С 2015 года в Консолидированном Бюджете РФ не предусмотрено субсидий на покрытие расходов ФГУП «Почта России», а новая стратегия развития ФГУП «Почта России» предполагает переход на полную самоокупаемость в течение ближайших лет. Основная деятельность почтового оператора тем временем убыточна. В силу ограничений, наложенных на почтового оператора Всемирным почтовым союзом и Федеральной службой по тарифам, ФГУП «Почта России» не может сократить расходы на основную деятельность путем сокращения количества обслуживаемых отделений и одновременно не может повысить доходы путем повышения тарифов на почтовые услуги.
Перед ФГУП «Почта России» остро стоит необходимость найти источник дохода, который бы смог окупить затраты на предоставление почтовых услуг и обеспечить возможность дальнейшего функционирования и развития компании. Таким источником стала диверсификация компании - выход на рынки дополнительных услуг.
Проблематика исследования состоит в следующем: являясь источником дохода, диверсификация, однако имеет негативные последствия для компании. В частности, большое количество и высокий объем оказания дополнительных услуг ФГУП «Почта России» может отвлекать трудовые и материальные ресурсы от основной деятельности, повышать транзакционные издержки, снижать эффективность управления компанией.
Положение ФГУП «Почта России» осложнено тем, что эта компания трансрегиональная. Почта оказывает основные и дополнительные услуги в 42 000 однотипных отделений в разных регионах страны. До недавнего времени набор услуг для различных регионов был стандартизированным, однако спрос на различные дополнительные услуги в регионах разнится.
Перед руководством ФГУП «Почта России» стоит необходимость реформирования портфеля услуг таким образом, чтобы смягчить негативные последствия диверсификации и учесть региональную специфику, не потеряв при этом доходов от оказания дополнительных услуг.
Объект исследования - услуги, оказываемые ФГУП «Почта России», предмет - диверсификация этих услуг.
Цель исследования состоит в том, чтобы разработать инструментарий для реформирования структуры услуг и с использованием разработанного инструментария определить особенности диверсификации ФГУП «Почта России в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие диверсификации;
2. Выявить и охарактеризовать основные мотивы для диверсификации компаний;
3. Выявить и охарактеризовать последствия диверсификации для компаний;
4. Проанализировать мотивы для диверсификации ФГУП «Почта России»;
5. Проанализировать последствия диверсификации для ФГУП «Почта России»;
6. Определить характерные черты диверсификации деятельности ФГУП «Почта России»;
7. Выявить и адаптировать инструментарий для реформирования портфеля услуг;
8. Апробировать инструментарий к структуре услуг ФГУП «Почта России» в Санкт-Петербурге.
В основе исследования лежат теория диверсификации деятельности фирмы, ресурсная концепция фирмы и концепция портфельного анализа (стратегического анализа диверсификации фирмы). В работе были также использованы элементы теории транзакционных издержек и теории агентских отношений.
Основными методами исследования стали: анализ фактологического материала, проведение опроса и анализ полученных первичных данных, построение кубической матрицы услуг диверсифицированной компании.
Структура работы соответствует цели и задачам исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Первая глава исследования, посвященная диверсификации ФГУП «Почта России», основана на работах российских и зарубежных ученых на тему видов, стратегий, преимуществ и негативных последствий диверсификации. В частности, используются труды И. Ансоффа, Р М. Гранта, Э. Пенроуз, Р Рамелта, А. А. Томпсона и А. Дж. Стрикленда, А. Д. Чандлера, И.Б. Гуркова и В. С. Катькало. Источниками для первой главы также послужили российские и международные законодательные акты, в частности Международная почтовая конвенция, федеральные законы и постановления Правительства РФ; учредительные, регулирующие документы и документы стратегического планирования ФГУП «Почта России», данные официального сайта компании и публикации СМИ, посвященные отрасли почтовой связи и ФГУП «Почта России».
Источниками, использованными во второй главе, стали работы российских и зарубежных авторов, посвященные стратегическому анализу диверсификации (портфельному анализу», матричному анализу, концепции компетенций фирмы. В частности, приводятся работы Э. Сегев, К. К. Прахалада и Г. Хамела, В. Р Веснина, И. Б. Гуркова. Основу второй главы составляют фактологические данные аналитических обзоров, консалтинговых исследований и публикаций СМИ о рынках услуг, предоставляемых ФГУП «Почта России», и данные об услугах, представленные на официальном сайте почтового оператора.
