Миграция как элемент реализации конституционного права человека и гражданина на свободу передвижения
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Правовой институт регулирования миграции в Российской Федерации: исторический аспект 11
1.1. Государственное регулирование права на свободу передвижения и
выбор места жительства в Российской империи 11
1.2. Государственное регулирование права на свободу передвижения и
выбор места жительства в России в советский период 16
ГЛАВА 2. Миграция в сфере конституционного права человека и граж-данина на свободу передвижения 24
2.1. Определение понятия «миграция»: теоретико - правовой анализ.. .24
2.2 Общая характеристика законодательства Российской Федерации по защите права человека и гражданина на свободу передвижения и выбор места жительства 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ГЛАВА 1. Правовой институт регулирования миграции в Российской Федерации: исторический аспект 11
1.1. Государственное регулирование права на свободу передвижения и
выбор места жительства в Российской империи 11
1.2. Государственное регулирование права на свободу передвижения и
выбор места жительства в России в советский период 16
ГЛАВА 2. Миграция в сфере конституционного права человека и граж-данина на свободу передвижения 24
2.1. Определение понятия «миграция»: теоретико - правовой анализ.. .24
2.2 Общая характеристика законодательства Российской Федерации по защите права человека и гражданина на свободу передвижения и выбор места жительства 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
В настоящее время миграция населения изучается с точки зрения раз-личных наук: демографии, географии, экономики, социологии. Соответствен-но, и определения данному понятию даются разные.
Изучавший данное понятие В. А. Ионцев отмечал 36 определений понятия «миграция населения» в отечественной и 27 определений — в зарубежной литературе .
В юриспруденции понятие миграции изучается с точки зрения соблюдения требований правовых норм, охраны общественного порядка, обеспечения национальной безопасности.
Многие ученые различают миграцию в широком и узком смысле. В широком под миграцией понимается любое территориальное перемещение, совершающееся между разными населенными пунктами одной или нескольких территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности.
В узком смысле миграция представляет собой законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства .
С точки зрения юриспруденции интерес представляет не всякое территориальное перемещение населения, а только такое, при котором возникающим миграционным отношениям придается правовая форма и при котором наступают правовые последствия. Как отмечает С.Е. Метелев, любая форма миграции может стать юридической, в случае если то или иное передвижение, выбор места пребывания и места жительства связаны с правовым регулированием .
Логично было бы предположить, что унифицированная дефиниция тер-мина «миграция» существует в международном праве. Однако ни в одном из международных актов понятие «миграция» правовой дефиниции не имеет, ис-пользуются в основном близкие по смыслу термины, например: «пребывание», «въезд», «массовый приток», «переезд», «возвращение в страну» и другие. Понятие «миграция» отсутствует в Уставе ООН и во Всеобщей деклара-ции прав человека 1948 г., несмотря на то, что последняя юридически закрепила в качестве одного из основных прав человека «право свободно передвигаться и менять место жительства» (ст. 13)2.
На уровне Российской Федерации в нормативных документах понятие миграции также нигде не зафиксировано. В Концепции государственной ми-грационной политики Российской Федерации на период до 20125 года, утвержденной Президентом Российской Федерации, даются понятия различных видов миграции: трудовой, временной, образовательной и др., однако общее определение данного понятия отсутствует.
Кроме того, постоянная динамика миграционных процессов создала еще одну проблему - наличие большого количества законов, регулирующих миграционную сферу, и, как следствие, наличие нередких противоречий между ними. При этом, как уже было сказано выше, законы не являются единственными регуляторами правовых отношений. Существует также немало подзаконных нормативно-правовых отношений, а также международных договоров, соглашений и конвенций, имплементированных в российскую систему права. Соответственно, совершенно необходимы систематизация действующего миграционного законодательства, переработка содержания правовых норм с целью выявления и устранения противоречий и пробелов, а также дополнения новыми нормами, отвечающими существующим потребностям правового регулирования с целью гарантии выполнения одного из основных конституционных прав человека и гражданина Российской Федерации - права на свободу передвижения и выбор места жительства.
Объект исследования составила совокупность общественных отношений, связанных с реализацией конституционного права человека и гражданина Российской Федерации - права на свободу передвижения и выбор места жительства.
Предметом исследования выступает совокупность правовых норм, образующих правовой механизм регулирования миграционных процессов и вы-полнения конституционного права человека и гражданина на свободу пере-движения и выбора места жительства.
