Оптимизация соревновательной эмоциональной устойчивости юных спортсменов
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В СТРЕЛКОВОМ СПОРТЕ 10
1.1. Характеристика соревновательной деятельности -
1.2. Темперамент как фактор, детерминирующий
• соревновательную деятельность 30
1.3. Проблемы эмоциональной устойчивости в спортивной деятельности 44
ГЛАВА II
ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 64
2.1. Задачи исследования -
2.2. Методы исследования -
2.3. Организация исследования 76
ГЛАВА III
f ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ' ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 78
3.1. Анализ методических документов и оценка результатов анкетирования -
3.2. Особенности личности юных спортсменов в связи с их
соревновательной деятельностью 84
3.2.1. Динамика личностных качеств юных спортсменов -
»
3.2.2. Особенности свойств нервной системы и темперамента
юных спортсменов 92
3.3. Исследование показателей психического состояния юных спортсменов, полученных при моделировании соревновательной деятельности 102
3.4. Взаимосвязь уровня соревновательной эмоциональной устойчивости с показателями личностных и
психо-технических характеристик юных спортсменов 112
ГЛАВА IV
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА
ОПТИМИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 116
4.1. Предпосылки выбора экспериментальных концепций -
4.2. Программа ментальной тренировки 119
4.3. Особенности подготовки спортсмена в зависимости
от темперамента 124
4.4. Динамика уровня исследуемых показателей юных спортсменов в годичном цикле подготовки 132
ВЫВОДЫ 150
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 152
ЛИТЕРАТУРА 156
ПРИЛОЖЕНИЯ 180
ГЛАВА I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В СТРЕЛКОВОМ СПОРТЕ 10
1.1. Характеристика соревновательной деятельности -
1.2. Темперамент как фактор, детерминирующий
• соревновательную деятельность 30
1.3. Проблемы эмоциональной устойчивости в спортивной деятельности 44
ГЛАВА II
ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 64
2.1. Задачи исследования -
2.2. Методы исследования -
2.3. Организация исследования 76
ГЛАВА III
f ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ' ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 78
3.1. Анализ методических документов и оценка результатов анкетирования -
3.2. Особенности личности юных спортсменов в связи с их
соревновательной деятельностью 84
3.2.1. Динамика личностных качеств юных спортсменов -
»
3.2.2. Особенности свойств нервной системы и темперамента
юных спортсменов 92
3.3. Исследование показателей психического состояния юных спортсменов, полученных при моделировании соревновательной деятельности 102
3.4. Взаимосвязь уровня соревновательной эмоциональной устойчивости с показателями личностных и
психо-технических характеристик юных спортсменов 112
ГЛАВА IV
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА
ОПТИМИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 116
4.1. Предпосылки выбора экспериментальных концепций -
4.2. Программа ментальной тренировки 119
4.3. Особенности подготовки спортсмена в зависимости
от темперамента 124
4.4. Динамика уровня исследуемых показателей юных спортсменов в годичном цикле подготовки 132
ВЫВОДЫ 150
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 152
ЛИТЕРАТУРА 156
ПРИЛОЖЕНИЯ 180
Проблема повышения результативности и надежности соревновательной деятельности привлекает все большее внимание специалистов [15, 38, 50, 96, 103, 130, 157, 173, 203, 231, 237 и др.].
В связи с обострением спортивной конкуренции и обусловленным этим повышением требований к уровню выступлений спортсменов роль "психологического фактора" в этой сфере деятельности становится все более ощутимой [9, 33, 34, 87, 95, 120, 238 и др.].
Специфика стрелкового спорта, не требующего значительной динамической работы, состоит в том, что основная соревновательная и тренировочная нагрузка ложится на психику спортсмена [24, 28, 87, 91, 100, 101, 179].
Необходимо отметить, что развитие современной пулевой стрельбы предъявляет к психике человека все более и более жесткие требования. Специфическая деятельность стрелков-винтовочников требует высокого уровня развития внимания, памяти, эмоциональной устойчивости как одних из факторов соревновательной надежности [26, 47, 100, 119, 122, 130, 195].