Формат исследования: консалтинговый проект. Предполагаемым результатом работы является инструментарий для реформирования структуры услуг - алгоритм стратегической диверсификации ФГУП «Почта России», адаптированный к специфике компании, и свод рекомендаций по реформированию существующей структуры услуг. Разработанный инструментарий может быть применен управляющими макрорегиональных центров ФГУП «Почта России» при разработке стратегий развития почтовых макрорегионов, а также при принятии решений о реформировании структуры услуг в почтовом макрорегионе. Свод рекомендаций, полученный путем апробации разработанного инструментария к услугам компании в Санкт-Петербурге, может быть использован руководством регионального филиала ФГУП «Почта России» для принятия решений о реформировании системы услуг.
В ходе исследования диверсификации компаний было дано наиболее полное, но операбельное определение диверсификации как стратегии развития компании. Были выделены способы реализации данной стратегии; определены особенности диверсифицированной компании - наличие структурных бизнес единиц, специфическая роль корпоративного центра и многоуровневость системы; были охарактеризованы подходы к диверсификации услуг трансрегиональной компании - стандартизация или региональная адаптация бизнес-процессов, ассортиментной и товарной политики.
Были выявлены и охарактеризованы мотивы (то есть причины и выгоды диверсификации) и негативные последствия диверсификации для компаний. Были сформулированы три критерия чрезмерной диверсификации.
Далее были рассмотрены особенности функционирования ФГУП «Почта России», в частности специфические ресурсы компании, действующая и планируемая организационные структуры, была составлена структура услуг компании. Указанные шаги позволили в дальнейшем определить характерные особенности диверсификации ФГУП «Почта России» и адаптировать алгоритм стратегического анализа диверсификации для ФГУП «Почта России».
На основании выявленных ранее возможных мотивов и последствий диверсификации, были определены и охарактеризованы мотивы и негативные последствия диверсификации для ФГУП «Почта России».
Так, диверсификация имела как позитивные, так и негативные последствия для ФГУП «Почта России». Диверсификация услуг привела к появлению возможностей для дальнейшего роста, экономии на диапазоне и на разнообразии, к возможности использовать перекрестное субсидирование, и возможности адаптироваться к изменениям внешней среды. В то же время наличие большого количества услуг снижает эффективность деятельность компании, в том числе через отвлечение трудовых и материальных ресурсов, и снижает эффективность управления компании, в частности из-за неприспособленной к диверсификации организационной структуры оператора. Выход на многочисленные рынки услуг также увеличивает транзакционные затраты компании, а многоуровневая структура диверсифицированной Почты усиливает агентский конфликт.
В практической части исследования был применен стратегический анализ диверсификации. Практическая часть состояла из адаптации традиционного алгоритма анализа, в частности адаптации матричной модели, к специфике Почты, апробации полученного алгоритма к услугам компании в Санкт-Петербурге и определению рекомендаций по результатам примененного инструментария.
Использование стратегического анализа диверсификации позволяет ответить на 3 ключевых вопроса о Почте России: в каком положении диверсифицированная предприятие находится сейчас; какой Почта хочет быть в перспективе; какие действия необходимо для этого предпринять. С практической же точки зрения, стратегический анализ диверсификации (портфельный анализ) был использован как инструмент реформирования портфеля услуг. Цель анализа - сравнение услуг для принятия решений о том, какие из них являются перспективными, какие требуют дополнительных инвестиций, наконец, на каких услугах компании сконцентрировать усилия и ресурсы, а от каких услуг стоит отказаться.
Учитывая организационную структуру Почты, в основном отсутствие структурных бизнес-единиц, несколько этапов традиционного алгоритма портфельного анализа были исключены. Двухмерная матрица, использовавшаяся в традиционном алгоритме, была заменена более полной трёхмерной матрицей. Параметры трехмерной матрицы также были изменены, в силу использованных Почтой способов реализации стратегии диверсификации. Для того, чтобы реформирование структуры услуг учитывало региональную специфику, один из этапов алгоритма был изменен и дополнен опросом населения региона.
Разработанный анализ диверсификации Почты России включает 4 этапа: оценку существующего положения фирмы (1), матричный анализ портфеля бизнесов/услуг (2), сравнение перспективности бизнесов/услуг (3), и рекомендации по корректировке стратегии диверсификации, а именно структуры услуг диверсифицированной компании (4).
