Введение
.1
Глава 1. Денежные кабалы второй половины XVI в 12
Заемные
кабалы 17
Заемные кабалы с условием отработки
долга 43
Глава 2. Денежные кабалы XVII
в 57
Заемные
кабалы 57
Заемные кабалы с отработкой 96
Глава 3. Хлебные кабалы второй половины XVI - XVII в 103
Заключение
...138
Приложение 1. Денежные кабалы Спасо - Прилуцкого монастыря второй половины XVI
в 144
Приложение 2. Денежные кабалы Спасо - Прилуцкого монастыря XVII в 154
Приложение 3. Хлебные кабалы Спасо-Прилуцкого
монастыря
.160
Список источников и
литературы 170
Список
сокращений 176
Период второй половины XVI-XVII в. стал временем чрезвычайной хозяйственной активности монастырей. С одной стороны, завершался процесс накапливания ими земельного фонда, с другой, все острее становилась проблема, связанная с необходимостью поддерживать его в постоянной хозяйственной эксплуатации. Поиск и привлечение «человеческого ресурса» становится постоянной заботой монастырских властей. Одним из универсальных механизмов средневековой экономики выступала ссуда. Со второй половины XVI в. постепенно нарастает кредитная деятельность монастырей, особенно крупных или находящихся в точках пересечения торговых путей. Спасо-Прилуцкий монастырь, расположенный близ Вологды, относился как раз к той группе монастырей, которые, благодаря соседству с крупными торговыми городами, оказывались вовлеченными в активную экономическую, и в том числе финансовую жизнь.
Интерес к истории монастыря и его хозяйственной деятельности проявляют уже исследователи конца XIX - начала XX веков. В 1884 г. в Вологде выходит очерк П.И. Савваитова, позднее дополненный и переизданный Н. И. Суворовым, известным вологодским краеведом, и книга И.К. Степановского, в которой был дан небольшой экскурс в историю монастыря1 Однако эти работы носят описательный характер и не касаются проблем развития экономических отношений или вопросов исследования актового материала. В 1909 г. В.Н. Сторожев на основе данных писцовой
1 Савваитов П.И. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. Вологда, 1884;. Суворов Н.И. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. Вологда, 1914; Степановский И.К. Вологодская старина. Вологда, 1890.
книги дал общее описание вотчины Спасо-Прилуцкого монастыря и его подворий в Вологде . Он относит Спасо-Прилуцкий монастырь ко второй (средней) группе вотчинников среди монастырей Вологодского уезда, отмечая хорошее состояние его владений по сравнению с частично запустевшими вотчинами других монастырей.
Материалы Спасо-Прилуцкого монастыря, такие как переписи, приходно-расходные книги, были использованы также исследователями в XX в. в работах, посвященных истории крестьянского населения на Русском Севере . В основном они охватывают хронологически более поздний период, конец XVII- XVIII в.
Л.С. Прокофьева исследовала непосредственно хозяйственную деятельность монастыря4. В своей работе она выдвинула тезис об использовании труда должников, в том числе и посадских людей, за долг на соляных промыслах.
Комплекс кабальных записей второй половины XVI - XVII в. Спасо-Прилуцкого монастыря, в котором отложилась как часть архива самого монастыря, так и акты, первоначально принадлежавшие частным лицам, является ценным источником для исследования кредитных отношений второй половины XVI века, а также роли ссуды в генезисе крестьянской зависимости.
Рассмотренный комплекс заемных кабал Спасо-Прилуцкого монастыря имеет сложную структуру. Различные виды кабал фиксировали многообразие финансовых отношений и явлений хозяйственной жизни монастыря, их развитие во второй половине XVI века. Основу этих отношений составлял денежный и хлебный кредит.
Во второй половине XVI в. денежные и хлебные кабалы составляли, в зависимости от конкретных условий, по трем возможным типам формуляра: упрощенному, расширенному и полному. Однако кабалы на хлебную ссуду, которая преимущественно была казенной, отличаются большим единообразием схемы построения. В целом, кабалы с казенной ссудой, как денежной, так и хлебной, пишутся в XVI в. преимущественно по упрощенному формуляру, и лишь к концу столетия по расширенному. Употребление писцом полного формуляра происходит только при выдаче ссуды лицам, с монастырем не связанным. Частная ссуда оформлялась, как правило, кабалами с расширенным, реже с полным формуляром. Упрощенный тип допускался только в том случае, если обе стороны сделки хорошо знали друг друга или принадлежали к одной корпорации (в данном случае монастырю).
