ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВАВОЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ 14
1.1. Историко-правовой анализ развития административных наказаний
в России 14
1.2. Генезис понятия административного наказания 27
1.3. Принципы назначения административного наказания 56
ГЛАВА 2. СИСТЕМА, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ 64
2.1. Система административных наказаний и их классификация 64
2.2. Цели административного наказания 84
2.3. Проблемы разграничения полномочий федеральных органов
государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области административного законодательства закрепляющих возможность применения административных
наказаний 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 109
Актуальность темы диссертационного исследования, состоит в том, что в современный период развития государства и гражданского общества, возникла необходимость минимизировать уровень административных правонарушений и иных разновидностей
отклоняющегося от установленных нормами права противоправных деяний.
В этой связи обеспечение общественного порядка и общественной безопасности традиционно являются приоритетными направлениями правоохранительной деятельности. Успех проводимых в России преобразований во многом предопределен их качественной защищенностью. Решение многосложной проблемы зависит от выбора и применения соответствующего правового инструментария.
Как нам известно, в арсенале современного государства имеется широкий перечень средств, которые могут быть использованы в ходе осуществления правоохранительной деятельности по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности .
Так, введенном в действие с 1 июля 2002 г. Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по сравнению с ранее действовавшим кодексом РСФСР об административных правонарушениях закреплена новая система административных наказаний.
При этом многие ранее действовавшие нормы, закрепляющие административные наказания были дополнены, а некоторые и вовсе изменены. Как итог изменились общие принципы и правила назначения административных наказаний.
Так, как показывает проведенный анализ административного законодательства Российской Федерации, в течение 2002-2017 г.г. в главы 2 - 4 КоАП РФ было внесено большое количество кардинальных изменений и дополнений, касающихся установления новых видов административных наказаний или отмены ранее действовавших, а также определения условий и порядка назначения административных наказаний.
В этой связи, целесообразно сказать что, несмотря на большой объем нормативной базы, на практике возникали, и будут возникать определенные проблемы в понимании и применении норм данного правового акта, регламентирующего административные наказания.
Но было бы неверно, не указать на такую более глобальную проблему, как практика применения норм административного законодательства, закрепляющего возможность применения административных наказаний.
Так, в подтверждении выше обозначенных проблем, необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует единство практики применения административных наказаний, как на федеральном, так и на региональном уровне.
В то же время и в науке административного права не выработаны единые теоретические подходы к их решению вышеперечисленных проблем.
Поэтому, целесообразно сказать что, изучение правоприменительной и судебной практики по вопросам применения административных наказаний показывает, что на современном этапе назрела настоятельная необходимость в унификации правовых норм регламентирующих административные наказания.
Постоянные изменения, которые происходят в системе административных наказаний, обусловливают необходимость их теоретического анализа, переосмысления ранее разработанных положений и разработку рекомендаций, направленных на совершенствование административных наказаний.
До настоящего времени на теоретическом уровне остаются не разрешенными вопросы о сущности административного наказания. Наиболее активные дискуссии ведутся по проблемам реализации карательной функции административных наказаний.
Названные обстоятельства свидетельствуют о необходимости обобщения и системного научного анализа норм права, содержащихся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом возникающие в теории и административно-юрисдикционной практике дискуссионные вопросы назначения административных наказаний, должны иметь основную целью по выработки возможных вариантов их решения, в том числе посредством подготовки предложений об изменении и о дополнении соответствующих положений Общей части КоАП РФ .
Решение обозначенной задачи возможно только посредством проведения соответствующих научных исследований.
Таким образом, представленная работа является одной из первых попыток комплексного исследования административных наказаний, и восполнения пробелов действующего законодательства в рассматриваемой сфере.
Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Проблемы административной ответственности, связанные с учением об административных наказаниях, всегда находились в сфере различных научных интересов.
Известное единство с юридической ответственностью и производный от нее характер института административной ответственности позволили направить изначально свои изыскания в область общетеоретического знания. Отсюда основой исследования послужили труды, затрагивающие проблемы юридической ответственности на общетеоретическом и отраслевом уровнях, таких ученых, как: С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, М.В. Баглай, Б.Т.Базылев, М.И.Байтин, С.Н. Братусь, Г.А.Гаджиев, В.М. Горшенев, О.С.Иоффе, И.И.Карпец, Д.А.Керимов, В.М.Корельский, В.Н.Кудрявцев, О.Э.Лейст, Н.С.Малеин, и др.
