Теоретические аспекты формирования проблемы планирования жизни современных студентов СПбГУ
|
Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты исследования проблем планирования
жизни (образования, карьеры современной молодежи) 7
1.1. Социальные проблемы планирования образования, карьеры и иных
жизненных планов современных студентов 7
1.2. Психолого-личностные основы формирования плана жизни у молодежи 13
1.3. Методология исследования особенностей планирования жизни студентов 17
2. Экспериментальное исследование социологических факторов
планирования жизни студентами СПбГУ 23
2.1. Цель, задачи и методология исследования 25
2.2. Анализ полученных результатов исследования студентов 26
2.3. Сравнительный анализ факторов планирования жизни разными
поколениями 36
3. Рекомендация по развитию системы планирования жизни современных студентов
3.1. Направления взаимодействия элементов системы образования СПбГУ с планированием жизни студентов 43
3.2 Мероприятия по повышению мотивации студентов к планированию жизни (карьеры, образования) 48
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложения
1. Теоретико-методологические аспекты исследования проблем планирования
жизни (образования, карьеры современной молодежи) 7
1.1. Социальные проблемы планирования образования, карьеры и иных
жизненных планов современных студентов 7
1.2. Психолого-личностные основы формирования плана жизни у молодежи 13
1.3. Методология исследования особенностей планирования жизни студентов 17
2. Экспериментальное исследование социологических факторов
планирования жизни студентами СПбГУ 23
2.1. Цель, задачи и методология исследования 25
2.2. Анализ полученных результатов исследования студентов 26
2.3. Сравнительный анализ факторов планирования жизни разными
поколениями 36
3. Рекомендация по развитию системы планирования жизни современных студентов
3.1. Направления взаимодействия элементов системы образования СПбГУ с планированием жизни студентов 43
3.2 Мероприятия по повышению мотивации студентов к планированию жизни (карьеры, образования) 48
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложения
Жизненные планы рассматриваются как определяемая личностью совокупность целей, их последовательность и способы реализации на жизненном пути. Фундаментом жизненных планов являются конкретные социальные, экономические, политические и духовные условия общества на каждом этапе его развития. План жизни определяется как образ потребного будущего, который, в свою очередь, может быть понят как составная образа мира. План рассматривается также в связи с опережающим отражением в двух его формах - в форме составления видения и целеполагания.
Определяющим для жизненных планов является то, что они строятся на основании целей и цели входят в структуру планов, при этом цель рассматривается как предпосылка процесса планирования личностью своей жизнедеятельности. Высший уровень организации личностью своей жизнедеятельности - стратегический план жизни на несколько лет вперед.
Жизненные планы и программы рассматриваются как проявление жизненной активности и как механизмы психологической регуляции личностью своей жизнедеятельности. В отличие от программ, жизненные планы более детализированы, в планах фиксируются менее фундаментальные жизненные цели и выборы субъекта, чем в программах, а также с необходимостью представлены сроки их осуществления.
Всевозрастающая регламентация общественной жизни, усиление бюрократизации и стандартизации производственной, общественной и личной жизни человека сковывают многообразные возможности внутреннего мира человека; рядовая личность не может проявить в полную меру свои способности, найти силы, способствовавшие бы сохранению собственной аутентичности.
Реалии рубежа ХХ-ХХ1 веков превращают индивидуальность в новую онтологическую силу, а обращение к экзистенциально-антропологическому анализу, к концептуализации вечно мятущейся и ищущей субъективности, разворачивающейся в направлении уникализации "экзистенции", актуализируют проблему человека как самоочевиднейшую в широком смысле философскую задачу.
Актуальность темы заключается в том, что проблема планирования личностью своей будущей жизни в настоящее время аргументирована отсутствием мотивации со стороны молодежи к целеполаганию и постановке задач целедостижения.
Целью дипломной работы является исследование теоретических аспектов формирования проблемы планирования жизни современных студентов СПбГУ и разработка практических рекомендаций по их решению.