Адаптированный матричный анализ (2) включает три параметра: привлекательность рынка: наличие спроса на услугу, долю услуги в общем доходе компании и потенциал роста рынка; стратегическую совместимость ключевых факторов успеха: требуемых на рынке и имеющихся у компании; силу компании: самостоятельность компании на рынке и долю компании в цепочке создания ценности.
Разработанный алгоритм анализа может быть использован на уровне руководства макрорегиональными центрами ФГУП «Почта России» при разработке стратегии развития макрорегиона. Алгоритм позволяет формировать приоритеты развития в оказании услуг в кратко-, средне-, и долгосрочной перспективе; выявлять услуги, от которых необходимо отказаться в регионе; и определять необходимые направление инвестиций в различные услуги.
Использование в алгоритме опроса населения региона позволяет применять алгоритм при разработке адаптированного к региональному спросу ассортимента услуг.
Алгоритм стратегического анализа диверсификации ФГУП «Почта России» был апробирован к услугам ФГУП «Почта России» в Санкт-Петербурге.
По результатам анализа, ФГУП «Почта России» рекомендовано в краткосрочной перспективе продолжать оказывать услуги по выплате пенсий и социальных пособий, услуги офис-центра, услуги по приему платежей в пользу третьих лиц. В среднесрочной перспективе сконцентрировать усилия и ресурсы на услугах по осуществлению денежных переводов, продаже прессы, продаже канцелярских товаров и лотерейных билетов. В долгосрочном плане наиболее перспективными являются услуги по пересылке посылок, услуги курьерской доставки, государственные услуги, банковские услуги и услуги по продаже филателистической продукции.
Таким образом, в долгосрочной перспективе ФГУП «Почта России» может стать эффективным поставщиком почтово-финансовых услуг. Для этого ФГУП «Почта России» необходимо планомерно реформировать структуру услуг, в частности отказаться от оказания ряда услуг, и вложить имеющиеся ресурсы по ряду направлений развития услуг.
В краткосрочной перспективе ФГУП «Почта России» рекомендуется отказаться от продажи авиа- и железнодорожных билетов, продажи билетов на культурные мероприятия, оказания услуг связи (телеграфной, телефонной, коллективного доступа в сеть Интернет), а также от страховых услуг. В среднесрочном плане услуги, перспективные лишь в краткосрочном плане, становятся следующими претендентами на исключение из портфеля. Соответственно, в долгосрочной перспективе компании возможно придется отказаться от услуг, перспективных лишь в среднесрочном плане. Постепенное реформирование структуры услуг должно сопровождаться проведением дополнительных портфельных анализов.
На основании проведенного анализа ФГУП «Почта России» рекомендовано осуществлять инвестиции в следующих направлениях. Во-первых, инвестировать в технологии, повышающие эффективность процесса предоставления услуг: технологии, понижающие долю ручного труда при пересылке; оптимизацию логистических маршрутов; обновление ИТ-инфраструктуры отделений; внедрение электронной очереди. Во-вторых, необходимо развитие Почта Банка, так как многие услуги в среднесрочной перспективе перейдут в сектор банковского обслуживания (платежи, денежные переводы, пенсии и социальные платежи). В-третьих, необходимы меры по стимулированию спроса на услуги среди различных возрастных категорий.
Результаты анализа могут быть применены руководством почтового макрорегиона «Северо-Запад» при разработке макрорегиональной стратегии развития ФГУП «Почта России» и принятии решений о региональной адаптации ассортимента услуг.
1. Анализ розничного рынка канцтоваров: новое исследование компании AS Marketing [Электронный ресурс] // AS Marketing. — 2 0 16. — Режим доступа: http://www.segment.ru/review/zorka/analiz roznichnogo ryinka kantstovarov novoe issledovanie kompanii as marketing/(дата обращения: 24.05.2016).
2. Белоусова, Е. М. Особенности выбора предприятиями стратегии диверсификации производства / Е. М. Белоусова // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. — 2013 год. — №6. — С. 12-15.
3. Будущее печатной прессы: цифры, факты и прогнозы [Электронный ресурс] // 4P. — 2014. — Режим доступа: http://www.4p.ru/main/research/151859/(дата обращения: 24.05.2016).
4. Буланова, Е. А. Методические принципы формирования стратегии диверсификации / Е. А. Буланова, И. И. Петрова // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке. — СПб., 2013. — С. 316-327.
