Уголовно-правовая характеристика нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов
|
Введение 3 - 15
Глава I. Правовое регулирование общественных отношений
в сфере охраны окружающей среды 15 - 63
§ 1. Законодательство, регулирующее охрану окружающей
среды в Российской Федерации 15 - 42
§ 2. Сравнительно-правовой анализ зарубежного законодатель¬ства в области охраны окружающей природной среды 43- 63
Глава II. Юридическая природа уголовной ответственности
за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов 64 - 128
§ 1. Объективные признаки нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов 64 - 94
§ 2. Субъективные признаки нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов 94 -119
§ 3. Квалифицирующие признаки нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов 119 -128
Глава III. Проблемы совершенствования правоприменительной
практики и квалификация нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов 129 - 164
§ 1. Особенности квалификации нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов и совершенствование
уголовного законодательства 129 - 154
§ 2. Квалификация нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов по совокупности с другими составами преступлений и отграничение от смежных составов преступлений 155 - 164
Заключение 165 - 170
Литература
171 - 187
Глава I. Правовое регулирование общественных отношений
в сфере охраны окружающей среды 15 - 63
§ 1. Законодательство, регулирующее охрану окружающей
среды в Российской Федерации 15 - 42
§ 2. Сравнительно-правовой анализ зарубежного законодатель¬ства в области охраны окружающей природной среды 43- 63
Глава II. Юридическая природа уголовной ответственности
за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов 64 - 128
§ 1. Объективные признаки нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов 64 - 94
§ 2. Субъективные признаки нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов 94 -119
§ 3. Квалифицирующие признаки нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов 119 -128
Глава III. Проблемы совершенствования правоприменительной
практики и квалификация нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов 129 - 164
§ 1. Особенности квалификации нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов и совершенствование
уголовного законодательства 129 - 154
§ 2. Квалификация нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов по совокупности с другими составами преступлений и отграничение от смежных составов преступлений 155 - 164
Заключение 165 - 170
Литература
171 - 187
Актуальность темы исследования. Современное общественное развитие имеет ярко выраженную индустриальную направленность по отношению к окружающей среде. Резкое повышение энергетической мощи и технической оснащенности человека коренным образом изменило его возможности и масштабы воздействия на природу. С одной стороны - экономический рост, способствующий повышению качества жизни, с другой - истощение природных ресурсов из-за чрезмерного уровня их потребления и увеличение количества экологически опасных веществ и отходов, загрязняющих окружающую среду.
Результаты проведенного исследования свидетельствую о том, что наметились негативные тенденции экологической преступности. Увеличивается бесконтрольный сброс источников ионизированного излучения в окружающую среду, растет количество мест несанкционированного хранения отходов, среди которых зачастую обнаруживаются опасные отходы, представляющие угрозу для здоровья населения. Эти и многие другие подобные факты являются в основном результатом нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов. Сложившаяся ситуация выдвигает задачу обеспечения экологической безопасности. Большую роль в решении данной задачи законодатель отводит уголовно-правовым мерам. Указанные обстоятельства обусловливают актуальность выбранной темы диссертационного исследования.
Вместе с тем, практика применения нормы, предусматривающей ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных отходов (ст. 247 УК РФ) не велика. Так, за пять последних лет количество зарегистрированных преступлений составило всего 236, в том числе в 2000 г. - 26, в 2001г. - 40, 2002 г. - 54, 2003 г. - 58, 2004 г. - 61. Такие показатели свидетельствуют о низкой эффективности
4
применения уголовно-правовой нормы за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов. Вместе с тем, результаты социологического исследования, которое было проведено на территории Южного федерального округа, свидетельствуют о значительной распространенности нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов, но выявляется правоохранительными органами лишь незначительная их часть. Более того, значительная доля уголовных дел, возбужденных по ст. 247 УК РФ, в дальнейшем прекращается по различным основаниям. Причины сложившейся обстановки связаны не только с недостатками законодательной регламентации исследуемого деяния, но и проблемами сбора доказательственной базы, в том числе определения признаков состава преступления.
Изложенное указывает на то, что углубленный теоретический анализ проблем законодательного урегулирования охраны окружающей среды, практики применения уголовно-правовой нормы об ответственности за нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов, выработка научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию уголовного закона в настоящее время исключительно актуальны.
