СОДЕЙСТВИЕ КАРЬЕРНЫМ УСТРЕМЛЕНИЯМ МОЛОДЕЖИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕЙСТВИЯ
КАРЬЕРНЫМ УСТРЕМЛЕНИЯМ МОЛОДЕЖИ 9
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ СОДЕЙСТВИЯ КАРЬЕРНЫМ
УСТРЕМЛЕНИЯМ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 21
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В СФЕРЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА И КАРЬЕРНЫХ УСТРЕМЛЕНИЙ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕЙСТВИЯ
КАРЬЕРНЫМ УСТРЕМЛЕНИЯМ МОЛОДЕЖИ 9
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ СОДЕЙСТВИЯ КАРЬЕРНЫМ
УСТРЕМЛЕНИЯМ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 21
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В СФЕРЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА И КАРЬЕРНЫХ УСТРЕМЛЕНИЙ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломного исследования. Построение карьеры человека происходит в молодом возрасте, при этом особая роль отводится мероприятиям по профориентации и карьерным устремлениям молодежи. В настоящее время наблюдается спад экономической активности молодых специалистов. Выпускники вузов не стремятся к профильному трудоустройству и предпочитают, как можно позже начинать трудовую деятельность.
Местные органы власти, субъекты молодежной политики, высшие учебные заведения в незначительной степени содействуют трудоустройству и карьерной готовности выпускников. Мероприятия, направленные на налаживание ситуации на рынке труда выпускников реализуются не комплексно и не всегда эффективны. При относительно низком стремлении молодежи трудоустроится после выпуска из вузов, велика вероятность потери умений и навыков, приобретенных за время обучения в вузе и в результате прохождения трудовой практики
Кроме того, наблюдается тенденция по снижению уровня перспектив трудоустройства молодых специалистов. У многих молодых людей возникают трудности в профильном трудоустройстве из-за недостаточности опыта, отсутствия предложения на рынке труда, низкой экономической активности молодежи.
В современных условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодым людям необходимо понимать важность построения своей успешной будущей карьеры и стремиться к этому. Карьерно-устремленная и трудоустроенная молодежь - это огромный потенциал позитивных изменений в обществе и инструмент воздействия на положительные явления в социуме.
В городе Белгороде, как и в большинстве других городов России, центры, располагающие комплексными программами по содействию карьерным стремлениям граждан, не адаптированы для молодежи. Способы, применяемые такими центрами (ярмарка вакансий, дни карьеры, презентации компаний, профориентационные тесты, объявления о вакансиях в СМИ) на практике реализуются не в полной мере.
В связи с этим, на наш взгляд, проблема содействия карьерным устремлениям молодежи имеет особую важность на современном этапе развития общества, что свидетельствует об актуальности темы дипломного исследования.
Степень научной разработанности темы дипломного исследования.
В последнее время внимание ученых к проблеме профориентации и карьерным устремлениям молодежи не снижается. Это подтверждается увеличением количества научных работ, посвященных этой проблеме.
Отдельные вопросы формирования профессиональных навыков молодежи, её профессионального самоопределения, мобильность современной молодежи изучались в рамках различных дисциплин, и нашли своё отражение в трудах таких ученых как Ю.В. Арутюнян, Е.А. Климов .
Свой вклад в исследование проблем профессионального самоопределения студенчества внесли Л.Н. Банникова, Ю.Р. Вишневский, Я.Б. Дидковская и др.
Изучили структуру и межпоколенную динамику жизненных притязаний молодежи и стратегии их ресурсного обеспечения В.С. Магун, М.В. Энговатов .
Мотивы студенческой занятости изучались в трудах М.А. Ворона .
Несмотря на то, что в трудах различных авторов затрагивается проблема, карьерных стратегий, факторов экономической активности молодежи, отсутствуют практические проекты, способные вовлечь молодежь в рабочий процесс и стимулировать интерес к карьере.
Анализ различных источников по теме дипломного исследования свидетельствует о том, что в научных трудах проблема карьерных устремлений молодежи затрагивается не в полной мере и недостаточно разработана. Тематика дипломного исследования не нашла достаточного отражения в трудах ученых.
