Миграционная политика Германии и России: сравнительный анализ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 13
1.1. Теоретические основы исследования миграционных процессов 13
1.2 Технологии реализации миграционной политики 23
1.3 Факторы, влияющие на миграционную политику 28
ГЛАВА 2. МИГРАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ В ГЕРМАНИИ И РОССИИ 35
2.1. Структура и специфика миграционных потоков в Германии и России с
2014 по 2019 гг 35
2.2. Подходы в России и Германии к решению «миграционного вопроса» ... 44
2.3. Отношение населения Германии и России к мигрантам 48
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГЕРМАНИИ И РОССИИ 56
3.1 Нормативно-правовая база миграционной политики России и Германии 56
3.2 Институциональная база реализации миграционной политики России и
Германии 62
3.3 Проблемы осуществления миграционной политики в Германии и России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 13
1.1. Теоретические основы исследования миграционных процессов 13
1.2 Технологии реализации миграционной политики 23
1.3 Факторы, влияющие на миграционную политику 28
ГЛАВА 2. МИГРАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ В ГЕРМАНИИ И РОССИИ 35
2.1. Структура и специфика миграционных потоков в Германии и России с
2014 по 2019 гг 35
2.2. Подходы в России и Германии к решению «миграционного вопроса» ... 44
2.3. Отношение населения Германии и России к мигрантам 48
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГЕРМАНИИ И РОССИИ 56
3.1 Нормативно-правовая база миграционной политики России и Германии 56
3.2 Институциональная база реализации миграционной политики России и
Германии 62
3.3 Проблемы осуществления миграционной политики в Германии и России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 8
Актуальность работы. В каждой стране действует свой свод правил и законов, направленных на контроль присутствия на ее территории граждан других стран. Несмотря на то, что миграционная политика в различных государствах имеет свою специфику (институциональную, нормативно-правовую и т.д.), ее главная цель - контроль над пересечением иностранными гражданами границ, учет пребывания, деятельности и легализации мигрантов (независимо то того, на территории какого государства реализуется).
В Германии миграционный кризис не только не прошел острую фазу, но и готовит новые проблемы. Программа воссоединения семей беженцев, приведет к новой волне мигрантов и может вызвать катастрофические последствия для социальной системы Германии и общества в целом. Поэтому данный вопрос как никогда остро стоит на повестке дня.
Проблема миграционной политики нашей страны заключается в том, что отсутствуют единые подходы относительно понимания сути, возможностей и инструментов миграционной политики. Такого понимания нет и среди экспертов, и среди ответственных за принятие решений и законов в сфере миграции. В итоге относительно миграционной политики развиваются жесткие политические споры, усиливается ксенофобия и в обществе растут националистические настроения.
Государственной миграционной политикой - называют деятельность государства, которая сосредоточена на регулировании миграций и иммиграций населения. Такие развитые страны, как Австрия, Италия, США, Германия проводят в последние десятилетия политику протекционизма, направленную главным образом на то, чтобы защитить интересы своей экономики собственных и граждан. Это выражается в открытии доступа для мигрантов с профессиональной квалификацией и четкой регламентации правил трудоустройства и пребывания мигрантов из третьих стран.
Национальная миграционная политика каждого из государств должна способствовать защите интересов граждан, связанных с мигрантами, в первую очередь не создавать проблем на рынке труда; ограничению притока низкоквалифицированной рабочей силы, регулированию присвоения и лишения гражданства, обеспечения защиты прав мигрантов, имеющих работу, прав на проживание. В рамках миграционной политики также определяются критерии необходимой иностранной рабочей силы.
Многие страны позволяют проживать на своей территории только тем людям, которые заключили рабочий контракт с какой-либо организацией. Такой тип миграции имеет временные ограничения и не позволяет задержаться надолго, только на срок действия трудового договора. Данный тип миграции - трудовая миграция - является самым распространенным в современном мире.
Одна из острых современных проблем, связанных с миграцией - нелегальная миграция. Миграционные законодательства во многих странах ужесточаются, при этом появляются новые способы нелегальной миграции: иностранцы задерживаются в стране дольше разрешенного срока либо прибывают нелегально, работая на низкооплачиваемой работе, или занимаются криминальной деятельностью.
Согласно данных МВД в 2017 году на территории России было зафиксировано около 2,6 млн. нелегальных мигрантов. В 2018 году их число снизилось до 2 млн. человек. За 2019 год с территории России было выдворено свыше 800 тысяч нелегальных мигрантов . Между тем, на территории Германии в 2019 году находилось около 350 тысяч мигрантов.
Существуют разнообразные универсальные инструменты иммиграционной политики, созданные для ограничения нежелательных миграций . Основные из них:
- Установление требований, обязательных к исполнению, которым должен соответствовать мигрант (образование, стаж, опыт, возраст).
- Законы, которые не позволяют мигрантам претендовать на ряд определенных должностей.
- Списки востребованных профессий, для специалистов которых упрощена процедура получения разрешения на работу.
- Меры наказания за трудоустройство мигрантов, находящихся в стране нелегально, как для самих мигрантов, так и для их работодателей.