Цель исследования заключается в выработке и обосновании теоретических положений в сфере государственно-правового регулирования миграционными процессами, определения понятия «миграция», выработка предложений по совершенствованию правового механизма реализации конституционного права человека и гражданина на свободу передвижения и выбор места жительства.
В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи исследования:
- проанализировать исторические аспекты развития правового механизма реализации права человека на свободу передвижения и выбор места жительства в Российской империи и в Советской России;
- дать общую характеристику современного состояния изучения учеными цивилистической науки теоретических и практических проблем, связанных с правовым регулированием миграционных процессов и выполнения конституционного права человека и гражданина на свободу передвижения и выбора места жительства;
- определить уровень сегодняшнего состояния законодательной базы по правовому регулированию миграционных процессов и выполнения конституционного права человека и гражданина на свободу передвижения и вы-бора места жительства;
- сформировать предложения по совершенствованию законодательства по государственному регулированию миграционных процессов в Российской Федерации;
- обосновать предложения по совершенствованию законодательства в сфере защиты права человека и гражданина на свободу передвижения и вы-бора места жительства.
Степень научной разработанности проблемы.
Особый вклад в разработку различных сторон этой проблемы внесен С.С. Алексеевым, С. Н. Бабуриным, Г. В. Барабашевым, В. И. Васильевым, Ю.А. Веденеевым, А. И. Иванченко, В. Б. Исаковым, Д. А. Керимовым, А. И. Ковлером, Е. И. Колюшиным, С. Д. Князевым, Б. С. Крыловым, О.Е.Кутафиным, В. В. Лапаевой, В. И. Лысенко, Г. В. Мальцевым, Г.М. Мелковым, Е. И. Постниковым, В. М. Савицким, А. Я. Сливой, В.В. Смирновым, Л. А. Стешенко, Б. А. Страшуном, Б. Н. Топорниным, В. А. Тумановым, С. В. Черниченко, В. Е. Чиркиным, К. Ф. Шереметом, Б.С.
Эбзеевым и др.
Вопросы совершенствования правового механизма реализации конституционного права человека и гражданина на свободу передвижения и выбор места жительства изучались в работах С.А. Авакьяна, Н. В. Витрука, О. Д. Воробьевой, С. Г. Денисова, Н. Н. Зинченко, А. Н. Жеребцова, А. М. Ибра-гимова, Д. М. Иванова, В. А. Карташкина, Е. А. Лукашевой, Р. А. Мюллер- сона, В. И. Потапова, Ю. Н. Тодыка, Н. Н. Тоцкого и др.
Но, несмотря на значительное количество работ в данной области, проблема реализации конституционного права человека и гражданина на свободу передвижения и выбор места жительства остается актуальной. Определение понятия миграция, объема, гарантий и полноты отражения конституционного права человека и гражданина на свободу передвижения и выбор места жительства в национальном и международном законодательстве - вот неполный перечень задач, требующих своего дальнейшего развития и, к сожалению, не теряющих злободневности в настоящее время.
Для выработки конкретных предложений и путей по совершенствованию конституционного права человека и гражданина на свободу передвижения и выбор места жительства необходим анализ действующего российского законодательства, практики применения, соответствия Конституции России, основным нормативным актам Российской Федерации и международно- правовым договорам по правам человека.
Нормативно-правовую основу работы составляют Конституция Российской Федерации, международные акты, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Совета судей Российской Федерации, рекомендации Верховного суда и судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации и иные правовые акты регулирующие вопросы реализации конституционного права человека и гражданина на свободу передвижения и выбор места жительства.
Методологическая основа исследования. Совокупность методов исследования, примененных в работе, обуславливается изучением рассматриваемых явлений в их динамике, что обуславливает применение всеобщего диалектического метода. Также были использованы общенаучные методы: методы логического анализа и синтеза, методы дедукции и индукции, метод аналогии, моделирования, абстрагирования; частнонаучные методы, такие как историко-правовой, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, формально-юридический, социологический и статистический методы.
Применение указанных методов позволило осуществить комплексное изучение предмета исследования.