Специфичным является и то, что во многих стрелковых упражнениях спортсмены не имеют информации о результатах соперников, что повышает зависимость успешности выступления на соревнованиях от умения регулировать свое эмоциональное состояние [119, 120, 121, 195, 233,237].
Одним из основных психологических факторов, обеспечивающих надежность соревновательной деятельности стрелков, является фактор
5
эмоциональной устойчивости, позволяющий спортсмену надежно выполнять целевые задачи спортивной деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической энергии.
Однако до настоящего времени не существует единого подхода к изучению проблемы надежности и соответственно общепризнанных и эффективных методов ее диагностики и регуляции. Чаще всего оценка надежности производится на основе выявления динамики психо¬функциональных и самооценочных сдвигов в предсоревновательном периоде по сравнению с тренировочным. Но такой подход к определению психической надежности не вполне оправдан, так как сводится лишь к диагностике психических состояний. Важно не только какое эмоциональное состояние развивается у спортсмена на старте, но и то, как корректировать свою деятельность с учетом этого состояния на основе личностных факторов.
Актуальность исследования.
Оптимизация эмоциональной устойчивости рассматривается на примере стрелкового спорта, характеризующегося деятельностью в условиях, требующих особого психического состояния для оптимального использования технико-тактического потенциала спортсменов. Это обусловлено тем, что на эффективность соревновательной деятельности стрелка оказывает влияние целый ряд факторов, независящих от спортсмена: изменение освещенности, скорости ветра, температуры, качество патронов, поломка оружия во время упражнения, необъективное судейство и т.д.
Разработка вопросов психологической подготовки юных спортсменов в пулевой стрельбе в настоящее время особенно актуальна, так как уже на начальном этапе подготовки выступления в соревнованиях проходят в
6
условиях жесткой конкурентной борьбы и характеризуются повышенным эмоциональным напряжением.
В процессе соревнований эмоциональное возбуждение часто достигает чрезмерно высокого уровня, что, как правило, отрицательно сказывается на эффективности выполнения технических действий, а, следовательно, и на спортивных результатах.
Кроме того, анализ литературы показывает, что, несмотря на признание актуальности совершенствования психологического обеспечения спортивной деятельности, проблема повышения эмоциональной устойчивости в спортивной психологии изучалась в основном применительно к высококвалифицированным спортсменам [50, 63, 87, 93, 96, 119, 126, 133, 1151, 173, 227, 229, 231 и др.] при отсутствии должного внимания к ней при подготовке юных спортсменов, что позволяет еще раз признать настоящее исследование актуальным.
Гипотеза исследования состояла в том, что необходимым условием успешности спортивной деятельности юных стрелков-пулевиков является их эмоциональная устойчивость, которая в свою очередь зависит от определенных комплексов личностно-типологических характеристик спортсменов.
В связи с обострением спортивной конкуренции и обусловленным этим повышением требований к уровню выступлений спортсменов роль "психологического фактора" в этой сфере деятельности становится все более ощутимой [9, 33, 34, 87, 95, 120, 238 и др.].
Специфика стрелкового спорта, не требующего значительной динамической работы, состоит в том, что основная соревновательная и тренировочная нагрузка ложится на психику спортсмена [24, 28, 87, 91, 100, 101, 179].
Необходимо отметить, что развитие современной пулевой стрельбы предъявляет к психике человека все более и более жесткие требования. Специфическая деятельность стрелков-винтовочников требует высокого уровня развития внимания, памяти, эмоциональной устойчивости как одних из факторов соревновательной надежности [26, 47, 100, 119, 122, 130, 195].
Специфичным является и то, что во многих стрелковых упражнениях спортсмены не имеют информации о результатах соперников, что повышает зависимость успешности выступления на соревнованиях от умения регулировать свое эмоциональное состояние [119, 120, 121, 195, 233,237].
Одним из основных психологических факторов, обеспечивающих надежность соревновательной деятельности стрелков, является фактор
5
эмоциональной устойчивости, позволяющий спортсмену надежно выполнять целевые задачи спортивной деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической энергии.
