ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
|
Введение
1 Теоретический анализ проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности 7
1.1 Понятие эмоционального интеллекта и его модели 7
1.2 Проблема тревоги и тревожности в современной психологии 14
1.3 Связь эмоционального интеллекта и тревожности в психологических
исследованиях 22 2 Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта и тревожности
у студентов-психологов 25
2.1 Организация и процедура исследования 25
2.2 Методики исследования 26
2.3 Анализ результатов и выводы 29
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение
1 Теоретический анализ проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности 7
1.1 Понятие эмоционального интеллекта и его модели 7
1.2 Проблема тревоги и тревожности в современной психологии 14
1.3 Связь эмоционального интеллекта и тревожности в психологических
исследованиях 22 2 Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта и тревожности
у студентов-психологов 25
2.1 Организация и процедура исследования 25
2.2 Методики исследования 26
2.3 Анализ результатов и выводы 29
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение
В последние годы в различных областях деятельности человека четко прослеживается тенденция к объединению. Мир становится все более взаимосвязанным. В психологии одним из признаков интеграции можно назвать возникновение и развитие понятия «эмоциональный интеллект». До сегодняшнего дня исследования в областях когнитивной и чувственной сфер велись самостоятельно, независимо друг от друга. С возникновением же в 1990 году понятия «эмоциональный интеллект», психологическая наука вышла на новый уровень практического изучения чувственного и интеллектуального как единого целого.
В наши дни разработано несколько различных моделей эмоционального интеллекта такими авторами, как Дж.Мэйер, П.Сэловей, Д.Карузо, Д.Гоулман, Р.Бар-Он, Д.В.Люсин и др. Множество исследований о влиянии эмоционального интеллекта на успешность человека в разных областях деятельности проведено И.Е. Егоровым, А.С. Петровской. С.П. Деревянко и др. Во всех подробностях рассматриваются модели и способы изучения эмоционального интеллекта такими исследователями, как Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, М.А. Мануйлова, О.И. Власова, Т.П. Березовская, И.Н. Андреева, В.Д.Шадриков, И.В. Плужников и др. Опубликовано огромное количество статей и книг, сотни тысяч страниц в сети Интернет посвящены этому феномену. Особенно популярна идея развития эмоционального интеллекта у деловых людей, в бизнес-компаниях активно проводятся тренинги, повышающие его уровень [8].
Несмотря на такую огромную популярность эмоционального интеллекта, при более внимательном изучении и анализе психологической литературы мы можем обнаружить серьезные недостатки, несогласованность и обрывочность в изучении взаимосвязи эмоционального интеллекта и некоторых свойств и качеств личности, оказывающих влияние на успешность в работе будущих психологов.
Умение понимать и контролировать эмоциональные состояния является основой для формирования профессионально важных и необходимых качеств в работе специалиста в сфере «человек-человек»: способности к сопереживанию и эмпатии, установлению эмоциональной связи, умения слушать и понимать собеседника и вообще привлекать и располагать к себе людей. Хорошо развитый эмоциональный интеллект необходим в профессиональной деятельности психолога не только для оказания правильного воздействия на клиента, но и для поддержания психологического здоровья самого психолога. Умение управлять своими эмоциями способствует контролю над разрушительными импульсами, сохранению рассудительности в проблемных ситуациях, такая способность увеличивает степень терпимости к неоднозначным ситуациям и повышает уверенность в себе.
Также в последнее время в психологической литературе довольно активно обсуждается проблема изучения такого явления, как тревожность. С одной стороны считается, что некоторый необходимый уровень тревожности в эмоционально-волевой регуляции несет важную функцию, в целом являясь внутренней движущей силой, приводящей к формированию адаптивных качеств у зрелой личности. С другой стороны, значительное большинство авторов подчеркивают, что именно с большой степенью тревожности связаны затруднения в социо-психологической адаптации человека, формировании правильного образа себя и своих личностных качеств [6; 31].