5. В Санкт-Петербурге доля Сбербанка на рынке оплаты услуг ЖКХ увеличилась до 70% [Электронный ресурс] / /Ассоциация банков Северо-Запада. —2016. — Режим доступа:http://www.nwab.ru/banks/banknews/320/58852(дата обращения: 24.05.2016).
6. Вакансия: Оператор связи в Москве, работа в компании Почта России
[Электронный ресурс] // Superjob. —2016. — Режим доступа:
http://www.superjob.ru/vakansii/operatorsvyazi28044386.html(дата обращения: 24.05.2016).
7. Введя комиссии за оплату услуг ЖКХ, Сбербанк отдал рынок владельцам терминалов [Электронный ресурс] // Prokioski. — Режим доступа:http://prokioski.ru/news/1938.html(дата обращения: 25.05.2016).
8. Веснин, В. Р. Стратегии диверсификации для надежного бизнеса [Электронный ресурс] / В. Р Веснин // Библиотека института независимой оценки. — 2013. — Режим доступа: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=012562(дата обращения: 24.05.2016).
9. Веснин, В. Р Стратегическое управление / В. Р Веснин — М. : ТЕ Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 328 с.
10. Всемирная почтовая Конвенция : утверждена Всемирным Почтовым Союзом 12 августа 2008 года [Электронный ресурс] // Минкомсвязь России. — Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/documents/3783/(дата обращения: 22.05.2016).
11. ВТБ 24 и «Почта России» создали Почта Банк [Электронный ресурс] // LENTA.RU— Режим доступа: https://lenta.ru/news/2016/01/28/postbank/(дата обращения: 25.05.2016).
12. Выплата пенсий и пособий [Электронный ресурс] // Почта России. — 2016. — Режим доступа:http://www.russianpost.ru/rp/servise/ru/home/finuslug/pension(дата обращения: 25.05.2016).
13. Глава "Почты России" отправлен в отставку [Электронный ресурс] // РБК. — 2013. — Режим доступа:http://www.rbc.ru/politics/19/04/2013/854753.shtml(дата обращения: 24.05.2016).
14. Годовой отчет 2014 / Почта России. — 2014. — 68 с.
15. ГОСТ Р 5 2113-2014. Услуги населению: Номенклатура показателей качества услуг [Электронный ресурс] // Единая база ГОСТов РФ. — Режим доступа: http://gostexpert.ru/gost/gost-52113-2003(дата обращения: 18.05.2016).
16. Грант, Р Современный стратегический анализ / Р Грант. — 7-е изд. — СПб. : Питер, 2012. — 544 с.
17. Гурков, И. Б. Алгоритмы корпоративной стратегии/ И. Б. Гурков. — Москва, 2008.
18. Денежные переводы « К и б е р Д е н ь г и » (по России) [Электронный ресурс] // Почта России.— Режим доступа: http://www.russianpost.ru/rp/servise/ru/home/finuslug/cybermoney russia(дата обращения: 22.05.2016).
19. Джонсон, Д. Корпоративная стратегия: теория и практика / Д. Джонсон, К. Шоулз, Р Уиттингтон. — 7-е изд. — М. : ООО «И.Д. Вильямс», 2007. — 800 с.
20. Доставка посылочной почты курьером [Электронный ресурс] / / Почта России. — Режим доступа:http://www.russianpost.ru/rp/servise/ru/home/postuslug/dost kurierom(дата обращения: 22.05.2016).
21. За рубежом появится сеть филиалов "Почты России" [Электронный ресурс] / / Правда. — 2013. — Режим доступа:http://www.pravda.ru/news/society/25-10-2013/1179502-pochta-0/(дата обращения: 22.05.2016).
22. Заявление генерального директора ФГУП «Почта России» А.Н. Киселев на V
заседании ЦК Общероссийского профсоюза работников связи РФ [Электронный ресурс] / /
EMS Russian Post. — 2 0 0 9. — Режим доступа: www.emspost.ru/ru/news/? objid=1d613be7ee844235992676902b5fc24e (дата обращения: 22.05.2016).
23. Иванова, Ю. Н. Действия и основные ошибки компаний при разработке стратегии выхода на региональные рынки / Ю. Н. Иванова, В. В. Иванов // Экономический вестник Ростовского государственного университета. — 2009. — Т.7. —№4. — С. 57¬73.
24. Иванова, Ю. Н. Стандартизация и диверсификация деятельности региональных филиалов // Журнал «Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов». — 2011. —№2 (38) . — С. 98-112.
