ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 8
1.1 Роль и место организационной культуры в управлении
человеческими ресурсами организации 8
1.2 Принципы и методы развития и
поддержания организационной культуры 14
1.3 Методы оценки организационной культуры 19
РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ООО «ГОФРОТАРА» 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2 Характеристика системы управления персоналом 34
2.3 Анализ элементов организационной
культуры и управления ее развитием 43
РАЗДЕЛ 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ООО «ГОФРОТАРА» 55
3.1 Разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию
организационной культуры 55
3.2 Обоснование социально-экономической эффективности
мероприятий по совершенствованию организационной культуры 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Модернизация и реформирование экономики России в настоящее время осложняются кризисными процессами, сопровождающимися целым рядом негативных внешних обстоятельств (низкая цена на нефть, санкции и т.п.). В этих условиях в стране объявлен курс на активное развитие собственного высокотехнологичного производства, импортозамещение и т.д. Для активизации развития производства необходимо не только оборудование, финансовые и иные ресурсы, но и то, что называется «человеческие ресурсы».
Однако и ученые и управленцы-практики во всем мире давно поняли, что человеческие ресурсы не могут администрироваться также как финансовые ресурсы, производственные запасы и т.п. В управлении персоналом, как и во всяком другом человеческом общении, есть «культурная составляющая» - некий неосязаемый и труднообъяснимый компонент, который, тем не менее, оказывает иногда решающее влияние на успех того или иного предпринимательского проекта. У инновации могут быть все условия для успеха - деньги, технологии, квалификация персонала. Но если этот квалифицированный персонал отторгает предложенную идею, то не помогут уже никакие другие ресурсы.
При этом можно внедрять какие-то отдельные практики, например, разработать специфические меры противодействия сопротивлению изменениям, а можно действовать стратегически и развивать организационную культуру, которая потом сама будет развивать работников в нужном направлении. Это вектор развития постиндустриального общества и сколько бы мы шагов назад не сделали на этом пути, нашей стране неизбежно придется обращаться к проблемам организационной культуры, отказавшись раз и навсегда от все еще живого пока советского наследия административно-командного управления.
Более того, в научной литературе организационную культуру понимают не просто как элемент организации управления персоналом, а шире - как субстрат, на котором «растет» предприятие, его основа. Как отмечают ученые, «развитая корпоративная культура призвана сглаживать социальное неравенство, снимать социальное напряжение и приводить к социальному миру между бизнесом, населением и государством. В итоге, корпоративная культура играет все более значимую роль в формировании нового социального пространства, воздействуя практически на все сферы его жизнедеятельности и изменяя его ценностную систему» [48, с. 2].
Степень научной разработанности темы исследования.
К проблемам организационной культуры обратились впервые на Западе в связи с изменяющимися условиями рыночной конкуренции, ростом восточных экономик, глобализацией и изменением мышления современного человека в направлении от модерна к постмодерну. В постмодернистском обществе уже не может быть ничего застывшего, сделанного раз и навсегда, необходимо движение, постоянное самообновление, творчество.
Работы западных ученых по данной проблематике многочисленны. В частности, можно назвать таких авторов как М. Альвессон, Д. Грейвс, Т. Дил, Дж. Дистефано, Б. Карлоф, К. Кейси, А. Кеннеди, Т. Питерс, Р. Уотермен, Р. Хизрич, Г. Хофстеде, Э. Шейн и др.
Российские исследователи А.А. Радугин, К.А. Радугин, О.С. Виханский, А.И. Наумов одними из первых обращаются к изучению западного опыта. Одновременно с переосмыслением собственного опыта изучения культуры производства, психологического климата в коллективе, трансформируется и адаптируется западный опыт анализа организационной культуры и появляются достойные российские разработки (О.И. Карпухин, В.Д. Козлов, А.А. Погорадзе, Ю.М. Резник, В.А. Спивак, В. Томилов, С.В. Щербина и др.).
Из отечественных ученых, исследующих организационную культуру, необходимо особо упомянуть Ю.Д. Красовского, Э.А. Капитонова, Н.С. Данакина, Л.В Карташову, Т.О. Соломанидину, Т.Н. Персикову.
Хотелось бы отметить активность белгородских авторов в разработке проблем организационной культуры. В 2005-2010 годах защищены диссертации Д.П. Анисимовым, Г.Н. Гайдуковой, М.Ю. Козловым, Н.Н. Сулим, Л.Е. Тепловой, О.В. Шагиевой, И.С. Шаповаловой.
