ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА
ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ 8
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ НА
БЕЛГОРОДСКОМ ТАМОЖЕННОМ ПОСТУ
БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ 25
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
КАЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы дипломного исследования. Возрастающее значение деятельности таможенных органов в обеспечении интересов экономической безопасности страны вызывает необходимость поиска путей ее постоянного улучшения.
На сегодняшний день базовой концепцией реализации управления качеством в современных условиях является системный подход, вытекающий из требований международных стандартов в области качества. Этот подход предполагает, что система управления качеством таможенных услуг должна быть интегрирована в общую систему управления таможенным органом и иметь целью удовлетворение потребностей участников
внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Кроме этого, управление качеством таможенных услуг должно опираться на соответствующие законы, закономерности управления, принципы, методы, в совокупности формирующие общую методологию управления. При этом не должна отрицаться важность учета требований международных стандартов по построению эффективных систем менеджмента качества (СМК) ИСО серии 9000.
Особую значимость данный вопрос приобретает в связи с созданием Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Новые условия, повлекшие за собой необходимость принятия соответствующих мер не только со стороны таможенных органов, но и также со стороны различных предприятий, занимающихся в сфере таможенного дела.
Качество таможенных услуг проявляется в балансе интересов общества, государства и участников ВЭД, а также оценивается по степени соответствия требованиям участников процесса таможенного контроля товаров. Невысокие позиции России по показателям комфортного ведения международной торговли в рейтингах Всемирного Банка, общественное мнение о работе таможенных органов - всё это свидетельствует о неприемлемом уровне качества таможенных услуг, в соответствии с чем можно сделать вывод, что баланс интересов государства и участников ВЭД достигнут не в полной мере. Возможность достижения такого баланса обеспечивается управлением качества таможенных услуг.
Важность обстоятельного и системного решения указанных вопросов для повышения качества таможенного обслуживания предопределила выбор темы дипломного исследования. Что и актуализирует тему нашего исследования.
Степень изученности темы. Проблемы повышения качества таможенного обслуживания многогранны и требуют всестороннего и системного изучения.
Отдельные теоретические и практические вопросы осуществления внешнеэкономической деятельности и таможенного дела рассмотрены в трудах ученых: А.А. Демичев, А.С. Логинова, И.Н. Платонова,
Н.Д. Эриашвили 1.
Проблемы эффективности государственных услуг и деятельности государственных организаций исследовались И.Н. Барциц,
С.А. Васильевым, Е.С. Грачевой, О.В. Гречкиной, В.С. Карпичевым, Е.А. Литвинцевой .
Вопросы управления таможенными услугами освещались в работах таких ученых как: П.Н. Афонина, С.В. Барамзина,
Ю.Е. Гупановой, А.А. Кожарина, А.О. Костиной .
Несмотря на значительный интерес ученых к этой проблеме, они не нашли достаточно четкого и полного отражения таких важных для теории и практической деятельности вопросов, как методические положения оценки качества таможенных услуг, мотивационный механизм обеспечения качества труда, систематизация таможенных услуг, взаимоотношения предприятий, которые осуществляют деятельность в сфере таможенного дела с таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности.
Помимо этого, существующие особенности организационных условий, способствующие повышению качества таможенных услуг, их реализация на практике, а также вопросы обеспечения качества таможенных услуг, в том числе посредством их стандартизации исполнения диктуют необходимость комплексного исследования качества таможенных услуг и поиска новых путей совершенствования данного вида деятельности.
Проблема дипломного исследования заключается в противоречии между необходимостью совершенствования качества таможенных услуг и недостаточной разработанностью средств для решения такой задачи на региональном уровне.
Объектом дипломного исследования является качество услуг, предоставляемые таможенными органами.
Предметом дипломного исследования является механизм управления качеством таможенных услуг.
Целью дипломного исследования является разработка практических рекомендаций по повышению качества таможенных услуг на Белгородском таможенном посту Белгородской таможни.
Задачи дипломного исследования:
1) рассмотреть теоретические основы качества таможенных услуг;
2) проанализировать качество таможенных услуг на Белгородском таможенном посту Белгородской таможни;
3) предложить направления совершенствования качества таможенных услуг.
