Часть I. Языковая эпатажность в современной массовой литературе (на материале текстов Сергея Шнурова) 5
Введение 6
Глава 1. Теоретические основы исследования языковой эпатажности в современной литературе 8
1.1. Активные языковые процессы в современном русском языке,
отраженные в русской литературе 8
1.2. Эпатаж, его особенности и способы реализации 13
1.2.1. Понятие «эпатаж». История исследования 13
1.2.2. Функции эпатажа 15
1.2.3. Языковая эпатажность 20
1.3. Сергей Шнуров как представитель современной массовой
литературы 23
1.3.1. Творческая биография Сергея Шнурова 23
1.3.2. Имидж Сергея Шнурова 25
Выводы к Главе 1 29
Глава 2. Анализ языковой эпатажности в современной литературе (на примере текстов Сергея Шнурова) 31
2.1. Доминантные темы в творчестве Сергея Шнурова и их речевая
репрезентация 31
2.2. Специфика языковой эпатажности текстов Сергея Шнурова 41
2.2.1. Лексика разговорной речи 41
2.2.1.1. Обсценные выражения 42
2.2.1.2. Жаргонизмы 46
2.2.1.3. Вульгаризмы 49
2.2.1.4. Разговорная лексика 52
2.2.2. Архаизмы 56
2.2.3. Историзмы 58
2.2.4. Неологизмы 59
2.2.5. Заимствованные слова 59
2.2.6. Окказионализмы 62
2.2.7. Прецедентный текст 63
2.2.8. Парадоксы в лексике 67
2.2.9. Фразеологизмы 68
2.2.10. Художественно-выразительные средства 70
2.2.10.1. Тропы 70
2.2.10.2. Фигуры речи 78
Выводы к Главе 2 83
Глава 3. Особенности редактирования текстов Сергея Шнурова 85
3.1. Редактирование текстов, содержащих обсценные выражения 85
3.2. Общие подходы к редактировнию поэтических текстов и текстов
песен 90
3.3. Специфика редактирования поэтических текстов Сергея Шнурова .. 93
3.3.1. Типы ошибок 94
3.3.2. Рекомендации редактору 103
Выводы к Главе 3 105
Заключение по Части 1 107
Часть II. Издательские проект «Сборник афоризмов Сергея Шнурова» 111
Введение 112
Глава 1. Маркетинговый анализ рынка 113
1.1. Общая характеристика издания 113
1.2. Анализ конкурентов 114
1.3. Анализ потребителей 117
1.4. Позиционирование печатного издания «Сборник афоризмов Сергея
Шнурова» 121
Глава 2. Разработка проекта «Сборник афоризмов Сергея Шнурова» 123
2.1. Полиграфические характеристики издания «Сборник афоризмов
Сергея Шнурова» 123
2.2. Определение стоимости издания 124
2.3. Программа продвижения и сбыта издания 125
2.4. Расчет расходов на издание и эффективность ROI 125
Заключение по Части II 130
Список литературы 132
Актуальность Части I выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью комплексного изучения и анализа языковой эпатажности современной массовой русской литературы.
Объектом исследования является языковая эпатажность в современном русском языке.
Предмет исследования - репрезентация языковой эпатажности в текстах Сергея Шнурова.
Целью выпускной квалификационной работы стало выявление языковых способов достижения эпатажности в произведениях Сергея Шнурова, их анализ и редактирование.
Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач:
1) изучить литературу по теории вопроса;
2) собрать языковой материал по теме исследования, составить картотеку примеров;
3) раскрыть понятие «языковая эпатажность», выявить специфику языковой эпатажности в современной массовой литературе;
4) описать языковые особенности текстов Сергея Шнурова с точки зрения языковой эпатажности;
5) осуществить анализ текстов Сергея Шнурова с точки зрения языковой эпатажности;
6) составить рекомендации по редактированию текстов Сергея Шнурова.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: структурный, стилистический, дистрибутивный, семантико-когнитивный, количественных подсчетов.
