Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Уголовно-правовая характеристика нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов

Работа №7017

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

уголовное право

Объем работы192стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
779
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3 - 15
Глава I. Правовое регулирование общественных отношений
в сфере охраны окружающей среды 15 - 63
§ 1. Законодательство, регулирующее охрану окружающей
среды в Российской Федерации 15 - 42
§ 2. Сравнительно-правовой анализ зарубежного законодатель¬ства в области охраны окружающей природной среды 43- 63
Глава II. Юридическая природа уголовной ответственности
за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов 64 - 128
§ 1. Объективные признаки нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов 64 - 94
§ 2. Субъективные признаки нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов 94 -119
§ 3. Квалифицирующие признаки нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов 119 -128
Глава III. Проблемы совершенствования правоприменительной
практики и квалификация нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов 129 - 164
§ 1. Особенности квалификации нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов и совершенствование
уголовного законодательства 129 - 154
§ 2. Квалификация нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов по совокупности с другими составами преступлений и отграничение от смежных составов преступлений 155 - 164
Заключение 165 - 170
Литература
171 - 187



Актуальность темы исследования. Современное общественное развитие имеет ярко выраженную индустриальную направленность по отношению к окружающей среде. Резкое повышение энергетической мощи и технической оснащенности человека коренным образом изменило его возможности и масштабы воздействия на природу. С одной стороны - экономический рост, способствующий повышению качества жизни, с другой - истощение природных ресурсов из-за чрезмерного уровня их потребления и увеличение количества экологически опасных веществ и отходов, загрязняющих окружающую среду.
Результаты проведенного исследования свидетельствую о том, что наметились негативные тенденции экологической преступности. Увеличивается бесконтрольный сброс источников ионизированного излучения в окружающую среду, растет количество мест несанкционированного хранения отходов, среди которых зачастую обнаруживаются опасные отходы, представляющие угрозу для здоровья населения. Эти и многие другие подобные факты являются в основном результатом нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов. Сложившаяся ситуация выдвигает задачу обеспечения экологической безопасности. Большую роль в решении данной задачи законодатель отводит уголовно-правовым мерам. Указанные обстоятельства обусловливают актуальность выбранной темы диссертационного исследования.
Вместе с тем, практика применения нормы, предусматривающей ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных отходов (ст. 247 УК РФ) не велика. Так, за пять последних лет количество зарегистрированных преступлений составило всего 236, в том числе в 2000 г. - 26, в 2001г. - 40, 2002 г. - 54, 2003 г. - 58, 2004 г. - 61. Такие показатели свидетельствуют о низкой эффективности

4
применения уголовно-правовой нормы за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов. Вместе с тем, результаты социологического исследования, которое было проведено на территории Южного федерального округа, свидетельствуют о значительной распространенности нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов, но выявляется правоохранительными органами лишь незначительная их часть. Более того, значительная доля уголовных дел, возбужденных по ст. 247 УК РФ, в дальнейшем прекращается по различным основаниям. Причины сложившейся обстановки связаны не только с недостатками законодательной регламентации исследуемого деяния, но и проблемами сбора доказательственной базы, в том числе определения признаков состава преступления.
Изложенное указывает на то, что углубленный теоретический анализ проблем законодательного урегулирования охраны окружающей среды, практики применения уголовно-правовой нормы об ответственности за нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов, выработка научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию уголовного закона в настоящее время исключительно актуальны.
Степень научной разработанности проблемы. В советской и российской уголовно-правовой литературе вопросы совершенствования уголовного законодательства, регулирующего экологические отношения, рассматривались в трудах многих ученых - правоведов: И. М. Боргашвили, М. М. Бринчука, Г. И. Бушуева, Г. И. Вольфмана, Е.В. Виноградовой, П. С. Дагеля, О. Л. Дубовик, Э. Н. Жевлакова, С. Г. Келиной, О. С. Колбасова, Н. Ф. Кузнецовой, В.Д. Курченко,В. Н. Литовченко, Ю. И. Ляпунова, А. В. Наумова, П. Г. Некипелова, В. В. Петрова, А. М. Плешакова, Н.Л. Романова,
А. Г. Тарнавского, П. Ф. Повелицина, Б. В. Тайлашева, И. М. Тяжковой, Н.И. Трофимова, Ю.С. Шемшученко, В.А. Широкова, Б.В. Яцеленко, А. В. Яблокова и ряда других.