Эмпирическую базу исследования составили аналитические и статистические данные Министерства внутренних дел Российской Федерации, бывшей Федеральной миграционной службы Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти. Формулируя выводы и предложения, диссертант опирался также на анализ официальных публикаций, стенограмм заседаний, заключений по рассматриваемым вопросам, размещенных на интернет-сайтах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судебная практика Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов, данные средств массовой информации, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Практическая значимость исследования. Полученные в работе выводы могут использоваться при чтении курсов лекций по теории права и государства, конституционному, административному, налоговому, гражданскому праву. Результаты исследования позволяют конкретизировать рекомендации по дальнейшей разработке фундаментальных вопросов в сфере административно-правовой охраны интеллектуальной собственности, определить пути совершенствования нормотворческой, и правоприменительной деятельности.
Материалы магистерской диссертации могут быть использованы при подготовке учебной, методической литературы, а также в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений.
Апробация работы. Основные положения и выводы, сформулированные в работе, отражены в двух публикациях автора:
Структура и объём работы определены предметом исследования и логикой изложения материала. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка используемой литературы.
Научная новизна исследования определяется тем, что представленная работа является одним из первых комплексных исследований правового регулирования миграционных процессов и реализации конституционного права человека и гражданина на свободу передвижения и выбора места жительства.
Результатом являются предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, которые устраняют противоречия, имеющиеся в правоприменительной практике.
На защиту выносятся следующие основные выводы и положения:
Конкретные результаты исследования выражаются в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. В Российской империи имело место тоталитарное отношение государства к выполнению права своих подданных на свободу передвижения и выбора места жительства, неравномерность распределения нормативного закрепления права на свободу передвижения и выбора места жительства среди различных групп населения Российской Империи, привилегированное положение иностранных граждан на территории государства;
2. В советский период происходили массовые миграции населения в СССР, хотя далеко не все из них были добровольными. В большей степени они связаны не с реализацией населения права на свободу передвижения, а с объективными историческими, политическими, экономическими процессами, происходящими в стране. Эти миграции происходят на фоне «закрепощения» населения на местах, где оно проживало и невозможности свободного выбора места жительства.
3. С точки зрения права миграцией не является перемещение на срок менее тридцати дней для российских граждан по территории Российской Феде-рации и иностранных граждан на срок менее семи дней, поскольку оно, как правило, не влечет за собой правовых последствий и отследить такое перемещение не представляется возможным.
4. Предложена система видов миграции с точки зрения юридической науки, которая учитывает правовые последствия, которые порождает тот или иной вид миграции. Предлагаемая система разделяет виды миграции по следующим основаниям:
- время пребывания;
- территория перемещения;
- добровольность;
- законность;
5. Показана необходимость разработки и принятия миграционного кодекса Российской Федерации, который позволит решить ряд серьезных проблем, которые сложно решаются при наличии большого массива самостоятельных миграционных законов.
Изучавший данное понятие В. А. Ионцев отмечал 36 определений понятия «миграция населения» в отечественной и 27 определений — в зарубежной литературе .
В юриспруденции понятие миграции изучается с точки зрения соблюдения требований правовых норм, охраны общественного порядка, обеспечения национальной безопасности.
Многие ученые различают миграцию в широком и узком смысле. В широком под миграцией понимается любое территориальное перемещение, совершающееся между разными населенными пунктами одной или нескольких территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности.
В узком смысле миграция представляет собой законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства .
С точки зрения юриспруденции интерес представляет не всякое территориальное перемещение населения, а только такое, при котором возникающим миграционным отношениям придается правовая форма и при котором наступают правовые последствия. Как отмечает С.Е. Метелев, любая форма миграции может стать юридической, в случае если то или иное передвижение, выбор места пребывания и места жительства связаны с правовым регулированием .
Логично было бы предположить, что унифицированная дефиниция тер-мина «миграция» существует в международном праве. Однако ни в одном из международных актов понятие «миграция» правовой дефиниции не имеет, ис-пользуются в основном близкие по смыслу термины, например: «пребывание», «въезд», «массовый приток», «переезд», «возвращение в страну» и другие. Понятие «миграция» отсутствует в Уставе ООН и во Всеобщей деклара-ции прав человека 1948 г., несмотря на то, что последняя юридически закрепила в качестве одного из основных прав человека «право свободно передвигаться и менять место жительства» (ст. 13)2.
