Введение 3
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников средствами театрализации на кружковых занятиях по литературному чтению 8
1.1. Сущность эстетического воспитания личности 8
1.2. Возрастные особенности эстетического воспитания младших
школьников 16
1.3. Театрализация как средство эстетического воспитания младших школьников на кружковых занятиях по литературному чтению 24
Глава 2. Методические основы эстетического воспитания младших школьников средствами театрализации на кружковых занятиях по литературному чтению 34
2.1. Диагностика и анализ уровня эстетической воспитанности
младших школьников 34
2.2. Проектирование педагогических условий эстетического
воспитания младших школьников средствами театрализации на кружковых занятиях по литературному чтению 40
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложения
В век информационных технологий, характеризующийся стремительным развитием науки, проблемы социализации личности и формирования духовно-нравственных ценностей являются одними из ключевых в современном мире педагогики. Проблема особенно затрагивает младший школьный возраст. Именно начальная школа является переходным этапом детей во взрослую жизнь; постепенной заменой игровой деятельности учебной, одних ценностей другими.
Изменение ценностных ориентиров в настоящее время влияет на развитие личности. Так как основы мировоззренческих понятий формируются в младшем школьном возрасте, необходимо воспитательную составляющую образования направить на развитие духовно-нравственных качеств, ценностных ориентиров, иными словами, повысить уровень эстетического воспитания детей.
Вопрос эстетического воспитания обратил на себя внимание ещё издревле, такие древнегреческие деятели, как Платон, Плутарх уделяли особое внимание эстетическому воспитанию.
Однако значительный вклад в обучение и эстетическое воспитание обучающихся внесли отечественные педагоги-новаторы: Г. М. Коджаспирова, Б. Т. Лихачев, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и многие другие.
Многие из вышеперечисленных педагоги говорили о том, что эстетическое воспитание занимает ни менее важное место, как и другие составляющие воспитательного процесса, направленного на целостное и гармоничное развитие личности.
Эстетическое, как и любое другое, воспитание невозможно без обмена информации. Так как одной из главных потребностей человека является потребность в общении, следует помнить о коммуникативной функции обучения. Для ребенка самым естественным путем приобретения коммуникативного опыта является игра. С раннего возраста он через игру учиться общаться с окружающим миром, познает нюансы взаимодействия с социумом, благодаря чему и происходит его первичное формирование личности. В этом свете особенно остро выступает необходимость включения игровых моментов в учебную деятельность младших школьников, так как дети ещё не успели полностью перестроиться на новую ведущую деятельность, учебную, для них всё ещё актуальна игра, как основной способ познания мира.
Именно в игровой форме раскрываются многие творческие способности детей, особенно учитывая, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития творческих возможностей. По мнению психологов, творческое способности у ребенка необходимо развивать как можно раньше, иначе тот энтузиазм, с которым он берется за всякое дело, может со временем угаснуть. Таким образом, необходима работа, направленная на развитие творческого потенциала и вместе с тем дифференцированный, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка. Эстетическое воспитание существенно влияет на творческие способности, что что развивается посредством художественного творчества, в котором особую нишу занимает театр. Театр является той сферой деятельности человека, где полностью сохранилась игра, которая так нужна детям. Используя театрализацию в учебном процессе, ребенок будет учится, играя.
Театральная педагогика помогает младшим школьникам получить навыки общения, навыки работы в коллективе; приобрести творческую смелость, укрепить веру в свои силы; развить воображение, память, чистоту голоса.
Театральные игры случат эффективной технологией развития творческих способностей младшего школьника. Театрализованная, игровая деятельность ясна и близка ребенку. Любую выдумку ребенку непременно хочется воплотить в жизнь, таким образом и проявляя творческий потенциал.
Театрализация применима как на уроке, так и на внеурочной деятельности, в любом классе, в условиях любой школы. Любая творчески поданная информация, инсценировка предложенного текста, нестандартное прочтение стихотворения или прозы включает в себя элементы театрализации.
Таким образом, актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью эстетического воспитания младших школьников, так как без сформированных духовно-нравственных ценностей не получится целостная гармоничная личность.
Проблема исследования: каковы педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами театрализации на кружковых занятиях по литературному чтению.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Исходя из вышесказанного, объектом нашего исследования является эстетическое воспитание младших школьников. В качестве предмета исследования мы рассматриваем эстетическое воспитание младших школьников средствами театрализации на кружковых занятиях по литературному чтению.
Гипотеза исследования: эстетическое воспитание младших школьников средствами театрализации на кружковых занятиях по литературному чтению будет эффективным, если:
1. Предоставить самостоятельность в подготовке к театрализованному занятию.
2. Интегрировать различные предметы, включать упражнения, задания с элементами театрализации, направленные на эстетическое развитие.
Поставленная цель обусловливает решение следующих задач исследования:
1. Изучив литературу по теме исследования, раскрыть сущность и содержание понятия «эстетическое воспитание».
2. Выявить приемы театрализации как средства эстетического воспитания младших школьников.