5
Многие их предложения и рекомендации нашли практическое воплощение. Однако остается еще достаточно много вопросов теоретического и практического характера, требующих ответа. Научные исследования, проводимые после принятия нового уголовного законодательства, в основном посвящены анализу и общей характеристике экологических преступлений без углубленного анализа норм, предусматривающих уголовную ответственность за посягательства на экологическую безопасность населения. Поэтому необходимо исследование уголовно-правовой характеристики нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов, поскольку неэффективность использования ст. 247 УК РФ свидетельствует о необходимости теоретических разработок, для использования их при квалификации преступлений, что обусловливается потребностями правоприменительных органов в этой сфере деятельности. Результаты проведенных исследований позволяют сформулировать ряд рекомендаций по совершенствованию уголовного законодательства, его толкованию и практике применения.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, возникающие в результате производства запрещённых видов опасных отходов, транспортировки, хранения, захоронения, использования или ином обращении радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов.
Предметом исследования выступают уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных веществ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное диссертационное исследование позволило сделать определенные выводы и сформулировать ряд предложений, суть которых состоит в следующем.
1. Становление и развитие экологического законодательства в России свидетельствует, во-первых, о том, что достаточно сложно шло его развитие, во-вторых, проблемы становления экологического законодательства до конца не решены и не исследованы. Вместе с тем, результаты исследования позволили нам правильно определить область уголовно-правовой охраны и принципы, в соответствии с которыми она должна осуществляться, а полученные знания дают возможность разработать и внести предложения по совершенствованию уголовного законодательства и повышению его эффективности.
2. Наряду с рассмотренными различиями в подходах к защите окружающей среды, заложенных в гражданско-правовых и уголовных нормах, непосредственно направленных на охрану экологических отношений в зарубежных странах, значительные различия в этой области возникают из-за традиций и особенностей национальных уголовно¬правовых систем в целом (например, различие в учении о составе преступления). Поэтому говорить о реальном сближении в результате международно-правового сотрудничества внутренних законодательств в этой сфере уголовно-правового регулирования несколько преждевременно.
Параллельно с развитием национальных законодательств в регулировании отношений по защите окружающей природной среды все более активно стали включаться международное право и различные международные институты, что было связано с необходимостью выработки единых стандартов поведения.
3. Экологическая безопасность это общественные отношения, обеспечивающие основанное на законе состояние защищенности граждан

171
от общественно опасных посягательств на их жизненно важные права и интересы в процессе их взаимодействия с окружающей средой по поводу осуществления производственно-хозяйственной или иной общественно¬полезной деятельности в сфере экологии.
4. Обеспечение экологической безопасности - это совокупность уголовно-правовых норм, направленных на защиту граждан от общественно опасных посягательств на их жизненно важные права и интересы в процессе их взаимодействия с окружающей средой;
5. Родовым объектом являются охраняемые уголовным законом комплексные общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению качественно благоприятной природной среды для человека и иных живых существ и обеспечению экологической безопасности населения;
- видовым объектом преступления, предусмотренного ст. 247 (Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов) следует считать охраняемые уголовным законом общественные отношения по поводу сохранения благоприятной для человека и иных живых существ, природной среды, рациональному использованию природы и обеспечению экологической безопасности населения;.
- основным непосредственным объектом такого преступления, как нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, является общественные отношения по обеспечению экологической безопасности при производстве запрещённых видов опасных отходов, транспортировке, хранении, захоронении, использовании или ином обращении радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов;
Дополнительным непосредственным объектом исследуемого деяния являются общественные отношения по охране отдельных природных

172
объектов и ресурсов (недра, леса, животный мир и др.), а также жизнь и здоровье человека.
- предметом преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ являются запрещенные виды опасных отходов, а также радиоактивные, бактериологические и химические вещества и их отходы;
5. Часть 1 ст. 247 УК РФ состоит из двух составов преступлений. Первый основной состав преступления состоит в производстве запрещённых видов опасных отходов, второй - в их обращении, т. е. транспортировке, хранении, захоронении, использовании или ином обращении экологически опасных веществ и отходов с нарушением установленных правил (ч. 1 ст. 247 УК РФ).
По законодательной конструкции преступления являются формальными, т. е. преступления будет считаться оконченными с момента производства запрещённых видов опасных отходов либо с момента транспортировки, хранения, захоронения, использования или иного обращения опасных веществ и отходов с нарушением установленных правил безопасности, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде.
6. Основанием уголовной ответственности за рассматриваемые нарушения является создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, то есть угроза должна содержать в себе реальную и действительную возможность причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.
7. О наличии угрозы причинения вреда свидетельствует превышение норм предельно допустимой констатации радиоактивных, бактериологических и химических веществ и отходов на определенной территории, в том числе, на самом предприятии, в жилом районе, водоеме и т.п. Вместе с тем, при квалификации деяния следует иметь в

173
виду, что уголовная ответственность по ст. 247 УК РФ предусмотрена не при любом превышении норм предельно допустимой концентрации указанных веществ и отходов, а лишь при таком, когда может причинить существенный вред здоровью людей или природной среде.
При квалификации нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов проблемы возникают при определении критерия оценки воздействия на окружающую среду опасных веществ и отходов.



