Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №69933

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы76
Год сдачи2016
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
596
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 9
1.1. Условия готовности детей к овладению грамотой в норме 9
1.2. Психо-речевые особенности детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи 17
1.3. Анализ методических рекомендаций по обучению грамоте дошкольников с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 39
2.1. Выявление уровня готовности к обучению грамоте детей старшего
дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 39
2.2. Методические рекомендации по обучению грамоте детей старшего
дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ

Поступление ребенка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в школе необходимо готовить. Важно, чтобы дети владели грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Ведущие ученые, такие как Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др. указывали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями в овладении грамотой.
В исследованиях Д.Б. Эльконина, Л.П. Беляковой, Л.Е. Журовой, С.Н. Карповой, И.Н. Колобовой и др. показано, что успешность обучения грамоте во многом зависит именно от того, насколько для ребенка «разведены» звуковая и смысловая стороны слова. Звуковой анализ является связующим разных форм речевой деятельности: звукопроизношение, чтение, письмо.
Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Т.Г. Визель указывает, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи рассматривается, как нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с разными расстройствами речи в результате дефектов восприятия и произношения фонем.
Правильная речь, является одним из показателей готовности дошкольника к обучению в школе, так как это предпосылка для успешного освоения навыка чтения и письма, следовательно, и дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи входят в «группу риска» по возникновению у них дисграфии (нарушения письма), дислексии (нарушения чтения).
Изучением этой проблемы занимались такие авторы как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, В.К. Орфинская и другие.
Проблема обучения грамоте дошкольников с нарушением речевого развития в современной коррекционной педагогике обсуждается достаточно широко. Многие исследователи убеждены в необходимости высокого развития языковой компетенции к началу целенаправленного обучения чтению, и не только у нормально развивающихся детей, но и у детей с нарушением речевого развития (Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Д.Б. Эльконин, А.В. Шульга, О.В. Трошин, Е.В. Жулина, Т.А. Ткаченко, Л.В. Лопатина, Л.С. Волковой, Ю.Ф. Гаркуши, Н.С. Жукова и др.). Исследователями отмечаются устойчивые трудности при обучении чтению дошкольников с нарушением речи, обусловленные недостаточной сформированностью фонетических, фонематических, семантических и грамматических компонентов языковой системы, нарушением коммуникативной способности в целом, снижением мотивации к письменной и устной речи, трудностями реализации языковых средств (В.А. Ковшиков, А.К. Маркова, В.К. Воробьева, Л.Р. Давидович, Р.Е. Левина, С.Н. Шаховская и др.). Р.Е. Левина, В.И. Селиверстов, Т.Б Филичева, Г.В. Чиркина и др. указывают на недостаточную подготовленность детей к необходимым для чтения операциям звукобуквенного анализа и синтеза, сформированность механизмов внимания, восприятия, памяти и т.д.
Анализ научных исследований показывает, что неготовность к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи проявляется в нарушении звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова, просодики; наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия
(слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений. Кроме нарушений речевой направленности, возможны отклонения в протекании высших психических функций у детей с фонетико-фонематический недоразвитием речи:
-внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также слабо сформированным произвольное внимание;
-объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой;
-отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений и др.
В настоящее время рядом исследователей (М.И.Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания. В специальной литературе (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, М.В. Ипполитова, О.С. Бот) имеется описание приёмов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения, помогающие этому.
Устранение и предупреждение фонетико-фонематического недоразвития речи следует начинать в дошкольном возрасте, еще до начала обучения детей грамоте. Недоразвитие фонематического восприятия становится причиной того, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением. Все эти затруднения влияют не только на освоение школьной программы, но и на самоощущение ребенка в школе, среди сверстников. Именно поэтому вопрос о подготовке к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в дошкольном возрасте является актуальным вопросом в настоящее время.