Степень научной разработанности проблемы. В советской и российской уголовно-правовой литературе вопросы совершенствования уголовного законодательства, регулирующего экологические отношения, рассматривались в трудах многих ученых - правоведов: И. М. Боргашвили, М. М. Бринчука, Г. И. Бушуева, Г. И. Вольфмана, Е.В. Виноградовой, П. С. Дагеля, О. Л. Дубовик, Э. Н. Жевлакова, С. Г. Келиной, О. С. Колбасова, Н. Ф. Кузнецовой, В.Д. Курченко,В. Н. Литовченко, Ю. И. Ляпунова, А. В. Наумова, П. Г. Некипелова, В. В. Петрова, А. М. Плешакова, Н.Л. Романова,
А. Г. Тарнавского, П. Ф. Повелицина, Б. В. Тайлашева, И. М. Тяжковой, Н.И. Трофимова, Ю.С. Шемшученко, В.А. Широкова, Б.В. Яцеленко, А. В. Яблокова и ряда других.
5
Многие их предложения и рекомендации нашли практическое воплощение. Однако остается еще достаточно много вопросов теоретического и практического характера, требующих ответа. Научные исследования, проводимые после принятия нового уголовного законодательства, в основном посвящены анализу и общей характеристике экологических преступлений без углубленного анализа норм, предусматривающих уголовную ответственность за посягательства на экологическую безопасность населения. Поэтому необходимо исследование уголовно-правовой характеристики нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов, поскольку неэффективность использования ст. 247 УК РФ свидетельствует о необходимости теоретических разработок, для использования их при квалификации преступлений, что обусловливается потребностями правоприменительных органов в этой сфере деятельности. Результаты проведенных исследований позволяют сформулировать ряд рекомендаций по совершенствованию уголовного законодательства, его толкованию и практике применения.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, возникающие в результате производства запрещённых видов опасных отходов, транспортировки, хранения, захоронения, использования или ином обращении радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов.
Предметом исследования выступают уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных веществ.
Результаты проведенного исследования свидетельствую о том, что наметились негативные тенденции экологической преступности. Увеличивается бесконтрольный сброс источников ионизированного излучения в окружающую среду, растет количество мест несанкционированного хранения отходов, среди которых зачастую обнаруживаются опасные отходы, представляющие угрозу для здоровья населения. Эти и многие другие подобные факты являются в основном результатом нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов. Сложившаяся ситуация выдвигает задачу обеспечения экологической безопасности. Большую роль в решении данной задачи законодатель отводит уголовно-правовым мерам. Указанные обстоятельства обусловливают актуальность выбранной темы диссертационного исследования.
Вместе с тем, практика применения нормы, предусматривающей ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных отходов (ст. 247 УК РФ) не велика. Так, за пять последних лет количество зарегистрированных преступлений составило всего 236, в том числе в 2000 г. - 26, в 2001г. - 40, 2002 г. - 54, 2003 г. - 58, 2004 г. - 61. Такие показатели свидетельствуют о низкой эффективности
4
применения уголовно-правовой нормы за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов. Вместе с тем, результаты социологического исследования, которое было проведено на территории Южного федерального округа, свидетельствуют о значительной распространенности нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов, но выявляется правоохранительными органами лишь незначительная их часть. Более того, значительная доля уголовных дел, возбужденных по ст. 247 УК РФ, в дальнейшем прекращается по различным основаниям. Причины сложившейся обстановки связаны не только с недостатками законодательной регламентации исследуемого деяния, но и проблемами сбора доказательственной базы, в том числе определения признаков состава преступления.
Изложенное указывает на то, что углубленный теоретический анализ проблем законодательного урегулирования охраны окружающей среды, практики применения уголовно-правовой нормы об ответственности за нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов, выработка научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию уголовного закона в настоящее время исключительно актуальны.
Степень научной разработанности проблемы. В советской и российской уголовно-правовой литературе вопросы совершенствования уголовного законодательства, регулирующего экологические отношения, рассматривались в трудах многих ученых - правоведов: И. М. Боргашвили, М. М. Бринчука, Г. И. Бушуева, Г. И. Вольфмана, Е.В. Виноградовой, П. С. Дагеля, О. Л. Дубовик, Э. Н. Жевлакова, С. Г. Келиной, О. С. Колбасова, Н. Ф. Кузнецовой, В.Д. Курченко,В. Н. Литовченко, Ю. И. Ляпунова, А. В. Наумова, П. Г. Некипелова, В. В. Петрова, А. М. Плешакова, Н.Л. Романова,
А. Г. Тарнавского, П. Ф. Повелицина, Б. В. Тайлашева, И. М. Тяжковой, Н.И. Трофимова, Ю.С. Шемшученко, В.А. Широкова, Б.В. Яцеленко, А. В. Яблокова и ряда других.