1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации.
- М., 1993.
2. Российская Федерация. Законы. Об отходах производства и потребления: федер. закон от 24 июня 1998 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998.- № 26. - Ст. 3009.
3. Временный классификатор токсичных промышленных отходов и Методические рекомендации по определению класса токсичности промышленных отходов, утвержденные Минздравом СССР и ГКНТ СССР в 1987 г.
4. Российская Федерация. Законы. Об использовании атомной энергии: федер. закон от 21 ноября 1995г. №170-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - М.,1995. - № 48. - Ст.4552.
5. Российская Федерация. Законы. Об отходах производства и потребления: федер. закон от 24 июня 1998 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998.- № 26. - Ст. 3009.
6. Российская Федерация. Законы. О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами: федер. закон от 19 июля 1997 г. № 109 - ФЗ // «Собрание законодательства Российской Федерации - М.,
1997. - №29. - Ст. 3510.
7. Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10 января 2002 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 2. - Ст. 133.
8. Российская Федерация. Законы. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: федер. закон от 21 июля 1997

177
г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №
30. - Ст. 3588.
9. СУ РСФСР. - 1918. - № 42. - Ст. 522.
10. СУ РСФСР. - 1919. - № 21. - Ст. 256.
11. Резолюция Первого Всероссийского съезда по охране природы. - 1929.
12. Ведомости Верховного Совета СССР. - 1970. - № 50. - Ст. 566.
13. Ведомости РФ. - 1992. - № 32. - Ст. 1861.
14. Ведомости Верховного Совета СССР. - 1975. - № 29. - Ст. 434.
15. Ведомости Верховного Совета СССР. - 1977. - № 25. - Ст. 388.
16. Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1982. - № 29. - Ст. 1029.
17. Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1982. - № 29. - Ст. 1027.
18. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - М., 1992. - № 10. - Ст. 457.
19. СП СССР. - 1988. - № 6. - Ст. 14.
20. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 2. - Ст. 133.
21. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 2. - Ст. 170.
22. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - №14. - Ст. 1650.
23. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 10. - Ст. 823.
24. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №9. - Ст. 713.
25. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №12. - Ст. 10.

178
26. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 49. - Ст. 4694.
27. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 5. - Ст. 610.
28. Собрание законодательства Российской Федерации. - М., 1999. - №
18. - Ст.2222.
29. Собрание законодательства Российской Федерации. - М., - 1996. - №3. - Ст.141.
30. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998.- № 26. - Ст. 3009.
31. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. № 10. - Ст. 937.
32. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 35. - Ст. 3648.
33. Собрание законодательства Российской Федерации. -1995. - № 44. - Ст. 5010.
34. Собрание законодательства Российской Федерации. - М, 1995. - №
49. - С. 4694.
35. Собрание законодательства Российской Федерации. -1994. - № 3. - Ст. 212.
36. Собрание законодательства Российской Федерации. - М., 1995. - № 48. - Ст. 4552.
37. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.
- 1992. - № 4. - Ст. 185.
38. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.
- 1993. - № 33. - Ст. 1318.
39. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.
- 1992. - № 10. - Ст. 726.

179
40. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.
- 1993. - № 51. - Ст. 4932.
41. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.
- 1994. - №6. - Ст. 436.
42. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1999. - №1.
43. Российская Федерация. Правительство. Правила охраны окружающей природной среды от вредного воздействия пестицидов и минеральных удобрений при их применении, хранении и транспортировке: приказ Минприроды РФ от 20 декабря 1995 г. № 521.
44. О рекультивировании земель, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и иных работ: Постановление Совета Министров СССР // СП СССР . - 1976. - № 11. - Ст. 53;
45. О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов: Постановление Верховного Совета СССР от 20 сентября 1972 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. -1972. - №329. - Ст. 346;
46. О мерах по дальнейшему улучшению охраны лесов и рациональному использованию лесных ресурсов: Постановление Совета Министров СССР // Ведомости Верховного Совета СССР . - 1977. - № 25. - Ст. 387;
47. О соблюдении требования законодательства об охране природы и рациональному использованию природных ресурсов // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1985. - № 2. - Ст. 479.
48. делам. - М., 1999.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