Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №70214

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2016
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
643
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания
младших школьников средствами устного народного творчества во внеурочной деятельности 7
1.1. Сущность нравственного воспитания личности 7
1.2. Основные жанры устного народного творчества,
используемые в нравственном воспитании младших школьников 12
1.3. Педагогические условия нравственного воспитания
младших школьников средствами устного народного творчества во внеурочной деятельности 20
Глава 2. Экспериментальная работа по нравственному воспитанию младших школьников средствами устного народного творчества во внеурочной деятельности 28
2.1. Диагностика уровня нравственной воспитанности
младших школьников 28
2.2. Содержание экспериментальной работы по
нравственному воспитанию младших школьников средствами устного народного творчества во внеурочное время 35
2.3. Динамика нравственного воспитания младших школьников 41
Заключение 47
Библиографический список 49
Приложение 53


Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно в нынешнее время, когда все чаще можно встретить жестокость, предательство, нечестность, корысть, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья.
Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Так согласно требованиям ФГОС НОО в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается программа духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся (ФГОС НОО, 2011).
В Стандарте сказано, что базовые нравственные ценности должны быть отражены в содержании как урочных, так и внеурочных воспитательных мероприятиях, а также в деятельности кружков, секций и других форм дополнительного образования (ФГОС НОО, 2011). В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Широкое освещение получило нравственное воспитание в работах отечественных педагогов: А.Я. Данилюка, И.А. Каирова, Н.К. Крупской, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова и других ученых.
Одним из средств нравственного воспитания является устное народное творчество. Воспитание на таком материале создает преемственность, которая дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано историей человечества, обогатить духовные ценности общества.
Изучению фольклора в воспитании младших школьников в последнее время уделяется достаточно много внимания. Для активизации нравственного воспитания большое значение имеют исследования, посвященные изучению фольклора, В.П. Аникина, А.Н. Афанасьева, Г.Н. Волкова, М.Н. Мельникова.
Таким образом, педагогическая актуальность определила тему для нашего исследования: «Нравственное воспитание младших школьников средствами устного народного творчества во внеурочной деятельности».
Проблема исследования: каковы педагогические условия нравственного воспитания младших школьников средствами устного народного творчества во внеурочной деятельности.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия нравственного воспитания младших школьников средствами устного народного творчества во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: нравственное воспитание младших школьников средствами устного народного творчества во внеурочной деятельности будет эффективным, если:
- при отборе жанров устного народного творчества учитываются
возрастные особенности младших школьников;
- расширяются нравственные представления младших школьников, с помощью разнообразных методов и приемов работы.
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предполагает решение следующих теоретических и практических задач:
1) изучить педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
2) выявить педагогические условия нравственного воспитания младших школьников средствами устного народного творчества во внеурочной деятельности;
3) провести диагностику уровня нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста;
4) организовать и провести работу по нравственному воспитанию младших школьников средствами устного народного творчества во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
- изучение психолого-педагогической и методической литературы;
- изучение педагогического опыта;
- педагогический эксперимент;
- анкетирование;
- изучение продуктов творческой деятельности учащихся;
- методы математической обработки данных.
База исследования: МБОУ «Масловопристанская СОШ» Шебекинского района Белгородской области», 2 «Б» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования докладывались на Международной научно-практической конференции «Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы» (Уфа, 2015 год); на Международной научно-практической конференции «Слово и образ в фольклоре и литературе: Юдинские чтения» (Курск, 2014 год); на Всероссийской конференции с международным участием «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» (Белгород, 2015 год).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, дается обзор методов исследования.
В первой главе «Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников средствами устного народного творчества во внеурочной деятельности» представлены теоретические предпосылки обоснованности проблемы; изучены основные жанры устного народного творчества; выявлены педагогические условия нравственного воспитания младших школьников средствами устного народного творчества во внеурочной деятельности.
Во второй главе «Экспериментальная работа по нравственному воспитанию младших школьников средствами устного народного творчества во внеурочной деятельности» представлена диагностика уровня нравственной воспитанности младших школьников, описан ход и результаты экспериментальной работы по нравственному воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования. Дано краткое обобщение по отражению степени разработанности проблемы, изложены выводы.
