Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Работа №70060

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы104
Год сдачи2016
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
338
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование творческого мышления
старшеклассников в условиях профильного обучения 7
1.1. Проблема творческого мышления в психологии: сущность, развитие
в онтогенезе 7
1.2. Особенности творческого мышления у старшеклассников 11
1.3. Развитие творческого мышления старшеклассников в условиях
профильного обучения 15
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей творческого мышления старшеклассников в условиях профильного обучения 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Анализ и интерпретация особенностей развития невербального
творческого мышления старшеклассников в условиях обучения в гуманитарном и физико-математическом профилях 24
2.3. Анализ и интерпретация особенностей развития вербального
творческого мышления старшеклассников в условиях обучения в гуманитарном и физико-математическом профилях 32
2.4. Анализ и интерпретация особенностей взаимосвязи формальной
успешности и творческого мышления старшеклассников в условиях обучения в гуманитарном и физико-математическом профилях 36
2.5. Развивающая программа для старшеклассников, обучающихся в условиях профильного мышления, направленная на развитие творческого мышления 41
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение 1 63
Приложение 2 95
Приложение 3


Воспитание творчески мыслящего, готового к открытию и принятию нового знания человека выступает в качестве одной из главных задач модернизации образования. Федеральный государственный образовательный стандарт Российской Федерации реализует принцип профильного обучения в системе общего среднего образования. Система профильного обучения направлена на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, подготовку выпускников школы к освоению программы высшего профессионального образования и к осознанному выбору своего профессионального пути. В условиях профильного образования, создаются огромные возможности для выстраивания старшеклассником траектории собственного развития, для успешности которой, наиболее остро необходимы развитие творческие способности учащихся. Профильное обучение позволяет развивать познавательную сферу старшеклассников, а именно развивать творческие способности и творческое мышление учащихся. Творческое мышление позволяет ученику уже в школе проявить себя, что способствует более успешному освоению образовательной программы, при этом направленность профильного обучения обеспечивает развитие определенных видов творческого мышления, которое играет огромную роль в дальнейшем развитии познавательной сферы учащихся. Таким образом, современное профильное образование становится одним из главных источников формирования креативной, способной к творческой деятельности личности старшеклассников, способных к созданию и реализации нетривиальных, творческих решений.
Именно в старшем школьном возрасте, по мнению М.В. Глебовой [13] отмечается, что уровень продуктивной умственной деятельности находится ниже среднего, исключением является только показатель гибкости, который развит достаточно сильно. Подтверждает данное предположение работа Е.В. Храмцовой [41], которая установила преобладание показателя гибкости творческого мышления над остальными показателями творческого мышления в старшем школьном возрасте. Однако стоит отметить, что данное исследование осуществлялось в рамках традиционной системы образования, которая не всегда способствует развитию творческого мышления учащихся, которое играет огромную роль в будущем профессиональном становлении старшеклассников. Так В.Н. Дружинин [16] характеризовал возраст старшеклассников, как период, когда на основе «общей» компетентности формируется «социализированная» креативность - способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности.
В настоящее время, чтобы успешно развивать творческое мышление в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения, одним из которых является внедрение профильного образования в старшем школьном возрасте, которое позволяет совместить возрастные особенности старшеклассников, а именно, как писал Л.С. Выготский: «Особый интерес в этой связи имеет юношеский возраст, в котором завершается формирование операциональной структуры мышления и происходит сближение мышления и воображения в процессе творчества» [11, 79].
Таким образом, творческое мышление играет огромную роль в развитии старшеклассников, а условия профильного образования позволяют наиболее полно развить потенциал учащихся, который на наш взгляд обнаруживает специфические особенности в зависимости от профиля учащихся старшеклассников.
Проблема исследования: каковы особенности творческого мышления старшеклассников, обучающихся в гуманитарном и физико-математическом профилях?
Цель исследования: провести сравнительный анализ особенностей творческого мышления у старшеклассников в гуманитарном и физико-математическом профилях.
Объект исследования: творческое мышление учащихся старших классов.
Предмет исследования: творческое мышление учащихся, обучающихся в гуманитарном и физико-математическом профилях.
