Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности профессионально важных качеств адвокатов как кандидатов на должность судьи

Работа №69997

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
365
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 5
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА СУДЬИ КАК
НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА 11
1.1 Подходы к определению профессионально важных качеств в
отечественной психологии 11
1.2 Профессиоведческий анализ деятельности судьи 16
1.3 Требования, предъявляемые к личности кандидата на
должность судьи 29
Выводы по главе 1 34
2 СООТНОШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ
СУДЬИ И АДВОКАТА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫДВИЖЕНИЯ ПОСЛЕДНЕГО НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ
2.1 Профессиоведческий анализ деятельности адвоката 35
2.2 Профессионально важные качества адвоката 47
2.3 Общее и различное в профессионально важных качествах судьи
и адвоката 51
Выводы по главе 2 55
3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО СРАВНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ АДВОКАТА И СУДЬИ 56
3.1 Процедура исследования 56
3.2 Результаты и интерпретация данных исследования 59
3.3 Рекомендации по развитию психологической готовности 70
Выводы по главе 3 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
Список используемой литературы 78
Приложение А 83
Приложение Б 84
Приложение В


Научный интерес к изучению особенностей профессиональной деятельности и пригодности представителей юридических специальностей с каждым годом только растет. Большое число исследований посвящено профессионально важным качествам следователя (С.С. Алексеев, В.Ф. Яковлев, Е.А. Науменко, О.Н. Науменко, М.В. Субботина, Е.А. Погонина), прокурора (В.Л. Васильев, А.В. Кобец, М.И. Еникеев, О.В. Афанасьева), судьи (М.И. Еникеев, Ю.В. Чуфаровский, С.А. Пашин, А.П. Коренева), адвоката (Р. Гаррис, О.В. Синеокий, Н.Г. Мещерина, У. Бернам, И.В. Решетникова, А.Д. Прогиляков), а также другим аспектам их профессиональной деятельности.
Изучение кандидатов на должность судьи - актуальная проблема современности, так как судьи решают широкий круг проблем, связанных с осуществлением от имени государства правоприменительных функций (Закон РФ «О статусе судей в Российской федерации», 1992), они обеспечивают защиту социальных гарантий и прав как отдельных граждан, так и общества в целом. Это предъявляет высокие требования не только к профессиональным знаниям и умениям, но и к личности судьи.
По статистике, судьями становятся специалисты судебной системы, такие как, помощник судьи, секретарь судебного зала. Они хорошо знакомы со структурой и правилами ведения судебного процесса, имеют полные и адекватные представления об особенностях деятельности судьи - это дает им преимущество перед другими кандидатами. В то же время, наблюдается повышение потребности в судьях, и не всегда есть кандидаты из числа работников судебной системы, что делает необходимым привлекать на данный вид профессиональной деятельности специалистов с другим опытом юриспруденции. В качестве не менее достойных претендентов на должность судьи можно рассматривать специалистов смежных профессий. К ним можно отнести также участников судебного процесса - прокурора, адвоката или же юрисконсульта.
В последние годы существует мнение, что судейская система носит «обвинительный» уклон, в следствие чего число оправдательных приговоров в России снижается, это подкрепляется статистикой. Например, по 2017 году в сфере уголовного судопроизводства было вынесено 77,6% обвинительных приговоров, 21% дел прекращено и лишь по 0,3% дел вынесены оправдательные приговоры [46]. Оправдательные приговоры чаще всего выносятся по делам, в которых не участвует прокурор - это так называемые дела «частного обвинения» (не тяжкие преступления, относящиеся к статьям "Клевета", "Побои", "Оскорбление" и др.). Из вышеописанного следует, что прокурор - противник оправдательных приговоров, так как это значит, что следствие и прокуратура не смогли собрать доказательства. Практически всегда прокуратура обжалует оправдательные приговоры, а судью, оправдавшего подсудимого, могут обвинять в коррупции, и назначать проверки [30]. Поэтому зачастую стоящий выше прокуратуры судья на деле не всегда оказывается таковым. Обвинительный уклон прокурора, проработавшего достаточное время в системе и занявшего должность судьи, также продолжит существовать, что существенно пошатнёт положение о независимости судов.
Адвокат же является независимым представителем судебной ветви власти. Независимость адвокатуры провозглашена в ст. 3 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в которой говорится о том, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления [49]. Он также, как и прокурор, хорошо осведомлен о всех сторонах судебного процесса, правилах его ведения. Помимо этого, защита прав и интересов граждан в суде - основное направление деятельность адвоката. Сюда входят схожие с деятельностью судьи особенности - знание правовых основ, и законодательства в целом, публичное выступление на суде с речью, широкий кругозор, эрудированность и т.д.