Цель работы - выявить общие черты и особенности миграционной политики Германии и России, позволяющие раскрыть ее особенности в данных странах.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы исследования миграционных процессов;
- охарактеризовать технологии реализации миграционной политики;
- выявить факторы, влияющие на миграционную политику;
- рассмотреть структуру и специфику миграционных потоков в Германии и России с 2014 по 2019 гг.;
- охарактеризовать отношение населения Германии и России к мигрантам;
- выявить подходы в России и Германии к решению «миграционного вопроса»;
- рассмотреть нормативно-правовую базу миграционной политики России и Германии;
- охарактеризовать институциональную базу реализации миграционной политики России и Германии;
- выявить проблемы осуществления миграционной политики в Германии и России.
Объект работы - международные миграционные процессы в целом.
Предмет работы - механизмы осуществления миграционной политики в Германии и России.
Методология исследования - Методологическая база исследования обусловлена многоаспектным характером выбранной проблемы. Работа базируется на нескольких подходах - системном, институциональном, сравнительном, нормативно-ценностном.
В рамках системного подхода процесс реализации миграционной политики рассматривается как совокупность институциональных основ, структуры и динамики миграционных потоков, напряженностей и противоречий, возникающих между мигрантами и принимающим обществом, комплекса теоретических концепций и подходов к пониманию ключевых проблем миграционной политики. Проблемы и факторы, влияющие на реализацию миграционной политики, мы рассматриваем в качестве внешних условий (в качестве среды).
Институциональный подход позволяет проанализировать специфику институтов власти в процессе реализации национальной политики.
Сравнительный метод позволяет изучить объекты исследования по ряду признаков, выявить общие тенденции и определить особенное, специфическое. Тем самым определить возможность заимствования методик, технологий совершенствования миграционной политики. Для решения поставленных задач использовался также комплекс следующих методов исследования: сравнительный анализ статистических данных; методы индукции и дедукции в рамках междисциплинарного подхода.
Хронологические рамки исследования. В работе рассматривается период с 2013 года, отражающий начало миграционного кризиса в Европе, до 2019 года.
В ходе изучения проблемы проработана источниковая база. Источниковой базой исследования являются нормативно-правовые документы и акты российского и немецкого правительства в сфере реализации миграционной политики. Исследование основывается на анализе законодательства РФ и Германии. Обращаемся к следующим документам: «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» и «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента РФ»; «Европейскому пакту по иммиграции и убежищу», приятому 24 сентября 2008 г. советом ЕС; «Закону о пребывании иностранцев на территории ФРГ». В основе аналитической части представленной работы - статистические данные по учету миграции в России и Германии, материалы социологических опросов, отражающих общественное мнение в сфере миграции - ВЦИОМ, ФОМ, «Левада-центр», «Немецкое федеральное статическое управление», материалы МВД по миграционной ситуации, материалы СМИ, освещающие направления и итоги миграционной политики России и Германии - Экспресс-газета Bundesamt fur Migration und Fluchtlinge, Царь-град, журнал Der Spiegel («Шпигель») и др. Таким образом, имеющиеся источники по заявленной теме, позволяют провести целостное, объективное исследование.
Степень научной проработанности проблемы - исследования, посвященные проблемам миграции, весьма обширны.
Вопросы развития и становления миграционной политики рассматриваются в работах целого ряда исследователей. Вопросам правового регулирования миграционной политики посвящены работы: С.А. Акимова, Н.В. Боровкова, И.В. Ивахнюк, В.В. Бурдо, И.В. Василевская, А.В. Завьялов, В.И. Коваленко, Е. С. Красинец, Д.Н. Муйдинов и др.
Вопросы реализации государственной миграционной политики изучают такие исследователи, как: А.В. Бедрик, Р. М. Губенко, Л.Л. Рыбаковский, В.А. Ионцев, Е. Ю. Корьякина, И. В. Никитенко, Л. С. Негреба, С.В. Погорельская, Н.М. Сирота, М.И. Черепанова и др.
Вопросы международной миграции рассмотрены в трудах таких ученых, как: В.Ю. Апрыщенко, Н.Н. Бурейко, Т. Р. Шарипова, А. Х. Шоев, Е.М. Щербакова, Т. Гаврилова, В.А. Ионцев и др.
Вопросы миграции и мигрантов рассмотрены в работах таких немецких исследователей, как S., M. Bariscn, J. Diehl, J. FrieQmann, C. Hoffmann, P. Muller и др.
Новизна исследования заключается в применении системного подхода к анализу миграционной политики Германии и России. Проведен сравнительный анализ миграционной политики Германии и России. Феномен миграции рассмотрен не только как социально-экономическая, но и политическая проблема. Отражена взаимосвязь миграционных процессов, протекающих в России и Германии, с феноменом глобализации; выделены структура и виды миграционных потоков; изучен германский и российский опыт по управлению миграционными потоками в контексте динамики миграционных потоков и изменения их структуры.
Теоретическая значимость - систематизация информации в определении категории «миграция» и сущности миграционной политики; дополнение опыта исследователей анализом новых механизмов и технологий реализации миграционной политики; анализ факторов, влияющих на миграционную политику.
