РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭПИЛЕПСИЕЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭПИЛЕПСИЕЙ 7
1.1. Клинические проявления эпилепсии у детей младшего школьного
возраста с эпилепсией 7
1.2. Характеристика познавательных процессов у детей младшего
школьного возраста 18
1.3. Особенности нарушений познавательных процессов у детей
младшего школьного возраста с эпилепсией 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭПИЛЕПСИЕЙ 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 41
2.3. Психокоррекционная программа развития познавательных
процессов и оценка ее эффективности 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭПИЛЕПСИЕЙ 7
1.1. Клинические проявления эпилепсии у детей младшего школьного
возраста с эпилепсией 7
1.2. Характеристика познавательных процессов у детей младшего
школьного возраста 18
1.3. Особенности нарушений познавательных процессов у детей
младшего школьного возраста с эпилепсией 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭПИЛЕПСИЕЙ 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 41
2.3. Психокоррекционная программа развития познавательных
процессов и оценка ее эффективности 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
Эпилепсия на сегодняшний день является распространенным заболеванием в детском и подростковом возрасте. Как отмечает Л.А. Троицкая, распространенность эпилепсии в детском и подростковом возрасте составляет до 1% и приводит к значительным по степени выраженности психическим заболеваниям [57].
По данным Е.И. Гусева, А.Б. Гехта, В.И. Хаузера, у половины новорожденных детей в России имеются боле или менее серьезные нарушения центральной нервной системы, а у около 2% детей в возрасте до двух лет уже наблюдаются эпилептические припадки. Это отражается на развитии познавательных процессов у детей с эпилепсией. Следовательно, обнаруживается необходимость комплексного медико-психологического обследования когнитивных нарушений. Данные нарушения многообразны своим количеством и качеством, как и само заболевание [15].
Исследованием эпилепсии в детском возрасте занимались такие авторы, как А.С. Петрухин, Л.Р. Зенков, К.Ю. Мухин, В.И. Гузева и другие.
Значительную угрозу данное заболевание представляет в ранний период развития и обучения детей. В это время проявляются особенности, характерные для эпилепсии, такие, как эпилептические изменения личности, явления органической деменции, которые требуют наиболее точной диагностики и реабилитации.
По мнению Н.В. Семакиной, В.А. Михайлова, В.И. Багаева, эпилепсия является одним из наиболее стигматизирующих заболеваний психоневрологического профиля, которое оказывает негативное влияние практические на все стороны жизни больного [48].
А.И. Болдырев выделяет ряд факторов, влияющих на когнитивные и поведенческие проблемы у детей младшего школьного возраста с эпилепсией. К данным факторам авторы относятся: локализация и распространенность эпилептоидного очага, возраст манифестации и продолжительность заболевания, частота и характер припадков, особенности повреждения головного мозга вследствие данного заболевания, особенности влияния лекарственных препаратов и социальных условий на психическую сферу ребенка. Перечисленные условия могут вызывать как изолированные нарушения высших психических функций без тяжелых интеллектуальных расстройств, так и грубые интеллектуально-мнестические расстройства личности ребенка, которые могут приводить к слабоумию и деменции при злокачественных эпилептических энцефалопатиях раннего детского возраста [9].
Изучением особенностей нарушений познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с эпилепсией занимались Л.А. Троицкая, Н.В. Зверева, Н.Е. Дорофеева и другие.
Когнитивный дефицит, вызванный эпилепсией, имеет ярко выраженные проявления и отличает детей, страдающих этим заболеванием, от здоровых сверстников. Знать особенности внимания, памяти, мышления и других когнитивных функций у детей с эпилепсией важно в связи с тем, чтобы понимать специфику нарушений этих процессов и, как следствие, грамотно подобрать программу психокоррекции.
Теоретический анализ научной литературы показал недостаточную разработанность вопроса психологической коррекции познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с эпилепсией.
В связи с этим сформулируем проблему исследования: каковы особенности развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с эпилепсией?
Цель исследования - изучить особенности развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с эпилепсией.
