ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ОСВОЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса младших школьников к изучению человека 7
1.1. История обращения науки к изучению организма человека 7
1.2. Сущность и критерии познавательного интереса младших
школьников к изучению человека 16
1.3. Педагогические условия формирования познавательного интереса младших школьников к изучению человека при освоении предмета «Окружающий мир» 27
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию познавательного интереса младших школьников к изучению человека при освоении предмета «Окружающий мир» 38
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательного
интереса младших школьников к изучению человека 38
2.2. Проектирование процесса формирования познавательного
интереса младших школьников к изучению человека при освоении предмета «Окружающий мир» 45
Заключение 59
Библиографический список 62
Приложение 68
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса младших школьников к изучению человека 7
1.1. История обращения науки к изучению организма человека 7
1.2. Сущность и критерии познавательного интереса младших
школьников к изучению человека 16
1.3. Педагогические условия формирования познавательного интереса младших школьников к изучению человека при освоении предмета «Окружающий мир» 27
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию познавательного интереса младших школьников к изучению человека при освоении предмета «Окружающий мир» 38
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательного
интереса младших школьников к изучению человека 38
2.2. Проектирование процесса формирования познавательного
интереса младших школьников к изучению человека при освоении предмета «Окружающий мир» 45
Заключение 59
Библиографический список 62
Приложение 68
Человеческий организм - сложнейший комплекс различных систем. Сразу трудно представить себе, насколько совершенны физиологические и биохимические структуры, сложившиеся в ходе эволюции человека. У младших школьников необходимо формировать активный познавательный интерес не только к строению собственного тела, функциям отдельных органов, но и к познанию социальной сущности человека, качеств, отличающих его от животных. Расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний о самом себе, сформировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес - главная социальная задача современного обучения.
Истоки возникновения науки о человеке следует искать в античном искусстве врачевания, которое суммировало опыт предшествующих тысячелетий. Первое сочинение по анатомии человека связывают с именем Алкмеона, врача и философа Кротонской школы, жившего в 5 в. до н.э. Греческий учёный Гиппократ создал первые трактаты по гигиене. В них он отрицал сверхъестественные причины происхождения болезней человека, правильно оценивал влияние на здоровье человека таких факторов, как климат, погода, состояние почвы, воды, особенности питания, образа жизни и привычек, избыток или недостаток физических упражнений. Особых успехов наука о человеке достигла в эпоху Возрождения, благодаря работам по анатомии Леонардо да Винчи и Андреаса Везалия.
Большой вклад в развитие науки о строении человека внесли отечественные учёные: В.М. Бехтерев, П.А. Загорский, Д.Н. Зернов, Е.О. Мухин, И.И. Мечников, И.П. Павлов, А.П. Протасов, И.М. Сеченов и др.
Проблема формирования у детей познавательного интереса к изучению человека издавна интересовала прогрессивных учёных, педагогов и писателей. Великий чешский педагог Я.А. Коменский считал познавательный интерес одним из главных путей создания радостной и гуманной обстановки учения. Различные подходы к рассмотрению сущности познавательного интереса представлены в работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, А.Г. Ковалёва, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной. Критерии познавательного интереса, признаки проявления у младших школьников представлены в научных работах Н.Г. Морозовой, Н.Ф. Виноградовой и др.
В формировании познавательного интереса младших школьников к изучаемому материалу большую роль играет выбор учителем методов работы на уроке и внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир». Эффективные методы изучения человека в начальной школе представлены в методических пособиях З.А. Клепининой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, О.Т. Поглазовой и др. В учебно-методических работах этих авторов обращается внимание на то, что при изучении человека младшими школьниками должны использоваться естественнонаучные методы, такие как эксперимент, наблюдение, работа с простейшими измерительными приборами.
На фоне имеющихся достижений по интересующей нас проблеме отдельные её аспекты исследованы недостаточно. Так, на наш взгляд, ещё слабо разработана проблема формирования познавательного интереса младших школьников к изучению человека как биосоциального существа. Учителя начальных классов недостаточно применяют методы наблюдения и эксперимента при изучении тем, посвящённых человеку, не реализуя тем самым способность младшего школьника к выполнению роли активного исследователя. Это приводит к неграмотному обращению детей с собственным организмом, к осложнённому поведению в социуме.
