ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Цель, задачи и направления развития персонала
организации 6
1.2 Виды и формы развития персонала 11
1.3 Критерии оценки эффективности и результативности системы
развития персонала 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В МБУК «ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ БОРИСОВСКИЙ» 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика МБУК Центр
Культуры Борисовский» 29
2.2 Анализ системы управления персоналом в МБУК «Центр
Культуры Борисовский» 42
2.3 Изучение системы развития персонала в МБУК «Центр Культуры
Борисовский» 56
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ
ПЕРСОНАЛА В МБУК «ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ БОРИСОВСКИЙ»
3.1 Мероприятия по совершенствованию системы развития персонала
МБУК «Центр Культуры Борисовский» 87
3.2 Социально-экономическая эффективность мероприятий по
совершенствованию системы развития персонала МБУК «Центр Культуры Борисовский»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 105
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что в современных социально-экономических условиях каждая организация для реализации своих целей и задач общей стратегии развития остро нуждается в кадрах высокой квалификации.
Для сохранения конкурентоспособности на рынке компания должна сохранять гибкость во всех сферах своей деятельности, включая и профессиональное развитие, и обучение персонала. Персонал является важнейшим ресурсом организации посредствам, которого осуществляется любая хозяйственная деятельность. В производстве благ и оказании услуг очень возросла роль знаний и интеллектуального потенциала коллектива, поэтому необходимо углублять требования к личным качествам и профессиональным компетенциям сотрудников любой организации для повышения общей эффективности деятельности хозяйствующих субъектов любой формы собственности.
Степень научной разработанности. Проблемам развития персонала посвящены труды известных ученых в области управления персоналом: Базарова Т.Ю., Беляцкого Н.П., Веснина В.Р., Герасимова Б.Н., Дейнека А.В., Егоршина А.П., Еремина Б.Л, Кибанова А.Я., Магура М.И., Музыченко В.В, Оганесян И.А., Сухорукова М. и др.
В целом оценивая учебные, научные и иные работы можно говорить о высокой степени разработанности выбранной проблемы исследования.
Объектом исследования дипломной работы является Муниципальное бюджетное учреждение «Центр Культуры Борисовский» Борисовского района Белгородской области.
Предметом исследования является система развития персонала в МБУК «Центр Культуры Борисовский» Борисовского района Белгородской области.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка мероприятий по совершенствование системы развития персонала МБУК «Центр Культуры Борисовский».
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретические аспекты развития персонала в организации;
2. проанализировать современное социально-экономическое состояние МБУК «Центр Культуры Борисовский»
3. проанализировать эффективность системы развития персонала в МБКУ «Центр Культуры Борисовский»;
4. разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы развития персонала МБУК «Центр Культуры Борисовский», а так же определить их социально-экономическую эффективность.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что в ней определены конкретные мероприятия, направленные на совершенствование системы развития персонала МБУК «Центр Культуры Борисовский», реализация которых будет способствовать повышению уровня профессионализма персонала и удовлетворенности потребителей услуг, личной заинтересованности персонала в профессиональном развитии и прогнозируемости их карьерного роста, созданию благоприятного имиджа учреждения и повышению эффективности его деятельности.
Информационной базой исследования являются локальные
нормативные акты МБУК «Центр Культуры Борисовский», его статистические данные, финансовая отчетность, отчеты по труду, результаты исследования автора, а так же сведения, представленные на официальном сайте учреждения.
При подготовке выпускной квалификационной работы использовались такие методы исследования как:
методы организации исследования - комплексный и сравнительный анализ; эмпирические методы - архивный метод (анализ документов), наблюдение; методы обработки данных - количественный и качественный анализ с применением методов общей теории статистики;
методы интерпретации результатов исследования, в том числе структурный анализ.
Структура исследования соответствует поставленной цели и задачам исследования и состоит из введения; трех глав; заключения; списка использованной литературы и приложений.
Развитие персонала - система взаимосвязанных действий, включающих выработку стратегии, прогнозирование и планирование потребности в персонале, управление карьерой и профессиональным ростом, организацию процесса адаптации, обучения, тренинга, формирование организационной культуры.
Обучение персонала является составной частью процесса управления человеческими ресурсами организации и включает в себя получение новыми и действующими сотрудниками навыков, необходимых для успешного выполнения работы. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей. Т.е. по своей сути является компонентом системы развития персонала.
Предметом деятельности Учреждения является создание условий для организации досуга и обеспечения жителей Борисовского района услугами социально-культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера, сохранение и распространение культурных ценностей.
