НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ГРАНИЦ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
1.1. Понятие муниципального образования и его границ 6
1.2. Обзор нормативно-правовых документов, научной литературы
в области установления и описания прохождения границ муниципальных образований
1.3. Внесение в единый государственный реестр недвижимости
данных о границах муниципальных образований 14
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД БЕЛГОРОД» - ОБЪЕКТА УСТАНОВЛЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ ГРАНИЦ 19
2.1. Природно-климатические особенности и экономическая
характеристика муниципального образования 19
2.2. Зонирование территории муниципального образования 24
2.3. Описание существующих границ муниципального образования
«город Белгород» 28
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ГРАНИЦ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД БЕЛГОРОД» 35
3.1. Анализ актуальной конфигурации границы муниципального образования «город Белгород» 35
3.2. Оценка эффективности установления границ муниципального образования «город Белгород» с учетом изменения численности населения до 2025 года 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность данной выпускной квалификационной работы состоит в том, что установление границ муниципальных образований является одним из условий существования современных крупных городов, и это требование отражено, как в федеральном, так региональном законодательстве.
Проблема определения границ муниципальных образований приобрела особую остроту в связи с экономическими и иными преобразованиями и перестройкой государственных и муниципальных органов.
Четкое закрепление границ муниципальных территорий обеспечит возможность ведения государственной статистики в разрезе муниципальных образований, что позволит решить насущные вопросы по реконструкции системы организации использования земель внутри муниципальных образований и станет базисом для эффективного территориального планирования.
Работы по уточнению границ с последующим внесением их в Государственный кадастр недвижимости реализуют один из основных пунктов ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и решают одновременно проблемы обеспечения субъекта РФ актуальной крупномасштабной картографической продукцией, точными сведениями о границах с сопредельными субъектами РФ и муниципальных образований.
Установление границ области и границ муниципальных образований, а также последующее внесение сведений о границах муниципальных образований в государственный кадастр недвижимости является первоочередной задачей, без которой не может быть создана информационная база автоматизированной системы ведения государственного кадастра недвижимости и государственного учета объектов недвижимости. Данная работа представляет особый интерес, так как сведения о границах муниципальных образований и субъектов РФ предполагается отнести к составу базовых пространственных данных в рамках Российской инфраструктуры пространственных данных.
В связи с этим установление обоснованной и экономически эффективной границы населенных пунктов является одной из приоритетных задач территориального планирования, и исследование проблем установления экономически эффективной границы населенного пункта в схеме территориального планирования крайне актуально в настоящее время.
Объектом исследования является муниципальное образование «город Белгород».
Предметом исследования является формирование границ муниципального образования «город Белгород».
Цель выпускной квалификационной работы заключается в оценке эффективности установления границ муниципального образования «город Белгород».
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
1. проанализировать законодательную и нормативную базу в сфере установления и описания границ муниципальных образований;
2. охарактеризовать объект формирования эффективной системы границ муниципальных образований;
3. провести анализ актуальной конфигурации границы муниципального образования г. Белгород;
4. оценить варианты установления городской черты с учетом изменения численности населения до 2025 года.
Методы исследования: морфологический метод, аналитический метод, сравнительный метод, геоинформационный метод.
Работа состоит из 3 глав, введения, заключения, списка литературы, 4 рисунков.
В результате изучения особенностей установления границ муниципального образования (на примере городского округа г. Белгород) получены следующие выводы:
1. Основными нормативно-правовыми актами об установлении и изменении границ муниципальных образований являются Федеральный закон № 218 «О государственной регистрации недвижимости» и Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2. Объектом изучения особенностей установления границ муниципального образования выступил город Белгород - административно-хозяйственный центр Белгородской области, - в настоящее время крупный промышленный, транспортный и культурный центр с развитой системой образовательных учреждений всех уровней. Климатические условия благоприятны для проживания. Дальнейшее развитие Белгорода как крупного промышленного, транспортного, научно-образовательного и культурного центра с развитой социальной и инженерной инфраструктурой и мощным строительным комплексом должно сохраниться.
3. Границы города Белгорода установлены законом Белгородской области № 159 от 20 декабря 2004 года «Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района». За последние 12 лет площадь города претерпела незначительные изменения, это было связано с присоединением участка пахотных земель для застройки. существующая граница города не требует изменений на данный момент, так как площадь города позволяет удовлетворить потребности населения.
4. Расширение границ города в ближайшее время проводить не целесообразно. Это противоречит стратегии градостроительного развития Белгорода. Должна сохраняться компактность города за счет застройки северо-западной части города (в генплане это Западный планировочный район на свободных территориях). Как известно, компактность города заведомо обеспечивает оптимальное функционирование города, если нет противопоказаний для этого. А так же нужно предотвратить территориальное расползание города, что неизбежно сопровождается дополнительными затратами на строительство и эксплуатацию инженерно-транспортных сетей и дополнительными затратами времени на передвижение горожан по городу. Действующее законодательство и существующая практика изменения границ населенных пунктов не предусматривает выплаты компенсаций гражданам и юридическим лицам - правообладателям земельных участков (в части увеличения ставки земельного налога при включении их участков в границы города), а также органам местного самоуправления, чья территория сокращается в результате расширения городских населенных пунктов (в части уменьшения размера получаемого земельного налога и арендной платы, а также стоимости муниципальных земельных участков и иных природных ресурсов). Внесение соответствующих изменений в ст. 84 ЗК РФ позволит усилить гарантии прав и законных интересов граждан и юридических лиц; обеспечит укрепление экономических основ местного самоуправления; создаст стимул для более рационального освоения городских территорий.