Особую актуальность в связи с этим приобретает разработка методов раннего прогнозирования и коррекции трудностей овладения грамотой детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Проблема исследования: каковы педагогические условия обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Цель исследования: совершенствование системы логопедической работы по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико¬фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования: педагогические условия коррекционной работы по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико¬фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования. Система работы по обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи будет эффективнее, при соблюдении следующих условий:
- система коррекционной работы должна быть организована на правильно произносимом речевом материале;
- организация совместной работы логопеда, воспитателей и психолога;
-активное использование наглядности, игровых приемов;
-опора на образное запоминание и мышление.
Были поставлены следующие задачи исследования:
1. Обосновать готовность детей к овладению грамоте в норме.
2. Рассмотреть психо-речевые особенности детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Произвести анализ методических рекомендаций по обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
4. Выявить готовность к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
5. Определить и представить основные направления по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Теоретико-методологической основой явились концепции общей и специальной психологии, специальной педагогики, лингвистики и психолингвистики о единстве мышления и речи, о соотношении языка и речи (В.И. Бельтюков. Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.В. Загторожец, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Я. Мыркин, А.М. Шахнарович и др.); о закономерностях речевого развития ребенка в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, О.С. Ушакова, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и др.); об особенностях речевого развития детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, В.Г. Чиркина и др.); о системной взаимосвязи мышления, языка, речи (П.К. Анохин, JI.C. Выготский, Н.И. Жинкин, М.С. Каган, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев); теоретические основы и методы обучения грамоте детей с речевыми нарушениями (P.E. Левина, Р.И. Лалаева, Н.Г. Морозова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, A.B. Ястребова); современные методические концепции обучения чтению, формирования полноценного письма; положения компетентностно-ориентированного
обучения грамоте (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Г.Н. Кудина, М.Р. Львов, З.Н. Новлянская, H.H. Светловская, Т.Г. Рамзаева).
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолого¬педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий этапы); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 52», г. Белгорода, подготовительная к школе группа. В исследовании приняли участие 7 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в возрасте 6-7 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе нашего исследования были реализованы следующие цели исследования:
1. Мы обосновали готовность детей к овладению грамоте в норме тем, что необходимо для этого ставить предпосылки для обучения грамоте дошкольника, а именно сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа, формируются к концу старшего дошкольного возраста у детей без нарушений речи. К концу старшего дошкольного возрастного периода ребенок достигает довольно высокого уровня развития речи. Он правильно произносит все звуки, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, владеет связной речью на основе постоянного обогащения словарного запаса и систематической работы над грамматическим строем языка. В процессе обучения грамоте, отдельно следует уделять внимание правильному формированию высших психических функций у дошкольников: внимание у некоторых дошкольников рассеянное; больше времени нужно уделять для развития памяти дошкольников, чтобы дети запоминали заданный материал; некоторые дошкольники наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений.
2. Рассмотрев психо-речевые особенности детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, мы выявили, что дети дошкольного возраста, имеющие логопедическое заключение (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) имеют недостатки: в произношении и не различение звуков; лексико-грамматической стороне речи развитие; артикуляции и словарном запасе. Также у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи внимание нестабильно, слабо сформировано произвольное внимание, сужен объем памяти, наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. На основе того, что психо-речевые особенности дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием поведение их может быть нестабильным, с частой сменой на строения; могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности (особенно обучение грамотой), т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени; возможны затруднения в запоминании инструкций педагога.
3. Произведя анализ методических рекомендаций по обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи выявилась взаимосвязь между процессом развития речи в дошкольной образовательной организации и подготовкой к обучению грамоте, т.к. целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей. Мы рассмотрели три раздела логопедической коррекционной работы по обучению грамоте детей с ФФНР: артикуляторный (подготовительный); дифференцированный; формирование звукового анализа и синтеза.
