Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СНИЖЕНИЯ
СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Экономическое содержание, состав и структура затрат, включаемых
в себестоимость продукции
1.2. Способы формирования себестоимости продукции на предприятии
1.3. Методы снижения себестоимости продукции
на предприятии
ГЛАВА 2. ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ООО
«СТРОЙТРЕСТ-31»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО
«Стройтрест-31»
2.2. Анализ себестоимости продукции ООО “Стройтрест-31”
2.3. Организационно-экономические мероприятия по
усовершенствованию процесса управления себестоимости продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования состоит в том, что на каждом конкретном предприятии величина себестоимости продаваемых изделий, ее состав и структура зависят от множества факторов, производственного, организационного и экономического характера. Пути или направления снижения затрат на производство продукции необходимо рассматривать с точки зрения способов достижения оптимального сочетания уменьшающихся издержек и повышения качества.
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции. Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.
Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Снижение себестоимости продукции представляет большую народнохозяйственную значимость. Себестоимость выступает в качестве основного показателя эффективности производства, то есть чем эффективнее используется в производственном процессе экономические ресурсы, рабочая сила, научные открытия, тем ниже себестоимость и выше прибыль, а значит, большая устойчивость в конкуренции.
Таким образом, снижение себестоимости одинаково выгодно всей - населению, работникам, предприятию, отрасли, национальной экономике и государству в целом.
Себестоимость как показатель отражает в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг).
Отличительной особенностью себестоимости является то, что она характеризует затраты на производство продукции не в рабочем времени, а в денежной форме.
Особенностью себестоимости является то, что она характеризует затраты на производство продукции не в рабочем времени, а в денежной форме.
Следовательно себестоимость как экономическая категория отражает производственные отношения, а как показатель характеризует в денежной форме индивидуальные затраты конкретного предприятия на производство соответствующего вида продукции (всей и единице) и поэтому является одним из важнейших качественных показателей работы предприятия.
Снижение себестоимости продукции - основа снижения цен, а значит - основа конкурентоспособности продукции, предприятия, отрасли.
Объектом исследования выступает ООО «Стройтрест-31».
Предметом исследования являются пути снижения себестоимости продукции ООО «Стройтрест-31».
Цель исследования - оценить эффективность использования путей снижения себестоимости продукции и разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть сущность себестоимости продукции;
2. определить структуру себестоимости, а также изучить порядок планирования себестоимости продукции;
3. дать организационно-экономическую характеристику ООО «Стройтрест-31»;
4. проанализировать состав, структуру себестоимости продукции ООО «Стройтрест-31»;
5. разработать рекомендации по эффективному снижению себестоимости на предприятии.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области финансового управления оборотным капиталом. В работах Лютова И.И, Яценко, Г.А Чеснокова, Л.Н. Золина К.А., Емельянова А.А. Платонова, А.А.Широко освещены вопросы управления и планирования себестоимостью продукции.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, а также отчетная документация ООО «Стройтрест-31» Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для снижения себестоимости ООО «Стройтрест-31» в дальнейшем.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Себестоимость продукции — это стоимостная оценка потребленных в процессе производства и реализации продукции экономических ресурсов и других затрат, например в форме налогов, сборов и обязательных отчислений, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством. В организации и технологии производства себестоимость продукции определяется не приобретенными ресурсами, а ресурсами, которые использованы в процессе производства в соответствии с нормами их расходов. Себестоимость продукции включает текущие затраты предприятия, выраженные в денежной форме, на производство и реализацию продукции. Себестоимость как показатель указывает, сколько стоит производство продукции для себя — отсюда и термин «себестоимость».
Экономическое назначение себестоимости — возместить предприятию затраты на производство и реализацию продукции и обеспечить простое воспроизводство материальных и нематериальных ресурсов, основных средств и рабочей силы.
Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. При помощи планирования себестоимости продукции вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступало ООО “Стройтрест-31” - стабильное, крупное, динамично развивающееся предприятие по производству высококачественных строительных материалов: керамической плитки, керамического гранита, изделий санитарной керамики, керамических камней и кирпича.
