ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА СЕМЬИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Становление образа семьи у младших школьников как предмет
психолого-педагогических исследований 6
1.2. Образ семьи в восприятии младших школьников 12
1.3. Специфика становления образа семьи у младших школьников 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА СЕМЬИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов изучения образа семьи у младших
школьников 28
2.3 Рекомендации для родителей по становлению образа семьи у младших
школьников 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Проблема изучения образа семьи у детей младшего школьного возраста приобретает актуальность в силу следующих обстоятельств. Во- первых, в условиях усиления духовного кризиса, утраты нравственных ориентиров становится очевидной тенденция разрушения культурных традиций, переориентации ценностей с духовных на материальные, прагматические. Во-вторых семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств.
Само понятие образ семьи описательное, в исследованиях отражают лишь его когнитивный аспект. Изучением образа семьи занимались следующие современные исследователи: Ю.Б. Евдокимова,
H.A. Круглова, Т.В. Кузнецова, Е.В. Левицкая, Е.Ю. Макарова, A.A. Нестерова, Н.В. Панкова, Л.Г. Попова. Согласно результатам их исследований, значение образа семьи заключается в том, что в соответствии с образами родителей у ребенка складывается представление о себе, развивается самооценка, ценностное отношение к семейным традициям. Через формирование образа семьи младший школьник усваивает жизненные ценности. Все это влияет на определенное отношение к людям, к окружающему миру в целом со стороны ребенка.
Младший школьный возраст создает дополнительные возможности эффективного становления образа семьи, т.к. характеризуется такими возрастными особенностями, как повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращенность к миру позитивных ценностей.
Подготовка к жизни молодого поколения приобретает новые качественные признаки, придает особую актуальность таким проблемам, как развитие ценностных ориентаций и идеалов семьи, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания всех членов семьи, развитие ценностного отношения у младших школьников к семейным традициям.Учитывая вышесказанное, была определена тема нашего исследования: «Образ семьи в младшем школьном возрасте».
Проблема исследования: каковы психологические особенности образа семьи у младших школьников. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: образ семьи в школьном возрасте.
Предмет исследования: особенности образа семьи у младших школьников.
Гипотеза исследования: в образе семьи у младшего школьника наибольшее значение имеют сформированность семейных ценностей и взаимоотношения в семье.
Задачи исследования:
^Охарактеризовать понятие образа семьи.
2. Рассмотреть специфику восприятия и становления образа семьи у младших школьников.
3. Выявить показатели (критерии) сформированности образа семьи у младших школьников.
4. Провести диагностику сформированности показателей (критериев) образа семьи у младших школьников.
5. Выявить различия в образе семьи у младших школьников с разным уровнем семейных ценностей.
6. Разработать рекомендации для родителей по становлению образа семьи у младших школьников.
Методы исследования:
1) организационные (сравнительный метод);
2) эмпирические (диагностические методы);
3) способы обработки данных (математико-статистический анализ данных и качественное описание результатов исследования);
4) интерпретационные (структурный).
Теоретико-методологическую базу исследования составили: идеи, раскрывающие психологические аспекты развития личности (Б.Г. Ананьев, A.A.Бодалев, Л.С. Выготский, Петровский, М.Г. Ярошевский и др.), значимость семьи в становлении личности ребенка (В.Н. Дружинин, A.C.Спиваковская, В.Я. Титаренко, К. Роджерс, и др.), научные представления о ценностных аспектах развития личности (А.Г. Асмолов, М.С. Каган, В.Д. Шадриков, E.H. Шиянов) и механизмах изменения ценностных ориентации (Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Е.И. Исаев).
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гостищевская средняя общеобразовательная школа», Яковлевский район, Белгородская область.
В исследовании принимали участие младшие школьники 7-8 лет в количестве 72 человек.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Изучением образа семьи занимались следующие современные исследователи: Ю.Б. Евдокимова, H.A. Круглова, Т.В. Кузнецова,
Е.В. Левицкая, Е.Ю. Макарова, A.A. Нестерова, Н.В. Панкова, Л.Г. Попова.