Библиографический список содержит 52 источника.
В приложении содержится диагностический материал исследования, конспекты внеурочных занятий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение психолого-педагогической литературы позволило нам сделать вывод о том, что проблема нравственного воспитания младших школьников является одной из актуальных проблем современного общества. Так же мы выяснили, что единого понятия нравственного воспитания нет. Поэтому за основу нашего исследования мы брали понятие И.П. Подласого: нравственное воспитание - это процесс целенаправленного и систематического воздействия на сознание, чувства и поведение воспитанников, с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
В ходе исследования были решены теоретические и практические задачи.
Мы выяснили, что устное народное творчество способно расширять нравственные понятия ребенка, обогащать его словарный запас, формировать нравственные чувства. Обращение к устному народному творчеству способствует становлению личности, осознанности поступков и помыслов человека. По мнению ученых, работу над нравственным воспитанием целесообразно начинать уже в младшем школьном возрасте, это обусловлено их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.
Необходимыми в процессе нравственного воспитания являются следующие педагогические условия:
1) процесс нравственного воспитания должен проходить этапы: первый - осознание воспитанниками требуемых норм и правил нравственного поведения, второй - знания должны перейти в убеждения, третий этап - воспитание нравственных чувств, главный этап нравственного воспитания - деятельность;
2) должен учитываться возраст школьников при отборе жанров устного народного творчества;
3) формирование нравственных понятий должно проходить с использованием различных методов и приемов работы над жанрами устного народного творчества.
Во второй части исследования описана экспериментальная работа по нравственному воспитанию младших школьников средствами устного народного творчества во внеурочной деятельности.
Диагностика уровня нравственной воспитанности младших школьников показала необходимость разработки системы внеурочных занятий с использованием устного народного творчества, направленных на нравственное воспитание младших школьников. После проведения системы занятий была выявлена положительная динамика сформированности нравственной воспитанности младших школьников.
Наша гипотеза о том, что нравственное воспитание младших школьников средствами устного народного творчества во внеурочной деятельности будет эффективным, если: при отборе жанров устного народного творчества учитываются возрастные особенности младших школьников; расширяются нравственные представления младших школьников, с помощью разнообразных методов и приемов работы, оказалась верной.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Наше исследование не претендует на окончательное и исчерпывающее решение проблемы нравственного воспитания младших школьников. Мы продолжим работу в данном направлении.



1. Адоньева С.Б. Прагматика современного фольклора / С.Б. Адоньева. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2000. - 329 с.
2. Аникеев М.В. Формирование духовных ценностей у младших школьников через актуализацию веры в нравственный идеал: автореф. дис.... канд. пед. наук 13.00.01 / М.В. Аникеев. - Москва, 2004. - 23 с.
3. Аникин В.П. Русское устное народное творчество / В.П. Аникин. - М.: Высшая школа, 2001. - 316 с.
4. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В.П. Аникин. - М.: Вече, 2009. - 139 с.
5. Артюхова И.С. Ценности и воспитание / И.С. Артюхова // Педагогика. -
2008. - №4. - С. 67-91.
6. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. - М.: Просвещение, 1999. - 301 с.
7. Батурина Г.И. Народная педагогика в воспитании школьников / Г.И. Батурина. - М.: Просвещение, 1995. - 238 с.
8. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории / Н.И. Болдырев. - М.: Из-во «Академия», 2009. -224 с.
9. Болотина Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах / Л.Р. Болотин.- М.: Просвещение, 2008. - 128 с.
10. Василенко В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество / В.А. Василенко. - М.: Просвещение, 2011. - С. 189-197.
11. Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры: метод. пособие / В.П. Ватаман. - М.: Просвещение, 2008. - 213 с.
12. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. - М.: Академия, 1999. - 168 с.
13. Воронова О.А. Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника: автореф. дис.. канд. пед. наук 13.00.01 / О.А. Воронова. - Иркутск, 2006. - 21 с.
14. Горецкий В.Г. Народное творчество / В.Г. Горецкий // Начальная школа. - 1991. - № 4. - С. 46-49.