Опыт, накопленный доктринальными поисками этих авторов, значителен и его трудно переоценить, несмотря на разнообразие подходов и наличие как критических, так и индивидуальных мнений относительно некоторых вопросов правовой ответственности. Преодоление их дискуссионности видится необходимым с тем, чтобы максимально допустимым образом постичь достигнутое и сделать, в свою очередь, шаг вперед в освоении рассматриваемой проблематики.
В административно-правовой науке рассмотрение мер
административной ответственности проводилось преимущественно через анализ ранее и ныне действующих источников законодательства об административных правонарушениях.
Основу учения об административной ответственности составил богатый в содержательном смысле теоретический материал ученых, внесших существенный вклад в разработку отдельных проблем административной ответственности: А.Б.Агапов, Ю.С.Адушкин, А.П.Алехин, Д.Н.Бахрах,
К.С.Бельский, И.И.Веремеенко, И.А.Галаган, Е.В.Додин, М.И.Еропкин, В.В.Игнатенко, И.Ш.Килясханов, А.П.Клюшниченко, С.Д.Князев, Л.В.Коваль, Ю.М.Козлов, и др.
В то же время задача раскрытия сущности административного наказания, его правовой природы сквозь призму всей административно - деликтной юриспруденции, в лучшем случае, проводилась на аналитико-терминологическом уровне, что не вносило предельной ясности в такую проблему.
Причем последняя усложнена отсутствием в юридической науке обстоятельного исследования понятия и признаков административного наказания не столько в виду новизны этой терминологии (в свете принятия нового КоАП РФ), сколько отсутствием вообще в административно-правовой теории и практике достаточной научной проработки категориально¬дефинитивного аппарата указанного правового явления.
Наряду с этим вполне очевидно, что в правовой науке вопросам исследования природы наказания (пока преимущественно в уголовном праве) уделено и уделяется до сих пор не только пристальное внимание ученых- юристов, но и сформирован солидный доктринальный пласт информации, обеспеченный к тому же законодательством.
Объектом исследования диссертации выступают общественные отношения, возникающие в процессе установления и применения административных наказаний, а также проблемы, возникающие в процессе применения административных наказаний.
Предметом исследования диссертации выступили нормы административного законодательства, регламентирующие общие начала и правила назначения административных наказаний.
Цель диссертационного исследования заключается в комплексном анализе норм административного законодательства определяющих и закрепляющих систему административных наказаний в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования были решены следующие задачи:
- рассмотреть историю становления и развития административного законодательства определяющего систему административных наказаний;
- определить понятие и признаки административных наказаний, выявить их сущность;
- исследовать принципы применения административных наказаний
- рассмотреть правовую базу закрепляющую возможность применения административных наказаний;
- выявить функции и цели административных наказаний;
- исследовать проблемы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области административного законодательства, закрепляющего возможность применения административных наказаний.
Теоретической основой диссертационного исследования являются фундаментальные положения современной теории государства и права, а так же науки административного права.
Основой исследования послужили труды, затрагивающие проблемы юридической ответственности на общетеоретическом и отраслевом уровнях, таких ученых, как: С.А.Авакьян, С.С.Алексеев, М.В.Баглай, Б.Т.Базылев, М.И.Байтин, С.Н.Братусь, Г.А.Гаджиев, В.М.Горшенев, О.С.Иоффе, И.И.Карпец, Д.А.Керимов, В.М.Корельский, В.Н.Кудрявцев, О.Э.Лейст, Н.С.Малеин, и других ученых в области административного права по проблемам применения административных наказаний .
Методологической основой диссертационного исследования стало использование, как общенаучных методов познания (исторического метода, метода системного анализа и синтеза, логического метода, типологического метода), так и специальных правовых методов научного исследования (в том числе формально-юридического метода, сравнительно-правового метода, метода юридического моделирования).
Нормативно правовой базой диссертационного исследования стали следующие правовые акты: Конституция Российской Федерации , Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации , а также иные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, распоряжения федеральных министерств и субъектов Российской Федерации.