В ходе анализа различных подходов к изучению понятия образ семьи младший школьный возраст создает дополнительные возможности эффективного становления образа семьи, т.к. характеризуется такими возрастными особенностями, как повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращенность к миру позитивных ценностей, которые проявляются во всех видах деятельности.
На основе анализа сущностно-содержательной характеристики таких понятий, как «семейные ценности», «семейные традиции», «ценностное отношение к семье» представленных в психолого-педагогической литературе, привел нас к выводу, что понятие образ семьи для младшего школьника - это отражение знаний о семье в сознании ребенка, это то, что ребенок видит на примере собственной семьи.
Специфика становления образа семьи у младших школьников заключается в эмоциональном восприятии семейного уклада, осознании личной сопричастности к миру его семьи, ценностном отношении к семье и соотнесении с другими ценностями на уровне личной значимости.
Образ семьи обуславливаются знанием представление о семье и ее ценностях, эмоциональным отношением к семье, осознанием семьи как личностно и социально значимой ценности, реализации деятельностных аспектов ценностного отношения к семье.
Эмпирическое исследование проходило на базе МБОУ «Г остищевская СОШ», Яковлевского района, Белгородской области. В исследовании принимали участие младшие школьники в количестве 72 человека. Цель эмпирического исследования было выявление особенностей становления образа семьи у младших школьников.
Для определения уровня сформированности показателей образа семьи у младших школьников были подобраны и проведены следующие диагностические методики:анкетирование младших школьников «Я и моя семья» (автор Э.Р. Ахмеджанов), целью которого было изучение сформированности семейных ценностей и значимости семьи у младших школьников; методика «Рисунок семьи» (автор Л.Корман), целью данной методики было определение взаимоотношение в семье младшего школьника; методика «Идентификация детей с родителями» (автор А.И. Зарова), цель данной методики заключалась в рассмотрение компетентности и авторитета родителей в восприятии детьми.
Рассмотрев показатели, влияющие на становление образа семьи у младших школьников можно утверждать, что доминируют у детей такие показатели как создание позитивного эмоционального климата в семье - 87%; положительное взаимоотношение с членами семьи - 63%. Но также были выявлены младшие школьники - 52% у которых данные показатели недостаточно сформированы. Также представленность в образе семьи, в той или иной степени, таких показателей как: сформированность семейных ценностей и значимость семьи у младших школьников - 21%; отношение между родителями и детьми - 50% позволило сделать вывод о том, что данные характеристики недостаточно сформированы.
Поэтому наше предположение о том, что процесс становления образа семьи у младших школьников будет проходить успешно при: сформированности семейных ценностей и значимости семьи у младших школьников; создании позитивного эмоционального климата в семье; положительном взаимоотношении с членами семьи; позитивном отношении детей и родителей.
1. Абульханова-Славская, К.А. Типология активности личности в социальной психологии /К.А. Абульханова-Славская / Психология личности и образ жизни. - М. : Речь, 2005. - 230 с.
2. Андреева, Г.М. Психология социального познания: Учебн. Пособие / Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс. 2007. - 340 с.
3. Артюшина, М.Н. Социально-педагогические условия
формирования ценностных отношений [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. №2. URL:
http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53600.shtml (дата обращения:
23.10.2015)
4. Асмолов, А.Г., Братусь, Б.С., Зейгарник, Б.В., Петровский, В.А. и др. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности/ А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, В.А Петровский и др. // Вопросы психологии. - 2004. - № 4. - С. 35-37.
5. Ахмеджанов, Э.Р. Психологические тесты / Э.Р. Ахмеджанов- М.: 2006. - 320 с.
6. Баталова, И.Н. Проект «Традиции в моей семье» / И.Н. Баталова // Приоритетные направления социально-педагогического взаимодействия детского сада и семьи: материалы городской научно-практической конференции, посвященной 50-летию факультета дошкольного образования (23.05.2013г.)/подред.: Н. И. Левшиной, Т. М. Бабуновой. - Магнитогорск: МаГУ, 2013. - С. 59 - 62.
7. Бемеев, Г.С., Лобзин, В.С., Копынова, И.А.
Психологическаясаморегуляция / Г.С. Бемеев, В.С. Лобзин, И.А. Копынова - СПб: Медицина, 2003. - 160 с.