15. Григорович Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович.- М.: Высшая школа, 2004. - 187 с.
16. Гусейнова А.А. Словарь по этике / А.А. Гусейнова. - 6-е изд. - М.: Политиздат, 2001. - 447 с.
17. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль // в 7-и т. Т. 2. - М., 2005. - 540 с.
18. Данилюк А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Учебник / А.Я. Данилюк,
А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010 - 180 с.
19. Ермоченкова С.А. Уроки окончены. Что же дальше? / С.А. Ермоченкова // Народное образование. - 2008. - № 2. - С. 149-151.
20. Зимин В.И. Пословицы и поговорки русского народа / В.И. Зимин,
A. С. Спирин. - М.: «Сюита», 2011. - 241 с.
21. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен / А.В. Зосимовский // Педагогика. - 1998. - №7. - С. 86-91.
22. Зубарева Е.Е. Детская литература / Е.Е. Зубарева. - М.: Просвещение, 2005. - 214 с.
23. Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания / И.А. Каиров. - М.: Просвещение, 2006. - 201 с.
24. Колдунов Я.И. Нравственное воспитание личности школьника / Я.И. Колдунов. - М.: «Академия», 2007. - 197 с.
25. Королева Т.П. Работа с пословицами на уроках русского языка / Т.П. Королева // Начальная школа. - 2000. - №7. - С. 38.
26. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников /
B. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2006. - С. 150.
27. Курмелева Н.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению / Н.А. Курмелева // Начальная школа. - 2014. - №11. - С. 55-59.
28. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 2006. - 194 с.
29. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко // Соч. В 7-ми т. Т. 4. - М.: Правда, 1979. - 451 с.
30. Маленкова Л.И. Теоретические основы методической воспитательной работы: Учебник / Л.И. Маленкова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 480 с.
31. Мельников М.Н. Игровой фольклор / М.Н. Мельников - М.:
Просвещение, 2007. - 214 с.
32. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / М. Н. Мельников. - М.: Просвещение, 2010. - 240 с.
33. Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: монография / Н.В. Мельникова, Р.В. Овчарова. - СПб: Изд-во «Амалтея», 2008. - 336 с.
34. Мухина В.С. Детская психология/ В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2000. - 49 с.
35. Ницше Ф.В. Сочинение в 2-х томах / Ф.В. Ницше. - М.: Из-во «Астрель», 1998. - 412 с.
36. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1994. - 928 с.
37. Педагогика: учебник для студ. Средних пед.учеб.заведений / В.А. Сластенин., И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2008. - 576 с.
38. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. Пособие для студ. пед. колледжей / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 400 с.
39. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений / И.П. Подласый. - М.: Просвещение, 1996. - 349 с.
40. Разина Т. М. Русское народное творчество / Т.М. Разина. - М.: Вече,
2009. - 213 с.
41. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / С.Л. Рубинштейн. - М. Школа-Пресс, 2006. - 174 с.
42. Сидорова С.А. Игры в загадки на уроках русского языка /
С.А. Сидорова // Начальная школа. - 2004. - №10. - С. 41-47.
43. Соловьева Е.В. Наследие. И быль, и сказка. / Е.В. Соловьева. - М.: Обруч, 2011. - 158 с.
44. Степаненков Н.К. Педагогика: Учеб. Пособие / Н.К. Степаненков. - Мн.: Скакун В.М., 1998.- 448 с.
45. Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия: кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л.Е. Стрельцова. - М.: Просвещение, 1996. - 256 с.
46. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. - М.: Высшая школа, 2007. - 276 с.
47. Тимофеев Л.И. Словарь литературоведческих терминов / Л.И. Тимофеев. - М.: Просвещение, 1994. - 421 с.
48. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника / Н.М. Трофимова // Педагогика. - 2007. - №6. - С. 32-40.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 32 с.
50. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: пособие для классных руководителей / И.Ф. Харламов. - М.: Просвещение, 2003. - 160 с.
51. Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Э.Ф. Шафранская. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
52. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М.Г. Яновская. - М., 2003. - 271 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