Теоретико-методологическую основу исследования послужили труды известных российских и зарубежных ученых, специалистов в области организации труда и качеством таможенных услуг, таких как: Л.А. Жигун и А.Я. Черныш1, которые позволяют рассмотреть управление качеством предоставляемых таможенных услуг как систему, которая изменяется в результате взаимодействия отдельных элементов с внешней средой.
Помимо этого, важную роль в процессе исследования играют методы: логический, исторический, метод теоретического исследования, сравнительный анализ, синтез и наблюдения, метод моделирования и методы обобщения и описания полученных данных.
Эмпирической базой исследования послужили: Договор о
Евразийском экономическом союзе, Таможенный Кодекс Таможенного Союза, Федеральный закон № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Международные стандарты таможенного
Жигун Л.А. Выявление факторов, определяющих качество управления государственными таможенными услугами // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 3; Черныш А.Я. Исследование проблемных вопросов управления качеством таможенных услуг : монография. М., 2012.
регулирования, а также статистические отчеты и аналитические материалы Белгородской таможни (ежеквартальные и годовые отчеты) .
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что результаты дипломного исследования конкретизируют
общетеоретические представления о качестве таможенных услуг, его особенностях, дополняют и классифицируют имеющиеся научные взгляды по вопросам установления признаков, характеризующие как государственные услуги в целом, так и таможенные услуги.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании рекомендаций по совершенствованию качества таможенных услуг.
В настоящее время одной из ведущих деятельностей является предоставление услуг и таможенная служба не исключение. Таможенные органы предоставляют таможенные услуги не только участникам ВЭД, но и государству, выполняя при этом регулирующую функцию, а так же ведя при этом защиту экономики, здоровья населения и охраны окружающей среды.
Таможенная услуга - это общественно-экономическое благо в форме таможенной деятельности, а конкретно таможенного регулирования и контроля. Это услуги особого рода, которые связаны непосредственно с защитой экономической безопасности государства, а также с обеспечением интересов национальной экономики и которые направлены на развитие внешнеэкономических связей страны, а также содействие участникам ВТД в реализации экспортно-импортных операций, в том числе за счет таможенной инфраструктуры, таможенных посредников и таможенных представителей.
Под качество таможенных услуг понимают совокупность характеристик таможенных услуг, определяющая их возможность и способность удовлетворять потребности участников внешнеэкономической деятельности, при продвижении по цепи товаров от продавца к покупателю в соответствии с требованиями таких государств.
Эффективное оказание таможенных услуг проявляется, в первую очередь, в балансе интересов общества, государства и участников ВЭД и оценивается оно по степени соответствия выдвинутым требованиям субъектов процесса таможенного контроля. Управление таможенными услугами и есть возможность получения конечного желаемого положительного результата при регулировании и контроле данного баланса.
Для более успешного освоения в таможенной сфере основ, а также теоретических аспектов по управлению качеством таможенных услуг, важна и необходима достаточно большая работа по профессиональной подготовке должностных лиц таможенных органов, а также формированию определенных условий для его активизации, а самое важное - это личная заинтересованность не только высшего руководства таможенной службы и руководства таможенных органов в этом вопросе, но и самих служащих, их понимание значения проблемы качества результатов деятельности таможенных органов.
Важную роль в анализе деятельности таможенных органов по оказанию таможенных услуг играет оценка этих услуг участниками ВЭД. Вследствие этого таможенные органы проводят оценку удовлетворенности участников внешнеэкономической деятельности, а итоги оценки учитываются при совершенствовании процесса управления качеством таможенных услуг.
Существует ряд услуг, которые предоставляются таможенными
органами, а именно:
1. Таможенная защита объектов интеллектуальной собственности.
2. Информирование и консультирование по вопросам таможенного дела.
3. Таможенное сопровождение.
4. Хранение товаров.
5. Ведение реестров таможенных посредников, банков, субъектов ВЭД.
6. Услуги по сертификации (выдача свидетельств и лицензий на определенные виды деятельности).