Цель выпускной квалификационной работы состояла в анализе себестоимости продукции и разработке технико-экономических мероприятий по снижению себестоимости на предприятии.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были изучены теоретические основы формирования, состава и структуры себестоимости продукции на ООО «Стройтрест-31» и разработаны предложения по снижению себестоимости на предприятии. Дана общая характеристика ООО «Стройтрест-31» изучена история создания и развития предприятия, виды выпускаемой продукции. Представлена организационно-управленческая структура предприятия, построенная по линейно-функциональному признаку.
Был произведен анализ различных показателей, влияющих на себестоимость: анализ размеров производства, структура товарной продукции, структура использованного сырья, а так же непосредственно был проведен анализ затрат.
На основе проведенного анализа были предложены следующие меры по снижению себестоимости продукции ООО «Стройтрест-31» :
- увеличение количества единиц установленного и фактически работающего оборудования;
- совершенствование организации ремонта оборудования, закупки запчастей и создание их запаса с хранением на складе;
- повышение сменности работы участков цехов. Затраты на дополнительную зарплату в условиях стабильного спроса на продукцию будут ниже дополнительной прибыли;
- сокращении производственных циклов сборочно-монтажных работ;
- изменении технологии и передаче части работ на менее загруженные группы оборудования в цехе;
- обновления и модернизации оборудования
- повышение уровня специализации рабочих мест
- увеличить выпуск готовой продукции из сырья
- увеличить производительность труда рабочих
- сократить материальные затраты
- строгое соблюдение технологической дисциплины, приводящее к сокращению потерь от брака;
- использование транспорта и оборудования в экономически эффективных режимах;
- сбалансированное использование производственных мощностей;
- разработка оптимальной стратегии технического развития предприятия, обеспечивающей рациональный уровень затрат на создание технического потенциала предприятия;
- повышение организационного уровня производства, влекущее за собой сокращение потерь рабочего времени, длительности производственного цикла и, как следствие, снижение себестоимости продукции и размеров оборотных средств предприятия;
- внедрение эффективных систем управления качеством продукции, способствующих повышению конкурентоспособности.
Таким образом, предложенные мероприятия позволят снизить себестоимость продукции, улучшить финансовое положение ООО «Стройтрест-31» для успешного конкурирования как в Белгородской области, так и за ее пределами.
1. Варшавская, О.В. Экономика предприятия [Текст]: Учебник / О.В. Варшавская. - М.: ИНФРА - М, 2012. - 41 с.
2. Геттман, Л.Т. Экономический анализ [Текст]: Учебник / Под ред. Л.Т. Геттман. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 211 с.
3. Гозьманов, М.М. Анализ и диагностика
финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: Учебник / М.М. Гозьманов. - СПб.: ООО «Андреевский издательский дом», 2015. - 18 с.
4. Грушева, В.П. Экономика предприятия [Текст]: Учебник / В.П. Грушева. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 68 с.
5. Донников, Л.В. Анализ финансовой отчетности [Текст]: Учебник / Л.В. Донников. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и сервис»,2015.- 51 с.
6. Дудкин, В.И. Нормативная удельная фондоемкость: учебное пособие [Текст] / В.И.Дудкин, Н.Л.Зайцев. - М.: Экономика, 2014. - 128 с.
7. Зайцев, Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: учебное пособие [Текст] / Н.Л.Зайцев. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 491 с.
8. Канке, А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие [Текст] / А.А. Канке. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2015. - 288 с.
9. Кантор, Е.Л. Экономика предприятия [Текст] / Под ред. Е.Л. Кантора - СПб: Питер, 2014. - 352 с.
10. Любушин, Н.П., Лещева, В.Б., Дьякова, В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия [Текст] / Н.П. Любушин. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 24 с.
11. Мочалов, А.В. Взаимосвязь показателей экономической эффективности факторов производства [Текст] / А.В. Мочалов. - М.: Дело,2014.- 78 с.
12. Парамонов, А.В. Методы оценки капитала [Текст] / А.В. Парамонов. - М.: Дело, 2016. - 12 с.
13. Парушина, Н.В. Анализ собственного и привлечённого капитала [Текст] / Н.В. Парушина. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 96 с.
14. Прыкина, Л.В. Экономический анализ предприятия [Текст] / Л.В. Прыкина. - М.: Учет и аудит, 2013. - 99 с.