Гипотеза исследования:
1. Старшеклассникам, обучающимся в условиях профильного обучения свойственен высокий уровень творческого мышления: обучение в физико-математическом профиле стимулирует развитие невербального творческого мышления, в гуманитарном профиле - развитие вербального творческого мышления;
2. Уровень формальной успешности старшеклассников в учении в обоих
профилях зависит от показателя «оригинальности» творческого мышления, а именно: чем выше показатель «оригинальности»
творческого мышления, тем выше уровень формальной успешности старшеклассников обоих профилей в обучении.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи нашего исследования:
1. Проанализировать литературу для уточнения специфики творческого мышления старшеклассников в условиях профильного обучения;
2. Изучить уровень развития вербального творческого мышления у учащихся разных профилей в обучении;
3. Выявить уровень развития невербального творческого мышления у учащихся разных профилей в обучении;
4. Сопоставить характеристики вербального и невербального творческого мышления в гуманитарном и физико-математическом классах;
5. Разработать программу для педагога-психолога школы по развитию творческого мышления у учащихся профильных классов.
Методы исследования: организационные (сравнительный метод), эмпирические (тесты), методы обработки данных (количественные и качественные) и интерпретационные (структурный метод).
Количественная обработка данных осуществлялась: с помощью методов математической обработки, реализованных статистическом пакете «SPSS ver. 19», методы описательной статистики, однофакторный дисперсионный анализ - использовался для проверки связи уровней творческого мышления и формальной успешностью, корреляционный анализ, t-критерий Стьюдента - для проверки статистических значимых различий между уровнями развития творческого мышления старшеклассников в условиях профильного обучения.
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Тест Ф. Вильямса «Дивергентного творческого мышления» (адаптированный Б.Е. Туник), который позволяет установить структуру и особенности развития невербального творческого мышления,
2. Адаптированный тест С. Медника КАТ (тест отдаленных ассоциаций), направленный на изучение вербального творческого мышления.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №41 г. Белгорода. В нем приняли участие 87 учащихся 10-11-х классов: учащихся гуманитарного профиля - 47 человек (углубленное изучение русского и иностранного языков и литературы) и физико-математического - 40 человек (углубленное изучение математики и физики).
Структура дипломной работы состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, заключения, списка используемой литературы, работа включает 5 таблиц, 1 рисунок, 3 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате нашей работы был проведен теоретический анализ психологической литературы посвященной проблеме творческого мышления старшеклассников, обучающихся в условиях профильного обучения. В результате анализа мы установили, что проблема творческого мышления изучается в психологии достаточно долгий период времени. Часть авторов рассматривает творческое мышление как решение задачи, также творческое мышление понимается, как особый вид одаренности. Профильное образование является средством дифференциации и адаптации учащихся старших классов к новым социально-экономическим условиям, а также служит необходимым этапом к обучению высшем учебном заведении. В рамках профильного обучения учащиеся получают набор специализированных навыков, умений и знаний, направленных на формирование определенных компетенций, также в рамках профильного обучения происходит развитие личности и познавательных процессов учащихся.
В ходе исследования, мы обнаружили, что существуют значимые различия в характеристиках творческого мышления старшеклассников, обучающихся на гуманитарном и физико-математическом профиле. У старшеклассников, обучающихся в условиях профильного обучения характерен гармоничный высокий уровень развития. Значимые различия обнаружены по показателю «индекс уникальности» вербального мышления, который выше у старшеклассников гуманитарного профиля. Так же у старшеклассников гуманитарного профиля более выражены показатели невербального мышления, такие как гибкость, разработанность, оригинальность; для старшеклассников физико-математического профиля - характерна высокая беглость невербального мышления. В плане вербального творческого мышления, различия у учащихся разных профилей обнаружены в показателе индекса уникальности, который значимо более выражен у старшеклассников гуманитарного профиля. Остальные показатели одинаковы для учащихся двух профилей.
В условиях профильного обучения обнаружена значимая связь между формальной успешностью и показателями вербального и невербального мышления, это говорит о том, что чем выше уровень оригинальности творческого мышления, тем выше формальная успешность старшеклассников в учении. Негативно отражаются на формальной успешности учащихся, такие показатели как высокая разработанность и большое количество ассоциаций.
В соответствии с полученными результатами нами была предпринята попытка частичной реализации занятий программы по развитию творческого мышления старшеклассников в условиях профильного обучения МБОУ «СОШ №41». Работа психолога и педагогов в соответствии с полученными результатами, должна быть направлена на развитие вербального творческого мышления учащихся физико-математического профиля.
Отметим, что исследование по изучению особенностей развития творческого мышления старшеклассников, обучающихся в разных профилях, и полученные в них данные, можно использовать при построении программ по психологическому просвещению старшеклассников в вопросах выбора профессиональной ориентации, а так же при проведении консультативной работы.
Результаты проведенного исследования позволяют нам говорить о подтверждении выдвинутых гипотез.



1. Атахов Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления // Вопросы психологии, 2005.-№ 2.- С. 127¬132.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 2009. - 363 с.
3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. -М.:
Академия, 2002.- 320с.
4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Педагогика 1992. - 352 с.
