Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Теоретические аспекты формирования проблемы планирования жизни современных студентов СПбГУ

Работа №70021

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
237
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты исследования проблем планирования
жизни (образования, карьеры современной молодежи) 7
1.1. Социальные проблемы планирования образования, карьеры и иных
жизненных планов современных студентов 7
1.2. Психолого-личностные основы формирования плана жизни у молодежи 13
1.3. Методология исследования особенностей планирования жизни студентов 17
2. Экспериментальное исследование социологических факторов
планирования жизни студентами СПбГУ 23
2.1. Цель, задачи и методология исследования 25
2.2. Анализ полученных результатов исследования студентов 26
2.3. Сравнительный анализ факторов планирования жизни разными
поколениями 36
3. Рекомендация по развитию системы планирования жизни современных студентов
3.1. Направления взаимодействия элементов системы образования СПбГУ с планированием жизни студентов 43
3.2 Мероприятия по повышению мотивации студентов к планированию жизни (карьеры, образования) 48
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложения


Жизненные планы рассматриваются как определяемая личностью совокупность целей, их последовательность и способы реализации на жизненном пути. Фундаментом жизненных планов являются конкретные социальные, экономические, политические и духовные условия общества на каждом этапе его развития. План жизни определяется как образ потребного будущего, который, в свою очередь, может быть понят как составная образа мира. План рассматривается также в связи с опережающим отражением в двух его формах - в форме составления видения и целеполагания.
Определяющим для жизненных планов является то, что они строятся на основании целей и цели входят в структуру планов, при этом цель рассматривается как предпосылка процесса планирования личностью своей жизнедеятельности. Высший уровень организации личностью своей жизнедеятельности - стратегический план жизни на несколько лет вперед.
Жизненные планы и программы рассматриваются как проявление жизненной активности и как механизмы психологической регуляции личностью своей жизнедеятельности. В отличие от программ, жизненные планы более детализированы, в планах фиксируются менее фундаментальные жизненные цели и выборы субъекта, чем в программах, а также с необходимостью представлены сроки их осуществления.
Всевозрастающая регламентация общественной жизни, усиление бюрократизации и стандартизации производственной, общественной и личной жизни человека сковывают многообразные возможности внутреннего мира человека; рядовая личность не может проявить в полную меру свои способности, найти силы, способствовавшие бы сохранению собственной аутентичности.
Реалии рубежа ХХ-ХХ1 веков превращают индивидуальность в новую онтологическую силу, а обращение к экзистенциально-антропологическому анализу, к концептуализации вечно мятущейся и ищущей субъективности, разворачивающейся в направлении уникализации "экзистенции", актуализируют проблему человека как самоочевиднейшую в широком смысле философскую задачу.
Актуальность темы заключается в том, что проблема планирования личностью своей будущей жизни в настоящее время аргументирована отсутствием мотивации со стороны молодежи к целеполаганию и постановке задач целедостижения.
Целью дипломной работы является исследование теоретических аспектов формирования проблемы планирования жизни современных студентов СПбГУ и разработка практических рекомендаций по их решению.
Для достижения поставленной цели видится необходимым решение следующих задач:
• Выявить социальные проблемы планирования образования и карьеры современных студентов.
• Раскрыть психолого-личностные основы формирования плана жизни у молодежи.
• Разработать методологию исследования особенностей планирования жизни студентов.
• Реализовать экспериментальное исследование социологических факторов планирования жизни студентами СПбГУ.
• Провести сравнительный анализ факторов планирования жизни разными поколениями студентов.
• Исследовать анализ полученных результатов исследования.
• Уточнить направления взаимодействия элементов системы образования СПбГУ с планированием жизни студентов.
• Разработать мероприятия по повышению мотивации студентов к планированию жизни (карьеры, образования).
Предметом исследования дипломной работы выступают методы и факторы планирования жизни современных студентов.
Объектом исследования являются студенты старших курсов высшего учебного заведения.
Теоретико-информационная база исследования включает учебную и специальную литературу по теме исследования, в том числе труды отечественных и зарубежных специалистов - социологов, психологов, философов и этнологов таких как: Лисовский В.Т., Чупров В.И., Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А., Козлов А.А. и т.д. Также в работе использовались материалы публикаций в периодических изданиях и ресурсы сети интернет.
Методологическую базу исследования дипломной работы составили такие методы частного и общего научного познания, как дедуктивный метод, метод количественного и качественного анализа, сравнение, синтез, обобщение и некоторые другие. В практической части были использованы такие методы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование. При разработке рекомендаций также использовались методы моделирования и проектирования.
Проблема дипломного исследования заключается в том, что современные студенты СПбГУ не мотивированы к планированию жизни в сфере карьеры образования и личностного развития. По мнению автора, основной причиной является отсутствие либо неэффективность проведения профориентационной работы со старшеклассниками до поступления в ВУЗ.