Эмпирической базой диссертационного исследования стали
нормативно-правовые акты, определяющие административно-правовые основы применения административных наказаний. В частности такими правовыми актами выступили: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, Постановления и Распоряжения Правительства Российской Федерации, судебных актов Конституционного Суда РФ.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что данное исследование является научной работой, в которой представлено комплексное исследование материально-правовых и процессуально¬правовых проблем возникающих при назначении административных наказаний физическим и юридическим лицам, совершившим административные правонарушения.
В ходе исследования были выявлены пробелы и недостатки нормотворческого и правоприменительного характера, высказаны предложения по совершенствованию действующего российского законодательства в области применения административных наказаний.
Результатом исследования являются теоретические выводы и практические предложения по совершенствованию действующего законодательства в указанной области.
На защиту выносятся следующие основные выводы и положения:
1. Диссертантом установлено, что административное наказание, как мера административной ответственности - это обязанность, возникающая из юридического факта административного правонарушения, реализующаяся в охранительном правоотношении административной ответственности и состоящая в ограничении личного, имущественного, организационного или личного неимущественного характера.
2. Диссертантом предлагается авторская редакция ст. 3.1 «Понятие и цели административного наказания».
Статья 3.1. Понятие и цели административного наказания.
1. Административное наказание является установленной государством мерой административной ответственности за совершение административного правонарушения и применяемой в целях наказания виновного, и предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Вторую часть данной статьи предлагаем оставить в прежней редакции.
3. В целях обеспечения более эффективной реализации действующего административного законодательства целесообразно легализовать понятие принципы назначения административного наказания.
Так, целесообразно внести изменения в главу 1 КоАП РФ путем включения в нее статьи 1.4.1 которая бы закрепила понятие принципы на назначения административных наказаний, под которыми понимались основополагающие идеи, подходы, закрепленные в Общей части КоАП РФ или следующие из системного толкования содержащихся в ней правовых норм, устанавливающих общие требования к определению вида и размера административного наказания, назначаемого лицу, совершившему административное правонарушение, и которыми обязаны руководствоваться судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело о конкретном административном правонарушении.
4. Диссертантом установлено, что при принятии решений о вынесении соответствующих административных наказаний, не всегда и (или) не в полной мере учитывается индивидуальность наказания.
Так, целесообразно внести изменения в главу 1 КоАП РФ путем закрепления новой статьи 1.5.1. легализующей принцип индивидуализации административного наказания, то есть учет субъективных особенностей совершения лицом соответствующего административного правонарушения, выполнения им объективной стороны данного правонарушения, последующего его поведения, а также субъективных особенностей его личности (характеристики), правового статуса и имущественного (финансового) положения
В частности, при принятии решений об установлении или увеличении минимального размера административного штрафа за совершение отдельных видов административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, практически не учитывается то обстоятельство, что субъектами таких правонарушений могут быть предприятия малого бизнеса, допустившие незначительные нарушения соответствующих правил, и что применение к ним даже минимального размера административного штрафа может повлечь существенное ухудшение их финансового состояния, а иногда и создать угрозу прекращения их деятельности.
В связи с этим, по нашему мнению при применении к правонарушителям административно-правовых санкций необходимо учитывать их правовой статус в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
5. В целях практической реализации принципов назначения административных наказаний как нам представляется целесообразно статью
4.1 КоАП РФ изложить в, следующем содержании:
«Назначаемое лицу административное наказание должно быть справедливым, то есть соответствующим характеру совершенного административного правонарушения, и индивидуализированным, то есть учитывающим субъективные особенности совершения лицом административного правонарушения, а также субъективные особенности его личности, правового статуса (организационно-правового положения) и имущественного (финансового) положения».
Научно-практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что данное исследование позволило определить содержание и особенности административных наказаний в системе российского законодательства, а так же выявить основные проблемы разграничения полномочий федерального и регионального уровня.
Выводы и результаты исследования могут быть использованы в процессе совершенствования законодательства и правоприменительной практики в этой области. Основные положения и выводы могут найти применение при дальнейших научных разработках, и в учебном процессе.