Практическая значимость работы - выявлены закономерности развития миграционных процессов в России и Германии. Установлено наличие связей между миграционными потоками и процессом трансформации общества. Проанализирована динамика миграции в РФ и Германии. Работа дает возможность использования рассмотренного материала в процессе формирования отдельных направлений миграционной политики РФ, а также совершенствования технологий управления миграционными процессами, реализуемых Управлением Федеральной миграционной службы, Министерством внутренней политики на национальном и региональном уровнях. Материалы исследования могут быть полезны и для диаспор, проживающих на территории РФ.
Кроме того, полученные в ходе исследования результаты могут использоваться в учебном процессе, например, в рамках таких курсов, как «Политология», «Мировая политика», «Основы теории международных отношений» и др.
Апробация исследования. Выводы, сделанные в ходе исследования, были отражены в статье Вагановой Е.А. и Морозовой Н.М. «Современная миграционная ситуация в Германии», опубликованной в научном сборнике «Теория и практика приоритетных научных исследований»: Сборник научных трудов по материалам III Международной научно -практической конференции (30 апреля 2018 года, г. Смоленск) / Международный научно - информационный центр «Наукосфера». Смоленск, 2018. 230 с.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты изучения миграционной политики в современном мире. Во второй главе изучается миграционная ситуация в Германии и России. В третьей главе проводится сравнительный анализ миграционной политики Германии и России. В заключении подводятся основные итоги и делаются выводы.
В Германии миграционный кризис не только не прошел острую фазу, но и готовит новые проблемы. Программа воссоединения семей беженцев, приведет к новой волне мигрантов и может вызвать катастрофические последствия для социальной системы Германии и общества в целом. Поэтому данный вопрос как никогда остро стоит на повестке дня.
Проблема миграционной политики нашей страны заключается в том, что отсутствуют единые подходы относительно понимания сути, возможностей и инструментов миграционной политики. Такого понимания нет и среди экспертов, и среди ответственных за принятие решений и законов в сфере миграции. В итоге относительно миграционной политики развиваются жесткие политические споры, усиливается ксенофобия и в обществе растут националистические настроения.
Государственной миграционной политикой - называют деятельность государства, которая сосредоточена на регулировании миграций и иммиграций населения. Такие развитые страны, как Австрия, Италия, США, Германия проводят в последние десятилетия политику протекционизма, направленную главным образом на то, чтобы защитить интересы своей экономики собственных и граждан. Это выражается в открытии доступа для мигрантов с профессиональной квалификацией и четкой регламентации правил трудоустройства и пребывания мигрантов из третьих стран.
Национальная миграционная политика каждого из государств должна способствовать защите интересов граждан, связанных с мигрантами, в первую очередь не создавать проблем на рынке труда; ограничению притока низкоквалифицированной рабочей силы, регулированию присвоения и лишения гражданства, обеспечения защиты прав мигрантов, имеющих работу, прав на проживание. В рамках миграционной политики также определяются критерии необходимой иностранной рабочей силы.
Многие страны позволяют проживать на своей территории только тем людям, которые заключили рабочий контракт с какой-либо организацией. Такой тип миграции имеет временные ограничения и не позволяет задержаться надолго, только на срок действия трудового договора. Данный тип миграции - трудовая миграция - является самым распространенным в современном мире.
Одна из острых современных проблем, связанных с миграцией - нелегальная миграция. Миграционные законодательства во многих странах ужесточаются, при этом появляются новые способы нелегальной миграции: иностранцы задерживаются в стране дольше разрешенного срока либо прибывают нелегально, работая на низкооплачиваемой работе, или занимаются криминальной деятельностью.
Согласно данных МВД в 2017 году на территории России было зафиксировано около 2,6 млн. нелегальных мигрантов. В 2018 году их число снизилось до 2 млн. человек. За 2019 год с территории России было выдворено свыше 800 тысяч нелегальных мигрантов . Между тем, на территории Германии в 2019 году находилось около 350 тысяч мигрантов.
Существуют разнообразные универсальные инструменты иммиграционной политики, созданные для ограничения нежелательных миграций . Основные из них:
- Установление требований, обязательных к исполнению, которым должен соответствовать мигрант (образование, стаж, опыт, возраст).
- Законы, которые не позволяют мигрантам претендовать на ряд определенных должностей.
- Списки востребованных профессий, для специалистов которых упрощена процедура получения разрешения на работу.
- Меры наказания за трудоустройство мигрантов, находящихся в стране нелегально, как для самих мигрантов, так и для их работодателей.
Цель работы - выявить общие черты и особенности миграционной политики Германии и России, позволяющие раскрыть ее особенности в данных странах.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы исследования миграционных процессов;
- охарактеризовать технологии реализации миграционной политики;
- выявить факторы, влияющие на миграционную политику;
- рассмотреть структуру и специфику миграционных потоков в Германии и России с 2014 по 2019 гг.;
- охарактеризовать отношение населения Германии и России к мигрантам;
- выявить подходы в России и Германии к решению «миграционного вопроса»;
- рассмотреть нормативно-правовую базу миграционной политики России и Германии;
- охарактеризовать институциональную базу реализации миграционной политики России и Германии;
- выявить проблемы осуществления миграционной политики в Германии и России.