Основные задачи деятельности Учреждения: организации досуга, формирования культурных потребностей населения, развития самодеятельного художественного творчества, современных форматов интеллектуального досуга жителей Борисовского района и приобщение их к творчеству, любительскому искусству и ремеслам
Согласно штатному расписанию МБУК «ЦКР «Борисовский» включает в себя 5 единиц руководящего состава (4 из которых являются заместителями), 21 единицу основного персонала по культурно-досуговой деятельности, 3 единицы вспомогательного персонала и 15 единиц обслуживающего персонала. Количество персонала составляет 41 человек.
В результате проведенного аудита системы развития персонала , было выявлено проблемное поле учреждения МБУК «Центр Культуры Борисовский».
Основными выявленными проблемами являются.
1) Динамика падения прибыли от услуг, предоставляемых на платной основе на 16%.
2) Уменьшение количества клубных образований на 5%
3) Динамика снижения доли персонала с высшим образованием на 6%,
4) Динамика снижения количества участников клубных формирований на 6%,
5) Динамика увеличения текучести персонала за исследуемый период 2014 -2016 гг. на 2 % и превышение его норматива.
6) Достаточно низкая эффективность систем, обеспечивающих основные процессы развития персонала
Эффективность системы аттестации персонала составляет 59%,
Эффективность системы обучения персонала составляет 31, 25%
Для совершенствования системы развития персоналом МБУК «Центр Культуры Борисовский» на основании выявленных проблем, была разработана дорожная карта развития персонала МБУК «Центр культуры Борисовский». Основными направлениями, которой являются:
1. Создание планов и организация мероприятий по повышению
квалификации сотрудников.
2. Разработка пакета документов и проведение очередной
аттестации персонала и ротации по ее итогам.
3. Совершенствование системы оплаты труда.
4. Разработка КР! критериев эффективности деятельности работников МБУК «Центр Культуры Борисовский».
5. Перевод сотрудников и руководителей на эффективные трудовые договора (В соответствии с концепцией совершенствования работы учреждений культуры ).
Таким образом, целью разработанных мероприятий является повышение качества выполняемых работ, сохранение и развитие кадрового потенциала
Персонала МБУК «Центра Культуры Борисовский», создание эффективной системы оплаты труда и создание условий для устойчивого развития учреждения культуры.
В вопросе развития персонала МБУК «Центра Культуры Борисовского», очень важным моментом является актуализация квалификационных требований к работникам МБУК «Центр Культуры Борисовский» с учетом современных требований и профессиональных стандартов к качеству услуг, необходимость повышения квалификации и переход на эффективные контракты. Эти меры позволят интенсифицировать производительность труда персонала, который обеспечивает организацию и проведения основных культурно-массовых мероприятий. Повышение квалификации призвано развивать компетенции работников. Следовательно, организация и проведение культурно-массовых мероприятий будет проводиться на другом более качественном уровне. Повышение квалификации персонала руководящего клубными образованиями позволит повысить качество и спектр предоставляемых услуг, расширит возможности участия в конкурсах различного уровня, увеличение количества клубных формирований, будут созданы условия для самореализации граждан, проживающих на территории района, вовлечение населения в создание и продвижение культурного продукта. Все это будет способствовать популяризации МБУК «Центр Культуры Борисовский» во внутреннем и внешнем культурном пространстве.
Мерами, обеспечивающими достижения целевых показателей, является создание механизма стимулирования работников оказывающих услуги и выполняющих работы различного уровня сложности, обеспечивающих выполнение требований к качеству оказанных услуг и внедрение современных норм труда.
Обновление квалификационных требований к работникам, переобучение, повышение квалификации, привлечение квалифицированных кадров создаст в бюджетном секторе конкурентоспособных специалистов, предоставляющих качественные услуги. Ориентация на результат будет способствовать повышению эффективности деятельности МБУК «Центр культуры Борисовский»
После внедрения мероприятий по Совершенствованию системы развития персонала ожидается следующий экономический эффект, который заключается в увеличении прибыли от предоставления услуг на платной основе на 15%, что составляет 111 194 руб. Увеличение количества клубных образований на10% . Увеличение количества участников клубных формирований на 10%. Увеличение количества проводимых культурно-массовых мероприятий на 10%. И Снижение текучести кадров на 10%.