Однако до настоящего времени не существует единого подхода к изучению проблемы надежности и соответственно общепризнанных и эффективных методов ее диагностики и регуляции. Чаще всего оценка надежности производится на основе выявления динамики психо¬функциональных и самооценочных сдвигов в предсоревновательном периоде по сравнению с тренировочным. Но такой подход к определению психической надежности не вполне оправдан, так как сводится лишь к диагностике психических состояний. Важно не только какое эмоциональное состояние развивается у спортсмена на старте, но и то, как корректировать свою деятельность с учетом этого состояния на основе личностных факторов.
Актуальность исследования.
Оптимизация эмоциональной устойчивости рассматривается на примере стрелкового спорта, характеризующегося деятельностью в условиях, требующих особого психического состояния для оптимального использования технико-тактического потенциала спортсменов. Это обусловлено тем, что на эффективность соревновательной деятельности стрелка оказывает влияние целый ряд факторов, независящих от спортсмена: изменение освещенности, скорости ветра, температуры, качество патронов, поломка оружия во время упражнения, необъективное судейство и т.д.
Разработка вопросов психологической подготовки юных спортсменов в пулевой стрельбе в настоящее время особенно актуальна, так как уже на начальном этапе подготовки выступления в соревнованиях проходят в
6
условиях жесткой конкурентной борьбы и характеризуются повышенным эмоциональным напряжением.
В процессе соревнований эмоциональное возбуждение часто достигает чрезмерно высокого уровня, что, как правило, отрицательно сказывается на эффективности выполнения технических действий, а, следовательно, и на спортивных результатах.
Кроме того, анализ литературы показывает, что, несмотря на признание актуальности совершенствования психологического обеспечения спортивной деятельности, проблема повышения эмоциональной устойчивости в спортивной психологии изучалась в основном применительно к высококвалифицированным спортсменам [50, 63, 87, 93, 96, 119, 126, 133, 1151, 173, 227, 229, 231 и др.] при отсутствии должного внимания к ней при подготовке юных спортсменов, что позволяет еще раз признать настоящее исследование актуальным.
Гипотеза исследования состояла в том, что необходимым условием успешности спортивной деятельности юных стрелков-пулевиков является их эмоциональная устойчивость, которая в свою очередь зависит от определенных комплексов личностно-типологических характеристик спортсменов.
Проведенное исследование позволило сформулировать ряд обобщающих выводов:
1. Установлено, что на результативность соревновательной деятельности юных стрелков-винтовочников оказывает влияние целый ряд личностных характеристик, наиболее значимыми среди которых являются: соревновательная эмоциональная устойчивость, личностная тревожность, невротизм, соревновательная мотивация, помехоустойчивость. Свойства экстра-интровертированности не определяют у спортсменов-стрелков формирование эмоциональной устойчивости. Обнаружена тенденция повышения уровня психической надежности стрелков-винтовочников по мере роста их спортивного мастерства при одновременном снижении показателей тревожности и невротизма.
2. Создана компьютерная программа «Мишень», моделирующая различные по степени психической напряженности ситуации: «контрольная стрельба», «ситуация успеха», «ситуация потерь». Выявлена зависимость между эффективностью деятельности юных спортсменов-стрелков в этих ситуациях и типом темперамента. Так, в ситуации «успеха» у холериков наблюдается повышение эффективности деятельности по отношению к «контрольной стрельбе», а у сангвиников, флегматиков и меланхоликов - наоборот, ее ухудшение. В ситуации «потерь» результативность стрельбы улучшается у сангвиников и флегматиков и ухудшается - у меланхоликов и холериков. Повышение соревновательной мотивации приводит к сглаживанию этих различий и повышению эффективности деятельности во всех
151
типологических группах, кроме меланхолической, в которой любое повышение напряженности приводит к снижению результативности.