Объект работы - международные миграционные процессы в целом.
Предмет работы - механизмы осуществления миграционной политики в Германии и России.
Методология исследования - Методологическая база исследования обусловлена многоаспектным характером выбранной проблемы. Работа базируется на нескольких подходах - системном, институциональном, сравнительном, нормативно-ценностном.
В рамках системного подхода процесс реализации миграционной политики рассматривается как совокупность институциональных основ, структуры и динамики миграционных потоков, напряженностей и противоречий, возникающих между мигрантами и принимающим обществом, комплекса теоретических концепций и подходов к пониманию ключевых проблем миграционной политики. Проблемы и факторы, влияющие на реализацию миграционной политики, мы рассматриваем в качестве внешних условий (в качестве среды).
Институциональный подход позволяет проанализировать специфику институтов власти в процессе реализации национальной политики.
Сравнительный метод позволяет изучить объекты исследования по ряду признаков, выявить общие тенденции и определить особенное, специфическое. Тем самым определить возможность заимствования методик, технологий совершенствования миграционной политики. Для решения поставленных задач использовался также комплекс следующих методов исследования: сравнительный анализ статистических данных; методы индукции и дедукции в рамках междисциплинарного подхода.
Хронологические рамки исследования. В работе рассматривается период с 2013 года, отражающий начало миграционного кризиса в Европе, до 2019 года.
В ходе изучения проблемы проработана источниковая база. Источниковой базой исследования являются нормативно-правовые документы и акты российского и немецкого правительства в сфере реализации миграционной политики. Исследование основывается на анализе законодательства РФ и Германии. Обращаемся к следующим документам: «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» и «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента РФ»; «Европейскому пакту по иммиграции и убежищу», приятому 24 сентября 2008 г. советом ЕС; «Закону о пребывании иностранцев на территории ФРГ». В основе аналитической части представленной работы - статистические данные по учету миграции в России и Германии, материалы социологических опросов, отражающих общественное мнение в сфере миграции - ВЦИОМ, ФОМ, «Левада-центр», «Немецкое федеральное статическое управление», материалы МВД по миграционной ситуации, материалы СМИ, освещающие направления и итоги миграционной политики России и Германии - Экспресс-газета Bundesamt fur Migration und Fluchtlinge, Царь-град, журнал Der Spiegel («Шпигель») и др. Таким образом, имеющиеся источники по заявленной теме, позволяют провести целостное, объективное исследование.
Степень научной проработанности проблемы - исследования, посвященные проблемам миграции, весьма обширны.
Вопросы развития и становления миграционной политики рассматриваются в работах целого ряда исследователей. Вопросам правового регулирования миграционной политики посвящены работы: С.А. Акимова, Н.В. Боровкова, И.В. Ивахнюк, В.В. Бурдо, И.В. Василевская, А.В. Завьялов, В.И. Коваленко, Е. С. Красинец, Д.Н. Муйдинов и др.
Вопросы реализации государственной миграционной политики изучают такие исследователи, как: А.В. Бедрик, Р. М. Губенко, Л.Л. Рыбаковский, В.А. Ионцев, Е. Ю. Корьякина, И. В. Никитенко, Л. С. Негреба, С.В. Погорельская, Н.М. Сирота, М.И. Черепанова и др.
Вопросы международной миграции рассмотрены в трудах таких ученых, как: В.Ю. Апрыщенко, Н.Н. Бурейко, Т. Р. Шарипова, А. Х. Шоев, Е.М. Щербакова, Т. Гаврилова, В.А. Ионцев и др.
Вопросы миграции и мигрантов рассмотрены в работах таких немецких исследователей, как S., M. Bariscn, J. Diehl, J. FrieQmann, C. Hoffmann, P. Muller и др.
Новизна исследования заключается в применении системного подхода к анализу миграционной политики Германии и России. Проведен сравнительный анализ миграционной политики Германии и России. Феномен миграции рассмотрен не только как социально-экономическая, но и политическая проблема. Отражена взаимосвязь миграционных процессов, протекающих в России и Германии, с феноменом глобализации; выделены структура и виды миграционных потоков; изучен германский и российский опыт по управлению миграционными потоками в контексте динамики миграционных потоков и изменения их структуры.
Теоретическая значимость - систематизация информации в определении категории «миграция» и сущности миграционной политики; дополнение опыта исследователей анализом новых механизмов и технологий реализации миграционной политики; анализ факторов, влияющих на миграционную политику.
Практическая значимость работы - выявлены закономерности развития миграционных процессов в России и Германии. Установлено наличие связей между миграционными потоками и процессом трансформации общества. Проанализирована динамика миграции в РФ и Германии. Работа дает возможность использования рассмотренного материала в процессе формирования отдельных направлений миграционной политики РФ, а также совершенствования технологий управления миграционными процессами, реализуемых Управлением Федеральной миграционной службы, Министерством внутренней политики на национальном и региональном уровнях. Материалы исследования могут быть полезны и для диаспор, проживающих на территории РФ.
Кроме того, полученные в ходе исследования результаты могут использоваться в учебном процессе, например, в рамках таких курсов, как «Политология», «Мировая политика», «Основы теории международных отношений» и др.
