Введение 3
Глава 1. Диалектика исследования образа Беатриче в зарубежном и отечественном литературоведении 8
1.1. Исследование образа Беатриче в отечественном литературоведении..8
1.2. Исследование образа Беатриче в зарубежном литературоведении 17
Глава 2. Элементы «земного» и «небесного» в женских образах литературы Средневековья и их влияние на создание образа Беатриче Данте 27
2.1. Образ Прекрасной Дамы в поэзии провансалских трубадуров 27
2.2. Образ Донны в поэзии сицилийской школы 42
2.3. Образ Донны в поэзии Сладостного нового стиля 47
Глава 3. Анализ синтеза «земного» и «небесного» в образе Беатриче в «Божественной Комедии» 54
3.1. «Земное» в образе Беатриче 54
3.2. «Небесное» в образе Беатриче 60
3.3. Интерпретация образа Беатриче как Софии на основе синтеза
«земного» и «небесного» 68
Заключение 76
Список использованной литературы
В данной работе мы анализируем художественный образ Беатриче в «Божественной Комедии» Данте Алигьери как синтезирующий в себе элементы «земного» и «небесного».
Важно отметить, что данный образ является смыслообразующим в творчестве Данте и, следовательно, ключевым для понимания замысла произведений, в которых он присутствует. Фигура Беатриче появляется в произведениях автора различного периода: от «Новой жизни», в которой собраны более ранние стихотворные произведения поэта, до самого зрелого - «Божественная Комедия», где Беатриче представлена читателю в качестве спасительницы лирического героя произведения Данте в первой кантике «Ад» и его проводника в конце второй кантики «Чистилища» и в третьей кантике «Рай». «Божественная Комедия» является своего рода новым уровнем, продолжением «Новой жизни».
В образе Беатриче черты «земного» и «небесного» настолько тесно взаимосвязаны, что делают данную фигуру для исследователей одной из самых неоднозначных и дискуссионных во всей «Комедии». Именно поэтому мы посчитали необходимым посвятить первую главу нашей работы обзору наиболее видных отечественных и зарубежных трудов о Беатриче.
Следует пояснить, что мы имеем в виду под «земным» и «небесным». «Земное» - это то, что относится к мирскому, человеческому, к жизни на земле. Земные черты в образе Беатриче указывают на ее человеческую природу, на ее земное происхождение: именно они позволили усмотреть в ней портрет жившей когда-то реальной женщины. Это является особенно важным в антиномии с «небесным», которое заметно доминирует в изображении Беатриче. «Небесное» понимается здесь как связанное с Богом, принадлежащее внеземному, трансцендентальному пространству. Такие черты свидетельствуют о том, что Беатриче причастна к божественной сфере, она имеет неземную природу. Именно за счет присутствия подобных «небесных» элементов фигура Беатриче становится способной к содержанию в себе символического значения, интерпретации которого посвящено множество острых дискуссий среди дантологов всех времен.
Новизна нашего исследования заключается в том, что оно является первой работой в российской итальянистике, посвященной данной теме и содержащей подробный анализ образа Беатриче «Божественной Комедии» как заключающего и синтезирующего в себе земные и небесные черты. На наш взгляд, в российской дантологии до сих пор не было оказано надлежащего внимания этой ключевой фигуре. Помимо этого, новым в нашем исследовании является проведение параллели между земными и небесными чертами в женских образах в средневековой лирике до Данте и данными элементами в образе Беатриче, выявление преобладающих черт в каждом образе, определение уникальных элементов или же степени их заимствования у последующих персонажей.
Среди отечественных работ стоит выделить диссертацию Н. Г. Елиной «Поэтика «Новой жизни» и стихотворений Данте», в которой автор, в том числе, изучила образ Беатриче в малых произведениях Данте. Наше исследование можно считать продолжением работы, начатой Н. Г. Елиной.