Теоретическая значимость диссертационного исследования предопределена актуальностью и новизной затронутых в работе проблем и состоит в углублении и расширении научных знаний о предмете и системе административного права, развитии административно-правовых взглядов на деятельность органов государственной власти реализующих
административные наказания. Сформулированные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы при осуществлении дальнейших научных разработок по административно-правовой проблематике.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в диссертации выводы могут использоваться при чтении курсов лекций по теории права и государства, конституционному, административному праву. Результаты исследования позволяют конкретизировать рекомендации по дальнейшей разработке
фундаментальных вопросов в сфере реализации административных наказаний, а так же определения путей совершенствования нормотворческой, и правоприменительной деятельности.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования отражены в двух научных статьях, опубликованы в российских рецензируемых научных изданиях. Основные положения диссертации отражены в следующих работах автора:
Байбикова Ю.А. Теоретико-правовые проблемы реализации
административного наказания // Перспективы развития и совершенствования административного законодательства: сборник научных трудов по
материалам научно-практического круглого стола, посвященного Дню сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, г. Белгород, 10 ноября 2017 г.- Белгород: «Эпицентр», 2017. - с. 4.
Байбикова Ю.А. К вопросу о понимании понятия «система административных наказаний» // Актуальные проблемы административного права: сборник научных трудов по материалам научно-практического круглого стола, посвященного Дню Конституции Российской Федерации г.
Белгород, 12 декабря 2017г. - Белгород: «Эпицентр», 2017. - с.4.
Структура работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, а также списка использованной литературы.
В проведенном нами исследовании, мы рассмотрели наиболее важные аспекты института административного наказания: его понятие и признаки, а так же определили проблемные вопросы реализации административных наказаний.
На наш взгляд, значение административных наказаний многогранна. До момента совершения административного правонарушения она выражается в регулировании общественных отношений и предупреждении административных правонарушений.
Административное наказание представляет собой установленную государством меру ответственности за совершение административного правонарушения, применяемую только к лицу, признанному виновным в совершении такого правонарушения, и заключающуюся в обусловленном ею лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя.
Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
В случае же совершения административных правонарушений она находит свою реализацию в восстановлении общественных отношений и каре административного правонарушителя. Сущность административных наказаний тесно связана с сущностью самой административной ответственности, ввиду того, что административное наказание выступает ее динамической стадией.
В результате проведенного исследования мы выявили ряд несовершенных положений института административных наказаний. В частности, нами предложены авторские редакции статей КоАП РФ , которыми регламентируются задачи административного наказания и цели административного наказания.
Вопрос о классификации административных наказаний нами был разрешен не только с позиции его законодательного регулирования, но и исходя из иных критериев: характеристик субъекта административной ответственности; характеристик субъектов, наделенных правом применять административные наказания; вида ограничений прав, которые претерпевает административный правонарушитель и так далее.
При этом в работе мы не ограничились простой классификацией, а исследовали административные наказания с позиции системного подхода, выявив несовершенство законодательного перечня наказаний.
Система административных наказаний включает в себя весьма различные по своему характеру, содержанию и правовым последствиям меры административного воздействия на правонарушителей, что позволяет при назначении конкретного наказания всесторонне учитывать как совершенный проступок, личность правонарушителя, так и любые другие юридически значимые условия и обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В узком правовом понимании система административных наказаний представляется как относительно самостоятельная и устойчивая в структуре административного принуждения упорядоченная по критерию сравнительной суровости совокупность видов административных наказаний, взаимодействие и взаимосвязь которых обусловлены единством функционального назначения административного наказания в административно-наказательной политике государства.
В самом общем смысле правовая значимость системы административных наказаний обусловлена прежде всего адекватностью ее понимания как законодателем, так и правоприменителем. Обязательность такого понимания публично-правовых конструкций, чем является и система административных наказаний, означает и недопустимость условного подхода
к ее определению, поскольку в противном случае система административных наказаний лишалась бы какого бы то ни было смысла и правового значения.
Использование системного подхода при исследовании
административных наказаний позволило нам сделать выводы об отсутствии иерархии в статье 3.2. КоАП РФ , по принципу от менее строгого к более строгому. Законодатель в данной статье привел обычный перечень, а не систему административных наказаний. Сравнение систем административного и уголовного наказания позволило выявить несогласованность системы уголовного и административного штрафа. Основная идея разграничения уголовной и административной ответственности состоит в степени тяжести правонарушения и наказаний за их совершение. В настоящее время за административное правонарушение может быть применён штраф по размерам, превышающий штраф за преступление. Ввиду этого, законодателю следует пересмотреть как систему уголовных штрафов, так и систему административных штрафов, согласовав их друг с другом.