Апробация исследования. Выводы, сделанные в ходе исследования, были отражены в статье Вагановой Е.А. и Морозовой Н.М. «Современная миграционная ситуация в Германии», опубликованной в научном сборнике «Теория и практика приоритетных научных исследований»: Сборник научных трудов по материалам III Международной научно -практической конференции (30 апреля 2018 года, г. Смоленск) / Международный научно - информационный центр «Наукосфера». Смоленск, 2018. 230 с.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты изучения миграционной политики в современном мире. Во второй главе изучается миграционная ситуация в Германии и России. В третьей главе проводится сравнительный анализ миграционной политики Германии и России. В заключении подводятся основные итоги и делаются выводы.
В рамках исследования были сделаны следующие выводы:
1. Под понятием «миграция» понимают переселение человека либо внутри страны, либо в другую страну. Выделяют внутреннюю и внешнюю миграцию. При внутренней миграции - переселение населения не выходит за рамки одной страны. При внешней миграции - люди покидают свою страну, уезжая в другую.
Причины для миграции: экономические; политические; социальные; военные. Кроме этого выделяют и более специфические причины: правовые; расовые; национальные; религиозные; культурные; психологические.
Особая категория мигрантов - беженцы. Беженцы — это лица, покинувшие страну постоянного проживания, в силу чрезвычайных обстоятельств. Основной поток беженцев в Германию идет стран, где наблюдаются военные конфликты. В России поток беженцев был связан с военными действиями в Восточной Украине.
Основными видами миграции являются: постоянная, временная, сезонная, маятниковая. Помимо представленных видов переселения можно отметить еще ряд видов, которые нельзя классифицировать по тому же признаку - трудовая, нелегальная.
Миграционная политика- это свод государственных норм и правил, которые контролируют присутствие иностранных граждан в стране и их деятельность.
Можно выделить четыре классических модели миграционной политики: полное исключение, сегрегация, ассимиляция, плюрализм. В России используется модель ассимиляции; в Германии - плюрализма, однако это вызывает резонанс у коренного населения страны.
2. Каждое государство разрабатывает механизмы и технологии реализации миграционной политики. Наиболее распространенными являются: квотирование, чёткие сроки пребывания, предъявление особых требований, репатриационные программы, система географического приоритета.
3. Миграционная политика нашей страны в отношении мигрантов зависит от ряда факторов и условий, к которым относятся: массовый приток иностранных граждан преимущественно из стран ближнего зарубежья; экономическое и политическое положение в мире, рост потоков миграции в крупные города; неэффективное выделение квот иностранным гражданам на выдачу разрешений на работу; сложность для иностранных граждан процедуры, связанной с получением разрешения на работу.
На миграционные процессы в Г ермании влияют схожие факторы, тем не менее, одним из главных факторов является возможность решить проблему старения населения.
4. При приеме трудовых мигрантов используются перечни дефицитных профессий для «позитивного» регулирования миграционных потоков. В Германии, например, не хватает специалистов в сфере MINT (математика, информатика, естественные науки и техника), в ремесленной сфере, строительной отрасли, медицине и сфере ухода за больными и престарелыми людьми, в гостиничном и ресторанном бизнесе, программисты, разработчики ПО, физиотерапевты, сантехники, водители грузовиков.
В России это специалисты медицинской сферы, сельского хозяйства, образования, электроники, горнодобывающей промышленности и др. В этот перечень в настоящее время входят 74 профессии.
Германия находится на первом месте в 2019 году по числу мигрантов из европейских стран - более 13 млн. человек. Российская Федерация в 2019 году принимала 11,6 млн. иностранных мигрантов.
Основной поток мигрантов в Германию в последнее время был вызван войной в Сирии. Большую часть чистой миграции из других стран Европейского союза в 2018 году составили граждане Румынии, Хорватии и Болгарии.
Между тем, мигранты в России - это в основном мигранты из многих постсоветских стран. Согласно официальной статистике на сайте МВД России, 97% приезжих работников — граждане из стран СНГ.
Их число остается примерно на одинаковом уровне: около 11,5 -12 млн. граждан других государств. В связи с тем, что в Россию же едут чаще всего люди без квалификации и образования на заработки, без знания языка. Такая тенденция притока существует с начала 2000-х годов. В связи с этим возникают следующие проблемы: безработица, культурные проблемы, экономические проблемы, внутренняя миграция, миграция из страны.
5. Существуют проблемы, связанные с ростом миграции: безработица, культурные проблемы, экономические проблемы. Подходы к решению проблем в России и Германии разные. В Германии поток беженцев будет регулироваться путем пограничного режима, а также созданием специальных транзитных центров, из которых мигрантов будут отправлять в другие государства. В России повышается контроль за миграцией путем ужесточения наказания за использование нелегальной рабочей силы, выплат субсидий работодателям для усиления внутренней миграции, выдача патентов на работу.
6. В России количество людей, которые хотели бы ограничить проживание какой-либо этнической группы в России, увеличилось. Отношение жителей России к мигрантам за 5 лет претерпело ухудшение. Снизилась доля число тех опрошенных, кто считает мигрантов людьми трудолюбивыми, готовыми на тяжелую работу, и теми, кто кормит свои семьи.