Кроме того, современные исследования механизмов содействия трудоустройства отсутствуют. Все это определяет необходимость уточнения теоретических и практических основ работы с выпускниками вузов, в современных условиях труда, возникает необходимость практических разработок и рекомендаций по совершенствованию системы содействия карьерным устремлениям.
Проблема исследования заключается в противоречии между ростом количества выпускников вузов и молодых специалистов, с одной стороны, и снижением их карьерных устремлений, с другой. Следствием этого является отсутствие комплексного содействия и помощи в трудоустройстве со стороны федеральных и местных органов власти и образовательных учреждений.
Объектом дипломного исследования являются карьерные устремления молодежи.
В качестве предмета дипломного исследования выступает процесс содействия карьерным устремлениям молодежи с целью их дальнейшего успешного трудоустройства.
Целью дипломного исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию системы содействия карьерным устремлениям молодежи и создание проекта при поддержке Управления молодежной политики Белгородской области, который будет действовать на базе Центра Молодежных Инициатив и НИУ «БелГУ». В рамках реализации проекта необходимо содействовать выпускникам в трудоустройстве и карьерным устремлениям.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи дипломного исследования:
1. Изучить теоретические основы карьерных устремлений молодежи.
2. Проанализировать практику содействия карьерным устремлениям молодежи.
3. Разработать проект и предложить пути совершенствования системы работы с молодежью в сфере трудоустройства и карьерных устремлений.
Теоретико-методологические основы дипломного исследования. При написании работы были использованы положения, разработанные специалистами разных областей научного знания. Применялись методы научного познания, в частности, анализ и синтез теоретических источников, сравнение, обобщение, анализ нормативных документов.
Теоретическую основу исследования составили:
1) выводы, посвященные профессиональной ориентации и жизненным планам современной молодежи (В.Н. Шубкин, А.Г. Чередниченко );
2) идеи Е.М. Абрамовой и Ю.Б. Верпаховской о взаимных ожиданиях работодателей и выпускников на рынке труда ;
3) обоснование феномена работающего студента вуза (В.И. Герчиков );
4) система трудоустройства выпускников, разработанная в трудах Е.П. Илясова .
Исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение цели. Так, используются методы социологических исследований (анкетный опрос), общенаучные методы (сравнение, анализ нормативной и методической документации, теоретическое обобщение педагогической, психологической и социологической информации по теме исследования).
Эмпирическая база дипломного исследования включает в себя: нормативные документы, данные статистики, а также авторское исследование. В частности:
1) Нормативная база:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;
- Постановление правительства Белгородской области №27-пп от 25.01.2010 «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года» ;
2) Статистические данные:
- Статистические данные и отчеты о ситуации на рынке труда, представленные Федеральной службой государственной статистики .
Научно-практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что полученные результаты и разработанный проект, могут служить основой для создания принципиально нового, научно-обоснованного и подкрепленного исследованиями эффективного содействия профориентации, карьерным устремлениям и экономической активности молодежи в сфере их социальной адаптации и трудоустройства. Кроме того, положения проекта, разработанного в рамках дипломного исследования, можно применять в практической деятельности Центра профессиональной карьеры НИУ «БелГУ», Управления молодежной политики Белгородской области. Программа разработана с учетом особенностей молодежи Белгородского региона и в соответствии с требованием рынка труда.
Результаты исследований и систематизированные знания в области карьерных устремлений молодежи региона, содействие в
профориентационной работе с молодежью могут быть использованы при разработке материалов по дисциплине «Организация профориентационной работы с молодежью», «Карьерные устремления молодежи» или «Экономические основы работы с молодежью».
Апробация результатов дипломного исследования. Результаты исследования представлены в виде научной публикации в электронном журнале «Экономика и социум» №5(24) от 24 мая 2016 г. Разработанный авторский проект будет апробирован в качестве пилотного в отделе адаптации молодых специалистов компании ООО «Возовоз».
Местные органы власти, субъекты молодежной политики, высшие учебные заведения в незначительной степени содействуют трудоустройству и карьерной готовности выпускников. Мероприятия, направленные на налаживание ситуации на рынке труда выпускников реализуются не комплексно и не всегда эффективны. При относительно низком стремлении молодежи трудоустроится после выпуска из вузов, велика вероятность потери умений и навыков, приобретенных за время обучения в вузе и в результате прохождения трудовой практики
Кроме того, наблюдается тенденция по снижению уровня перспектив трудоустройства молодых специалистов. У многих молодых людей возникают трудности в профильном трудоустройстве из-за недостаточности опыта, отсутствия предложения на рынке труда, низкой экономической активности молодежи.