25. Ивашковская, И. В. Эмпирический анализ эффективности корпоративной диверсификации на растущих рынках капитала на примере группы BRIC /И. В. Ивашковская, С. А. Шамраева, Е. Е. Григориади // Экономический журнал ВШЭ. — 2009. — № 3. — С. 360-382.
26. Ильин, С. С. Экономика / С. С. Ильин, Т И. Васильева — М. : СЛОВО, 2010. — 544 с.
27. Импульсивные покупки и приверженность покупателей [Электронный ресурс] // IMSPM. — Режим доступа:http://imspm.spb.ru/articles/271519.php(дата обращения: 25.05.2016).
28. Интервью с гендиректором Почты России [Электронный
ресурс] / /РБК. — Режим доступа:
http://www.rbc.ru/interview/technology and media/18/06/2015/557eb3429a7947472827aa42 (дата обращения: 22.05.2016).
29. Исследование рынка частных потребителей услуг платного ксерокопирования [Электронный ресурс] / / Журнал «Маркетинг В России и за рубежом». — Режим доступа: http://www.mavriz.rU/articles/1999/5/210.html(дата обращения: 25.05.2016).
30. К дню российской прессы [Электронный ресурс] //ВЦИОМ. — 2015. — Режим доступа:http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115113(дата обращения: 22.05.2016).
31. Катькало, В. С. Современные трактовки стратегий диверсификации / А. В. Бухвалов, В. С. Катькало // Российский журнал менеджмента. — 2008. — Том 6, № 1. — С. 57¬64.
32. КиберПочт@ [Электронный ресурс] / /Почта России.— Режим доступа: http://www.russianpost.ru/rp/servise/ru/home/uslforpeople/cyberpost(дата обращения: 25.05.2016).
33. Ключевые факторы успеха в отрасли [Электронный ресурс] / / Студми.— 2013.
— Режим доступа: http://studme.org/49884/marketing/klyuchevye_faktory_uspeha_otrasli(дата обращения: 22.05.2016).
34. Коротаева, Н. В. Тенденции развития банковской системы России в современных условиях/ Н. В. Коротаева, Т В. Борисова// Журнал Социально-экономические явления и процессы. — 2014. — № 3 (9).
35. Макрорегионы // Журнал «Почта России». — 2015. — №1 (118) .
36. Махнушина В. Н., Шинкевич А. Н. Современные виды и формы диверсификации // Российское предпринимательство. — 2015. — Том 16. — № 10. — С. 1459-1468.
37. О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи : постановление Правительства Российской Федерации от 2 4.1 0.200 5 г. № 6 3 7 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 22.05.2016).
38. О компании [Электронный ресурс] // ФГУП Издатцентр «Марка». — Режим доступа: http://www.rusmarka.ru/about.aspx(дата обращения: 24.05.2016).
39. О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов : федер. закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ (ред. от 20.04.2015) : Принят Государственной Думой 21 ноября 2014 года : одобрен Советом Федерации 26 ноября 2014 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 19.05.2016).
40. Обзор российского рынка канцелярских товаров [Электронный ресурс] // Информационный портал межрегионального делового сотрудничества. — 2015. — Режим доступа:http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-7851.html(дата обращения: 24.05.2016).
41. Обзоры российских аукционов: Новый рекорд филокартического рынка в России: 240 тысяч рублей за почтовую открытку [Электронный ресурс] // ArtInvestments.ru. — 2016. — Режим доступа:http://artinvestment.ru/invest/russia/20160126 rusenamel.html(дата обращения: 24.05.2016).
42. Описания услуг [Электронный ресурс] // Личный кабинет. — Режим доступа: http://lichnyjcabinet.ru/(дата обращения: 24.05.2016).
43. Петров, А. Н. Стратегический менеджмент / А. Н. Петров — СПб. : Питер, 2005. — 496 с.
44. Письмо с прибылью [Электронный ресурс]//РБК.— 2016. — Режим доступа: http://www.rbc.ru/newspaper/2016/05/17/5739e7529a79479e54c61680(дата обращения: 24.05.2016).
45. Почта доставила прибыль [Электронный ресурс] //Ведомости. — 2016. — № 4058. — Режим доступа:https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/04/19/638194-pochta-rossii(дата обращения: 24.05.2016).
46. Почта России: с 37% до 50% рынка e-commerce за два года [Электронный ресурс] // Retail and loyalty journal. — 2015. — Режим доступа:http://www.retail- loyalty.org/journal retail loyalty/read online/art186995/(дата обращения: 24.05.2016).