Вышеизложенным объясняется выбор темы нашего исследования: «Формирование познавательного интереса младших школьников к изучению человека при освоении предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования познавательного интереса младших школьников к изучению человека при освоении предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - формирование познавательного интереса младших школьников к изучению человека, а его предмет - педагогические условия эффективности этого процесса при освоении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование познавательного интереса младших школьников к изучению человека будет эффективным, если будут созданы педагогические условия его стимулирования:
- через выбор активных форм учебной деятельности младших школьников (проведение нетрадиционных уроков, наблюдений, экспериментов, моделирования);
- создание благоприятных отношений сотрудничества между учителем и учащимися (уважение к мнению ученика и обеспечение возможности проявить себя в позиции субъекта);
- использование дидактических приёмов: новизны, историзма, занимательности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю обращения науки к изучению организма человека.
2. Выявить сущность и критерии познавательного интереса младшего школьника.
3. Определить уровень сформированности познавательного интереса младших школьников к изучению человека.
4. Теоретически обосновать, разработать и практически апробировать проект реализации педагогических условий формирования познавательного интереса младших школьников к изучению человека при освоении предмета «Окружающий мир».
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно-педагогической и методической литературы, наблюдение; тестирование, метод ситуаций свободного выбора, эксперимент.
База исследования: 4 «А» класс МБОУ «Борисовская СОШ № 1» Борисовского района Белгородской области.
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикацию научной статьи в материалах Международной научно-практической интернет-конференции «Развитие личности в образовательном пространстве», Белгород, 29 - 30 марта 2018 г.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
В первой главе раскрываются сущность и критерии познавательного интереса младших школьников к изучению человека; представлена история обращения науки к изучению организма человека; даётся теоретическое обоснование педагогических условий формирования познавательного интереса младших школьников к изучению человека при освоении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе описывается диагностика уровня сформированности познавательного интереса младших школьников к изучению человека, представлено проектирование реализации педагогических условий формирования познавательного интереса младших школьников к изучению человека при освоении предмета «Окружающий мир».
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает 66 источников.
В приложении помещены диагностические материалы, фрагменты конспектов уроков и внеурочных занятий, протоколы наблюдений, таблицы, отражающие результаты исследования.
Истоки возникновения науки о человеке следует искать в античном искусстве врачевания, которое суммировало опыт предшествующих тысячелетий. Первое сочинение по анатомии человека связывают с именем Алкмеона, врача и философа Кротонской школы, жившего в 5 в. до н.э. Греческий учёный Гиппократ создал первые трактаты по гигиене. В них он отрицал сверхъестественные причины происхождения болезней человека, правильно оценивал влияние на здоровье человека таких факторов, как климат, погода, состояние почвы, воды, особенности питания, образа жизни и привычек, избыток или недостаток физических упражнений. Особых успехов наука о человеке достигла в эпоху Возрождения, благодаря работам по анатомии Леонардо да Винчи и Андреаса Везалия.
Большой вклад в развитие науки о строении человека внесли отечественные учёные: В.М. Бехтерев, П.А. Загорский, Д.Н. Зернов, Е.О. Мухин, И.И. Мечников, И.П. Павлов, А.П. Протасов, И.М. Сеченов и др.
Проблема формирования у детей познавательного интереса к изучению человека издавна интересовала прогрессивных учёных, педагогов и писателей. Великий чешский педагог Я.А. Коменский считал познавательный интерес одним из главных путей создания радостной и гуманной обстановки учения. Различные подходы к рассмотрению сущности познавательного интереса представлены в работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, А.Г. Ковалёва, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной. Критерии познавательного интереса, признаки проявления у младших школьников представлены в научных работах Н.Г. Морозовой, Н.Ф. Виноградовой и др.
В формировании познавательного интереса младших школьников к изучаемому материалу большую роль играет выбор учителем методов работы на уроке и внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир». Эффективные методы изучения человека в начальной школе представлены в методических пособиях З.А. Клепининой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, О.Т. Поглазовой и др. В учебно-методических работах этих авторов обращается внимание на то, что при изучении человека младшими школьниками должны использоваться естественнонаучные методы, такие как эксперимент, наблюдение, работа с простейшими измерительными приборами.
На фоне имеющихся достижений по интересующей нас проблеме отдельные её аспекты исследованы недостаточно. Так, на наш взгляд, ещё слабо разработана проблема формирования познавательного интереса младших школьников к изучению человека как биосоциального существа. Учителя начальных классов недостаточно применяют методы наблюдения и эксперимента при изучении тем, посвящённых человеку, не реализуя тем самым способность младшего школьника к выполнению роли активного исследователя. Это приводит к неграмотному обращению детей с собственным организмом, к осложнённому поведению в социуме.