На уровне Российской Федерации в нормативных документах понятие миграции также нигде не зафиксировано. В Концепции государственной ми-грационной политики Российской Федерации на период до 20125 года, утвержденной Президентом Российской Федерации, даются понятия различных видов миграции: трудовой, временной, образовательной и др., однако общее определение данного понятия отсутствует.
Кроме того, постоянная динамика миграционных процессов создала еще одну проблему - наличие большого количества законов, регулирующих миграционную сферу, и, как следствие, наличие нередких противоречий между ними. При этом, как уже было сказано выше, законы не являются единственными регуляторами правовых отношений. Существует также немало подзаконных нормативно-правовых отношений, а также международных договоров, соглашений и конвенций, имплементированных в российскую систему права. Соответственно, совершенно необходимы систематизация действующего миграционного законодательства, переработка содержания правовых норм с целью выявления и устранения противоречий и пробелов, а также дополнения новыми нормами, отвечающими существующим потребностям правового регулирования с целью гарантии выполнения одного из основных конституционных прав человека и гражданина Российской Федерации - права на свободу передвижения и выбор места жительства.
Объект исследования составила совокупность общественных отношений, связанных с реализацией конституционного права человека и гражданина Российской Федерации - права на свободу передвижения и выбор места жительства.
Предметом исследования выступает совокупность правовых норм, образующих правовой механизм регулирования миграционных процессов и вы-полнения конституционного права человека и гражданина на свободу пере-движения и выбора места жительства.
Цель исследования заключается в выработке и обосновании теоретических положений в сфере государственно-правового регулирования миграционными процессами, определения понятия «миграция», выработка предложений по совершенствованию правового механизма реализации конституционного права человека и гражданина на свободу передвижения и выбор места жительства.
В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи исследования:
- проанализировать исторические аспекты развития правового механизма реализации права человека на свободу передвижения и выбор места жительства в Российской империи и в Советской России;
- дать общую характеристику современного состояния изучения учеными цивилистической науки теоретических и практических проблем, связанных с правовым регулированием миграционных процессов и выполнения конституционного права человека и гражданина на свободу передвижения и выбора места жительства;
- определить уровень сегодняшнего состояния законодательной базы по правовому регулированию миграционных процессов и выполнения конституционного права человека и гражданина на свободу передвижения и вы-бора места жительства;
- сформировать предложения по совершенствованию законодательства по государственному регулированию миграционных процессов в Российской Федерации;
- обосновать предложения по совершенствованию законодательства в сфере защиты права человека и гражданина на свободу передвижения и вы-бора места жительства.
Степень научной разработанности проблемы.
Особый вклад в разработку различных сторон этой проблемы внесен С.С. Алексеевым, С. Н. Бабуриным, Г. В. Барабашевым, В. И. Васильевым, Ю.А. Веденеевым, А. И. Иванченко, В. Б. Исаковым, Д. А. Керимовым, А. И. Ковлером, Е. И. Колюшиным, С. Д. Князевым, Б. С. Крыловым, О.Е.Кутафиным, В. В. Лапаевой, В. И. Лысенко, Г. В. Мальцевым, Г.М. Мелковым, Е. И. Постниковым, В. М. Савицким, А. Я. Сливой, В.В. Смирновым, Л. А. Стешенко, Б. А. Страшуном, Б. Н. Топорниным, В. А. Тумановым, С. В. Черниченко, В. Е. Чиркиным, К. Ф. Шереметом, Б.С.
Эбзеевым и др.
Вопросы совершенствования правового механизма реализации конституционного права человека и гражданина на свободу передвижения и выбор места жительства изучались в работах С.А. Авакьяна, Н. В. Витрука, О. Д. Воробьевой, С. Г. Денисова, Н. Н. Зинченко, А. Н. Жеребцова, А. М. Ибра-гимова, Д. М. Иванова, В. А. Карташкина, Е. А. Лукашевой, Р. А. Мюллер- сона, В. И. Потапова, Ю. Н. Тодыка, Н. Н. Тоцкого и др.
Но, несмотря на значительное количество работ в данной области, проблема реализации конституционного права человека и гражданина на свободу передвижения и выбор места жительства остается актуальной. Определение понятия миграция, объема, гарантий и полноты отражения конституционного права человека и гражданина на свободу передвижения и выбор места жительства в национальном и международном законодательстве - вот неполный перечень задач, требующих своего дальнейшего развития и, к сожалению, не теряющих злободневности в настоящее время.
