Дата изготовления: июнь 2021 года.
Учебное заведение: Омский государственный педагогический университет
Проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования и выборка: МАДОУ «Золушка» старшая дошкольная группа (г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ России).
Выборка: 40 детей старшего дошкольного возраста: 20 детей старшего дошкольного возраста вошли в экспериментальную группу; 20 детей старшего дошкольного возраста вошли в контрольную группу.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
Есть доклад и презентация к защите.
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития логического мышления старших дошкольников средствами дидактических игр 7
1.1 Особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Возможности использования дидактических игр в развитии логического мышления старших дошкольников 13
2 Изучения особенностей развития логического мышления у старших дошкольников посредством использования дидактических игр 23
2.1 Выявление уровня развития логического мышления у старших дошкольников 23
2.2 Содержание и методика развития логического мышления старших дошкольников средствами дидактических игр 32
2.3 Контрольный срез 40
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложения 59
У дошкольника познание действительности происходит не в понятийной, а в наглядно практической и наглядно-образной форме, усвоение которой подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствующей развитию у него логического мышления. Под логическим мышлением понимается такой тип мышления, при котором используются логические действия или совокупность логических операций, дающих возможность согласовывать знания с объективной действительностью. Основными формами логического мышления являются понятия, суждения, умозаключения. Характерной особенностью логического мышления является то, что оно осуществляется только словесным путём в процессе оперирования понятиями с использованием логически конструкций. Столь значимая роль приёмов логического мышления ставит проблему специального их развития в процессе обучения, который становится приоритетным в старшем дошкольном возрасте.
Вопросам формирования различных видов мышления у детей дошкольного возраста, в частности наглядно-образного, были посвящены труды многих ученых – Л.С. Выготского, Д. Дьюи, С. Л. Рубинштейна и др. По мнению Л.С. Выготского, интеллектуальное развитие ребенка заключается не в количественном запасе знаний, а в уровне развития интеллектуальных процессов. Как указывал данный автор, научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, а возникают и формируются в результате напряжения его собственной мысли. Мышление – это социально обусловленный психический процесс познания объективной действительности; челοвек не рождается с гοтοвыми приемами мышления, спοсοбнοсть логически мыслить развивается у него прижизненно, в процессе соприкосновения с οбъективными формами, в которых воплощена человеческая логика – С.Л. Рубинштейн и др.
Изучением проблемы развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста занимались отечественные психологи и педагоги: А.В. Белошистая, П.Я. Гальперин, Н.Н. Поддъяков и др. Методы и приемы развития логического мышления дошкольников старших охарактеризованы И.А. Григорьевой, О.Н. Назарова и др. В детском мышлении господствует логика восприятия конкретной ситуации, а не логика мысли. Ребенок в своем восприятии, в своих суждениях находится в близком отношении к реальным объектам, но развитие мышления заключается в том, чтобы постепенно конкретность мышления ребенка сменялась его способностью мыслить абстрактно – А.В. Белошистая.
Дидактические игры в качестве средства развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста рассмотрены в работах Л.Р. Гилязевой, В.А. Грошевой, Н.С. Ежковой, М.В. Ибрагимовой и др. Педагогические условия использования дидактических игр в развитии логического мышления старших дошкольников определены в исследованиях М.Л. Кусовой, Т.Ю. Лебеевой, М.В.Ломаевой и др.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью разработанных практических комплексов дидактических игр в работе воспитателей ДОУ для развития логического мышления у детей указанной возрастной категории, что составляет проблему исследования.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы «Дидактическая игра как средство развития логического мышления старших дошкольников».
