Введение
1 Теоретический анализ проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности 7
1.1 Понятие эмоционального интеллекта и его модели 7
1.2 Проблема тревоги и тревожности в современной психологии 14
1.3 Связь эмоционального интеллекта и тревожности в психологических
исследованиях 22 2 Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта и тревожности
у студентов-психологов 25
2.1 Организация и процедура исследования 25
2.2 Методики исследования 26
2.3 Анализ результатов и выводы 29
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение
В последние годы в различных областях деятельности человека четко прослеживается тенденция к объединению. Мир становится все более взаимосвязанным. В психологии одним из признаков интеграции можно назвать возникновение и развитие понятия «эмоциональный интеллект». До сегодняшнего дня исследования в областях когнитивной и чувственной сфер велись самостоятельно, независимо друг от друга. С возникновением же в 1990 году понятия «эмоциональный интеллект», психологическая наука вышла на новый уровень практического изучения чувственного и интеллектуального как единого целого.
В наши дни разработано несколько различных моделей эмоционального интеллекта такими авторами, как Дж.Мэйер, П.Сэловей, Д.Карузо, Д.Гоулман, Р.Бар-Он, Д.В.Люсин и др. Множество исследований о влиянии эмоционального интеллекта на успешность человека в разных областях деятельности проведено И.Е. Егоровым, А.С. Петровской. С.П. Деревянко и др. Во всех подробностях рассматриваются модели и способы изучения эмоционального интеллекта такими исследователями, как Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, М.А. Мануйлова, О.И. Власова, Т.П. Березовская, И.Н. Андреева, В.Д.Шадриков, И.В. Плужников и др. Опубликовано огромное количество статей и книг, сотни тысяч страниц в сети Интернет посвящены этому феномену. Особенно популярна идея развития эмоционального интеллекта у деловых людей, в бизнес-компаниях активно проводятся тренинги, повышающие его уровень [8].
Несмотря на такую огромную популярность эмоционального интеллекта, при более внимательном изучении и анализе психологической литературы мы можем обнаружить серьезные недостатки, несогласованность и обрывочность в изучении взаимосвязи эмоционального интеллекта и некоторых свойств и качеств личности, оказывающих влияние на успешность в работе будущих психологов.
Умение понимать и контролировать эмоциональные состояния является основой для формирования профессионально важных и необходимых качеств в работе специалиста в сфере «человек-человек»: способности к сопереживанию и эмпатии, установлению эмоциональной связи, умения слушать и понимать собеседника и вообще привлекать и располагать к себе людей. Хорошо развитый эмоциональный интеллект необходим в профессиональной деятельности психолога не только для оказания правильного воздействия на клиента, но и для поддержания психологического здоровья самого психолога. Умение управлять своими эмоциями способствует контролю над разрушительными импульсами, сохранению рассудительности в проблемных ситуациях, такая способность увеличивает степень терпимости к неоднозначным ситуациям и повышает уверенность в себе.
Также в последнее время в психологической литературе довольно активно обсуждается проблема изучения такого явления, как тревожность. С одной стороны считается, что некоторый необходимый уровень тревожности в эмоционально-волевой регуляции несет важную функцию, в целом являясь внутренней движущей силой, приводящей к формированию адаптивных качеств у зрелой личности. С другой стороны, значительное большинство авторов подчеркивают, что именно с большой степенью тревожности связаны затруднения в социо-психологической адаптации человека, формировании правильного образа себя и своих личностных качеств [6; 31].
Как связан с личностной тревожностью эмоциональный интеллект у будущих психологов? Какие именно его компоненты оказываются в зависимости от тревожности как свойства личности? В данной работе мы попробовали найти ответы на эти вопросы.
Итак, объектом нашего исследования является эмоциональная сфера личности, а его предметом - взаимосвязь эмоционального интеллекта с уровнем тревожности у студентов-психологов.
Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач:
1. Проведение теоретического анализа литературы по проблеме взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности.
2. Определение сущности и содержания понятий «эмоциональный интеллект» и «тревожность».
3. Подбор методик для исследования эмоционального интеллекта и уровня личностной тревожности у студентов.
4. Сбор эмпирических данных.
5. Проведение анализа гипотезы исследования.
В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что существует взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта и отдельных его компонентов с уровнем тревожности. Цель нашего исследования - изучить теоретические и эмпирические аспекты этой взаимосвязи.
Структура и объем работы: данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава посвящена эмоциональному интеллекту и проблеме тревожности. В ней дается определение понятий «эмоциональный интеллект», «личностная тревожность», рассматриваются модели эмоционального интеллекта, проводится анализ материалов по теме взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности. Теоретической основой для данной работы послужили труды зарубежных и отечественных ученых. Во второй главе описывается проведенное экспериментальное исследование. В ней представлены результаты исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и уровня тревожности у студентов-психологов.
Для выполнения поставленных задач мы использовали следующие методы:
- Метод сбора теоретической информации, а именно, подбор и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- Метод сбора эмпирических данных: опрос с применением личностных тест-опросников;
- Метод математической обработки эмпирических данных: индуктивная статистика и корреляционный анализ на ПК с использованием пакета программ статистической обработки SPSS.19.
Для определения уровня эмоционального интеллекта мы использовали тест «ЭмИн» Д.В.Люсина, позволяющий определить общий уровень эмоционального интеллекта, как его понимает автор методики, и уровни развития отдельных его компонентов.
Для определения степени тревожности у студентов-психологов была использована методика «Шкала проявления тревожности» (MAS) Дж. Тейлор в адаптации В.Г.Норакидзе, позволяющая определить уровень личностной тревожности, а также выявить, насколько правдивы ответы испытуемых.
В качестве метода математической статистики мы использовали корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена)
Эмпирическое исследование осуществлялось на базе Школы педагогики ДВФУ. В опросе приняло участие 33 человека, студенты 1-5 курсов очного и заочного отделений, обучающиеся по образовательной программе «Психология образования». Участники проводимого исследования - студенты обоего пола в возрасте от 19 до 42 лет.
Обзор научно-психологической литературы показал нам, насколько сегодня актуальны проблемы эмоционального интеллекта и личностной тревожности. Мы увидели, что исследования в этих областях ведутся и отечественными, и зарубежными учеными. Анализ психологической литературы помог нам изучить модели эмоционального интеллекта, проследить их влияние на психическое здоровье и жизненную успешность человека, а также расссмотреть виды тревожности и понять причины, которые способствуют ее формированию.
Эмпирическое исследование, цель которого заключалась в исследовании взаимосвязи эмоционального интеллекта и уровня личностной тревожности студентов-психологов, показало нам, что высокая степень тревожности действительно связана с низким уровнем эмоционального интеллекта, и особенно, теми его компонентами, которые отвечают за умение контролировать свои эмоции и управлять ими. Мы увидели, что высокая степень тревожности у студентов-психологов связана с низкой способностью понимать свои эмоции, контролировать их внешние проявления, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные, а также со слабым умением вызывать те или иные эмоции и снижать интенсивность нежелательных эмоций у других людей.
Также обнаружилось, что тот компонент ЭИ, который отвечает за понимание эмоций, своих и чужих, никак не связан с уровнем тревожности студентов. В целом проведенное исследование позволило нам сформулировать следующие выводы:
1) Выдвинутая нами гипотеза о взаимосвязи эмоционального интеллекта и личностной тревожности подтвердилась, так как была выявлена отрицательная коррелляционная связь между уровнем развития эмоционального интеллекта и степенью личностной тревожности у студентов-психологов.
2) Понимание своих и чужих эмоций, никак не связано с уровнем личностной тревожности у студентов-психологов.