В современных условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодым людям необходимо понимать важность построения своей успешной будущей карьеры и стремиться к этому. Карьерно-устремленная и трудоустроенная молодежь - это огромный потенциал позитивных изменений в обществе и инструмент воздействия на положительные явления в социуме.
В городе Белгороде, как и в большинстве других городов России, центры, располагающие комплексными программами по содействию карьерным стремлениям граждан, не адаптированы для молодежи. Способы, применяемые такими центрами (ярмарка вакансий, дни карьеры, презентации компаний, профориентационные тесты, объявления о вакансиях в СМИ) на практике реализуются не в полной мере.
В связи с этим, на наш взгляд, проблема содействия карьерным устремлениям молодежи имеет особую важность на современном этапе развития общества, что свидетельствует об актуальности темы дипломного исследования.
Степень научной разработанности темы дипломного исследования.
В последнее время внимание ученых к проблеме профориентации и карьерным устремлениям молодежи не снижается. Это подтверждается увеличением количества научных работ, посвященных этой проблеме.
Отдельные вопросы формирования профессиональных навыков молодежи, её профессионального самоопределения, мобильность современной молодежи изучались в рамках различных дисциплин, и нашли своё отражение в трудах таких ученых как Ю.В. Арутюнян, Е.А. Климов .
Свой вклад в исследование проблем профессионального самоопределения студенчества внесли Л.Н. Банникова, Ю.Р. Вишневский, Я.Б. Дидковская и др.
Изучили структуру и межпоколенную динамику жизненных притязаний молодежи и стратегии их ресурсного обеспечения В.С. Магун, М.В. Энговатов .
Мотивы студенческой занятости изучались в трудах М.А. Ворона .
Несмотря на то, что в трудах различных авторов затрагивается проблема, карьерных стратегий, факторов экономической активности молодежи, отсутствуют практические проекты, способные вовлечь молодежь в рабочий процесс и стимулировать интерес к карьере.
Анализ различных источников по теме дипломного исследования свидетельствует о том, что в научных трудах проблема карьерных устремлений молодежи затрагивается не в полной мере и недостаточно разработана. Тематика дипломного исследования не нашла достаточного отражения в трудах ученых.
Кроме того, современные исследования механизмов содействия трудоустройства отсутствуют. Все это определяет необходимость уточнения теоретических и практических основ работы с выпускниками вузов, в современных условиях труда, возникает необходимость практических разработок и рекомендаций по совершенствованию системы содействия карьерным устремлениям.
Проблема исследования заключается в противоречии между ростом количества выпускников вузов и молодых специалистов, с одной стороны, и снижением их карьерных устремлений, с другой. Следствием этого является отсутствие комплексного содействия и помощи в трудоустройстве со стороны федеральных и местных органов власти и образовательных учреждений.
Объектом дипломного исследования являются карьерные устремления молодежи.
В качестве предмета дипломного исследования выступает процесс содействия карьерным устремлениям молодежи с целью их дальнейшего успешного трудоустройства.
Целью дипломного исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию системы содействия карьерным устремлениям молодежи и создание проекта при поддержке Управления молодежной политики Белгородской области, который будет действовать на базе Центра Молодежных Инициатив и НИУ «БелГУ». В рамках реализации проекта необходимо содействовать выпускникам в трудоустройстве и карьерным устремлениям.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи дипломного исследования:
1. Изучить теоретические основы карьерных устремлений молодежи.
2. Проанализировать практику содействия карьерным устремлениям молодежи.
3. Разработать проект и предложить пути совершенствования системы работы с молодежью в сфере трудоустройства и карьерных устремлений.
Теоретико-методологические основы дипломного исследования. При написании работы были использованы положения, разработанные специалистами разных областей научного знания. Применялись методы научного познания, в частности, анализ и синтез теоретических источников, сравнение, обобщение, анализ нормативных документов.
