БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
|
ВВЕДЕНИЕ
1. ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ: СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИИ, КОНТРОЛЬ
1.1. Понятие и виды дебиторской задолженности
1.2. Контроль за состоянием дебиторской задолженности
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ООО «ХХХ»
2.1. Характеристика деятельности ООО «ХХХ»
2.2. Анализ основных показателей деятельности организации
2.3. Характеристика бухгалтерского учета
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С
ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ В ООО «ХХХ»
3.1. Первичный учет расчетов с покупателями и заказчиками
3.2. Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками
3.3. Мероприятия для оптимизации управления дебиторской задолженностью
и снижения рисков ее невозврата в ООО «ХХХ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ: СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИИ, КОНТРОЛЬ
1.1. Понятие и виды дебиторской задолженности
1.2. Контроль за состоянием дебиторской задолженности
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ООО «ХХХ»
2.1. Характеристика деятельности ООО «ХХХ»
2.2. Анализ основных показателей деятельности организации
2.3. Характеристика бухгалтерского учета
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С
ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ В ООО «ХХХ»
3.1. Первичный учет расчетов с покупателями и заказчиками
3.2. Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками
3.3. Мероприятия для оптимизации управления дебиторской задолженностью
и снижения рисков ее невозврата в ООО «ХХХ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния любого предприятия. В настоящее время существенное влияние на финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов оказывают своевременное обращение денежных средств, а также профессионально поставленный бухгалтерский учет расчетных операций. Это связано с тем, что значительное превышение дебиторской задолженности, возникающее в основном за счет несвоевременных расчетов между поставщиками, покупателями и заказчиками может повлечь риски потери финансовой устойчивости организации, вызвать необходимость привлечения дополнительных источников финансирования.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы определятся необходимостью совершения полноты, достоверности, своевременности расчетных операций, в результате которых возможно оценить показатели качества работы организации. Именно правильно построенный процесс бухгалтерского учета расчетов на предприятии имеет важное значение в работе бухгалтера. Отражение операций по счетам расчетов с покупателями и заказчиками в учете является главной и неотъемлемой задачей сотрудников бухгалтерии, которые обязаны учитывать законодательные нормы и прочие правила. Частота повторяемости расчетных операций вызывает определенные сложности, которые заключаются, в частности, в большом разнообразии видов расчетов, в значительном количестве контрагентов (покупателей и заказчиков), а также постоянно изменяющегося их состава.
Цель выпускной квалификационной работы является предложение мероприятий для оптимизации управления дебиторской задолженностью в организации и снижения рисков ее невозврата. Для достижения указанной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
> рассмотреть понятие и виды дебиторской задолженности;
> изучить порядок осуществления контроля за состоянием дебиторской задолженности;
> рассмотреть организационную характеристику исследуемой организации;
> проанализировать основные показатели финансово-экономической деятельности исследуемой организации;
> описать порядок ведения первичного учета расчетов с покупателями и заказчиками;
> описать принципы ведения синтетического и аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками;
> изучить порядок отражения информации о состоянии расчетов в финансовой отчетности предприятия.
При написании работы объектом исследования выступило ООО «ХХХ» - ведущий производитель гофрированного картона, бумажной и картонной тары в Белгородской области. Предметом исследования являются расчеты организации с покупателями и заказчиками за реализованную им продукцию и оказанные услуги.
В качестве теоретической базы при проведении исследования использовались труды отечественных ученых в области бухгалтерского учета. Также в работе имеются ссылки на нормативно-правовую базу, первичную документацию, регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерскую отчетность ООО «ХХХ».
Анализ и обработка информации в работе велась с использованием таких методов исследования, как метод сравнений, синтез, анализ, системный подход, опрос сотрудников предприятия и других.
Выпускная работа выполнена на 70 страницах компьютерного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, включает 10 рисунков, 7 таблиц, библиография насчитывает 51 наименование, к работе приложено 18 документов. В первой главе работы рассматривается сущность, классификации и виды контроль дебиторской задолженности. Во второй главе приводится организационно-экономическая характеристика ООО «ХХХ». В третьей главе описывается бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «ХХХ».
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы определятся необходимостью совершения полноты, достоверности, своевременности расчетных операций, в результате которых возможно оценить показатели качества работы организации. Именно правильно построенный процесс бухгалтерского учета расчетов на предприятии имеет важное значение в работе бухгалтера. Отражение операций по счетам расчетов с покупателями и заказчиками в учете является главной и неотъемлемой задачей сотрудников бухгалтерии, которые обязаны учитывать законодательные нормы и прочие правила. Частота повторяемости расчетных операций вызывает определенные сложности, которые заключаются, в частности, в большом разнообразии видов расчетов, в значительном количестве контрагентов (покупателей и заказчиков), а также постоянно изменяющегося их состава.