При этом необходимо отметить, что в зарубежной науке о Данте Беатриче занимались много и плодотворно: этот персонаж подробно (правда, с попеременной активностью) изучалася зарубежными исследователями творчества Данте в течение семи веков. Это, в свою очередь, породило необозримый объем работ, накопленный за такой продолжительный период. И все-таки, наиболее важной эпохой в изучении образа Беатриче с научной точки зрения является XX в. Поэтому в нашей работе мы опираемся на исследования зарубежных литературоведов именно этого времени.
Целью настоящего исследования является выявление земных и небесных элементов в образе Беатриче, преимущественно, в «Божественной Комедии», которые, на наш взгляд, породили дискуссионность вокруг данного персонажа. Кроме того, нами предпринимается попытка определения значимости вышеуказанных черт с целью более точного понимания символической роли Беатриче в поэме.
Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
-Проанализировать исследования отечественных и зарубежных исследователей творчества Данте как содержащих материал по изучению двойственности образа Беатриче;
-Провести анализ женских образов средневековой литературы в произведениях, составляющих расширенный лингво-культурный контекст «Божественной Комедии» (образ Дамы в лирике провансальских трубадуров, образ Донны в поэзии сицилийской школы и у поэтов нового сладостного стиля);
-Выявить сходство и различие в элементах «земного» и «небесного», содержащихся в данных женских образах и в образе Беатриче;
-Проследить влияние вышеуказанных женских образов на формирование образа Беатриче в «Новой жизни» как переходного к ее образу в «Божественной Комедии»;
-Проанализировать «земные» черты в образе Беатриче в «Божественной Комедии»;
-Провести анализ «небесных» элементов в образе Беатриче в «Божественной Комедии» ;
- Установить символический смысл образа Беатриче на основе значения синтеза «земных» и «небесных» составляющих ее образа в «Божественной Комедии».
Объектом данного исследования является поэма Данте Алигьери (1265 - 1321 гг.) «Божественная Комедия».
Предметом данного исследования является художественный образ Беатриче как содержащий в себе синтез «земных» и «небесных» элементов в «Божественной Комедии».
Практическая ценность исследования состоит в возможности использования его результатов для создания новых учебников по истории средневековой литературы в целом и итальянской литературы в частности, учебных пособий по спецкурсам, в новых комментариях к «Божественной Комедии» и новых переводах этого произведения, при подготовке к лекциям и семинарам по теме «Женский образ в литературе Средневековья» и т.п.
Актуальность исследования заключается в том, что данная тема позволяет проникнуться пониманием высокодуховных отношений к женщине, и, в целом, идеей чистой любви мужчины и женщины в Боге, что важно для душевно-духовного строя современного человека. Кроме того, в последние годы среди российских литературоведов, ученых и переводчиков наблюдается повышенный интерес к творчеству Данте Алигьери. Об этом свидетельствует выход в свет двух новых переводов всех трех частей «Божественной Комедии», выполненных Е. А. Илюшиным и В. Г. Маранцманом и наличие диссертаций на тему творчества Данте.
Апробация работы происходила на выступлениях автора с докладами на ежегодных конференциях «Бог. Человек. Мир» (Санкт- Петербург, РХГА - 2012, 2013, 2014), на XV Свято-Троицких ежегодных международных академических чтениях (Санкт- Петербург, РХГА, 2015).
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 120 наименований. Объем работы - 78 страниц.
В данной работе мы провели анализ художественного образа Беатриче в свете «земного» и «небесного» в главном произведении Данте Алигьери - «Божественной Комедии».
В первой главе мы провели обзор и анализ интерпретаций образа Беатриче в работах отечественных и зарубежных исследователей творчества Данте. Мы сделали вывод о том, что воззрения дантологов на данный образ не являются едиными (условно мы разделили их на три группы). Это происходит как раз из-за присутствия синтеза земных и небесных черт в образе Беатриче. Соответственно, одни исследователи считают наиболее показательными небесные элементы (а значит - символическое значение образа), другие - земные (т.е. делают упор на существование реального прототипа Беатриче), а третья группа ученых рассматривает Беатриче в ее двусоставности, без нивелирования каких-либо из ее черт, что позволяет более полно и полноценно рассматривать образ, каким его создал поэт.