Теоретическую основу исследования составили:
1) выводы, посвященные профессиональной ориентации и жизненным планам современной молодежи (В.Н. Шубкин, А.Г. Чередниченко );
2) идеи Е.М. Абрамовой и Ю.Б. Верпаховской о взаимных ожиданиях работодателей и выпускников на рынке труда ;
3) обоснование феномена работающего студента вуза (В.И. Герчиков );
4) система трудоустройства выпускников, разработанная в трудах Е.П. Илясова .
Исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение цели. Так, используются методы социологических исследований (анкетный опрос), общенаучные методы (сравнение, анализ нормативной и методической документации, теоретическое обобщение педагогической, психологической и социологической информации по теме исследования).
Эмпирическая база дипломного исследования включает в себя: нормативные документы, данные статистики, а также авторское исследование. В частности:
1) Нормативная база:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;
- Постановление правительства Белгородской области №27-пп от 25.01.2010 «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года» ;
2) Статистические данные:
- Статистические данные и отчеты о ситуации на рынке труда, представленные Федеральной службой государственной статистики .
Научно-практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что полученные результаты и разработанный проект, могут служить основой для создания принципиально нового, научно-обоснованного и подкрепленного исследованиями эффективного содействия профориентации, карьерным устремлениям и экономической активности молодежи в сфере их социальной адаптации и трудоустройства. Кроме того, положения проекта, разработанного в рамках дипломного исследования, можно применять в практической деятельности Центра профессиональной карьеры НИУ «БелГУ», Управления молодежной политики Белгородской области. Программа разработана с учетом особенностей молодежи Белгородского региона и в соответствии с требованием рынка труда.
Результаты исследований и систематизированные знания в области карьерных устремлений молодежи региона, содействие в
профориентационной работе с молодежью могут быть использованы при разработке материалов по дисциплине «Организация профориентационной работы с молодежью», «Карьерные устремления молодежи» или «Экономические основы работы с молодежью».
Апробация результатов дипломного исследования. Результаты исследования представлены в виде научной публикации в электронном журнале «Экономика и социум» №5(24) от 24 мая 2016 г. Разработанный авторский проект будет апробирован в качестве пилотного в отделе адаптации молодых специалистов компании ООО «Возовоз».
Обобщая сказанное, попытаемся сформулировать основные положения.
Вопросы содействия трудоустройству и карьерным устремлениям затрагиваются при изучении формирования нового экономического сознания, норм и ценностей, ситуации профессионального самоопределения молодежи. Однако в современной ситуации представляется важным и необходимым изучение не только занятости, но и карьеры молодежи, планирование ею карьерного продвижения, исследование карьерных ценностей, механизма самореализации. Дипломное исследование было направлено на выяснение того места, которое занимает трудоустройство и карьера вообще и профессиональная в частности, социальный и профессиональный успех в жизни современной российской молодежи, на примере Белгородской области.
Значимость карьеры в жизни молодых специалистов определяется тем, что она тесно вплетается в такие актуальные процессы как жизненный выбор молодежи, формирование жизненной перспективы, профессиональное самоопределение. Построение успешной профессиональной карьеры зависит от этих необходимых и важных вех жизненного пути молодого поколения. В то же время современная российская молодежь представляет собой целостный, интегрированный субъект профессиональной карьеры.
Система работы по профориентации, трудоустройству и содействию, карьерным устремлениям является подсистемой общей системы трудовой подготовки, непрерывного образования и воспитания. Комплекс мер по профессиональной ориентации как условия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определение реальных возможностей в освоении той или иной профессии широко применяется на практике различными центрами трудоустройства.
Проблема карьерных устремлений молодежи и как общественная проблема проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными карьерным устремлениями молодежи.
И хотя на планирование карьеры молодых людей все большее влияние оказывает имущественное и социальное положение родителей, многое зависит от их собственных усилий - отношения к учебе, целеустремленности, что в немалой степени определяет возможность трудоустройства по специальности и самореализации в профессиональной сфере. В условиях формирующегося рынка на фоне глубокого социально-экономического кризиса, когда право на труд реализуется не через социальные гарантии, а через личностную инициативу, проблема занятости молодежи приобретает особую остроту.