Высоко оценивая работы указанных и других авторов, следует отметить, что тема организационной культуры многогранна и все еще недостаточно изучена не только отечественными, но и западными исследователями. Более того, как само понятие культуры, концепт организационной культуры практически необъятен в своей многогранности. Поэтому неудивительно, что ряд проблем данной темы еще недостаточно исследован. Это обуславливает значительную актуальность темы настоящей работы.
Объект исследования: ООО «ГОФРОТАРА».
Предмет исследования - процесс развития организационной культуры в ООО «ГОФРОТАРА».
Цель работы - разработать направления совершенствования развития организационной культуры в ООО «ГОФРОТАРА».
Задачи работы:
- провести теоретический анализ понятия и сущности организационной
культуры, роли и места организационной культуры в управлении человеческими ресурсами организации, рассмотреть принципы и методы развития и поддержания организационной культуры;
- проанализировать систему управления персоналом ООО «ГОФРОТАРА»;
- осуществить анализ элементов организационной культуры ООО «ГОФРОТАРА» и управления ее развитием;
- разработать и обосновать рекомендации и мероприятия по совершенствованию организационной культуры ООО «ГОФРОТАРА».
Практическая значимость исследования состоит в выявлении проблем развития организационной культуры в ООО «ГОФРОТАРА» и возможности применения разработанных рекомендаций и мероприятий для целей совершенствования организационной культуры ООО «ГОФРОТАРА». Предложенные рекомендации и мероприятия могут быть использованы в дальнейшем для разработки стратегии формирования организационной культуры и комплексных программ развития организационной культуры ООО «ГОФРОТАРА» с целью повышения эффективности деятельности предприятия.
Информационную базу исследования составляют материалы статистической отчетности, нормативная и справочная литература, первичные документы, локальные нормативные акты ООО «ГОФРОТАРА» по управлению персоналом.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, классификация), методы организации исследования - метод срезов; эмпирические (анкетирование, анализ документов предприятия), методы обработки данных - качественный и количественный анализ.
В дипломной работе использованы следующие методы исследования:
1) методы организации исследования (метод срезов, сравнительный метод);
2) эмпирические методы (интервьюирование, анкетирование);
3) методы обработки данных (качественный и количественный анализ данных);
4) метод интерпретации результатов исследования (структурный метод).
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Организационная культура может быть определена как характерная только для данной организации совокупность норм, ценностей, представлений: а) отражаемых в материальных носителях и организационном поведении; б) передающихся новым поколениям сотрудников; в) позволяющих обеспечить эффективность деятельности организации.
Организационная культура информирует работников о желательном для предприятия поведении, требуемом для достижения стратегических целей, стоящих перед предприятием. Развитие организационной культуры дает шанс без значительных финансовых вложений повысить эффективность деятельности предприятия, хотя и в ограниченных пределах, что обусловлено сложностью и принципиальной невыражаемостью данного феномена в точных цифрах. Развитие организационной культуры осуществляется путем информирования работников о новых ценностях, осознание которых и воплощение в повседневной деятельности позволяет предприятию добиваться решения стратегических задач.
В ООО «ГОФРОТАРА» отсутствует четко определенная, понятная и безусловно воспринятая всеми служащими миссия, что не способствует созданию атмосферы инновационного развития предприятия. Отсутствует понимание общей идеи такого развития, в результате отмечается доминирование личных и групповых ценностей в сравнении с общими коллективными ценностями, работники не вполне представляют себе, что каждый из них может сделать для достижения целей развития предприятия.
Формирование организационной культуры на предприятии происходит стихийно, не отвечает современным условиям, в которых происходит развитие и модернизация экономики России.
Существует значительное различие в восприятии ценностей предприятия у производственных рабочих и офисных работников, в связи с чем выделены две субкультуры: офисная и цеховая.
Несмотря на определенный инновационный потенциал, ООО «ГОФРОТАРА» остается закрытой, сложно-структурированной, иерархической системой. Реальная организационная культура ориентирована в большей степени на внутренние процессы в сочетании с требуемой стабильностью и контролем, с определенным вниманием к рыночным аспектам. Желаемая организационная культура включает элементы иерархической, клановой и рыночной культур.