Во второй главе мы рассмотрели, какими средствами черты «земного» и «небесного» выражались в женских литературных образах до Беатриче. Мы сравнили образ Беатриче с образами Прекрасной Дамы трубадуров, Донной поэтов сицилийской школы и Донной в поэзии нового сладостного стиля. Помимо этого, женские образы в средневековой литературе сравнивались нами с таковыми в женском образе в Библии, а именно в образе невесты из «Песни песней».
Мы показали, что уже в Св. Писании существуют «небесные» черты в образе женщины, которые выражаются стилистическими средствами, и что эти приемы переходят во все рассмотренные нами женские образы средневековой литературы.
Далее, при сравнении образов Дамы и Донны до Беатриче, мы выяснили, что земные и небесные элементы во многом схожи (эпитет «благородная», наполненность лексемами семантического поля «свет», наделение их схожими добродетелями), но в образе Беатриче все способы, все черты предельно гиперболизированы, возвышены (ее волосы не белые, а белоснежные, она не просто добродетельна, но она - царица добродетелей и т.д.)
В третьей главе мы проанализировали, каким образом «земное» и «небесное» репрезентируется в образе Беатриче. Для более достоверной картины мы воспользовались для нашего анализа примерами из «Новой жизни» с целью обзора эволюции образа от его начала, зарождения в нем двойственных черт и до их апогея. Мы пришли к выводу, что в образе Беатриче содержатся элементы «земного» и «небесного», которые уже имели место в образах Прекрасной Дамы и Донны, но теперь их синтез наделяется новой, более глубокой семантикой, выводящей образ Беатриче из ряда земного (в котором остаются его прообразы) в ряд «сакрального», «небесного».
В последнем параграфе мы делаем вывод о значении для произведения присутствия синтеза «земного» и «небесного» в данном образе. В этом параграфе мы проводим параллель между присутствием черт «земного» и «небесного» в образе Софии, который предстает перед нами в Священном Писании и Священном Предании. Далее, на основе всего исследования мы заключаем, что образ Беатриче, наполненный элементами «земного» и «небесного», является схожим с образом Софии. Это, в свою очередь, дает нам право говорить о Беатриче как о символе, как о персонификации Софии. Понимание символического значения одного из центральных образов всего творчества Данте, каким и является образ Беатриче, становится ключом к открытию глубинного смысла и замысла произведений великого поэта.
Последним выводом к проведенному исследованию может стать сожаление о его неполноте и краткости, и надежда на возрастание в российской итальянистике интереса к дантоведению. Мы надеемся, что результаты нашего исследования будут в дальнейшем использоваться на практике и послужат основанием для будущих исследований образа Беатриче и, в целом, «Божественной Комедии».
1. Аверинцев С. С. СОФИЯ. - ЛОГОС. СЛОВАРЬ. - Киев : Издательство
"Дух и Литера", 2000. - С. 159 -161.
2. Аквинский Ф. Сумма теологии. - Ч. 1.: Вопросы 1 - 43. / Пер. с лат. С. Еремеева и А. Юдина. - Киев, СПб. ; "Ника - Центр", Эльга Алетейя, 2007. - 560 с.
3. Алигьери Д. Божественная Комедия/ Пер. с ит. М. Л. Лозинского. - М. : Правда, 1982. - 640 с.
4. Алигьери Д. Божественная Комедия : книга для чтения на итальянском языке/ Отв. ред. Е. В. Романова. - СПб. : КАРО, 2005. - 480 с.