Для выработки конкретных предложений и путей по совершенствованию конституционного права человека и гражданина на свободу передвижения и выбор места жительства необходим анализ действующего российского законодательства, практики применения, соответствия Конституции России, основным нормативным актам Российской Федерации и международно- правовым договорам по правам человека.
Нормативно-правовую основу работы составляют Конституция Российской Федерации, международные акты, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Совета судей Российской Федерации, рекомендации Верховного суда и судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации и иные правовые акты регулирующие вопросы реализации конституционного права человека и гражданина на свободу передвижения и выбор места жительства.
Методологическая основа исследования. Совокупность методов исследования, примененных в работе, обуславливается изучением рассматриваемых явлений в их динамике, что обуславливает применение всеобщего диалектического метода. Также были использованы общенаучные методы: методы логического анализа и синтеза, методы дедукции и индукции, метод аналогии, моделирования, абстрагирования; частнонаучные методы, такие как историко-правовой, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, формально-юридический, социологический и статистический методы.
Применение указанных методов позволило осуществить комплексное изучение предмета исследования.
Эмпирическую базу исследования составили аналитические и статистические данные Министерства внутренних дел Российской Федерации, бывшей Федеральной миграционной службы Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти. Формулируя выводы и предложения, диссертант опирался также на анализ официальных публикаций, стенограмм заседаний, заключений по рассматриваемым вопросам, размещенных на интернет-сайтах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судебная практика Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов, данные средств массовой информации, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Практическая значимость исследования. Полученные в работе выводы могут использоваться при чтении курсов лекций по теории права и государства, конституционному, административному, налоговому, гражданскому праву. Результаты исследования позволяют конкретизировать рекомендации по дальнейшей разработке фундаментальных вопросов в сфере административно-правовой охраны интеллектуальной собственности, определить пути совершенствования нормотворческой, и правоприменительной деятельности.
Материалы магистерской диссертации могут быть использованы при подготовке учебной, методической литературы, а также в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений.
Апробация работы. Основные положения и выводы, сформулированные в работе, отражены в двух публикациях автора:
Структура и объём работы определены предметом исследования и логикой изложения материала. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка используемой литературы.
Научная новизна исследования определяется тем, что представленная работа является одним из первых комплексных исследований правового регулирования миграционных процессов и реализации конституционного права человека и гражданина на свободу передвижения и выбора места жительства.
Результатом являются предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, которые устраняют противоречия, имеющиеся в правоприменительной практике.
На защиту выносятся следующие основные выводы и положения:
Конкретные результаты исследования выражаются в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. В Российской империи имело место тоталитарное отношение государства к выполнению права своих подданных на свободу передвижения и выбора места жительства, неравномерность распределения нормативного закрепления права на свободу передвижения и выбора места жительства среди различных групп населения Российской Империи, привилегированное положение иностранных граждан на территории государства;
2. В советский период происходили массовые миграции населения в СССР, хотя далеко не все из них были добровольными. В большей степени они связаны не с реализацией населения права на свободу передвижения, а с объективными историческими, политическими, экономическими процессами, происходящими в стране. Эти миграции происходят на фоне «закрепощения» населения на местах, где оно проживало и невозможности свободного выбора места жительства.
3. С точки зрения права миграцией не является перемещение на срок менее тридцати дней для российских граждан по территории Российской Феде-рации и иностранных граждан на срок менее семи дней, поскольку оно, как правило, не влечет за собой правовых последствий и отследить такое перемещение не представляется возможным.
4. Предложена система видов миграции с точки зрения юридической науки, которая учитывает правовые последствия, которые порождает тот или иной вид миграции. Предлагаемая система разделяет виды миграции по следующим основаниям:
- время пребывания;
- территория перемещения;
- добровольность;
- законность;
5. Показана необходимость разработки и принятия миграционного кодекса Российской Федерации, который позволит решить ряд серьезных проблем, которые сложно решаются при наличии большого массива самостоятельных миграционных законов.
На сегодняшний день необходимость усовершенствования правового регулирования миграции актуальна для огромного числа стран по всему миру. Особенно острым этот вопрос стал для государств Европы в связи с чередой военных конфликтов на Ближнем Востоке, которые привели к огромному по-току мигрантов, бегущих в мирные страны Европы. Несмотря на то что Российская Федерация в наименьшей степени подвержена влиянию этих миграционных потоков, в нашей стране существуют даже более глубокие проблемы правового регулирования миграции.