По результатам теоретического исследования и результатам эмпирического анализа организационной культуры были определены следующие мероприятия по развитию организационной культуры ООО «ГОФРОТАРА»:
- формирование миссии предприятия;
- тренинги командообразования;
- улучшение психологической атмосферы в коллективе;
- разработка программы адаптации и наставничества.
Разработанная программа развития организационной культуры ООО «ГОФРОТАРА» позволяет предложить ряд научно-практических рекомендаций.
Формирование организационной культуры ООО «ГОФРОТАРА» следует начать с разработки миссии предприятия с привлечением всех заинтересованных работников к осуществлению такой разработки, выражению своего мнения по данному вопросу. Для закрепления формулы миссии и усвоения ее работниками целесообразно использовать корпоративные мероприятия; логотип предприятия должен быть узнаваем всеми работниками и отражен в полиграфической продукции (на визитках, календарях, буклетах и т.д.).
Целесообразно изучить и адаптировать для использования на предприятии опыт различных коммерческих организаций по эффективному командообразованию, реализация данного опыта не в последнюю очередь будет способствовать оптимизации условий труда работников ООО «ГОФРОТАРА».
Должно быть увеличено со стороны работников ООО «ГОФРОТАРА» количество инициатив в органы управления предприятием по совершенствованию его деятельности. Для этого следует разработать программу морального и материального стимулирования социальной активности работников, а также повышать их образовательный уровень.
Необходимо выявить из числа бывших или настоящих работников ООО «ГОФРОТАРА» «человека-легенду», представляющего в повседневной деятельности наиболее целесообразные для предприятия образцы поведения и на основе такого образа формировать поощряемые нормы поведения и ценности, способствующие достижению стратегических целей деятельности предприятия.
Оценка эффективности управления организационной культурой строится преимущественно на основе двух подходов: оценки изменения показателей экономической деятельности предприятия и экспертной оценки изменений организационной культуры после реализации программ ее совершенствования.
Поскольку в ООО «ГОФРОТАРА» ранее не осуществлялось мероприятий по развитию организационной культуры и не существует утвержденных методик с доказанной валидностью по оценке эффективности управления организационной культурой, то можно лишь предложить ряд прогнозных показателей для сравнения текущего состояния организационной культуры (базовый уровень) и предполагаемого состояния после реализации предлагаемых в настоящей работе мероприятий (проектный уровень). Такая оценка, соответственно, может быть осуществлена только после реализации всего комплекса предлагаемых мероприятий.
Для оценки социально экономической эффективности предлагаемой в настоящей работе программы развития организационной культуры ООО «ГОФРОТАРА» рекомендован интегральный коэффициент уровня организационной культуры, включающий следующие показатели:
- коэффициент образовательного уровня;
- коэффициент стабильности трудового коллектива;
- коэффициент трудовой дисциплины, коэффициент удовлетворенности работой;
- коэффициент межличностных отношений;
- коэффициент конфликтности.
Экспертная оценка изменений организационной культуры после реализации программы может состоять в анкетировании членов коллектива (всех или выделенной экспертной группы) предприятия для определения:
- социально-психологического климата в коллективе после определенного периода с начала реализации программы;
- изменений в стиле управления у руководства предприятия.
1. Об обществах с ограниченной ответственностью [Текст]: федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 7. - Ст. 785.
2. Устав Общества с ограниченной ответственностью «Гофротара» [Текст].
3. Коллективный договор между трудовым коллективом и работодателем ООО «ГОФРОТАРА» на 2013-2016 годы [Текст].
4. Положение о службе управления персоналом ООО «Гофротара» [Текст].
5. Должностная инструкция специалиста службы управления персоналом ООО «ГОФРОТАРА» [Текст].
6. Абулханова, Г.А. Формирование организационной культуры в системе
предпринимательства [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук /
Г.А. Абулханова. - Уфа, 2010. - 24 с.
7. Акимова, Т.А. Теория организации [Текст] / Т.А. Акимова. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003. - 367 с.
8. Аненко, С.В. Формирование новой организационной культуры в современной России (Социологический анализ) [Текст]: дис. ... канд. социол. наук / С.В. Аненко. - Пятигорск, 2004. - 144 с.
9. Анисимов, Д.П. Организационная культура как фактор социального регулирования поведения государственных гражданских служащих [Текст]: дис. ... канд. социол. наук / Д.П. Анисимов. - Белгород, 2008. - 168 с.