Материал исследования: 450 текстов Сергея Шнурова, размещенных на сайте https://teksty-pesenok.ru/rus-leningrad/ фанатами и на официальной странице Сергея Шнурова в социальной сети Instagram (https://www.instagram.com/shnurovs/) самим автором.
Научная новизна исследования заключена в том, что в нем впервые рассматривается и анализируется языковая эпатажность в текстах Сергея Шнурова.
Структура первой части работы: Введение, три главы, Заключение. Во Введении определяются актуальность, объект, предмет, цели и задачи, методы, материал и научная новизна исследования. Глава 1 посвящена освещению основных теоретических положений исследования: изучению активных процессов в современном русском языке, понятий «эпатаж» и «языковая эпатажность», истории их изучения, а также составлению лингвистического портрета артиста, выявлению особенностей творчества и имиджа музыканта. В Главе 2 тексты Сергея Шнурова проанализированы с точки зрения языковой эпатажности. В Главе 3 освещаются особенности редактирования текстов Сергея Шнурова. Выводы к Части I суммируются в Заключении.
«Сборник афоризмов Сергея Шнурова» - это проект печатной книги. Издание будет сочетать в себе биографию известного музыканта и самые знаменитые афоризмы поэта о политике, обществе, любви, смысле жизни, алкоголе, проиллюстрированные карикатурами. Причиной выбора данного проекта стала длительная популярность лидера группировки «Ленинград» и интерес масс к эпатажной подаче его мыслей и взглядов. Кроме этого, малое количество печатных изданий (их всего 4), посвященных Сергею Шнурову, также повлияло на выбор данного проекта.
Анализ конкурентов позволил сделать следующие выводы: средняя цена издания о Сергее Шнурове составляет 650 рублей, в ходе SWOT-анализа выявились сильные и слабые стороны, возможности и угрозы конкурентов, издание «Сборник афоризмов Сергея Шнурова» способно обладать высокой конкурентоспособностью при учете ошибок конкурентов.
Анализ потребителей и анкетирование показали, что люди, интересующиеся творчеством Сергея Шнурова, готовы покупать печатную книгу о афоризмах музыканта и поэта по установленной нами цене.
Данный продукт предназначен для людей, увлекающихся рок-музыкой, любящих эпатажное творчество Сергея Шнурова, стремящихся коллекционировать издания, в основе которых лежит нестандартная информация. Потребитель наших книг - совершеннолетний человек с любым доходом. Все материалы издания качественные, а цена на него ниже всех остальных книг, существующих на заданную тематику.
Поскольку наш проект будет состоять из 150 страниц, мы пользуемся стратегией конкурентного ценообразования, то цену для книги «Сборник афоризмов Сергея Шнурова» мы установим в размере 250 рублей.
В программу продвижения издания «Сборник афоризмов Сергея Шнурова» будет входить реклама в социальных сетях «ВКонтакте» и в «Instagram». Осуществляться сбыт готовой продукции будет по косвенному каналу, через книжные магазины «Читай-город», «Библио-Глобус», «Амиталь» и интернет-магазины «Озон», «Лабиринт», «ЛитРес», «Библио-Глобус».
При расчетах было выявлено, что полная себестоимость проекта «Сборник афоризмов Сергея Шнурова» составит 620 000 рублей. Так как тираж нашего проекта составляет 3 000 экземпляров, получается, что цена одного экземпляра будет 207 рублей.
Установив цену в размере 250 рублей, мы удовлетворим потребность покупателей в издании о Сергее Шнурове c более низкой ценой, и получим прибыль от проекта - 129 000 рублей. Эффективность ROI - 21 %, следовательно проект «Сборник афоризмов Сергея Шнурова» коммерчески выгодным.
1. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке
Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка: Федеральный закон : от 05.05.2014 N 101-ФЗ (последняя редакция). - URL :
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162558/ (дата обращения: 19.11.2019). - Текст : электронный.
2. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования
и правила составления: ГОСТ Р 7.0.100-2018 : Национальный стандарт Российской Федерации : дата введения 2019-07-01. - URL :
https://www.rsl.ru/photo/! _ORS/5 - PROFESSIONALAM/7_sibid/ГОСТ_Р_7_0_100_2018_1204.pdf (дата
обращения: 21.05.2020). - Текст : электронный.