Вышеизложенным объясняется выбор темы нашего исследования: «Формирование познавательного интереса младших школьников к изучению человека при освоении предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования познавательного интереса младших школьников к изучению человека при освоении предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - формирование познавательного интереса младших школьников к изучению человека, а его предмет - педагогические условия эффективности этого процесса при освоении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование познавательного интереса младших школьников к изучению человека будет эффективным, если будут созданы педагогические условия его стимулирования:
- через выбор активных форм учебной деятельности младших школьников (проведение нетрадиционных уроков, наблюдений, экспериментов, моделирования);
- создание благоприятных отношений сотрудничества между учителем и учащимися (уважение к мнению ученика и обеспечение возможности проявить себя в позиции субъекта);
- использование дидактических приёмов: новизны, историзма, занимательности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю обращения науки к изучению организма человека.
2. Выявить сущность и критерии познавательного интереса младшего школьника.
3. Определить уровень сформированности познавательного интереса младших школьников к изучению человека.
4. Теоретически обосновать, разработать и практически апробировать проект реализации педагогических условий формирования познавательного интереса младших школьников к изучению человека при освоении предмета «Окружающий мир».
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно-педагогической и методической литературы, наблюдение; тестирование, метод ситуаций свободного выбора, эксперимент.
База исследования: 4 «А» класс МБОУ «Борисовская СОШ № 1» Борисовского района Белгородской области.
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикацию научной статьи в материалах Международной научно-практической интернет-конференции «Развитие личности в образовательном пространстве», Белгород, 29 - 30 марта 2018 г.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
В первой главе раскрываются сущность и критерии познавательного интереса младших школьников к изучению человека; представлена история обращения науки к изучению организма человека; даётся теоретическое обоснование педагогических условий формирования познавательного интереса младших школьников к изучению человека при освоении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе описывается диагностика уровня сформированности познавательного интереса младших школьников к изучению человека, представлено проектирование реализации педагогических условий формирования познавательного интереса младших школьников к изучению человека при освоении предмета «Окружающий мир».
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает 66 источников.
В приложении помещены диагностические материалы, фрагменты конспектов уроков и внеурочных занятий, протоколы наблюдений, таблицы, отражающие результаты исследования.
Проведенное нами исследование показало, что проблема формирования познавательного интереса к изучению человека является актуальной для современной школы. Не случайно ей посвящены многие исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов, методистов. Знания о человеке лежат в основе формируемых у младшего школьника ценностных отношений к природе, обществу, окружающему миру в целом. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Он положительно влияет не только на результат учебной деятельности, но и на протекание психических процессов мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены все поставленные задачи.
В выпускной квалификационной работе нами выявлена сущность познавательного интереса к изучению человека и определены критерии его сформированности у младшего школьника.
Познавательный интерес в его общем определении представляет собой избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким, знаниям. Интерес характеризуется сложным сплетением интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Познавательный интерес носит «поисковый характер».
Критериями сформированности у младших школьников познавательного интереса к изучению человека являются: познавательная направленность на изучение аспектов содержания курса «Окружающий мир», посвящённых человеку (мотивационный критерий); знания об организме человека (когнитивный критерий); эмоциональная активность учащихся при изучении этих тем (эмоционально-деятельностный критерий).
В результате констатирующего эксперимента было установлено, что меньшая часть учащихся (13 %) проявляет высокий интерес к изучению человека; 57 % - средний (ситуативный) интерес (в зависимости от конкретной темы или вида деятельности); 30% младших школьников имеют низкий уровень познавательного интереса. В процессе эксперимента обнаружено, что младшие школьники ещё недостаточно мотивированы к изучению человека, хотя большинство из них имеет средний уровень знаний.
Анализ программы для четвёртого класса по предмету «Окружающий мир» (авт. Н.Я. Дмитриева и А.Н. Казаков) выявил, что содержание учебного материала открывает широкие возможности для использования на уроке приёмов историзма и занимательности, предполагает организацию нетрадиционных уроков, проведение внеурочных занятий в музее, библиотеке.
