Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оптимизация соревновательной эмоциональной устойчивости юных спортсменов

Работа №7000

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы199стр.
Год сдачи2002
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
776
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В СТРЕЛКОВОМ СПОРТЕ 10
1.1. Характеристика соревновательной деятельности -
1.2. Темперамент как фактор, детерминирующий
• соревновательную деятельность 30
1.3. Проблемы эмоциональной устойчивости в спортивной деятельности 44
ГЛАВА II
ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 64
2.1. Задачи исследования -
2.2. Методы исследования -
2.3. Организация исследования 76
ГЛАВА III
f ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ' ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 78
3.1. Анализ методических документов и оценка результатов анкетирования -
3.2. Особенности личности юных спортсменов в связи с их
соревновательной деятельностью 84
3.2.1. Динамика личностных качеств юных спортсменов -
»

3.2.2. Особенности свойств нервной системы и темперамента
юных спортсменов 92
3.3. Исследование показателей психического состояния юных спортсменов, полученных при моделировании соревновательной деятельности 102
3.4. Взаимосвязь уровня соревновательной эмоциональной устойчивости с показателями личностных и
психо-технических характеристик юных спортсменов 112
ГЛАВА IV
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА
ОПТИМИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 116
4.1. Предпосылки выбора экспериментальных концепций -
4.2. Программа ментальной тренировки 119
4.3. Особенности подготовки спортсмена в зависимости
от темперамента 124
4.4. Динамика уровня исследуемых показателей юных спортсменов в годичном цикле подготовки 132
ВЫВОДЫ 150
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 152
ЛИТЕРАТУРА 156
ПРИЛОЖЕНИЯ 180



Проблема повышения результативности и надежности соревновательной деятельности привлекает все большее внимание специалистов [15, 38, 50, 96, 103, 130, 157, 173, 203, 231, 237 и др.].
В связи с обострением спортивной конкуренции и обусловленным этим повышением требований к уровню выступлений спортсменов роль "психологического фактора" в этой сфере деятельности становится все более ощутимой [9, 33, 34, 87, 95, 120, 238 и др.].
Специфика стрелкового спорта, не требующего значительной динамической работы, состоит в том, что основная соревновательная и тренировочная нагрузка ложится на психику спортсмена [24, 28, 87, 91, 100, 101, 179].
Необходимо отметить, что развитие современной пулевой стрельбы предъявляет к психике человека все более и более жесткие требования. Специфическая деятельность стрелков-винтовочников требует высокого уровня развития внимания, памяти, эмоциональной устойчивости как одних из факторов соревновательной надежности [26, 47, 100, 119, 122, 130, 195].
Специфичным является и то, что во многих стрелковых упражнениях спортсмены не имеют информации о результатах соперников, что повышает зависимость успешности выступления на соревнованиях от умения регулировать свое эмоциональное состояние [119, 120, 121, 195, 233,237].
Одним из основных психологических факторов, обеспечивающих надежность соревновательной деятельности стрелков, является фактор

5
эмоциональной устойчивости, позволяющий спортсмену надежно выполнять целевые задачи спортивной деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической энергии.
Однако до настоящего времени не существует единого подхода к изучению проблемы надежности и соответственно общепризнанных и эффективных методов ее диагностики и регуляции. Чаще всего оценка надежности производится на основе выявления динамики психо¬функциональных и самооценочных сдвигов в предсоревновательном периоде по сравнению с тренировочным. Но такой подход к определению психической надежности не вполне оправдан, так как сводится лишь к диагностике психических состояний. Важно не только какое эмоциональное состояние развивается у спортсмена на старте, но и то, как корректировать свою деятельность с учетом этого состояния на основе личностных факторов.
Актуальность исследования.
Оптимизация эмоциональной устойчивости рассматривается на примере стрелкового спорта, характеризующегося деятельностью в условиях, требующих особого психического состояния для оптимального использования технико-тактического потенциала спортсменов. Это обусловлено тем, что на эффективность соревновательной деятельности стрелка оказывает влияние целый ряд факторов, независящих от спортсмена: изменение освещенности, скорости ветра, температуры, качество патронов, поломка оружия во время упражнения, необъективное судейство и т.д.
Разработка вопросов психологической подготовки юных спортсменов в пулевой стрельбе в настоящее время особенно актуальна, так как уже на начальном этапе подготовки выступления в соревнованиях проходят в