Объект исследования: познавательные процессы у детей младшего школьного возраста с эпилепсией.
Предмет исследования: внимание, память, мышление у детей младшего школьного возраста с эпилепсией.
Гипотеза: для детей младшего школьного возраста с эпилепсией характерны особенности познавательных процессов, проявляющиеся в снижении объема кратковременной памяти, обстоятельности мышления, недостаточности процесса обобщения, в медлительности, тугоподвижности и ригидности мыслительных процессов, изменении функционирования блока программирования, регуляции и контроля. Использование психокоррекционной программы способствует развитию свойств внимания, кратковременной памяти, мыслительных операций, формированию наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с эпилепсией.
Задачи исследования:
1. Изучить степень разработанности проблемы особенностей познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с эпилепсией.
2. Изучить особенности познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с эпилепсией.
3. Разработать и внедрить психокоррекционную программу, направленную на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с эпилепсией.
4. Оценить эффективность психокоррекционной программы, направленной на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с эпилепсией.
Теоретико-методологическую основу исследования составила теория системной динамической локализации высших психических функций (А.Р. Лурия, Л.С. Выготский); представления о поэтапном гетерохронном морфофункциональном созревании головного мозга в детском возрасте и гетерохронности формирования высших психических функций (Ю.В. Миказде, Ж.М. Глозман); концепция синдромального анализа нарушений высших психических функций, нейропсихологического анализа функциональной ассиметрии мозга, межполушарной организации психических процессов (Е.Д. Хомская); теория психологических и нейропсихологических закономерностей нарушений высших психических функций и связи психологических процессов с мозгом (Л.С. Цветкова).
В исследовании использовались следующие методы:
1. Организационные (сравнительные).
2. Эмпирические (наблюдение, беседа, психодиагностические методики, эксперимент).
3. Методы количественной и качественной обработки данных (описательная статистика, t-критерий Стьюдента, критерий ф*-критерий Фишера на основе пакета статистических программ SPSS (ver.22));
4. Методы интерпретации.
В исследовании использовались следующие психодиагностические методики:
1. Методы нейропсихологического обследования детей 6 - 9 лет (под редакцией Т.В. Ахутиной).
2. Методика «Корректурная проба» для младшего школьного возраста (Тест Б. Бурдона).
3. Методика «Изучение типа памяти» (О.Н. Истратова).
4. Методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия).
5. Предметная классификация (вариант для детей 3 - 8 лет, для детей 8 - 12 лет) М.М. Семаго, Н.Я. Семаго.
6. Наблюдение.
7. Беседа.
Исследование проводилось на базе ОГБУЗ «Детская областная клиническая больница», отделение неврологии. В нем приняли участие 38 детей младшего школьного возраста с эпилепсией различной этиологии в возрасте 7-10 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников (76 наименований), 9 рисунков, 3 таблиц, приложений. Объем работы составляет 75 страниц машинописного текста без приложений.
По данным Е.И. Гусева, А.Б. Гехта, В.И. Хаузера, у половины новорожденных детей в России имеются боле или менее серьезные нарушения центральной нервной системы, а у около 2% детей в возрасте до двух лет уже наблюдаются эпилептические припадки. Это отражается на развитии познавательных процессов у детей с эпилепсией. Следовательно, обнаруживается необходимость комплексного медико-психологического обследования когнитивных нарушений. Данные нарушения многообразны своим количеством и качеством, как и само заболевание [15].
Исследованием эпилепсии в детском возрасте занимались такие авторы, как А.С. Петрухин, Л.Р. Зенков, К.Ю. Мухин, В.И. Гузева и другие.
Значительную угрозу данное заболевание представляет в ранний период развития и обучения детей. В это время проявляются особенности, характерные для эпилепсии, такие, как эпилептические изменения личности, явления органической деменции, которые требуют наиболее точной диагностики и реабилитации.
По мнению Н.В. Семакиной, В.А. Михайлова, В.И. Багаева, эпилепсия является одним из наиболее стигматизирующих заболеваний психоневрологического профиля, которое оказывает негативное влияние практические на все стороны жизни больного [48].