10. Бетина, О.Б. Корпоративная культура как инструмент управления
организационным поведением (на примере ВУЗа) [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук / О.Б. Бетина. - СПб., 2007. - 19 с.
11. Богатырев, М.Р. Организационная культура (Сущность и роль в системе управления) [Текст]: дис. ... канд. экон. наук / М.Р. Богатырев. - М., 2005. - 178 с.
12. Большакова, А.Н. Социальная психология для менеджеров [Текст] /
А.Н. Большакова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 352 с.
13. Бочаров, С.А. Оценка и анализ организационной культуры
предпринимательской фирмы [Текст]: дис. ... канд. экон. наук / С.А. Бочаров. - М., 2007. - 221 с.
14. Бурганова, Л.А. Теория управления [Текст] / Л.А. Бурганова. - М.: Инфра-М, 2009. - 153 с.
15. Бусыгин, О.В. Организационная и корпоративная культура промышленного предприятия: проблема диагностики в процессе управления [Текст]: автореф. дис. ... канд. социол. наук / О.В. Бусыгин. - Нижний Новгород, 2011. - 22 с.
16. Варакина, М.Р. Влияние корпоративной культуры на кадровый потенциал организации [Текст]: дис. ... канд. социол. наук / М.Р. Варакина. - М., 2003. - 192 с.
17. Виханский, О.С. Менеджмент [Текст] / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарика, 2014. - 576 с.
18. Воротников, И.Л. Теоретико-методические аспекты управления
организационной культурой [Текст] / И.Л. Воротников, Л.А. Третьяк, Е.А. Котельникова // Аграрный научный журнал. - 2015. - № 9. - С. 73-76.
19. Галкина, Т.П. Социология управления: от группы к команде [Текст] /
Т.П. Галкина. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 224 с.
20. Гвоздкова, Г.Ю. Стратегическое управление организационной культурой в предпринимательской деятельности (на примере предприятий сферы услуг Кировской области) [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Г.Ю. Гвоздкова. - М., 2008. - 24 с.
21. Гончарова, Н.А. Организационная культура как фактор повышения
эффективности деятельности организации в современных условиях [Текст] / Н.А. Гончарова, Е.А. Сладкова // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2013. - Т. 1. - С. 215-219.
22. Горина, Е.И. Стратегическое управление персоналом через эффективную организационную культуру в условиях кризиса [Текст] / Е.И. Горина // Материалы конференций, проходивших в рамках «Дни студенческой науки МЭСИ. Весна-2009». Сб. научн. Трудов. - М., Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2009. - С. 87-93.
23. Горохов, В.Ф. О соотношении понятий «культура» и «цивилизация» [Текст] /
В.Ф. Горохов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 10-5. - С. 132-136.
24. Данакин, Н.С. Социальное регулирование организационного поведения.
Монография [Текст] / Н.С. Данакин, О.Е. Андрюшина. - Белгород: Издательский центр ООО «Логия», 2003. - 174 с.
25. Дафт, Р.Л. Менеджмент [Текст] / Р.Л. Дафт. - СПб: Питер, 2006. - 830 с.
26. Демчук, О.Н. Теория организации [Текст] / О.Н. Демчук, Т.А. Ефремова. - М.: Флинта; МПСИ, 2009. - 264 с.
27. Джиоева, Ф.А. Формирование механизма наставничества для молодых
специалистов в нефтегазовых компаниях [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Ф.А. Джиоева. - М., 2014. - 201 с.
28. Долгая, А.А. Организационная культура как фактор построения системы управления предприятием [Текст] / А.А. Долгая // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2015. -№ 1 (30). - С. 19-22.
29. Дрыга, С.В. Выбор метода диагностики организационной культуры российских компаний [Текст] / С.В. Дрыга, А.В. Дудченко // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2016. - № 58. - С. 50-56.
30. Евстигнеев, И.С. Эффективность корпоративной культуры: методы анализа и проектирования [Текст]: дис. ... канд. экон. наук / И.С. Евстигнеев. - СПб.,
2005. - 151 с.
31. Ерастова, А.В. Методы диагностики организационной культуры [Текст] / А.В. Ерастова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 11-1. - С. 212-214.
32. Ермолов, Ю.А. Предметно-содержательные взаимосвязи дефиниций
«организационная культура» и «корпоративная культура» [Текст] / Ю.А. Ермолов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - № 9 (113). - С. 78-85.
