ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
1.1. Общение и его развитие в дошкольном возрасте 8
1.2. Особенности коммуникативных навыков старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 23
1.3. Методические аспекты формирования коммуникативных навыков у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 30
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
2.1 Исследование уровня сформированности коммуникативных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи 41
2.2. Анализ результатов изучения сформированности коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 50
2.3. Направления и содержание логопедической работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи с использованием сюжетных картин 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ
Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и общепсихическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно-мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (А.В. Брушлинский, А.В. Запорожец, И.В. Дубровина, Г.М. Кучинский, М.И. Лисина, А.М. Матюшкин, Е.О. Смирнова, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин и мн. др.). Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицитарность коммуникативных и коммуникативно-речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений (О.П. Гаврилушкина, Е.О. Смирнова, B. С. Мухина, Н.Ю. Борякова, Д.И. Бойков, Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, C. А. Миронова, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др.).
Заметное снижение потребности в контакте, изолированность от коллектива сверстников, характерные для детей с речевыми нарушениями, ставят педагогов перед необходимостью поиска путей воздействия на коммуникативные процессы. Коммуникативные процессы детей изучались разными исследователями. Так, например анализом и оценкой сформированности коммуникативно-речевых умений детей с нарушениями речи занималась Г.В. Чиркина, особенностями и возможностями развития диалогического взаимодействия дошкольников с общим недоразвитием речи Л.Г. Соловьева, стимуляцией речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста О.Е. Громова, формированием коммуникативного поведения у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста И.Ю. Кондратенко, выявлением и преодолением вербально - коммуникативных нарушений у младших школьников с недоразвитием речи Е.Л. Черкасова.
Анализ развития процесса общения показывает, что его становление детерминировано деятельностью, которая выступает в качестве ведущей на определенном возрастном этапе. Эмоционально-личностное общение, совместная со взрослым деятельность являются кардинальным, но не единственным условием полноценного развития ребенка. Л.Н. Галигузова, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина отмечали, что на определенном этапе к исходной социально-психологической подсистеме «взрослый-ребенок» подключается подсистема «ребенок-ребенок». С течением времени сверстник становится наиболее предпочитаемым партнером по общению. Вербальные контакты детей ярко проявляются в ведущем виде деятельности дошкольников - игре. Вопросами игры и её ролью в развитии дошкольников занимались Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, Р.И. Жуковской, P.C. Бурс, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, Т.А. Релина, А.Л. Рояк, Л.В. Артемовой, В.В. Абраменковой, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова. Возможностями использования игры в логопедической практике занимались исследователи Л.Г. Соловьева. Е.С. Слепович, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, З.Е. Агранович, Н.С. Русланова, А.Г. Арушанова, Г.А. Тумакова, Е.А. Пожиленко, Л.С. Дмитриевских, Г.Г. Осипенко. С первых месяцев жизни человек нуждается в общении, будь то прикосновения матери, эмоциональный контакт с отцом и другими членами семьи. В дальнейшем, когда ребенок достигнет более старшего возраста, этот маленький человек может столкнуться с рядом трудностей в общении со сверстниками, детьми постарше или со взрослыми.
Роль общения, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями.
Высокий уровень коммуникативности является залогом успешной адаптации ребенка в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных навыков с самого раннего детства.
Общение как объект научного знания имеет много трактовок. В отечественной педагогике и психологии распространено понимание общения как коммуникативной деятельности. Осуществляемая посредством речи, эта деятельность приобретает специфические особенности и обозначается как речевая коммуникация. Именно речевая коммуникация является наиболее универсальной и распространённой в человеческом обществе формой общения (Н.И. Жинкин, A.A. Леонтьев и др.), что определяет значимость её формирования у детей в процессе целенаправленной педагогической деятельности.
Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблеме оптимизации работы по всестороннему развитию личности дошкольников, существует противоречие между необходимостью в определении содержания коррекционного обучения, направленного на формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, и отсутствием конкретных методических разработок, включающих направления и приемы описанной работы. Это определяет актуальность исследования особенностей коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Речь - важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.
У детей с общим недоразвитием речи страдают не только все разделы речевой функциональной системы, но и многие психические неречевые функции: зрительное восприятие, внимание, память, воображение, - все то, что необходимо для овладения навыками общения. Как правило, сенсорные функции развиваются у дошкольников данной категории с задержкой. Многие дети не различают и не могут назвать основные цвета, форму и размер предметов. При наблюдении за живой и неживой природой дети с общим недоразвитием речи не могут выделить основные качественные характеристики предмета и объекта.
Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что в психолого-педагогических исследованиях подчёркивается значимость развития коммуникативных навыков для полноценного психического развития ребёнка, его определяющее влияние на становление человеческой личности.
Проблема: совершенствование логопедической работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сюжетных картин.
Цель исследования: разработать направления и содержание логопедической работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сюжетных картин.
