Введение 3-11
Глава I. Теоретические основы формирования профессионального самоопределения подростков в процессе технического творчества 12-63
1.1. Сущность и особенности профессионального самоопределения подростков 12-30
1.2. Техническое творчество в системе факторов формирования профессионального самоопределения подростков 31-46
1.3. Критерии и показатели эффективности формирования профессионального самоопределения подростков в процессе технического творчества 46-59
Выводы 59-63
Глава II. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения подростков в процессе технического творчества 64-117
2.1. Творческие технические проекты как средство формирования профессионального самоопределения подростков 64-89
2.2. Дифференцированный подход к учащимся с различными уровнями готовности к профессиональному
89 103
самоопределению
2.3. Изучение эффективности формирования профессионального самоопределения подростков в процессе технического творчества 103-114
Выводы 114-117
Заключение 118-125
Литература..
Приложение
126-144
145-147
Актуальность исследования. Современная нестабильная социально-экономическая ситуация, возрастание безработицы и образование рынка труда, резкая переориентация с одних ведущих областей профессиональной деятельности на другие требуют улучшения подготовки профессионально компетентных, мобильных и конкурентоспособных специалистов, способных в короткое время овладеть новыми знаниями, умениями, навыками и перестроить свою деятельность.
Данная проблема определенным образом связана с профессиональной ориентацией и подготовкой учащихся к профессиональному самоопределению, поскольку наличие рынка труда, а также отсутствие социальной защищенности личности требуют от выпускников школ способности быстрой адаптации к окружающей социально-экономической среде. Без этого становится все труднее выбрать путь продолжения своего образования, приобрести желаемую профессию и обрести работу.
В школьные годы проявляются и развиваются различные интересы и склонности, закладываются основы общего и профессионального развития личности. Исследованиями психологов доказано, что в ранней юности формируется одно из стержневых качеств личности - профессиональное самоопределение.
В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что содержание школьного образования должно быть ориентировано на обеспечение условий для самореализации личности, а общеобразовательная подготовка призвана обеспечивать успешное овладение профессиональными знаниями и умениями.
Рынок труда и особенности современной социально-экономической ситуации обуславливают необходимость более раннего профессионального самоопределения школьников. К моменту окончания основной школы у учащихся должно быть сформировано осознанное профнамерение и определен
4
путь дальнейшего продолжения образования. Однако исследования показывают, что за последнее время возросло число выпускников общеобразовательных школ, не имеющих профессионального намерения, и оно составляет фактически около 50%.
В подготовке школьников к профессиональному самоопределению определенная роль отводится техническому творчеству. Оно может рассматриваться как способ самореализации личности и одновременно как фактор формирования необходимых для творчества личностных качеств, способов деятельности, которые выступают как индивидуальная совокупность, обеспечивающая успех в творческом решении любых жизненных задач, в том числе и задач профессионального самоопределения.
Исследование проблем профессионального самоопределения школьников занимает значительное место в отечественной психолого-педагогической науке.
Методологические основы профессиональной ориентации представлены в работах П.Р. Атутова, В.И. Журавлева, Е.А. Климова, Е.М. Павлютенкова,
B. А. Полякова, А. Д. Сазонова, В.Ф. Сахарова, В. Д. Симоненко, Н.К. Степаненко, С.Н. Чистяковой и др.
Психологические аспекты профессионального самоопределения раскрыты в работах Е.М. Борисовой, С.С. Гриншпун, С.П. Крягжде, Т.В. Кудрявцевой, В. А. Федоришина, В.В. Чебышевой, П. А. Шавира, В. Д. Шадрикова и др.
Отдельным проблемам профориентациии посвящены диссертационные исследования Н.Ф. Гейжан, Л.А. Колосовой, О.Г. Максимовой, М.С. Савиной.
На разработку личностно ориентированной концепции профессионального самоопределения школьников направлены исследования
C. И. Вершинина, Н.Э. Касаткиной, Н.С. Пряжникова, М.В. Ретивых, С.В. Сальцевой, Н.Д. Чечель, Т.И. Шалавиной.
В диссертационных исследованиях и монографиях В.Е. Алексеева, П.Н.
5
Андрианова, И.И. Баки, И.П. Волкова, В.А. Горского, Д.М. Комского, А.Н. Прядехо, В.Г. Разумовского, Ю.С. Столярова, Ю.В. Шарова рассматриваются теоретико-методологические аспекты технического творчества учащихся: сущность и особенности творческой деятельности в области техники, пути развития и формирования творческих способностей школьников, содержание, формы и методы организации технического творчества учащихся в системе учебной и внеклассной работы.
Современные социально-экономические условия, необязательность общего среднего образования, отсутствие системы социальной защищенности требуют от выпускников общеобразовательных школ более раннего адекватного профессионального самоопределения, быстрой адаптации к окружающей среде, готовности к успешному овладению профессиональными знаниями, умениями, навыками, новыми технологиями и профессиями.
Большую роль в решении этих задач призвано сыграть техническое творчество, которое сейчас должно рассматриваться как способ самореализации личности и одновременно как фактор подготовки к жизненному и профессиональному самоопределению.
Однако потенциальные возможности технического творчества как фактора формирования профессионального самоопределения учащихся на практике реализуются слабо, эта проблема недостаточно исследована теоретически.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили вьг-бор темы настоящего исследования, целью которого было обоснование педагогических условий повышения эффективности формирования профессионального самоопределения подростков в процессе технического творчества.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо было, прежде всего, выявить сущность и особенности профессионального самоопределения подростков. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время имеются разные подходы к определению понятия профессионального самоопределения.
С позиции процессуально-результативного подхода профессиональное самоопределение школьников - это процесс и результат общего и профессионального развития личности учащегося как субъекта будущей
119
профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение является начальным этапом профессионального развития и становления человека, связующим звеном между общим и профессиональным образованием.