4. Реализовав исследование готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, можем утверждать, что у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием отмечается значительное отставание в готовности к обучению грамоте. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию в выделенной нами группе. Исследования показывают ограниченность словарного запаса у детей с фонетико¬фонематическим недоразвитием речи, особенно по таким лексико-понятийным разрядам, как названия деталей предметов, качественные характеристики предметов (цвет, объем, параметры и др.) Выявляют затруднения при выполнении заданий на подбор обобщающих слов-понятий, на определение пространственного расположения предметов и др.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи оказывает отрицательное влияние на развитие неречевых процессов (слуховое, зрительное, тактильное восприятие), что является базой для развития и формирования фонематических процессов. Поэтому, обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи должно начинаться с восстановления той базы, которая обеспечивает ее формирование.
5. Также мы определили и представили основные направления по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: коррекционно-воспитательная работа по закреплению речевых навыков и умений, которая предполагает активное включение воспитателя в коррекционный процесс; совершенствование словесно-логического мышления; развитие у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи внимания, памяти и оперативной памяти; развитие мелкой моторики рук при подготовке детей к письму; реализация совместной работы логопеда и воспитателя по развитию речи и формированию лексико-грамматического строя у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Представленные направления коррекционная работа по формированию готовности к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи может дать неплохие результаты, но на полноценное овладение детьми речью должна быть направлена и работа по формированию фонематического восприятия, приемы интонационного выделения звука, система упражнений на дифференциацию «звук» и «буква», виды работ по закреплению функций фонематического анализа слов, работа на фонематическом уровне, развитию у них лексических и грамматических языковых навыков.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и проведенная экспериментальная работа с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи позволили нам сделать следующие выводы:
- обучение грамоте детей, страдающих фонетико-фонематическим недоразвитием речи, нуждается в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть предупреждены обычными методами;
- экспериментальное исследование подтвердило, что характерной особенностью фонетико-фонематического недоразвития речи является неравномерность формирования высших психических функций и процессов. У дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в разной степени были нарушены отдельные функции и процессы при достаточной сохранности других;
-также экспериментальное исследование позволило выяснить, что у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием прослеживается первичное нарушение моторики.
- целью логопедического блока работы с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи должно быть с одной стороны, выявление и коррекция речевых нарушений фонематических процессов и нарушений речевой деятельности, с другой стороны - определение готовности ребенка к овладению грамоте и профилактика специфических нарушений письменной речи.



1. Агаркова, Н.Г. Формирование графического навыка письма у дошкольников и младших школьников [Текст]: учебное пособие/ Н.Г. Агаркова. - М., 2007. - 129 с.
2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста [Текст]: учебное пособие/ Под ред. Л.С. Цветковой. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
3. Аммосова, Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе[Текст]/ Н.С. Аммосова// Логопед. - №6. - 2004. - С. 67¬72
4. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом[Текст]/Б.Г. Ананьев. - М.:Просвещение, 2007. - 211 с.
5. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей.
Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики.
Коррекционные упражнения [Текст]/ А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Издательство «Ось - 89», 2009. - 272 с.
6. Ахутина, Т.В. Альбом: Диагностика развития зрительно-вербальных функций [Текст]: Учебное пособие/ Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - М., 2008. - 64 с.
7. Бачина, О.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей[Текст]/ О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова. - М.: АРКТИ. - 2007. - 88с.
8. Безруких, М.М. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму[Текст]/ М.М. Безруких, С.П. Ефимова. - М.: Новая школа, 2004. - 81 с.
9. Бекшиева, З.И. Коррекция письменной речи у дошкольников [Текст]/ З.И. Бекшиева. - М.:Феникс, 2009. - 190 с.
10. Буцикина, Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо-моторных навыков у младших школьников[Текст]/ Т.П. Буцикина, Г.М.Вартапетова//Логопед. - 2010. - №3. - С.84-94
11. Ванюхина Г.В. Речецветик [Текст]/Г.В. Ванюхина. - М.: «Школьная пресса», 2009. - 122 с.
12. Визель, Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]/ Т.Г. Визель. - М.:Астрель, 2010. - 127 с.