5
Многие их предложения и рекомендации нашли практическое воплощение. Однако остается еще достаточно много вопросов теоретического и практического характера, требующих ответа. Научные исследования, проводимые после принятия нового уголовного законодательства, в основном посвящены анализу и общей характеристике экологических преступлений без углубленного анализа норм, предусматривающих уголовную ответственность за посягательства на экологическую безопасность населения. Поэтому необходимо исследование уголовно-правовой характеристики нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов, поскольку неэффективность использования ст. 247 УК РФ свидетельствует о необходимости теоретических разработок, для использования их при квалификации преступлений, что обусловливается потребностями правоприменительных органов в этой сфере деятельности. Результаты проведенных исследований позволяют сформулировать ряд рекомендаций по совершенствованию уголовного законодательства, его толкованию и практике применения.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, возникающие в результате производства запрещённых видов опасных отходов, транспортировки, хранения, захоронения, использования или ином обращении радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов.
Предметом исследования выступают уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных веществ.
Проведенное диссертационное исследование позволило сделать определенные выводы и сформулировать ряд предложений, суть которых состоит в следующем.
1. Становление и развитие экологического законодательства в России свидетельствует, во-первых, о том, что достаточно сложно шло его развитие, во-вторых, проблемы становления экологического законодательства до конца не решены и не исследованы. Вместе с тем, результаты исследования позволили нам правильно определить область уголовно-правовой охраны и принципы, в соответствии с которыми она должна осуществляться, а полученные знания дают возможность разработать и внести предложения по совершенствованию уголовного законодательства и повышению его эффективности.
2. Наряду с рассмотренными различиями в подходах к защите окружающей среды, заложенных в гражданско-правовых и уголовных нормах, непосредственно направленных на охрану экологических отношений в зарубежных странах, значительные различия в этой области возникают из-за традиций и особенностей национальных уголовно¬правовых систем в целом (например, различие в учении о составе преступления). Поэтому говорить о реальном сближении в результате международно-правового сотрудничества внутренних законодательств в этой сфере уголовно-правового регулирования несколько преждевременно.
Параллельно с развитием национальных законодательств в регулировании отношений по защите окружающей природной среды все более активно стали включаться международное право и различные международные институты, что было связано с необходимостью выработки единых стандартов поведения.
3. Экологическая безопасность это общественные отношения, обеспечивающие основанное на законе состояние защищенности граждан
171
от общественно опасных посягательств на их жизненно важные права и интересы в процессе их взаимодействия с окружающей средой по поводу осуществления производственно-хозяйственной или иной общественно¬полезной деятельности в сфере экологии.
4. Обеспечение экологической безопасности - это совокупность уголовно-правовых норм, направленных на защиту граждан от общественно опасных посягательств на их жизненно важные права и интересы в процессе их взаимодействия с окружающей средой;
5. Родовым объектом являются охраняемые уголовным законом комплексные общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению качественно благоприятной природной среды для человека и иных живых существ и обеспечению экологической безопасности населения;
- видовым объектом преступления, предусмотренного ст. 247 (Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов) следует считать охраняемые уголовным законом общественные отношения по поводу сохранения благоприятной для человека и иных живых существ, природной среды, рациональному использованию природы и обеспечению экологической безопасности населения;.
- основным непосредственным объектом такого преступления, как нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, является общественные отношения по обеспечению экологической безопасности при производстве запрещённых видов опасных отходов, транспортировке, хранении, захоронении, использовании или ином обращении радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов;
Дополнительным непосредственным объектом исследуемого деяния являются общественные отношения по охране отдельных природных
172
объектов и ресурсов (недра, леса, животный мир и др.), а также жизнь и здоровье человека.
- предметом преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ являются запрещенные виды опасных отходов, а также радиоактивные, бактериологические и химические вещества и их отходы;
5. Часть 1 ст. 247 УК РФ состоит из двух составов преступлений. Первый основной состав преступления состоит в производстве запрещённых видов опасных отходов, второй - в их обращении, т. е. транспортировке, хранении, захоронении, использовании или ином обращении экологически опасных веществ и отходов с нарушением установленных правил (ч. 1 ст. 247 УК РФ).
По законодательной конструкции преступления являются формальными, т. е. преступления будет считаться оконченными с момента производства запрещённых видов опасных отходов либо с момента транспортировки, хранения, захоронения, использования или иного обращения опасных веществ и отходов с нарушением установленных правил безопасности, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде.
6. Основанием уголовной ответственности за рассматриваемые нарушения является создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, то есть угроза должна содержать в себе реальную и действительную возможность причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.
7. О наличии угрозы причинения вреда свидетельствует превышение норм предельно допустимой констатации радиоактивных, бактериологических и химических веществ и отходов на определенной территории, в том числе, на самом предприятии, в жилом районе, водоеме и т.п. Вместе с тем, при квалификации деяния следует иметь в
173
виду, что уголовная ответственность по ст. 247 УК РФ предусмотрена не при любом превышении норм предельно допустимой концентрации указанных веществ и отходов, а лишь при таком, когда может причинить существенный вред здоровью людей или природной среде.