Как это ни парадоксально, молодежь медленно адаптируется к изменениям на рынке труда, демонстрируя слабую мобильность, которая понимается сегодня как готовность и умение искать не только новую работу, но и, главное, работу по новой профессии. Дает о себе знать отсутствие или недоступность информационного обеспечения работы службы занятости и ее низкая эффективность. Выпускники вузов и колледжей ощущают свою правовую и социальную незащищенность. Налицо противоречие между социальными и профессиональными ориентациями выпускников и кадровыми потребностями организаций, фирм, коммерческих структур.
Недостаточная эффективность управления процессом выбора профессии обусловлена не только отсутствием анализа тенденций развития рынка труда, но и рядом других причин:
а) сохранением ориентации на обучение профессиям, востребованным отраслями материального производства;
б) использованием в большинстве случаев традиционной системы обучения, не адаптированной к изменяющимся запросам молодежи и потребностям рынка труда;
в) отсутствием системы поэтапной профессиональной подготовки и непрерывного образования.
Преодоление этих барьеров способствовало бы формированию социально активного стиля поведения молодежи. Реализация социальной составляющей профессиональной подготовки поможет овладеть умением предвидеть обстоятельства, которые способны повлиять на перспективы трудоустройства; преодолеть стереотипы поиска в узкой сфере приложения собственных профессиональных знаний.
В Белгородской области в целях социально-профессиональной поддержки молодых специалистов действует программа по содействию занятости студенческой молодежи при поддержке Правительства Белгородской области, Управления по труду и занятости населения, Управления образования и Управления молодежной политики. На базе двух ведущих вузов г. Белгорода осуществляют деятельность Центры по содействию трудоустройству и карьерным устремлениям выпускников.
Такой комплексный подход к решению вопросов содействия карьерным устремлениям и трудоустройству молодых специалистов выявил значимые тенденции в особенностях профессиональной адаптации и трудоустройства выпускников университетов к современному рынку труда: рост количества выпускников, трудоустроившихся по специальности; снижение числа самостоятельно трудоустроившихся выпускников; увеличение спроса работодателей на специалистов, выпускаемых вузом.
Для успешного поведения на современном рынке труда, знакомство с технологиями карьерного продвижения и стратегиями профессионального развития нами предложен проект «Наставничество, шаг к карьере».
Нами выделены следующие направления: актуализация мотивов профессиональной реализации с учетом современных социально-экономических условий и новых профессиональных требований; овладение студентами-выпускниками информационной основы, связанной с особенностями поиска работы, трудоустройства, адаптации на рабочем месте и ориентирами профессионального роста; освоение приемов и технологий, помогающих молодому специалисту быть конкурентоспособным и успешным в своем профессиональном продвижении.
В качестве тематической части проекта «Наставничество, шаг к карьере» выделены следующие основные моменты: формирование образа идеального рабочего места и компании-работодателя, при помощи методов определения собственных потребностей, потребностей рынка труда, планирования карьеры; определение места молодого специалиста в мире современных профессий, особенностей трудоустройства выпускников вузов; профориентационное тестирование и анкетирование, в котором выражается взаимосвязь между «я хочу» и «я могу», особенности профессионального выбора, возможные сферы профессиональной деятельности, профильные и смежные профессии, универсальность профессиональных компетентностей; поиск работы (поиск работы по печатным изданиям, по кадровым агентствам, в ходе визитов к работодателям, с помощью ресурсов Интернет, по знакомым); вливание в корпоративную культуру, способы гибкого вхождения в жизнь и деятельность компании, поддержание традиций и стратегий развития учреждения (фирмы) - работодателя.
Проблема трудоустройства является самой важной проблемой молодежи, одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. В то же время решающее значение имеет поведение самих молодых людей, в зависимости от оценки молодежи ролью работы в своей жизни. С переходом к рынку открылись широкие возможности для самореализации личности в самых различных направлениях. Особенно это актуально в сфере профессиональной деятельности, где в максимальной степени индивид может проявить свои способности, таланты, умения, применить полученные знания и навыки, то есть максимально реализовать себя. Речь идет о построении профессиональной карьеры. При этом формирование карьеры связывается с такими дефинициями как высокий материальный уровень, профессионализм, авторитет и признание со стороны окружающих.
