ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование творческого мышления
старшеклассников в условиях профильного обучения 7
1.1. Проблема творческого мышления в психологии: сущность, развитие
в онтогенезе 7
1.2. Особенности творческого мышления у старшеклассников 11
1.3. Развитие творческого мышления старшеклассников в условиях
профильного обучения 15
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей творческого мышления старшеклассников в условиях профильного обучения 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Анализ и интерпретация особенностей развития невербального
творческого мышления старшеклассников в условиях обучения в гуманитарном и физико-математическом профилях 24
2.3. Анализ и интерпретация особенностей развития вербального
творческого мышления старшеклассников в условиях обучения в гуманитарном и физико-математическом профилях 32
2.4. Анализ и интерпретация особенностей взаимосвязи формальной
успешности и творческого мышления старшеклассников в условиях обучения в гуманитарном и физико-математическом профилях 36
2.5. Развивающая программа для старшеклассников, обучающихся в условиях профильного мышления, направленная на развитие творческого мышления 41
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение 1 63
Приложение 2 95
Приложение 3
Глава 1. Теоретическое исследование творческого мышления
старшеклассников в условиях профильного обучения 7
1.1. Проблема творческого мышления в психологии: сущность, развитие
в онтогенезе 7
1.2. Особенности творческого мышления у старшеклассников 11
1.3. Развитие творческого мышления старшеклассников в условиях
профильного обучения 15
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей творческого мышления старшеклассников в условиях профильного обучения 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Анализ и интерпретация особенностей развития невербального
творческого мышления старшеклассников в условиях обучения в гуманитарном и физико-математическом профилях 24
2.3. Анализ и интерпретация особенностей развития вербального
творческого мышления старшеклассников в условиях обучения в гуманитарном и физико-математическом профилях 32
2.4. Анализ и интерпретация особенностей взаимосвязи формальной
успешности и творческого мышления старшеклассников в условиях обучения в гуманитарном и физико-математическом профилях 36
2.5. Развивающая программа для старшеклассников, обучающихся в условиях профильного мышления, направленная на развитие творческого мышления 41
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение 1 63
Приложение 2 95
Приложение 3
Воспитание творчески мыслящего, готового к открытию и принятию нового знания человека выступает в качестве одной из главных задач модернизации образования. Федеральный государственный образовательный стандарт Российской Федерации реализует принцип профильного обучения в системе общего среднего образования. Система профильного обучения направлена на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, подготовку выпускников школы к освоению программы высшего профессионального образования и к осознанному выбору своего профессионального пути. В условиях профильного образования, создаются огромные возможности для выстраивания старшеклассником траектории собственного развития, для успешности которой, наиболее остро необходимы развитие творческие способности учащихся. Профильное обучение позволяет развивать познавательную сферу старшеклассников, а именно развивать творческие способности и творческое мышление учащихся. Творческое мышление позволяет ученику уже в школе проявить себя, что способствует более успешному освоению образовательной программы, при этом направленность профильного обучения обеспечивает развитие определенных видов творческого мышления, которое играет огромную роль в дальнейшем развитии познавательной сферы учащихся. Таким образом, современное профильное образование становится одним из главных источников формирования креативной, способной к творческой деятельности личности старшеклассников, способных к созданию и реализации нетривиальных, творческих решений.
Именно в старшем школьном возрасте, по мнению М.В. Глебовой [13] отмечается, что уровень продуктивной умственной деятельности находится ниже среднего, исключением является только показатель гибкости, который развит достаточно сильно. Подтверждает данное предположение работа Е.В. Храмцовой [41], которая установила преобладание показателя гибкости творческого мышления над остальными показателями творческого мышления в старшем школьном возрасте. Однако стоит отметить, что данное исследование осуществлялось в рамках традиционной системы образования, которая не всегда способствует развитию творческого мышления учащихся, которое играет огромную роль в будущем профессиональном становлении старшеклассников. Так В.Н. Дружинин [16] характеризовал возраст старшеклассников, как период, когда на основе «общей» компетентности формируется «социализированная» креативность - способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности.