Для достижения поставленной цели видится необходимым решение следующих задач:
• Выявить социальные проблемы планирования образования и карьеры современных студентов.
• Раскрыть психолого-личностные основы формирования плана жизни у молодежи.
• Разработать методологию исследования особенностей планирования жизни студентов.
• Реализовать экспериментальное исследование социологических факторов планирования жизни студентами СПбГУ.
• Провести сравнительный анализ факторов планирования жизни разными поколениями студентов.
• Исследовать анализ полученных результатов исследования.
• Уточнить направления взаимодействия элементов системы образования СПбГУ с планированием жизни студентов.
• Разработать мероприятия по повышению мотивации студентов к планированию жизни (карьеры, образования).
Предметом исследования дипломной работы выступают методы и факторы планирования жизни современных студентов.
Объектом исследования являются студенты старших курсов высшего учебного заведения.
Теоретико-информационная база исследования включает учебную и специальную литературу по теме исследования, в том числе труды отечественных и зарубежных специалистов - социологов, психологов, философов и этнологов таких как: Лисовский В.Т., Чупров В.И., Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А., Козлов А.А. и т.д. Также в работе использовались материалы публикаций в периодических изданиях и ресурсы сети интернет.
Методологическую базу исследования дипломной работы составили такие методы частного и общего научного познания, как дедуктивный метод, метод количественного и качественного анализа, сравнение, синтез, обобщение и некоторые другие. В практической части были использованы такие методы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование. При разработке рекомендаций также использовались методы моделирования и проектирования.
Проблема дипломного исследования заключается в том, что современные студенты СПбГУ не мотивированы к планированию жизни в сфере карьеры образования и личностного развития. По мнению автора, основной причиной является отсутствие либо неэффективность проведения профориентационной работы со старшеклассниками до поступления в ВУЗ.
Гипотеза экспериментального исследования: разработка и реализация эффективных мероприятий по взаимодействию образовательной среды с планированием жизни студентов позволяет смотивировать их к образовательному, карьерному и личностному развитию как основных элементов планирования жизни.
Базой исследования являются студенты 3-4 курса разных факультетов Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ).
Теоретическая ценность дипломного исследования заключается в том что в работе изучен большой пласт литературы по проблемам молодежи и молодежной политике в сфере планирования жизни.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенных опросов, анкетирования и апробации предложенных мероприятий могут быть практически применимы в разработке и внедрении мотивационных программ по планированию жизни современной молодежи в нашей стране. Апробация предложенных мероприятий обосновала целесообразность и эффективность их реализации в образовательных пространствах ВУЗов Российской Федерации.
Новизна исследования заключается в том, что в работе впервые предпринята попытка выявления потребностей современной молодежи (студентов старших курсов) в сфере планирования жизни и предложений мотивационных программ с целью их самоопределения по отношению к будущему.
Структура дипломной работы представлена введением, основной частью, включающей три главы, заключением, списком использованных источников и приложениями.
Определяющим для жизненных планов является то, что они строятся на основании целей и цели входят в структуру планов, при этом цель рассматривается как предпосылка процесса планирования личностью своей жизнедеятельности. Высший уровень организации личностью своей жизнедеятельности - стратегический план жизни на несколько лет вперед.
Жизненные планы и программы рассматриваются как проявление жизненной активности и как механизмы психологической регуляции личностью своей жизнедеятельности. В отличие от программ, жизненные планы более детализированы, в планах фиксируются менее фундаментальные жизненные цели и выборы субъекта, чем в программах, а также с необходимостью представлены сроки их осуществления.
Всевозрастающая регламентация общественной жизни, усиление бюрократизации и стандартизации производственной, общественной и личной жизни человека сковывают многообразные возможности внутреннего мира человека; рядовая личность не может проявить в полную меру свои способности, найти силы, способствовавшие бы сохранению собственной аутентичности.