Объектом исследования: процесс формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет: направления и содержание логопедической работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сюжетных картин.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования
коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2. Выявить состояние коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать направления и содержание логопедической работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сюжетных картин.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сюжетных картин будет эффективным при соблюдении следующих условий:
• систематическое использование сюжетных картин на логопедических занятиях;
• целенаправленная и планомерная организация логопедической работы по использованию сюжетных картин.
Теоретико-методологической основой исследования явились научно-теоретические положения: о взаимосвязи общения, языка и сознания (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, О.О. Уварова и др.), об особой роли речи в развитии коммуникативных навыков лиц с речевыми нарушениями (П.Я. Гальперин, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина), психологической концепции деятельности и теории речевой деятельности (JI.C. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), работы, изучающие межличностное общение и регуляцию социального поведения индивидов (А.А. Леонтьев, А.А. Бодалев), структуру и проявления общего недоразвития речи (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.), а также сущностные особенности общения дошкольников с общим недоразвитием речи (О.С. Павлова, Л.Г. Соловьева, Ю.Ф. Гаркуша). об особенностях коммуникативного поведения детей с ОНР (Л.Г. Соловьёва, Г.В. Чиркина, И.Ю. Кондратенко, Е.Л. Черкасова).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент (констатирующий этап) метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: МБДОУ детский сад № 68
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Рассмотрев теоретические аспекты проблемы формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи можно сделать, вывод, что у детей данной группы нарушение средств коммуникации не ограничивается речевым компонентом, а охватывает всю коммуникативную систему в целом, что затрудняет межличностное взаимодействие, негативно отражается на психическом развитии ребенка с речевой патологией.
Комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с общим недоразвитием речи препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты с взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников.
Коммуникативные нарушения у старших дошкольников имеют особенности: трудности в установлении контакта с окружающими;
снижение потребности в общении; незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм; несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь); низкая речевая активность.
Состояние коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи после проведения констатирующего эксперимента следующие: средний уровень сформированности
коммуникативных навыков показали 60% детей, с большинством диагностических заданий эти дети справились с помощью взрослого, при этом проявляли недостаточную инициативность.
Ребята продемонстрировали умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и смогли рассказать о нём, а умение уважительно относиться к находящимся вокруг людям, не ругаться, спокойно реагировать на конфликтные ситуации - на низком уровне: испытуемые не хотели делиться и разрешать конфликтную ситуацию.
Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков так же показали 40% детей. Они испытывали затруднение при выполнении практически всех диагностических заданий даже с помощью взрослого.
Таким образом, для значительного количества детей данной экспериментальной группы характерно стойкое нарушение деятельности общения. Это проявляется в неумении вступать в речевое общение как со взрослыми, так и с ровесниками, недостаточной сформированности форм коммуникации (диалога и монолога), особенностях поведения (отсутствие заинтересованности в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, неумение менять характер общения исходя из ситуации, негативизм). Отмеченные речевые и коммуникативные затруднения оказывают отрицательное воздействие на усвоение и поддержание контактов со сверстниками во время игры, процесса общения в целом.
По результатам констатирующего этапа можно сделать следующий вывод, что у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР коммуникативные навыки сформированы на низком уровне. Следовательно, нарушение связной, лексико-грамматической и фонетической стороны речи при диагнозе ОНР оказывает прямое влияние на развитие коммуникативных навыков дошкольников. Детям данной группы необходимы дополнительные занятия для развития коммуникативных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи.
После проведения констатирующего этапа эксперимента установили, следующие особенности ошибок коммуникативных навыков: трудности в умении понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых; рассказывать о них, умении выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение, умении взаимодействовать в системе «ребенок - ребенок», соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь, умении не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; с уважением относиться к окружающим, умении получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
Проведённое нами исследование подтверждает, что необходимыми условиями для формирования коммуникативных навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи являются: обеспечение эмоционального контакта взрослого с каждым ребенком; использование разнообразных методов и приёмов, направленных на активизацию коммуникативных навыков, осуществление преемственности в работе учителя-логопеда, воспитателя и родителей.
Полученные данные убеждают в необходимости специального коррекционно-педагогического воздействия, направленного на формирование коммуникативных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи, в значимости организующей и направляющей поддержки взрослого для формирования у детей основных параметров коммуникативного навыка с опорой на ведущую деятельность. На основе экспериментального исследования были разработаны направления и содержание логопедической работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сюжетных картин, которые представлены в виде 3 блоков: обучение репродуктивной связной речи; обучение продуктивной связной речи; обучение творческому рассказу.
1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2т. [Текст]/Б.Г. Ананьев - М.: Просвещение, 2000. - 267с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология. [Текст] /Г.М. Андреева - М.: Просвещение, 2000. - 178с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному язику дошкольников [Текст] /М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: Просвещение,2007.- 200 с.
4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада [Текст]/А.Г. Арушанова - М.: Просвещение, 2000. - 150с.