В настоящее время, чтобы успешно развивать творческое мышление в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения, одним из которых является внедрение профильного образования в старшем школьном возрасте, которое позволяет совместить возрастные особенности старшеклассников, а именно, как писал Л.С. Выготский: «Особый интерес в этой связи имеет юношеский возраст, в котором завершается формирование операциональной структуры мышления и происходит сближение мышления и воображения в процессе творчества» [11, 79].
Таким образом, творческое мышление играет огромную роль в развитии старшеклассников, а условия профильного образования позволяют наиболее полно развить потенциал учащихся, который на наш взгляд обнаруживает специфические особенности в зависимости от профиля учащихся старшеклассников.
Проблема исследования: каковы особенности творческого мышления старшеклассников, обучающихся в гуманитарном и физико-математическом профилях?
Цель исследования: провести сравнительный анализ особенностей творческого мышления у старшеклассников в гуманитарном и физико-математическом профилях.
Объект исследования: творческое мышление учащихся старших классов.
Предмет исследования: творческое мышление учащихся, обучающихся в гуманитарном и физико-математическом профилях.
Гипотеза исследования:
1. Старшеклассникам, обучающимся в условиях профильного обучения свойственен высокий уровень творческого мышления: обучение в физико-математическом профиле стимулирует развитие невербального творческого мышления, в гуманитарном профиле - развитие вербального творческого мышления;
2. Уровень формальной успешности старшеклассников в учении в обоих
профилях зависит от показателя «оригинальности» творческого мышления, а именно: чем выше показатель «оригинальности»
творческого мышления, тем выше уровень формальной успешности старшеклассников обоих профилей в обучении.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи нашего исследования:
1. Проанализировать литературу для уточнения специфики творческого мышления старшеклассников в условиях профильного обучения;
2. Изучить уровень развития вербального творческого мышления у учащихся разных профилей в обучении;
3. Выявить уровень развития невербального творческого мышления у учащихся разных профилей в обучении;
4. Сопоставить характеристики вербального и невербального творческого мышления в гуманитарном и физико-математическом классах;
5. Разработать программу для педагога-психолога школы по развитию творческого мышления у учащихся профильных классов.
Методы исследования: организационные (сравнительный метод), эмпирические (тесты), методы обработки данных (количественные и качественные) и интерпретационные (структурный метод).
Количественная обработка данных осуществлялась: с помощью методов математической обработки, реализованных статистическом пакете «SPSS ver. 19», методы описательной статистики, однофакторный дисперсионный анализ - использовался для проверки связи уровней творческого мышления и формальной успешностью, корреляционный анализ, t-критерий Стьюдента - для проверки статистических значимых различий между уровнями развития творческого мышления старшеклассников в условиях профильного обучения.
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Тест Ф. Вильямса «Дивергентного творческого мышления» (адаптированный Б.Е. Туник), который позволяет установить структуру и особенности развития невербального творческого мышления,
2. Адаптированный тест С. Медника КАТ (тест отдаленных ассоциаций), направленный на изучение вербального творческого мышления.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №41 г. Белгорода. В нем приняли участие 87 учащихся 10-11-х классов: учащихся гуманитарного профиля - 47 человек (углубленное изучение русского и иностранного языков и литературы) и физико-математического - 40 человек (углубленное изучение математики и физики).
Структура дипломной работы состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, заключения, списка используемой литературы, работа включает 5 таблиц, 1 рисунок, 3 приложения.
Именно в старшем школьном возрасте, по мнению М.В. Глебовой [13] отмечается, что уровень продуктивной умственной деятельности находится ниже среднего, исключением является только показатель гибкости, который развит достаточно сильно. Подтверждает данное предположение работа Е.В. Храмцовой [41], которая установила преобладание показателя гибкости творческого мышления над остальными показателями творческого мышления в старшем школьном возрасте. Однако стоит отметить, что данное исследование осуществлялось в рамках традиционной системы образования, которая не всегда способствует развитию творческого мышления учащихся, которое играет огромную роль в будущем профессиональном становлении старшеклассников. Так В.Н. Дружинин [16] характеризовал возраст старшеклассников, как период, когда на основе «общей» компетентности формируется «социализированная» креативность - способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности.