Цель выпускной квалификационной работы является предложение мероприятий для оптимизации управления дебиторской задолженностью в организации и снижения рисков ее невозврата. Для достижения указанной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
> рассмотреть понятие и виды дебиторской задолженности;
> изучить порядок осуществления контроля за состоянием дебиторской задолженности;
> рассмотреть организационную характеристику исследуемой организации;
> проанализировать основные показатели финансово-экономической деятельности исследуемой организации;
> описать порядок ведения первичного учета расчетов с покупателями и заказчиками;
> описать принципы ведения синтетического и аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками;
> изучить порядок отражения информации о состоянии расчетов в финансовой отчетности предприятия.
При написании работы объектом исследования выступило ООО «ХХХ» - ведущий производитель гофрированного картона, бумажной и картонной тары в Белгородской области. Предметом исследования являются расчеты организации с покупателями и заказчиками за реализованную им продукцию и оказанные услуги.
В качестве теоретической базы при проведении исследования использовались труды отечественных ученых в области бухгалтерского учета. Также в работе имеются ссылки на нормативно-правовую базу, первичную документацию, регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерскую отчетность ООО «ХХХ».
Анализ и обработка информации в работе велась с использованием таких методов исследования, как метод сравнений, синтез, анализ, системный подход, опрос сотрудников предприятия и других.
Выпускная работа выполнена на 70 страницах компьютерного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, включает 10 рисунков, 7 таблиц, библиография насчитывает 51 наименование, к работе приложено 18 документов. В первой главе работы рассматривается сущность, классификации и виды контроль дебиторской задолженности. Во второй главе приводится организационно-экономическая характеристика ООО «ХХХ». В третьей главе описывается бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «ХХХ».
Объектом выпускной квалификационной работы выступило предприятие - ведущий производитель гофрированного картона, бумажной и картонной тары в Белгородской области - ООО «ХХХ». Предметом исследования являются расчеты данной организации с покупателями и заказчиками за реализованную им продукцию и оказанные услуги.
Основными заказчиками продукции ООО «ХХХ» являются ОАО «Белгородский хладокомбинат», ООО «Ермакъ», ООО «Белгранкорм», ОАО «Верофарм», ОАО «Валуйский КРМ», ООО «Гофропак-Славянка», ООО «Приосколье», МПЗ «Агро-Белогорье», ООО «КивоМаркет» и многие другие. Организация производит широкий ассортимент продукции, включающей гофрокартон трехслойный с бурым и белым покрывным слоем; тара гофрокартонная, ящики четырех клапанные и телескопические со съемной крышкой, лотки и ящики сложной конфигурации с возможностью нанесения цветной печати до трех цветов; решетки, прокладки, вкладыши, решетки в сборе; бумага для гофрирования и другую.
На основании бухгалтерской финансовой отчетности организации проанализированы основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности, в результате чего сделаны следующие выводы. В течение 2015-2017 гг. на предприятии наблюдается увеличение выручки, свидетельствующее о том, что предприятие все больший доход получает от основной деятельности. В 2016 году наблюдается увеличение уровня рентабельности предприятия, показывающего эффективность использования всего имущества предприятия. Увеличение показателя говорит о росте спроса на продукцию предприятия. На протяжении всего исследуемого периода у ООО «ХХХ» наблюдается стабильный уровень рентабельности продаж - 10%. За рассматриваемый период также наблюдается увеличение показателя фондоотдачи, в 2017 году она выросла на 0,54% по сравнению с 2016 годом. Увеличение данного показателя указывает на то, что предприятие эффективно использует свои основные средства. В 2016 году по отношению к 2017 году производительность труда выросла на 42,73%, а в 2017 году еще на 13,05%.
На основе оценки ликвидных текущих активов определяется платежеспособности организации. В результате анализа были рассчитаны коэффициенты ликвидности, которые свидетельствуют о том, что состояние исследуемой организации удовлетворительное и оно в состоянии погасить текущие обязательства мобилизовав все оборотные средства. Коэффициент абсолютной ликвидности ООО «ХХХ» увеличивается с каждым годом, что говорит о положительной динамике, и свидетельствует о том, что у предприятия имеется возможность погасить краткосрочные задолженности за счет наиболее ликвидных средств. Коэффициент срочной ликвидности в 2015 году составлял 0,006, а к 2017 году вырос до 0,09, что недостаточно для того, чтобы предприятие могло погасить краткосрочные обязательства за счет имеющихся у него денежных средств. Коэффициент текущей ликвидности в 2015 и 2016 годах находится в пределах нормы, в 2017 году данный показатель увеличился до уровня 3,1.