47. Почта России ищет консультантов для реорганизации бизнеса [Электронный ресурс] // Ведомости. — 2016. — № 4007. — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2016/02/03/626542-pochta-rossii-ischet-konsultantov-dlya-reorganizatsii-biznesa(дата обращения: 24.05.2016).
48. Почта России на 13 % увеличила продажи прессы в отделениях
[Электронный ресурс]// Почта России. — 2016. — Режим доступа:
http://www.russianpost.ru/rp/press/ru/home/newscompany/item?newsid=8538(дата обращения: 24.05.2016).
49. П о ч т а Р о с с и и о т в е т и л а н а в о п р о с ы к л и е н т о в Р у т а о б а о
[Электронный ресурс] // Рутаобао.— 2013. — Режим доступа:
http://kupinatao.com/Blog/post/2013/01/15/russianpost-otvety.aspx(дата обращения: 24.05.2016).
50. Почта России откажется от продажи еды в крупных городах [Электронный ресурс] // LENTA.RU. — 2015. — Режим доступа:https://lenta.ru/news/2013/09/27/nofood/(дата обращения: 24.05.2016).
51. П очт а Р о с с и и у в е л и ч и л а в ыр у ч ку от пр од аж и п очто в о й
продукции - упаковки, периодики и канцелярских товаров [Электронный ресурс] // П оч т а Р о с с и и . — 2 0 1 5. — Режим доступа:
http://www.russianpost.ru/rp/press/ru/home/newscompany/item?newsid=8459(дата обращения: 24.05.2016).
52. Почтовый депозит ВТБ [Электронный ресурс] // Ведомости. — 2016. — № 4004. — Режим доступа:https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2016/01/29/625963-pochta-bank-sosredotochitsya-privlechenii-deneg-grazhdan(дата обращения: 24.05.2016).
53. Правила оказания услуг почтовой связи [Электронный ресурс] // Почта России. — Режим доступа: http://www.russianpost.ru/rp/servise/ru/home/documents/postrules/postrules1(дата обращения: 10.05.2016).
54. Приём коммунальных платежей [Электронный ресурс] // Почта России. — Режим доступа:http://www.russianpost.ru/rp/servise/ru/home/finuslug/municipalpayments(дата обращения: 25.05.2016).
55. Продажа б илетов [Электронный ресурс] // Почта России. — Режим доступа: http://www.russianpost.ru/rp/servise/ru/home/uslforpeople/saletickets(дата обращения: 25.05.2016).
56. Продуктовое планирование [Электронный ресурс] // Лекции.Ком. — 2014. — Режим доступа:http://lektsii.com/1-34242.html(дата обращения: 24.05.2016).
57. Продуктовый портфель фирмы [Электронный ресурс] // Экономический портал Economix. — Режим доступа: http://economix.in.ua/books/konspekti/1/marketing/55/55.php(дата обращения: 10.05.2016).
58. Развитие конкуренции на рынке оказания государственных услуг [Электронный ресурс] //Журнал «Бюджет». — Режим доступа:http://bujet.ru/article/156590.php(дата обращения: 24.05.2016).
59. Реализация лотерей [Электронный ресурс] / / Почта России. — Режим доступа: http://www.russianpost.ru/rp/servise/ru/home/uslforpeople/salelotteries(дата обращения: 24.05.2016).
60. Рынок денежных переводов из России сократился на 5%, до 761,4 млрд рублей [Электронный ресурс] / /Деловой Петербург. — 2015. — Режим доступа: http://www.dp.ru/a/2016/03/10/Rinok denezhnih perevodov/(дата обращения: 24.05.2016).
61. Р ы н о к п е ч а т н о й п р е с с ы : с п а с е н и е у т о п а ю щ и х
[Электронный ресурс] // Adindex. — 2015. — Режим доступа:
http://adindex.ru/publication/analitics/conjuncture/2015/09/21/128051.phtml(дата обращения: 24.05.2016).
62. Рынок широкопечатной печати растет [Электронный ресурс] // Журнал Наружка. — Режим доступа:http://www.ridcom.ru/publications/68/(дата обращения: 25.05.2016).
63. Рынок экспресс-доставки в Российской Федерации, итоги 2015 года [Электронный ресурс] // J’son &Partners Consulting. — Режим доступа: http://www.shopolog.ru/metodichka/logistics/j-son-partners-consulting-rynok-ekspress-dostavki-v-rossiyskoy-federacii-itogi/(дата обращения: 24.05.2016).