Отношение жителей Германии и России существенно разнится. Жители Германии готовы мириться с мигрантами, поскольку это имеет важное значение для развития немецкой экономики. Основою проблему составляет разница культур. В то время как россияне стали хуже воспринимать мигрантов, в частности, из-за совершаемых ими преступлений.
7. Утверждена новая Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года. Обновление миграционной политики России связано с рядом объективных причин. Президентом был подписан указ о национальных целях и стратегических задачах России до 2024 года.
Приоритетное направление Концепции заключается в создании благоприятных условий и простых правил переселения наших соотечественников в Россию.
В рамках Концепции миграции международное сотрудничество России будет осуществляться в соответствии с принципами и нормами международного права.
В Германии миграционная политика начала определяться законами, которые издавались после второй Мировой войны 1949. В 1954 году был принят Закон о репатриантах. В 1982 году принят закон о предоставлении политического убежища. В 1988 году заработала программа для интеграции иммигрантов. В 1990 году вступил в силу «Закон об иностранцах» о въезде в ФРГ и пребывании иностранцев на ее территории. В 1999-2000 гг. приняты новые Законы о гражданстве ФРГ. В 2005 году был принят Закон об управлении и ограничении иммиграции.
Таким образом, законодательство Германии имеет более обширный опыт разработки и реализации миграционной политики. В результате существенно повышается эффективность миграционной политики, поскольку новые разрабатываемые правовые основы учитывают опыт прошлых лет и новые реалии.
В свою очередь новая российская Концепция также учитывает предыдущий опыт миграционной политики, однако ей еще надлежит пройти апробацию в российских условиях.
Обе правовые базы базируются на принципах и нормах международного права. При этом немецких законах более четко определены условия и ограничения миграции.
8. Миграционную политику осуществляют органы МВД России, МИД России, Минтруда и соцзащиты и иные органы. Кроме того, Россия сотрудничает с исполнительными органами ГФММ, УВКБ ООН, МОТ, MOM на международном уровне.
Существует Форум переселенческих организаций, объединявший более 300 региональных организаций вынужденных мигрантов при Государственной Думе.
За реализацию миграционной политики в Германии ответственны следующие органы исполнительной власти: Федеральное МВД; Федеральная служба занятости; Федеральное МИД; Федеральное министерство труда и социальных дел; Уполномоченный правительства по делам миграции - является связующим звеном между общественными группами и органами, которые решают вопросы вновь прибывших мигрантов.
В 2002 году функции реализации миграционной политики переданы Федеральной службе миграции и проблем беженцев - новому правительственному органу. Эта служба отвечает за миграционные представительства Германии за рубежом.
Таким образом, для институциональной базы миграционной политики Германии характерна четкая структурированность органов, отвечающих за разработку, внедрение и реализацию на практике иммиграционной политики, жесткое разграничение функций, а также распределение нагрузки между тремя уровнями власти (федеральной, земельной и городской) и также направительными организациями.
Институциональная база в России также имеет четкое разграничение уровней власти. Созданы комитеты и комиссии по решению вопросов миграционной политики на внутригосударственном уровне, общественные и неправительственные организации.
Однако их усилий, зачастую, оказывается недостаточно для оказания внимания местному населению, периодически возникают конфликтные ситуации, что говорит о недостаточной деятельности органов государственного и муниципального управления и миграционной политики государства в целом.
Преимуществом институциональной базы Германии являются Федеральные лагеря беженцев, которые существенно упрощают распределение беженцев и делают его наиболее эффективным.
9. В ближайшие 40 лет Германия будет нуждаться в миллионах дополнительных работниках из-за границы. Возникнет нужда в мигрантах из стран третьего мира. В период с 2019 по 2035 годы в страну ежегодно должны прибывать около 98 000 мигрантов из стран третьего мира, а с 2036 по 2050 - уже около 170 000 трудовых мигрантов. В среднем, с 2018 по 2060 годы ежегодного в страну должны приезжать около 146 000 рабочих. На данный момент каждый третий беженец прибывает из страны, с которой у Германии налажено сотрудничество.
Однако часто у многих беженцев нет документов по вине стран происхождения, которые отказывают в изготовлении новых документов для своих граждан. Поэтому становится невозможно их депортировать. Большинство получают отсрочку на основании нехватки документов и ряду других причин.
Согласно официально данным за 2018 год в России поставлено на учёт за 2018 год более 17,7 млн. мигрантов. При этом лишь 1,6 млн. оформили патенты, а разрешение на работу получили около 130 тысяч мигрантов.
Главной проблемой является интеграция мигрантов в общество. В целом С начала 90-х готов наблюдается рост этнической преступности в 4 раза. Каждый четвёртый иностранец, приехавший в Россию, является нарушителем миграционного законодательства.
Основой миграционной политики должна быть трудовая миграция, однако на деле наблюдаются коррупционные связи, действует теневая наблюдаются межнациональные столкновения и т.д. Важно снизить число приезжих, при этом правоохранительные органы от имеющихся мигрантов должны требовать соблюдения местных правил.