33. Камерон, К. Диагностика и изменение организационной культуры [Текст] / К. Камерон, Р. Куинн; пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой. - СПб: Питер, 2007. - 320 с.
34. Капитонов, Э.А. Корпоративная культура [Текст] / Э.А. Капитонов,
А.Э. Капитонов. - М.: Альфа-Пресс, 2005. - 352 с.
35. Карпович, Ю.В. Организационная культура как элемент устойчивого развития предприятия [Текст] / Ю.В. Карпович // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 23. - С. 212-216.
36. Карташова, Л.В. Поведение в организации [Текст] / Л.В. Карташова,
Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 383 с.
37. Карташев, С.А. Мониторинг и изменение организационной культуры в управлении предприятием [Текст]: дис. ... канд. социол. наук / С.А. Карташев.
- М., 2004. - 170 с.
38. Козлов, М.Ю. Социальные технологии управления корпоративной культурой высшего учебного заведения [Текст]: дис. ... канд. социол. наук / М.Ю. Козлов.
- Белгород, 2009. - 232 с.
39. Колмыкова, М.А. Организационная культура производственных предприятий строительного профиля в современных российских условиях [Текст]: автореф. дис. ... канд. социол. наук / М.А. Колмыкова. - М., 2010. - 17 с.
40. Коломиец, Н.О. Акмеологические условия и факторы развития
организационной культуры госслужащего [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Н.О. Коломиец. - М., 2001. - 220 с.
41. Коробкина, М.А. Формирование корпоративных стандартов в
организационной культуре компании [Текст] / М.А. Коробкина,
М.В. Кривошеева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. -2016. - № 2. -
С. 19-23.
42. Коровина, О.Ю. К вопросу о содержании понятия «организационная
культура», основных ее функциях и методах оценки [Текст] / О.Ю. Коровина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология.
Социокинетика. - 2015. - Т. 21. № 2. - С. 64-69.
43. Кочеткова, А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование [Текст] / А.И. Кочеткова. - М.: Дело, 2003. - 944 с.
44. Красовский, Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие [Текст] / Ю.Д. Красовский. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 487 с.
45. Кричмар, В.А. Диагностика организационной культуры предприятий методом OCAI [Текст] / В.А. Кричмар // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Экономические науки. - 2013. - № 4 (10). - С. 93-96.
46. Кузнецов, А.А. Корпоративная или организационная культура как объект менеджмента? [Текст] / А.А. Кузнецов // Основы экономики, управления и права. - 2014. - № 4 (16). - С. 92-96.
47. Кузнецова, М.А. Проектное управление изменениями в организационной культуре [Текст]: дис. ... канд. экон. наук / М.А. Кузнецова. - М., 2009. - 130 с.
48. Ладыгин О.О. Корпоративная культура организаций в системе ценностей современной России [Текст]: автореф. дис. ... канд. филос. наук / О.О. Ладыгин. - М., 2014. - 22 с.
49. Лахмоткина, Ю.И. Организационная культура как фактор повышения
конкурентоспособности российского бизнеса [Текст]: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Ю.И. Лахмоткина. - Ростов-на-Дону, 2010. - 25 с.
50. Липатов, С.А. Социально-психологическая диагностика организационной
культуры [Текст]: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1999. - 208 с.
51. Лукьянова, Н.В. Организационная культура в системе категорий
экономической науки [Текст] / Н.В. Лукьянова, Н.И. Саленко // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 2-7. - С. 71-74.
52. Мескон, М.Х. Основы менеджмента [Текст] / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2004. - 800 с.
53. Мильнер, Б.З. Теория организации [Текст] / Б.З. Мильнер. - М.: Инфра-М,
2006. - 864 с.
54. Непомнящий, А.В. Организационная культура как фактор повышения
эффективности деятельности организации [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук / А.В. Непомнящий. - Новосибирск, 2011. - 19 с.
55.Одинцова, О.Н. Организационная культура: сущность и методология анализа Э. Шейна [Текст] / О.Н. Одинцова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2014. - № 42. - С. 59-63.
56. Павлова, М.А. Методы диагностики, формирования и развития
организационной культуры [Текст]: автореф. дис. ... канд. социол. наук / М.А. Павлова. - М., 1995. - 23 с.