15. Пястолов, С.М. Экономический анализ деятельности предприятия [Текст] / С.М. Пястолов. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 155 с.
16. Савицкая, Г.В. Методика комплексного анализа [Текст] / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 84 с.
17. Смагин, В.Н. Экономика организации предприятия [Текст] / В.Н. Смагин. - М.: Дело, 2014. - 44 с.
18. Сергеев, И.В. Экономика предприятия: учебное пособие [Текст] / И.В. Сергеев. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 341 с.
19. Тарасова, Р.А. Экономика предприятия [Текст]: Учебник / Р.А. Тарасова. - Белгород: Кооперативное образование, 2015. - 67 с.
20. Тулинов, В.И. Экономика предприятия [Текст]: Учебник / В.И. Тулинов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 76 с.
21. Чеснокова, Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст]: Учебник / Л.Н. Чеснокова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2014. - 76 с.
22. Чусов, В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание туристический бизнес [Текст]: Учебник/ Под ред. проф. В.А. Чусова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 89 с.
23. Чураева, И.Н. Экономика предприятия [Текст]: Учебник / И.Н. Чураева, Л.Н. - М.: «Дашков и К», 2015. - 34 с.
24. Шаров, М.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие [Текст] / М.А. Шаров. - М.: МГУ «ИНФО - Рутения», 2015. - 264 с.
25. Швандар, В.А. Экономика предприятия: Учеб. пособие для вузов; Дистанционное обучение [Текст] / Под ред. проф. В.С. Торопцова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 240 с.
26. Швытко, В.А. Экономика предприятия [Текст]: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швытко. - Белгород: БУКЭП, 2015. - 25 с.
27. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа [Текст] / А.Д. Шеремет. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 49 с.
28. Золина К.А., Кузина А.Р., Себестоимость продукции и инновационные подходы к её снижению [Текст]: Учебник / Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 3-2 (68-2). - С. 554-556.
29. Ибрагимова О.В., Горкин Н.А., Вовлечение сотрудников
организации в деятельность по снижению себестоимости продукции и рационализации производства [Текст] // В сборнике: Современный менеджмент: теория и практика Материалы Всероссийской
научно-практической конференции. Под общей редакцией Н.В. Кузнецовой. - 2016.- С. 48-50.
30. Некипелова А.С., Разработка управленческого решения по снижению себестоимости продукции предприятия [Текст] // В сборнике: Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты Ответственный редактор: Горохов А.А. -2015.- С. 206-209.
31. Южакова Е.В., Исследование факторов, влияющих на величину затрат предприятия, и разработка рекомендаций по снижению себестоимости [Текст]: Экономика и управление: новые вызовы и перспективы.- 2015. - № 8. - С. 161-167.
32. Харченко А.П., Особенности применения информационных
технологий в управлении снижением себестоимости продукции предприятия [Текст] / В сборнике: Молодежь и XXI век - 2016 Материалы VI
Международной молодежной научной конференции: в 4-х томах. - 2016. - С. 384-387.
33. Думцева Н.С., Факторы, влияющие на величину затрат и разработка мероприятий по снижению себестоимости [Текст] // В сборнике: Бизнес, общество и молодежь: Материалы V Всероссийской студенческой научной конференции (г. Саратов, 16 ноября 2016 г.): в 2 ч. - Часть 1. Редакционная коллегия: Кузнецова И.В. (отв. редактор); Жулина Е.Г.; Холоднова А.В.; Мухина И.В. - 2016. - С. 38-40.
34. Иванченко О.С., Мероприятия по снижению себестоимости предприятий [Текст] / Научный обозреватель. - 2016. - № 11 (71). - С. 26-28.
35. Емельянов А.А., Роль предпланового анализа
непроизводительных расходов и потерь в снижении себестоимости продукции [Текст] // Вестник Самарского государственного экономического
университета. - 2013. - № 3 (101). - С. 32-36.
36. Кубай О.Г., Шаповалюк Т.А., Коняга Р.Н., Анализ себестоимости сельскохозяйственной продукции и разработка мероприятий по её снижению [Текст] // Региональная экономика и управление. - 2014. - № 3-2 (03). - С. 152-155.