3. Выявлена тесная взаимосвязь уровня соревновательной эмоциональной устойчивости с показателями тревожности и невротизма. Показатели тревожности и невротизма обнаружили тесную взаимосвязь с уровнем соревновательной мотивации, концентрации внимания в обычных условиях и при действии внешнего раздражителя, а также «чувством времени», обеспечивающим стабильность воспроизведения временных параметров фаз выстрела.
4. Разработана 9-ступенчатая программа ментальной тренировки, на-правленная на формирование эмоциональной устойчивости юных спортсменов, основанная на выявленных индивидуально-типологических различиях. Использование комплекса разработанных рекомендаций способствовало повышению уровня соревновательной эмоциональной устойчивости юных стрелков-пулевиков на 33,9 %. В то же время достоверно улучшились и другие параметры в системе исследуемых показателей, что положительно отразилось на результативности выступления спортсменов в соревнованиях.
1. Установлено, что на результативность соревновательной деятельности юных стрелков-винтовочников оказывает влияние целый ряд личностных характеристик, наиболее значимыми среди которых являются: соревновательная эмоциональная устойчивость, личностная тревожность, невротизм, соревновательная мотивация, помехоустойчивость. Свойства экстра-интровертированности не определяют у спортсменов-стрелков формирование эмоциональной устойчивости. Обнаружена тенденция повышения уровня психической надежности стрелков-винтовочников по мере роста их спортивного мастерства при одновременном снижении показателей тревожности и невротизма.
2. Создана компьютерная программа «Мишень», моделирующая различные по степени психической напряженности ситуации: «контрольная стрельба», «ситуация успеха», «ситуация потерь». Выявлена зависимость между эффективностью деятельности юных спортсменов-стрелков в этих ситуациях и типом темперамента. Так, в ситуации «успеха» у холериков наблюдается повышение эффективности деятельности по отношению к «контрольной стрельбе», а у сангвиников, флегматиков и меланхоликов - наоборот, ее ухудшение. В ситуации «потерь» результативность стрельбы улучшается у сангвиников и флегматиков и ухудшается - у меланхоликов и холериков. Повышение соревновательной мотивации приводит к сглаживанию этих различий и повышению эффективности деятельности во всех
151
типологических группах, кроме меланхолической, в которой любое повышение напряженности приводит к снижению результативности.
3. Выявлена тесная взаимосвязь уровня соревновательной эмоциональной устойчивости с показателями тревожности и невротизма. Показатели тревожности и невротизма обнаружили тесную взаимосвязь с уровнем соревновательной мотивации, концентрации внимания в обычных условиях и при действии внешнего раздражителя, а также «чувством времени», обеспечивающим стабильность воспроизведения временных параметров фаз выстрела.
4. Разработана 9-ступенчатая программа ментальной тренировки, на-правленная на формирование эмоциональной устойчивости юных спортсменов, основанная на выявленных индивидуально-типологических различиях. Использование комплекса разработанных рекомендаций способствовало повышению уровня соревновательной эмоциональной устойчивости юных стрелков-пулевиков на 33,9 %. В то же время достоверно улучшились и другие параметры в системе исследуемых показателей, что положительно отразилось на результативности выступления спортсменов в соревнованиях.
Подобные работы
- Оптимизация соревновательной эмоциональной устойчивости юных спортсменов (на примере стрелкового спорта)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Психологическая подготовка' юных волейболисток с учетом эмоциональной устойчивости
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ДИНАМИКА ТРЕВОЖНОСТИ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
УСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ-СПОРТСМЕНОВ
В ПЕРИОД СОРЕВНОВАНИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование технико-тактической подготовленности юных спортсменов в настольном теннисе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018 - Огневой рубеж - фактор резервных возможностей спортсменов - биатлонистов высокой квалификации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016 - Повышение психологической устойчивости спортсменов к неблагоприятным внешним условиям соревновательной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПОВЫШЕНИЕ СПОРТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБОЙ, ПОСРЕДСТВОМ АУТОТРЕНИНГА
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - Исследование эмоциональных состояний спортсменов, занимающихся санными видами спорта
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2020 - Совместная работа тренера и родителей как условие социально-психологического развития ребенка-спортсмена
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