В работе нами обосновывается позиция о том, что не только преступления, но и административные правонарушения обладают общественной опасностью. Дополнительным аргументом, подчеркивающим общественную опасность правонарушения, является введение термина «административное наказание», что показывает общность административной и уголовной ответственности.
1. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания ETS N 126 (Страсбург, 26 ноября 1987 г.) // Собрание законодательства РФ, 07.09.1998. - № 36. - ст. 4665.
2. Хартия Европейского Союза об основных правах (Страсбург, 12 декабря 2007 г.) (2007/С 303/01) // URL: http://eulaw.ru/treaties/charter
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 05.04.1995. - № 67.
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод
(Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Собрание
законодательства РФ, 08.01.2001. - № 2. - ст. 163.
5. Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.) (с изменениями от 11 мая 1994 г.) // URL: http: //www.echr.ru/documents/doc/2440801/2440801.htm
6. Договор об особенностях уголовной и административной
ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов таможенного союза (подписан в г. Астане 05.07.2010) (с изм. от 10.10.2014) // URL:
http://www.tsouz.ru/MGS/MGS11/Pages/P1_50.aspx
1.2. Нормативные правовые акты федерального уровня
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-
ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ, 04.08.2014. - № 31.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002. - № 1.
3. Кодекс административного судопроизводства Российской
Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание
законодательства РФ, 09.03.2015. - № 10. - ст. 1391.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Российская газета, 18.06.1996. - № 113.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Парламентская газета, 05.01.2002. - № 2-5.
6. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от
12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996. - № 3. - ст. 145.
7. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный
закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание
законодательства РФ, 09.05.2011. - № 19. - ст. 2716.
8. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011. - № 7. - ст. 900.
9. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001. - № 33 (часть I). - ст. 3431.
10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия: Федеральный закон от 28.12.2010 № 398-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011. - № 1. - ст. 10.
11. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и
пикетированиях: Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от
07.06.2017) // Собрание законодательства РФ, 21.06.2004. - № 25. - ст. 2485.
12. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»: Федеральный закон от 08.06.2012 № 65-ФЗ (с изм. от 14.02.2013) // Собрание законодательства РФ, 11.06.2012. - № 24. - ст. 3082.
13. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 09.05.2005 № 45-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 09.05.2005. - № 19. - ст. 1752.
14. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ, 30.11.2009. - № 48. - ст. 5711.
15. Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Собрание законодательства РФ, 12.11.2007. - № 46. - ст. 5553.
16. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135- ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - ст. 3434.
17. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996. - № 3. - ст. 140.
18. О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления (вместе с «Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации»): Приказ Генпрокуратуры России от 17.09.2007 № 144 (ред. от 06.02.2013) // URL: https://genproc.gov.ru/documents/orders/document-14300/
19. О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» (вместе с «Протоколом к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации: Федеративный договор от 31.03.1992 г. // Справочная Правовая Система Констультант Плюс.
20. О военном положении: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года // Ведомости ВС СССР. - 1941. - №29. (утратил силу).
21. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20.06.1984 // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 05.07.1984. - №27. - ст. 909. (утратил силу).
22. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) // Ведомости ВС РСФСР, 1960. - № 40. - ст. 591. (утратил силу).
23. Положение об издании местными исполкомами и советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке: Постановление ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 30 марта 1931 года // Собрание узаконений РСФСР, 1931. - №17. - Ст. 186. (утратил силу).
2. Материалы правоприменительной практики
1. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 (ред. от 25.05.2016 г.) // Российская газета, 19.04.2015 г. - № 80.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996г. «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой ст. 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства РФ, 1997. - № 1. - Ст. 197.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. «По делу о проверке конституционности ст. 286 ТК РФ, ч. 2 ст. 85 и ст. 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ, 1998. - № 12. - Ст. 1458.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 года «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» в связи с запросом Дмитровского районного суда Московской области и жалобами граждан» // Собрание законодательства РФ, 1998. - № 20. - Ст. 2173.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 25 января 2001 г. «По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан И.В. Богданова, А.Б. Зернова, С.И. Кальянова и Н.В. Труханова» // Собрание законодательства РФ, 2001. - № 7. - Ст. 700.
6. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от
01.12.2005 № 429-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса
Государственной Думы Томской области о проверке конституционности пункта 3 части первой статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Справочная Правовая Система КонсультантПлюс.
3. Научная и учебная литература
1. Административная ответственность (часть общая): Учеб. пособие / Под ред. Д.Н. Бахраха. - Екатеринбург, 2004. - С. 637.
2. Адушкин Ю.С. Система административных наказаний // Актуальные проблемы административного законодательства и правоприменительной практики: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Тамбов, 2003. - С. 40-43.
1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М.: Зерцало - М, 2014 - 595 с.
2. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Ч. 1: Сущность и основные институты административного права. М., 2012.
3. Аскеров М.М. Цели назначения административных наказаний // Пробелы в российском законодательстве, 2015. - № 3. - С. 132-134.
3. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. - М.: НОРМА, 2015, с.302.
4. Беспалько В.Г. Система и виды наказаний в девтеромической редакции Моисеева уголовного права (по материалам книги Второзаконие Ветхого Завета) // Вестник Владимирского юридического института, 2014. - № 1. - С. 44-57.
5. Галаган И.А. Административная ответственность в СССР. - Воронеж: Изд. Воронежского ун-та, 1970. - С. 364.
I. Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В., Мусаткина А.А. Теория государства и права / Под ред. А.В. Малько и Д.А. Липинского. М.: Проспект, 2015. - 280 с.
6. Гогин А.А. К вопросу о понятии и признаках экологического право-нарушения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия. Юридические науки, 2013. - № 4. - С. 16-20.
7. Гогин А.А. Наказуемость как обязательный признак
правонарушения: неоднозначные аспекты // Вестник Волжского
университета им. В.Н. Татищева, 2015 - № 4. - С. 11-18.
4. Государственное управление: основы теории и организации - Т.1. / В.А. Козбаненко. - М., 2012.
8. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Е.В. Трофимов Административное право: учебник. - М.: Эксмо, 2009. - 429 с.
9. Дугенец А.С. Административная ответственность в российском праве. - М., 2005. - С. 133
5. Дуюнов В.К. Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике. Курск: РОСИ, 2000. - 504 с.
10. Елистратов А.И. Административное право. - Москва, типография И.Д. Сытина, 1911 г. // Система «КонсультантПлюс»
II. Жижиленко А.А. Наказание. Его понятие и отличие от других правоохранительных средств, 1914 г. - Петроград. // Справочная Правовая Система «КонсультантПлюс»
12. Капканов В.И. Превенция самоуправства, как явления: предложения для законодателя // Юридическая мысль, 2016. - № 1. - С. 83-87;
13. Карпец И.И. Наказание: социальные, правовые и
криминологические проблемы. М.: Юридическая литература, 1973. - 228 с.
14. Катасонов А.В. Превентивная функция юридической ответственности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Казань, 2011. - 26 с.
15. Князев С.Д. Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права: Монография. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2003. - 198 с.
16. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под общ. ред. Н.Г. Салищевой. 7-е изд. М.: Проспект, 2011. с. - 296.
17. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под общ. ред. Н.Г. Салищевой. 7-е изд. М.: Проспект, 2011. - 643 с.
18. Кузьмичева Г.А., Калинина Л.А. Административная ответственность. М.: Юриспруденция, 2000. - 464 с.
19. Курганов С.И. Назначение наказания и освобождение от наказания. М.: Юрлитинформ, 2015. - 176 с.
20. Левин Н.И. Создание условий для эффективной реализации исполнительно-распорядительных и правотворческих функций органов государственной власти субъекта Российской Федерации - актуальная задача в сфере российского административного законодательства / Право и безопасность, 2008. - № 2. - С. 34.
21. Лейст О.Э. Сущность права. М.: Зерцало, 2002. - 362 с.
22. Липинский Д.А. О понятии и функциях актов применения юридической ответственности // Российская юстиция, 2013. - № 5. - С. 2-5.
23. Липинский Д.А. Принципы и правоотношения юридической ответственности. М.: Nota Bene, 2013. - 387 с.
