Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические особенности субъективных представлений о жизненный перспективах участников локальный войн

Работа №7010

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы179стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
733
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования субъективных представлений о жизненных перспективах участников локальных войн.
1.1. Феноменология и содержание понятия жизненной перспективы как составляющей жизненного пути и психологического времени личности 10
1.2. Психологические особенности личности участников локальных конфликтов в условиях их возвращения из психотравмирующей ситуации войны как объект и предмет психологических исследований 34
Глава 2. Результаты исследования психологических особенностей субъективных представлений участников локальных войн о жизненных перспективах.
2.1. Программа и методика исследования 45
2.2. Специфика жизненных перспектив участников боевых действий 66
2.3. Особенности взаимосвязи составляющих субъективных представлений о жизненных перспективах воевавших как основание прогнозирования их поведения 92
2.4. Анализ связи компонентов жизненной перспективы с ценностно¬смысловой сферой личности участников локальных военных
конфликтов 100
Заключение 113
Библиографический список 118
Приложения 138
2



Актуальность проблемы исследования. В связи с теоретической и практической разработкой научной проблематики психологического времени и жизненного пути личности проблема «жизненной перспективы» становится предметом активного изучения в современной психологии. Данное понятие разрабатывалось в рамках событийного подхода (C.JL Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская и др.), причинно-целевой концепции психологического времени личности (Е.И. Головаха,
А.А. Кроник), с точки зрения планирования целей (В.И. Мудрак, И.А. Ральникова, В.Ф. Серенкова, Г.С. Шляхтин и др.). Среди зарубежных авторов, рассматривающих данный вопрос, можно назвать Р. Кастенбаума,
Т. Коттле, К. Левина, Ж. Нюттена, Л. Франка и др. Исследование жизненных перспектив личности дает возможность взглянуть на то, как отдельный человек представляет свое будущее, как оно связано с прошлым и настоящим, какое место занимает в субъективной картине жизненного пути личности, как регулирует поведение. Таким образом, проблема влияния субъективных представлений о жизненных перспективах личности на организацию ее жизнедеятельности является актуальной для психологии.
Особенно значимым исследование субъективных представлений личности о будущем становится в связи с изучением воздействия на человека экстремальных психотравмирующих стрессовых ситуаций, исследованию которых в последние десятилетия уделяется большое внимание психологов (Ю.А. Александровский, Л.Н. Собчик, Л.И. Спивак и др.). Это объясняется увеличением числа военных межнациональных конфликтов, стихийных бедствий и катастроф. На сегодняшний день актуальным становится изучение психологических последствий войны в Чечне. Пребывание
з

человека в военных действиях и возвращение его из психотравмирующих условий войны в мирную жизнь зачастую вносят существенные изменения в ценностно-смысловую сферу личности, а также в систему координат ее существования, восприятия, переживания и действования. В результате этого у многих участников боевых действий развивается посттравматическое стрессовое расстройство, одним из симптомов которого является ощущение сокращения жизненной перспективы, отсутствие планов на будущее и нежелание их строить (Е.О. Лазебная, Н.В. Тарабрина и др.). Данные обстоятельства являются следствием изменения характеристик субъективных представлений о будущем участников локальных войн. Они до сих пор остаются не изученными, несмотря на то что оказание психологической помощи воевавшим, основанной на оптимальном построении жизненных перспектив, может явиться эффективным средством выхода из состояния стресса и существенно облегчить включение бывшего воина в социум.
Таким образом, выявилось противоречие между актуальностью исследования специфики субъективных представлений о жизненных перспективах участников локальных военных конфликтов и недостаточной ее изученностью. Это существенно затрудняет как теоретико¬методологическое осмысление личностных деформаций, характерных для воевавших, так и разработку технологии оказания им практической помощи в оптимизации, адаптации, восстановлении и последующем развитии. Указанное противоречие обусловило необходимость обращения к данной проблеме и позволило определить цель диссертационного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данного диссертационного исследования была определена степень разработанности научной проблемы жизненных перспектив как составляющей жизненного пути и психологического времени личности; проанализированы психологические характеристики участников локальных войн в ситуации возвращения из психотравмирующих условий; сформированы концептуальные основания диссертационной работы, разработана и апробирована соответствующая им программа и методика эмпирического исследования, разносторонне проанализированы и описаны полученные в исследовании данные, на их ' основе разработана коррекционная программа «Оптимизация процесса планирования жизненных перспектив личности» для мужчин, принимавших участие в боевых действиях.
Анализ литературы и результатов проведенного исследования свидетельствуют о том, что наряду с деформацией структуры «Я» участников локальных военных конфликтов, происходит и изменение основных составляющих субъективных представлений о жизненных перспективах воевавших. Причиной всех этих феноменов является наличие в опыте человека психотравмирующего события - войны, как экстремальной ситуации угрозы жизни для самого себя и значимых других людей.
На основании полученных результатов диссертационного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Субъективные представления о жизненных перспективах личности - сложная, многоуровневая система. Одним из подходов к определению ее структуры и выделению компонентов является рассмотрение эмоциональной, когнитивной и поведенческой взаимосвязанных составляющих субъективных представлений личности о будущем.