В настоящее время, чтобы успешно развивать творческое мышление в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения, одним из которых является внедрение профильного образования в старшем школьном возрасте, которое позволяет совместить возрастные особенности старшеклассников, а именно, как писал Л.С. Выготский: «Особый интерес в этой связи имеет юношеский возраст, в котором завершается формирование операциональной структуры мышления и происходит сближение мышления и воображения в процессе творчества» [11, 79].
Таким образом, творческое мышление играет огромную роль в развитии старшеклассников, а условия профильного образования позволяют наиболее полно развить потенциал учащихся, который на наш взгляд обнаруживает специфические особенности в зависимости от профиля учащихся старшеклассников.
Проблема исследования: каковы особенности творческого мышления старшеклассников, обучающихся в гуманитарном и физико-математическом профилях?
Цель исследования: провести сравнительный анализ особенностей творческого мышления у старшеклассников в гуманитарном и физико-математическом профилях.
Объект исследования: творческое мышление учащихся старших классов.
Предмет исследования: творческое мышление учащихся, обучающихся в гуманитарном и физико-математическом профилях.
Гипотеза исследования:
1. Старшеклассникам, обучающимся в условиях профильного обучения свойственен высокий уровень творческого мышления: обучение в физико-математическом профиле стимулирует развитие невербального творческого мышления, в гуманитарном профиле - развитие вербального творческого мышления;
2. Уровень формальной успешности старшеклассников в учении в обоих
профилях зависит от показателя «оригинальности» творческого мышления, а именно: чем выше показатель «оригинальности»
творческого мышления, тем выше уровень формальной успешности старшеклассников обоих профилей в обучении.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи нашего исследования:
1. Проанализировать литературу для уточнения специфики творческого мышления старшеклассников в условиях профильного обучения;
2. Изучить уровень развития вербального творческого мышления у учащихся разных профилей в обучении;
3. Выявить уровень развития невербального творческого мышления у учащихся разных профилей в обучении;
4. Сопоставить характеристики вербального и невербального творческого мышления в гуманитарном и физико-математическом классах;
5. Разработать программу для педагога-психолога школы по развитию творческого мышления у учащихся профильных классов.
Методы исследования: организационные (сравнительный метод), эмпирические (тесты), методы обработки данных (количественные и качественные) и интерпретационные (структурный метод).
Количественная обработка данных осуществлялась: с помощью методов математической обработки, реализованных статистическом пакете «SPSS ver. 19», методы описательной статистики, однофакторный дисперсионный анализ - использовался для проверки связи уровней творческого мышления и формальной успешностью, корреляционный анализ, t-критерий Стьюдента - для проверки статистических значимых различий между уровнями развития творческого мышления старшеклассников в условиях профильного обучения.
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Тест Ф. Вильямса «Дивергентного творческого мышления» (адаптированный Б.Е. Туник), который позволяет установить структуру и особенности развития невербального творческого мышления,
2. Адаптированный тест С. Медника КАТ (тест отдаленных ассоциаций), направленный на изучение вербального творческого мышления.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №41 г. Белгорода. В нем приняли участие 87 учащихся 10-11-х классов: учащихся гуманитарного профиля - 47 человек (углубленное изучение русского и иностранного языков и литературы) и физико-математического - 40 человек (углубленное изучение математики и физики).
Структура дипломной работы состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, заключения, списка используемой литературы, работа включает 5 таблиц, 1 рисунок, 3 приложения.
В результате нашей работы был проведен теоретический анализ психологической литературы посвященной проблеме творческого мышления старшеклассников, обучающихся в условиях профильного обучения. В результате анализа мы установили, что проблема творческого мышления изучается в психологии достаточно долгий период времени. Часть авторов рассматривает творческое мышление как решение задачи, также творческое мышление понимается, как особый вид одаренности. Профильное образование является средством дифференциации и адаптации учащихся старших классов к новым социально-экономическим условиям, а также служит необходимым этапом к обучению высшем учебном заведении. В рамках профильного обучения учащиеся получают набор специализированных навыков, умений и знаний, направленных на формирование определенных компетенций, также в рамках профильного обучения происходит развитие личности и познавательных процессов учащихся.