На основе анализа психолого-педагогической литературы мы теоретически обосновали, а входе формирующего эксперимента практически апробировали на уроках и во внеурочной работе по предмету «Окружающий мир» следующие педагогические условия формирования познавательного интереса к изучению человека:
- стимулирование интереса младших школьников через выбор активных форм учебной деятельности;
- создание благоприятных отношений сотрудничества между
учителем и учащимися;
- использование специальных дидактических приёмов (новизны, историзма, занимательности).
Наблюдение за младшими школьниками на проведенных нами уроках и внеурочных занятиях свидетельствуют о положительном влиянии указанных педагогических условий на процесс формирования познавательного интереса к изучению человека.
Таким образом, в ходе нашего исследования выдвинутая гипотеза получила своё подтверждение.
Проведённое исследование не исчерпало всех аспектов проблемы формирования познавательного интереса младшего школьника к изучению человека. Перспективы дальнейшей разработки проблемы мы видим в изучении специфики этой работы при освоении исторического материала в содержании предмета «Окружающий мир», в поиске новых путей развития познавательного интереса младшего школьника к изучению человека во внеурочной деятельности.
При правильной педагогической организации деятельности учащихся на уроках и во внеурочной работе познавательный интерес может стать устойчивой чертой личности младшего школьника и оказывать положительное влияние на его формирование и развитие.
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены все поставленные задачи.
В выпускной квалификационной работе нами выявлена сущность познавательного интереса к изучению человека и определены критерии его сформированности у младшего школьника.
Познавательный интерес в его общем определении представляет собой избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким, знаниям. Интерес характеризуется сложным сплетением интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Познавательный интерес носит «поисковый характер».
Критериями сформированности у младших школьников познавательного интереса к изучению человека являются: познавательная направленность на изучение аспектов содержания курса «Окружающий мир», посвящённых человеку (мотивационный критерий); знания об организме человека (когнитивный критерий); эмоциональная активность учащихся при изучении этих тем (эмоционально-деятельностный критерий).
В результате констатирующего эксперимента было установлено, что меньшая часть учащихся (13 %) проявляет высокий интерес к изучению человека; 57 % - средний (ситуативный) интерес (в зависимости от конкретной темы или вида деятельности); 30% младших школьников имеют низкий уровень познавательного интереса. В процессе эксперимента обнаружено, что младшие школьники ещё недостаточно мотивированы к изучению человека, хотя большинство из них имеет средний уровень знаний.
Анализ программы для четвёртого класса по предмету «Окружающий мир» (авт. Н.Я. Дмитриева и А.Н. Казаков) выявил, что содержание учебного материала открывает широкие возможности для использования на уроке приёмов историзма и занимательности, предполагает организацию нетрадиционных уроков, проведение внеурочных занятий в музее, библиотеке.
На основе анализа психолого-педагогической литературы мы теоретически обосновали, а входе формирующего эксперимента практически апробировали на уроках и во внеурочной работе по предмету «Окружающий мир» следующие педагогические условия формирования познавательного интереса к изучению человека:
- стимулирование интереса младших школьников через выбор активных форм учебной деятельности;
- создание благоприятных отношений сотрудничества между
учителем и учащимися;
- использование специальных дидактических приёмов (новизны, историзма, занимательности).
Наблюдение за младшими школьниками на проведенных нами уроках и внеурочных занятиях свидетельствуют о положительном влиянии указанных педагогических условий на процесс формирования познавательного интереса к изучению человека.
Таким образом, в ходе нашего исследования выдвинутая гипотеза получила своё подтверждение.
Проведённое исследование не исчерпало всех аспектов проблемы формирования познавательного интереса младшего школьника к изучению человека. Перспективы дальнейшей разработки проблемы мы видим в изучении специфики этой работы при освоении исторического материала в содержании предмета «Окружающий мир», в поиске новых путей развития познавательного интереса младшего школьника к изучению человека во внеурочной деятельности.
При правильной педагогической организации деятельности учащихся на уроках и во внеурочной работе познавательный интерес может стать устойчивой чертой личности младшего школьника и оказывать положительное влияние на его формирование и развитие.
Подобные работы
- Развитие познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ЭТИМОЛОГИЕЙ СЛОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Главы к дипломным работам, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго класса на материале предмета «Окружающий мир»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПО
ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса у младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Использование занимательного материала на уроках окружающего мира для развития познавательного интереса (Восточная Экономико-Юридическая Гуманитарная Академия)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024