13. Вихрова, И.Н. Коррекция речи и мелкой моторики через рисование штрихом: из опыта работы: развитие в изобразительной деятельности[Текст]/ И.Н. Вихрова // Дошкольная педагогика: Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2012. - № 2. - С. 24-28
14. Воеводина, Е.С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте (рекомендации для родителей) [Текст] / Е.С. Воеводина// Школьный логопед. - № 6. - 2006. - С. 22-31.
15. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]/ Л.С. Волкова. - М., 2009. - 528 с.
16. Волоскова, Н.Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов [Текст] // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: учебное пособие / Под общ.ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой - М.: Московский психолого-социальный институт, 2010. - 213 с.
17. Вылина, Л.П. Обучение грамматики детей дошкольного возраста, имеющие недостатки в речевом развитии [Текст]/Л.П. Вылина. - М.:Просвещение, 2009. - 416 с.
18. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно[Текст]/ Г.А. Глинка. - СПб: Питер, 2008. - 290 с.
19. Глухов, В.П. Формирование пространственного воображения и речи у детей с ОНР в процессе предметно-практической деятельности[Текст]/ В.П. Глухов//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. - М., 2007. - 211 с.
20. Григоренко, Н.Ю. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции[Текст]/ Н.Ю. Григоренко. - М., 2010. - 143с.
21. Гурьянов, Е.В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма[Текст]/ Е.В. Гурьянов. - М., 2009. - 165 с.
22. Домишкевич, С.А. Методы научно-психологических исследований в дефектологии: учебное пособие по спецкурсу[Текст]/ С.А. Домишкевич, В.А. Пермякова, В.И. Насонова. - Иркутск, 2003. - 75 с.
23. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка[Текст]/ Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 144 с.
24. Дуванова, С.П. Взаимосвязь уровня развития мелкой дифференцированной моторики пальцев рук и речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ С.П. Дуванова, Е.Ю. Тебелева// Школьный логопед. - № 6. - 2011. - С. 56-59.
25. Дьяченко, М.М. Профилактика нарушений чтения и письма на логопедических занятиях по подготовке к школе (из опыта работы) [Текст]/ М.М. Дьяченко // Школьный логопед. - № 5. - 2010. - С. 23-29.
26. Елецкая, О.В. Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи[Текст]/ О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская // Логопед. - № 2. - 2009. - С. 32-39.
27. Ефинцева, Р.Н. Предотвращение дисграфии у детей дошкольного возраста [Текст]/Р.Н. Ефинцева. - М. Просвещение, 2012. - 205 с.
28. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей[Текст]/ Н.С. Жукова. - М., 2009. - 320с.
29. Журова, Л.Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста[Текст] / Л.Е. Журова// Вопросы психологии. - № 3. - 2007. - С. 55-63
30. Иващенко, Ф.И. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? [Текст]/ Ф.И. Иващенко, М.Н. Ильина. - Санкт-Петербург: Дельта, 2009. - 384 с.
31. Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме[Текст]/ В.А. Илюхина // Начальная школа. - 2010. - №8. - С.16-19.
32. Казанская, В.Л. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия[Текст]/ В.Л. Казанская, Н.Д. Шматько // Дефектология. - № 6. - 2009. - С. 55-58.
33. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст]/ Г.А. Каше. - М: Прос., 2008. - 190 с.
34. Коноваленко, В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФНР) [Текст]/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2009. - 128 с.
35. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей[Текст]: Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. - СПб.: Речь, 2003 - 336 с.
36. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст]/Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М: Институт общегуманитарных исследований, 2015. - 202 с.
37. Красильникова, Н.А. Игры для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи[Текст]/ Н.А. Красильникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: Методический и практический журнал. - 2011. - № 1. - С. 77-79
38. Кислова Т.Р По дороге к азбуке. Программа [Текст]/ Т.Р. Кислова. - М.: 2015. - 267 с.
39. Лагутина А.В. Формирование функционального базиса чтения у детей 4-х лет с общим недоразвитием речи[Текст] / А.В. Лагутина // Дефектология. - 2006. - №6. - С. 48-59.