В ходе исследования, мы обнаружили, что существуют значимые различия в характеристиках творческого мышления старшеклассников, обучающихся на гуманитарном и физико-математическом профиле. У старшеклассников, обучающихся в условиях профильного обучения характерен гармоничный высокий уровень развития. Значимые различия обнаружены по показателю «индекс уникальности» вербального мышления, который выше у старшеклассников гуманитарного профиля. Так же у старшеклассников гуманитарного профиля более выражены показатели невербального мышления, такие как гибкость, разработанность, оригинальность; для старшеклассников физико-математического профиля - характерна высокая беглость невербального мышления. В плане вербального творческого мышления, различия у учащихся разных профилей обнаружены в показателе индекса уникальности, который значимо более выражен у старшеклассников гуманитарного профиля. Остальные показатели одинаковы для учащихся двух профилей.
В условиях профильного обучения обнаружена значимая связь между формальной успешностью и показателями вербального и невербального мышления, это говорит о том, что чем выше уровень оригинальности творческого мышления, тем выше формальная успешность старшеклассников в учении. Негативно отражаются на формальной успешности учащихся, такие показатели как высокая разработанность и большое количество ассоциаций.
В соответствии с полученными результатами нами была предпринята попытка частичной реализации занятий программы по развитию творческого мышления старшеклассников в условиях профильного обучения МБОУ «СОШ №41». Работа психолога и педагогов в соответствии с полученными результатами, должна быть направлена на развитие вербального творческого мышления учащихся физико-математического профиля.
Отметим, что исследование по изучению особенностей развития творческого мышления старшеклассников, обучающихся в разных профилях, и полученные в них данные, можно использовать при построении программ по психологическому просвещению старшеклассников в вопросах выбора профессиональной ориентации, а так же при проведении консультативной работы.
Результаты проведенного исследования позволяют нам говорить о подтверждении выдвинутых гипотез.
В ходе исследования, мы обнаружили, что существуют значимые различия в характеристиках творческого мышления старшеклассников, обучающихся на гуманитарном и физико-математическом профиле. У старшеклассников, обучающихся в условиях профильного обучения характерен гармоничный высокий уровень развития. Значимые различия обнаружены по показателю «индекс уникальности» вербального мышления, который выше у старшеклассников гуманитарного профиля. Так же у старшеклассников гуманитарного профиля более выражены показатели невербального мышления, такие как гибкость, разработанность, оригинальность; для старшеклассников физико-математического профиля - характерна высокая беглость невербального мышления. В плане вербального творческого мышления, различия у учащихся разных профилей обнаружены в показателе индекса уникальности, который значимо более выражен у старшеклассников гуманитарного профиля. Остальные показатели одинаковы для учащихся двух профилей.
В условиях профильного обучения обнаружена значимая связь между формальной успешностью и показателями вербального и невербального мышления, это говорит о том, что чем выше уровень оригинальности творческого мышления, тем выше формальная успешность старшеклассников в учении. Негативно отражаются на формальной успешности учащихся, такие показатели как высокая разработанность и большое количество ассоциаций.
В соответствии с полученными результатами нами была предпринята попытка частичной реализации занятий программы по развитию творческого мышления старшеклассников в условиях профильного обучения МБОУ «СОШ №41». Работа психолога и педагогов в соответствии с полученными результатами, должна быть направлена на развитие вербального творческого мышления учащихся физико-математического профиля.
Отметим, что исследование по изучению особенностей развития творческого мышления старшеклассников, обучающихся в разных профилях, и полученные в них данные, можно использовать при построении программ по психологическому просвещению старшеклассников в вопросах выбора профессиональной ориентации, а так же при проведении консультативной работы.
Результаты проведенного исследования позволяют нам говорить о подтверждении выдвинутых гипотез.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФИЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. КАЗАНИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческого потенциала учащихся 9-х классов средствами межпредметных связей на уроках химии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование учебно-исследовательской компетенции учащихся одиннадцатых классов на уроках химии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
УЧАЩИХСЯ 8-х КЛАССОВ
В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие когнитивных компонент мышления
старшеклассников на уроках математики
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2020 - Формирование предприимчивости у старшеклассников в условиях социально-экономического профиля обучения
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - Формирование мировоззрения учащихся при изучении геометрии в старших классах естественнонаучного профиля обучения
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В
ПРОФИЛЬНОМ БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Магистерская диссертация, биология. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017