Напряженность миграционных потоков, нарастающая в последнее время, выявила ряд существенных недостатков правового регулирования миграции в Российской Федерации, главным и, пожалуй, определяющим среди которых является отсутствие четко выраженной модели этого самого регулирования. В этой связи исследование и анализ нормативно-правовых актов, направленных на регулирование миграции, в целях поиска возможных решений возникающих проблем становятся все более актуальными.
Концепция государственной миграционной политики Российской Феде-рации на период до 2025 года прямо говорит о том, что «...миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом». Для этого есть немало причин. Так, например, в силу особенностей российской правовой системы федеральный закон является основным инструментом воздействия на миграционные отношения, однако он не способен достаточно быстро реагировать на высокую динамику развития правовых отношений в данной сфере. В этой связи попытки поиска оптимальных решений возникающих правовых проблем осуществляются посредством подзаконного нормотворчества государственных органов, которые ограничены своей компетенцией и не могут в полной мере выработать подходящие решения.
Постоянная динамика миграционных процессов создала еще одну проблему - наличие большого количества законов, регулирующих миграционную сферу, и, как следствие, наличие нередких противоречий между ними. При этом законы не являются единственными регуляторами правовых отношений. Существует также немало подзаконных нормативно-правовых отношений, а также международных договоров, соглашений и конвенций, имплементированных в российскую систему права. Соответственно, совершенно необходимы систематизация действующего миграционного законодательства, переработка содержания правовых норм с целью выявления и устранения противоречий и пробелов, а также дополнения новыми нормами, отвечающими существующим потребностям правового регулирования.
Миграционные правоотношения гораздо больше связаны с конституционным правом, чем может показаться на первый взгляд. Исследователи справедливо отмечают, что они затрагивают такие фундаментальные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации, как право на свободное передвижение, выбор места жительства и места пребывания, право на свободу и личную неприкосновенность и др. При этом ст. 71 Конституции Российской Федерации гласит, что «...регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств» находятся в исключительном ведении Российской Федерации и подлежат регулированию государственными органами федерации в целом, что достигается в первую очередь путем принятия соответствующих законов.
При этом п. «б» ч. 1 ст. 72 во взаимосвязи с ч. 2 ст. 11 Конституции Российской Федерации говорят о том, что обеспечение и защита прав граждан в целом и мигрантов в частности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а соответственно, последние также имеют право издавать нормативно-правовые акты в целях оказания регулирующего воздействия в рассматриваемой сфере правовых отношений.
Исходя из формулировок указанных статей Конституции Российской Федерации разграничиваются предметы ведения, однако конкретный объем полномочий тех или иных органов никак не определяется. Представляется, что такой подход создает риск для дублирования полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов, а также органами власти между собой на каждом уровне.
Исходя из этого, можно сделать несколько выводов.
Во-первых, совершенно необходимо четкое разграничение полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов.
Во-вторых, представляется более разумным наделение полномочиями по регулированию миграционных правоотношений и защитой прав и свобод граждан в сфере миграции именно федеральных органов, поскольку они имеют больше практических возможностей воздействия на динамику миграционных правоотношений, а также больше возможностей нормотворчества.
В-третьих, целесообразно унифицировать миграционное законодательство в единый правовой акт.
В современных реалиях идея принятия миграционного кодекса обретает все больше сторонников в связи с тем, что решает ряд серьезных проблем, которые сложно решаются при наличии большого массива самостоятельных миграционных законов. Представляется, что миграционный кодекс должен учесть следующие важные моменты:
1) установить общие принципы правового регулирования миграционных процессов, отвечающие современным потребностям Российской Федерации в данной сфере с учетом взятых на себя Российской Федерацией обязательств согласно международным договорам, соглашениям и конвенциям;
2) переработать понятийный аппарат с опорой на действующее законодательство и правовую доктрину;
3) определить направления, формы и виды миграции;
4) детально определить правовой статус различных категорий мигрантов, в т.ч. новые категории, такие как, например, интеллектуальные мигранты с опорой на существующие международные обязательства Российской Феде-рации;
5) определить государственные органы, участвующие в реализации государственной миграционной политики, четко указать их компетенцию и полномочия;
6) установить порядки въезда на территорию Российской Федерации, выезда с территории Российской Федерации, учета лиц по месту пребывания и месту жительства, а также иные административные процедуры.