6
условиях жесткой конкурентной борьбы и характеризуются повышенным эмоциональным напряжением.
В процессе соревнований эмоциональное возбуждение часто достигает чрезмерно высокого уровня, что, как правило, отрицательно сказывается на эффективности выполнения технических действий, а, следовательно, и на спортивных результатах.
Кроме того, анализ литературы показывает, что, несмотря на признание актуальности совершенствования психологического обеспечения спортивной деятельности, проблема повышения эмоциональной устойчивости в спортивной психологии изучалась в основном применительно к высококвалифицированным спортсменам [50, 63, 87, 93, 96, 119, 126, 133, 1151, 173, 227, 229, 231 и др.] при отсутствии должного внимания к ней при подготовке юных спортсменов, что позволяет еще раз признать настоящее исследование актуальным.
Гипотеза исследования состояла в том, что необходимым условием успешности спортивной деятельности юных стрелков-пулевиков является их эмоциональная устойчивость, которая в свою очередь зависит от определенных комплексов личностно-типологических характеристик спортсменов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило сформулировать ряд обобщающих выводов:
1. Установлено, что на результативность соревновательной деятельности юных стрелков-винтовочников оказывает влияние целый ряд личностных характеристик, наиболее значимыми среди которых являются: соревновательная эмоциональная устойчивость, личностная тревожность, невротизм, соревновательная мотивация, помехоустойчивость. Свойства экстра-интровертированности не определяют у спортсменов-стрелков формирование эмоциональной устойчивости. Обнаружена тенденция повышения уровня психической надежности стрелков-винтовочников по мере роста их спортивного мастерства при одновременном снижении показателей тревожности и невротизма.
2. Создана компьютерная программа «Мишень», моделирующая различные по степени психической напряженности ситуации: «контрольная стрельба», «ситуация успеха», «ситуация потерь». Выявлена зависимость между эффективностью деятельности юных спортсменов-стрелков в этих ситуациях и типом темперамента. Так, в ситуации «успеха» у холериков наблюдается повышение эффективности деятельности по отношению к «контрольной стрельбе», а у сангвиников, флегматиков и меланхоликов - наоборот, ее ухудшение. В ситуации «потерь» результативность стрельбы улучшается у сангвиников и флегматиков и ухудшается - у меланхоликов и холериков. Повышение соревновательной мотивации приводит к сглаживанию этих различий и повышению эффективности деятельности во всех

151
типологических группах, кроме меланхолической, в которой любое повышение напряженности приводит к снижению результативности.
3. Выявлена тесная взаимосвязь уровня соревновательной эмоциональной устойчивости с показателями тревожности и невротизма. Показатели тревожности и невротизма обнаружили тесную взаимосвязь с уровнем соревновательной мотивации, концентрации внимания в обычных условиях и при действии внешнего раздражителя, а также «чувством времени», обеспечивающим стабильность воспроизведения временных параметров фаз выстрела.
4. Разработана 9-ступенчатая программа ментальной тренировки, на-правленная на формирование эмоциональной устойчивости юных спортсменов, основанная на выявленных индивидуально-типологических различиях. Использование комплекса разработанных рекомендаций способствовало повышению уровня соревновательной эмоциональной устойчивости юных стрелков-пулевиков на 33,9 %. В то же время достоверно улучшились и другие параметры в системе исследуемых показателей, что положительно отразилось на результативности выступления спортсменов в соревнованиях.



