Развитие транспортной системы в (на материалах Министерства транспорта Российской Федерации)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Государственная транспортная политика: цели , задачи 6
1.2. Стратегия развития транспортной системы России 11
1.3. Транспортная отрасль: тенденции развития 17
ГЛАВА 2. РОЛЬ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРКУТРЫ ЦФО В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКУТРЫ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
2.1. Центральный федеральный округ: основные показатели 26
2.2. Предложения по оценке ресурсного обеспечения достижения
целей и решения задач транспортной стратегии 36
2.3. Механизм привлечения инвестиций в развитие транспортной
инфраструктуры ЦФО 47
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ЦФО 52
3.1. Разработка направлений совершенствования транспортной
стратегии 52
3.2. Цифровизация транспортной системы России как инструмент
повышения эффективности 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ А 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Государственная транспортная политика: цели , задачи 6
1.2. Стратегия развития транспортной системы России 11
1.3. Транспортная отрасль: тенденции развития 17
ГЛАВА 2. РОЛЬ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРКУТРЫ ЦФО В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКУТРЫ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
2.1. Центральный федеральный округ: основные показатели 26
2.2. Предложения по оценке ресурсного обеспечения достижения
целей и решения задач транспортной стратегии 36
2.3. Механизм привлечения инвестиций в развитие транспортной
инфраструктуры ЦФО 47
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ЦФО 52
3.1. Разработка направлений совершенствования транспортной
стратегии 52
3.2. Цифровизация транспортной системы России как инструмент
повышения эффективности 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ А 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Актуальность выбранной темы состоит в том, что современные процессы, происходящие в мировой экономике, внешней политике ведущих стран мира и международной торговле, а также тенденции социально-экономического развития субъектов Российской Федерации оказывают существенное влияние на развитие транспортной системы страны.
Накопленные за последние годы экономические изменения негативно отразились на работе транспортного комплекса страны. Недостаточный объем инвестиций в строительство и реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры, а также низкие темпы обновления основных фондов снижают конкурентоспособность транспортной системы Российской Федерации.
В условиях падения темпов экономического роста в отечественной экономике перед транспортным комплексом Российской Федерацией стоят новые задачи по стимулированию спроса. Для укрепления позиций России, снижения негативных последствий ограничительных и экономических мер для более полного использования транзитного потенциала страны и обеспечения эффективной работы российских транспортных компаний за рубежом, необходимо совершенствовать политику расширения международного сотрудничества, прежде всего, со странами, имеющими общие границы с Российской Федерацией, а также состоящими с нашей страной в международных организациях и объединениях.
Современные вызовы требуют создания конкурентоспособной, эффективной, надежной, безопасной и удобной для граждан транспортной системы Российской Федерации. Приоритетными стали вопросы обеспечения безопасности жизни граждан в условиях усиления экстремизма и увеличения количества террористических актов на транспорте, требуется разработка и реализация долгосрочных комплексных мероприятий и программ по обеспечению транспортной безопасности, в том числе по созданию автоматизированных систем контроля за пассажирскими и грузовыми перевозками, объектами транспортной инфраструктуры.
Современные процессы, происходящие в мировой экономике, внешней политике ведущих стран мира и международной торговле, а также тенденции социально-экономического развития субъектов Российской Федерации оказали существенное влияние на развитие транспортной системы страны.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений по развитию транспортной системы Российской Федерации (на примере развития транспортной системы Центрального федерального округа).
Предметом исследования выступает механизм и методы реализации Стратегии развития транспортной системы Российской Федерации, в том числе в Центральном федеральном округе (далее - ЦФО).
Объектом исследования является транспортная система Центрального федерального округа.
Задачами исследования являются:
- анализ цели и задач государственной транспортной политики на средне - и долгосрочную перспективу;
- обобщение показателей (индикаторов) эффективности развития транспортного комплекса Российской Федерации на средне - и долгосрочный период до 2035 года;
- выявление специфики и стратегии развития транспортной инфраструктуры ЦФО с учетом документов стратегического планирования перспективных направлений развития пространственной структуры экономики Российской Федерации;
- формулировка предложений по оценке ресурсного обеспечения достижения целей и решения задач Транспортной стратегии, включая методы проектного финансирования, использования новых механизмов привлечения инвестиций в транспортную инфраструктуру (ГЧП), совершенствованию системы госгарантий;
- выработка предложений по совершенствованию методов и механизмов развития транспортной системы Российской Федерации, в том числе в Центральном федеральном округе.