А.И. Болдырев выделяет ряд факторов, влияющих на когнитивные и поведенческие проблемы у детей младшего школьного возраста с эпилепсией. К данным факторам авторы относятся: локализация и распространенность эпилептоидного очага, возраст манифестации и продолжительность заболевания, частота и характер припадков, особенности повреждения головного мозга вследствие данного заболевания, особенности влияния лекарственных препаратов и социальных условий на психическую сферу ребенка. Перечисленные условия могут вызывать как изолированные нарушения высших психических функций без тяжелых интеллектуальных расстройств, так и грубые интеллектуально-мнестические расстройства личности ребенка, которые могут приводить к слабоумию и деменции при злокачественных эпилептических энцефалопатиях раннего детского возраста [9].
Изучением особенностей нарушений познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с эпилепсией занимались Л.А. Троицкая, Н.В. Зверева, Н.Е. Дорофеева и другие.
Когнитивный дефицит, вызванный эпилепсией, имеет ярко выраженные проявления и отличает детей, страдающих этим заболеванием, от здоровых сверстников. Знать особенности внимания, памяти, мышления и других когнитивных функций у детей с эпилепсией важно в связи с тем, чтобы понимать специфику нарушений этих процессов и, как следствие, грамотно подобрать программу психокоррекции.
Теоретический анализ научной литературы показал недостаточную разработанность вопроса психологической коррекции познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с эпилепсией.
В связи с этим сформулируем проблему исследования: каковы особенности развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с эпилепсией?
Цель исследования - изучить особенности развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с эпилепсией.
Объект исследования: познавательные процессы у детей младшего школьного возраста с эпилепсией.
Предмет исследования: внимание, память, мышление у детей младшего школьного возраста с эпилепсией.
Гипотеза: для детей младшего школьного возраста с эпилепсией характерны особенности познавательных процессов, проявляющиеся в снижении объема кратковременной памяти, обстоятельности мышления, недостаточности процесса обобщения, в медлительности, тугоподвижности и ригидности мыслительных процессов, изменении функционирования блока программирования, регуляции и контроля. Использование психокоррекционной программы способствует развитию свойств внимания, кратковременной памяти, мыслительных операций, формированию наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с эпилепсией.
Задачи исследования:
1. Изучить степень разработанности проблемы особенностей познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с эпилепсией.
2. Изучить особенности познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с эпилепсией.
3. Разработать и внедрить психокоррекционную программу, направленную на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с эпилепсией.
4. Оценить эффективность психокоррекционной программы, направленной на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с эпилепсией.
Теоретико-методологическую основу исследования составила теория системной динамической локализации высших психических функций (А.Р. Лурия, Л.С. Выготский); представления о поэтапном гетерохронном морфофункциональном созревании головного мозга в детском возрасте и гетерохронности формирования высших психических функций (Ю.В. Миказде, Ж.М. Глозман); концепция синдромального анализа нарушений высших психических функций, нейропсихологического анализа функциональной ассиметрии мозга, межполушарной организации психических процессов (Е.Д. Хомская); теория психологических и нейропсихологических закономерностей нарушений высших психических функций и связи психологических процессов с мозгом (Л.С. Цветкова).
В исследовании использовались следующие методы:
1. Организационные (сравнительные).
2. Эмпирические (наблюдение, беседа, психодиагностические методики, эксперимент).
3. Методы количественной и качественной обработки данных (описательная статистика, t-критерий Стьюдента, критерий ф*-критерий Фишера на основе пакета статистических программ SPSS (ver.22));
4. Методы интерпретации.
В исследовании использовались следующие психодиагностические методики:
1. Методы нейропсихологического обследования детей 6 - 9 лет (под редакцией Т.В. Ахутиной).
2. Методика «Корректурная проба» для младшего школьного возраста (Тест Б. Бурдона).
3. Методика «Изучение типа памяти» (О.Н. Истратова).
4. Методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия).
5. Предметная классификация (вариант для детей 3 - 8 лет, для детей 8 - 12 лет) М.М. Семаго, Н.Я. Семаго.