Как связан с личностной тревожностью эмоциональный интеллект у будущих психологов? Какие именно его компоненты оказываются в зависимости от тревожности как свойства личности? В данной работе мы попробовали найти ответы на эти вопросы.
Итак, объектом нашего исследования является эмоциональная сфера личности, а его предметом - взаимосвязь эмоционального интеллекта с уровнем тревожности у студентов-психологов.
Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач:
1. Проведение теоретического анализа литературы по проблеме взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности.
2. Определение сущности и содержания понятий «эмоциональный интеллект» и «тревожность».
3. Подбор методик для исследования эмоционального интеллекта и уровня личностной тревожности у студентов.
4. Сбор эмпирических данных.
5. Проведение анализа гипотезы исследования.
В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что существует взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта и отдельных его компонентов с уровнем тревожности. Цель нашего исследования - изучить теоретические и эмпирические аспекты этой взаимосвязи.
Структура и объем работы: данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава посвящена эмоциональному интеллекту и проблеме тревожности. В ней дается определение понятий «эмоциональный интеллект», «личностная тревожность», рассматриваются модели эмоционального интеллекта, проводится анализ материалов по теме взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности. Теоретической основой для данной работы послужили труды зарубежных и отечественных ученых. Во второй главе описывается проведенное экспериментальное исследование. В ней представлены результаты исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и уровня тревожности у студентов-психологов.
Для выполнения поставленных задач мы использовали следующие методы:
- Метод сбора теоретической информации, а именно, подбор и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- Метод сбора эмпирических данных: опрос с применением личностных тест-опросников;
- Метод математической обработки эмпирических данных: индуктивная статистика и корреляционный анализ на ПК с использованием пакета программ статистической обработки SPSS.19.
Для определения уровня эмоционального интеллекта мы использовали тест «ЭмИн» Д.В.Люсина, позволяющий определить общий уровень эмоционального интеллекта, как его понимает автор методики, и уровни развития отдельных его компонентов.
Для определения степени тревожности у студентов-психологов была использована методика «Шкала проявления тревожности» (MAS) Дж. Тейлор в адаптации В.Г.Норакидзе, позволяющая определить уровень личностной тревожности, а также выявить, насколько правдивы ответы испытуемых.
В качестве метода математической статистики мы использовали корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена)
Эмпирическое исследование осуществлялось на базе Школы педагогики ДВФУ. В опросе приняло участие 33 человека, студенты 1-5 курсов очного и заочного отделений, обучающиеся по образовательной программе «Психология образования». Участники проводимого исследования - студенты обоего пола в возрасте от 19 до 42 лет.
В наши дни разработано несколько различных моделей эмоционального интеллекта такими авторами, как Дж.Мэйер, П.Сэловей, Д.Карузо, Д.Гоулман, Р.Бар-Он, Д.В.Люсин и др. Множество исследований о влиянии эмоционального интеллекта на успешность человека в разных областях деятельности проведено И.Е. Егоровым, А.С. Петровской. С.П. Деревянко и др. Во всех подробностях рассматриваются модели и способы изучения эмоционального интеллекта такими исследователями, как Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, М.А. Мануйлова, О.И. Власова, Т.П. Березовская, И.Н. Андреева, В.Д.Шадриков, И.В. Плужников и др. Опубликовано огромное количество статей и книг, сотни тысяч страниц в сети Интернет посвящены этому феномену. Особенно популярна идея развития эмоционального интеллекта у деловых людей, в бизнес-компаниях активно проводятся тренинги, повышающие его уровень [8].
Несмотря на такую огромную популярность эмоционального интеллекта, при более внимательном изучении и анализе психологической литературы мы можем обнаружить серьезные недостатки, несогласованность и обрывочность в изучении взаимосвязи эмоционального интеллекта и некоторых свойств и качеств личности, оказывающих влияние на успешность в работе будущих психологов.