С учетом большого объема правовых норм многие теоретики справедливо разделяют миграционный кодекс на две части - общую и особенную. В об¬щей части предлагается изложить принципы государственной миграционной политики, основные понятия, правовой статус отдельных категорий мигрантов. В свою очередь, особенная часть должна включать нормы, регламентирующие отдельные области миграционных правоотношений, например, внутреннюю миграцию, временное пребывание, трудовую деятельность иностранных лиц и т.д.
Таким образом, правовое регулирование миграционных правоотношений в Российской Федерации в настоящее время сталкивается с рядом проблем, основными среди которых являются существующая неопределенность полномочий федеральных и региональных органов по регулированию миграции и большое количество несистематизированных законов и подзаконных актов. Действующее законодательство очевидно подчеркивает роль федеральных органов государственной власти в вопросах регулирования миграции, а также значительную роль органов субъектов.
Соответственно, задача установления оптимального соотношения между полномочиями различных уровней государственной власти является перво-очередной. Кроме того, необходимо установление системы этих самых полномочий, четкое определение иерархии государственных органов, ответственных за проведение миграционной политики, и их взаимного подчинения с целью исключения дублирования полномочий. Очевидно, что все это не может проводиться без надлежащего правового обеспечения, способного отвечать динамике миграционных правоотношений. В связи с этим вопрос полной переработки миграционного законодательства стоит наиболее остро и в настоящее время требует быстрого и правильного решения. Во многом это может быть достигнуто принятием единого миграционного кодекса, который бы учитывал все существующие недостатки правового регулирования и опирался в том числе и на выработанные правоведами варианты их устранения. Все это позволит добиться существенного улучшения регулирования миграционной сферы в соответствии с современными потребностями.
Напряженность миграционных потоков, нарастающая в последнее время, выявила ряд существенных недостатков правового регулирования миграции в Российской Федерации, главным и, пожалуй, определяющим среди которых является отсутствие четко выраженной модели этого самого регулирования. В этой связи исследование и анализ нормативно-правовых актов, направленных на регулирование миграции, в целях поиска возможных решений возникающих проблем становятся все более актуальными.
Концепция государственной миграционной политики Российской Феде-рации на период до 2025 года прямо говорит о том, что «...миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом». Для этого есть немало причин. Так, например, в силу особенностей российской правовой системы федеральный закон является основным инструментом воздействия на миграционные отношения, однако он не способен достаточно быстро реагировать на высокую динамику развития правовых отношений в данной сфере. В этой связи попытки поиска оптимальных решений возникающих правовых проблем осуществляются посредством подзаконного нормотворчества государственных органов, которые ограничены своей компетенцией и не могут в полной мере выработать подходящие решения.
Постоянная динамика миграционных процессов создала еще одну проблему - наличие большого количества законов, регулирующих миграционную сферу, и, как следствие, наличие нередких противоречий между ними. При этом законы не являются единственными регуляторами правовых отношений. Существует также немало подзаконных нормативно-правовых отношений, а также международных договоров, соглашений и конвенций, имплементированных в российскую систему права. Соответственно, совершенно необходимы систематизация действующего миграционного законодательства, переработка содержания правовых норм с целью выявления и устранения противоречий и пробелов, а также дополнения новыми нормами, отвечающими существующим потребностям правового регулирования.
Миграционные правоотношения гораздо больше связаны с конституционным правом, чем может показаться на первый взгляд. Исследователи справедливо отмечают, что они затрагивают такие фундаментальные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации, как право на свободное передвижение, выбор места жительства и места пребывания, право на свободу и личную неприкосновенность и др. При этом ст. 71 Конституции Российской Федерации гласит, что «...регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств» находятся в исключительном ведении Российской Федерации и подлежат регулированию государственными органами федерации в целом, что достигается в первую очередь путем принятия соответствующих законов.
При этом п. «б» ч. 1 ст. 72 во взаимосвязи с ч. 2 ст. 11 Конституции Российской Федерации говорят о том, что обеспечение и защита прав граждан в целом и мигрантов в частности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а соответственно, последние также имеют право издавать нормативно-правовые акты в целях оказания регулирующего воздействия в рассматриваемой сфере правовых отношений.