3. Абельмас, Н.В. Универсальный справочник по Паблик Рилейшнз / Н.В. Абельмас. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 240 с. - Текст : непосредственный.
4. Анненкова, И.В. Медиакартина мира как инвариант языковой картины мира / И.В. Анненкова. - Текст : непосредственный // Русская речевая культура и текст : материалы VIII Международной научной конференции. - Томск : Издательство Томского ЦНТИ, 2014. - С. 81-86.
5. Арнаудов, М.П. Психология литературного творчества / М.П. Арнаудов ; перевод с болгарского. - Москва : Прогресс, 1970. - 653 с. - Текст : непосредственный.
6. Афоризмы. - URL : http://fraze.ru/index.php/aforizm (дата обращения: 20.05.2020). - Текст : электронный.
7. Белянин, В.П. Основы психолингвистической диагностики (Модели мира в литературе) / В.П. Белянин. - Москва : Тривола, 2000. - 248 с. - Текст : непосредственный.
8. Большая советская энциклопедия. - URL :
https://gufo.me/search?term=%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%82% D0%B0 (дата обращения: 07.12.2019). - Текст : электронный.
9. Большой словарь мата. Том 1. Алексей Плуцер-Сарно. - URL : https://www.litmir.me/br/?b=21993&p=1 (дата обращения: 15.06.2020). - Текст : электронный.
10. Большой энциклопедический словарь. - URL :
https://gufo.me/search?term=%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%84%D 1%80%D0%B0%D0%B7 (дата обращения: 07.12.2019). - Текст : электронный.
11. Брэндинг и позиционирование товара и компании на региональном рынке. -
URL : https://cyberleninka.ru/article/n/brending-i-pozitsionirovanie-tovara-i-
kompanii-na-regionalnom-rynke (дата обращения: 27.03.2020). - Текст : электронный.
12. Валгина, Н.С. Современный русский язык : учебник / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина ; под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е издание, дополненное и переработанное. - Москва : Логос, 2002. - 601 с. - Текст : непосредственный.
13. Варакина, Г.В. Китч как норма современной культуры / Г.В. Варакина. - Текст : непосредственный // Культура и цивилизация. - Ногинск : Аналитика Родис. - 2014. - № 5. - С. 10-19.
14. Власов, В.Г. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминологический словарь / В. Г. Власов, Н. Ю. Лукина. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2005. - 320 с. - Текст : непосредственный.
15. Вовчаренко, И.К. Эпатаж как эстетическая характеристика авангарда / И.К. Вовчаренко. - Текст : непосредственный // Вестник ВГУ. Филология. Журналистика. - Воронеж : Издательский дом ВГУ. - 2010. - № 2. - С. 25-28.
16. Воронежский филолог Геннадий Ковалев: «Церковь помогла выжить мату».
Интервью. - URL : http://36on.ru/news/interview/50346-voronezhskiy-filolog- gennadiy-kovalyov-tserkov-pomogla-vyzhit-matu (дата обращения:
03.05.2020). - Текст : электронный.
17. Герд, А.С. Жаргон и социальная группа / А.С. Герд. - Текст : непосредственный // Вопросы психолингвистики. - Москва : Канцлер, 2016. - № 28. - С. 106-111.
18. Голубкова, А.А. О некоторых особенностях творчества группы «Ленинград» / А.А. Голубкова. - Текст : непосредственный // Русская рок- поэзия: текст и контекст. - Екатеринбург : Издательство УрГПУ, 2007. - № 9. - С. 201-207.
19. Гончаренко, С.Ф. Поэтический перевод и перевод поэзии: константы и вариативность / С.Ф. Гончаренко. - Текст : непосредственный // Мосты. Журнал переводчиков. - Москва : Издательство Р. Валент, 2018. - № 1. - С. 3¬14.