Социальный эффект заключается в развитии трудового потенциала работников МБУК «Центр Культуры Борисовский», увеличении доли персонала с высшим образованием на 10%, увеличении эффективность систем, обеспечивающих основные процессы развития персонала до 90%. Создании эффективной системы стимулирования работников учреждения, повышении качества и спектра предоставляемых услуг, расширении возможности участия в конкурсах различного уровня, создании условий для самореализации граждан, проживающих на территории района, вовлечению населения в создание и продвижение культурного продукта.
Таким образом, реализация мероприятий по совершенствованию системы развития персонала позволит МБУК «Центр культуры Борисовский» повысить эффективность своей работы и работы учреждения.
1. Авраамова Е. Дополнительное профессиональное образование: спектр ожиданий // Человек и труд [Текст]. 2009. № 9. С. 39-41.
2. Аксенова, Е.А. Управление персоналом [Текст] / Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин, П.В. Малиновский, Н.М. Малиновская - М.: Юнити,2010.
3. Александрова Н. А., Васильцова Л. И., Фатеева Н. Б. Основы кадровой политики и кад- рового планирования. [Текст] Екатеринбург : УрГАУ, 2014. 228 с.
4. Арутюнов, В.В. Управление персоналом: [Текст] учеб. пособие /В.В. Арутюнов, И.В. Волынский. - Ростов-на-Дону, 2009. - 448с.
5. Басаков М.И. Делопроизводство [Текст] / М.И. Басаков. — Ростов н/Дону, 2010. — С.138.
6. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом [Текст] / Н.П. Беляцкий. - М.: Современная книга, 2010.
7. Березина, Т.И. Обновление системы повышения квалификации
работников общего образования [Текст] / Т.И. Березина // Повышение профессиональной компетентности работников образования: актуальные проблемы и перспективные решения: Сборник статей Вторых
педагогических чтений научной школы управления образованием (25 января 2010 г.). - М., 2010. - С. 16-23
8. Бешкинская, Е. Переход к инновационному типу развития
экономики и непрерывное профессиональное образование [Текст] / Е. Бешкинская // Человек и труд.- 2009.- № 6. -С. 42-45.
9. Брязгунова. Е.Н. Самообразование как основа успешности человека [Текст] / Е.Н. Брязгунова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 310-312
10. Быкова, Л.А. Модель адаптации [Электронный ресурс] /Л.А. Быкова //Справочник по управлению персоналом. - Режим доступа: http://hr- portal.ru/article/model-adaptacii(дата обращения: 23.03.2017)
11. Бюджетный ко декс Ро ссийской Федера ции: федер. закон Ро ссийской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Режим до ступа : http : // www.consultant.ru
12. Васенина, А. Карьера в кризис: истории успешных HR-ов [Текст] / А. Васенина // Кадровое дело. - 2010. - № 11. - C. 22.
13. Воронин Б. А., Фатеева Н. Б. О подготовке кадров с высшим профессиональным обра зованием. // Аграрный вестник Урала. 2015. № 2.
14. Герш, М.В. Развитие персонала [Электронный ресурс] / М.В. Герш
//Отдел кадров коммерческой организации. - 2014. - Режим доступа:
1http://hr-portal.ru/article/razvitie-personala. (дата обращения: 23.03.2017)
15. Горский, В. А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования [Текст] / В. А. Горский // Дополнительное образование.- 2003.- №3. - С. 31-34.
16. Денисова, А. Эффективность о бучения: как пра вильно ее о ценить [Текст] / А. Денисова // Служба кадров и персонал. - 2013. - №8. - С. 39-43.
17. Дацко, Н.П. Повышение квалификации педагогических работников с использованием дистанционных образовательных технологий [Текст] / Н.П. Дацко // Педагогические и информационные технологии в образовании. -
2011. - №6. - С. 21-27.
18. Дейнека, А.В. Управление персоналом [Текст]: Учебник / А.В. Дейнека. — М.: Издательскобторговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 292 с.
19. Демиденко, О.В. Основы менеджмента [Текст] / О.В. Демиденко. - Омск, 2008. - С. 38.
20. Дуракова И.Б. «Управление персоналом. Учебник. М.: ИНФРА- М,
2010 [Электронный ресурс] Режим доступа: - URL: http://vseuchebniki.com/personalom-upravlenie/upravlenie-personalom-uchebnikinfra.html (дата обращения: 23.03.2017)
21. Егоршин, А.П. Организация труда персонала [Текст] / А.П. Егоршин, А.К. Зайцев. - М.: Инфра-М, 2010.