3) Студенты-психологи с высоко развитым эмоциональным интеллектом более склонны давать социально желательные ответы.
4) Результаты исследования позволяют предположить, что, вследствие слабости регулятивных систем мозга, тревожным людям сложнее контролировать свои эмоции и управлять ими, в то время как понимание эмоций связано с какими-то другими отделами мозга, потому тревожность на это понимание никак не влияет.
1. Авдеева, Л.И. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и
результаты ее применения. [Электронный ресурс] / Л.И. Авдеева, Л.Н. Вахрушева Л.Н., В.В.Гризодуб, А.В. Садокова // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 6. Режим доступа:
http://mprj.ru/archiv global/2011 6 11/nomer/nomer06.php (дата обращения: 15.04.2018)
2. Алимбаева, Р.Т. Теоретические аспекты эмоционального интеллекта / Р.Т. Алимбаева, Л.У. Есназарова // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2017. - №3-1. - С. 242-243
3. Андреева, И. Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте / И. Н. Андреева // Психологическое здоровье в контексте развития личности: материалы респ. науч.-практ. конф., Брест, 30-31 янв. 2004 г.; ред. А. В. Северин. - Брест: Изд-во УО «БрГУ им. А. С. Пушкина», 2004.
4. Андреева, И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 57-65.
5. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. - Новополоцк : ПГУ, 2011. - 388 с.
6. Астапов, В.М. Тревога и тревожность. / Сост. и общ. ред. В.М.Астапов. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.
7. Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2013. - 672 с.
8. Вахрушева, Л.Н. Выраженность структурных и качественных характеристик эмоционального интеллекта на этапе юности и ранней взрослости : дис. канд. психол. наук / Вахрушева Л.Н. - Москва, 2011. - 21 c.
9. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман ; пер. с англ. А. Исаева. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 463 с.
10. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки; пер. с англ. А. Лисицыной. - М. : Альпина Паблишер, 2015. - 8-е изд. - 300 с.
11. Гудкова, Т.В. Особенности эмоционального интеллекта у студентов,
обучающихся в медицинском и педагогическом вузах [Электронный ресурс] / Т.В. Гудкова, Т.Н. Кондратьева // Сетевое научное издание «Медицина и образование в Сибири». - 2015. Режим доступа:
http: //ngmu.ru/cozo/mo s/article/text_full. php?id=1886
12. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных // Ч.Дарвин, СПб.: Питер, 2001, - с. 384
13. Двойнин, А.М. Эмоциональный интеллект и рефлексивность студентов- психологов / А.М. Двойнин, Г.И Данилова // Вестник ПСТГУ. - 2012. - Вып. 1(24). - С.121-134.
14. Дегтярев, А.В. Эмоциональный интеллект: становление понятия в
психологии / [Электронный ресурс] // Электронный журнал Психологическая наука и образование, 2012. №2. - С. 1-13. Режим доступа:
http://psyedu.ru/files/articles/psyedu ru 2012 2 2912.pdf (дата обращения: 22.04.2018)
15. Демина, Л. Д. Манянина Т. В. Эмоциональный интеллект в организации психологической культуры личности и ее информационно-психологической защищенности// Л.Д. Демина, Т.В. Манянина // Известия Алтайского государственного университета. - Сер. Педагогика и психология. - 2014. - № 2 (82). - С. 17-21.
16. Деревянко, С.П. Эмоциональный интеллект: проблемы
категориальности // Психология в современном информационном пространстве: материалы международной научной конференции / Смол. гос. ун-т. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2013. - Ч. 1. С. 108-112.
17. Карлинская И. М. Методика измерения уровня тревожности. Дж. Тейлор. Адаптация В.Г. Норакидзе // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А.Бодалева. 2-е изд., испр. и доп - Изд-во Когито-Центр Москва, 2015. - С. 528-528
18. Карпов, А.В. Психология эмоционального интеллекта. Теория, диагностика, практика / А.В. Карпов, А.С. Петровская. - Яросл. гос. ун-т. - Ярославль : ЯрГУ, 2008. - 344 с.
19. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М. : Академия, 2007. - 432 с.
20. Люсин, Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М. : Институт психологии РАН, 2009. - С. 264-278.
21. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - С. 29-36.
22. Люсин, Д.В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями - эмпирический анализ / Д.В. Люсин, О.О. Марютина, А.С. Степанова // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В.Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - С. 129-140.
23. Малкова, Е.Е. Тревожность и развитие личности: Монография / Е.Е. Малкова. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - 268 с.
24. Милованова, Н. Г. Эмоциональный интеллект: новый ресурс педагога или новые требования? / Н. Г. Милованова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 1 (25). - С. 107-110.
25. Мусийчук, Л.В. Развитие эмоционального интеллекта при подготовке психологов на примере курса «Методологические основы психологии» / Л.В. Мусийчук // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016.
26. Мэй, Р. Смысл тревоги / Перев. с англ. М. И. Завалова и А. И.
Сибуриной. - Библиотека психологии и психотерапии, вып. 89. - М. :
Независимая фирма Класс, 2001. - 384 с.
'll. Мэйер, Дж. Эмоциональный интеллект / Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо. - М. : Институт психологии РАН, 2010. - 146 с.
28. Пашарина, М. А. Теоретические аспекты проявения тревожности у студентов в период сессии [Электронный ресурс] / М.А. Пашарина // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/159/154 (дата обращения: 23.06.2018)
29. Полшкова Т. А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях [Текст] / Т. А. Полшкова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 107¬110.
30. Потапова, В.В Сравнительный анализ показателей агрессивности и тревожности у студентов творческой специальности / В.В. Потапова, М.В. Федоренко // Казанская наука. - 2014. - №4. - С. 273-275
31. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая
природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. - М.: Московский
психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
32. Прихожан, А.М. Формы и маски тревожности, влияние тревожности на деятельность и развитие личности / А.М. Прихожан // Тревога и тревожность : хрестоматия : [учебное пособие] / сост. В.М. Астапов. - СПб. : Пер Сэ, 2008. - С. 138-150.
33. Сергиенко, Е.А. Адаптация теста Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо / Е.А. Сергиенко, Е.А. Ветрова И.И., Волочков А.А., Попов А.Ю. // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31, № 1
34. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен / К.Р. Сидоров // Журнал Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2013. - вып. 2. - с. 42-52
35. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. - Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 800 с.
36. Соловьева, С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика
[Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - N 6 (17). - URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 11.05.2018)
37. Степанова, О.П. Эффективное преодоление неуверенности и тревожности. Психокоррекционная работа / О.П. Степанова. - М. : Флинта, 2015. - 80 с.
38. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд. - М., 1997. - 479 с.
39. Хлевная, Е.А. Где твоя волшебная кнопка? Как развивать эмоциональный интеллект / Е.А. Хлевная. - М. : Питер, 2013. - 260 с.
40. Хлевная, Е.А Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта / Е.А. Хлевная, В.А. Штроо, Т.С. Киселёва // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» - 2012. - №3. - Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2012/3/3018.phtml (дата обращения: 17.05.2018)
41. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни / Пер. с англ. В. В. Старовойтова. — М.: Прогресс, 1993. - 480 c.
42. Шабанов, С. Эмоциональный интеллект. Российская практика / С. Шабанов, А. Алешина. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 440с.
43. Шандлоренко, Д.Д. Эмоциональный интеллект как комплементарный компонент в структуре адаптивных способностей студентов вуза // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 3. - С. 36-39.
44. Штайнер, К. Эмоциональная грамотность: интеллект с сердцем. Руководство по улучшению личных и профессиональных отношений / К. Штайнер. - Киев: ТОВ «НВП «Интерсервис», 2016. - 480с.