5. Алигьери Д. Новая жизнь/ Пер. с ит. А. М. Эфроса. - М. : Азбука- классика, 2012. - 160 с.
6. Алигьери Д. Сочинения/ Пер. с ит. И.Н. Голенищев-Кутузова и др. - М. :
ОЛМА-Пресс, 2002. - 702 с .
7. Алисова Т. Б. Старопровансальский язык и поэзия трубадуров. - М. : МАКС Пресс, 2011. - 176 с.
8. Андреев М. Л. Данте// История литературы Италии. - Т.1. Средние века/
Отв. ред. М. Л. Андреев, Р. И. Хлодовский. - М. : Наследие, 2000. - С. 307 - 367.
9. Асоян А. А. «Почтите высочайшего поэта...» Судьба «Божественной Комедии» в России. - М. : Книга, 1990. - 220 с.
10. Арган Дж. К. История итальянского искусства: в 2т. - Т.1/ Пер. с ит. Г. П. Смирновой; науч. ред. В. Д. Дажина. - М. :Радуга, 1990. - 319 с.
11. Ауэрбах Э. Данте - поэт земного мира / Пер. с нем. Г. В. Вдовиной. - М. : РОССПЭН, 2004. - 208 с.
12. Библия. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2012. - 1054 с.
13. Боккаччо Джованни. Жизнь Данте// Фьямметта. Ворон. Жизнь Данте / Пер. с итал. Э. Линецкой. - М. : Астрель, 2012. - 309 - 381 с..
14. Бонавентура. Путеводитель души к Богу/ Пер. с латин. В. Л. Задворного; Греко-латин. каб. - М. : ГЛК Ю.А. Шигалина, 1993. - 188 с.
15. Бэлза И. Ф. Беатриче// Данте Алигьери: pro et contra / Отв. ред. Д. К. Бурлака. - СПб. : РХГА, 2011. - С. 713 - 737.
16. Вегеле Ф. Данте Алигьери. Его жизнь, сочинения и политическая теория/ Пер. с нем. А. Н. Веселовского. - М. : Либроком, 2011. - 451 с.
17. Веселовский А. Н. Данте// Лекции по всеобщей литературе. Высшие Женские Курсы. - СПб. : издание Тютрюмовой, 1887 - 1888. - 288 с.
18. Веселовский А. Н. Программа лекций по истории итальянской
литературы. - СПб. : Русская лит Невский, 166, 1880-1881. - 254 с.
19. Де Вентадорн Б. Песни/ Пер. со старопровансал. В. А. Дынник. - М. : Наука, 1979. - 311 с.
20. Де Робертис Д. Постижение блаженства// Дантовские чтения.1990/ Под общ. ред. И. Ф. Бэлзы. - М. : Наука, 1993. - С. 14 - 21.
21. Дживилегов А. К. Данте Алигьери. Жизнь и творчество. - М. : ОГИЗ, 1946. - 412 с.
22. Голенищев-Кутузов И. Н. Данте в России// Творчество Данте и мировая культура. - М. : Наука, 1971. - С. 454 - 486.
23. Евдокимова Л. В. Культура двора Фридриха II и поэзия сицилийской школы// История литературы Италии. - Т.1. Средние века/ Отв. ред. М. Л. Андреев, Р. И. Хлодовский. - М. : Наследие, 2000. - С. 149 - 176.
24. Елина Н. Г. Поэтика «Новой жизни» и стихотворений Данте. - М. : изд- во Московского университета, 1973. - 50 с.
25. Елина Н. Г. Данте. Критико-биографический очерк. - М. : Худож. литература, 1965. - 199 с.
26. Жильсон Э. Данте и философия/ Пер. с фр. Г. В. Вдовиной. - М. : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. - 383 с.
27.Золотайкина Е. А. Ранняя рыцарская поэзия Италии XIII в.: сицилийская школа поэтов: автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук: спец. 10.01.03 - лит-ры народ. стран зарубеж. (лит-ра народ. Европы, Америки, Австралии). - СПб, 2003.- 21 с.