57. Персикова, Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура [Текст] / Т.Н. Персикова. - М.: Логос, 2011. - 270 с.
58. Попова, В.А. Влияние корпоративной культуры на управление стоимостью компании [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук / В.А. Попова. - М., 2010. - 22 с.
59. Потепнева, А.А. Организационная культура и ее влияние на управление персоналом в организации [Текст] / А.А. Потепнева // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. - 2016. - № 12. - С. 99-104.
60. Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология [Текст] / Л.Г. Почебут. - СПб.: Речь, 2002.- 298 с.
61. Пряжникова, Д.Э. Управление профессиональным обучением государственных гражданских служащих (на примере региональных органов экологической безопасности) [Текст]: дис. ... канд. социол. наук / Д.Э. Пряжникова. - Белгород, 2007. - 273 с.
62. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст] / Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2003. - 480 с.
63. Романова, О.С. Организационная культура: теоретический и организационно-управленческий аспекты [Текст]: дис. ... канд. экон. наук / О.С. Романова. - Иваново, 2004. - 229 с.
64. Савченко, Л.С. Управление организационной культурой в
предпринимательских структурах [Текст]: автореф. дис. ... д-ра экон. наук / Л.С. Савченко. - M, 2008. - 36 с.
65. Самайбекова, З.К. Оценка и формирование корпоративной культуры
коммерческого предприятия [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук / З.К. Самайбекова. - СПб., 2007. - 18 с.
66. Скляр, Е.Н. Повышение эффективности управления промышленным предприятием на основе развития корпоративной культуры [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Е.Н. Скляр. - Орел, 2002. - 22 с.
67. Соломанидина, Т.О. Организационная культура как социально-экономическое пространство управления человеческими ресурсами [Текст]: дис. ... д-ра экон. наук / Т.О. Соломанидина. - М., 2003. - 356 с.
68. Спивак, В.А. Корпоративная культура [Текст] / В.А. Спивак. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
69. Стеклова, О.Е. Организационная культура [Текст] / О.Е. Стеклова. - Ульяновск: УлГТУ. 2014. - 111 с.
70. Сулим, Н.Н. Социально-психологические особенности формирования организационной культуры предприятия [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.Н. Сулим. - Курск, 2009.- 23 с.
71. Теплова, Л.Е. Теория и методология управления развитием организационной культуры потребительской кооперации [Текст]: дис. ... д-ра экон. наук / Л.Е. Теплова. - Белгород, 2005. - 504 с.
72. Тихомирова, О.Г. Формирование и развитие организационной культуры
[Текст]: дис. ... канд. экон. наук / О.Г. Тихомирова. - СПб., 2003. - 187 с.
73. Тюрикова, М.М. Разработка методики оценки и формирования
организационной культуры коммерческого предприятия [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук / М.М. Тюрикова. - СПб., 2008. - 17 с.
74. Управление персоналом организации. Учебник [Текст] / Под ред.
А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 695 с.
75. Фадеева, М.Л. Организационно-экономические аспекты управления корпоративной культурой промышленного предприятия [Текст]: дис. ... канд. экон. наук / М.Л. Фадеева. - М., 2004. - 210 с.
76. Шагиева, О.В. Управление развитием организационной культуры
муниципальной службы [Текст]: дис. ... канд. социол. наук / О.В. Шагиева. - Белгород, 2006. - 210 с.
77. Шаповалова, И.С. Социогенетическое моделирование организационной
культуры [Текст]: автореф. дис. ... д-ра социол. наук / И.С. Шаповалова. - Белгород, 2010. - 41 с.
78. Шейн, Э.Х. Организационная культура и лидерство [Текст] / Э.Х. Шейн; пер. с англ. Под ред. В.А. Спивака. - СПб: Питер, 2002. - 336 с.
79. Шукалович, А.И. Организационно-экономический механизм формирования корпоративной культуры предпринимательских структур [Текст]: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 СПб., 2005. - 19 с.
80. Шуплецов, А.Ф. Организационная культура предпринимательской
деятельности компании и ее влияние на эффективность результатов хозяйствования [Текст] / А.Ф. Шуплецов, П.В. Харитонова // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2012. - № 3. - С. 86-90.
81. Яндарбаева, Л.А. Методы управления организационной культурой [Текст] / Л.А. Яндарбаева, Д.С. Саралинова // Вестник Чеченского государственного университета. - 2015. - № 4. - С. 54-58.