3. Организовать методическую работу по диагностике и повышению уровня эстетического воспитания младших школьников средствами театрализации на кружковых занятиях по литературному чтению.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Изучение теории вопроса (анализ литературы по проблеме исследования).
2. Анализ внеурочных программ по литературному чтению.
3. Изучение продуктов деятельности учащихся.
Экспериментальная база исследования: исследование осуществлялось на базе МБОУ «СОШ №47» г. Белгорода 4 «Б» класса.
Апробация результатов исследования. Содержание работы частично отражено в статье, опубликованной в материалах Российской студенческой научной конференции «Ребенок в языковом и образовательном пространстве».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются сущность, структура и содержание эстетического воспитания младших школьников, исследуются возрастные особенности эстетического воспитания младших школьников для их учета в методической работе; а также изучается театрализация как средство эстетического воспитания в начальной школе.
Во второй главе рассматриваются показатели и уровни эстетической воспитанности младших школьников, методика внедрения эстетического воспитания младших школьников.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает 55 источников.
В приложение помещены справочный материал для выявления уровня сформированности эстетического восприятия (стихотворение) и анкета для выявления уровня эстетического вкуса.
В настоящее время отечественная педагогика ставит целью воспитания и обучения всестороннее развитие гармоничной личности, что невозможно без эстетического воспитания, выявления и развития творческих способностей ребенка.
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает особенности к творчеству, к содержанию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. Эстетическая воспитанность является целью и результатом эстетического воспитания. Она может рассматриваться как качественный показатель сформированности эстетической культуры личности, которая является составляющей ее духовной культуры.
В первой главе мы выяснили, что эстетическое воспитание - это воспитание чувства прекрасного с помощью произведений искусства.
Начальный школьный возраст - период усвоения, получения, впитывания знаний, на что благотворно влияет авторитет взрослого, повышенная чувствительность к происходящему, игровое отношение к миру; период, когда любознательность ребенка направлена на познание окружающего мира и построение своей картины мира. Именно в младшем школьном возрасте следует начать эстетическое воспитание, так как обучающийся к этому наиболее предрасположен.
Младший школьник активен, импульсивен, любознателен. Необходимо направить его энергию в правильное русло, например, на развитие уровня эстетической воспитанности. В начальной школе обучение еще не полностью заменило игру. Театрализация как одна из форм эстетического воспитания максимально приближенна к игре, поэтому так близка детям. Эстетическое воспитание средствами театрализации проходит в игровой форме, что заинтересовывает и мотивирует детей.
Во второй главе на констатирующем этапа мы выявили начальный уровень эстетического воспитания младших школьников. У нас получились следующие результаты: у 44% учащихся низкий уровень эстетического воспитания, у 40% - средний уровень, у 16% - высокий уровень.
Чтобы повысить уровень эстетического младших школьников был проведен формирующий этап, на котором с помощью разнообразных методов, приёмов и форм работы (словесный метод (беседа, дискуссия), наглядный метод (просмотр спектакля), создание проблемной ситуации, поисковый метод (разработка спектакля), игровой метод (игра на сцене), групповая работа) мы старались повысить уровень эстетического воспитания младших школьников.
Работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами театрализации на кружковых занятиях по литературному чтению, безусловно, не является оконченной и требует дальнейшего продолжения. Больше всего формирующий этап повлиял на понимание младшими школьниками, что такое искусство, прекрасное и безобразно, комическое и трагическое, положительное и отрицательное. Над смысловой и технической стороной нужно продолжать вести целенаправленную работу.
1. Андреев В. И. Педагогика: Учеб. курс для творческого
саморазвития / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 345 с.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М.: Архитектура-С, 2012. - 392 с.
3. Баранова Е. В. От навыков к творчеству / Е. В. Баранова, А. М. Савельева. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 66 с.
4. Беспятова Н. К. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Н.К. Беспятова. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 176 с.
5. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 352 с.
6. Буров А. И. Эстетическая сущность искусства / А. И. Буров. - М.: Искусство, 2016. - 292 с.
7. Васяева А. Н., Сафарова Г. М., Жданова Л. У. Сущность и
содержание эстетического воспитания младших школьников [Электронный ресурс] // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXVIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. - М.:
«МЦНО», 2015. - №9 (27) / URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_
humanities/9(27).pdf (дата обращения: 01.03.2018)
8. Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие / В. И. Волынкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 441 с.
9. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М.: Рипол-Классик, 2017. - 528 с.
10. Гончаров О. В. Театральная палитра / О. В. Гончаров. - М.: Сфера, 2010. - 128 с.
11. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности.
Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителя / Д. В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2011. - 77 с.
12. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности / Н. Ф. Губанова. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 78 с.
13. Гулыга А. В. Эстетика в свете аксиологии / А. В. Гулыга. - М.: Гардарики, 2001. - 368 с.
14. Гусейнов A. A. Этика: Учеб / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. - М.: Гардарики, 2000. - 472 с.
15. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе / А. П. Ершова. - М.: АО «Аспект Пресс», 2002. - 53 с.