28.Зорько Г. Ф. Новый итальянско-русский словарь. - М. : АСТ: Астрель, 2011. - 608 с.
29. Казарин Ю. В. Филологический анализ поэтического текста. Учеб. для студентов филол. специальностей вузов. - Екатеринбург, М. : Деловая кн. Акад. проект, 2004. - 429 с.
30. Карасев Л. В. Мифология смеха. //Вопросы философии, 1991. - № 7, С.
68 - 86. - [Электронный ресурс]. URL: http://ec-
dejavu.ru/l/Laughter_myth.html (Дата обращения: 19.02.2015)
31. Карпов В. Н. Федон Платона. - [Электронный ресурс]. URL:
http://www.odinblago.ru/platon_2/3(Дата обращения: 18.04.2015)
32. Книга Песни песней Соломона. - [Электронный ресурс]. URL:
http://otveti.org/tolkovanie-biblii/pesnya-pesney/ (Дата обращения:
20.01.2015)
33. КНИГИ премудрости Соломона. - М. : Благовест, 2014. - 157 с.
34. Кудрявцев П. Н. Дант, его век и жизнь// Отечественные записки. - СПб. : типография Королева И. И. - Май, 1855. - С. 1 - 34.
35. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - Екатеринбург : У- Фактория, 2007. - 558 с.
36. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви / Пер. с фр. В. А. Рещиковой. - М. : Академический Проект Парадигма, 2014. - 543 с
37. Милано А. Женщина и любовь в Библии: эрос, агапа, личность/ Науч. ред. Михаила Талалая, Пер. с ит. А. Бакулова и М. Талалая. - СПб. : Алетейя, 2011. - 342 с.
38. Песни трубадуров/ Пер. со старопровансал., сост., ст. и примеч. Анатолия Наймана; ил., заставки и концовки Ребекки Модлен. - СПб. : Вита Нова, 2012. - 381 с.
39. Песнь песней Соломона / Пер. с древнеевр. В.Н. Нечипуренко ил. Зева Рабана и др. - Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», 2010. - 79 с.
40. Поэзия трубадуров; Поэзия миннезингеров; Поэзия вагантов/ Пер. и вступ. статья Б. Пуришева. - М. : Худож. лит., 1974. - 575 с.
41. Прекрасная Дама. Из средневековой лирики/ Сост. и примеч. О.В. Смолицкой, А.В. Парина; Предисл. А.Д. Михайлова. - М. : Моск. рабочий, 1984. - 459с.
42. Ронкальа А. Женщина в поэзии трубадуров// Дантовские чтения.1990/ Под общ. ред. И. Ф. Бэлзы. - М. : Наука, 1993. - С. 22 - 34.
43. Рыцырская куртуазная литература. - [Электронный ресурс]. URL:
http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/bilety-3/bilet-10.htm (Дата обращения:
19.01.2015)
44. Самарина М. С. Наследие Данте и современность// Данте Алигьери: pro et contra / Отв. ред. Д. К. Бурлака. - СПб. : РХГА, 2011. - С. 7 - 31.
45. Сапронов П. А. Русская софиология и софийность. - СПб. : Церковь и культура, 2006. - 440 с.
46. Стам С. М. Странная комедия. Читая Данте... - Саратов : Изд-во СГУ, 2003. - 162 с.
47. Стороженко Н. И. Данте. Лекции ординарного профессора Н. И. Стороженка. - М. : Библиотека Ал. Фомина, 1891. - 282 с.
48. Топорова А. В. Ранняя итальянская лирика/ Отв. ред. М. Л. Андреев; Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М. : Наследие, 2001. - 195 с. (Литература средних веков, Ренессанса и барокко ; Вып. 4).
