Дидактическая игра как средство развития логического мышления старших дошкольников
|
Дата изготовления: июнь 2021 года.
Учебное заведение: Омский государственный педагогический университет
Проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования и выборка: МАДОУ «Золушка» старшая дошкольная группа (г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ России).
Выборка: 40 детей старшего дошкольного возраста: 20 детей старшего дошкольного возраста вошли в экспериментальную группу; 20 детей старшего дошкольного возраста вошли в контрольную группу.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
Есть доклад и презентация к защите.
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития логического мышления старших дошкольников средствами дидактических игр 7
1.1 Особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Возможности использования дидактических игр в развитии логического мышления старших дошкольников 13
2 Изучения особенностей развития логического мышления у старших дошкольников посредством использования дидактических игр 23
2.1 Выявление уровня развития логического мышления у старших дошкольников 23
2.2 Содержание и методика развития логического мышления старших дошкольников средствами дидактических игр 32
2.3 Контрольный срез 40
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложения 59
Учебное заведение: Омский государственный педагогический университет
Проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования и выборка: МАДОУ «Золушка» старшая дошкольная группа (г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ России).
Выборка: 40 детей старшего дошкольного возраста: 20 детей старшего дошкольного возраста вошли в экспериментальную группу; 20 детей старшего дошкольного возраста вошли в контрольную группу.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
Есть доклад и презентация к защите.
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития логического мышления старших дошкольников средствами дидактических игр 7
1.1 Особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Возможности использования дидактических игр в развитии логического мышления старших дошкольников 13
2 Изучения особенностей развития логического мышления у старших дошкольников посредством использования дидактических игр 23
2.1 Выявление уровня развития логического мышления у старших дошкольников 23
2.2 Содержание и методика развития логического мышления старших дошкольников средствами дидактических игр 32
2.3 Контрольный срез 40
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложения 59
У дошкольника познание действительности происходит не в понятийной, а в наглядно практической и наглядно-образной форме, усвоение которой подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствующей развитию у него логического мышления. Под логическим мышлением понимается такой тип мышления, при котором используются логические действия или совокупность логических операций, дающих возможность согласовывать знания с объективной действительностью. Основными формами логического мышления являются понятия, суждения, умозаключения. Характерной особенностью логического мышления является то, что оно осуществляется только словесным путём в процессе оперирования понятиями с использованием логически конструкций. Столь значимая роль приёмов логического мышления ставит проблему специального их развития в процессе обучения, который становится приоритетным в старшем дошкольном возрасте.
Вопросам формирования различных видов мышления у детей дошкольного возраста, в частности наглядно-образного, были посвящены труды многих ученых – Л.С. Выготского, Д. Дьюи, С. Л. Рубинштейна и др. По мнению Л.С. Выготского, интеллектуальное развитие ребенка заключается не в количественном запасе знаний, а в уровне развития интеллектуальных процессов. Как указывал данный автор, научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, а возникают и формируются в результате напряжения его собственной мысли. Мышление – это социально обусловленный психический процесс познания объективной действительности; челοвек не рождается с гοтοвыми приемами мышления, спοсοбнοсть логически мыслить развивается у него прижизненно, в процессе соприкосновения с οбъективными формами, в которых воплощена человеческая логика – С.Л. Рубинштейн и др.
Изучением проблемы развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста занимались отечественные психологи и педагоги: А.В. Белошистая, П.Я. Гальперин, Н.Н. Поддъяков и др. Методы и приемы развития логического мышления дошкольников старших охарактеризованы И.А. Григорьевой, О.Н. Назарова и др. В детском мышлении господствует логика восприятия конкретной ситуации, а не логика мысли. Ребенок в своем восприятии, в своих суждениях находится в близком отношении к реальным объектам, но развитие мышления заключается в том, чтобы постепенно конкретность мышления ребенка сменялась его способностью мыслить абстрактно – А.В. Белошистая.
Дидактические игры в качестве средства развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста рассмотрены в работах Л.Р. Гилязевой, В.А. Грошевой, Н.С. Ежковой, М.В. Ибрагимовой и др. Педагогические условия использования дидактических игр в развитии логического мышления старших дошкольников определены в исследованиях М.Л. Кусовой, Т.Ю. Лебеевой, М.В.Ломаевой и др.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью разработанных практических комплексов дидактических игр в работе воспитателей ДОУ для развития логического мышления у детей указанной возрастной категории, что составляет проблему исследования.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы «Дидактическая игра как средство развития логического мышления старших дошкольников».