64. Справочная информация о ФГУП «Почта России» [Электронный ресурс] // Почта России. — Режим доступа:http://www.russianpost.ru/rp/company/ru/home/info(дата обращения: 10.05.2016).
65. Срочные денежные переводы «Форсаж» [Электронный ресурс] // Почта России. — Режим доступа: http://www.russianpost.ru/rp/servise/ru/home/finuslug/forsage(дата обращения: 10.05.2016).
66. Стратегический анализ диверсифицированных компаний [Электронный ресурс] //
Электронный учебно-методический комплекс. — Режим доступа: http://www.kgau.ru/di stance/mf 06/strat managment/02 05.html (дата обращения:
21.05.2016).
67. Стратегия развития федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» на период до 2018 года [Электронный ресурс] / / Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. — Режим доступа: www.minsvyaz.ru/ru/documents/4518/(дата обращения: 24.05.2016).
68. Страховые услуги [Электронный ресурс] / / Почта России. — Режим доступа: http://www.russianpost.ru/rp/servise/ru/home/finuslug/insurance(дата обращения: 24.05.2016).
69. Титаренко, Е. Россвязь следит за доходами [Электронный ресурс] / Е. Титаренко // ComNews. — 2016. — Режим доступа: http://www.comnews.ru/node/100838(дата обращения: 25.05.2016).
70. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. — М. : Москва, 1998. — 576 с.
71. Третьяк, О. А. Маркетинг: новые ориентиры модели управления / О. А. Третьяк — М. : ИНФРА-М, 2005. — XII. — 403 с.
72. Услуги и сервисы [Электронный ресурс] // Почта России. — Режим доступа: http://www.russianpost.ru/rp/servise/ru/home(дата обращения: 10.05.2016).
73. Устав федерального государственного предприятия «Почта России» [Электронный ресурс] // Почта России. — Режим доступа:
http://fc.russianpost.ru/Download/AboutRussianPost/charter/charter 01072013.pdf (дата
обращения: 23.05.2016).
74. Филателия [Электронный ресурс] // Почта России. — Режим доступа: http://www.russianpost.ru/resp_engine.aspx?
Path=RP/SERVISE/RU/Home/postuslug/Philately (дата обращения: 25.05.2016).
75. Филиал Russian Post в Берлине [Электронный ресурс] // Почта России. — Режим доступа:http://www.russianpost.ru/rp/filials/ru/home/f b(дата обращения: 23.05.2016).
76. Флек, М. Б. Практическая экономика предприятия: синергетический подход / М. Б. Флек, Е. А. Угнич, И. В. Богуславский, Ю. Б. Слюсарь // Scientific magazine Kontsep. — 2014. — С. 208-224.
77. Фролова, Е. И. Современные реалии рынка розничных банковских услуг в России // Журнал Новый университет. — 2011. — № 8 (8).
78. Фут, Н. Роль корпоративного центра / Н. Фут, Д. Хенсли, М. Лэндсберг, Р Моррисон // Вестник McKinsey: Теория и практика управления. — 2003. — №1. — С. 49-76.
79. Шамраева, С. А. Издержки и выгоды корпоративной диверсификации / С. А. Шамраева // Корпоративные финансы. — 2010. — №2(14) . — С. 36-48.
80. Aghion, P. Formal and real authority in organizations / P Aghion, J. Tirole // Journal of Political Economy. — 1997. — №105. — P 1-29.
81. Allison, D. Top 4 Signs Of Over-Diversification [Электронный ресурс] / D. Allison // Investopedia. — Режим доступа:http://www.investopedia.com/articles/financial-theory/11/signs-of-over-diversification.asp(дата обращения: 24.05.2016).
82. Ansoff, H. I. Strategies for diversification / H. I. Ansoff. — Bradford University Press, 1971. — 380 p.
83. Chandler, A. D. Strategy and Strusture: A Chapter in the History of Industria / A. D. Chandler. — Cambridge, Mass, MIT. Press, 1962. — 480 p.
84. Constantinides, G. M. Handbook of the economics of finance / G. M. Constantinides, M. Harris, R. Stulz // Corporate Finance Elsevier B.V. — 2003.
85. Development strategies for the postal sector: an economic perspective
[Электронный ресурс] // Universal Postal Union. — 2014. — Режим доступа:
http://www.upu.int/uploads/tx_sbdownloader/publicationTrendsDevelopmentStrategiesForT hePostalSectorEn.pdf (дата обращения: 23.05.2016).