49. Хлодовский Р. И. Беатриче. О жизненных смыслах любви и красоты// Дантовские чтения. 1990/ Под общ. ред. И. Ф. Бэлзы. - М. : Наука, 1993. - С. 8 - 13.
50. Alighieri, Dante. La Divina Commedia. Inferno/ A cura di A. M. Chiavacci Leonardi. - Milano : Oscar Mondadori, 2014. - 1186 p.
51. Alighieri, Dante. La Divina Commedia. Purgatorio/ A cura di N. Sapegno. - Firenze : Scandicci, 1985. - 386 p.
52. Alighieri, Dante. La Divina Commedia. Purgatorio/ A cura di A. M. Chiavacci Leonardi. - Milano : Oscar Mondadori, 2014. - 1130 p.
53. Alighieri, Dante. La Divina Commedia. Paradiso/ A cura di A. M. Chiavacci Leonardi. - Milano : Oscar Mondadori, 2014. - 1184 p.
54. Alighieri, Dante. Vita Nuova / A cura di S. Carrai. - Milano : BUR, 2008. - 254 p.
55. Alighieri, Dante. Epistola a Cangrande/ A cura di Enzo Cecchini. - Firenze : Giunti, 1995. - 49 p.
56. Alighieri, Jacopo. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search_view.php?doc=132251020700&cmd=gotore sult&arg1=6
57. Alighieri, Pietro. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search_view.php?doc=134051020520&cmd=gotore
sult&arg1=16 (Дата обращения: 14.06.2014)
58. Andreoli, Raffaello. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=185651020700&cmd=gotore
sult&arg1=12(Дата обращения: 15.06.2014)
59. Anonimo Fiorentino. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search_view.php?doc=140051020530&cmd=gotore
sult&arg1=12 (Дата обращения: 15.06.2014)
60. Asor Rosa, Alberto. Le origini: Storia e antologia della letteratura italiana/ a cura di Roberto Antonelli. - Firenze : La Nuova Italia, 1992. - 366 p.
61. Asor Rosa, Alberto. La poesia del Duecento e Dante: Storia e antologia della letteratura italiana/ a cura di Roberto Antonelli. - Firenze : La Nuova Italia Editrice, 1992. - 368 p.
62. Barbi, Michele. La questione di Beatrice // Problemi di critica dantesca. Prima serie. - Firenze : G. C. Sansoni - Editore, 1943. - 480 p.
63. Berthier, P. Gioachino. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=189251020700&cmd=gotoresult&arg1=1q(Дата обращения: 15.06.2014)
64. Benassunti, Luigi. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс].
URL:http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=186451020530&cmd=gotoresult&arg1=9(Дата обращения: 17.06.2014)
65. Bianchi, Brunone. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс].
URL:http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=186851020760&cmd=gotoresult&arg1=1(Дата обращения: 13.07.2014)
66. Bosco, Umberto. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс].
URL:http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=197951020700&cmd=gotoresult&arg1=7(Дата обращения: 07.03.2014)
67. Campi, Giuseppe. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс].
URL:http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=188851020700&cmd=gotoresult&arg1=9(Дата обращения: 13.06.2014)
68. Cappellano, Andrea. De amore/ А cura di G. Ruffini. - Milano: Guanda, 1980. - 374 p.
69. Casini, Tommaso. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=192151020700&cmd=gotoresult&arg1=1(Дата обращения: 13.06.2014)
70. Chiavacci Leonardi, Anna Maria. Lezioni sulla Commedia. - [Электронный ресурс]. URL:http://liceoparini.it/pariniweb/attivita/commedia/inferno.htm(Дата обращения: 05.07.2014)
71. Chimenz, Siro A. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=196251020700&cmd=gotore sult&arg1=6(Дата обращения: 05.07.2014)
72. Chiose Vernon. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс]. URL:http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=139051020520&cmd=gotoresult&arg1=3(Дата обращения: 05.06.2014)
73. Codice cassinese. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс]. URL: http://dante.dartmouth.edu/search_view.php?doc=135051020630&cmd=gotore
sult&arg1=18 (Дата обращения: 05.06.2014)