2. В рамках данного исследования эмоциональный компонент жизненной перспективы определяется как эмоциональное переживание, отношение к будущему, когнитивный компонент - как когнитивное представление о будущих событиях своей жизни, поведенческий - как влияние представлений о жизненных перспективах на реальное поведение человека в настоящем.
3. Исследование показало, что содержание эмоционального и когнитивного компонентов субъективных представлений о будущем личности зависит от ее участия в локальных военных конфликтах. Так, представления о будущем у воевавших обусловлены тремя в определенной степени различными факторами эмоциональной составляющей, а именно: от отношения к жизненным перспективам как к «несчастливому будущему», как к «плохому и быстротечному периоду», как к «тревожащему будущему». Это свидетельствует о дифференцированности и многогранности эмоционального наполнения представлений о жизненных перспективах воевавших. В свою очередь, в группе невоевавших эмоциональный компонент выступает как целостное образование. Анализ когнитивного компонента субъективных представлений о будущем участников боевых действий показал, что он характеризуется слабой насыщенностью событиями, недостаточным планированием и продуманностью целей, сокращением глубины жизненной перспективы, иррациональном выборе средств жизнеосуществления, что свидетельствует о наличии у них так называемого «кризиса бесперспективности».



1. Абдурахманов Р.А. Психологические проблемы послевоенной адаптации ветеранов Афганистана//Психол. журн. - 1992. - Т.13. - №1. - С. 131-134.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.-335 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности. // Психология личности и образ жизни. М., 1987. - С.137-145.
4. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени. // Психология личности и образ жизни. М., 1990. - С. 10-14.
5. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.-288 с.
6. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. - 299 с.
7. Абульханова-Славская К.А, Брушлинский А.В. Философско- психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. / Отв. Ред. Е.А. Будилова. М., 1989. - 243 с.
8. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 112 с.
9. Александровский Ю. А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных условиях. - М., - 1991. - 96 с.
Ю.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2т. / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. М., 1980. — 230 с.
11. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб и др.: Питер, 2001.-263 с.
12. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. - 338 с.
13. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер,
2001. -686 с.
14. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. - 375с.
118

15. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская JI.A. Современная социальная психология на Западе. Теоретические направления. М., 1978. - 270 с.
16. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978.-400 с.
17. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М., 2002.-174 с.
18. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. - 1994. - Т. 15. - №1. - С. 3-18.
19. Анцыферова Л.И. Сознание и действия личности в трудных жизненных ситуациях // Психологический журнал. — 1996. - Т. 12. -№1. - С. 3-15.
20. Арцишевский Р. А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. — Львов.: Изд-во при Львовском университете, 1986. - 196 с.
21. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 1976. - 158 с.
22. Асеев В. Г. О модальностной структуре психологического времени. // Психология личности и время. Тезисы докладов. Т. 2. Черновцы, 1991. - С. 24-26.
23. Аскин Я. Ф. Проблема времени: Ее философское истолкование. - М: Мысль, 1966. -200 с.
24. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. — 151 с.
25. Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. - С. 143-163.
26. Ахмеров Р.А. Биографический тренинг при кризисах середины жизни // «Lifeline» и др. Новые методы психологии жизненного пути. М., 1993. - С. 140-151.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