7. Принятие предварительных решений по классификации и стране происхождения товаров.
Белгородская таможня является одной из крупнейших таможен Центрального таможенного управления. Белгородская таможня первостепенно оказывает услугу информирования об актах таможенного законодательства Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.
Для Белгородской таможни работа с обращениями граждан - это одна из важной составляющей обратной связи с гражданами и участниками ВЭД. Такого рода работа в таможенном органе ведется по нескольким направлениям - консультирование и информирование.
Правовой отдел таможенного органа осуществляет предоставление государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства и об иных правовых актах Российской Федерации в сфере таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела, а также иным вопросам, входящие в компетенцию таможенных органов.
По результатам проведенного исследования можно сформулировать ряд рекомендаций в адрес Белгородского таможенного поста:
1. Разработать методику повышения качества таможенных услуг и внедрить в Белгородский таможенный пост Белгородской таможни;
2. Определить необходимость расширения или сужения сектора государственных услуг, представляемые таможенными органами, взяв за основу рынок таможенных услуг стран-участниц ЕАЭС;
3. В целях укрепления и развития взаимодействия Белгородского таможенного поста Белгородской таможни с другими органами исполнительной власти предлагается унифицировать систему электронного обмена данными.
Разработанные в дипломной работе рекомендации основываются на концептуальных началах управления качеством таможенных услуг и ставят перед собой цель нейтрализовать проблемы, которые приводят к снижению качества таможенных услуг.
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации
таможенных процедур от 18 мая 1973 г. (в ред. Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г.) [Электронный ресурс] //
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс. Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. Таможенный кодекс Таможенного Союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) [Текст] (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08 мая 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.
3. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (в ред. от 8 мая 2015 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 ноября 2010 г.№ 311-ФЗ (ред. от 29 декабря 2014 г.) // Российская газета. - 2010. - № 269. - 29 ноября.
5. Общероссийский Классификатор (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001:
утверждено Приказом Росстандарта от 26 сентября 2013 г. №1099-ст [Электронный ресурс] : Информационный портал общероссийских
классификаторов. - Режим доступа : http://classifikators.ru/oksm.
6. Общероссийский Классификатор (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000 :
утверждено Приказом Росстандарта от 17 августа 2015 г. №1167-ст [Электронный ресурс] : Информационный портал общероссийских
классификаторов. - Режим доступа : http://classifikators.ru/okv.
7. О создании таможенных органов [Электронный ресурс] : Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 14 февраля 1992 г. № 45 (ред. от 14 февраля 1992 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
8. Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 9 июня 2012 г. № 1128 (ред. от 03 июля 2014 г. № 1278) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
9. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] : Распоряжение от 28 декабря 2012 г. № 2575-р // Федеральная таможенная служба : офиц. сайт. - Режим доступа : http://www.customs.ru/index.php?id=17220&Itemid=2375&option=com_content &view=article.
10. Абакумова, О.Г. Управление качеством [Текст] /
О.Г. Абакумова. - М. : А-Приор, 2012. - 128 с.
11. Аналитическая справка о работе с обращениями граждан в
Белгородской таможне [Электронный ресурс] : Официальный сайт
Центрального таможенного управления ФТС России. - Режим доступа : http://ctu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6282:2013 -03-01-10-36-01 &catid= 175: info-o-rab-s-obr-bel-cat&Itemid=217.
12. Анисимов, Е.Г. Применение прогнозных технологий в управлении деятельностью таможенных органов [Текст] / Е.Г. Анисимов. - Люберцы : Изд-во Российская таможенная академия, 2013. - 113 с.
13. Афонин, П.Н. Повышение качества таможенных услуг на
таможенно-логистических терминалах [Текст] / П.Н. Афонин, Е.Н. Денисова, Г.Е. Мютте // Российское предпринимательство. - 2012. - № 8 (206).- С. 138-144.
14. Базаров, Т.Ю. Ручное управление - это оксюморон [Текст] / Т.Ю. Базаров // Управление персоналом. - 2013. - №17. - С. 17-19.