Реалии рубежа ХХ-ХХ1 веков превращают индивидуальность в новую онтологическую силу, а обращение к экзистенциально-антропологическому анализу, к концептуализации вечно мятущейся и ищущей субъективности, разворачивающейся в направлении уникализации "экзистенции", актуализируют проблему человека как самоочевиднейшую в широком смысле философскую задачу.
Актуальность темы заключается в том, что проблема планирования личностью своей будущей жизни в настоящее время аргументирована отсутствием мотивации со стороны молодежи к целеполаганию и постановке задач целедостижения.
Целью дипломной работы является исследование теоретических аспектов формирования проблемы планирования жизни современных студентов СПбГУ и разработка практических рекомендаций по их решению.
Для достижения поставленной цели видится необходимым решение следующих задач:
• Выявить социальные проблемы планирования образования и карьеры современных студентов.
• Раскрыть психолого-личностные основы формирования плана жизни у молодежи.
• Разработать методологию исследования особенностей планирования жизни студентов.
• Реализовать экспериментальное исследование социологических факторов планирования жизни студентами СПбГУ.
• Провести сравнительный анализ факторов планирования жизни разными поколениями студентов.
• Исследовать анализ полученных результатов исследования.
• Уточнить направления взаимодействия элементов системы образования СПбГУ с планированием жизни студентов.
• Разработать мероприятия по повышению мотивации студентов к планированию жизни (карьеры, образования).
Предметом исследования дипломной работы выступают методы и факторы планирования жизни современных студентов.
Объектом исследования являются студенты старших курсов высшего учебного заведения.
Теоретико-информационная база исследования включает учебную и специальную литературу по теме исследования, в том числе труды отечественных и зарубежных специалистов - социологов, психологов, философов и этнологов таких как: Лисовский В.Т., Чупров В.И., Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А., Козлов А.А. и т.д. Также в работе использовались материалы публикаций в периодических изданиях и ресурсы сети интернет.
Методологическую базу исследования дипломной работы составили такие методы частного и общего научного познания, как дедуктивный метод, метод количественного и качественного анализа, сравнение, синтез, обобщение и некоторые другие. В практической части были использованы такие методы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование. При разработке рекомендаций также использовались методы моделирования и проектирования.
Проблема дипломного исследования заключается в том, что современные студенты СПбГУ не мотивированы к планированию жизни в сфере карьеры образования и личностного развития. По мнению автора, основной причиной является отсутствие либо неэффективность проведения профориентационной работы со старшеклассниками до поступления в ВУЗ.
Гипотеза экспериментального исследования: разработка и реализация эффективных мероприятий по взаимодействию образовательной среды с планированием жизни студентов позволяет смотивировать их к образовательному, карьерному и личностному развитию как основных элементов планирования жизни.
Базой исследования являются студенты 3-4 курса разных факультетов Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ).
Теоретическая ценность дипломного исследования заключается в том что в работе изучен большой пласт литературы по проблемам молодежи и молодежной политике в сфере планирования жизни.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенных опросов, анкетирования и апробации предложенных мероприятий могут быть практически применимы в разработке и внедрении мотивационных программ по планированию жизни современной молодежи в нашей стране. Апробация предложенных мероприятий обосновала целесообразность и эффективность их реализации в образовательных пространствах ВУЗов Российской Федерации.
Новизна исследования заключается в том, что в работе впервые предпринята попытка выявления потребностей современной молодежи (студентов старших курсов) в сфере планирования жизни и предложений мотивационных программ с целью их самоопределения по отношению к будущему.
Структура дипломной работы представлена введением, основной частью, включающей три главы, заключением, списком использованных источников и приложениями.
Таким образом, исходя из проведенного исследования можно прийти к следующим выводам.
Планирование жизни студентами, прежде всего, начинается с образовательного знания, являющемся основой антропологии образования.