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Объект исследования – закономерности развития логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Гипотеза исследования заключается в предположениях о том, что:
- уровень развития логического мышления старших дошкольников низкий, что выражается в неумении детей синтезировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, анализировать и т.д.;
- целенаправленная развивающая работа способствует развитию логического мышления старших дошкольников при условии систематического использования комплекса дидактических игр.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения дидактической игры как средства логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать и апробировать на практике комплекс дидактических игр в работе по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить в опытно-экспериментальной работе эффективность применения дидактических игр в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений, использовались следующие методы исследования: теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; эмпирические – наблюдение; беседа; методы обработки данных эксперимента; методы качественного анализа и методы количественной обработки результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к мышлению как сферы познавательного развития детей дошкольного возраста – Л.С. Выготский, В. В. Левитес, С.Л. Рубинштейн и др.;
- подходы к развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста – И.И. Любченко, М.М. Мишина, О.Н.Новикова и др.;
- подходы к развитию логического мышления у старших дошкольников средствами дидактических игр – А.Р. Ибрагимова, И.В. Мартыненко, Е.П. Николаева и др.
Практическая значимость заключается в том, что комплекс дидактических игр, направленных на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста может быть использован в практике педагогов ДОУ.
Вопросам формирования различных видов мышления у детей дошкольного возраста, в частности наглядно-образного, были посвящены труды многих ученых – Л.С. Выготского, Д. Дьюи, С. Л. Рубинштейна и др. По мнению Л.С. Выготского, интеллектуальное развитие ребенка заключается не в количественном запасе знаний, а в уровне развития интеллектуальных процессов. Как указывал данный автор, научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, а возникают и формируются в результате напряжения его собственной мысли. Мышление – это социально обусловленный психический процесс познания объективной действительности; челοвек не рождается с гοтοвыми приемами мышления, спοсοбнοсть логически мыслить развивается у него прижизненно, в процессе соприкосновения с οбъективными формами, в которых воплощена человеческая логика – С.Л. Рубинштейн и др.
Изучением проблемы развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста занимались отечественные психологи и педагоги: А.В. Белошистая, П.Я. Гальперин, Н.Н. Поддъяков и др. Методы и приемы развития логического мышления дошкольников старших охарактеризованы И.А. Григорьевой, О.Н. Назарова и др. В детском мышлении господствует логика восприятия конкретной ситуации, а не логика мысли. Ребенок в своем восприятии, в своих суждениях находится в близком отношении к реальным объектам, но развитие мышления заключается в том, чтобы постепенно конкретность мышления ребенка сменялась его способностью мыслить абстрактно – А.В. Белошистая.
Дидактические игры в качестве средства развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста рассмотрены в работах Л.Р. Гилязевой, В.А. Грошевой, Н.С. Ежковой, М.В. Ибрагимовой и др. Педагогические условия использования дидактических игр в развитии логического мышления старших дошкольников определены в исследованиях М.Л. Кусовой, Т.Ю. Лебеевой, М.В.Ломаевой и др.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью разработанных практических комплексов дидактических игр в работе воспитателей ДОУ для развития логического мышления у детей указанной возрастной категории, что составляет проблему исследования.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы «Дидактическая игра как средство развития логического мышления старших дошкольников».
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Объект исследования – закономерности развития логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Гипотеза исследования заключается в предположениях о том, что:
- уровень развития логического мышления старших дошкольников низкий, что выражается в неумении детей синтезировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, анализировать и т.д.;
- целенаправленная развивающая работа способствует развитию логического мышления старших дошкольников при условии систематического использования комплекса дидактических игр.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения дидактической игры как средства логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать и апробировать на практике комплекс дидактических игр в работе по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить в опытно-экспериментальной работе эффективность применения дидактических игр в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений, использовались следующие методы исследования: теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; эмпирические – наблюдение; беседа; методы обработки данных эксперимента; методы качественного анализа и методы количественной обработки результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к мышлению как сферы познавательного развития детей дошкольного возраста – Л.С. Выготский, В. В. Левитес, С.Л. Рубинштейн и др.;
- подходы к развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста – И.И. Любченко, М.М. Мишина, О.Н.Новикова и др.;
- подходы к развитию логического мышления у старших дошкольников средствами дидактических игр – А.Р. Ибрагимова, И.В. Мартыненко, Е.П. Николаева и др.
Практическая значимость заключается в том, что комплекс дидактических игр, направленных на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста может быть использован в практике педагогов ДОУ.
Теоретический анализ научных источников позволил установить, что мышление – это, прежде всего, психический процесс самостоятельного поиска и открытия существенно нового, то есть процесс опосредования и обобщения отображения действительности во время ее анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности и опыт.