Умение понимать и контролировать эмоциональные состояния является основой для формирования профессионально важных и необходимых качеств в работе специалиста в сфере «человек-человек»: способности к сопереживанию и эмпатии, установлению эмоциональной связи, умения слушать и понимать собеседника и вообще привлекать и располагать к себе людей. Хорошо развитый эмоциональный интеллект необходим в профессиональной деятельности психолога не только для оказания правильного воздействия на клиента, но и для поддержания психологического здоровья самого психолога. Умение управлять своими эмоциями способствует контролю над разрушительными импульсами, сохранению рассудительности в проблемных ситуациях, такая способность увеличивает степень терпимости к неоднозначным ситуациям и повышает уверенность в себе.
Также в последнее время в психологической литературе довольно активно обсуждается проблема изучения такого явления, как тревожность. С одной стороны считается, что некоторый необходимый уровень тревожности в эмоционально-волевой регуляции несет важную функцию, в целом являясь внутренней движущей силой, приводящей к формированию адаптивных качеств у зрелой личности. С другой стороны, значительное большинство авторов подчеркивают, что именно с большой степенью тревожности связаны затруднения в социо-психологической адаптации человека, формировании правильного образа себя и своих личностных качеств [6; 31].
Как связан с личностной тревожностью эмоциональный интеллект у будущих психологов? Какие именно его компоненты оказываются в зависимости от тревожности как свойства личности? В данной работе мы попробовали найти ответы на эти вопросы.
Итак, объектом нашего исследования является эмоциональная сфера личности, а его предметом - взаимосвязь эмоционального интеллекта с уровнем тревожности у студентов-психологов.
Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач:
1. Проведение теоретического анализа литературы по проблеме взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности.
2. Определение сущности и содержания понятий «эмоциональный интеллект» и «тревожность».
3. Подбор методик для исследования эмоционального интеллекта и уровня личностной тревожности у студентов.
4. Сбор эмпирических данных.
5. Проведение анализа гипотезы исследования.
В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что существует взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта и отдельных его компонентов с уровнем тревожности. Цель нашего исследования - изучить теоретические и эмпирические аспекты этой взаимосвязи.
Структура и объем работы: данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава посвящена эмоциональному интеллекту и проблеме тревожности. В ней дается определение понятий «эмоциональный интеллект», «личностная тревожность», рассматриваются модели эмоционального интеллекта, проводится анализ материалов по теме взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности. Теоретической основой для данной работы послужили труды зарубежных и отечественных ученых. Во второй главе описывается проведенное экспериментальное исследование. В ней представлены результаты исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и уровня тревожности у студентов-психологов.
Для выполнения поставленных задач мы использовали следующие методы:
- Метод сбора теоретической информации, а именно, подбор и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- Метод сбора эмпирических данных: опрос с применением личностных тест-опросников;
- Метод математической обработки эмпирических данных: индуктивная статистика и корреляционный анализ на ПК с использованием пакета программ статистической обработки SPSS.19.
Для определения уровня эмоционального интеллекта мы использовали тест «ЭмИн» Д.В.Люсина, позволяющий определить общий уровень эмоционального интеллекта, как его понимает автор методики, и уровни развития отдельных его компонентов.
Для определения степени тревожности у студентов-психологов была использована методика «Шкала проявления тревожности» (MAS) Дж. Тейлор в адаптации В.Г.Норакидзе, позволяющая определить уровень личностной тревожности, а также выявить, насколько правдивы ответы испытуемых.
В качестве метода математической статистики мы использовали корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена)
Эмпирическое исследование осуществлялось на базе Школы педагогики ДВФУ. В опросе приняло участие 33 человека, студенты 1-5 курсов очного и заочного отделений, обучающиеся по образовательной программе «Психология образования». Участники проводимого исследования - студенты обоего пола в возрасте от 19 до 42 лет.
Обзор научно-психологической литературы показал нам, насколько сегодня актуальны проблемы эмоционального интеллекта и личностной тревожности. Мы увидели, что исследования в этих областях ведутся и отечественными, и зарубежными учеными. Анализ психологической литературы помог нам изучить модели эмоционального интеллекта, проследить их влияние на психическое здоровье и жизненную успешность человека, а также расссмотреть виды тревожности и понять причины, которые способствуют ее формированию.