8. Берулаева, Г.Д. Психодиагностика умственного развития
учащихся / Г.Д. Берулаева. - Новосибирск: «Центр», 2003. - 256 с.
9. Биджиев, А.С-М. Определяющая роль семьи в развитии и становлении личности ребенка [Текст] /А.С-М. Биджиев // Психологическая наука: теоретические и прикладные аспекты исследований: Международная научная конференция. - Карачаевск: КЧГУ, 2009. - С.41-44.
10. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы
формирования личности: Под ред. Д.И.Фкельдштейна, /
Л.И.Божович- М.: Международная педагогическая академия, 2004. - 212 с.
11. Болотова, А.К. Фактор времени в переживании и преодолении
ситуации социальной нестабильности / А. К. Болотова // Психология человека в условиях социальной нестабильности. - М., 2004. -
С. 47-62.
12. Большая Российская энциклопедия Автор: Науч.-ред. совет: Ю. С. Осипов, (пред.) [и др.]; Отв. ред. С.Л. Кравец, Изд-во:Большая Российская энциклопедия, 2004. - 507 с.
13. Брагуца. А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности /А.В. Брагуца // Начальная школа. - 2011. - № 6. - С.53-55.
14. Буданова, О.В. Портфолио и внеурочная деятельность в начальной школе /О.В. Буданова //Завуч начальной школы.- 2011. - № 6. - С. 3-14.
15. Васильев, В. Проектно - исследовательская технология: развитие мотивации / В. Васильев //Народное образование №9. - 2004. - С. 177 - 180.
16. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. Пед. институтов по спец. «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Г.С. Михальчин, Н.Ф. Прокина, и др; Под ред. М.В. Гамезо, и др. - М.: Просвещение, 2004. - 256 с.
17. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. Высших учеб. заведений/Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.:«Академия», 2005. - 320 с.
18. Волжина, О.И. Аксиологическая концепция семьи // Мир образования - образование в мире. Научно-методический журнал. - 2001. - № 4. - С. 29-47.
19. Воронин, А.Н. Методики диагностики свойств внимания / А.Н. Воронин // Методы психологической диагностики /Под ред. В.Н.Дружина, Т.В. Галкиной. М., 2003. - 230 с.
20. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский.Москва.:АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЭКСМО - ПРЕСС. 2004, - 159 с.
21. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2 / Л.С. Выготский, Вопросы общей психологии / Гл. ред. А.В.Запорожец. — М.: Педагогика, 2002. - 120 с.
22. Гамезо, М.В., Домашенко, И.Д. Атлас по психологии: Информ. Метод.материалы к курсу «Общая психология»: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов / М. В. Гамезо, И.Д. Домашенко. - М.: Просвещение, 2006.-272 с.
23. Герасимова, Е.В. Содержательная характеристика гуманных взаимоотношений в семье Текст. / Е.В. Герасимова, // Позитивное родительство — счастливое детство: Материалы научно-практической конференции, 27 ноября 2007 г. Самара: ГУСО «Перспектива», 2007. - 307 с.
24. Гильбух, Ю.З. Понятие зоны ближайшего развития и его роль в решении актуальных задач педагогической психологии / Ю.З. Гильбух // Вопросы психологии. 2007. - № 6. - С. 78.
25. Гозман, Л.Я. Психологические проблемы семьи / Л.Я.Гозман, Е.И. Гилягина, // Вопросы психологии. 1985. - № 2. - С. 186.
26. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
27. Диагностика школьнойдезадаптации: Научно-методическое
пособие для учителей начальных классов и школьных психологов / Под ред. С.Л. Беличевой, И.А. Коробейникова. М.. 2005. - 432 с.
28. Додонов, Б.И. Потребность, отношения и направленность личности / Б.И.Додонов // Вопросы психологии. 2003. - № 5. - С. 18-19.
29. Дубровина, И.В. и др. Психология: Учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: «Академия», 2005. - 464 с.
30. Елизаров, А.Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи Текст. / А.Н. Елизаров // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. - №3. - С.59-68.