20. Даниэль, С. Статьи разных лет / С. Даниэль. - Санкт-Петербург : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 1998. - 256 с. - Текст : непосредственный.
21. Дмитриев, А.В. Скандал. Социофилософские очерки : монография / А.В. Дмитриев, А.А. Сычев. - Москва: ЦСП, 2014. - 323 с. - Текст : непосредственный.
22. Елена Тюгаева. В защиту прав русского мата. - URL :
https://proza.ru/2007/08/16-452 (дата обращения: 22.05.2020). - Текст : электронный.
23. Журавлев, А.Ф. Русское общее и профессиональное просторечие в сопоставлении с жаргонами / А.Ф. Журавлев. - Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. - Москва : Концепция связи XXI век, 2013. - № 3. - С. 50-55.
24. Заимствование. - URL : https://rus-big-enc-dict.slovaronline.com/ (дата обращения: 04.12.2019). - Текст : электронный.
25. Ионин, Л.Г. Социология культуры: учебное пособие для ВУЗов / Л.Г. Ионин. - 4-е издание, дополненное и переработанное. - Москва : Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. - 427 с. - Текст : непосредственный.
26. Казарин, Ю.В. Поэтический текст как система / Ю.В. Казарин. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 1999. - 260 с. - Текст : непосредственный.
27. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / А. Камю; перевод с французского. - Москва : Издательство политической литературы, 1990. - 415 с. - Текст : непосредственный.
28. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - 7-е издание. - Москва : Издательство ЛКИ, 2010. - 264 с. - Текст : непосредственный.
29. Касюк, Н.С. Филологический анализ поэтического текста: специфика работы / Н.С. Касюк. - Текст : непосредственный // Русский язык: система и функционирование (к 70-летию филологического факультета) : сборник статей IV Международной научной конференции. - Минск : Государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы», 2009. - С. 73-76.
30. Книжный рынок России. - URL :
http://www.fapmc.rU/mobile/activities/reports/2019/pechat2/main/custom/0/text_fi les/file/Bookmarket-2019=itog.pdf (дата обращения: 27.03.2020). - Текст : электронный.
31. Кончакова, С.В. Прагматические функции неологизмов в современных / С.В. Кончакова, Е. Линь. - Текст : непосредственный // Вестник ТГУ. - Томск : Издательский дом ТГУ, 2015. - № 11. - С. 193-197.
32. Краткий словарь лингвистических терминов. - URL :
https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=279 (дата обращения: 04.12.2019). - Текст : электронный.
33. Кунин, А.В. Курс фразеологии современного английского языка / А.В. Кунин.
- 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва : Издательский центр «Феникс», 1996. - 381 с. - Текст : непосредственный.
34. Лотман, Ю.М. Воспитание души: Воспоминания. Интервью. Беседы о русской культуре. - URL : http://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman/lotman-vospit_dushi- an.htm (дата обращения: 22.05.2020). - Текст : электронный.
35. Лысевская, А.В. Имидж медийного персонажа / А.В. Лысевская. - Текст : непосредственный // «Magister Dixit». - Иркутск : Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске - филиал ФГБОУ ВО «МГЛУ», 2015.
- № 3. - С. 49-53.
36. Макурина, О.А. Имидж «звезды» и «звездное» интервью / О.А. Макурина. - Текст : непосредственный // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль : Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006. - № 2. - С. 27-29.
37. Мат несет мощный заряд культурной деградации. А.В. Карпов. - URL: https://pravoslavie.ru/110511.html (дата обращения: 22.05.2020). - Текст : электронный.
38. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии. Б.А. Успенский. - URL : http://ec-dejavu.ru/m-2/Mat-3.html (дата обращения: 22.05.2020). - Текст : электронный.
39. Морозова, В.А. Редактирование. Общий курс: учебное пособие для специальности «Издательское дело и редактирование» / В.А. Морозова. - Ульяновск : УлГТУ, 2012. - 250 с. - Текст : непосредственный.
40. Ненормативная лексика. - URL :
https://pages.fandom.com/ru/wiki/Ненормативная_лексика (дата обращения: 22.05.2020). - Текст : электронный.