Гипотеза экспериментального исследования: разработка и реализация эффективных мероприятий по взаимодействию образовательной среды с планированием жизни студентов позволяет смотивировать их к образовательному, карьерному и личностному развитию как основных элементов планирования жизни.
Базой исследования являются студенты 3-4 курса разных факультетов Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ).
Теоретическая ценность дипломного исследования заключается в том что в работе изучен большой пласт литературы по проблемам молодежи и молодежной политике в сфере планирования жизни.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенных опросов, анкетирования и апробации предложенных мероприятий могут быть практически применимы в разработке и внедрении мотивационных программ по планированию жизни современной молодежи в нашей стране. Апробация предложенных мероприятий обосновала целесообразность и эффективность их реализации в образовательных пространствах ВУЗов Российской Федерации.
Новизна исследования заключается в том, что в работе впервые предпринята попытка выявления потребностей современной молодежи (студентов старших курсов) в сфере планирования жизни и предложений мотивационных программ с целью их самоопределения по отношению к будущему.
Структура дипломной работы представлена введением, основной частью, включающей три главы, заключением, списком использованных источников и приложениями.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, исходя из проведенного исследования можно прийти к следующим выводам.
Планирование жизни студентами, прежде всего, начинается с образовательного знания, являющемся основой антропологии образования.
Ключевая идея антропологии образования заключается в том, что современное образование не может ограничиться только трансляцией подрастающим поколениям совокупности знаний (пусть и новейших), формирования у них наисовременнейших компетенций, развития совершенных познавательных способностей. Социально-политическая и мировоззренческая катастрофа, постигшая нашу страну в конце XX столетия, обернулась антропологической катастрофой, диссоциацией собственно человеческого в человеке - от полной потери смысла жизни у одних до полной потери облика человеческого у других.
По сути, именно перед образованием встала задача созидания человека в целостности его человеческих проявлений, человека в полноте его телесно-душевно-духовных измерений. При определении нашего понимания «собственно человеческого в человеке» мы исходим из фундаментальной философско-религиозной, христианской - по существу - идеи о свободе и достоинстве человека и из обоснования субъектности человека в качестве внутреннего, психологического основания его свободы и достоинства. Субъектность как способность человека к самодетерминируемому, самоуправляемому, самоконтролируемому поведению и действию, способность встать в практическое отношение к миру, сделать свою деятельность и самого себя предметом анализа и изменения составляет родовую специфику человека.
Реализация антропологического принципа в образовании, создание в практике образования условий для становления целостного человека, предполагает выявление антропного (собственно человеческого) потенциала современной психолого-педагогической науки.
Для антропологии развивающего образования наиболее адекватна научность нового типа - образовательное знание. Отличительными чертами образовательного знания являются его фундаментальность, многоаспектность, интегральность (целостность), технологичность, опора на опыт инновационных преобразований.
Вторым аспектом планирования жизни студентов является антропология семейных отношений. Правда в современном мире антропология семьи и семейных устоев и традиций противоречит существующим реалиям.
Современная семья отличается тем, что в ней нет ничего определенного: ни ролей, ни отношений, ни правил, ни порядков. Каждое супружество может заново и по-своему устанавливать порядки и правила. Причем, при далеко зашедшей уже «эмансипации», на роль законодателей порядков и правил претендуют все её члены. При этом, разумеется, возникают споры и конфликты. Свои претензии на свои роли каждый член семьи должен не только доказывать, но и добиваться её исполнения. На это уходят силы, любовь, доверие, время. Часто на этих именно спорах семья и заканчивается.
Проблема заключается в том, семейные сценарии, в которых происходят перераспределение ролей, как правило, плохо соответствуют антропологии семьи и психологии семейных отношений.
Психология семейных отношений уже несколько десятков лет разрабатывает системные подходы в разных вариантах, но суть можно свести к одному вектору: антропологические и психологические законы семьи составляют основу, на которой развиваются конкретные семейные отношения и, в конечном итоге, личность человека, который впоследствии исходя из принципов его понимания семейных отношений и ценностей, планирует свою жизнь.
В работе было проведено исследование особенностей планирования жизни студентами в СПБГУ. Полученные результаты сравнивались с результатами социологического опроса о планировании жизни, проводимом в 1966 и 1997-1999гг
Исходя из проведенного экспериментального исследования, был сделан вывод о том, что в настоящий период развития общества в российской Федерации выросло такое поколение, для которого рыночная экономика - единственно возможная среда обитания. На жизненные ценности при планировании жизни студентами отпечаток накладывает этнографическое и антропологическое образование и семья.
В качестве мотивационных проектов к планированию жизни студентами был предложен ряд мероприятий по профессиональной ориентации и проработке глубинных установок путем реализации коуч- сессий среди студентов. Данные мероприятия рекомендуются к реализации на базе СПбГУ.