22. Ильясов, Д.Ф. Особенности повышения квалификации педагогов в
учреждении дополнительного профессионально-педагогического
образования [Текст] / Д.Ф. Ильясов, М.И. Солодкова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - №1. - С. 64-68 (дата обращения: 17.03.2017)
23. Кибанов, А.Я. Управление персоналом [Текст]: Учебно-практическое пособие / А.Я. Кибанов, Н.В. Федорова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 229 c. (дата обращения: 29.03.2017)
24. Кирсанова, М.В. Современное делопроизводство [Текст] / М.В. Кирсанова. — М., 2011. — С.83. (дата обращения: 05.03.2017)
25. Коновальчик, В. Построение процесса обучения персонала в рамках общей системы [Текст] / В. Коновальчик. - Режим доступа: http://hr- portal.ru/blog/postroenie-processa-obucheniya-personala-v-ramkah-obshchey- sistemy-razvitiya-personala(дата обращения: 23.03.2017)
26. Консультация для hr-менеджера: Как измерить удовлетворенность работников трудом? Есть ли простые практические методики? - Режим доступа: http: //kc-lab .com/ts/7 2. html
27. Концепции и виды обучения персонала // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2008 - № 9. - Режим доступа: [Электронный ресурс] http://hr- portal.ru/article/koncepcii-i-vidy-obucheniya-personala
28. Либерова, Т. Как построить современную и эффективную систему
обучения персонала компании? [Текст] / Т. Либерова. - Режим доступа: http://www.inconte-spb.ru/articles/14-2010-01 -22-04-10-19.html (дата
обращения: 17.03.2017)
29. Литвиненко, Н.В. Новые подходы к повышению квалификации
педагогических кадров [Текст] / Н.В. Литвиненко // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы XI Межд. научно-практ. конф.: в 6 ч. Ч. 2 / Межд. академия наук пед. образования; Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. образ.; отв. ред. Д.Ф. Ильясов. - М.; Челябинск: изд-во ЧИППКРО, 2012. - 318 с. (дата обращения: 11.03.2017)
30. Магура, М.И. Организация обучения персонала компании [Текст] / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. - М.: Журнал «Управление персоналом», 2013. - 264 с. (дата обращения: 19.03.2017)
31. Маркина, И. Управление развитием персонала [Текст] / И. Маркина. - Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/upravlenie-razvitiem-personala(дата обращения: 23.03.2017)
32. Обучение персонала, зачем это нужно [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://hr-portal.ru/article/obuchenie-personala-zachem-eto-nuzhno.(дата обращения: 12.03.2017)
33. Организационное развитие и обучение персонала [Электронный ресурс] //Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2008. - № 9. - Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/organizacionnoe-razvitie-i-obuchenie-personala(дата обращения: 10.03.2017)
34. Осипова, О.П. Сетевая методическая поддержка педагога в системе повышения квалификации [Текст] / О.П. Осипова. // Педагогическое образование и наука. - 2010. - №1. - С. 69-71 (дата обращения: 25.03.2017)
35. «О неко ммерческих о рганизациях: федеральный за кон № 7-ФЗ о т 12.01.1996» // Режим до- ступа : http : // www.consultant.ru
36. Официальный сайт МБУК «Центр Культуры Борисовский». - Режим доступа: http: //www.cdtt-bel .ru/index.php?page=kontaktnaya-informatsiya
37. Папонова, Н.Е. Развивающее обучение [Текст] / Н.Е. Панова //
Справочник по управлению персоналом. - 2008. - №4. - Режим доступа: http://www.pro-personal.ru/journal/298/7641/?sphrase_id=185240 (дата
обращения: 14.03.2017)
38. Пахомова, Е. М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы [Текст] / Е.М. Пахомова // Методист, 2009.- №1.- С. 28-32 (дата обращения: 18.03.2017)
39. Повышение квалификации и аттестация работников школы [Текст]. -
Режим доступа: http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26578-povyshenie-
kvalifikacii-i-attestaciya-rabotnikov-shkoly.html (дата обращения: 23.03.2017)
40. Построение и внедрение системы обучения персонала [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/postroenie-i-vnedrenie- sistemy-obucheniya-personala; (дата обращения: 23.03.2017)
41. Правовое регулирование системы профессионального развития
персонала [Электронный ресурс] // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2008. - № 10. - Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/pravovoe-regulirovanie-
sistemy-professionalnogo-razvitiya-personala (дата обращения: 11.03.2017)
42. Профессиональные объединения педагогов [Текст]: Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных учреждений и учителей / Под науч. ред. М. М. Поташника.- М., 2007.- 246с.