Теоретической базой исследования является нормативно-правовые акты Российской Федерации, доклады Министерства транспорта России.
В первой главе раскрывается общие принципы формирования единой государственной транспортной стратегии Российской Федерации, ее цель и задачи пространственного развития транспортной инфраструктуры. Рассматривая, реализуемую Министерством транспорта Российской Федерации, Стратегию транспортного развития Российской Федерации до 2035 года (далее - Стратегия 2035 года), выделены три сценария: базовый, целевой и консервативный. Транспортная отрасль России является основой развития государства и ее национальной экономики. Обобщая показатели эффективности транспортной отрасли, можно сказать, что по объему перевозок и грузообороту Россия лидирует не только в рамках ЕАЭС, но и занимает, по ряду позиций, высокие международные рейтинги.
Во второй главе, проанализированы показатели эффективности и роль транспортной инфраструктуры ЦФО в Стратегии 2035 года. Выявлены проблемы и направления корректировки плана реализации вышеуказанной Стратегии. Одной из серьезных проблем является формирование новых инструментов финансирования и создания объектов транспортной инфраструктуры.
В третьей главе, обобщены проблемы и недостатки, реализуемой в настоящее время Стратегии развития транспортной системы Российской Федерации до 2035, которые требуют корректировки, для достижения поставленных ключевых целей Министерством транспорта. Предложен ряд корректировок плана, которые в основном, касаются изменений в действующие нормативно-правовые базы.
Накопленные за последние годы экономические изменения негативно отразились на работе транспортного комплекса страны. Недостаточный объем инвестиций в строительство и реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры, а также низкие темпы обновления основных фондов снижают конкурентоспособность транспортной системы Российской Федерации.
В условиях падения темпов экономического роста в отечественной экономике перед транспортным комплексом Российской Федерацией стоят новые задачи по стимулированию спроса. Для укрепления позиций России, снижения негативных последствий ограничительных и экономических мер для более полного использования транзитного потенциала страны и обеспечения эффективной работы российских транспортных компаний за рубежом, необходимо совершенствовать политику расширения международного сотрудничества, прежде всего, со странами, имеющими общие границы с Российской Федерацией, а также состоящими с нашей страной в международных организациях и объединениях.
Современные вызовы требуют создания конкурентоспособной, эффективной, надежной, безопасной и удобной для граждан транспортной системы Российской Федерации. Приоритетными стали вопросы обеспечения безопасности жизни граждан в условиях усиления экстремизма и увеличения количества террористических актов на транспорте, требуется разработка и реализация долгосрочных комплексных мероприятий и программ по обеспечению транспортной безопасности, в том числе по созданию автоматизированных систем контроля за пассажирскими и грузовыми перевозками, объектами транспортной инфраструктуры.
Современные процессы, происходящие в мировой экономике, внешней политике ведущих стран мира и международной торговле, а также тенденции социально-экономического развития субъектов Российской Федерации оказали существенное влияние на развитие транспортной системы страны.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений по развитию транспортной системы Российской Федерации (на примере развития транспортной системы Центрального федерального округа).
Предметом исследования выступает механизм и методы реализации Стратегии развития транспортной системы Российской Федерации, в том числе в Центральном федеральном округе (далее - ЦФО).
Объектом исследования является транспортная система Центрального федерального округа.
Задачами исследования являются:
- анализ цели и задач государственной транспортной политики на средне - и долгосрочную перспективу;
- обобщение показателей (индикаторов) эффективности развития транспортного комплекса Российской Федерации на средне - и долгосрочный период до 2035 года;
- выявление специфики и стратегии развития транспортной инфраструктуры ЦФО с учетом документов стратегического планирования перспективных направлений развития пространственной структуры экономики Российской Федерации;
- формулировка предложений по оценке ресурсного обеспечения достижения целей и решения задач Транспортной стратегии, включая методы проектного финансирования, использования новых механизмов привлечения инвестиций в транспортную инфраструктуру (ГЧП), совершенствованию системы госгарантий;
- выработка предложений по совершенствованию методов и механизмов развития транспортной системы Российской Федерации, в том числе в Центральном федеральном округе.
Теоретической базой исследования является нормативно-правовые акты Российской Федерации, доклады Министерства транспорта России.