Логическое мышление – это ведущее средство теоретического освоения действительности, интенсивно формируется по мере овладения детьми научными понятиями в процессе обучения. Оно имеет вид рассуждения, и осуществляется путем таких мыслительных действий, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, абстрагирование, сравнение.
У детей старшего дошкольного возраста логическое мышление находится в стадии активного развития, что предусматривает соответствующую развивающую работу со стороны воспитателей. Одним из средств развития логического мышления старших дошкольников являются дидактические игры. Дидактическую игру, в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста, можно использовать по двум направлениям: для гармоничного всестороннего развития и в дидактических целях. Игра является ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста. Благодаря дидактическим играм, у детей не только развивается логическое мышление, но и старшие дошкольники приобретают новые знания: в процессе общения с педагогом, со сверстниками; в процессе наблюдения за участниками игры, их высказываниями и действиями, дети приобретают много новой информации, что является важным для его развития.
В ходе анализа результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы было установлено, что уровни логического мышления у старших дошкольников в основном развиты на среднем и низком уровнях.
Формирующий этап работы предусматривал развитие логического мышление у детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр. Формирующий этап исследования проходил в течение 4-х месяцев и был разбит на подготовительный (2 недели), основной (8 недель) и заключительный (2 недели) этапы. На каждом этапе, в соответствии с тематическим планированием, со старшими дошкольниками воспитатель применял комплекс дидактических игр, направленных на развитие логического мышления. Помимо развивающих занятий дидактические игры предлагались старшим дошкольников и во время игровой деятельности, в процессе проведения НОД по познавательному развитию. Проводилась соответствующая работа и с родителями старших дошкольников.
На контрольном этапе старшие дошкольники экспериментальной группы показали более высокий уровень в развитии логического мышления, чем старшие дошкольники контрольной группы. Старшие дошкольники экспериментальной группы проявили в процессе выполнения диагностических заданий высокую степень активности. Помимо того, что выполняли диагностические задания в основном самостоятельно (без образца и помощи со стороны педагога), они предлагали не один, а несколько вариантов, как можно провести аналогии, классификацию, обобщение. Давали развернутые ответы при пояснении своих способов действий.
Таким образом, результаты контрольного этапа свидетельствуют о значительной положительной динамике в экспериментальной группе старших дошкольников, в контрольной группе также произошла положительная динамика, однако она не значима. Следовательно, гипотеза подтвердилась.
Логическое мышление – это ведущее средство теоретического освоения действительности, интенсивно формируется по мере овладения детьми научными понятиями в процессе обучения. Оно имеет вид рассуждения, и осуществляется путем таких мыслительных действий, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, абстрагирование, сравнение.
У детей старшего дошкольного возраста логическое мышление находится в стадии активного развития, что предусматривает соответствующую развивающую работу со стороны воспитателей. Одним из средств развития логического мышления старших дошкольников являются дидактические игры. Дидактическую игру, в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста, можно использовать по двум направлениям: для гармоничного всестороннего развития и в дидактических целях. Игра является ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста. Благодаря дидактическим играм, у детей не только развивается логическое мышление, но и старшие дошкольники приобретают новые знания: в процессе общения с педагогом, со сверстниками; в процессе наблюдения за участниками игры, их высказываниями и действиями, дети приобретают много новой информации, что является важным для его развития.
В ходе анализа результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы было установлено, что уровни логического мышления у старших дошкольников в основном развиты на среднем и низком уровнях.
Формирующий этап работы предусматривал развитие логического мышление у детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр. Формирующий этап исследования проходил в течение 4-х месяцев и был разбит на подготовительный (2 недели), основной (8 недель) и заключительный (2 недели) этапы. На каждом этапе, в соответствии с тематическим планированием, со старшими дошкольниками воспитатель применял комплекс дидактических игр, направленных на развитие логического мышления. Помимо развивающих занятий дидактические игры предлагались старшим дошкольников и во время игровой деятельности, в процессе проведения НОД по познавательному развитию. Проводилась соответствующая работа и с родителями старших дошкольников.
На контрольном этапе старшие дошкольники экспериментальной группы показали более высокий уровень в развитии логического мышления, чем старшие дошкольники контрольной группы. Старшие дошкольники экспериментальной группы проявили в процессе выполнения диагностических заданий высокую степень активности. Помимо того, что выполняли диагностические задания в основном самостоятельно (без образца и помощи со стороны педагога), они предлагали не один, а несколько вариантов, как можно провести аналогии, классификацию, обобщение. Давали развернутые ответы при пояснении своих способов действий.
Таким образом, результаты контрольного этапа свидетельствуют о значительной положительной динамике в экспериментальной группе старших дошкольников, в контрольной группе также произошла положительная динамика, однако она не значима. Следовательно, гипотеза подтвердилась.