43. Развитие непрерывного образования [Текст]: материалы III
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 5-летию Института дополнительного образования и повышения квалификации, Красноярск, 25-26 марта 2010 года / ред. кол.; Е.Н. Белова (отв. ред.); Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2010. - 288 с.
44. Развитие персонала [Электронный ресурс] // Отдел кадров коммерческой организации. - 2014. - №1. - Режим доступа: http://hr- portal.ru/article/razvitie-personala(дата обращения: 30.03.2017)
45. Свергун, О. Адаптация к новой должности [Электронный ресурс] / О. Свергун // Справочник по управлению персоналом - Режим доступа: http://www.pro-personal.ruZj ournal/490/223685/?sphrase_id=185240(дата обращения: 23.03.2017)
46. Серых, О. Обзор современных методов обучения сотрудников [Текст] / О. Серых // Управление персоналом. - 2008. - № 10. - С. 12.
47. Современный подход к формированию системы сертификации персонала [Электронный ресурс] // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2010.
- № 8. - Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/sovremennyy-podhod-k-
formirovaniyu-sistemy-sertifikacii-personala(дата обращения: 23.03.2017)
48. Сербиновский Б.Ю. Управление персоналом: [Текст] Учебник / Б.Ю. Сербиновский. - М.: Издательский дом Дашков и К, 2007. - 462 с.
49. Серкова, Наталья Лояльность персонала к организации [Текст]
/ Наталья Серкова. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2015. - 188 c.
50. Соколова М.И., Деменьтьева А.Г. Управление человеческими ресурсами: [Текст] Учебное пособие/ М.И. Соколова, А.Г. Дементьева. - М.: Проспект, 2009. - 238с.
51. Стомма. М.В. Обучение и развитие персонала. Создание корпоративного учебного центра, дистанционное обучение [Электронный ресурс] / М.В. Стомма // Справочник по управлению персоналом. - 2008. - Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/my-v-otvete-za-teh-kogo-obuchili(дата обращения: 25.03.2017)
52. Строим систему обучения сотрудников [Электронный ресурс]//
Управление персоналом: просто, практично, полезно. - 2011. - Режим
доступа: http://hr-portal.ru/article/stroim-sistemu-obucheniya-sotrudnikov(дата обращения: 29.03.2017)
53. Сухорукова, М. Культурный выбор [Электронный ресурс] / М.
Сухорукова // Справочник по управлению персоналом 2011. - Режим
доступа:№2http://www.propersonal.ru/journal/474/222205/?sphrase_id=185240(д ата обращения: 13.03.2017)
54. Тюленева, Н. Эффективность труда и эффективность бизнеса [Текст] / Н. Тюленева // Человек и труд. - 2015. - №1. - С. 44-49.
55. Формы и методы обучения персонала [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://hr-portal.ru/article/formy-i-metody-obucheniya-personala(дата
обращения: 12.03.2017)
56. Фатеева Н. Б., Петрякова С. В., Радионова С. В. Анализ подготовки квалифицирован- ных кадров для сельскохозяйственных предприятий Свердловской области [Текст] // Аграрный вестник Урала. 2013. № 10. С. 97-100.
57. Ушакова О. Г., Багрецов Н. Д., Багрецов Д. Н. Механизм создания региональных цен- тров непрерывного профессионального образования и их роль в повышении качества чело- веческого капитала [Текст] // Аграрный вестник Урала. 2013. № 12. С. 98-101.
58. Шамова, Т.И. Модернизация системы подготовки и повышения квалификации руководителей образовательных учреждений в современных условиях [Текст] / Т.И. Шамова, Е.А. Леванова, Э.В. Литвиненко // Повышение профессиональной компетентности работников образования: актуальные проблемы и перспективные решения: Сборник статей Вторых педагогических чтений научной школы управления образованием (25 января 2010 г.). - М., 2010. - С. 52-57
59. Шамова, Т.И. Компетентностно-ориентированное повышение
квалификации профессорско-преподавательского состава вуза [Текст] / Т.И. Шамова, Г.Н. Подчалимова // Повышение профессиональной компетентности работников образования: актуальные проблемы и
перспективные решения: Сборник статей Вторых педагогических чтений научной школы управления образованием (25 января 2010 г.). - М., 2010. - С. 42-48
60. Щербаков, А.В. Роль института повышения квалификации в успешной профессиональной адаптации молодых педагогов [Текст]/ А.В. Щербаков // Педагогическое образование и наука. - 2010. - №1. - С. 72-75.