6. Наблюдение.
7. Беседа.
Исследование проводилось на базе ОГБУЗ «Детская областная клиническая больница», отделение неврологии. В нем приняли участие 38 детей младшего школьного возраста с эпилепсией различной этиологии в возрасте 7-10 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников (76 наименований), 9 рисунков, 3 таблиц, приложений. Объем работы составляет 75 страниц машинописного текста без приложений.
Эпилепсия - одно из наиболее встречающихся нервно-психических заболеваний. В настоящий момент эпилепсия является распространенным заболеванием среди населения, возросла частота встречаемости в детском возрасте. Ее возникновение в детском возрасте особенно нагубно влияет на развитие высших психических функций и их нарушению. Как отмечает, Л.А. Троицкая, у детей заболеваемость эпилепсией в 4,5-5 раз выше, чем в популяции. Первый «пик» заболеваемости приходится на ранний возраст, реже эпилепсия возникает в подростковом возрасте [57].
Однако актуальность проблемы эпилепсии определяется как высокой распространенностью заболевания, так и наличием разнообразных проявлений, что, в свою очередь, значительно затрудняет ее раннюю диагностику, следовательно, приводит к несвоевременному лечению. Раннее начало лечения является основополагающим фактором благополучного прогноза в будущем.
По результатам проведенного исследования удалось решить поставленные перед нами задачи. В результате решения первой задачи нами были изучены клинические проявления эпилепсии у детей, а также особенности нарушений познавательных процессов в результате данного заболевания.
У детей с эпилепсией познавательная сфера имеет свои особенности:
1. Для детей с эпилепсией свойственны нарушения познавательного функционирования, которые проявляются в низком темпе выполнения заданий, повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, инертности.
2. Дети младшего школьного возраста с эпилепсией испытывают затруднения при переключении внимания с одного вида деятельности на другой, при смене способа выполнения задания, менее склонны к познавательной активности.
3. Характерно снижение объема кратковременной памяти, уменьшение прочности следов запоминания, отмечаются трудности удержания пространственных характеристик стимула.
4. Наблюдаются определенные нейропсихологические особенности: нарушения программирования и контроля, произвольного внимания, дефекты регуляции сложных произвольных движений, упрощение двигательной программы, трудности в оценке и воспроизведении ритмических структур, трудности сохранения порядка стимулов в слухоречевой памяти, ошибки восприятия пространственных признаков зрительных стимулов, нарушения понимания логико-грамматических конструкций.
5. Детей с эпилепсией характеризуются недостаточной способностью к обобщению, дифференциации признаков, установлению между ними логических связей и отношений. Нарушение обобщения наблюдается в сложности выделения главного объекта, склонности к детализации.
По результатам исследования была составлены психокоррекционная программа, направленная на развитие познавательных процессов, а именно: развитие свойств внимания, слуховой и зрительной памяти, кратковременной и оперативной памяти, пространственно-временных представлений, развитие понятийного мышления, наглядно-образного мышления, формирование предпосылок перехода к словесно-логическому мышлению, развитие мыслительных операций таких, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и умозаключение.
По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Психокоррекционная программа позволила повысить показатели свойств внимания: устойчивость, переключение, концентрация и объем.
2. Испытуемые экспериментальной группы стали лучше запоминать и воспроизводить полученную информацию. Возрос уровень понятийного, наглядно-образного мышления.
3. Уменьшилось количество допускаемых ошибок при нейропсихологическом обследовании. Отмечено наличие положительной динамики у детей младшего школьного возраста с эпилепсией.
4. Психокоррекционная программа способствует развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с эпилепсией.
Полученные результаты исследования, а также составленная психокоррекционная программа развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с эпилепсией, могут быть использованы в практической деятельности клинических психологов, работающих с детьми данной патологией.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: для детей младшего школьного возраста с эпилепсией характерны особенности познавательных процессов, проявляющиеся в снижении объема кратковременной памяти, обстоятельности мышления, недостаточности процесса обобщения, в медлительности, тугоподвижности и ригидности мыслительных процессов, изменении функционирования блока программирования, регуляции и контроля. Использование психокоррекционной программы способствует развитию свойств внимания, кратковременной памяти, мыслительных операций, формированию наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с эпилепсией.