1. Под понятием «миграция» понимают переселение человека либо внутри страны, либо в другую страну. Выделяют внутреннюю и внешнюю миграцию. При внутренней миграции - переселение населения не выходит за рамки одной страны. При внешней миграции - люди покидают свою страну, уезжая в другую.
Причины для миграции: экономические; политические; социальные; военные. Кроме этого выделяют и более специфические причины: правовые; расовые; национальные; религиозные; культурные; психологические.
Особая категория мигрантов - беженцы. Беженцы — это лица, покинувшие страну постоянного проживания, в силу чрезвычайных обстоятельств. Основной поток беженцев в Германию идет стран, где наблюдаются военные конфликты. В России поток беженцев был связан с военными действиями в Восточной Украине.
Основными видами миграции являются: постоянная, временная, сезонная, маятниковая. Помимо представленных видов переселения можно отметить еще ряд видов, которые нельзя классифицировать по тому же признаку - трудовая, нелегальная.
Миграционная политика- это свод государственных норм и правил, которые контролируют присутствие иностранных граждан в стране и их деятельность.
Можно выделить четыре классических модели миграционной политики: полное исключение, сегрегация, ассимиляция, плюрализм. В России используется модель ассимиляции; в Германии - плюрализма, однако это вызывает резонанс у коренного населения страны.
2. Каждое государство разрабатывает механизмы и технологии реализации миграционной политики. Наиболее распространенными являются: квотирование, чёткие сроки пребывания, предъявление особых требований, репатриационные программы, система географического приоритета.
3. Миграционная политика нашей страны в отношении мигрантов зависит от ряда факторов и условий, к которым относятся: массовый приток иностранных граждан преимущественно из стран ближнего зарубежья; экономическое и политическое положение в мире, рост потоков миграции в крупные города; неэффективное выделение квот иностранным гражданам на выдачу разрешений на работу; сложность для иностранных граждан процедуры, связанной с получением разрешения на работу.
На миграционные процессы в Г ермании влияют схожие факторы, тем не менее, одним из главных факторов является возможность решить проблему старения населения.
4. При приеме трудовых мигрантов используются перечни дефицитных профессий для «позитивного» регулирования миграционных потоков. В Германии, например, не хватает специалистов в сфере MINT (математика, информатика, естественные науки и техника), в ремесленной сфере, строительной отрасли, медицине и сфере ухода за больными и престарелыми людьми, в гостиничном и ресторанном бизнесе, программисты, разработчики ПО, физиотерапевты, сантехники, водители грузовиков.
В России это специалисты медицинской сферы, сельского хозяйства, образования, электроники, горнодобывающей промышленности и др. В этот перечень в настоящее время входят 74 профессии.
Германия находится на первом месте в 2019 году по числу мигрантов из европейских стран - более 13 млн. человек. Российская Федерация в 2019 году принимала 11,6 млн. иностранных мигрантов.
Основной поток мигрантов в Германию в последнее время был вызван войной в Сирии. Большую часть чистой миграции из других стран Европейского союза в 2018 году составили граждане Румынии, Хорватии и Болгарии.
Между тем, мигранты в России - это в основном мигранты из многих постсоветских стран. Согласно официальной статистике на сайте МВД России, 97% приезжих работников — граждане из стран СНГ.
Их число остается примерно на одинаковом уровне: около 11,5 -12 млн. граждан других государств. В связи с тем, что в Россию же едут чаще всего люди без квалификации и образования на заработки, без знания языка. Такая тенденция притока существует с начала 2000-х годов. В связи с этим возникают следующие проблемы: безработица, культурные проблемы, экономические проблемы, внутренняя миграция, миграция из страны.
5. Существуют проблемы, связанные с ростом миграции: безработица, культурные проблемы, экономические проблемы. Подходы к решению проблем в России и Германии разные. В Германии поток беженцев будет регулироваться путем пограничного режима, а также созданием специальных транзитных центров, из которых мигрантов будут отправлять в другие государства. В России повышается контроль за миграцией путем ужесточения наказания за использование нелегальной рабочей силы, выплат субсидий работодателям для усиления внутренней миграции, выдача патентов на работу.
6. В России количество людей, которые хотели бы ограничить проживание какой-либо этнической группы в России, увеличилось. Отношение жителей России к мигрантам за 5 лет претерпело ухудшение. Снизилась доля число тех опрошенных, кто считает мигрантов людьми трудолюбивыми, готовыми на тяжелую работу, и теми, кто кормит свои семьи.
Отношение жителей Германии и России существенно разнится. Жители Германии готовы мириться с мигрантами, поскольку это имеет важное значение для развития немецкой экономики. Основою проблему составляет разница культур. В то время как россияне стали хуже воспринимать мигрантов, в частности, из-за совершаемых ими преступлений.
7. Утверждена новая Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года. Обновление миграционной политики России связано с рядом объективных причин. Президентом был подписан указ о национальных целях и стратегических задачах России до 2024 года.
Приоритетное направление Концепции заключается в создании благоприятных условий и простых правил переселения наших соотечественников в Россию.
В рамках Концепции миграции международное сотрудничество России будет осуществляться в соответствии с принципами и нормами международного права.
