы к анализу самопрезентации в социальных сетях. М. Соколов [59] делает акцент на стремлении личности к подлинности и самоутверждению и отвергает идею построения альтернативной идентичности. В его работах отмечается значимость аутентичности личности в самопрезентации в сети. О неактуальности игры с идентичностью в интернет-пространстве говорит и И. Костерина [41].
Специфика сетевого поведения, позволяет рассматривать виртуальную самопрезентацию как принципиально новый способ самовыражения и самореализации личности, постепенно перерастающий в новый культурный тип поведения. Наличие виртуального субъекта и соответствующего ему поведения предполагает формирование нового виртуального типа социума - людей, взаимодействующих в виртуальном пространстве. В данной связи отсутствие четко структурированной системы знаний о виртуальном коммуникативном пространстве, об особенностях его влияния на межличностные отношения и самооценку личности подростка, может привести к серьезным сдвигам в структуре личности.
Дефицит научных знаний относительно особенностей самопрезентации подростков в социальной сети и несомненная актуальность данной проблемы послужили основанием для выбора темы нашего исследования.
Проблема исследования: каковы особенности самопрезентации личности подростка в социальной сети «ВКонтакте»?
Цель исследования: изучение характера связи особенностей самопрезентации личности подростка в социальной сети «ВКонтакте» с уровнем самооценки личности и характеристиками межличностных отношений со сверстниками.
Объект исследования: самопрезентация личности подростка в социальной сети «ВКонтакте».
Предмет исследования: связь особенностей самопрезентации личности подростка в социальной сети «ВКонтакте» с самооценкой и характером межличностных отношений со сверстниками.
Реализация поставленной цели осуществляется посредством решения следующих исследовательских задач:
1) Изучить теоретические подходы к проблеме выявления особенностей самопрезентации личности подростка в социальной сети «ВКонтакте».
2) Анализ особенностей самопрезентации личности подростков в социальной сети «ВКонтакте».
3) Выявление уровня самооценки личности подростков.
4) Изучение особенностей межличностных отношений подростков.
5) Анализ связей между особенностями самопрезентации личности подростков в социальной сети «ВКонтакте» и уровнем самооценки и показателями межличностных отношений.
6) Разработка алгоритма аналитической работы психолога с содержанием персональных страниц подростков в социальной сети «ВКонтакте» для изучения личности подростков.
Гипотезы исследования:
1. Самопрезентация личности подростка в социальной сети «ВКонтакте» может быть охарактеризована по следующим показателям: тактика, продуктивность, конгруэнтность, разнообразие самопрезентационного поведения.
2. Выбор тактик самопрезентации личности подростка в социальной сети «ВКонтакте» связан с уровнем самооценки личности и характером межличностных отношений: использование тактики «Скрытность» свойственно подросткам с адекватной самооценкой, продуктивность самопрезентационного поведения связана со стремлением к альтруистическому поведению в межличностных отношениях со сверстниками.
Теоретическая основа. Основные положения подходов к анализу самопрезентации в интернет-пространстве Е.П. Белинской [13], И.С. Шевченко [79], И. Костериной [41] и М. Соколова [59]; общетеоретические исследования отечественных ученых по проблемам самосознания и самооценки личности Б.Г. Ананьев [6], Л.И. Божович [15], А.В. Захарова [32], Я.Л. Коломинский [34], A.M. Лисина [44], В.В. Столин [62], и др.; психологических особенностей подросткового возраста Л.И. Божович [15], Л.С. Выготский [23], А.В. Петровский [51], Д.И. Фельдштейн [67], и др;. и самооценки подростка Л.И. Божович [15], И.С. Кон [36] и др.
Для решения поставленных задач и проверки гипотез применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические; эмпирические (тестирование, контент-анализ); математические методы обработки данных (Хи-квадрат Пирсона, V Крамера).
В ходе исследования в качестве основных психодиагностических процедур нами использовались следующие методики:
1) Контент-анализ содержательных характеристик самопрезентации личности подростка в социальной сети «ВКонтакте»
2) Методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси)
3) «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири)
База и выборка исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 20», г. Белгород. В исследовании приняли участие 60 учеников подросткового возраста, обучающиеся МБОУ СОШ №20 города Белгород. Возраст респондентов от 11 до 15 лет. Исследуемые подростки имеют персональные страницы социальной сети «ВКонтакте» (аккаунты), которые находятся в открытом доступе.
