Введение. 4 - 12
1 Глава 1.Роль рефлексии в переживании жизненного кризиса. 12 - 86
1.1 Взгляды на понимание сущности процесса переживания. 12 - 21
1.2 Особенности понимания рефлексии в психологии. 21 - 33
1.3 Проблема изучения рефлексивных механизмов. 33 - 42
1.4 Ценностно-смысловая сфера как основа регуляции жизнедеятельности, динамика ее функционирования. 42 - 61
1.5 Рефлексивные механизмы переживания кризиса их содержание и этапы разворачивания. 62 - 71
1.6 Особенности ценностно-смыслового самоопределения и проблемы рефлексии в позднем юношеском возрасте. 71 - 83
Выводы по главе 1. 83 - 86
2 Глава 2. Рефлексивные механизмы переживания кризиса в позднем юношеском возрасте. 86 - 158
2.1 Организация и методы исследования. 86 - 108
2.1.1 Организация исследования. 86 - 89
2.1.2 Используемые методы и методики. 89 - 108
2.1.2.1 Методика проведения качественного интервью. 89 - 102
2.1.2.2 Описание комплекса исследовательских методик. 102-108
2.2 Исследование рефлексивных механизмов переживания кризиса.
108 - 158
2.2.1 Особенности процесса переживания кризиса в поздней юности. 108 - 126
2.2.1.1 Ценностно-смысловая сфера при переживании кризиса.
108 - 117
3
2.2.1.2 Рефлексия при переживании кризиса в позднем юношеском возрасте. 117 - 123
2.2.1.3 Специфика проявления активности при переживании кризиса. 123 - 124
2.2.1.4 Гендерные особенности переживания кризиса в позднем юношеском возрасте. 124 - 126
2.2.2 Результаты факторного анализа, направленного на изучение специфики рефлексивных механизмов переживания кризиса. 126 - 131
2.2.3 Особенности переживания кризиса у групп испытуемых с различными рефлексивными механизмами. 131 - 146
2.2.4 Исследование изменений ценностно-смысловой сферы у юношей и девушек после переживания кризиса. 146 - 152
2.2.5 Характеристика видов рефлексивных механизмов переживания кризиса в позднем юношеском возрасте. 152 - 158
Общие выводы. 158 - 161
Заключение 161 - 162
Библиографический список 163 - 176
Приложения 177 - 187
Актуальность темы исследования. Проблема переживания жизненных кризисов не теряет своей актуальности для психологии, т. к. обусловлена самой жизнью человека с постоянно возникающими противоречиями (Э.Эриксон, Ф.Е.Василюк, А.С.Шаров,
М.Ю.Овчинникова). При всем многообразии причин возникновения жизненного кризиса, его основными характеристиками являются невозможность осуществлять человеком регуляцию жизнедеятельности и отсутствие жизненных перспектив. В процессе переживания кризиса происходит изменение отношения к жизни, взглядов, трансформация ценностно-смысловой сферы, что усугубляет внутренние противоречия личности, обостряет тяжелые смысложизненные переживания, осложняет планирование и разворачивание жизнедеятельности. Необходимо отметить, что проблема переживания кризиса диктуется не только сущностью природы человека, его психической жизнью и культурным укладом. Она определена также общественно-политической, и экономической нестабильностью в государстве, что достаточно характерно в настоящее время и для нашей страны. Большой набор различных требований и общественных установок, отсутствие четких ориентиров обусловливают возникновение жизненных проблем, которые зачастую приводят к кризису.
Кризис может возникать у человека в различных возрастных периодах и одним из сензитивных возрастов является поздняя юность. В силу половозрастных и индивидуальных особенностей, юноши сталкиваются с жизненными проблемами, когда необходимо определиться, расставить приоритеты, изменить взгляды, выбрать свой жизненный путь (С. Л .Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, И.С.Кон, Т.В.Снегирева и др.).
В процессе переживания жизненного кризиса часто происходит изменение ценностно-смысловых образований, которые являются
5
глубинными структурами личности, составляют ее «ядро», задают направленность жизнедеятельности в целом. В связи с этим, в психологии выделяется ряд проблем таких как: каким образом происходит изменение ценностно-смысловой сферы человека в процессе переживания кризиса, какие психологические механизмы обеспечивают это изменение, какова природа и содержание этих механизмов.
Стоит отметить, что рефлексивные механизмы и механизмы функционирования ценностно-смысловой сферы активно изучаются (А.Г.Асмолов, Ф.Е.Василюк, Д.А.Леонтьев, А.С.Сухоруков, А.С.Шаров,
A. В.Петровский, Г.П.Щедровицкий, В.И.Слободчиков, С.Ю.Степанов,
B. В.Рубцов, В.А.Лефевр, А.С.Шаров, А.В.Карпов, А.А.Тюков и др.). Но остается открытым вопрос об их содержании, природе и реализации в процессе переживания кризиса. Процесс переживания, в данном случае, представляется в широком плане как регулятивный, как некая «рефлексивная работа» человека направленная на оформление ценностно¬смысловой сферы и преодоление кризиса. Разработка данного вопроса важна для психологической науки, так как, с этих позиций, возможно, более содержательно изучать механизмы изменения ценностно-смысловой сферы и регуляции жизнедеятельности человека в целом.