В первой главе раскрывается общие принципы формирования единой государственной транспортной стратегии Российской Федерации, ее цель и задачи пространственного развития транспортной инфраструктуры. Рассматривая, реализуемую Министерством транспорта Российской Федерации, Стратегию транспортного развития Российской Федерации до 2035 года (далее - Стратегия 2035 года), выделены три сценария: базовый, целевой и консервативный. Транспортная отрасль России является основой развития государства и ее национальной экономики. Обобщая показатели эффективности транспортной отрасли, можно сказать, что по объему перевозок и грузообороту Россия лидирует не только в рамках ЕАЭС, но и занимает, по ряду позиций, высокие международные рейтинги.
Во второй главе, проанализированы показатели эффективности и роль транспортной инфраструктуры ЦФО в Стратегии 2035 года. Выявлены проблемы и направления корректировки плана реализации вышеуказанной Стратегии. Одной из серьезных проблем является формирование новых инструментов финансирования и создания объектов транспортной инфраструктуры.
В третьей главе, обобщены проблемы и недостатки, реализуемой в настоящее время Стратегии развития транспортной системы Российской Федерации до 2035, которые требуют корректировки, для достижения поставленных ключевых целей Министерством транспорта. Предложен ряд корректировок плана, которые в основном, касаются изменений в действующие нормативно-правовые базы.
Государственная политика Российской Федерации в сфере транспорта направлена на создание условий для решения задач по содействию модернизации национальной экономики, стимулированию рыночных отношений, формированию концепции национальной безопасности и придания импульса социально-экономического развития страны в целом, и регионов в частности. Государственная транспортная стратегия рассматривает три сценария: базовый, целевой и консервативный. Характер траектории реализации сценария будет зависеть от эндогенных (внутренних) факторов, таких как, спрос на услуги пассажирского транспорта, объемов коммерческого грузооборота, тарифов на перевозки и др. и экзогенных (внешних) факторов - концентрации населения в городских агломерациях и крупных городах, опережающий рост Московской столичной агломерации, отсутствие достаточного финансирования, снижения ВВП, демографический спада. Транспортная отрасль России является каркасом развития государства и ее национальной экономики.
Задача создания и развития общего рынка транспортных услуг в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и увеличение доли России на этом рынке предусматривает реализацию положений Основных направлений скоординированной (согласованной) транспортной политики в рамках ЕАЭС и планов мероприятий (дорожных карт) по ее реализации. В результате анализа получены следующие данные:
- удельный вес России в совокупном объеме перевозок грузов транспортом (без трубопроводного транспорта) государств-членов ЕАЭС по видам транспорта составляет - 62,75%;
- удельный вес России в совокупном грузообороте транспорта (без трубопроводного транспорта) государств-членов ЕАЭС составляет- 84,57%;
- удельный вес России в совокупном объеме перевозок пассажиров составляет лишь 32,12%.
Российская Федерация входит в тройку лидеров и в международных рейтингах, уступая позиции лишь Китаю и США. Грузооборот транспорта составил в 2016 г. 5198,0 млрд.т-км, уступая сопоставимым показателям Китая в 3 раза.
Результатом выполнения целевых ориентиров государственной стратегии предусмотрено, что в рамках целевого сценария грузооборот железнодорожного транспорта по путям общего пользования в 2035 году достигнет 4,1 трлн. т-км. (175,9 % к уровню 2016 г.), по базовому сценарию - 3,2 трлн. т-км (138,1 %), по консервативному - 3,0 трлн.т-км. (129,7 %).
На автомобильном транспорте в целевом сценарии грузооборот составит в 2035 году 562,3 млрд. т-км, в базовом - 392,0 млрд. т-км, в консервативном - 337,6 млрд.т-км , соответственно 226,9 %, 158,2 % и 136,2 % к уровню 2016 года.
Грузооборот внутреннего водного транспорта по целевому сценарию составит в 2035 году 122,3 млрд. т-км (182 % к уровню 2016 г.), по базовому - 99,8 млрд. т-км (148,5 %), по консервативному - 91,5 млрд. т-км. (136,1 %).
Различие грузооборота по сценариям развития экономики прогнозируется на воздушном транспорте: 20,9 млрд.т-км (317,5 % к уровню 2016 г.) по целевому сценарию, 19,0 млрд.т-км (289,5 % к уровню 2016 г.) по базовому и 17,8 млрд.т-км (270,1 % ) по консервативному варианту, что объясняется влиянием структуры ВВП на рост спроса на грузовые перевозки воздушным транспортом.
