ВВЕДЕНИЕ 3
Ф
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ КРИТЕРИЕВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Социально-психологические аспекты выбора профессии 13
1.2 Основные подходы к исследованию критериев выбора профессии 26
1.3 Критерии выбора профессии 38
1.4 Психологические детерминанты формирования профессиональных
планов * 50
1.5. Авторский подход к изучению критериев выбора профессии у старшеклассников 68
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ ЗНАЧИМОСТИ КРИТЕРИЕВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Программа и объект исследования 81
2.2. Эмпирическое подтверждение выделения критериев выбора профессии ...86
2.3. Соотношение критериев выбора профессии по их субъективной значимости для старшеклассников 93
2.4. Общая характеристика эмпирических типов старшеклассников 105
2.4.1. Анализ личностных качеств и особенностей саморегуляции старшеклассников различных типов 109
2.5. Анализ сформированное™ личного профессионального плана у представителей различных типов 127
2
Обсуждение результатов 143
ВЫВОДЫ 145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
ЛИТЕРАТУРА 153
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность
Выбор профессии является определяющим этапом профессионального самоопределения личности. Проблема профессионального самоопределения личности относится к числу активно разрабатываемых психолого-педагогических проблем (Е.А.Климов, Н.С. Пряжников, Т.В .Кудрявцев, Е.М. Борисова, И.М. Кондаков, А.В. Сухарев, Г.С. Прыгин, А.К. Осницкий и др.). Это связано с тем, что проблема профессионального самоопределения носит фундаментальный характер, ибо она затрагивает общую проблему жизненного становления личности.
Вместе с тем в настоящее время проблема профессионального самоопределения, в частности выбора профессии приобрели особую актуальность. Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, демократизация общества, появление рынка труда, переориентация производства, исчезновение одних профессией и появлением других усилили интерес исследователей к проблеме профессионального самоопределения.
Можно выделить ряд специфических проблем в профессиональном самоопределении, в выборе своего профессионального будущего, стоящих перед молодым поколением. Специфичность этих проблем связана с нестабильной ситуацией в стране, с обострением противоречий в общественном и индивидуальном самосознании. Особенности переживаемого Россией периода заключаются в том, что прежние ценностно-нравственные и профессиональные ориентации во многом не соответствуют реальной жизни, а новые еще не сформированы. Все это приводит к растерянности не только многих выпускников школ и их родителей, но и самих педагогов и психологов.
Отсутствие стабильных социальных норм в отношении ряда профессий предъявляет требования к творческой инициативе и самостоятельности индивида, вместе с тем. Конфликт социальных норм
4
усиливает социальную напряженность. Возрастающие требования к индивидуализации профессионального самоопределения не обеспечены социальными формами и нормами ее проявления. Отсутствие общепринятых критериев в построении идеалов не создает условий для формирования такой системы ценностных ориентаций, которые обеспечивают реальность и обоснованность профессионального выбора. У человека возникает множество личностных проблем, связанных с психологическими трудностями в построении образа профессии, "примеривании" этого образа на себя и осуществлении профессионального выбора.
Социально-политические и экономические изменения, происходящие в российском обществе в последнее время, затрагивают практически все стороны процесса развития личности. Происходит постепенное осознание ценности самого человека, внимание общества переносится на его индивидуальность, инициативность, самостоятельность. Общество выдвигает новые требования к современной личности - способность к самостоятельной постановке жизненных целей,
•>
возможность осуществлять личный, свободный выбор, уверенность в себе, независимость. В связи с этим особое внимание психологи уделяют подростковому и юношескому возрасту, который рассматривается как период становления личности, возникновении чувства и образа взрослости, тенденции к самоопределению и самостоятельности. Личностное развитие в этом периоде, как отмечает О.П. Макушина, характеризуется наличием двух разноплановых тенденций: стремлением к независимости в профессиональном самоопределении, обусловленным возрастными задачами развития, с одной стороны, и стремлением к сохранению психологической зависимости от родителей, значимых взрослых, обеспечивающей ощущение безопасности, защищенности и уверенности — с другой.