15. Барамзин, С.В. Управление качеством таможенной деятельности [Текст] / С.В. Барамзин. - М. : РИО РТА, 2012. - 356 с.
16. Барциц, И.Н. Понятие «публичная услуга» в контексте
Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления
государственных и муниципальных услуг» и вне его [Текст] / И.Н. Барциц // Государство и право. - 2013. - № 10. - С. 40 - 51.
17. Васильев, С.А. Институт государственных и муниципальных услуг в современном праве Российской Федерации [Текст] / С.А. Васильев, Е.С. Грачева. - М. : НОРМА, 2016. - 208 с.
18. Губин, А.В. Совершенствование обеспечения таможенных органов трудовыми ресурсами [Текст] / А.В. Губин.- Люберцы : Изд-во Российской таможенной академии, 2011. - 109 с.
19. Гончаров, С.В. Совершенствование системы управления и качества услуг таможенного представителя в международной торговле [Текст] / С.В. Гончаров // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 3 (47). - С. 170-175.
20. Гречкина, О.В. Государственные таможенные услуги: понятия, базовые характеристики, виды [Текст] / О.В. Гречкина // Общественные науки. Право. - 2016. № 3 (39). - С. 17-30.
21. Гупанова, Ю.Е. Разработка концептуальных, методологических и методических основ управления качеством таможенных услуг [Текст] : дис. ... д-ра.экон. наук : 08.00.05. / Ю.Е. Гупанова. - М., 2013. - 432 с.
22. Гупанова, Ю.Е. Научно-методические рекомендации по управлению качеством таможенных услуг [Текст] / Ю.Е. Гупанова. - М. : Изд-во Российской таможенной академии, 2012. - 80 с.
23. Гупанова, Ю.Е. Исторический анализ зарубежных и отечественных взглядов на управление качеством таможенных услуг [Текст] / Ю.Е. Гупанова // Актуальные проблемы экономики и права. - 2012. - №1 (21). - С. 122-126.
24. Гупанова, Ю.Е. Проблемные аспекты повышения качества таможенных услуг в условиях неопределенности и риска [Текст] / Ю.Е. Гупанова // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2012. - № 1(54). - С. 83-90.
25. Гуськова, А.В. Формирование мониторинга таможенных услуг с применением инновационных технологий и методов [Текст] / А.В. Гуськова // Бюллетень Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2014. - № 8. - С. 71-75.
26. Демичев, А. А. Основы таможенного дела [Текст] /
А.А. Демичева, А.С. Логинова. - СПб. : Интермедия, 2014. - 371 с.
27. Дорогова, А.И. Особенности формирования показателей и критериев оценки таможенных услуг в рамках Таможенного союза [Текст] / А.И. Дорогова // Бюллетень Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2014. - № 8. - С. 76-80.
28. Ершов, А.Д. Таможенные услуги в международной цепи поставки товаров [Текст] / А.Д. Ершов, В. А. Черных. - М. : РИО РТА, 2011. - 244 с.
29. Жигун, Л.А. Выявление факторов, определяющих качество управления государственными таможенными услугами [Текст] / Л А. Жигун // Вестник Российской таможенной академии. - 2013. - № 3. - С. 30-39.
30. Жигун, Л.А. Выявление факторов и исследование их влияния на управление качеством таможенных услуг [Текст] / Л.А. Жигун. - М. : РГТЭУ, 2012. - 198 с.
31. Зачем нужна Система межведомственного электронного
взаимодействия (СМЭВ) [Электронный ресурс] : Информационный
портал«Государство. Бизнес. ИТ» - Режим доступа:
http: //www.tadviser.ru/index.php/%D0%9F%D 1.
32. Карпичев, В.С. Администрирование государственных услуг [Текст] / В.С. Карпичев, Е.А. Литвинцева. - М. : Проспект, 2016. - 112 с.
33. Кожарин, А.А. Показатели качества таможенных услуг [Текст] /
A. А. Кожарин // Вестник Саратовской государственной юридической
академии. - 2016. - № 109. - С. 56-63.