40. Левакова, Р.О. Особенности ошибок при письме у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи[Текст]/Р.О. Левакова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2010. - 312 с.
41. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов пед. Вузов[Текст]/Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2009. - 304 с.
42. Логопедия: методическое традиции и новаторство [Текст]/ Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. - М.: Издательство Московского психолого¬социального института, 2010. - 336 с.
43. Лопатина, Л.В. Нарушения ручной и речевой моторики[Текст]/ Л.В. Лопатина // Практическая психология и логопедия. - 2008. - №3. - С 23-31.
44. Лопухина И. Логопедия - 550 занимательных упражнений для развития речи[Текст]/ И. Лопухина. - М.: «Аквариум», 2010. - 220 с.
45. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистическое
исследование[Текст]/ А.Р. Лурия. - М.: Академия, 2008. - 346 с.
46. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ.ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 4-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 240 с.
47. Мисаренко, Г.Г. Технология коррекции письма: развитие
графомоторных навыков [Текст] / Г.Г. Мисаренко// Логопед. - № 2. - 2004. - С. 33-39.
48. Морозов В.Э. Культура письменной научной речи [Текст]: Пособие для студентов / В.Э. Морозов. - М.: Икар, 2008. - 268 с.
49. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе[Текст]/ Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадрикова. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 256 с.
50. Нищева Н.В. Прописи для дошкольников [Текст]: классические прописи / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 16 с.
51. Новикова, Е.В. Как подготовить руку ребёнка к письму: комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей[Текст]/Е.В. Новикова. - М.: «Гном и Д»,2009. - 40с.
52. Обучение дошкольников грамоте по методикам Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой, Н.В. Дуровой/ под ред. О. Панфилова. - М.: Просвещение., 2009.
- 167 с.
53. Основы логопедической работы с детьми [Текст]: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
54. Основы теории и практики логопедии [Текст]: Учебное пособие для студентов / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: АльянС «Академия», 2014. - 368 с.
55. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфий у детей[Текст]/ Л.Г. Парамонова. - СПб.: Лениздат: Союз, 2009. - 240 с.
56. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция[Текст]: учебное
пособие / Под общ.ред. О.Б. Иншаковой - М.: Московский психолого¬
социальный институт, 2010. - 240 с.
57. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Под редакцией С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова и др. - Ярославль: Академия развития. 2007. - 192с.
58. Сакова, Л.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление в старшем дошкольном возрасте [Текст]: Учебное пособие/ Л.Н. Сакова. - М.: Владос. 2005. - 255 с.
59. Светлова, И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук[Текст]/ И.Е. Светлова. - М.: Эксмо-Пресс, 2009. - 71 с.
60. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми[Текст]/ В.И. Селиверстов.
- М.: Владос, 2009. - 133 с.
61. Сергеева О.А. Условия формирования письменной речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в рамках НОД [Текст] / О.А. Сергеева, А.В. Шульга //Дошкольное образование. - 2014. - №6. - С. 82-86.
62. Тракова, П.А. Формирование правильной письменной речи дошкольников имеющих нарушения в речевом развитии [Текст]/ П.А. Тракова.
- М.:Мир книги, 2010. - 248 с.
63. Трошин, О.В. Логопсихология[Текст]: Учебное пособие/ О.В. Трошин, Е.В. Жулина. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 256 с.
64. Тумакова, Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим
словом[Текст]/ Г.А. Тумакова. - М., 2011. - 121 с.
65. Федосова, Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму[Текст]: Кн. для учителя/Н.А. Федосова, В.Г. Горецкий - 3 изд. - М.: Просвещение, 2012. - 105 с.
66. Филиппова, С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму[Текст]/ С.О. Филипова. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 94 с.
67. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФНР[Текст]: Программа/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
- М.: Просвещение, 2008. - 343 с.
68. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников[Текст]/ Т.А. Фотекова. - Москва: Аркти, 2012. - 136 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