Практическая значимость работы: был разработан алгоритм аналитической работы психолога образовательного учреждения с содержанием персональных страниц подростков в социальной сети «ВКонтакте» для изучения личности подростка.
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования были представлены на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №20.
По результатам исследования подготовлена публикация: «Самопрезентация личности подростка в социальной сети «ВКонтакте» в сборник студенческих научных работ Вестник СНО НИУ «БелГУ»-2018, объём 0,23 п.л..
Структура и объём работы: Текст выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, и библиографического списка, включающего 84 источника, 3 приложения. Работа изложена на 80 страницах, иллюстрирована 6 рисунками и 5 таблицами.
Социализация человека происходит в процессе воспитания и под значительным влиянием среды. Современные подростки взрослеют и развиваются в условиях быстро изменяющейся среды, информационная сфера которой подразумевает под собой пространство разнообразных информационных потоков, электронных и социальных коммуникаций - говорит в своих работах Н.Н. Королева [39], и приобретает особый статус системообразующего фактора в жизнедеятельности современного человека и общества. Интернет - это то пространство, где подростку предоставляется возможность для проявления себя, самоутверждения, самовыражения и т.д. Активное развитие интернет-пространства и его освоение подростками приводит к необходимости изучения особенностей коммуникации в сети интернет и изучения того, как личность презентует себя в рамках этого пространства.
И.С. Шевченко [78], понимает виртуальную самопрезентацию как сознательное и несознательное предъявление личностью себя при помощи вербальных и невербальных средств коммуникации с целью формирования определенного впечатления у собеседника по интернет-общению и построения дальнейшего взаимодействия с ним.
На то, как пользователи показывают себя в сети, существует несколько различных точек зрения. Например, по мнению Е.П. Белинской [12] и И.С. Шевченко[79], виртуальное пространство сподвигает показывать пользователя только идеальный образ «Я», т.е. исключать все негативные признаки и прикрываться социальной сетью как маской. В этих подходах можно проследить, как противопоставляются два образа «Я-реальное» и «Я-в сети», предполагается, что образ «Я-виртуального» может быть наделён как реально существующими у пользователя чертами, так и выдуманными, скорее соответствующими «Я-идеальному».
Существуют и другие подходы к анализу самопрезентации в социальных сетях. М. Соколов [59] делает акцент на стремлении личности к подлинности и самоутверждению и отвергает идею построения альтернативной идентичности. В его работах отмечается значимость аутентичности личности в самопрезентации в сети. О неактуальности игры с идентичностью в интернет-пространстве говорит и И. Костерина [41].
Специфика сетевого поведения, позволяет рассматривать виртуальную самопрезентацию как принципиально новый способ самовыражения и самореализации личности, постепенно перерастающий в новый культурный тип поведения. Наличие виртуального субъекта и соответствующего ему поведения предполагает формирование нового виртуального типа социума - людей, взаимодействующих в виртуальном пространстве. В данной связи отсутствие четко структурированной системы знаний о виртуальном коммуникативном пространстве, об особенностях его влияния на межличностные отношения и самооценку личности подростка, может привести к серьезным сдвигам в структуре личности.
Дефицит научных знаний относительно особенностей самопрезентации подростков в социальной сети и несомненная актуальность данной проблемы послужили основанием для выбора темы нашего исследования.
Проблема исследования: каковы особенности самопрезентации личности подростка в социальной сети «ВКонтакте»?
Цель исследования: изучение характера связи особенностей самопрезентации личности подростка в социальной сети «ВКонтакте» с уровнем самооценки личности и характеристиками межличностных отношений со сверстниками.
Объект исследования: самопрезентация личности подростка в социальной сети «ВКонтакте».
Предмет исследования: связь особенностей самопрезентации личности подростка в социальной сети «ВКонтакте» с самооценкой и характером межличностных отношений со сверстниками.
Реализация поставленной цели осуществляется посредством решения следующих исследовательских задач:
1) Изучить теоретические подходы к проблеме выявления особенностей самопрезентации личности подростка в социальной сети «ВКонтакте».
2) Анализ особенностей самопрезентации личности подростков в социальной сети «ВКонтакте».
3) Выявление уровня самооценки личности подростков.