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Объект исследования – закономерности развития логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Гипотеза исследования заключается в предположениях о том, что:
- уровень развития логического мышления старших дошкольников низкий, что выражается в неумении детей синтезировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, анализировать и т.д.;
- целенаправленная развивающая работа способствует развитию логического мышления старших дошкольников при условии систематического использования комплекса дидактических игр.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения дидактической игры как средства логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать и апробировать на практике комплекс дидактических игр в работе по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить в опытно-экспериментальной работе эффективность применения дидактических игр в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений, использовались следующие методы исследования: теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; эмпирические – наблюдение; беседа; методы обработки данных эксперимента; методы качественного анализа и методы количественной обработки результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к мышлению как сферы познавательного развития детей дошкольного возраста – Л.С. Выготский, В. В. Левитес, С.Л. Рубинштейн и др.;
- подходы к развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста – И.И. Любченко, М.М. Мишина, О.Н.Новикова и др.;
- подходы к развитию логического мышления у старших дошкольников средствами дидактических игр – А.Р. Ибрагимова, И.В. Мартыненко, Е.П. Николаева и др.
Практическая значимость заключается в том, что комплекс дидактических игр, направленных на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста может быть использован в практике педагогов ДОУ.
Теоретический анализ научных источников позволил установить, что мышление – это, прежде всего, психический процесс самостоятельного поиска и открытия существенно нового, то есть процесс опосредования и обобщения отображения действительности во время ее анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности и опыт.
Логическое мышление – это ведущее средство теоретического освоения действительности, интенсивно формируется по мере овладения детьми научными понятиями в процессе обучения. Оно имеет вид рассуждения, и осуществляется путем таких мыслительных действий, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, абстрагирование, сравнение.
У детей старшего дошкольного возраста логическое мышление находится в стадии активного развития, что предусматривает соответствующую развивающую работу со стороны воспитателей. Одним из средств развития логического мышления старших дошкольников являются дидактические игры. Дидактическую игру, в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста, можно использовать по двум направлениям: для гармоничного всестороннего развития и в дидактических целях. Игра является ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста. Благодаря дидактическим играм, у детей не только развивается логическое мышление, но и старшие дошкольники приобретают новые знания: в процессе общения с педагогом, со сверстниками; в процессе наблюдения за участниками игры, их высказываниями и действиями, дети приобретают много новой информации, что является важным для его развития.
В ходе анализа результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы было установлено, что уровни логического мышления у старших дошкольников в основном развиты на среднем и низком уровнях.
Формирующий этап работы предусматривал развитие логического мышление у детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр. Формирующий этап исследования проходил в течение 4-х месяцев и был разбит на подготовительный (2 недели), основной (8 недель) и заключительный (2 недели) этапы. На каждом этапе, в соответствии с тематическим планированием, со старшими дошкольниками воспитатель применял комплекс дидактических игр, направленных на развитие логического мышления. Помимо развивающих занятий дидактические игры предлагались старшим дошкольников и во время игровой деятельности, в процессе проведения НОД по познавательному развитию. Проводилась соответствующая работа и с родителями старших дошкольников.
На контрольном этапе старшие дошкольники экспериментальной группы показали более высокий уровень в развитии логического мышления, чем старшие дошкольники контрольной группы. Старшие дошкольники экспериментальной группы проявили в процессе выполнения диагностических заданий высокую степень активности. Помимо того, что выполняли диагностические задания в основном самостоятельно (без образца и помощи со стороны педагога), они предлагали не один, а несколько вариантов, как можно провести аналогии, классификацию, обобщение. Давали развернутые ответы при пояснении своих способов действий.
Таким образом, результаты контрольного этапа свидетельствуют о значительной положительной динамике в экспериментальной группе старших дошкольников, в контрольной группе также произошла положительная динамика, однако она не значима. Следовательно, гипотеза подтвердилась.
1. Аббасова, О. Е. Формирование и развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения / О. Е. Аббасова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – № 4 (10). – С. 185-188.
2. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики : курс лекций для студ. дошк. ф-тов высш. учеб. заведений / А. В. Белошистая. – Москва : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2016. – 399 с.
3. Букина Л. В. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ / Л. В. Букина // Психология и педагогика XXI века : теория, практика и перспективы : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары : Интерактив плюс, 2016. – С. 233-235.
4. Бурцева, Н. В. Формирование словесно-логического мышления старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством дидактических игр / Н. Б. Бурцева // В сборнике : Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Уральский государственный педагогический университет Институт специального образования. – 2019. – С. 132-135.