Основными тенденциями развития формуляра во второй половине XVI в. стало постепенное увеличение количества клаузул санкции и их внутреннее разрастание; уточнение указываемых данных о должнике в интитуляции. Процесс становления и развития монастырской канцелярии нашел свое отражение в удостоверительной части акта и конечном протоколе: писцы с 1580-
1590-х гг. указывают свой профессиональный статус; послухами обычно становятся писцы-дьячки того же монастыря, в результате чего кабалы в основном имеют рукоприкладство; акты имеют полную дату (день, месяц, год); на лицевой и оборотной сторонах актов проставляются различные пометы, относящие их к определенным видам по существу фиксированных в них отношений, отражающие учет кабал и кабальных долгов
Казенная ссуда и денег и хлеба развивается от ростовой в 1550-х гг. к преимущественно неростовой. Выдача ссуды без роста крестьянам могла быть вариантом «подмоги», но отличалась от последней тем, что должна была быть возвращена («кабальные деньги» в монастырских хозяйственных книгах). Рост мог быть замаскирован. Судебник 1589 г. в Ст.3 Краткой редакции указывает: «Кабалы писать на крестьян вдвое» - то есть, рост сразу 100%269. В некоторых казенных неростовых кабалах также есть пометы «денги писаны вдвое», «приписи половина».
Для рубежа XVI-XVII вв. характерно «двойное» наименование ряда актов: самоназвание и помета, сделанная рукой того же писца относят акт к разным разрядам. Второй особенностью таких актов стало смешение формуляров нескольких видов в один или включение необычных для формуляра данного вида клаузул. В этой связи представляют большой интерес денежные кабалы, отличающиеся от простых заемных тем, что должник обязуется погасить свой долг отработкой. Однако сами условия такой отработки могут быть различны, что нашло свое отражение в особенностях формуляра кабал данного вида.
269 Судебник 1589 г. Краткая редакция. Ст. 3 // Судебники XV-XVI веков. М.;Л., 1952. С. 352.
С конца 1550-х гг., когда происходит заселение монастырской вотчины, особую роль играл Юрьев день осенний, в который преимущественно оформлялись кабалы с отработкой долга в течение года в монастырской вотчине на пашне. В их основе лежит формуляр обычной заемной кабалы, дополненный специфическими клаузулами об отработке долга. Этот тип явился предшественником порядной записи, документа, оформляющего отношения уже договорного характера, что отразилось в формуляре таких кабал позднего времени появлением термина «рядь».
219, 221 - 237, 243, 244, 246 - 250, 253 - 261, 263 - 282, 285 - 334, 336, 338, 343 - 354, 356, 359, 361 - 364, 366, 371 - 376, 378 - 382, 384, 385, 388, 389, 395, 400, 405 - 407, 413, 417, 436, 443, 445, 448, 458, 459, 461, 463, 472, 473, 477, 488, 481, 482, 490, 491, 557, 579, 587, 598, 607, 625, 628, 642, 732, 768, 807; ОР РНБ. Ф. 299. Зинченко. Д. 60, 79, 107, 113, 115, 124, 136 - 139, 141, 145, 150, 151, 157, 236, 357, 370, 398, 448; РГАДА. Ф. 1429. Спасо-Прилуцкий монастырь. Оп. 1. Д. 7, 8, 12, 31, 38, 44 - 46, 52, 54, 60, 66, 67, 69, 70, 73 - 83, 86, 90, 101, 144, 195.
Книга записи денежных кабал казначея старца Филарета. 1638
- 1639 гг. СПбИИ. Ф. 271. Оп. 2. Д. 156.
Роспись заемного хлеба села Ивановского. 1661 г. СПбИИ. Ф. 271. Оп. 1. Д. 744.
Память слуге Степану Богатскому о сборе заемного хлеба с крестьян с. Ивановского с росписью, что на ком взять. 4 сентября 1661 г. СПбИИ. Ф. 271. Оп. 1. Д. 743.
Запись хлеба, розданного на семена крестьянам деревень ключа Борогодского села. 1660/61 гг. // СПбИИ. Ф. 271. Оп. 1. Д. 735.