Так же кандидатами на должность судьи могут быть юрисконсульты. Чаще всего подобные специалисты работают в различных компаниях и фирмах (строительных, торговых, транспортных, фармацевтических и т. п.), где следят за законностью всех внешних и внутренних операций по предоставлению товаров/услуг клиентам. Юрисконсульт хорошо знает законодательство, так как имеет высшее юридическое образование, поэтому зачастую представляет интересы клиента в суде. Но основной его работой является консультирование других работников или учредителей организации по тем или иным юридическим вопросам, возникающим в связи с действиями (бездействием) таких работников или учредителей организации, а также иных лиц, соответственно, практически вся работа им выполняется в офисе и имеет другую направленность, нежели у адвоката.
Поэтому из трех претендентов мы остановились на адвокате, как наиболее подходящем кандидате на должность судьи.
Цель исследования: выявить особенности профессионально важных качеств адвокатов как кандидатов на должность судьи.
Объект исследования: профессионально важные качества кандидатов на должность судьи.
Предмет исследования: психологические особенности адвокатской деятельности и профессионально важные качества адвоката, как кандидата на должность судьи.
Теоретические задачи:
1. Проанализировать подходы к определению профессионально важных качеств в психологии труда.
2. Выявить психологические особенности профессиональной деятельности судьи и особенности профессиональной деятельности адвоката путем составления профессиоведческого анализа.
3. Изучить профессионально важные качества судьи и адвоката на основе результатов психологических исследований, выявив при этом их сходства и различия.
Эмпирические задачи:
1. Сравнить и проанализировать личностные особенности кандидатов на должность судьи и адвокатов;
2. Провести сравнительный анализ мотивационных особенностей кандидатов на должность судьи и адвокатов;
3. Составить психологические портреты кандидата на должность судьи и адвоката;
4. Разработать рекомендации по развитию психологической готовности к деятельности судьи и адвоката.
Гипотеза: различия между двумя профессиональными группами будут
наблюдаться в ценностно-мотивационных качествах, а также в уровне развития гибкости и предприимчивости.
Методологической основой исследования являются труды В.А Бодрова по профессиональной пригодности субъекта труда, концепция к определению ПВК личности; также мы опирались на теоретико-методологические положения Е.А.Климова о типологии и классификации профессий, этапах становления профессионала. Основой для применения профессиоведческого анализа стала концепция формализованной структуры профессиограммы по Э.Ф. Зееру. Основным трудом, на который мы опирались при изучении особенностей профессиональной деятельности судьи, была кандидатская диссертация Ю.Н.Тарасовой «Профессиональный психологический отбор кандидатов на должности федеральных судей» (2005 г.).
Методы исследования.
Для реализации поставленных задач, достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы:
-теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме;
-анкетирование;
-тестирование;
-статистическая обработка результатов.
Научная новизна данного исследования определяется тем, что существует противоречие в наличии отдельных научных исследований по определению профессионально важных качеств судьей и адвокатов и отсутствии сравнительных исследований по данным профессионалам в научной литературе.
Практическая значимость - полученные данные могут служить основой для: 1) составления психологического портрета адвоката и судьи для тех, кто претендует на данные должности, 2) подготовке рекомендаций по развитию психологической готовности к этим двум видам деятельности.
Структура работы: данная выпускная квалификационная работа состоит из титульного листа, введения, трех глав (первая глава включает три параграфа, вторая - три параграфа, третья - три параграфа), заключения, содержит 5 рисунков, 15 таблиц и 3 приложения. Объем работы: 82 страницы, 56 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования, в ходе решения теоретических и практических задач мы выяснили, что существует научная проблема, которая определяется противоречием в наличии отдельных научных исследований по определению профессионально важных качеств судьей и адвокатов и отсутствии сравнительных исследований по данным профессионалам в научной литературе. Это и определило актуальность данного исследования.
В теоретической части работы мы проанализировали основные теоретические подходы к изучению к определению профессионально важных качеств в психологии труда; выявили психологические особенности адвокатской деятельности и деятельности судьи путем проведения профессиоведческого анализа. Так как в научной литературе нет единого перечня профессионально важных качеств, которыми необходимо обладать судье, мы составили свой список ПВК, опираясь на классификации разных авторов. В итоговый список ПВК судей вошли следующие качества: гибкое творческое мышление, аналитический склад ума, стрессоустойчивость, работоспособность, высокий уровень правосознания, честность, добросовестность/исполнительность, ответственность, настойчивость, независимость/самостоятельность, личная активность/инициативность, социальная направленность личности, коммуникативность, самосовершенствование. На следующем этапе мы соотнесли ПВК адвокатов с ПВК судьи и выявили, что между ними почти нет различий. Исходя из этого мы предположили, что адвокаты могут быть достойными претендентами на должность судьи.