Данное диссертационное исследование посвящено изучению социально-психологических критериев в соотношении с внутренне¬профессиональными критериями выбора профессии и с личностными качествами старшеклассников и уровнем сформированности личного профессионального плана.
Проведенный теоретический анализ существующих подходов к изучению профессионального самоопределения в целом и критериев выбора профессии в частности в современной психологии, позволяет отметить, что социально-психологический аспект выбора профессии исследован недостаточно. В этих подходах специально не рассматриваются вопросы выделения социально-психологических и внутренне¬профессиональных критериев выбора профессии и соотношения их субъективной значимости.
Факторы социально-психологического порядка всегда оказывают существенное, а зачастую решающее влияние на реальный выбор профессии. Это говорит о том, что ситуация выбора профессии, даже будучи перенесенной во внутренний план старшеклассника, всегда остается социальной и ставит его перед необходимостью учета множества разных факторов, выполняющих функцию оснований выбора.
Как показал теоретический анализ подходов в отечественной и зарубежной психологии существуют значительные отличия в понимании определения и влияния критериев, обуславливающих выбор профессии. Одни исследователи обозначают основания выбора как мотивы выбора (П.А. Шавир, С.П. Крягжде), другие как факторы выбора (Г.С. Прыгин,
Н.С. Пряжников), третьи как детерминанты выбора (Е.М. Борисова). При этом имеются различные взгляды на содержание понятий профессионального интереса, профессионального намерения.
Особенностью проведенного исследования было рассмотрение проблемы выбора профессии в контексте реальных социально¬психологических условий.
Проблема самоопределения не может быть решена в отрыве от проблемы взаимоотношения человека с окружающим миром, так как отношение человека у самому себе, являющееся ключевым моментом в понимании феномена самоопределения, в значительной степени зависит от его отношения к окружающим и окружающих к нему.
Следует отметить, что в существующих исследованиях остается недостаточно изученной проблема целостной картины влияния различных критериев, в том числе социально-психологических и внутренне-профессиональных, на выбор профессии, также и вопросы взаимосвязи социально-психологических и внутренне-профессиональных критериев выбора профессии с формированием профессиональных планов ранее не рассматривались.
В диссертационном исследовании был разработан подход к изучению критериев выбора профессии и личного профессионального плана.
Выделено две группы критериев выбора профессии: социально-психологическая и внутренне-профессиональная. В состав социально-психологической группы входят критерии межличностного взаимодействия и статусные критерии выбора профессии. Критерии межличностного взаимодействия связаны с социальным окружением (семья, школа, друзья), немаловажное значение на формирование вкусов и профессиональных предпочтений оказывают нормы, представления, эталоны ближайшего социального окружения, ожидания и представления родителей, оценки сверстников, друзей; статусные критерии выбора профессии - отражает определенное значение, придаваемое общественным мнением профессиональной деятельности и труду в целом, с их помощью можно приобрести определенное положение и статус. Это
150
признаки и характеристики профессии, непосредственно не связанные с содержанием профессиональной деятельности; внутренне¬профессиональные критерии связаны с анализом содержания профессиональной деятельности, которое отражает ее существенные стороны, и с осознанием своих способностей и склонностей к конкретной профессиональной деятельности.
Получило дальнейшую дифференциацию понятие «личный профессиональный план». Были выделены следующие уровни сформированности личного профессионального плана: высокий уровень — профессиональные намерения — сознательное решение осуществить действие в соответствии с программой (планом) по овладению определенной профессией, средний уровень — профессиональные предпочтения - преимущество того или иного профессионального варианта в сравнении с другим, низкий уровень - неопределившиеся с выбором профессии - отсутствие профессиональных вариантов. )
1) Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980. 335 с.
2) Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991. С. 101.
3) Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL, 1969. С.52.
4) Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1. М.: Педагогика, 1982. С.47.
5) Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.2. М.: Педагогика, 1982. С.80.
6) Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во Московского ун-та, 1988. 323 с.
7) Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М., 1978. С.59.
8) Антонова Е.В. К вопросу о влияние родителей на профессиональное самоопределение школьников // Проблема личности в современной психологии: методология, теория и практика: Материалы X психолого-педагогических чтений молодых ученых, аспирантов и студентов. 11 апреля 2000г. МГСА, 2001. с. 134-140.
9) Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Наука,
1976. С.125-126.
10) Асеев В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности. М., 1995. С. 87.
11) Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. С.54.
12) Белинская Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. - 301 с.
13) Бодалев А.А. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности / Основы социально-психологической теории. Ред. А.А. Бодалев, А.Н. Сухов. М., 1995. С.98.
14) Бодров В. А. Психологические исследования проблемы профессионализма личности / Психологические проблемы формирования личности профессионала. М., 1991. С.3-26.
15) Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 349 с.
16) Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка.- В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. С.7-44.
17) Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект. Дис. ...докт. психол.наук, М..,1995. 420 с.
18) Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психол. РАН, 1994. -109 с.
19) Брушлинский А.В. Психология субъекта и его деятельность // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. М.: ИНФРА-М, 1999. - С. 330-345.
20) Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во Московского ун-та, 1991. - 144 с.
21) Выбор молодёжью жизненного пути // под ред. Бабосова Е.М., Титмы М.Х.- Минск: Наука и техника, 1988. 121с.
22) Гейжан Н.Ф. Индивидуальный подход к формированию профессиональных планов старшеклассников: Автореф. канд. дисс., Л., 1984.21 с.
23) Гейжан Н.Ф. Основные направления профориентационной работы в школе // Методика индивидуальной профконсультации.- М., 1982. С.3-85.
24) Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения //Вопросы психологии, 1994. №3. С. 12-15.
25) Грищенко Н.А., Головей Л.А. К разработке теоретических и прикладных проблем профориентации // Психологический журнал, 1987. Т.7. №1. С23.
26) Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи. Киев: Наукова Думка, 1988. С.65.
27) Голомошток А.Е.. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1979. — 160 с.
28) Горбатенко Т.Х. Взаимовлияние профессиональных намерений старших школьников и их межличностных отношений. Дисс. ...канд. психол. наук., М., 1984. - 120 с.
29) Гриншпун С.С. Вопросы активизации профессионального самоопределения //Вопросы Психологии, 1985. №6. С.15-19.
30) Гриншпун С.С. Определение критериев трудового становления школьников на этапе выбора профессии: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1978. .122 с.
31) Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. С.272.'
32) Деркач А.А., Михайлов Г.С. Методология и стратегия акмеологического исследования. М.: МПА, 1998. 148с.
33) Здравомыслов А.Г. Отношение к труду молодых рабочих / Социальные проблемы труда. М., 1969. С.118-129.
34) Золотарева Л.И. Влияние самооценки способностей на профессиональные намерения старшеклассников. Дисс. ...канд. психол. наук., М., 1989. 132 с.
35) Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Сп.-б.: Питер, 2000. 508 с.
36) Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 1983. С.61-65.
37) Карамушка Л.Н. О формировании познавательной потребности учащихся в процессе их общения. В кн.: Личность в системе общественных отношений. Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. Тезисы научных сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР, 4.1. М.,
1983. С.175-177.
38) Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. С.72.
39) Климов Е.А. Личность, профессии и научно-практическая профконсультация. М., 1970. С.68-71.
40) Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога- профессиоведа//Психол. журнал, 1994. №4. С.21.
41) Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983. С.55-59.
42) Климов Е.А. Путь в профессию. Л., 1974. С. 190.
43) Климов Е.А. Развивающийся ^ человек в мире профессий.- Обнинск, 1993. С.43.
44) Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М., 1986. С.79