37. Платонов А.А., Учёт и анализ себестоимости продукции и разработка мероприятий по её снижению [Текст] // В сборнике: Прикладные исследования и технологии ART2015 сборник трудов Второй международной конференции. - 2015. - С. 307-309.
38. Демидов А.С., Снижение себестоимости продукции путём уменьшения доли постоянных [Текст] // Молодые экономисты - будущему России: Международная научная конференция студентов и молодых ученых. - 2014. - С. 79-80.
39. Могилевец В.Д., Ахметханова А.И., Снижение себестоимости производства при помощи мультибазисного распределения расходов [Текст] / Молодой ученый. - 2015. - № 12-1 (92). - 42-44 с.
40. Андреева Е.Ю., Гоготова Ю.Д., Харина Н.Л., Снижение себестоимости продукции как фактор повышения эффективности предприятия [Текст] // Актуальные проблемы бухгалтерского учета: Материалы VI Международной молодежной научно-практической конференции. Ответственный редактор Е.А. Бессонова. - 2014. - С. 10-13.
41. Шульга Я.А., Скотта А.В., Снижение себестоимости перевозок на автотранспорте за счет оптимизации транспортного процесса на маршруте движения [Текст] // Материалы секционных заседаний 54-й студенческой научно-технической конференции ТОГУ. - 2014. - С. 200-205.
42. Яценко Г.А., Снижение себестоимости как резерв повышения эффективности деятельности предприятия [Текст] // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности сборник научных трудов по материалам: Международной научно-практической конференции: в 11 частях. - 2014. - С. 162-163.
43. Корзоватых Ж.М., Порядок учета резерва под снижение себестоимости материальных ценностей [Текст] // Экономика и менеджмент: от теории к практике: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. - 2014. - С. 117-119.
44. Выборнова С.В., Десятова А.Е., Снижение себестоимости
продукции как важнейший фактор повышения доходности предприятия [Текст] // Актуальные проблемы экономического развития сборник докладов Международной заочной научно-практической конференции, посвященной 20-летию института экономики и менеджмента. Белгородский
государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. - 2016. - С. 93-96.
45. Лютова И.И., Снижение себестоимости продукции, как результат оптимизации производственного процесса [Текст] // Проблемы экономики и юридической практики. - 2015. - № 5. - С. 219-227.
46. Шуварин М.В., Снижение себестоимости как один из факторов повышения эффективности производства молока [Текст] / Вестник НГИЭИ. - 2013. - № 11 (30). - 103-108 с.
47. Мамаева У.З., Мустафаева Х.Д., Снижение себестоимости сельскохозяйственной продукции на основе углубленной специализации и оптимальной концентрации производства [Текст] // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014. - № 3. - С. 59-62.
48. Клявлина Я.М., Гайнанова Э.С., Снижение себестоимости
строительства при использовании инновационных материалов [Текст] // В мире науки и инноваций: сборник статей международной
научно-практической конференции: в 5 частях. - 2017. - С. 141-143.
49. Карагодин Д.А., Шаврина Ю.О., Снижение себестоимости продукции, как способ предотвращения финансовой несостоятельности предприятий [Текст] // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Т. 3. № 3. - С. 37-40.
50. Панферова Л.В., Малышева Е.Б., Снижение себестоимости как
приоритетная задача предприятия [Текст] // Учетно-аналитические инструменты развития инновационной экономики: Материалы III
Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. - 2012. - С. 78-81.
51. Лычева А.Ю., Снижение себестоимости продукции как направление роста прибыли предприятия [Текст] // Экономика. Общество. Человек межвузовский сборник научных трудов. Белгород - 2016. - С. 31-34.
52. Хачемизова Э.А., Влияние производительности труда на снижение себестоимость продукции [Текст] / Экономика и социум. - 2016. - № 12-2 (31).
- С. 1547-155.
53. Симонян Л.А., Снижение себестоимости продукции предприятия как фактор улучшения финансового состояния [Текст] // Наука. Технологии. Инновации: сборник научных трудов: в 9 частях. - 2016. - С. 415-416.
54. Суслова А.А., Снижение себестоимости продукции как основа повышения её конкурентоспособности по ценовому фактору [Текст] // Статья
- Синергия Наук. - 2016. - № 6. - С. 164-169.