В результате эмпирического исследования нами было установлено, что существуют значимые различия между ПВК кандидатов на должность судьи, в качестве которых выступали помощники судей, и адвокатов.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель нашего исследования достигнута, были выявлены и описаны особенности ПВК адвокатов как кандидатов на должность судей.
Наша гипотеза подтвердилась частично. Различия между двумя профессиональными группами на самом деле наблюдаются в ценностно-мотивационных качествах, а также в уровне развития гибкости. Различий между группами по параметру предприимчивости выявлено не было.
Результаты проведённого исследования могут быть полезны специалисту по кадрам, который занимается профессиональным психологическим отбором кандидатов на должность судьи. Помимо этого, составленные психологические портреты и рекомендации по развитию психологической готовности к деятельности судьи и адвоката могут помочь будущим кандидатам на эти должности учесть все нюансы профессии и развить ПВК, необходимые для ее успешного освоения


1 Российская Федерация. Законы. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации»: [федер. закон. №63 от 31 мая 2002 года]. - М.: Эксмо, 2010. — 1009 с.
2 Российская Федерация. Законы. «О статусе судей в Российской Федерации»: [федер. закон. № 3132-1 ред. от 22.08.2004]. Российская юстиция, №11, 1995.
3. Абрамова, В.Н. Психологические методы работы с кадрами на АЭС. / В.Н. Абрамова, В.В. Белехов, Е.Г. Вельская - М.: Энергоатомиздат. -1988. - 192 с.
4. Аминев, Г. А. Математические методы инженерной психологии. - Уфа, Издательство Башкирского университета, 1982. - 19 с.
5 Бажин, Е.Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. / Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд — Том 5. — 1984. №3. 162 с.
6 Безносов, С. П. Профессиональная деформация и воспитание личности. Психологическое обеспечение социального развития человека. - М.: Сфера, 2014. - 213 с.
7 Бернам, У. Судебная адвокатура. / У. Бернам, И.В. Решетникова, А.Д. Прогиляков, СПб., 1996.47 с.
8 Бодров, В. А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы [Текст] / В.А, Бодров. — М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2006. 243 с.
9 Бойков, А.Д. Статус адвоката: содержание, квалификационные требования и принципы адвокатской деятельности. - М.: ЮРКОМПАНИ, 2010. - 186 с.
10 Васильев, В.Л. Юридическая психология: — М.: Юстиция, 2016. — 604 с.
11 Викентьева, Е.А. Привлекательность труда как психологический аспект организационной культуры. Дисс. канд. психол. наук- СПб: СПбГУ, 2002. - 222 с.
12 Гаррис, Р. Школа адвокатуры. Руководство к ведению гражданских и уголовных дел. - 1869. - 68 с.
13 Гербачевский, В.К. Исследование уровня притязаний в связи с индивидуально- типическими характеристиками эмоциональности и интеллекта:. Дис. канд. психол. наук, Л., 1976. 352 с.
14 Гуревич, K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. -М.: Наука. 1970. - 271 с.
15 Григорьева, М.В. Психология труда. - М.: Высшее образование, 2010. - 112 с.
16 Дикая, Л.Г. Психологические проблемы профессиональной деятельности. М.: Наука, 1991. - 166 с.
17 Дмитриева, М.А. Психология труда и инженерная психология. /М.А. Дмитриева, А.А. Крылов, А.И. Нафтульев - Л.: ЛГУ, 1979. - 220 с.
18 Дулов, А.В. Судебная психология (учебное пособие). Изд. 2-е, исправленное и дополненное. Минск, «Высшая школа», 1975. - 464 с.
19 Зеер, Э. Ф. Дискуссионные аспекты инновационного развития профессионально¬педагогического образования // Образование и наука. 2013. № 5 (104). - 83 с.
20 Караванов, А.А. К ВОПРОСУ О ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ. Издат.: Территория науки, 2014, №4. 6 с.
21 Кикоть, В.Я. Психолого-педагогические основы аттестации руководителей МВД России. - СПб, 2016. - 68 с.
22 Клеандров, М. И. О совете судебной власти российской федерации. - М.: Норма: Инфра-м, 2016. - 160 с.
23 Кони А. Ф. Собр. соч. Т. 4. С. 37. Речи известных русских юристов. М., 1985. 383 с.