Кроме того, знание и понимание содержания механизмов переживания кризиса представляет несомненную важность для практической психологии, а именно, открывает новые возможности в работе с людьми, переживающими кризис жизнедеятельности, в том числе и в юношеском возрасте.
Таким образом, проблема нашего исследования определяется, недостаточной разработанностью вопроса о природе и содержании рефлексивных механизмов переживания кризиса и их роли в изменении ценностно-смысловой сферы, а также значимостью этой проблемы для практики.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о подтверждении выдвинутой гипотезы о существовании и специфике рефлексивных механизмов переживания кризиса. В ходе реализации поставленных задач нами был проведен анализ философско- психологической литературы по проблеме исследования; изучены особенности переживания кризиса в позднем юношеском возрасте; выявлены и изучены виды рефлексивных механизмов переживания кризиса в позднем юношеском возрасте; установлено их влияние на изменение ценностно-смысловой сферы.
В рамках концептуальной основы исследования рефлексивные механизмы переживания кризиса рассматриваются в онтологическом аспекте и понимаются нами как сложные психологические механизмы, которые разворачиваются в обращении активности человека на переоформление значимых ценностно-смысловых образований с целью организации жизнедеятельности и взаимодействия с окружающим миром, преодоление кризиса. Такое понимание позволяет более целостно и содержательно исследовать процесс переживания кризиса, попытки чего были осуществлены в данной работе.
Наиболее существенным результатом работы явилось то, что выделены виды рефлексивных механизмов переживания кризиса. Так, при ситуативно-фрагментарном механизме изменения ценностно-смысловой сферы касаются, главным образом, мотивов деятельности. При деятельностно-согласующем механизме актуализируются процессы осмысления, что сопровождается яркой аффективной окраской переживания и глубокими перестройками содержания ценностно¬смысловой сферы. При обобщенно-проектирующем механизме происходят изменения наиболее важных ценностей, которые определяли жизнь молодых людей, переживание выводит их на широкие контексты
163
осмысления действительности и обоснования причин произошедшего и прогнозирования дальнейшей жизни. Полученные результаты исследования могут войти в основу для создания психологического тренинга по преодолению жизненного кризиса. Зная рефлексивные механизмы переживания, возможно, не только выявлять их у людей, но и направлять на их осознание и формирование с целью продуктивного преодоления кризиса.
Необходимо отметить, что для достижения этого результата немаловажную роль сыграли качественные методы исследования, а именно, качественное фокусированное исследовательское интервью. Разработанная в рамках исследования методика интервью апробирована нами в консультативной практике при работе с кризисными личностями.
Важно также сказать, что проведенное диссертационное исследование не исчерпывает возможностей, выбранного подхода к пониманию переживания кризиса. Нами намечены дальнейшие исследовательские перспективы: выявление и изучение особенностей и иерархии рефлексивных механизмов переживания кризиса в зависимости от типа кризиса, половозрастных и индивидуальных особенностей личности; выделение этапов, индивидуальных стилей и особенностей процесса переживания, их развитие и формирование в онтогенезе.
1. Абульханова-Славская К.С. Стратегия жизни. - М., 1991 - 299с.
2. Алексеев Н.Г. Способность к рефлексии как существенный момент интеллектуальной культуры современного специалиста. // Проблемы и методы формирования интеллектуальной культуры специалиста. - Новосибирск, 1984 - с.26-31.
3. Алишев Б. С. Психологическая теория ценности (системно¬функциональный подход). Авторф.на соиск...д.психол.наук, Казань- 2002.
4. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978.
5. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979.
6. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У., Цветкова Л.С. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности // Вопр. Психол. 1979. №3. С. 35-45.
7. Бахтин М.М, Эстетика словесного творчества. М., 1979.
8. Бахтин М.М. Тетралогия.
9. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. М., 1997
10. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 464с.
12. Братусь Б.С. Анатомия личности. М., Мысль, 1988г.
13. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. - №5. - 1997., С.3-20.
14. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977.
15. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
165
16. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций, 1998.
17. Бююль Ахим, Цефель Петер SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей: Пер. с нем. - СПб.: ООО «Диа СофтЮП»,2002. - 608с.
18. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал №3/1995.
19. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984.
20. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.685с.
21. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982.336с.
22. ВойскунскийА.Е., СкрипкинС.В. Качественный анализ данных как инструмент научного исследования // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 2001.№2. с 93-109.
23. Выготский Л.С. Лекции о педологии, Ижевск, 1996.
24. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1982 Т.1.
25. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1982, Т, 4.
26. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1982, Т.3.
27. Вяткин Б. А. Избранные психологические исследования индивидуальности: эксперимент, теория, практика./Б.А.Вяткин; Перм. гос. пед .ун-т. - Пермь, 2005. - 392с.
28. Гавриленко Н.Н. Развитие самопознания как фактор профессионального самоопределения старшеклассников: Автореф. дисс. ... канд. Психол. Н. - Иркутск, 1993. - 20с.
29. Гегель Г. Наука логики. М., 1999.
30. Грот Н. Психология чувствований //Психология эмоций: тексты / Под. ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1984, с. 64-83.