Финансовая устойчивость ООО «ХХХ» выражается в следующих показателях. Коэффициент финансовой независимости (автономии) в 2015 году находился на уровне ниже допустимого значения, что говорит о неустойчивом финансовом положении предприятия, однако за период 2016¬2017 годов его значение соответствует норме, и свидетельствует о финансовой независимости организации. Величина коэффициента финансовой устойчивости колеблется в пределах 80-90%, и имеет положительную тенденцию за 2015-2017 года, следовательно, финансовое положение организации является устойчивым. Коэффициент
финансирования меньше 0,7 показывает, что большая часть имущества предприятия сформирована за счет заемных средств) и это может привести к неплатежеспособности организации. Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала за 2015-2016 годы превышает допустимую норму, что
говорит о неустойчивом финансовом положении. Но в 2017 году показатель соответствуют норме. Коэффициент маневренности указывает на размер собственных оборотных средств фирмы, находящихся в движении, а в конечном итоге позволяет судить, насколько зависимо либо автономно предприятие от внешних займов.
Учет расчетов с покупателями по счету 62 «Расчеты с покупателями» организуется в разрезе субсчетов 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 62.02 «Расчеты по авансам полученным». Внутри каждого субсчета учет ведется по каждому покупателю и группам основных товаров, а в качестве аналитических счетов принимаются каждый отдельно выставленный счет. Обязательства по реализации продукции (работ, услуг) и иного имущества возникают у ООО «ХХХ», в соответствии с заключенными с покупателями и заказчиками договорами. Основанием для принятия к учету суммы дебиторской задолженности являются расчетные документы и документы, свидетельствующие о факте свершения сделки. При отгрузке продукции, выполнении работ, оказании услуг покупателям и заказчикам ООО «ХХХ» выставляет им счета на суммы оплаты и счета-фактуры с выделенным НДС, причитающемуся к получению от них.
Кроме реализации собственной продукции ООО «ХХХ» оказывает услуги заказчикам по прочим видам деятельности. Основанием для начисления задолженности в этом случае является Акт оказания услуг, подтверждающий, что услуги выполнены полностью и в срок
Погашение задолженности покупателями и заказчиками перед поставщиком может осуществляться как в наличной, так и в безналичной форме. Подтверждением произведенных покупателями и заказчиками расчетов являются первичные расчетные документы - платежные поручения, приходные и расходные кассовые ордера, кассовые чеки.
Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются в отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерского учета. Дебиторская и кредиторская задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования, и относятся на финансовые результаты.
С целью совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками и оптимизации управления дебиторской задолженностью разработаны следующие мероприятия: необходимость постоянного контроля со стороны главного бухгалтера и руководителя организации за правильностью оформления первичной бухгалтерской документации; осуществление мониторинга за соотношением имеющейся дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, а превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности хозяйствующего субъекта. Для эффективного процесса управления дебиторской задолженностью служба внутреннего контроля ООО «ХХХ» должна разрабатывать инструментарий для принятия решений относительно дебиторской задолженности организации и снижения рисков ее невозврата.
Основными заказчиками продукции ООО «ХХХ» являются ОАО «Белгородский хладокомбинат», ООО «Ермакъ», ООО «Белгранкорм», ОАО «Верофарм», ОАО «Валуйский КРМ», ООО «Гофропак-Славянка», ООО «Приосколье», МПЗ «Агро-Белогорье», ООО «КивоМаркет» и многие другие. Организация производит широкий ассортимент продукции, включающей гофрокартон трехслойный с бурым и белым покрывным слоем; тара гофрокартонная, ящики четырех клапанные и телескопические со съемной крышкой, лотки и ящики сложной конфигурации с возможностью нанесения цветной печати до трех цветов; решетки, прокладки, вкладыши, решетки в сборе; бумага для гофрирования и другую.