В Германии миграционная политика начала определяться законами, которые издавались после второй Мировой войны 1949. В 1954 году был принят Закон о репатриантах. В 1982 году принят закон о предоставлении политического убежища. В 1988 году заработала программа для интеграции иммигрантов. В 1990 году вступил в силу «Закон об иностранцах» о въезде в ФРГ и пребывании иностранцев на ее территории. В 1999-2000 гг. приняты новые Законы о гражданстве ФРГ. В 2005 году был принят Закон об управлении и ограничении иммиграции.
Таким образом, законодательство Германии имеет более обширный опыт разработки и реализации миграционной политики. В результате существенно повышается эффективность миграционной политики, поскольку новые разрабатываемые правовые основы учитывают опыт прошлых лет и новые реалии.
В свою очередь новая российская Концепция также учитывает предыдущий опыт миграционной политики, однако ей еще надлежит пройти апробацию в российских условиях.
Обе правовые базы базируются на принципах и нормах международного права. При этом немецких законах более четко определены условия и ограничения миграции.
8. Миграционную политику осуществляют органы МВД России, МИД России, Минтруда и соцзащиты и иные органы. Кроме того, Россия сотрудничает с исполнительными органами ГФММ, УВКБ ООН, МОТ, MOM на международном уровне.
Существует Форум переселенческих организаций, объединявший более 300 региональных организаций вынужденных мигрантов при Государственной Думе.
За реализацию миграционной политики в Германии ответственны следующие органы исполнительной власти: Федеральное МВД; Федеральная служба занятости; Федеральное МИД; Федеральное министерство труда и социальных дел; Уполномоченный правительства по делам миграции - является связующим звеном между общественными группами и органами, которые решают вопросы вновь прибывших мигрантов.
В 2002 году функции реализации миграционной политики переданы Федеральной службе миграции и проблем беженцев - новому правительственному органу. Эта служба отвечает за миграционные представительства Германии за рубежом.
Таким образом, для институциональной базы миграционной политики Германии характерна четкая структурированность органов, отвечающих за разработку, внедрение и реализацию на практике иммиграционной политики, жесткое разграничение функций, а также распределение нагрузки между тремя уровнями власти (федеральной, земельной и городской) и также направительными организациями.
Институциональная база в России также имеет четкое разграничение уровней власти. Созданы комитеты и комиссии по решению вопросов миграционной политики на внутригосударственном уровне, общественные и неправительственные организации.
Однако их усилий, зачастую, оказывается недостаточно для оказания внимания местному населению, периодически возникают конфликтные ситуации, что говорит о недостаточной деятельности органов государственного и муниципального управления и миграционной политики государства в целом.
Преимуществом институциональной базы Германии являются Федеральные лагеря беженцев, которые существенно упрощают распределение беженцев и делают его наиболее эффективным.
9. В ближайшие 40 лет Германия будет нуждаться в миллионах дополнительных работниках из-за границы. Возникнет нужда в мигрантах из стран третьего мира. В период с 2019 по 2035 годы в страну ежегодно должны прибывать около 98 000 мигрантов из стран третьего мира, а с 2036 по 2050 - уже около 170 000 трудовых мигрантов. В среднем, с 2018 по 2060 годы ежегодного в страну должны приезжать около 146 000 рабочих. На данный момент каждый третий беженец прибывает из страны, с которой у Германии налажено сотрудничество.
Однако часто у многих беженцев нет документов по вине стран происхождения, которые отказывают в изготовлении новых документов для своих граждан. Поэтому становится невозможно их депортировать. Большинство получают отсрочку на основании нехватки документов и ряду других причин.
Согласно официально данным за 2018 год в России поставлено на учёт за 2018 год более 17,7 млн. мигрантов. При этом лишь 1,6 млн. оформили патенты, а разрешение на работу получили около 130 тысяч мигрантов.
Главной проблемой является интеграция мигрантов в общество. В целом С начала 90-х готов наблюдается рост этнической преступности в 4 раза. Каждый четвёртый иностранец, приехавший в Россию, является нарушителем миграционного законодательства.
Основой миграционной политики должна быть трудовая миграция, однако на деле наблюдаются коррупционные связи, действует теневая наблюдаются межнациональные столкновения и т.д. Важно снизить число приезжих, при этом правоохранительные органы от имеющихся мигрантов должны требовать соблюдения местных правил.
Подобные работы
- Государственное управление в сфере миграционной политики
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПОЛИТИКИ ГЕРМАНИИ, ФРАНЦИИ И ШВЕЦИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Миграционные процессы и их регулирование в европейских странах
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2021 - МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА(07.00.03)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Сравнительный анализ миграционной политики стран США, Германии и России
Дипломные работы, ВКР, этнография, этнология и антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - Влияние миграционной проблемы на внутриполитическое развитие Федеративной Республики Германии в 2013-2019 годах
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - ПОЛИТИКА СТРАН ЕС В ОБЛАСТИ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ (1992-2011 гг.)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ В ПЕРИОД КАНЦЛЕРСТВА А. МЕРКЕЛЬ (2005-2017 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2019