5. Бехтерев, В.М. Избранные работы по социальной психологии. [Текст] /В.М. Бехтерев - М.: Просвещение, 2004.- 200с.
6. Богуславская, З.М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры // Психология и педагогика игры дошкольника. [Текст] /З.М. Богуславская - М.: Просвешение, 2006. - 203с.
7. Бодалев, A.A. Психологические трудности общения и их преодоление [Текст] /А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев// - Педагогика. - 2002. - №5. - С.65-70.
8. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии, коммуникативная диффepeнциaция личности. [Текст] /Д.И. Бойков - СПб.: Пит^, 2005. - 289 с.
9. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. [Текст] /С.С. Бычкова - М.: Аркти, 2012. - 96с.
10. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст] /Л.С. Выготский - СПб: Союз, 2004. - 224с.
11. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. [Текст] /Ю.Ф. Гаркуша - ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008.-128 с.
12. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. 3-е изд., перераб. и доп. (Руководство практического психолога) [Текст] /Н.И. Гуткина - М.: Академический Проект, 2000. - 184 с.
13. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика коммуникативных компетентностей дошкольников. [Текст] /О.В. Дыбина - М.: Просвещение,
2008. - 187с.
14. Дмитриевских, Л.С. Изучение языковой и коммуникативной компетентности как компонентов речевого общения у дошкольников с нарушением речи. [Текст] /Л.С. Дмитриевких// - Педагогическое образование в России. - 2013. - № 1. С.168-174.
15. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. [Текст] /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева - Екатеринбург: ЛИТУР, 2006. - 320 с.
16. Жуков, В.Ю. Основы теории культуры. [Текст] /В.Ю. Жуков - СПб.: СПбГАСУ, 2004. - 227с.
17. Кормильцева, Е. А. Формируем коммуникативные навыки-навыки
общения. [Текст] /Е.А. Кормильцева/ - URL: http://www.u-
тата.1Т1/гсас1/а111с1е pnnt.php'’icl 4050
18. Клюева, И.В. Учим детей общению. [Текст] /И.В. Клюева, Ю.В. Касаткина - Ярославль, 2011. - 240с.
19. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. [Текст] /М.И. Лисина - М.: Просвещение, 2007. - 187с.
20. Лисина, М.И. Потребность в общении. Проблемы онтогенеза общения. [Текст] / М.И. Лисина - М.: Просвещение, 2006. - 165с.
21. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении[Текст] /М.И. Лисина - СПб.: Питер, 2009. - 127с.
22. Лисина, М.И. Генезис форм общения у детей. [Текст] / М.И. Лисина - М.: Просвещение, 2002. - 56 с.
23. Лозован, Л.Я. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. кан. пед. наук. [Текст] /Л.Я. Лозован - Новокузнецк, 2003. - 100с.
24. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. [Текст] /Б.Ф. Ломов - М.: Просвещение, 2004. - 200с.
25. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедическихзанятиях. Возрастная и педагогическая психология[Текст] /С.А. Миронова - М.: Просвещение, 2001. - 208 с
26. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. [Текст] /Мухина В.С. - М.: Просвещение, 2000. - 300с.
27. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. [Текст]/Р.С. Немов - М.: Просвещение, 2003. - 303с.
28. Осипенко, Г.Г. Игра как средство формирования
коммуникабельности дошкольников. [Текст] /Г.Г. Осипенко// - URL:
http: //www. den-za-dnem. ru/page. php?article= 10
29. Поваляева, М.А. Справочник логопеда. [Текст] /М.А. Поваляева - Ростов -на-Дону.: Феникс, 2002. - 205с.
30. Пожиленко, Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников [Текст]/Е.А. Пожиленко// - Дефектология. -2005. -№2. - С.22-26.
31. Рузская, А.Г. Развитие речи игры и занятия с детьми раннего возраста. [Текст] /А.Г. Рузская - М.: Просвещение, 2007. - 169с.
32. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. [Текст] /А.Г. Рузская - М.Просвещение, 2001.- 247с.
33. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с ОНР. [Текст] /Л.Г. Соловьева// - Дефектология, - 1996. - №1. - С. 22 - 25.
34. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб.
пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст]/Е.О. Смирнова - М.: Просвещение, 2000. - 202с.
35. Селивертов, В. И. Дидактические игры с детьми. [Текст] /В.И. Селеверстов - М.: Просвещение, 2000.- 190с.
36. Сиротюк, А.Л. Обучение детей общению с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. [Текст] /А.Л. Сиротюк - М.: Сфера, 2001. - 128 с.17
37. Слепович, Е.С. Развитие речи у детей с задержкой психического развития. [Текст]/Слепович Е.С. - М.: Просвещение, 2008. - 198с.
38.Чиркина, Г.В. Коммуникативно - речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: Монография. [Текст] /Г.В. Чиркина, Л.Г. Соловьева - Архангельск,2009. - 100с.
39. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин - М.: АЛМА-ПРЕСС, 2000. - 356с.