В профессиональном самоопределении школьников исследователи обычно выделяют 4 этапа: 1-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы, 10-11 классы. Подростковый возраст охватывает учащихся 5-9 классов. Основными задачами профессионального самоопределения подростков является развитие профессиональной направленности (5-7 классы) и профессионального самосознания (8-9 классы), что должно обеспечить формирование у выпускников основной школы осознанного профнамерения.
Проведенный анализ позволил нам дать рабочее определение профессиональному самоопределению подростков.
Одним фактором формирования профессионального самоопределения подростков является техническое творчество, которое может быть организовано в семье, школе, внешних учреждениях дополнительного образования.
Сравнительный анализ структуры процессов профессионального самоопределения и технического творчества позволил нам обосновать роль технического творчества как одного из факторов формирования профессионального самоопределения подростков.
В процессе поисково-конструкторской деятельности учащиеся формируют и развивают свои интересы, общие (творческие) и специальные (технические) способности, приобретают первоначальные профессиональные знания, умения и способность адекватно оценивать свои профессиональные возможности и способности, развивают алгоритм принятия решения о профессиональном выборе.
1. Абакумова Е.В. Развитие художественно-творческих способностей учащихся: Автореф. канд. пед. наук. - Майкоп, 2004. - 26 с.
2. Абдуллаев А.В. Система формирования производственно-технического творчества учащейся молодежи: Автореф. дис. док.пед.наук в форме науч.докл. - Казань, 1994. - 43 с.
3. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
4. Агапова Г.Г. Подготовка учащихся к выбору профессии в США// Школа и производство. - 1991. - №2. - С. 90-92.
5. Айзенк Г. Проверьте свои способности. - М.: Знание, 1972. - 121 с.
6. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся. - М.: Высшая школа, 1984. - 46 с.
7. Алексеев В.Е., Андрианов П.Н., Путилин В.Д. Дидактические основы развития технического творчества в трудовом обучении учащихся городской школы / НИИ ТО и ПО. - М., 1976. -188 с.
8. Андрианов П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дис....док.пед.наук. - М., 1985.-36 с.
9. Антонов А.В. Психология изобретательского творчества. - Киев: Высшая школа, 1978. -176 с.
10. Асмолов А.Г., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) // Вопросы психологии. - 1992. - №1. - С. 613.
11. Атутов П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. - М., 1976.
12. Бака И.И. Теоретические основы подготовки школьников к творческому труду в сфере материального производства: Учеб. пособие. - М.: МГПИ им.
В.И. Ленина, 1985.-131 с.
13. Бака И.И. Техническое творчество учащихся 9 и 10 классов. - Киев: Рад.
127
Школа, 1984.- 86 с.
14. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. - М.: Педагогика, 1981. -192 с.
15. Безрукова B.C. Педагогика: Учеб. для инжен.-пед. спец. - Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. института. -1993. - 320 с.
16. Безсонов Н.В. Справочник изобретателя и рационализатора. - М.: Про- физдат,1985.-272с.
17. Белозерцев В.И. Философско-методологические проблемы технического творчества. - М.: ВНИИПИ, 1989. - 86 с.
18. Белявкина М.В. Педагогические условия нарастания интереса учащихся к личностно-смысловому саморазвитию: Автореф дисс. канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2003. - 23 с.
19. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - М.: Прогресс, 1988. - 400с.
20. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Ин-т развития проф. образования, 1995. - 336 с.
21. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
22. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии. - 1988. - №1. - С. 77-82.
23. Бородин В.А., Прокопьева З.И. Руководство профессиональной ориентации в школе. Метод. пособ. - Минск, 1973.
24. Брынцева И.А. Проблема профориентации в теории и практике школы США: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1978. - 20 с.
25. Бурняшов Б.С. Организационно-педагогические условия профессионального самоопределения старшеклассников, ориентированных на получение высшего образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1999. - 26с.
26. Буш Г.Я. Процесс технического творчества. - Рига: Авотс, 1981. -138 с.
128
27. Василевская А.М. Формирование технического творческого мышления у учащихся профтехучилищ. - М.: Высшая школа, 1978. - 111 с.
28. Василевская А.М., Пономарева Р.А. Развитие технического творческого мышления у подростков и юношества. - Киев: Высшая школа, 1982. - 144 с.
29. Васильев Ю.К. Политехническое образование, трудовое воспитание и профориентация школьников. - М.: Знание РСФСР, 1976. - 48 с.
30. Вершинин С.И. Как оценивать эффективность профориентации школьников // Школа и производство. 1990. - №6. - С. 17-18.
31. Вершинин С.И. Педагогические основы формирования у школьников готовности к принятию решения о профессиональном выборе: Автореф. дис.... докт.пед.наук. - М., 1997. - 43 с.
32. Веселова В.В. Билет в будущее. - М.: Знание, сер. «Педаг. и психол.», 1990.
- №1. - 80 с.
33. Витиньш В.Ф. Реформы школы и профессиональная ориентация школьников - М.: Педагогика, 1988. -120 с.
34. Влазнев А.И. Теория и практика развития технического творчества студентов педвузов: Автореф. дис.... док.пед.наук. - Екатеринбург, 1997. - 39 с.
35. Возможные меры или создание практики творческого мышления: пособие для преподавателей. - М.: Интерпракс, 1994. -128 с.
36. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973. - 288 с.
37. Волков И.П. Приобщение к творчеству. - М.: Просвещение, 1982. -144 с.
38. Вопросы теории и практики профориентации в средней школе / Под ред. И.Д. Зверева. - М., 1972. - 248с.
39. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. -1982.-№ 5. - С. 80 - 84.