Ключевая идея антропологии образования заключается в том, что современное образование не может ограничиться только трансляцией подрастающим поколениям совокупности знаний (пусть и новейших), формирования у них наисовременнейших компетенций, развития совершенных познавательных способностей. Социально-политическая и мировоззренческая катастрофа, постигшая нашу страну в конце XX столетия, обернулась антропологической катастрофой, диссоциацией собственно человеческого в человеке - от полной потери смысла жизни у одних до полной потери облика человеческого у других.
По сути, именно перед образованием встала задача созидания человека в целостности его человеческих проявлений, человека в полноте его телесно-душевно-духовных измерений. При определении нашего понимания «собственно человеческого в человеке» мы исходим из фундаментальной философско-религиозной, христианской - по существу - идеи о свободе и достоинстве человека и из обоснования субъектности человека в качестве внутреннего, психологического основания его свободы и достоинства. Субъектность как способность человека к самодетерминируемому, самоуправляемому, самоконтролируемому поведению и действию, способность встать в практическое отношение к миру, сделать свою деятельность и самого себя предметом анализа и изменения составляет родовую специфику человека.
Реализация антропологического принципа в образовании, создание в практике образования условий для становления целостного человека, предполагает выявление антропного (собственно человеческого) потенциала современной психолого-педагогической науки.
Для антропологии развивающего образования наиболее адекватна научность нового типа - образовательное знание. Отличительными чертами образовательного знания являются его фундаментальность, многоаспектность, интегральность (целостность), технологичность, опора на опыт инновационных преобразований.
Вторым аспектом планирования жизни студентов является антропология семейных отношений. Правда в современном мире антропология семьи и семейных устоев и традиций противоречит существующим реалиям.
Современная семья отличается тем, что в ней нет ничего определенного: ни ролей, ни отношений, ни правил, ни порядков. Каждое супружество может заново и по-своему устанавливать порядки и правила. Причем, при далеко зашедшей уже «эмансипации», на роль законодателей порядков и правил претендуют все её члены. При этом, разумеется, возникают споры и конфликты. Свои претензии на свои роли каждый член семьи должен не только доказывать, но и добиваться её исполнения. На это уходят силы, любовь, доверие, время. Часто на этих именно спорах семья и заканчивается.
Проблема заключается в том, семейные сценарии, в которых происходят перераспределение ролей, как правило, плохо соответствуют антропологии семьи и психологии семейных отношений.
Психология семейных отношений уже несколько десятков лет разрабатывает системные подходы в разных вариантах, но суть можно свести к одному вектору: антропологические и психологические законы семьи составляют основу, на которой развиваются конкретные семейные отношения и, в конечном итоге, личность человека, который впоследствии исходя из принципов его понимания семейных отношений и ценностей, планирует свою жизнь.
В работе было проведено исследование особенностей планирования жизни студентами в СПБГУ. Полученные результаты сравнивались с результатами социологического опроса о планировании жизни, проводимом в 1966 и 1997-1999гг
Исходя из проведенного экспериментального исследования, был сделан вывод о том, что в настоящий период развития общества в российской Федерации выросло такое поколение, для которого рыночная экономика - единственно возможная среда обитания. На жизненные ценности при планировании жизни студентами отпечаток накладывает этнографическое и антропологическое образование и семья.
В качестве мотивационных проектов к планированию жизни студентами был предложен ряд мероприятий по профессиональной ориентации и проработке глубинных установок путем реализации коуч- сессий среди студентов. Данные мероприятия рекомендуются к реализации на базе СПбГУ.
Планирование жизни студентами, прежде всего, начинается с образовательного знания, являющемся основой антропологии образования.
Ключевая идея антропологии образования заключается в том, что современное образование не может ограничиться только трансляцией подрастающим поколениям совокупности знаний (пусть и новейших), формирования у них наисовременнейших компетенций, развития совершенных познавательных способностей. Социально-политическая и мировоззренческая катастрофа, постигшая нашу страну в конце XX столетия, обернулась антропологической катастрофой, диссоциацией собственно человеческого в человеке - от полной потери смысла жизни у одних до полной потери облика человеческого у других.