В 2035 году по целевому сценарию транспортом общего пользования будет перевезено 25 млрд. человек (134,3 % к уровню 2016 г.). Пассажирооборот составит 1,2 трлн. пасс.-км (221,7% к уровню 2016 г.). Транспортная подвижность возрастет в 2035 году по целевому варианту в 2,2 раза и составит 7,8 тыс. пасс.-км на 1 человека или 169,9 поездки (134% к 2016 г.). В базовом варианте прогнозируется также рост подвижности населения до 5,7 пасс.-км на 1 человека (162,1% к 2016 г.), 139 поездок на 1 человека (109,7%).
Транспортная инфраструктура ЦФО концентрирует наибольший объем пассажирского и грузового оборота со всеми федеральными округами России. Вследствие этого, выявлены проблемы, которые предусматривают осуществление мероприятий (проектов), которые в совокупности решат следующие задачи:
- повысят связность российской территории, улучшит транспортную доступность центральных, периферийных и пригородных районов крупных городских агломераций с учетом решения экологических задач;
- обеспечат надежной, безопасной и взаимоувязанной работой всех видов транспорта и дорожного хозяйства, создания цифровой платформы управления перевозками с минимальными затратами времени.
Самой главной проблемой транспортной стратегии ЦФО является финансовая ограниченность федерального бюджета. Внедрение в практическую деятельность современных механизмов финансирования основных фондов транспортной инфраструктуры - концессии, механизма государственно (муниципального) партнерства, проектного финансирования предопределит выполнение целевых индикаторов транспортной стратегии в ЦФО. В настоящее временя действуют следующие нормативно-правовые акты: Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации»; Закон Московской области от 22.06.2013 № 64/2013-ОЗ «Об участии Московской области в государственно-частном партнерстве» (принят постановлением Мособлдумы от 06.06.2013 № 11/55-П); Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Предложения, по оценке ресурсного обеспечения достижения целей и решения задач транспортной стратегии. Предполагается расширение разнообразных экономических моделей привлечения внебюджетных инвестиций в транспортные проекты в том числе:
- в формате контрактов жизненного цикла;
- с использованием инструментов секьюритизации;
- за счет внедрения механизмов синдицирования привлеченных средств;
- за счет повышения лимитов средств, которые НПФ и страховые компании могут направлять в инфраструктурные проекты;
- путём применения владельцами инфраструктуры механизмов корпоративного ГЧП, в том числе для привлечения инвесторов в проекты, находящиеся на стадии реализации.
- привлечения средств населения в инфраструктурные проекты посредством выпуска профильных ценных бумаг.
При формировании приоритетов развития транспортной системы ЦФО предусматривается учет изменения структуры пассажирских потоков с учетом перспективных направлений развития пространственной структуры экономики Российской Федерации, определенных документами государственного стратегического планирования. В том числе, предусмотрен учет реализации положений Концепции стратегии пространственного развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 22 мая 2017 года № З414п-П16.
В Московской городской агломерации к числу приоритетных относятся задачи дальнейшего развития скоростных внеуличных видов пассажирского транспорта - строительство третьего пересадочного контура метрополитена и создание сквозного пригородного железнодорожного движения через г. Москву, поэтапный переход на использование вагонов нового поколения и электробусов, строительство новых входов в г. Москву и дорог по хордовым направлениям, реорганизация системы грузоперевозок с одновременным выводом части грузопотоков в район ЦКАД, формирование системы транспортно-пересадочных узлов и сооружение современных автовокзалов.
В рамках исполнения Указа Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» реализуется проект информационного инновационного центра Московского региона, целью которого станут персонализированные коммуникации с горожанами (информирование о городских событиях, рекомендация маршрутов); консолидация данных транспортного комплекса (единая платформа сбора, хранения и обработки данных, обеспечение надежности и защиты данных, создание мощного аналитического аппарата, достоверных и качественных моделей, внедрение новых технологий в транспортной системе).
Цифровизация транспортной системы, включая создание единой цифровой платформы транспортного комплекса для грузовых и пассажирских перевозок, формирование нормативной правовой базы и технических регламентов создания и внедрения интеллектуальных транспортных систем, создание цифровой инфраструктуры беспилотного движения, развитие систем сбора и обработки больших массивов данных в транспортном комплексе, в том числе транспортной и экономической статистики, создание цифровой платформы транспортной безопасности.