В данной дипломной работе предпринята попытка изложения основных критериев, предопределяющих формирование профессиональной карьеры. Это критерии объективного, объективно-субъективного и субъективного характера. Объективные критерии карьеры объединяют в себе профессионализм, высокий уровень оплаты, спрос на рынке труда, образование, авторитет, признание и т.д. Объективно-субъективные критерии отражают преимущественно мотивационную сферу, типологию личностей. Субъективные критерии заключаются в ценностных ориентациях, внутренних установках и нормах личности, ее жизненных планах, мечтах и желаниях. На основе этих перечисленных критериев был выстроен проект «Наставничество, шаг к карьере».
Проведенное исследование актуализирует необходимость дальнейшего изучения трудоустройства и профессиональной карьеры молодежи, углубления теоретических и практических положений, разработки целостной концепции молодежной карьеры.
Вопросы содействия трудоустройству и карьерным устремлениям затрагиваются при изучении формирования нового экономического сознания, норм и ценностей, ситуации профессионального самоопределения молодежи. Однако в современной ситуации представляется важным и необходимым изучение не только занятости, но и карьеры молодежи, планирование ею карьерного продвижения, исследование карьерных ценностей, механизма самореализации. Дипломное исследование было направлено на выяснение того места, которое занимает трудоустройство и карьера вообще и профессиональная в частности, социальный и профессиональный успех в жизни современной российской молодежи, на примере Белгородской области.
Значимость карьеры в жизни молодых специалистов определяется тем, что она тесно вплетается в такие актуальные процессы как жизненный выбор молодежи, формирование жизненной перспективы, профессиональное самоопределение. Построение успешной профессиональной карьеры зависит от этих необходимых и важных вех жизненного пути молодого поколения. В то же время современная российская молодежь представляет собой целостный, интегрированный субъект профессиональной карьеры.
Система работы по профориентации, трудоустройству и содействию, карьерным устремлениям является подсистемой общей системы трудовой подготовки, непрерывного образования и воспитания. Комплекс мер по профессиональной ориентации как условия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определение реальных возможностей в освоении той или иной профессии широко применяется на практике различными центрами трудоустройства.
Проблема карьерных устремлений молодежи и как общественная проблема проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными карьерным устремлениями молодежи.
И хотя на планирование карьеры молодых людей все большее влияние оказывает имущественное и социальное положение родителей, многое зависит от их собственных усилий - отношения к учебе, целеустремленности, что в немалой степени определяет возможность трудоустройства по специальности и самореализации в профессиональной сфере. В условиях формирующегося рынка на фоне глубокого социально-экономического кризиса, когда право на труд реализуется не через социальные гарантии, а через личностную инициативу, проблема занятости молодежи приобретает особую остроту.
Как это ни парадоксально, молодежь медленно адаптируется к изменениям на рынке труда, демонстрируя слабую мобильность, которая понимается сегодня как готовность и умение искать не только новую работу, но и, главное, работу по новой профессии. Дает о себе знать отсутствие или недоступность информационного обеспечения работы службы занятости и ее низкая эффективность. Выпускники вузов и колледжей ощущают свою правовую и социальную незащищенность. Налицо противоречие между социальными и профессиональными ориентациями выпускников и кадровыми потребностями организаций, фирм, коммерческих структур.
Недостаточная эффективность управления процессом выбора профессии обусловлена не только отсутствием анализа тенденций развития рынка труда, но и рядом других причин:
а) сохранением ориентации на обучение профессиям, востребованным отраслями материального производства;
б) использованием в большинстве случаев традиционной системы обучения, не адаптированной к изменяющимся запросам молодежи и потребностям рынка труда;
в) отсутствием системы поэтапной профессиональной подготовки и непрерывного образования.
Преодоление этих барьеров способствовало бы формированию социально активного стиля поведения молодежи. Реализация социальной составляющей профессиональной подготовки поможет овладеть умением предвидеть обстоятельства, которые способны повлиять на перспективы трудоустройства; преодолеть стереотипы поиска в узкой сфере приложения собственных профессиональных знаний.
В Белгородской области в целях социально-профессиональной поддержки молодых специалистов действует программа по содействию занятости студенческой молодежи при поддержке Правительства Белгородской области, Управления по труду и занятости населения, Управления образования и Управления молодежной политики. На базе двух ведущих вузов г. Белгорода осуществляют деятельность Центры по содействию трудоустройству и карьерным устремлениям выпускников.