1. Аболин Л.М. Возрастные и квалификационные различия в соотношениях факторов эмоциональной устойчивости спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1976. - № 8. - С. 14-17.
2. Аболин Л.М. К вопросу исследования соотношения эмоциональной устойчивости с физиологическими показателями эмоциональной возбудимости // Новые исследования в психологии. - М.: Педагогика, 1975. - № 2. - С. 46-47.
3. Аболин Л.М. Соотношение психологических и психофизиологических коррелятов эмоциональной устойчивости спортсменов // Вопросы психологии. - 1974. - № 1. - С. 106-115.
4. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: Дисс... докт.псих.наук. - М., 1989.- 596 с.
5. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология лично¬сти. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
6. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения. - М.: МГУ, 1989.-54 с.
7. Алаторцев В.А. Изучение психической готовности спортсмена - в кн.: Готовность спортсмена к соревнованиям. - М.: ФиС, 1969. - С.7-32.
8. Александровский Ю.А. Состояние психической дезаптации и их компенсация. - М.: Наука, 1976. - 272 с.
9. Алексеев А.В. Об оптимальном боевом состоянии спортсменов // В кн.: Проблемы психологии спорта. - М., 1971. - С. 62-67.
10. Алексеев А.В., Волков Н.К. Особенности динамики и реакции эмоциональных состояний в классической борьбе // Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 1975. - С. 49-51.
11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. - 339 с.

157
12. Арнольд 3. Семь вопросов - семь ответов - Спорт за рубежом, 1972. -№7. -С. 14-15.
13. Арутюнян Р.К., Лалаян А.А., Чаталбашан С.П. Психологические сдвиги в предстартовом состоянии у спортсменов и тренеров // Теория и практика физической культуры, 1973. - № В. - С. 11-14.
14. Балаховский И.С., Длусская И.Г. Динамика выброса кортикостероидов при различных воздействиях. - в кн.: Авиационная и космическая медицина. - М., 1963.
15. Батрова О.Ф. Повышение соревновательной надежности ^ фигуристов на основе учета их личностных характеристик: Автореф.
дисс канд.пед.наук. - Малаховка, 1992. - 24 с.
16. Белоус В.В. Математическая модель взаимодействия свойств в структуре типа темперамента. - в сб.: «Экспериментальные исследования личности и темперамента». - Вып. 7. - Пермь, 1971.
17. Березин А.А. Спортсменам об органах чувств. - М.: ФиС, 1967. -
64 с.
18. Бехтерев В.М. Об эмоциях, как мимико-соматических реакциях - В кн.: «Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. - вып. 2. - Л., 1929.
♦ 19. Бирюкова З.И. Высшая нервная деятельность спортсменов - в
кн.: Исследование типологических особенностей нервной системы. - М.: ФиС, 1961. -С.295.
20. Бирюкова З.И. Высшая нервная деятельность спортсменов. - М.: ФиС, 1961.-246 с.
21. Блинков И. Основы методики обучения стрелка - В кн.: Сборник учебно-методических статей. - М.: ДОСААФ, 1954.
22. Борисова Е.М. Соотношение психофизиологических компонентов профпригодности и эффективности труда ткачих // Вопросы психологии. - 1973. - № 3. - С. 56-63.

158
23. Брунер Д. Психология познания - пер. с англ. К.И.Бабицкого. / общ. ред. А.Р.Лурия. - М.: Прогресс, 1977. -412 с.
24. Буянов П.В., Космолинский Ф.П. Значение эмоций в профессиональной деятельности летчика // Военно-медицинский журнал. - 1966. - № 6.
25. Бычков К.М. Кора головного мозга и внутренние органы. - М.: Медгиз, 1954.
26. Вайнштейн Л.М. Пулевая стрельба. - М.: ФиС, 1964. - С. 28-54.
27. Вайнштейн Л.М. Стрелок и тренер. - М.: ФиС, 1969. - 247 с.
28. Вайнштейн Л.М. Психология в пулевой стрельбе. - М.: ДОСААФ, 1981.- 142 с.
29. Василенко Л.Д. Психологический симптомокомплекс, обусловленный подвижностью нервной системы // Типологические исследования по психологии личности. - Пермь, 1967. - Т. 48. - Вып. 4. - С.56-63.
30. Волков А.М., Микадзе Ю.В., Селищева Г.М. Деятельность: структура и регуляция. - М.: МГУ, 1987. - 216 с.
31. Вундт В. Основы физиологической психологии. Чувства и аффекты. 1880. - Вып. V. - Т. III. - гл. XVI. - С. 216.
32. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1978. - 135 с.
33. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М.: ФиС, 1981. -112 с.
34. Гаврилюк В.К. К вопросу о психологических барьерах в соревнованиях у спортсменов - в кн.: Проблемы психологии спорта / под ред. П.А.Рудика и А.Ц.Пуни. - М.: ФиС, 1962.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