16. Ершова А. П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании / А. П. Ершова // Эстетическое воспитание. Ежегодник РАО. - М., 2002. - С. 58.
17. Ильинская И. П. Формирование эстетической культуры младших школьников в процессе кружковой деятельности: учеб. пособие для студентов пед. вузов / И.П. Ильинская. - Белгород: БелГУ, 2005. - 205 с.
18. Ильинская И. П. Эстетическое воспитание младших школьников средствами художественной культуры разных народов: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / И. П. Ильинская. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2014. - 232 с.
19. Казакова В. В. Современные подходы к анализу поэтического текста на уроках литературного чтения в начальной школе / В. В. Казакова // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно¬строительного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». - 2014. - №4. - С. 57-61.
20. Клевцова Л. Е. Развитие творческих способностей школьников / Л. Е. Клевцова // Начальная школа. - 2009. - № 10. - С. 80-83.
21. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г. М. Коджаспирова. - М.: Март, 2005. - 448 с.
22. Колтунова И. А. Формирование духовности средствами музыки / И. А. Колтунова // Начальная школа. - 2002. - №4. - С.60-62.
23. Комарова Т. С. Коллективное творчество детей / Т. С. Комарова. - М.: Владос, 2003. - 47 с.
24. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания / Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 352 с.
25. Коменский Я. А. Великая дидактика. Избранные главы. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский. - М: Педагогика, 2000. - 416 с.
26. Концепция художественного образования в Российской Федерации: Акт Министерства образования РФ // Искусство в школе, 2002. - №2. - С. 84-86.
27. Костина И. Б. Потенциал культурно-образовательного проекта «Театр у школьной доски» в эстетическом и социальном развитии личности / И. Б. Костина // Вестник Бурятского государственного университета, 2017. - № 1. - С. 3-5.
28. Котикова О. П. Эстетическое воспитание младших школьников / О. П. Котикова, В. Г. Кухаронак. - Мн.: НМЦ, - 2001. - 174 с.
29. Котлярова О. А., Жукова Е. В. Роль введения театрализации в образовательный процесс в начальной школе [Электронный ресурс] // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. - № 1(2). - М.: Изд. «МЦНО», 2017. - С. 10-15. URL: https://nauchforum.ru/conf/inno/ii/17743(дата обращения - 01.03.2018 г.).
30. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. для студ. / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2001. - 464 с.
31. Кустов В. Н. Здоровьетворящее искусство / В. Н. Кустов // Народное образование. - 2002. - №2. - С.147-153.
32. Кухаронак В. Г. Стимулирование творческой активности учащихся / В.Г. Кухаронак // Адукацыя i выхаванне. - 2000. - №3. - С.23-26.
33. Лихачев Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников / Д.Б. Лихачев. - М.: Просвещение, 2000. - 254 с.
34. Матюшкин А. М. Развитие творческой активности школьников / А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 2002. - 155 с.
35. Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе
дополнительного образования: Учебное пособие / Э. И. Медведь. - М.:
Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. - 89 с.
36. Микляева Н. В. Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания / Н. В. Микляева, С. Н. Теплюк. - Сфера, 2013. - 128 с.
37. Михайлова А. Я. Апология ребенка зрителя / А. Я. Михайлова // Искусство и образование. - 2002. - №1. - С. 38-53.
38. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / М. Монтессори. - М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. - 272 с.
39. Муромцева О. В. Реализация межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников: Учебное пособие / О. В. Муромцева. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2007. - 107 с.
40. Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с.
41. Никитич Л. А. Эстетика. Учебник для ВУЗов / Л. А. Никитич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 439 с.
42. Новолодская Е. Г. Театральная педагогика как креативная технология реализации здравотворческого подхода к образованию / Е. Г. Новолодская // Начальная школа, 2008. - №5. - С.43-46.
43. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 2-е изд. / М. В. Осорина. - СПб., 2000. - 284 с.
44. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. / И. П. Подласый. - М.: Владос, 2000. - 576 с.
45. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб пособие для вузов / И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 356 с.
46. Рукавицын М. М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / М. М. Руковицын. - М.: Просвещение, 2002 - 159 с.
47. Скоркина Н. М. Нестандартные формы внеклассной работы / Н.М. Скоркина. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2002. - 72 с.
48. Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов - М.: Академия, 2002. - 576 с.
49. Смирнов В. И. Общая педагогика: учебное пособие /
В. И. Смирнов. - М.: Логос, 2003. - 304 с.
50. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский. - М.: АСТ, 2017. - 159 с.
51. Станиславский К. С Работа актера над собой, Ч.1/
К. С. Станиславский. - М.: АСТ, 2017. - 203 с.
52. Станиславский К. С. Работа актера над собой, Ч.2/
К. С. Станиславский. - М.: АСТ, 2017. - 182 с.
53. Ушинский К. Д. Моя система воспитания. О нравственности / К. Д. Ушинский. - М.: АСТ, 2018. - 491 с.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
55. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова. - М.: Владос, 2000. - 158 с.