Такой комплексный подход к решению вопросов содействия карьерным устремлениям и трудоустройству молодых специалистов выявил значимые тенденции в особенностях профессиональной адаптации и трудоустройства выпускников университетов к современному рынку труда: рост количества выпускников, трудоустроившихся по специальности; снижение числа самостоятельно трудоустроившихся выпускников; увеличение спроса работодателей на специалистов, выпускаемых вузом.
Для успешного поведения на современном рынке труда, знакомство с технологиями карьерного продвижения и стратегиями профессионального развития нами предложен проект «Наставничество, шаг к карьере».
Нами выделены следующие направления: актуализация мотивов профессиональной реализации с учетом современных социально-экономических условий и новых профессиональных требований; овладение студентами-выпускниками информационной основы, связанной с особенностями поиска работы, трудоустройства, адаптации на рабочем месте и ориентирами профессионального роста; освоение приемов и технологий, помогающих молодому специалисту быть конкурентоспособным и успешным в своем профессиональном продвижении.
В качестве тематической части проекта «Наставничество, шаг к карьере» выделены следующие основные моменты: формирование образа идеального рабочего места и компании-работодателя, при помощи методов определения собственных потребностей, потребностей рынка труда, планирования карьеры; определение места молодого специалиста в мире современных профессий, особенностей трудоустройства выпускников вузов; профориентационное тестирование и анкетирование, в котором выражается взаимосвязь между «я хочу» и «я могу», особенности профессионального выбора, возможные сферы профессиональной деятельности, профильные и смежные профессии, универсальность профессиональных компетентностей; поиск работы (поиск работы по печатным изданиям, по кадровым агентствам, в ходе визитов к работодателям, с помощью ресурсов Интернет, по знакомым); вливание в корпоративную культуру, способы гибкого вхождения в жизнь и деятельность компании, поддержание традиций и стратегий развития учреждения (фирмы) - работодателя.
Проблема трудоустройства является самой важной проблемой молодежи, одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. В то же время решающее значение имеет поведение самих молодых людей, в зависимости от оценки молодежи ролью работы в своей жизни. С переходом к рынку открылись широкие возможности для самореализации личности в самых различных направлениях. Особенно это актуально в сфере профессиональной деятельности, где в максимальной степени индивид может проявить свои способности, таланты, умения, применить полученные знания и навыки, то есть максимально реализовать себя. Речь идет о построении профессиональной карьеры. При этом формирование карьеры связывается с такими дефинициями как высокий материальный уровень, профессионализм, авторитет и признание со стороны окружающих.
В данной дипломной работе предпринята попытка изложения основных критериев, предопределяющих формирование профессиональной карьеры. Это критерии объективного, объективно-субъективного и субъективного характера. Объективные критерии карьеры объединяют в себе профессионализм, высокий уровень оплаты, спрос на рынке труда, образование, авторитет, признание и т.д. Объективно-субъективные критерии отражают преимущественно мотивационную сферу, типологию личностей. Субъективные критерии заключаются в ценностных ориентациях, внутренних установках и нормах личности, ее жизненных планах, мечтах и желаниях. На основе этих перечисленных критериев был выстроен проект «Наставничество, шаг к карьере».
Проведенное исследование актуализирует необходимость дальнейшего изучения трудоустройства и профессиональной карьеры молодежи, углубления теоретических и практических положений, разработки целостной концепции молодежной карьеры.
Подобные работы
- Стратегии построения карьеры российской и китайской молодежью в условиях цифровизации общества: социологический анализ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2021 - ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ И ФАКТОРЫ ВЫБОРА КАРЬЕРЫ СТУДЕНТАМИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Разработка образовательно-просветительского проекта для студентов и школьников «Вкус путешествий»
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - Особенности личностных смысловых образований у студентов младших и старших курсов педагогического университета (Алтайский государственный педагогический университет)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Деятельность социального педагога по профориентации старших подростков с целью их успешного самоопределения посредством активных методов (Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Особенности профессионального самоопределения современных
старшеклассников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - Трансформация института семьи в современном обществе (Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова)
Курсовые работы, социология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - Решение проблем профессионализации управления персоналом
Курсовые работы, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022 - Демографический кризис XXI века: Сравнение демографических проблем в России и Японии, причины и государственные подходы.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2025