В рамках цифровизации транспортной стратегии можно выделить 3 этапа:
- понимание потребностей клиентов, изменений в индустрии и применение подходов «бережливый стартап» и «взрывной рост» в целях масштабирования решений для обеспечения роста;
- Пересмотр существующих и развитие новых транспортных услуг, продуктов, бизнес-моделей, включая мобильные решения, архитектуру бизнеса, цифровизацию функций, управленческие, транзакционные, внутренние и основные транспортно-логистические процессы;
- Разработка базовых цифровых компетенций в области управления инновациями, данными, системным взаимодействием, специалистами, обладающими знаниями в цифровых технологиях, цифровой культурой, партнерскими сетями, цифровыми инструментами и ресурсами.
- для других крупнейших агломераций ЦФО основные направления развития транспортных систем включают:
- взаимоувязанное развитие инфраструктуры видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного), строительство и реконструкция вокзалов и транспортно-пересадочных узлов для улучшения связей с пригородной зоной, другими регионами Российской Федерации и зарубежными странами;
- формирование транспортного каркаса городских агломераций за счет развития скоростных внеуличных видов пассажирского транспорта и магистралей скоростного и непрерывного движения;
- развитие маршрутной сети наземных видов транспорта, в том числе создание линий скоростных трамвайных и автобусных маршрутов, организация выделенных линий для движения пассажирского транспорта и обеспечение его приоритетного проезда по дорожной сети;
- перевод транспортных средств на использование альтернативных видов топлива (природный газ, электричество и т.д.);
- развитие парковочного пространства, организация сети перехватывающих парковок на въездах в города;
- внедрение автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками и дорожным движением и др.
Рекомендуемыми направлениями совершенствования в рамках корректировки плана транспортной стратегии ЦФО являются:
1. Принятие нормативно-правовых актов, направленных на привлечение инвестиций в транспортную отрасль ЦФО (включая изменение налогового режима, формирования инвестиционных льгот, кредитов и каникул);
2. Государственное сдерживание роста тарифов естественных монополий (особенно ОАО «РЖД»);
3. Принятие нормативно-правовых актов, направленных на легализацию частных пассажиро- и грузовых перевозок;
4. Разработка и корректировка действующей государственной транспортной стратегии с учетом геополитических интересов России. Формирование международного авто-ж.д-водного транспортного коридора, связывающего Западную Европу и Азию;
5. Формирование единой информационной платформы управления транспортной инфраструктурой, в рамках исполнения Указа Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»
6. Формирование критериев и внедрение в деятельность транспортных компаний стандартов экологической безопасности;
7. Модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности в Вузах, создание точек генерации исследований проблем транспорта, развитие инновационной деятельности и международного научного сотрудничества.
Задача создания и развития общего рынка транспортных услуг в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и увеличение доли России на этом рынке предусматривает реализацию положений Основных направлений скоординированной (согласованной) транспортной политики в рамках ЕАЭС и планов мероприятий (дорожных карт) по ее реализации. В результате анализа получены следующие данные:
- удельный вес России в совокупном объеме перевозок грузов транспортом (без трубопроводного транспорта) государств-членов ЕАЭС по видам транспорта составляет - 62,75%;
- удельный вес России в совокупном грузообороте транспорта (без трубопроводного транспорта) государств-членов ЕАЭС составляет- 84,57%;
- удельный вес России в совокупном объеме перевозок пассажиров составляет лишь 32,12%.
Российская Федерация входит в тройку лидеров и в международных рейтингах, уступая позиции лишь Китаю и США. Грузооборот транспорта составил в 2016 г. 5198,0 млрд.т-км, уступая сопоставимым показателям Китая в 3 раза.
Результатом выполнения целевых ориентиров государственной стратегии предусмотрено, что в рамках целевого сценария грузооборот железнодорожного транспорта по путям общего пользования в 2035 году достигнет 4,1 трлн. т-км. (175,9 % к уровню 2016 г.), по базовому сценарию - 3,2 трлн. т-км (138,1 %), по консервативному - 3,0 трлн.т-км. (129,7 %).