Исходя из формулировок указанных статей Конституции Российской Федерации разграничиваются предметы ведения, однако конкретный объем полномочий тех или иных органов никак не определяется. Представляется, что такой подход создает риск для дублирования полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов, а также органами власти между собой на каждом уровне.
Исходя из этого, можно сделать несколько выводов.
Во-первых, совершенно необходимо четкое разграничение полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов.
Во-вторых, представляется более разумным наделение полномочиями по регулированию миграционных правоотношений и защитой прав и свобод граждан в сфере миграции именно федеральных органов, поскольку они имеют больше практических возможностей воздействия на динамику миграционных правоотношений, а также больше возможностей нормотворчества.
В-третьих, целесообразно унифицировать миграционное законодательство в единый правовой акт.
В современных реалиях идея принятия миграционного кодекса обретает все больше сторонников в связи с тем, что решает ряд серьезных проблем, которые сложно решаются при наличии большого массива самостоятельных миграционных законов. Представляется, что миграционный кодекс должен учесть следующие важные моменты:
1) установить общие принципы правового регулирования миграционных процессов, отвечающие современным потребностям Российской Федерации в данной сфере с учетом взятых на себя Российской Федерацией обязательств согласно международным договорам, соглашениям и конвенциям;
2) переработать понятийный аппарат с опорой на действующее законодательство и правовую доктрину;
3) определить направления, формы и виды миграции;
4) детально определить правовой статус различных категорий мигрантов, в т.ч. новые категории, такие как, например, интеллектуальные мигранты с опорой на существующие международные обязательства Российской Феде-рации;
5) определить государственные органы, участвующие в реализации государственной миграционной политики, четко указать их компетенцию и полномочия;
6) установить порядки въезда на территорию Российской Федерации, выезда с территории Российской Федерации, учета лиц по месту пребывания и месту жительства, а также иные административные процедуры.
С учетом большого объема правовых норм многие теоретики справедливо разделяют миграционный кодекс на две части - общую и особенную. В об¬щей части предлагается изложить принципы государственной миграционной политики, основные понятия, правовой статус отдельных категорий мигрантов. В свою очередь, особенная часть должна включать нормы, регламентирующие отдельные области миграционных правоотношений, например, внутреннюю миграцию, временное пребывание, трудовую деятельность иностранных лиц и т.д.
Таким образом, правовое регулирование миграционных правоотношений в Российской Федерации в настоящее время сталкивается с рядом проблем, основными среди которых являются существующая неопределенность полномочий федеральных и региональных органов по регулированию миграции и большое количество несистематизированных законов и подзаконных актов. Действующее законодательство очевидно подчеркивает роль федеральных органов государственной власти в вопросах регулирования миграции, а также значительную роль органов субъектов.
Соответственно, задача установления оптимального соотношения между полномочиями различных уровней государственной власти является перво-очередной. Кроме того, необходимо установление системы этих самых полномочий, четкое определение иерархии государственных органов, ответственных за проведение миграционной политики, и их взаимного подчинения с целью исключения дублирования полномочий. Очевидно, что все это не может проводиться без надлежащего правового обеспечения, способного отвечать динамике миграционных правоотношений. В связи с этим вопрос полной переработки миграционного законодательства стоит наиболее остро и в настоящее время требует быстрого и правильного решения. Во многом это может быть достигнуто принятием единого миграционного кодекса, который бы учитывал все существующие недостатки правового регулирования и опирался в том числе и на выработанные правоведами варианты их устранения. Все это позволит добиться существенного улучшения регулирования миграционной сферы в соответствии с современными потребностями.
Подобные работы
- Определение понятия «миграция», основные виды миграционных процессов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4205 р. Год сдачи: 2017 - Определение понятия «миграция», основные виды
миграционных процессов
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - Административно-правовой механизм реализации
миграционного законодательства в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Правовой статус мигрантов: теоретико-правовой аспект
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы правового регулирования вынужденной миграции
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - Конституционно-правовой институт гражданства Российской
Федерации
Дипломные работы, ВКР, автоматика и управление. Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2018 - Понятие незаконного мигранта: проблемы определения
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Государственное управление в сфере миграционной политики
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - Современные проблемы института гражданства в Российской Федерации
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2019