4) Изучение особенностей межличностных отношений подростков.
5) Анализ связей между особенностями самопрезентации личности подростков в социальной сети «ВКонтакте» и уровнем самооценки и показателями межличностных отношений.
6) Разработка алгоритма аналитической работы психолога с содержанием персональных страниц подростков в социальной сети «ВКонтакте» для изучения личности подростков.
Гипотезы исследования:
1. Самопрезентация личности подростка в социальной сети «ВКонтакте» может быть охарактеризована по следующим показателям: тактика, продуктивность, конгруэнтность, разнообразие самопрезентационного поведения.
2. Выбор тактик самопрезентации личности подростка в социальной сети «ВКонтакте» связан с уровнем самооценки личности и характером межличностных отношений: использование тактики «Скрытность» свойственно подросткам с адекватной самооценкой, продуктивность самопрезентационного поведения связана со стремлением к альтруистическому поведению в межличностных отношениях со сверстниками.
Теоретическая основа. Основные положения подходов к анализу самопрезентации в интернет-пространстве Е.П. Белинской [13], И.С. Шевченко [79], И. Костериной [41] и М. Соколова [59]; общетеоретические исследования отечественных ученых по проблемам самосознания и самооценки личности Б.Г. Ананьев [6], Л.И. Божович [15], А.В. Захарова [32], Я.Л. Коломинский [34], A.M. Лисина [44], В.В. Столин [62], и др.; психологических особенностей подросткового возраста Л.И. Божович [15], Л.С. Выготский [23], А.В. Петровский [51], Д.И. Фельдштейн [67], и др;. и самооценки подростка Л.И. Божович [15], И.С. Кон [36] и др.
Для решения поставленных задач и проверки гипотез применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические; эмпирические (тестирование, контент-анализ); математические методы обработки данных (Хи-квадрат Пирсона, V Крамера).
В ходе исследования в качестве основных психодиагностических процедур нами использовались следующие методики:
1) Контент-анализ содержательных характеристик самопрезентации личности подростка в социальной сети «ВКонтакте»
2) Методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси)
3) «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири)
База и выборка исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 20», г. Белгород. В исследовании приняли участие 60 учеников подросткового возраста, обучающиеся МБОУ СОШ №20 города Белгород. Возраст респондентов от 11 до 15 лет. Исследуемые подростки имеют персональные страницы социальной сети «ВКонтакте» (аккаунты), которые находятся в открытом доступе.
Практическая значимость работы: был разработан алгоритм аналитической работы психолога образовательного учреждения с содержанием персональных страниц подростков в социальной сети «ВКонтакте» для изучения личности подростка.
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования были представлены на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №20.
По результатам исследования подготовлена публикация: «Самопрезентация личности подростка в социальной сети «ВКонтакте» в сборник студенческих научных работ Вестник СНО НИУ «БелГУ»-2018, объём 0,23 п.л..
Структура и объём работы: Текст выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, и библиографического списка, включающего 84 источника, 3 приложения. Работа изложена на 80 страницах, иллюстрирована 6 рисунками и 5 таблицами.
В ходе работы мы изучили теоретические подходы к решению проблемы особенностей самопрезентации личности подростка в социальной сети «ВКонтакте» и вывили, следующее: 1) Интернет-технологии являются неотъемлемой частью жизни современных подростков; 2) Социальная сеть «ВКонтакте» является наиболее популярной у подростков; 3) Интернет опосредует межличностное общение современных подростков со сверстниками и влияет на их развитие.
Наше исследование позволило выделить следующие особенности самопрезентации личности подростка в социальной сети «ВКонтакте»: разнообразие, продуктивность, конгруэнтность. В ходе исследования были выделены следующие особенности:
1) Не разнообразное самопрезентационное поведение; 2) По характеристике «Продуктивность» превалирует нейтральное самопрезентационное поведение 3) Конгруэнтность самопрезентационного поведения
Были выявлены уровни самооценки личности подростков, с разными содержательными характеристиками самопрезентационного поведения и использующих различные тактики самопрезентационного поведения, и получены следующие результаты:
1) Большинство подростков имеют среднюю адекватную самооценку. 2) Чем выше разнообразие самопрезентационного поведения, тем ниже адекватность самооценки и тем ниже уровень самооценки. 3)Чем ниже продуктивность самопрезентационного поведения, тем ниже уровень самооценки и выше её адекватность. 4)Подросткам, использующим тактику «Скрытность» свойственна адекватность самооценки.