Приходно-расходные хлебные книги житника старца Иакима Толкачева. 1601, апреля 1 - 1602, августа 17. // СПбИИ. Ф. 271. Оп.
2. Д. 21.
Приходно-расходная книга житника старца Ионы. 1603, сентября 1 - 1604, июля 5. // СПбИИ. Ф. 271. Оп. 2. Д. 25.
Приходно-расходные хлебные книги житника Житного двора старца Кирилла. 1606, сентября 1 - 1607, августа 19. // СПбИИ. Ф. 271. Оп. 35.
Челобитная царю Алексею Михайловичу московского торгового гостя иноземца Ивана Еремиева о том, что власти Спасо-
Прилуцкого монастыря завладели дощанником, который должен был ему отдать по закладной кабале английский гость Томас Рыцарев Воич, скончавшийся, не уплатив долга. [1650] // ГАВО. Ф. 1260. Коллекция столбцов XVI-XVII веков. Вологодский Софийский архиерейский дом. Оп. 1. Т. 1. Д. 880.
Законодательные акты Русского государства второй пол. XVI
- первой пол. XVII в.: Тексты и комментарии / под. Ред. Н.Е. Носова и В.М, Панеяха. Л., 1987.
Окладные книги Спасо-Прилуцкого монастыря 1598 - 1599 гг. // Вотчинные хозяйственные книги XVI века. Ч 2. М.; Л., 1979. С. 367 - 404.
Описание Собрания Свитков, находящихся в Вологодском Епархиальном Древнехранилище. 1599-1734. Вып. 2. Вологда, 1900.
Приходная книга казначея Мисаила. 1594 г. октября 2- 1595 г. июня 30 // Вотчинные хозяйственные книги XVI века. Ч 2. М.; Л., 1979. С. 332 - 337.
Соборное Уложение 1649: Текст и комментарии / подгот. Текста Л.И. Ивина; Комментарии Г.В. Абрамовича, А.Г. Манькова, Б.Н. Миронова, В.М. Панеяха; рук. Авт. Коллект. А.Г. Маньков. Л., 1987.
Стоглавый Собор. М., 2000.
Судебник 1589 г. Краткая редакция // Судебники XV-XVI веков. М.; Л., 1952.
Челобитные крестьян Спасо-Прилуцкого монастыря. № 160 - 163, 166, 167, 176, 177 // Крестьянские челобитные XVII в. М., 1994. С.133 - 135, 137, 143 - 144.
Бакланова Е.Н. Крестьянский двор и барщина на Русском Севере (к. XVII- н. XVIII в.). М.,1976. 221 с.
Борисенков Е.П., Пасецкий В.М. Экстремальные природные явления в русских летописях XI - XVII вв. Л., 1983. 240 с.
Булыгин И.А. Из истории крестьян Вологодского Спасо- Прилуцкого монастыря в к. XVII - н. XVIII в. // Вопросы аграрной истории. Вологда, 1968.
Васильев Ю. С. Четверть и меры сыпучих тел на Севере России XVI-XVII вв. // Александр Ильич Копанев: Сборник статей и воспоминаний. СПб., 1992. С. 188 - 189.
Введенский А. А. Монастырский стряпчий// Русский исторический журнал. Пг., 1921. Кн. 2. С. 55.
Гейман В.Г. Несколько новых документов, касающихся истории сельского населения Московского государства XVI столетия // Сборник Российской публичной библиотеки. Ч. II: Материалы и исследования. Вып. 1. Пг., 1924. С. 277-294.
Голикова Н.Б. Привилегированные купеческие корпорации России XVI-первой четверти XVIII в. Т. 1. М., 1998. 524 с.
Демкин А.В. О формулярах заемных «кабал» и «памятей» первой половины XVII в. // Советские архивы. 1985. № 5. С. 35-37.
Дмитриева З.В. Вытные и описные книги Кирилло- Белозерского монастыря XVI-XVII вв. СПб., 2003. 344 с.
Дьяконов М.А. К вопросу о крестьянской порядной записи и служилой кабале //Сб. статей, посвященный В.О. Ключевскому. Ч. 1. М., 1909. С. 317-331.
Ивина Л. И. Формулярный анализ данных грамот Угличской земли XV в. // У Источника. Вып. 1. Сб. ст. в честь члена- корреспондента Российской Академии наук С.М. Каштанова: В 2 частях. М., 1997. С. 309-344.