31. Епимахина, Ю.В. Коррекционно-развивающая программа
развития личностной рефлексии и формирования
смысложизненныхориентаций у старших школьников Текст. / Ю.В. Епимахина // Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону, 2006.- С.66-69.
32. Жигалин, С.С. Родительская позиция как психологический феномен Текст. / С.С. Жигалин, Р.В. Овчарова, // Экономика, психология, бизнес. Красноярск, 2004. - №2. - С. 166-182.
33. Забродин, Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека / Ю.М. Забродин, Б.А.Сосновский. // Вопросы психологии. 2005. - № 6. - С. 100-102.
34. Зинченко В. П. Проблема объективного метода в психологии / В. П.Зинченко //Вопросы философии. 2007. - №7. - 230 с.
35. Кильдюшова, П.Е., Валеева Р.А. К вопросу о формировании у
младших школьников ценностного отношения к семье // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3; URL: www.science-
education.ru/123-17321 (дата обращения: 21.10.2015).
36. Коган, М.С. Воспитательная работа: дети - учителя - родители: методическое пособие. - Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 1999. - 54 с.
37. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 2005. - 442 с.
38. Кристинина, Е. И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы) / Е. И. Кристинина // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 100-104.
39. Психология: Словарь / Под общ.ред. А.В. Петровского, И.Г. Ярошевского. - 2-ое изд., испр. и доп. -М.: Политиздат, 1990. -494 с.
40. Кудрявцев, И.А., Ерохина М.Б., Лавринович А.Н., Сафуанов Ф.С. Некоторые психологические механизмы / И.А. Кудрявцев, М.Б. Ерохина, А.Н. Лавринович, Ф.С.Сафуанов// Психические расстройства. М.: ВНИИОСП им. В.П. Сербского, 2004.- С. 99-102.
41. Кулик, Л.А. Семейное воспитание / Л.А. Кулик, Н.И. Берестов. - М.: 1990. - 212 с.
42. Куликова, Т.А. Формирование ценностного отношения к семье у
будущих педагогов в системе высшего образования /Содержании и методы воспитания детей дошкольного возраста: Материалы VI научно¬
практической конференции. - М.: МГПУ, 2004. - С.293-300.
43. Кулиш, О.Г. Образ благополучной и неблагополучной семьи у
детей разного психологического возраста //Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 2-х частях. - Часть 1/ под общей редакцией доктора псих.наук В. К. Шабельникова, и кандидата псих. наук
А.Г. Лидерса. - М.: 2003 - 328 с.
44. Несменов, Р.С. Психология: учебник для студентов высшей педагогических учебных заведений: ВЗКН: Кн.3; Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р.С. Немов. - М: Просвещение: ВЛАДОС,2005. - 512с.
45. Никандров, Н.Д. Ценности как основа целей воспитания / Н.Д. Никандров // Педагогика. - 1998. - № 3. - С. 3-10.
46. Общая психология: Курс лекций для первой степени
педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов, - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 448 с.
47. Панферов, В.Н. Психология человека / В.Н. Панферов, - СПб: Издательство В. А. Михайлова, 2006. - 159с.
48. Преснякова, Л.А. Трансформация отношений внутри семьи и изменение ценностных ориентиров воспитания // Отечественные записки. - 2004. — №3. - С.34.
49. Разбегаева, Л.П. Ценностные основания гуманитарного основания / Л.П. Разбегаева. -Волгоград: Перемена, 2001. - 288с.
50. Рубченко, А.К. Проблема детско-родительских отношений в отечественной психологии Текст. / А.К. Рубченко // Психолог в детском саду.
- 2005. - №4. - С.98-114.
51. Рувинский, Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / Л.И. Рувинский. -М.: Педагогика, 1981. - 128 с.
52. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в
психологии / Е.В. Сидоренко - Санкт-Петербург: Социально¬
психологический центр, 2006.-347с.
53. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребёнка. М.: Педагогика, 1989.
- 160с.
54. Якимова, Т.В. Особенности детско-родительского
взаимодействия и структуры семьи интеллектуально одаренных детей Текст. / Т.В. Якимова // Психологическая наука и образование. - 2007. №3. - С.87-96.