На автомобильном транспорте в целевом сценарии грузооборот составит в 2035 году 562,3 млрд. т-км, в базовом - 392,0 млрд. т-км, в консервативном - 337,6 млрд.т-км , соответственно 226,9 %, 158,2 % и 136,2 % к уровню 2016 года.
Грузооборот внутреннего водного транспорта по целевому сценарию составит в 2035 году 122,3 млрд. т-км (182 % к уровню 2016 г.), по базовому - 99,8 млрд. т-км (148,5 %), по консервативному - 91,5 млрд. т-км. (136,1 %).
Различие грузооборота по сценариям развития экономики прогнозируется на воздушном транспорте: 20,9 млрд.т-км (317,5 % к уровню 2016 г.) по целевому сценарию, 19,0 млрд.т-км (289,5 % к уровню 2016 г.) по базовому и 17,8 млрд.т-км (270,1 % ) по консервативному варианту, что объясняется влиянием структуры ВВП на рост спроса на грузовые перевозки воздушным транспортом.
В 2035 году по целевому сценарию транспортом общего пользования будет перевезено 25 млрд. человек (134,3 % к уровню 2016 г.). Пассажирооборот составит 1,2 трлн. пасс.-км (221,7% к уровню 2016 г.). Транспортная подвижность возрастет в 2035 году по целевому варианту в 2,2 раза и составит 7,8 тыс. пасс.-км на 1 человека или 169,9 поездки (134% к 2016 г.). В базовом варианте прогнозируется также рост подвижности населения до 5,7 пасс.-км на 1 человека (162,1% к 2016 г.), 139 поездок на 1 человека (109,7%).
Транспортная инфраструктура ЦФО концентрирует наибольший объем пассажирского и грузового оборота со всеми федеральными округами России. Вследствие этого, выявлены проблемы, которые предусматривают осуществление мероприятий (проектов), которые в совокупности решат следующие задачи:
- повысят связность российской территории, улучшит транспортную доступность центральных, периферийных и пригородных районов крупных городских агломераций с учетом решения экологических задач;
- обеспечат надежной, безопасной и взаимоувязанной работой всех видов транспорта и дорожного хозяйства, создания цифровой платформы управления перевозками с минимальными затратами времени.
Самой главной проблемой транспортной стратегии ЦФО является финансовая ограниченность федерального бюджета. Внедрение в практическую деятельность современных механизмов финансирования основных фондов транспортной инфраструктуры - концессии, механизма государственно (муниципального) партнерства, проектного финансирования предопределит выполнение целевых индикаторов транспортной стратегии в ЦФО. В настоящее временя действуют следующие нормативно-правовые акты: Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации»; Закон Московской области от 22.06.2013 № 64/2013-ОЗ «Об участии Московской области в государственно-частном партнерстве» (принят постановлением Мособлдумы от 06.06.2013 № 11/55-П); Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Предложения, по оценке ресурсного обеспечения достижения целей и решения задач транспортной стратегии. Предполагается расширение разнообразных экономических моделей привлечения внебюджетных инвестиций в транспортные проекты в том числе:
- в формате контрактов жизненного цикла;
- с использованием инструментов секьюритизации;
- за счет внедрения механизмов синдицирования привлеченных средств;
- за счет повышения лимитов средств, которые НПФ и страховые компании могут направлять в инфраструктурные проекты;
- путём применения владельцами инфраструктуры механизмов корпоративного ГЧП, в том числе для привлечения инвесторов в проекты, находящиеся на стадии реализации.
- привлечения средств населения в инфраструктурные проекты посредством выпуска профильных ценных бумаг.
При формировании приоритетов развития транспортной системы ЦФО предусматривается учет изменения структуры пассажирских потоков с учетом перспективных направлений развития пространственной структуры экономики Российской Федерации, определенных документами государственного стратегического планирования. В том числе, предусмотрен учет реализации положений Концепции стратегии пространственного развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 22 мая 2017 года № З414п-П16.
В Московской городской агломерации к числу приоритетных относятся задачи дальнейшего развития скоростных внеуличных видов пассажирского транспорта - строительство третьего пересадочного контура метрополитена и создание сквозного пригородного железнодорожного движения через г. Москву, поэтапный переход на использование вагонов нового поколения и электробусов, строительство новых входов в г. Москву и дорог по хордовым направлениям, реорганизация системы грузоперевозок с одновременным выводом части грузопотоков в район ЦКАД, формирование системы транспортно-пересадочных узлов и сооружение современных автовокзалов.