На основании бухгалтерской финансовой отчетности организации проанализированы основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности, в результате чего сделаны следующие выводы. В течение 2015-2017 гг. на предприятии наблюдается увеличение выручки, свидетельствующее о том, что предприятие все больший доход получает от основной деятельности. В 2016 году наблюдается увеличение уровня рентабельности предприятия, показывающего эффективность использования всего имущества предприятия. Увеличение показателя говорит о росте спроса на продукцию предприятия. На протяжении всего исследуемого периода у ООО «ХХХ» наблюдается стабильный уровень рентабельности продаж - 10%. За рассматриваемый период также наблюдается увеличение показателя фондоотдачи, в 2017 году она выросла на 0,54% по сравнению с 2016 годом. Увеличение данного показателя указывает на то, что предприятие эффективно использует свои основные средства. В 2016 году по отношению к 2017 году производительность труда выросла на 42,73%, а в 2017 году еще на 13,05%.
На основе оценки ликвидных текущих активов определяется платежеспособности организации. В результате анализа были рассчитаны коэффициенты ликвидности, которые свидетельствуют о том, что состояние исследуемой организации удовлетворительное и оно в состоянии погасить текущие обязательства мобилизовав все оборотные средства. Коэффициент абсолютной ликвидности ООО «ХХХ» увеличивается с каждым годом, что говорит о положительной динамике, и свидетельствует о том, что у предприятия имеется возможность погасить краткосрочные задолженности за счет наиболее ликвидных средств. Коэффициент срочной ликвидности в 2015 году составлял 0,006, а к 2017 году вырос до 0,09, что недостаточно для того, чтобы предприятие могло погасить краткосрочные обязательства за счет имеющихся у него денежных средств. Коэффициент текущей ликвидности в 2015 и 2016 годах находится в пределах нормы, в 2017 году данный показатель увеличился до уровня 3,1.
Финансовая устойчивость ООО «ХХХ» выражается в следующих показателях. Коэффициент финансовой независимости (автономии) в 2015 году находился на уровне ниже допустимого значения, что говорит о неустойчивом финансовом положении предприятия, однако за период 2016¬2017 годов его значение соответствует норме, и свидетельствует о финансовой независимости организации. Величина коэффициента финансовой устойчивости колеблется в пределах 80-90%, и имеет положительную тенденцию за 2015-2017 года, следовательно, финансовое положение организации является устойчивым. Коэффициент
финансирования меньше 0,7 показывает, что большая часть имущества предприятия сформирована за счет заемных средств) и это может привести к неплатежеспособности организации. Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала за 2015-2016 годы превышает допустимую норму, что
говорит о неустойчивом финансовом положении. Но в 2017 году показатель соответствуют норме. Коэффициент маневренности указывает на размер собственных оборотных средств фирмы, находящихся в движении, а в конечном итоге позволяет судить, насколько зависимо либо автономно предприятие от внешних займов.
Учет расчетов с покупателями по счету 62 «Расчеты с покупателями» организуется в разрезе субсчетов 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 62.02 «Расчеты по авансам полученным». Внутри каждого субсчета учет ведется по каждому покупателю и группам основных товаров, а в качестве аналитических счетов принимаются каждый отдельно выставленный счет. Обязательства по реализации продукции (работ, услуг) и иного имущества возникают у ООО «ХХХ», в соответствии с заключенными с покупателями и заказчиками договорами. Основанием для принятия к учету суммы дебиторской задолженности являются расчетные документы и документы, свидетельствующие о факте свершения сделки. При отгрузке продукции, выполнении работ, оказании услуг покупателям и заказчикам ООО «ХХХ» выставляет им счета на суммы оплаты и счета-фактуры с выделенным НДС, причитающемуся к получению от них.
Кроме реализации собственной продукции ООО «ХХХ» оказывает услуги заказчикам по прочим видам деятельности. Основанием для начисления задолженности в этом случае является Акт оказания услуг, подтверждающий, что услуги выполнены полностью и в срок
Погашение задолженности покупателями и заказчиками перед поставщиком может осуществляться как в наличной, так и в безналичной форме. Подтверждением произведенных покупателями и заказчиками расчетов являются первичные расчетные документы - платежные поручения, приходные и расходные кассовые ордера, кассовые чеки.
Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются в отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерского учета. Дебиторская и кредиторская задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования, и относятся на финансовые результаты.
С целью совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками и оптимизации управления дебиторской задолженностью разработаны следующие мероприятия: необходимость постоянного контроля со стороны главного бухгалтера и руководителя организации за правильностью оформления первичной бухгалтерской документации; осуществление мониторинга за соотношением имеющейся дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, а превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности хозяйствующего субъекта. Для эффективного процесса управления дебиторской задолженностью служба внутреннего контроля ООО «ХХХ» должна разрабатывать инструментарий для принятия решений относительно дебиторской задолженности организации и снижения рисков ее невозврата.