5. Василенко, М. А. Развитие логических операций мышления старших дошкольников / М. А. Василенко // В сборнике : Наука и молодежь – 2019: взгляд в будущее. международный научно-практический форум. – 2019. – С. 362-365.
6. Вахрушева, Л. Н. Развитие механизмов мышления у детей дошкольного возраста / Л. Н. Вахрушева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 20. – С. 7–11.
7. Веккер, Л. М. Психика – речь – сознание / Л. М. Веккер. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 365 с.
8. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. – Москва : АСТ, 2015. – 352 с.
9. Выготский, Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 432 с.
10. Гальперин, П. Я. Введение в психологию : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям / П. Я. Гальперин. – 5-е изд. – Москва : Университет : Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. – 456 с.
11. Гилязева, Л. Р. Развитие логического мышления у старших дошкольников средствами математических игр и упражнений / Л. Р. Гилязова / Молодой ученый. – 2020. – № 46 (336). – С. 394-395.
12. Григорьева, И. А. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / И. А. Григорьева, Т. А. Грузинцева // Молодой ученый. – 2016. – №12, ч. 6. – С. 28-31.
13. Грошева, В. А. Проблема развития словесно-логического мышления дошкольников на современном этапе / В. А. Грошева // В сборнике : Дошкольное детство актуальные вопросы образования и воспитания. Сборник научно-методических статей. – Йошкар-Ола, 2018. – С. 67-70.
14. Деревенко О. А. Развитие мышления у старших дошкольников приемами решения изобретательских задач (ТРИЗ) // Детство. Отрочество. Юность. – 2016. – № 3/4. – С. 37-70.
15. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Пер.с англ. Н. М. Никольской. – Москва : Лабиринт, 2017. – 471 с.
16. Ежкова, Н. С. Словесно-логическое мышление старших дошкольников: взгляд на проблему развития / Н. С. Ежкова // Уральский научный вестник. – 2018. – Т. 6. – № 3. – С. 47-51.
17. Запорожец, А. В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника / А. В. Запорожец. – Москва : Академия, 2016. – 294 с.
18. Ибрагимова, М. В. Влияние игр-головоломок на развитие логического мышления у старших дошкольников / М. В. Ибрагимова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – № 3 (9). – С. 136-137.
19. Кривкина, Р. Т. Развитие логического мышления у дошкольников посредством использования дидактических игр / Р. Т. Кривкина // Тенденции развития науки и образования. – 2018. – № 43-2. – С. 49-51.
20. Кусова, М. Л. Использование логических операций в процессе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте / М. Л. Кусова, Л. В. Воронина // Ученые записки ЗабГУ. – 2016. – Т. 11. – № 6. – С. 130- 137.
21. Лебедева, Т. Ю. Компьютерные игры как эффективное средство развития логического мышления дошкольников / Т. Ю. Лебедева // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 16-2. – С. 191-194.
22. Левитес, В. В. Развитие логического и алгоритмического мышления дошкольника / В. В. Левитес // Начальная школа плюс до и после. – 2018. – №9. – С. 15-23.
23. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. Москва : Смысл, 2004. – 304 с.
24. Любченко, И. И. Логическое мышление как неотъемлемый аспект развития ребенка в современном обществе / И. И. Любченко // Наука XXI века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2014. – № 1. – С. 59-62.
25. Ломаева, М. В. Кодирование и декодирование информации как средство развития логического мышления дошкольников / М. В. Ломаева // В сборнике : Всероссийский педагогический форум. сборник статей Всероссийского педагогического форума. – Петрозаводск, 2020. – С. 151-154.
26. Мартыненко, И. В. Развитие мышления у детей подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения / И. В. Мартыненко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. – № 49-1. – С. 55 – 60.
27. Мартьянова, А. Д. Методическое сопровождение развития логического мышления старших дошкольников в дошкольной образовательной организации / А.Д. Мартьянова // В сборнике : Теория и практика современной науки. материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – 2019. – С. 98-101.