74. Costa, Paolo. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс].
URL:http://dante.dartmouth.edu/search view.php?cmd=nextresult(Дата обращения: 01.07.2014)
75. Cozzani, Ettore. Chi e Beatrice?. - Milano : Angelicum, 1968. - 63 p.
76. Croce, Benedetto. La poesia di Dante. - Bari : Gius. Laterza & Figli, 1921. - 209 p.
77. Da Imola, Benvenuto. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный
ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search_view.php?doc=137551020520&cmd=gotore sult&arg1=15 (Дата обращения: 16.04.2014)
78. Daniello, Bernardino. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный
ресурс]. URL: http://dante.dartmouth.edu/search view.php?cmd=prevresult
(Дата обращения: 02.07.2014)
79. D'Andria, Michele. Beatrice simbolo della poesia con Dante dalla terra a Dio. - Roma : Edizioni dell'Ateneo &Bizzari, 1979. - 305 p.
80. Da Siena, Gregorio. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный
ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=186771020760&cmd=gotoresult&arg1=15(Дата обращения: 19.07.2014)
81. Del Lungo, Isidoro. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный
ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=192651020700&cmd=gotoresult&arg1=15(Дата обращения: 16.07.2014)
82. De Sanctis, Francesco. Lezioni e saggi su Dante. - Torino : Einaudi, 1967. - 772 p.
83. De Ventadorn, Bernart. Amors, enquera us preyara. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.trobar. org/troubadours/bernart_de_ventadorn/beven 12 .php (Дата обращения: 12.09.2014)
84. De Ventadorn, Bernart. Can vei la lauzeta mover. - [Электронный ресурс].
URL: http://www.trobar.org/troubadours/bernart_de_ventadorn/beven31.php
(Дата обращения: 12.09.2014)
85. Di Bartolo, Francesco. Commento alla Dibina Commedia. - [Электронный ресурс]. URL:www.treccani.it/enciclopedia/francesco-da-buti (Dizionario- Biografico)/ (Дата обращения: 14.03.2014)
86. Di Bartolo, Francesco. Commento alla Divina Commedia. -[Электронный
ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=138551020430&cmd=gotoresult&arg1=5(Дата обращения: 14.03.2014)
87. Fallani, Giovanni. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=196551020700&cmd=gotore
sult&arg1=7(Дата обращения: 05.07.2014)
88. Fosca, Nicolo. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=200351020700&cmd=gotoresult&arg1=11(Дата обращения: 05.07.2014)
89. Gabriele, Trifon. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс]. URL: http://dante.dartmouth.edu/search_view.php?doc=154651020530&cmd=gotore sult&arg1=15 (Дата обращения: 05.07.2014)
90. Gelli, Giovan Battista. Commento alla Civina commedia. - [Электронный ресурс]. URL: http://dante.dartmouth.edu/search_view.php?doc=154501020520&cmd=gotore sult&arg1=15 (Дата обращения: 05.07.2014)
91. Grabher, Carlo. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=193451020530&cmd=gotoresult&arg1=12(Дата обращения: 05.07.2014)
92. Landino, Cristoforo. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=148151020520&cmd=gotoresult&arg1=0(Дата обращения: 15.05.2014)
93. La poesie medieval: Troubadours et trouvers/ Sous la direction de Orizet Jean. - Paris : France Loisirs, 1992. - 286 p.
94. Ledda, Giuseppe. Dante e le metamorfosi della visione.[Электронный
ресурс]. URL: http:www.griseldaonline.it/temi/metamorfosi/dante-
metamorfosi-visione-ledda.html (Дата обращения: 15.05.2014)
95. Marmauro, Guglieimo. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=136951020520&cmd=gotoresult&arg1=17(Дата обращения: 16.05.2014)
96. Mattalia, Daniele. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный
ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=196051020530&cmd=gotoresult&arg1=4(Дата обращения: 15.07.2014)
97. Mazzarella, Adriana. Alla ricerca di Beatrice: il viaggio di Dante e l'uomo moderno. - Milano : La biblioteca di Vivarium, 2006. - 574 p.