При квалификации нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов проблемы возникают при определении критерия оценки воздействия на окружающую среду опасных веществ и отходов.
1. Становление и развитие экологического законодательства в России свидетельствует, во-первых, о том, что достаточно сложно шло его развитие, во-вторых, проблемы становления экологического законодательства до конца не решены и не исследованы. Вместе с тем, результаты исследования позволили нам правильно определить область уголовно-правовой охраны и принципы, в соответствии с которыми она должна осуществляться, а полученные знания дают возможность разработать и внести предложения по совершенствованию уголовного законодательства и повышению его эффективности.
2. Наряду с рассмотренными различиями в подходах к защите окружающей среды, заложенных в гражданско-правовых и уголовных нормах, непосредственно направленных на охрану экологических отношений в зарубежных странах, значительные различия в этой области возникают из-за традиций и особенностей национальных уголовно¬правовых систем в целом (например, различие в учении о составе преступления). Поэтому говорить о реальном сближении в результате международно-правового сотрудничества внутренних законодательств в этой сфере уголовно-правового регулирования несколько преждевременно.
Параллельно с развитием национальных законодательств в регулировании отношений по защите окружающей природной среды все более активно стали включаться международное право и различные международные институты, что было связано с необходимостью выработки единых стандартов поведения.
3. Экологическая безопасность это общественные отношения, обеспечивающие основанное на законе состояние защищенности граждан
171
от общественно опасных посягательств на их жизненно важные права и интересы в процессе их взаимодействия с окружающей средой по поводу осуществления производственно-хозяйственной или иной общественно¬полезной деятельности в сфере экологии.
4. Обеспечение экологической безопасности - это совокупность уголовно-правовых норм, направленных на защиту граждан от общественно опасных посягательств на их жизненно важные права и интересы в процессе их взаимодействия с окружающей средой;
5. Родовым объектом являются охраняемые уголовным законом комплексные общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению качественно благоприятной природной среды для человека и иных живых существ и обеспечению экологической безопасности населения;
- видовым объектом преступления, предусмотренного ст. 247 (Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов) следует считать охраняемые уголовным законом общественные отношения по поводу сохранения благоприятной для человека и иных живых существ, природной среды, рациональному использованию природы и обеспечению экологической безопасности населения;.
- основным непосредственным объектом такого преступления, как нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, является общественные отношения по обеспечению экологической безопасности при производстве запрещённых видов опасных отходов, транспортировке, хранении, захоронении, использовании или ином обращении радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов;
Дополнительным непосредственным объектом исследуемого деяния являются общественные отношения по охране отдельных природных
172
объектов и ресурсов (недра, леса, животный мир и др.), а также жизнь и здоровье человека.
- предметом преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ являются запрещенные виды опасных отходов, а также радиоактивные, бактериологические и химические вещества и их отходы;
5. Часть 1 ст. 247 УК РФ состоит из двух составов преступлений. Первый основной состав преступления состоит в производстве запрещённых видов опасных отходов, второй - в их обращении, т. е. транспортировке, хранении, захоронении, использовании или ином обращении экологически опасных веществ и отходов с нарушением установленных правил (ч. 1 ст. 247 УК РФ).
По законодательной конструкции преступления являются формальными, т. е. преступления будет считаться оконченными с момента производства запрещённых видов опасных отходов либо с момента транспортировки, хранения, захоронения, использования или иного обращения опасных веществ и отходов с нарушением установленных правил безопасности, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде.
6. Основанием уголовной ответственности за рассматриваемые нарушения является создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, то есть угроза должна содержать в себе реальную и действительную возможность причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.
7. О наличии угрозы причинения вреда свидетельствует превышение норм предельно допустимой констатации радиоактивных, бактериологических и химических веществ и отходов на определенной территории, в том числе, на самом предприятии, в жилом районе, водоеме и т.п. Вместе с тем, при квалификации деяния следует иметь в
173
виду, что уголовная ответственность по ст. 247 УК РФ предусмотрена не при любом превышении норм предельно допустимой концентрации указанных веществ и отходов, а лишь при таком, когда может причинить существенный вред здоровью людей или природной среде.
При квалификации нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов проблемы возникают при определении критерия оценки воздействия на окружающую среду опасных веществ и отходов.
Подобные работы
- Уголовно-правовая характеристика нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов
Диссертации (РГБ), . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Уголовно-правовая характеристика нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст.247 УК РФ)
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГРОЗЫ
Диссертации (РГБ), . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 5708 р. Год сдачи: 2018 - УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГРОЗЫ (12.00.08)
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (методологические аспекты)
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Роль МВД по профилактике экологических преступлений
Дипломные работы, ВКР, экологическое право. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017