41. Ненормативная лексика в художественной литературе, или кому и зачем она нужна. В. Каплан. - URL : http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1183338 (дата обращения: 22.05.2020). - Текст : электронный.
42. Новые правила маркировки книг с нецензурной бранью. - URL : https://bookmix.ru/news/index.phtml7idM2433 (дата обращения: 22.05.2020). - Текст : электронный.
43. Об обсценных выражениях русского языка. Ю.И. Левин. - URL : http://philology.ru/linguistics2/levin-98.htm (дата обращения: 10.12.2019). - Текст : электронный.
44. Окказионализмы новейшего времени. - URL : http://cheloveknauka.com/okkazionalizmy-noveyshego-vremeni (дата обращения: 04.12.2019). - Текст : электронный.
45. Олицетворение. - URL : https://www.anews.com/p/110467944-chto-takoe- olicetvorenie-primery-metafora-olicetvorenie-i-ehpitet/ (дата обращения: 07.12. 2019). - Текст : электронный.
46. Палагина, И.В. Эпатаж и скандал как инструмент формирования общественного мнения в СМИ. - URL : http://hses-online.ru/2018/01/15.pdf (дата обращения: 24.04.2020). - Текст : электронный.
47. Парадокс. - URL : http://chto-takoe.net/chto-takoe-paradoks/ (дата обращения: 05.12. 2019). - Текст : электронный.
48. Пашутин, С.Б. Физиология ажиотажа. Маркетинговые приемы привлечения потребителей к торговой марке / С.Б. Пашутин. - Москва : КноРус, 2016. - 502 с. - Текст : непосредственный.
49. Поле брани: научное осмысление феномена русского мата. С. Зотов. - URL :
https://theoryandpractice.ru/posts/12078-russkiy-mat (дата обращения:
22.05.2020). - Текст : электронный.
50. Правда о русском мате. Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан (Баданин). - URL : http://letnevo.cerkov.ru/pravda-o-russkom-mate/ (дата обращения: 22.05.2020). - Текст : электронный.
51. Признаки и структурные характеристики поэзии. - URL : https://spravochnick.ru/literatura/priznaki_i_strukturnye_harakteristiki_poezii/ (дата обращения: 23.02. 2020). - Текст : электронный.
52. Репина, Е.А. Политический текст: психолингвистический анализ воздействия на электорат: монография / Е.А. Репина. - Москва : ИНФРА-М, 2012. - 91 с. - Текст : непосредственный.
53. Репрезентативность выборки. - URL :
https://scanmarket.ru/blog/reprezentativnost-vyborki (дата обращения:
29.03.2020). - Текст : электронный.
54. Рогалева, Е.А. Эпатаж в XX веке: теория игры в анализе эпатажа / Е.А. Рогалева. - Текст : непосредственный // Вестник Самарского государственного университета. Социология. - Самара : СамГУ, 2001. - № 3. - С. 37-39.
55. Розенталь, Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов: пособие для учителя / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - 3-е издание, исправленное и дополненное. - Москва : Просвещение, 1985. - 399 с. - Текст : непосредственный.
56. Рубин, Ю.Б. Конкуренция в экономике / Ю.Б. Рубин, О.Н. Потапова. - Текст : непосредственный // Современная конкуренция. - Москва : Университет «Синергия», 2016. - № 6. - С. 107-140.
57. Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное. В.М. Мокиенко. - URL :
http://philology.ru/linguistics2/mokiyenko-94.htm (дата обращения:
22.05.2020). - Текст : электронный.
58. Русские писатели о русском мате. Г.Ф. Ковалев. - URL :
http://philology.ru/linguistics2/kovalyov-04.htm (дата обращения: 15.06.2020). - Текст : электронный.
59. Рут, М.Э. О великом русском языке и мате / М.Э. Рут. - Текст : непосредственный // Филологический класс. - Екатеринбург : Издательство УрГПУ, 2012. - № 2. - С. 61-65.