86. Duhaime, I. M. Strategic Thinking: Today’s Business Imperative / I. M. Duhaime, L. Stimpert, J. Chesley // Routledge. — 2012. — P 222-253.
87. Griffin, R.W. Management /Ricky W. Griffin. — 12th Edition. — Cengage Learning, 2013. — 393 p.
88. Harper, N. Are you too focused? / N. Harper, S. P Vignerie //McKinsey Quarterly. — 2002. — P. 29-37.
89. Kono, T. Strategy and Structure of Japanese Enterprises / T. Kono // Macmillan. — 1984. — 320 p.
90. Liebeskind, J.P. Internal Capital Markets: Benefits, Costs, and Organizational Arrangements / J. P Liebeskind // Organization Science. — 2000. — 11(1). — P.58-76.
91. Martin, J. D. Corporate Diversification and Shareholder Value: A Survey of Recent Literature / J. D. Martin, A. Sayrak // Journal of Corporate Finance. — 2003. —№9. — P.37-57.
92. Mollet, P. Diversification into logistics strategies for incumbent postal operators in Europe // EPFL, Lausanne. — 2008.
93. Montgomery, C.A. Corporate Diversification / C. A. Montgomery // Journal of Economic Perspective. — 1994. — 8(3). — P 163-178.
94. Morris, W. T Diversification [Электронный ресурс] / William T Morris // Management Science. — 1958. —Vol. 4, No. 4. — Режим доступа: http://search.jstor.org/(дата обращения: 23.05.2016).
95. Palich, L. E. Curvilienearity in the diversification-performance linkage: an examination of over three decades of research / L. E. Palich, L.B. Cardinal, C. Miller // Strategic Management Journal. — 2000. — vol. 21. — P.155-174.
96. Parenting Fir Matrix [Электронный ресурс] / MBA Knowledge Base. — Режим доступа: http://www.mbaknol.com/strategic-management/parenting%E2%80%93fit-matrix/(дата обращения: 23.05.2016).
97. Penrose, E. The Theory of the Growth of the Firm / E. Penrose. — Oxford: Basil Blackwell, 1959. — 280 p.
98. Post Offices & Local Government - International Literature Review [Электронный ресурс] / / Consumer Focus Scotland. — 2011. — Режим доступа: http://postandparcel.info/files/2012/02/POs-Government-Services-International-Comparisons-Final-Triangle-Report.pdf(дата обращения: 25.05.2016).
99. Prahalad, C. The Core Competence of the Corporation / C. Prahalad, G. Hamel. — Harvard Business Review, 1990. — P 18-46.
100. Puranam, P Corporate Strategy: Tools for Analysis and Decision-Making / P Puranam, B. Vanneste // Cambridge University Press, 2016. — P 90-98.
101. Ramanujan, V. Research on corporate diversification: A synthesis [Электронный ресурс] / V. Ramanujan, P Varadarajan // Strategic Management Journal. — 1989. —Vol. 10 (6). — Режим доступа: http://search.jstor.org/(дата обращения: 23.05.2016).
102. Response Rate Report, 2012 / Direct Marketing Association (DMA). — Berlin, 2012. — 127 p.
103. Rumelt, R. P Strategy, Structure and Economic Performance / P R. —Rumelt Harvard University Press, 1974. — 420 p.
104. Segev, E. Corporate Strategies (Portfolio Models) / E. Segev. — London: International Thompsom Publisher, 1997 - 356 p.
105. Sudarsanam, S. Creating value from mergers and acquisitions: the challenges, an international and integrated perspective / S. Sudarsanam. — 4th ed. — Financial Times: Prentice Hall, 2003. — 616 p.
106. Teece, D. Economics of Scope and the Scope of the Enterprise // Journal of Economic Behavior and Organization. — 1980. — I. — P.223-247.
107. Whittington, R. The European Corporation: Strategy, Structure and Social Science / R. Whittington, M. Mayer. — Oxford University Press, 2000. — 536 p.
108. Wright, P. Intelligence-driven Management Optimizes Urban Resources
[Электронный ресурс] / Pearl Wright // The Magazine for Global Advantechers and Partners. — 2015. —No.17. —Режим доступа:
http://advcloudfiles.advantech.com/ecatal og/MyAdvantech/MyAdvantech_N o_17_eng_v1.p df (дата обращения: 23.05.2016).