1. Астафьева И.Н. Виды жизненных планов и их индивидуально-психологические детерминанты у студентов-выпускников. - Ростов-н/Д, 2011. - С. 9.
2. Ахмедова С. Х. Уроки истории проектно- ориентированного обучения и проблемы современной социальной педагогики / С. Х. Ахмедова // Государственная социальная политика по защите детства : теория и практика : сборник научных статей и тезисов.
- Астрахань : Изд-во АМПКП, 2007. - С. 318-323.
3. Ахмедова С. Х. Формирование адаптационной готовности будущего специалиста по социальной работе к рынку труда в процессе обучения в вузе : дис. ... канд. пед. наук / С. Х. Ахмедова. - Астрахань, 2011. - 202 с.
4. Батаршев А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: практическое руководство по психологической диагностике / А. В. Батаршев.
- СПб. : Речь, 2005. - 208 с.
5. Быков А. К. Методы активного социально- психологического обучения: учеб. пос. / А. К. Быков. - М. : ТЦ «Сфера», 2005. - 160 с. - (Серия «Учебное пособие»).
6. Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н. Н. Васильев. - СПб. : Речь, 2006. - 174 с.
7. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодежи: учебное пособие / под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2001.
8. Дульзон А. А. Управление проектами: учеб. пос. / А. А. Дульзон.
- 2-е рус. изд., перераб. и доп. - Томск : Изд-во ТПУ, 2006. - 330 с.
9. Зеер Э. Ф. Профориентология : теория и практика : учеб. пос. для высш. шк. / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. - М.: Академический проспект; Екатеринбург : Деловая книга, 2004. - 192 с. - («Gaudeamus»).
10.Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пос. для студен- тов вузов. - 2-е изд., перераб., доп. / Э. Ф. Зеер. - М. : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. - 336 с.
11. Кенжалиева С. З., Григорьев, А. В. Модульная техноло- гия обучения в вузе, как одно из требований современности / «Филология и культура» № 1. - Казань, 2013. - С. 240-243.
12. Киселева, Е. В. Планирование и развитие карьеры : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. В. Киселева. - Вологда : Легия, 2010.
13. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. - М. : Арена, 1994. - 223 с. 19
14. Константиновский Д.Л. Молодежь в системе образования: динамика неравенства. // Социологический журнал. 1997. № 3. С. 105.
15. Лисовский В.Т. О молодежи и молодежной политике. В 2т. / под общей редакцией А.А. Козлова. Т. 1. - СПб: Химиздат, 2005.
16. Лисовский В.Т. Социология молодежи. // Социологический словарь. 2-е изд. / под ред. Г.Н. Соколова, И.Я. Титаренко. - Минск, 1991. - С. 410.
17. Ломакина Т. Ю. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях / Т. Ю. Ломакина, М. Г. Сергеева. - М. : Academia, 2008. - 288 c. - (Монографические исследования : педагогика).
18. Наумов К.В. Проведение карьерной коуч-сессии для студентов выпускных курсов: методика проведения - Санкт- Петербург, Институт менеджмента, инноваций и бизнес- анализа, 2012 год.
19. Тощенко Ж.Т.Тезаурус социологии: темат. слов.-справ. / под ред.Ж.Т. Тощенко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 487 с., 2009 - перейти ксодержанию учебника
20. Трещёв А. М. Субъектная позиция личности: учеб. пос. / А. М. Трещёв - Калуга; КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2001. - 145 с.
21.Чупров В.И. Социальное развитие молодежи. Теоретические и прикладные проблемы; Чупров В.И. Методологические проблемы социологического исследования процессов социального развития и социализации молодежи // Социология молодежи/ Под ред. В.Т. Лисовского. Изд-во СпбГу, 1996.
22.Чупров В.И. Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия. - М.: Социум, 1994. - С. 54.
23.Яницкий М. С. Адаптационный процесс : психологи- ческие механизмы и закономерности динамики: учеб. пос. / М. С. Яницкий. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 1999. - 84 с.
24.Зубок Ю.А., Чупров В.И. Методология целостного подхода в социологии молодежи. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.socyouthran.ru/bookview.php?file=16
25. Лоргус А. Антропология семьи. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lorgus.net/antropologiya/antropologiya-semi/
26. Проблемы формирования личностных перспектив у старшеклассников, 2011. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=929
27. Профориентационные игры[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psihologschool.ucoz.ru/publ/61-1-0-118(дата обращения: 11 июня 2013 г.).
28. Студенты влияют на качество образования в СПБГУ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://spbu.ru/podrobnosti/23938-studenty-vliyayut-na-kachestvo- obrazovaniya-v-spbgu
29. Тамарская Н. В. Подготовка выпускников - будущих педагогов к трудоустройству (тренинг социально- психологической адаптации) : учеб. пос. / Н. В. Тамарская, А. А. Власова. - Калининград : Изд-во КГУ, 2002. - 80 с. [Электронный ресурс] http://do-portal.ua.kg>.. .Tamarskaya N.. .Vlasova.. .vypusknikov...
30. Шамсутдинова А.В. Модель психолого-педагогического сопровождения процесса планирования профессиональной карьеры студентов. // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3.; URL: http://www.science- education.ru/ru/article/view?id=9213


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