Эмпирическое исследование, цель которого заключалась в исследовании взаимосвязи эмоционального интеллекта и уровня личностной тревожности студентов-психологов, показало нам, что высокая степень тревожности действительно связана с низким уровнем эмоционального интеллекта, и особенно, теми его компонентами, которые отвечают за умение контролировать свои эмоции и управлять ими. Мы увидели, что высокая степень тревожности у студентов-психологов связана с низкой способностью понимать свои эмоции, контролировать их внешние проявления, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные, а также со слабым умением вызывать те или иные эмоции и снижать интенсивность нежелательных эмоций у других людей.
Также обнаружилось, что тот компонент ЭИ, который отвечает за понимание эмоций, своих и чужих, никак не связан с уровнем тревожности студентов. В целом проведенное исследование позволило нам сформулировать следующие выводы:
1) Выдвинутая нами гипотеза о взаимосвязи эмоционального интеллекта и личностной тревожности подтвердилась, так как была выявлена отрицательная коррелляционная связь между уровнем развития эмоционального интеллекта и степенью личностной тревожности у студентов-психологов.
2) Понимание своих и чужих эмоций, никак не связано с уровнем личностной тревожности у студентов-психологов.
3) Студенты-психологи с высоко развитым эмоциональным интеллектом более склонны давать социально желательные ответы.
4) Результаты исследования позволяют предположить, что, вследствие слабости регулятивных систем мозга, тревожным людям сложнее контролировать свои эмоции и управлять ими, в то время как понимание эмоций связано с какими-то другими отделами мозга, потому тревожность на это понимание никак не влияет.
Эмпирическое исследование, цель которого заключалась в исследовании взаимосвязи эмоционального интеллекта и уровня личностной тревожности студентов-психологов, показало нам, что высокая степень тревожности действительно связана с низким уровнем эмоционального интеллекта, и особенно, теми его компонентами, которые отвечают за умение контролировать свои эмоции и управлять ими. Мы увидели, что высокая степень тревожности у студентов-психологов связана с низкой способностью понимать свои эмоции, контролировать их внешние проявления, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные, а также со слабым умением вызывать те или иные эмоции и снижать интенсивность нежелательных эмоций у других людей.
Также обнаружилось, что тот компонент ЭИ, который отвечает за понимание эмоций, своих и чужих, никак не связан с уровнем тревожности студентов. В целом проведенное исследование позволило нам сформулировать следующие выводы:
1) Выдвинутая нами гипотеза о взаимосвязи эмоционального интеллекта и личностной тревожности подтвердилась, так как была выявлена отрицательная коррелляционная связь между уровнем развития эмоционального интеллекта и степенью личностной тревожности у студентов-психологов.
2) Понимание своих и чужих эмоций, никак не связано с уровнем личностной тревожности у студентов-психологов.
3) Студенты-психологи с высоко развитым эмоциональным интеллектом более склонны давать социально желательные ответы.
4) Результаты исследования позволяют предположить, что, вследствие слабости регулятивных систем мозга, тревожным людям сложнее контролировать свои эмоции и управлять ими, в то время как понимание эмоций связано с какими-то другими отделами мозга, потому тревожность на это понимание никак не влияет.
Подобные работы
- ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И САМООТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТРЕВОЖНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Нарушения временной перспективы как фактор высокой личностной тревожности студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СВЯЗИ С КОГНИТИВНЫМИ СТИЛЯМИ И
САМОРЕГУЛЯЦИЕЙ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИНАЛЫЮГО
ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКЕРИСТИК
СТУДЕНТОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Взаимосвязь особенностей семейной коммуникации и эмоционального интеллекта дошкольников (Московский Институт Психоанализа)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Взаимосвязь академической прокрастинации и ситуативной тревожности у студентов-психологов (Балтийский Федеральный Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ ТИПЫ
СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016