Однако актуальность проблемы эпилепсии определяется как высокой распространенностью заболевания, так и наличием разнообразных проявлений, что, в свою очередь, значительно затрудняет ее раннюю диагностику, следовательно, приводит к несвоевременному лечению. Раннее начало лечения является основополагающим фактором благополучного прогноза в будущем.
По результатам проведенного исследования удалось решить поставленные перед нами задачи. В результате решения первой задачи нами были изучены клинические проявления эпилепсии у детей, а также особенности нарушений познавательных процессов в результате данного заболевания.
У детей с эпилепсией познавательная сфера имеет свои особенности:
1. Для детей с эпилепсией свойственны нарушения познавательного функционирования, которые проявляются в низком темпе выполнения заданий, повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, инертности.
2. Дети младшего школьного возраста с эпилепсией испытывают затруднения при переключении внимания с одного вида деятельности на другой, при смене способа выполнения задания, менее склонны к познавательной активности.
3. Характерно снижение объема кратковременной памяти, уменьшение прочности следов запоминания, отмечаются трудности удержания пространственных характеристик стимула.
4. Наблюдаются определенные нейропсихологические особенности: нарушения программирования и контроля, произвольного внимания, дефекты регуляции сложных произвольных движений, упрощение двигательной программы, трудности в оценке и воспроизведении ритмических структур, трудности сохранения порядка стимулов в слухоречевой памяти, ошибки восприятия пространственных признаков зрительных стимулов, нарушения понимания логико-грамматических конструкций.
5. Детей с эпилепсией характеризуются недостаточной способностью к обобщению, дифференциации признаков, установлению между ними логических связей и отношений. Нарушение обобщения наблюдается в сложности выделения главного объекта, склонности к детализации.
По результатам исследования была составлены психокоррекционная программа, направленная на развитие познавательных процессов, а именно: развитие свойств внимания, слуховой и зрительной памяти, кратковременной и оперативной памяти, пространственно-временных представлений, развитие понятийного мышления, наглядно-образного мышления, формирование предпосылок перехода к словесно-логическому мышлению, развитие мыслительных операций таких, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и умозаключение.
По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Психокоррекционная программа позволила повысить показатели свойств внимания: устойчивость, переключение, концентрация и объем.
2. Испытуемые экспериментальной группы стали лучше запоминать и воспроизводить полученную информацию. Возрос уровень понятийного, наглядно-образного мышления.
3. Уменьшилось количество допускаемых ошибок при нейропсихологическом обследовании. Отмечено наличие положительной динамики у детей младшего школьного возраста с эпилепсией.
4. Психокоррекционная программа способствует развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с эпилепсией.
Полученные результаты исследования, а также составленная психокоррекционная программа развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с эпилепсией, могут быть использованы в практической деятельности клинических психологов, работающих с детьми данной патологией.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: для детей младшего школьного возраста с эпилепсией характерны особенности познавательных процессов, проявляющиеся в снижении объема кратковременной памяти, обстоятельности мышления, недостаточности процесса обобщения, в медлительности, тугоподвижности и ригидности мыслительных процессов, изменении функционирования блока программирования, регуляции и контроля. Использование психокоррекционной программы способствует развитию свойств внимания, кратковременной памяти, мыслительных операций, формированию наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с эпилепсией.
Подобные работы
- Агрессивность детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ К ЗДОРОВЬЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие интеллектуальных способностей детей
в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - КОГНИТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Специфика прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ АНТИЦИПАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТНО - СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ АНТИЦИПАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В
УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТНО-СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА, ВЕГЕТАТИВНОГО ГОМЕОСТАЗА, МОРФОТИПА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ
ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕКА (03.00.13)
Диссертации (РГБ), физиология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ФОРМИРОВАНИЕ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА, ВЕГЕТАТИВНОГО ГОМЕОСТАЗА, МОРФОТИПА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕКА
Диссертация , физиология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