98. Mocan, Mira. La trasparenza e il riflesso: sull'alta fantasia in Dante e nel pensiero medieval. - Milano : Bruno Mondadori, 2007. - 224 p.
99. Nardi B. Saggi di filosofia dantesca. - Firenze : «La nuova Italia», 1967. - 321 p.
100. Padoan, Giorgio. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=196751020700&cmd=gotore
sult&arg1=10(Дата обращения: 15.07.2014)
101. Pasquini, Emilio. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=198251020700&cmd=gotore
sult&arg1=17(Дата обращения: 18.07.2014)
102. Pazzaglia, Mario. Il «mito» di Beatrice. - Bologiin : Patron Editore, 1998. - 160 p.
103. Petrocchi, Giorgio. Il Paradiso di Dante. - Milano: BUR, 1998. - 129 p.
104. Pietrobono, Luigi. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=194641020700&cmd=gotore
sult&arg1=2n(Дата обращения: 18.07.2014)
105. Poletto, Giacomo. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=189451020700&cmd=gotore
sult&arg1=19(Дата обращения: 18.07.2014)
106. Portirelli, Luigi. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=180451020700&cmd=gotore
sult&arg1=5(Дата обращения: 19.07.2014)
107. Provenzal, Dino. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=193861020530&cmd=gotoresult&arg1=12(Дата обращения: 18.07.2014)
108. Rossetti, Gabriele. La Beatrice di Dante. Ragionamenti critici di Gabriele Rossetti. - Londra : J. Privitera, stampatore italiano, 1842. - 113 p.
109. Rossini, Antonio. Il Dante sapienzale: Dionigi e la bellezza di Beatrice. - Pisa, Roma: Serra, 2009. - 178 p.
110.Sapegno, Natalino. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=195551020700&cmd=gotoresult&arg1=13(Дата обращения: 19.07.2014)
111. Scartazzini, Giovanni Andrea. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=187251020700&cmd=gotoresult&arg1=12(Дата обращения: 19.07.2014)
112.Singleton, Charles. La poesia della Divina commedia. - Bologna : il Mulino, 1978. - 572 p.
113.Steiner, Carlo. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search_view.php?doc=192181020700&cmd=gotore sult&arg1=0 (Дата обращения: 21.07.2014)
114.Surdich, Luigi. Il Duecento e il Trecento: Storia della letteratura italiana/ A cura di Andrea Battistini. - Bologna : Il Mulino, 2013. - 182 p.
115. Torraca, Francesco. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=190551020700&cmd=gotoresult&arg1=19(Дата обращения: 21.07.2014)
116. Trucchi, Ernesto. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=193651020640&cmd=gotore
sult&arg1=0(Дата обращения: 21.07.2014)
117. Vallone, Aldo. Beatrice// Enciclopedia Dantesca in 8 V. - V.1 / Ed. Umberto Bosco. - Roma : Orsa Maggiore, 1984. - P. 542 - 551.
118. Velutello, Alessandro. Commento alla Divina Commedia. - [Электронный
ресурс]. URL: http: / / dante. dartmouth. edu/search view.php?cmd=nextresult
(Дата обращения: 22.07.2014)
119. Wadsworth Longefellow, Henry. Commento alla Divina Commedia. -
[Электронный ресурс]. URL:
http://dante.dartmouth.edu/search view.php?doc=186741020700&cmd=gotoresult&arg1=13(Дата обращения: 22.07.2014)
120. Zingarelli N. Vocabolario della lingua italiana. - Bologna : Zanichelli, 2012. - 2720 p.