Нами были изучены особенности межличностных отношений подростков и получили следующие результаты:
У подростков с разнообразным самопрезентационным поведением самое большое расхождения наблюдается по шкалам «Агрессивность» и «Подозрительность. В идеале подростки хотят менее агрессивными и подозрительными. Т.е. хотят избавиться от нетерпимости, резкости в оценках, раздражительности, злопамятности.
Подростки с неразнообразным самопрезентационным поведением в идеале хотят быть в идеале хотят быть менее подозрительными.
У подростков с продуктивным самопрезентационным поведением высокие показатели по шкалам: Подозрительность, Агрессивность, Альтруизм.
Подростки с нейтральным самопрезентационным поведением в идеале хотят быть менее подозрительными.
У подростков с непродуктивным самопрезентационным поведением наблюдается явный акцент по шкале Альтруизм.
У детей с конгруэнтным самопрезентационным поведением наблюдается высокий балл по шкале «Альтруизм». Наибольшее расхождение по шкале «Подозрительность».
У подростков с неконгруэнтным самопрезентационным поведением явный акцент по шкале «Дружелюбие».
У подростков использующих тактику «Самораскрытие» наблюдаются высокие баллы по шкалам: «Альтруизм» и «Дружелюбие».
У подростков использующих тактику скрытность в самопрезентационном поведении наблюдаются высокие баллы по шкалам: «Подчиняемость», «Подозрительность», «Агрессивность», «Авторитарность», «Дружелюбие», «Альтруизм».
Далее нами были проанализированы связи между особенностями самопрезентации личности подростка в социальной сети «ВКонтакте и уровнем самооценки и показателями межличностных отношений и получены следующие данные:
Обнаружена значимая связь (p<=0,05) с тактиками «Самораскрытие- скрытность» и уровнем самооценки (r=0,012). Теснота связи является средней. Т.е. подростки, используя ту или иную тактику презентуя себя в социальной сети «ВКонтакте» отражают уровень своей самооценки
Обнаружена значимая связь (p<=0,05) между конгруэнтностью страниц подростков и зависимым типом межличностных отношений в реальном (r=0,01). Теснота связи является средней. Т.е. такая особенность самопрезентационного поведения как конгруэнтность связана с тем, как в реальных межличностных отношениях подростков проявляется зависимый тип поведения.
Обнаружена значимая связь (p<=0,05) между продуктивностью самопрезентационного поведения и альтруистическим типом межличностных отношений в идеальном (r=0,046). Т.е. такая особенность самопрезентационного поведения как продуктивность связана с представлениями подростков о том, как в его идеальном представлении выглядит альтруизм в межличностных отношениях.
Проанализировав полученные нами данные можно утверждать, что выбор способов самопрезентации в социальной сети «ВКонтакте» связан с характеристиками межличностного восприятия и уровнем самооценки.
Так же нами были разработан алгоритм аналитической работы психолога с психологическим анализом страниц подростков в социальной сети «ВКонтакте», даны характеристики выделенных на основе анализа категорий детей и предложены варианты работы с подростками, демонстрирующими тактику «Скрытность» на своей странице в социальной сети «ВКонтакте».
Таким образом, гипотезы исследования подтвердились. Перспективы проведенного исследования видятся в изучении гендерных различий в самопрезентации подростков в социальных сетях, в соотношении интернет- общения и реального общения, субъективных представлений об общении в интернете в сравнении с общением в реальности и др.
Наше исследование позволило выделить следующие особенности самопрезентации личности подростка в социальной сети «ВКонтакте»: разнообразие, продуктивность, конгруэнтность. В ходе исследования были выделены следующие особенности:
1) Не разнообразное самопрезентационное поведение; 2) По характеристике «Продуктивность» превалирует нейтральное самопрезентационное поведение 3) Конгруэнтность самопрезентационного поведения
Были выявлены уровни самооценки личности подростков, с разными содержательными характеристиками самопрезентационного поведения и использующих различные тактики самопрезентационного поведения, и получены следующие результаты:
1) Большинство подростков имеют среднюю адекватную самооценку. 2) Чем выше разнообразие самопрезентационного поведения, тем ниже адекватность самооценки и тем ниже уровень самооценки. 3)Чем ниже продуктивность самопрезентационного поведения, тем ниже уровень самооценки и выше её адекватность. 4)Подросткам, использующим тактику «Скрытность» свойственна адекватность самооценки.