В рамках исполнения Указа Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» реализуется проект информационного инновационного центра Московского региона, целью которого станут персонализированные коммуникации с горожанами (информирование о городских событиях, рекомендация маршрутов); консолидация данных транспортного комплекса (единая платформа сбора, хранения и обработки данных, обеспечение надежности и защиты данных, создание мощного аналитического аппарата, достоверных и качественных моделей, внедрение новых технологий в транспортной системе).
Цифровизация транспортной системы, включая создание единой цифровой платформы транспортного комплекса для грузовых и пассажирских перевозок, формирование нормативной правовой базы и технических регламентов создания и внедрения интеллектуальных транспортных систем, создание цифровой инфраструктуры беспилотного движения, развитие систем сбора и обработки больших массивов данных в транспортном комплексе, в том числе транспортной и экономической статистики, создание цифровой платформы транспортной безопасности.
В рамках цифровизации транспортной стратегии можно выделить 3 этапа:
- понимание потребностей клиентов, изменений в индустрии и применение подходов «бережливый стартап» и «взрывной рост» в целях масштабирования решений для обеспечения роста;
- Пересмотр существующих и развитие новых транспортных услуг, продуктов, бизнес-моделей, включая мобильные решения, архитектуру бизнеса, цифровизацию функций, управленческие, транзакционные, внутренние и основные транспортно-логистические процессы;
- Разработка базовых цифровых компетенций в области управления инновациями, данными, системным взаимодействием, специалистами, обладающими знаниями в цифровых технологиях, цифровой культурой, партнерскими сетями, цифровыми инструментами и ресурсами.
- для других крупнейших агломераций ЦФО основные направления развития транспортных систем включают:
- взаимоувязанное развитие инфраструктуры видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного), строительство и реконструкция вокзалов и транспортно-пересадочных узлов для улучшения связей с пригородной зоной, другими регионами Российской Федерации и зарубежными странами;
- формирование транспортного каркаса городских агломераций за счет развития скоростных внеуличных видов пассажирского транспорта и магистралей скоростного и непрерывного движения;
- развитие маршрутной сети наземных видов транспорта, в том числе создание линий скоростных трамвайных и автобусных маршрутов, организация выделенных линий для движения пассажирского транспорта и обеспечение его приоритетного проезда по дорожной сети;
- перевод транспортных средств на использование альтернативных видов топлива (природный газ, электричество и т.д.);
- развитие парковочного пространства, организация сети перехватывающих парковок на въездах в города;
- внедрение автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками и дорожным движением и др.
Рекомендуемыми направлениями совершенствования в рамках корректировки плана транспортной стратегии ЦФО являются:
1. Принятие нормативно-правовых актов, направленных на привлечение инвестиций в транспортную отрасль ЦФО (включая изменение налогового режима, формирования инвестиционных льгот, кредитов и каникул);
2. Государственное сдерживание роста тарифов естественных монополий (особенно ОАО «РЖД»);
3. Принятие нормативно-правовых актов, направленных на легализацию частных пассажиро- и грузовых перевозок;
4. Разработка и корректировка действующей государственной транспортной стратегии с учетом геополитических интересов России. Формирование международного авто-ж.д-водного транспортного коридора, связывающего Западную Европу и Азию;
5. Формирование единой информационной платформы управления транспортной инфраструктурой, в рамках исполнения Указа Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»
6. Формирование критериев и внедрение в деятельность транспортных компаний стандартов экологической безопасности;
7. Модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности в Вузах, создание точек генерации исследований проблем транспорта, развитие инновационной деятельности и международного научного сотрудничества.
Подобные работы
- ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ ФГУП «УПРАВЛЕНИЕ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ МИНТРАНСА РОССИИ»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМИ СИСТЕМАМИ
ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО
ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ: ОПЫТ РЕГИОНОВ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ: ОПЫТ РЕГИОНОВ
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика и управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Финансово-кредитные инструменты развития транспортных систем
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ
ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ АВТОМОБИЛЬНОГО
ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, логистика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - Развитие транспортной инфраструктуры города (на примере города Набережные Челны РТ)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - Воздействие новых альтернативных видов транспорта на развитие транспортных путей российских городов на примере Санкт-Петербурга
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Совершенствование системы транспортного обслуживания городского населения
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023