Актуальная граница муниципального образования «город Белгород» обеспечивает оптимальное функционирование города. Изменение границы города Белгород будет неэффективным в ближайшие 10 лет, так как образуемая территория города не будет соответствовать численности населения. Таким образом, можно сделать вывод, что в связи с продолжением формирования Белгородской агломерации, возникнут проблемы на управленческом уровне. Для решения данных проблем, расширение границ города Белгород сразу или постепенно приведет к проблемам на уровне управления муниципального образования. Так же изменения границ города Белгород будет неэффективным, так как образуемая территория города не будет соответствовать численности населения. На законодательном уровне еще не решены многие вопросы, влекущие последствия для населения, чьи земельные участки пригородных районов будут присоединены в городскую черту.
1. Анисимов, А.П. Земельное право России: учеб. / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, А.С. Трифонов. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2011.
2. Антипин, И.А. Концептуальные основы разработки стратегии пространственного развития в муниципальном образовании / И. А. Антипин, Н.В. Казакова // Российское предпринимательство. - 2016. - №8. - С. 1011.
3. Боголюбов, С.А. Земельное право / С.А. Боголюбов.- М.:
Высшее образование, 2015. - 413 с.
4. Варламов, А.А. Научные основы земельного кадастра: Учеб. пособие / А.А. Варламов, В.А. Гавриленко, С.А. Гальченко и др. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ГУЗ, 2000. - 104 с.
5. Варламов, А.А. Теоретические основы Государственного земельного кадастра: учеб. для студентов вузов / А.А. Варламов. - М.: Колосс, 2003. - 382 с.
6. Васильев, В. И. Административно- территориальное устройство региона и территориальное устройство местного самоуправления / В. И. Васильев // Журн. рос. права. — 2006. — №3. — С. 3-11.
7. Веденин, Н.Н. Земельное право / Н.Н. Веденин. - М.:
Юриспруденция; Издание 4-е, перераб. и доп., 2016. - 192 с.
8. Волков, С.Н. Землеустройство и кадастр недвижимости: Учебное пособие / С.Н. Волков, Варламов А.А., Гальченко С.А. - М.: ГУЗ, 2010.
9. Володькин, Г.Н., Крупные города на пороге XXI века: проблемы, перспективы / Г.Н. Володькин, В.Г. Попов // Крупные города на пороге XXI века: проблемы, перспективы: Материалы междунар. науч. - практ. конф. В 2 частях. Ч. 1. - Волгоград, 2000. - С. 13-14.
10. Галимская, К.К. География Белгородской области / К.К. Галимская. - Белгород: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1996. - 103 с.
11. Гришина, О.В. Границы муниципальных образований и их закрепление на местности / О.В. Гришина // Журнал Российского права, 2005. - №7. - 89 с.
12. Даниленко, Е. П. Управление городскими территориями: Учеб. пособие /сост. Е.П. Даниленко. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2013. - 115 с
13. Дементьев, А.Н. Установление границ территорий и преобразование муниципальных образований: Учебник для вузов / А. Н. Дементьев; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — 4-е изд. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ. - 2004. — 495 с.
14. Емельянова, Т.А. Рациональное использование и охрана земель северных территорий Российской Федерации (экономика и организация): дис. док. экон. наук: 08.00.05. / Т. А. Емельянова: М. - 2006. - 431 с.
15. Ерофеев, Б.В. Правовой режим земель городов. / Б.В. Ерофеев. - М., 1976. - С. 28.
16. Зобова, Л.Л. Феномен экономической границы / Л.Л. Зобова // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - №3. - с. 88-91.
17. Кулебакин, Г. Поселковое и сельское кооперативное строительство / Г. Кулебакин. - М.: Московский рабочий, 2017. - 312 с.
18. Маслов, А.В. Геодезические работы при землеустройстве / А.В. Маслов. - М.: ЁЁ Медиа, 2015. - 579 с.
19. Меркурьев, В.В. Укрупнение муниципальных образований как способ выравнивания бюджетной обеспеченности / В.В. Меркурьев // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - №1. - С. 245.
20. Николаева Е.Л. Проблемы и тенденции развития малоэтажного жилищного строительства России / Е.Л. Николаева. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 240 с.
21. Рыбчинский, В. Городской конструктор. Идеи и города / В. Рыбчинский. - М.: Strelka Press, 2015. - 749 с.
22. Сай, С.И. Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства / С.И. Сай. - М.: Роскомзем, 2003. - 143 с.
23. Скалабан, В. Д. Агроэкологические данные земельного кадастра
в стратегии устойчивого развития России / В.Д. Скалабан. -М.:
Академический Проект, Альма Матер, 2016. - 272 с.
24. Старожилов, В. Т. Вопросы Землеустройства И Землеустроительного Проектирования: Учебное Пособие / В.Т. Старожилов. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 257 с.
25. Шугрина, Е.С. Муниципальное право. Учебник. / Е.С. Шугрина. - М., 1999. - С. 97-98.