5. Боно Э. Рождение новой идеи. - М.: Прогресс, 2006.- 144 с.
6. Боно Э. Нестандартное мышление. М.: Попурри, 2010.- 224 с.
7. Брунер Дж. Психология познания. - М: ДиректПаблишинг, 2008. - 782 с.
8. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Человек и мир, 2003. - 93 с.
9. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М.: Наука, 2007. - 336 с.
10. Вудвордс Р. Этапы творческого мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Московского университета, 2011 г.
11. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М.: Просвещение, 2003. - 362 с.
12. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Мысль, 1995. - 280 с.
13. Глебова, М.В. Психолого-педагогические условия развития продуктивного мышления старшеклассников в процессе обучения: дис. канд. психол. наук / М.В. Глебова. - СПб., 2014. - 270 с.
14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. - М.: Педагогика, 2006. - 97 с.
15. Драгунова Т. В. Психологические основы подростка // Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2009. - 250 с.
16. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2008. - 268 с.
17. Думбаева А.Б. Опыт организации профильного образования в специальных физико-математических классах // Сибирский педагогический журнал. - № 6. - 2012. С. 210-213.
18. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2013. - 67-74 с.
19. Каган М.С. О методологическом своеобразии гуманитарного знания Системный подход и гуманитарное знание. - Л., 2013. - 384 с.
20. Калмыкова З. И. Развитие продуктивного мышления школьников. - М.: Педагогика, 2011. - 200с.
21. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. - 2004. - №2. - 3-10 с.
22. Кон И. С, Проблемы ранней юности. - М.: Просвещение, 1999.
23. Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность / Б.Б. Коссов - Московский психолого-социальный ин-т. - М.: Просвещение, 2010. - 95 с.
24. Кудрявцев Г. В. О проблемном обучении как способе умственного развития // Обучение и развитие. - М.: Просвещение, 2010. - 285 с.
25. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 2007. - 250 с.
26. Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление// Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Московского университета, 2011 г.
27. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - № 6.- 2009. С. 84-90.
28. Матюшкин А. М. Мышление: процесс, деятельность, общение. М., 2002. -
312 с.
29. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. - М.: Просвещение, 2007. - 190 с.
30. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 134 с.
31. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Пиаже Ж.; Сост., новая ред. пер. с фр., коммент.: Вал. А. Лукова, Вл.А. Лукова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 145-156 с.
32. Пономарёв Я. А. Состояние, тенденции и перспективы развития психологии творчества // Психологический журнал.- №1.- 1991. С. 64-71.
33. Проблемы научного творчества в современной психологии / Под ред. М. Г. Ярошевского. - М.: Наука, 2009. - 336 с.
34. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - Спб.:Питер, 2000. - 712 с.
35. Рягин С.Н. Управление введением профильного обучения в образовательное пространство школы. Учебно-методическое пособие для руководителей общеобразовательных учреждений. - Омск: ООИПКРО, 2004. - 208 с.
36. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./ Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 2008. - 94 с.
37. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем./ В.В. Сериков - М.: Издательская корпорация «логос», 2009. - 134-137 с.
38. Тихомиров О. К. Психология мышления. - М., 2004. - 325 с.
39. Туник Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. - СПб.: Речь, 2003.- 96 с.
40. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте// Вопросы психологии.- № 6.- 2008. С. 32-36.
41. Храмцова, Е. В. Особенности взаимосвязи творческого мышления и самосознания старшеклассников и студентов / Е.В. Храмцова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №2. -
С.1-9. [Электронный ресурс]
http://www.dissercat.com/content/osobennosti-vzaimoswazi-tvorcheskogo-myshleniya-i-samosoznaniya-starsheklassnikov-i-student#ixzz4C35vEM88
42. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна / издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 2009. - 204 с.
43. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии. - №6.- 2011. С. 103-110.
44. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М., 2006. - 380 с.
45. Шевцова Л.И. Классы гуманитарного профиля: содержание и задачи литературного образования // Вестник Витебского. гос. ун-та. - №2 - 2012.- С. 55-62.
46. Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. - 2009.- №1.- с.27.
47. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1999. - 560 с.
48. Юркевич В. С. О развитии начальных уровней познавательной потребности // Вопросы психологии.- №4. - 2008. С. 25 - 31.
49. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. Школа здоровья. - №1.- 2007. С. 59-63.
50. Якиманская И. С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2006.- 96 с.
51. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. Вопросы психологии. - № 5. - 2014. С. 45-54.
52. Ярошевский М. Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии.- М.: Наука, 2010. - 223 с.
53. Ясвин, В.В. Творчество мышления/ В.В. Ясвин// Школьный психолог" № 44/2000, изд. «Первое сентября», 2001. - 53 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