34. Костина, А.О. Совершенствование управления нагрузкой должностных лиц таможенных постов в интересах повышения качества таможенных услуг [Текст] : дис. ... к. экон. наук : 08.00.05. / А.О. Костина - М., 2014. - 213 с.
35. Макрусев, В.В. Государственные таможенные услуги [Текст] /
B. В. Макрусев, А.В. Сафронов. - М. : Изд-во Российской таможенной академии, 2012. - 196 с.
36. Малышенко, Ю.В. Модель массового обслуживания таможенного контроля и выпуска товаров [Текст] / Ю В. Малышенко, Е.И. Ермакова, И.А. Огнев // Вестник Российской таможенной академии. - 2011. - № 2. -
C. 56-65.
37. Маховикова, Г.А. Таможенное дело [Текст] / Маховикова Г.А., Павлова Е.Е. - М. : Изд-во «Юрайт», 2016. - 190 с.
38. Недосекова, Е.С. Административно-правовое регулирование взаимодействия таможенных органов с таможенными представителями / [Текст] Е.С. Недосекова. - Люберцы : Российская таможенная академия,
2013. - 80 с.
39. Овсянников, С.А. Качество труда персонала таможенных органов как важнейший фактор обеспечения качества таможенных услуг [Текст] / С.А. Овсянников, О.А. Старкова // Известия Саратовского университета. -
2014. - №3. - С. 583-587.
40. Панов, М.М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI [Текст] / М.М. Панов. М. : ЮНИКОМ, 2013. - 255 с.
41. Пишак, Н.Н. Классификация таможенных услуг как основа управления их качеством [Текст] / Н.Н. Пишак // Новый университет. Серия «Экономика и право». - 2013. - № 10 (32). - С. 57-62.
42. Платонова, И.Н. Международные экономические отношения России [Текст] / И.Н. Платонова. - М. : Инфра-М, 2017. - 560 с.
43. Просянников, Н.Н. Управление персоналом в таможенных органах [Текст] / Н.Н. Просянников. - Владивосток : РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2012. - 160 с.
44. Рожкова, Ю.В. Управление качеством таможенной деятельности [Текст] / Ю.В. Рожкова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - № 8 (157). - С. 54-58.
45. Сопина, Л.К. Совершенствование процесса оценки структуры государственных таможенных услуг как инструмент повышения качества их оказания [Текст] / Л.К. Сопина // Молодой ученый. - 2016. - №28. - С. 548.
46. Стандартизация таможенных услуг [Электронный ресурс] : Информационный портал о грузоперевозках и логистике. - Режим доступа : http: //ati.su/Media/PrintArticle.aspx?ID= 1690.
47. Старкова, О.А. Управление качеством таможенных услуг на современном этапе [Текст] / О.А. Старкова // Вестник Российской таможенной академии. - 2012. - № 1. - С. 73.
48. Статистическая информация о деятельности Белгородской таможни [Электронный ресурс] : Официальный сайт Центрального таможенного управления ФТС России. - Режим доступа : http://ctu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=193&Ite mid=235.
49. Черныш, А.Я. Исследование проблемных вопросов управления качеством таможенных услуг [Текст] / А.Я. Черныш, Ю.Е. Гупанова, О.Г. Симахин. - М. : Изд-во Российской таможенной академии, 2012. - 140 с.
50. Шкуренко, Е.К. Совершенствование взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД при проведении таможенного контроля товаров
[Текст] : дис. ... кан. экон. наук : 08.00.05. / Е.К. Шкуренко. - М. :
Издательство Российской таможенной академии, 2013. - 160 с.
51. Элова, Г.В. Тенденции развития системы таможенных услуг и организационно-экономические факторы ее совершенствования [Текст] : дис. ... к. экон. наук : 08.00.05. / Г.В. Элова. - Ростов-на-Дону, 2013. - 210 с.
52. Эриашвили, Н.Д. Таможенное дело [Текст] / Н.Д. Эриашвили. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012 . - 376 с.
53. Юрьева, Е.В. Концепция совершенствования организации таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности [Текст] / Юрьева Е.В. - Люберцы : Изд-во Российской таможенной академии, 2015. - 76 с.