По сути, именно перед образованием встала задача созидания человека в целостности его человеческих проявлений, человека в полноте его телесно-душевно-духовных измерений. При определении нашего понимания «собственно человеческого в человеке» мы исходим из фундаментальной философско-религиозной, христианской - по существу - идеи о свободе и достоинстве человека и из обоснования субъектности человека в качестве внутреннего, психологического основания его свободы и достоинства. Субъектность как способность человека к самодетерминируемому, самоуправляемому, самоконтролируемому поведению и действию, способность встать в практическое отношение к миру, сделать свою деятельность и самого себя предметом анализа и изменения составляет родовую специфику человека.
Реализация антропологического принципа в образовании, создание в практике образования условий для становления целостного человека, предполагает выявление антропного (собственно человеческого) потенциала современной психолого-педагогической науки.
Для антропологии развивающего образования наиболее адекватна научность нового типа - образовательное знание. Отличительными чертами образовательного знания являются его фундаментальность, многоаспектность, интегральность (целостность), технологичность, опора на опыт инновационных преобразований.
Вторым аспектом планирования жизни студентов является антропология семейных отношений. Правда в современном мире антропология семьи и семейных устоев и традиций противоречит существующим реалиям.
Современная семья отличается тем, что в ней нет ничего определенного: ни ролей, ни отношений, ни правил, ни порядков. Каждое супружество может заново и по-своему устанавливать порядки и правила. Причем, при далеко зашедшей уже «эмансипации», на роль законодателей порядков и правил претендуют все её члены. При этом, разумеется, возникают споры и конфликты. Свои претензии на свои роли каждый член семьи должен не только доказывать, но и добиваться её исполнения. На это уходят силы, любовь, доверие, время. Часто на этих именно спорах семья и заканчивается.
Проблема заключается в том, семейные сценарии, в которых происходят перераспределение ролей, как правило, плохо соответствуют антропологии семьи и психологии семейных отношений.
Психология семейных отношений уже несколько десятков лет разрабатывает системные подходы в разных вариантах, но суть можно свести к одному вектору: антропологические и психологические законы семьи составляют основу, на которой развиваются конкретные семейные отношения и, в конечном итоге, личность человека, который впоследствии исходя из принципов его понимания семейных отношений и ценностей, планирует свою жизнь.
В работе было проведено исследование особенностей планирования жизни студентами в СПБГУ. Полученные результаты сравнивались с результатами социологического опроса о планировании жизни, проводимом в 1966 и 1997-1999гг
Исходя из проведенного экспериментального исследования, был сделан вывод о том, что в настоящий период развития общества в российской Федерации выросло такое поколение, для которого рыночная экономика - единственно возможная среда обитания. На жизненные ценности при планировании жизни студентами отпечаток накладывает этнографическое и антропологическое образование и семья.
В качестве мотивационных проектов к планированию жизни студентами был предложен ряд мероприятий по профессиональной ориентации и проработке глубинных установок путем реализации коуч- сессий среди студентов. Данные мероприятия рекомендуются к реализации на базе СПбГУ.
Подобные работы
- Развитие здорового образа жизни у детей младшего возраста в системе дополнительного образования
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ
СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА И ПРОГРАММ АКТИВНОГО
ОТДЫХА НА ТЕРРИТОРИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Формирование здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Планирование и организация PR-кампании в образовательной сфере на примере центра подготовки к ЕГЭ 'Школа Квентин'
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Личностно-профессиональное становление студента в современных условиях
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Корпоративное управление и политика управления рисками в компании
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Теоретико-методическое исследование развития жилищного рынка на примере домашнего макрорегиона
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ АГЛОМЕРАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