24. Липинский Д.А., Мусаткина А.А. Юридическая ответственность, санкции и меры защиты. - М.: РИОР, 2013. - 139 с.
6. Липинский Д.А., Чуклова Е.В. Процессуальная ответственность. - М.: Юрлитинформ, 2013. - 184 с.
25. Липинский Д.А., Чуклова Е.В. Спорные вопросы процессуальных правонарушений // Advances in Law Studies, 2013. - № 2. - С. 81-87.
26. Липинский Д.А., Шишкин А.Г., Хачатуров Р.Л. Меры юридической ответственности. М.: РИОР, 2014. - 230 с.
27. Личичан О.П. Современные тенденции развития региональных правовых систем// Конституционное и муниципальное право, 2009. - № 14. - С. 36.
28. Макарейко Н.В. Назначение административного наказания: проблема нормативного правового регулирования и практики реализации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2014 г. - № 4.
- с. 57-60.
29. Максимов И.В. Система административных наказаний по законодательству Российской Федерации / под ред. Н. М. Конина. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004. - 24 с.
30. Малько А.В. Наказание и ответственность в российском праве: актуальные проблемы /Под ред. А.В. Малько. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 272 с.
31. Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов: СГАП, 2003. -296 с.
7. Манохин В.М., Адушкин Ю.Ю., Батишаев З.А. Российское административное право. - М.- , 2016. - с.97.
32. Мусаткина А.А. К вопросу о институте административной ответственности // Административное право и администрирование, 2015. - № 3. - С. 4-20.
33. Нагорнов Д.С. Административное наказание как составная часть института административной ответственности // Бизнес в законе, 2009. - № 1.
- С. 294-296.
34. Неновски Н. Право и ценности. М.: Прогресс, 2014. - 309 с.
35. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Книжный мир, 2009. - С. 81.
36. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - М., 1998. - с. 346.
37. Оноколов Ю.П. Главная цель административных наказаний - превенция административных правонарушений и преступлений // Административное право и процесс, 2014. - № 8. - С. 37-40.
38. Отечественное законодательство XI-XX веков. Часть. 1 / Под ред. О.И. Чистякова. М.: Юрист, 1999. - 625 с.
39. Плеханова Т.С. Разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства об административных правонарушениях в жилищно-коммунальной сфере // Административное право и процесс, 2009. - № 2. - С. 45-49.
40. Путилкин П.А. Соотношение правового и религиозно-православного регулирования общественных отношений: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Казань, 2013. - 26 с.
41. Росинский Б.Ф. Развитие положений Кодекса РФ об административных правонарушениях, регламентирующих ответственность юридических лиц // Законы России: опыт, анализ, практика, 2014. - № 3. - С.
12.
42. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М., 1994. - С. 90.
43. Сорокин В.Д. Комментарий избранных мест Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Юридическая мысль. 2015. № 4(10). С. 27.
44. Спасович В.Д. Избранные труды и речи. - Тула, 2000. - 783 с.
45. Студеникина М. Основные новеллы Кодекса РФ об административных правонарушениях // Закон. 2014. - № 7. - С. 5-12.
46. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть Общая. Т. 1. М.: Наука, 1994. - 800 с.
47. Тимошенко И.В. Административный арест в общей системе административных наказаний // Вестник Таганрогского института управления и экономики, 2015. - № 2. - С. 43-47.
48. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М., 2004. - 798 с.
8. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2011. с.261.
9. Уманская В.П. Административная ответственность в сфере государственного управления // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2012. - № 3. - С. 42 - 47.
49. Хачатуров Р.Л., Ягутян Р.Г. Юридическая ответственность. Тольятти: Акцент, 1995. - 200 с.
50. Шергин А.П. Административная юрисдикция. - М.: Юрид. лит., 1979. - С. 257.
51. Щеглова А.Е. Отношение к поощрениям и наказаниям педагогов и мыслителей стран западной Европы XVII века // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего, 2015. - № 1. Т. 1. - С. 117-121.
52. Якуба О.М. Административная ответственность. - М.: 1972. - 325 с.
Интернет ресурсы
1. Официальный сайт Президента России // ййр://президент.рф
2. Официальный сайт Совета Федерации // http:ZZwww.council.gov.ru