24 Корнеева, Я.А. Психологический анализ индивидуальных свойств кандидатов, которые претендуют на должность судьи // Международный студенческий научный вестник. / Я.А. Корнеева, М.С. Суворова. - 2017. - № 4 (часть 5). 4 с.
25 Кудряшова, Л.Д. Системно-психологическая оценка кадров руководителей и управленческих систем. Кишинев, 2001. 132 с.
26 Кроз, М. В. Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации. М., 1994. -24 с.
27 Лазуткин, В.И. Основы военного профессионального психологического отбора. Учебное пособие. / В.И. Лазуткин, В.А. Жильцов, Г.М. Зараковский. - М.: Воениздат. 2014. - 464 с.
28 Машков, В.Н. Введение в психологию человека. — СПб: Изд-во Михайлова В.А.,
2013 г.-380 с.
29 Мельниченко, Р.Г. «Зачем мне орден, я согласен на медаль»: о корпоративных наградах российских адвокатов // Адвокатская практика. - 2008. - № 4. - 15 с.
30 Панеях, Э.Л. Обвинительный уклон в уголовном процессе: фактор прокурора. - Март 2010. СПб: ИПП ЕУ СПб, - 2016. 16 с.
31 Палеев, М.С. Закон о статусе судей в Российской Федерации (комментарии). - М. Издательство БЕК. 1994 — 79 с.
32 Платонов, К.К. Психология труда. - М.: Профиздат, 2013. - 216 с.
33 Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. — М. Академия, 2006. - 477 с
34 Ричи, Ш. Управление мотивацией: Учеб. пособие для вузов /Пер. с англ., под ред. проф. Е.А. Климова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 399 с.
35 Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 с.
36 Романов, В. В. Юридическая психология вчера и сегодня. М.: Юристъ, 1999. - 169 с.
37 Сергеев, В.И. Адвокат, помощник, стажер: посторонним вход воспрещен // Бизнес-адвокат. - 2015. - № 8. - 16 с.
38 Смоленский, М.Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации. 3-е изд., испр. и доп. - Ростов на/Д.: Феникс, 2017. —205 с.
39 Сорокотягин, И. Н. Юридическая психология: учебник для академического бакалавриата / И. Н. Сорокотягин, Д. А. Сорокотягина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 461 с
40 Травин, В. В. Основы кадрового менеджмента. М., 2006. - 94 с.
41 Фойницкий, И.Я. Защита в уголовном праве. - М., 1885. - с. 38.
42 Чашин, А.Н. Мотивация адвокатского труда // Адвокат. - 2016. - № 11. 21 с.
43 Шадриков, В. Д. Психология деятельности человека М.: Институт психологии РАН, 2013. 464 с.
44 Адвокат [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://moeobrazovanie.ru/professions advokat.html(дата обращения 29.12.2017)
45 Безопасность профессиональной деятельности юриста [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://e-notabene.ru/al/article 11189.html(дата обращения 10.01.2018)
46 Верховный суд подвел итоги работы судов за 2017 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://pravo.ru/story/200608/(Дата обращения 5.03.2018)
47 Информация о психодиагностическом обследовании кандидатов на должность судьи [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://smo.vkks.ru/publication/8654/(дата обращения 14.06.2016)
48 Какими качествами должен обладать судья [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://www.zakon.kz/4753950-kakimi-kachestvami-dolzhen-obladat-sudja.html
(Дата обращения 1.12.2016)
49 Независимость адвокатуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://center-yf.ru/data/Yuristu/nezavisimost-advokatury.php(Дата обращения 12.05.2018)
50 Профессиограмма адвоката [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.sale/yuridicheskaya-psihologiya 1332/professiogramma-advokata-76101.html(дата обращения 26.12.2017)
51 Профессиональная деформация личности юриста [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://mylawsuit.ru/publ/dlja vsekh/kultura jurista/professionalnaja deformacija lichnostijurista/(дата обращения 8.06.2016)
52 Профессиограмма адвоката [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.sale/yuridicheskaya-psihologiya 1332/professiogramma-advokata-76101.html(дата обращения 29.12.2017)
53 Профессия судья [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.kto- kem.ru/professiya/sudiya/(дата обращения 14.06.2016)
54 Развитие профессионально значимых качеств личности будущего адвоката в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-professionalno-znachimykh-kachestv-lichnosti-budushchego-advokata-v-obrazovatelnom-#ixzz53b9g6uuR(дата обращения 27.12.2017)
55 Список адвокатских образований и адвокатов [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.advpalataao.ru/index.php/reestr-advokatov(дата обращения
29.12.2017)
56 Экспертная оценка как метод психологического исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://studopedia.info/1-60606.html(дата обращения 14.06.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