60. Самотик, Л.Г. Лексика современного русского языка : учебное пособие для вузов / Л.Г. Самотик. - 2-е издание. - Москва : Флинта, 2012. - 510 с. - Текст : непосредственный.
61. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило. - URL : http://uchitel-
slovesnosti.ru/slovari/5.pdf (дата обращения: 04.12.2019). - Текст :
электронный.
62. Словарь литературоведческих терминов. - URL :
http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/?q=456 (дата
обращения: 19.05.2020). - Текст : электронный.
63. Словарь социолингвистических терминов. - URL : https://iling-
ran.ru/library/sociolingva/slovar/sociolinguistics_dictionary.pdf (дата обращения: 04.12.2019). - Текст : электронный.
64. Слышкин, Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе : монография / Г.Г. Слышкин. - Москва: Academia, 2000. - 128 с. - Текст : непосредственный.
65. Солганик, Г.Я. Современная языковая ситуация и тенденции развития русского литературного языка / Г.Я. Солганик. - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Журналистика. - Москва : Издательский дом МГУ, 2010. - № 5. - С. 123-134.
66. Стернин, И.А. Проблема сквернословия / И.А. Стернин. - 5-е издание, дополненное и переработанное. - Воронеж : Истоки, 2011. - 21 с. - Текст : непосредственный.
67. Стих и проза. Вопрос об отличительных признаках стиха. - URL : http://www.philol.msu.rU/~tezaurus/docs/4/articles/1/2 (дата обращения: 26.03.2020). - Текст : электронный.
68. Стихотворения Сергея Шнурова, опубликованные в социальной сети Instagram. - URL : https://www.instagram.com/shnurovs/ (дата обращения: 20.10.2019). - Текст : электронный.
69. Теория литературы. В. Хализев. - URL : http://modernlib.net/books/halizev_v/teoriya_literaturi/read_23/ (дата обращения: 27.03.2020). - Текст : электронный.
70. Тексты песен группы «Ленинград». - URL : https://teksty-pesenok.ru/rus- leningrad/ (дата обращения: 23.10.2019). - Текст : электронный.
71. Типы ошибок. - URL : https://bingoschool.ru/blog/95/ (дата обращения: 20.05.2020). - Текст : электронный.
72. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова. - URL :
https://www.endic.ru/ozhegov/Prostorechie-27831 .html (дата обращения:
19.11.2019). - Текст : электронный.
73. Филип Котлер: Основы маркетинга. Глава 7. Сегментирование рынка, выбор
целевых сегментов и позиционирование товара. - URL :
https://gtmarket.ru/laboratory/basis/5091/5098 (дата обращения: 26.03.2020). - Текст : электронный.
74. Чижова, Г.О. Современные подходы к определению понятия PR (Public relations) / Г.О. Чижова, О.М. Калиева. - Текст : непосредственный // ACADEMY. - Иваново : Олимп, 2016. - №11. - С. 21-24.
75. Чудинов, А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2001) / А.П. Чудинов. - Екатеринбург : Издательство УрГПУ, 2001. - 238 с. - Текст : непосредственный.
76. Шапир, М.И. Что такое авангард? / М.И. Шапир. - Текст : непосредственный // Даугава. - Рига : Издательство Даугава, 1990. - № 10. - С. 3-6.
77. Шапошников, В.Н. Тенденции современной прозы в языковом аспекте / В.Н. Шапошников. - Текст : непосредственный // XXI. Итоги литературного десятилетия: язык - культура - общество: материалы Международной научно¬практической конференции. - Ульяновск : УлГТУ, 2011. - С. 35-48.
78. Шкуратов, В.А. Историческая психология / В.А. Шкуратов. - 3-е издание, расширенное. - Москва : КРЕДО, 2015. - 244 с. - Текст : непосредственный.
79. Эпатаж как инструмент PR. - URL : https://psycho.ru/library/184 (дата обращения: 23.11.2019). - Текст : электронный.
80. Эпатаж на музыкальном радио. - URL :
https://guzei.com/radio/journal/article/enmr.php (дата обращения: 23.11.2019). - Текст : электронный.