Нами были изучены особенности межличностных отношений подростков и получили следующие результаты:
У подростков с разнообразным самопрезентационным поведением самое большое расхождения наблюдается по шкалам «Агрессивность» и «Подозрительность. В идеале подростки хотят менее агрессивными и подозрительными. Т.е. хотят избавиться от нетерпимости, резкости в оценках, раздражительности, злопамятности.
Подростки с неразнообразным самопрезентационным поведением в идеале хотят быть в идеале хотят быть менее подозрительными.
У подростков с продуктивным самопрезентационным поведением высокие показатели по шкалам: Подозрительность, Агрессивность, Альтруизм.
Подростки с нейтральным самопрезентационным поведением в идеале хотят быть менее подозрительными.
У подростков с непродуктивным самопрезентационным поведением наблюдается явный акцент по шкале Альтруизм.
У детей с конгруэнтным самопрезентационным поведением наблюдается высокий балл по шкале «Альтруизм». Наибольшее расхождение по шкале «Подозрительность».
У подростков с неконгруэнтным самопрезентационным поведением явный акцент по шкале «Дружелюбие».
У подростков использующих тактику «Самораскрытие» наблюдаются высокие баллы по шкалам: «Альтруизм» и «Дружелюбие».
У подростков использующих тактику скрытность в самопрезентационном поведении наблюдаются высокие баллы по шкалам: «Подчиняемость», «Подозрительность», «Агрессивность», «Авторитарность», «Дружелюбие», «Альтруизм».
Далее нами были проанализированы связи между особенностями самопрезентации личности подростка в социальной сети «ВКонтакте и уровнем самооценки и показателями межличностных отношений и получены следующие данные:
Обнаружена значимая связь (p<=0,05) с тактиками «Самораскрытие- скрытность» и уровнем самооценки (r=0,012). Теснота связи является средней. Т.е. подростки, используя ту или иную тактику презентуя себя в социальной сети «ВКонтакте» отражают уровень своей самооценки
Обнаружена значимая связь (p<=0,05) между конгруэнтностью страниц подростков и зависимым типом межличностных отношений в реальном (r=0,01). Теснота связи является средней. Т.е. такая особенность самопрезентационного поведения как конгруэнтность связана с тем, как в реальных межличностных отношениях подростков проявляется зависимый тип поведения.
Обнаружена значимая связь (p<=0,05) между продуктивностью самопрезентационного поведения и альтруистическим типом межличностных отношений в идеальном (r=0,046). Т.е. такая особенность самопрезентационного поведения как продуктивность связана с представлениями подростков о том, как в его идеальном представлении выглядит альтруизм в межличностных отношениях.
Проанализировав полученные нами данные можно утверждать, что выбор способов самопрезентации в социальной сети «ВКонтакте» связан с характеристиками межличностного восприятия и уровнем самооценки.
Так же нами были разработан алгоритм аналитической работы психолога с психологическим анализом страниц подростков в социальной сети «ВКонтакте», даны характеристики выделенных на основе анализа категорий детей и предложены варианты работы с подростками, демонстрирующими тактику «Скрытность» на своей странице в социальной сети «ВКонтакте».
Таким образом, гипотезы исследования подтвердились. Перспективы проведенного исследования видятся в изучении гендерных различий в самопрезентации подростков в социальных сетях, в соотношении интернет- общения и реального общения, субъективных представлений об общении в интернете в сравнении с общением в реальности и др.
Подобные работы
- Слухи как элемент коммуникации среди подростков на примере социальных сетей
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ПОДРОСТКОВ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ КОНТЕНТА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК ФАКТОР ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2019 - Роль социальных сетей в стратегии поиска работы
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Личные фотографии как способ самопрезентации в онлайн-сетях
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - Самопрезентация подростков в реальном общении и социальных сетях (Управленческая психология, Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ «НИКОВ» В ИНТЕРНЕТЕ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2013 - Практики репрезентации идентичности в онлайн-сетях (на примере студентов СПбГУ)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Практики репрезентации идентичности в онлайн-сетях
(на примере студентов СПбГУ)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017