28. Мельниченко, Я. И. Использование блоков Дьенеша для развития логических операций мышления детьми старшего дошкольного возраста / Я. И. Мельниченко, Н. В. Голунова // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы XI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 26 март 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 77–79.
29. Мишина, М. М. Взаимосвязь образно-логического мышления и памяти у старших дошкольников / М. М. Мишина // Семья и личность : проблемы взаимодействия. – 2018. – № 12. – С. 64-70.
30. Михайлова, З. А. Логико-математическое развитие дошкольников / З. А. Михайлова, Е. А. Носова. – Москва : Детство-Пресс, 2016. – 128 с.
31. Назарова, О. Н. Особенности мышления старших дошкольников / О. Н. Назарова // Молодой ученый. – 2017. – №7. – С. 551-555.
32. Николаева, Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников : конспекты занятий / Е. П. Николаева. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2016. – 89 с.
33. Новак, О. В. Развитие логического мышления у дошкольников / О. В. Новак // Образование и воспитание. – 2019. – № 5 (25). – С. 15-18.
34. Новикова, О. Н. Логическое мышление старших дошкольников / О. Н. Новикова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – № 3. – С. 148-149.
35. Повернова, С. А. Игра как средство развития мыслительных операций у старших дошкольников / С. А. Повернова // В сборнике : Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья : Опыт, проблемы, инновации. материалы XIII всероссийской научно-практической конференции : в 3-х частях. – 2019. – С. 264-267.
36. Поддъяков, Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддъяков. – Москва : Речь, 2016. – 256 с.
37. Полунина, Я. И. Исследование уровня развития логического мышления дошкольников / Я. И. Полунина // Вестник современных исследований. – 2018. – № 10.7 (25). – С. 96-97.
38. Полякова Е. П. Дидактическая игра как метод развития мышления старших дошкольников / Е. П. Полякова // Авангард науки. – 2018. – № 1 (1). – С. 26-28.
39. Прудникова, Н. К. Условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста / Н. К. Прудникова // Молодой ученый. – 2017. – №13. – С. 590-592.
40. Рубинштейн, С. Л. Общая психология / С. Л. Рубинштейн. – Москва : академия, 2017. – 588 с.
41. Рябчунова, К. Н. Реализация идей Л. С. Выготского в теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова / К. Н. Рябчунова // Молодой ученый. – 2016. – №27.1. – С. 27-30.
42. Сазонова, Э. М. Развитие логического мышления как одна из задач познавательного развития дошкольников /Э. М. Сазонова // В сборнике : Наука и образование: тенденции, проблемы и перспективы развития. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Под редакцией Иванченко И.В. – 2020. – С. 234-240.
43. Сидорова, Ю. Ю. Формирование основ логического мышления старших дошкольников в процессе развивающих игр / Ю. Ю. Сидорова // В сборнике : Профессиональная деятельность педагога: проблемы, поиски, решения. материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной к 85-летию ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова». – 2017. – С. 107-110.
44. Трофименко, Ю. В. Развитие логического мышления дошкольников как цель процесса обучения / Ю. В. Трофименко // В сборнике : Наука и инновации – современные концепции. сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума. – Москва, 2020. – С. 24-29.
45. Тютюнник, В. В. Развитие логического мышления дошкольников средствами дидактических игр математического содержания / В. В. Тютюнник // В сборнике : Интеллектуальный и научный потенциал XXI века. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А. И. Вострецова. – 2017. – С. 177-181.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2016.– 50 с.
47. Филина, С. В. Активизация творческого потенциала дошкольников на занятиях по развитию логического мышления / С. В. Филина // В сборнике : Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. под общей редакцией А. И. Вострецова. – 2018. – С. 641-647.
48. Шаудинис И. В. Развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / И. В. Шаудинис // Вестник экспериментального образования. – 2017. – № 1. – С. 24-34.
49. Шматченко, А. А. Моделирование как метод формирования основ логического мышления старших дошкольников / А. А. Шматченко // В сборнике : Новейшие достижения и успехи развития педагогики и психологии. сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 8-12.
50. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников : Учебное пособие / Е. И. Щербакова. – Москва : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2017. – 139 с.