СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕЛЬСКОМ ДЕТСКОМ САДУ
|
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО -
КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ В
СЕЛЬСКОМ ДЕТСКОМ САДУ
1.1. Социально- коммуникативное развитие дошкольника: структура и содержание понятия
1.2. Актуальные проблемы дошкольного образования в сельском социуме
1.3. Современное состояние проблемы социально- коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ
СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОГО
РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В
СЕЛЬСКОМ ДЕТСКОМ САДУ
2.1. Диагностика социально - коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
2.2. Содержание работы по социально-коммуникативному развитию сельских
дошкольников (на примере МБДОУ «Детский сад «Теремок» с.Веселое» Красногвардейского
района Белгородской области)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО -
КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ В
СЕЛЬСКОМ ДЕТСКОМ САДУ
1.1. Социально- коммуникативное развитие дошкольника: структура и содержание понятия
1.2. Актуальные проблемы дошкольного образования в сельском социуме
1.3. Современное состояние проблемы социально- коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ
СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОГО
РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В
СЕЛЬСКОМ ДЕТСКОМ САДУ
2.1. Диагностика социально - коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
2.2. Содержание работы по социально-коммуникативному развитию сельских
дошкольников (на примере МБДОУ «Детский сад «Теремок» с.Веселое» Красногвардейского
района Белгородской области)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
Тема социально-коммуникативного развития подрастающего поколения находит своё отражение в основных документах, определяющих деятельность учреждений образования. Согласно Закону РФ «Об образовании» образование, в первую очередь, должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, обеспечение самоопределения и создание условий для самореализации личности (51).
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, существует обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ и ряд требований к социально - коммуникативному развитию его воспитанников, к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (50). Согласно ФГОС ДО, социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область - социально-коммуникативное развитие, доминирующим фактором социального развития ребенка выступает социальная среда.
Согласно положениям Национальной доктрины образования в Российской Федерации и Концепции развития образования РФ до 2020 г, современное общество испытывает потребность в активно развивающихся, нравственно стойких, самоопределяющихся, духовных и творческих личностях- инициативных, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию молодых людях, способных к созидательной самореализации, восстановлению русскую духовной культуры (25). Таким образом, социально-коммуникативное развитие детей является приоритетным и находится среди стратегических направлений обновления российского образования. В связи с тем, что основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, на дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию
таких качеств у подрастающего поколения. Вопросы социально-коммуникативного развития рассмотрены в работах Божович Л.И., Дубровиной И.В., Журавлевой С.С., Кравцова Г.Г., Кравцовой Е.Е., Лисиной М.И., Мухиной В.С., Репиной О.А., Рузской А.Г., Смирновой Е.О., и других авторов.
В то же время выявлено противоречие между потребностью практики и отсутствием практических методик, которые позволяли бы эффективно осуществлять социально- коммуникативное развитие дошкольников в сельском детском саду.
Проблема исследования: каковы особенности социально¬
коммуникативного развития старших дошкольников в сельском детском саду? Разрешение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования- социально- коммуникативное развитие дошкольников.
Предмет исследования- особенности социально- коммуникативного развития дошкольников в сельском детском саду.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что особенностями социально- коммуникативного развития старших дошкольников в сельском детском саду являются:
- хорошее включение в разновозрастное взаимодействие на основе чувства привязанности;
- сильная ориентация на социальные нормы, транслируемые односельчанами и родителями (трепетное отношение к Родине, уважение к семейным традициям, взаимопомощь);
- сложность выстраивания социальных коммуникаций в непривычной обстановке (музей, кинотеатр, ж/д вокзал и т.д.);
- хорошая способность к трудовым взаимоотношениям при дефиците творческого взаимодействия;
- несовпадение между знанием социальных норм общения и неустойчивость их применения во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
В соответствии с целью исследования определены задачи исследования:
1) определить содержание понятия социально- коммуникативного развития дошкольника и его структуру;
2) охарактеризовать актуальные проблемы дошкольного образования в сельском социуме;
3) изучить современное состояние проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО;
4) провести диагностику особенностей социально- коммуникативного развития дошкольников;
5) разработать рекомендации по социально- коммуникативному развитию дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, эмпирический метод - анкетирование, педагогическое наблюдение, методы обработки данных - количественный и качественный анализ, структурный метод - для интерпретации полученных результатов. Основным методом исследования выступил констатирующий эксперимент.
Практической базой исследования являлся МБДОУ «Детский сад «Теремок» с. Веселое", Красногвардейского района Белгородской области и ДОУ №6 г.Белгорода. Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по организации педагогического воздействия, направленного на оптимальное социально- коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в сельском ДОУ.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, существует обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ и ряд требований к социально - коммуникативному развитию его воспитанников, к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (50). Согласно ФГОС ДО, социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область - социально-коммуникативное развитие, доминирующим фактором социального развития ребенка выступает социальная среда.
Согласно положениям Национальной доктрины образования в Российской Федерации и Концепции развития образования РФ до 2020 г, современное общество испытывает потребность в активно развивающихся, нравственно стойких, самоопределяющихся, духовных и творческих личностях- инициативных, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию молодых людях, способных к созидательной самореализации, восстановлению русскую духовной культуры (25). Таким образом, социально-коммуникативное развитие детей является приоритетным и находится среди стратегических направлений обновления российского образования. В связи с тем, что основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, на дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию
таких качеств у подрастающего поколения. Вопросы социально-коммуникативного развития рассмотрены в работах Божович Л.И., Дубровиной И.В., Журавлевой С.С., Кравцова Г.Г., Кравцовой Е.Е., Лисиной М.И., Мухиной В.С., Репиной О.А., Рузской А.Г., Смирновой Е.О., и других авторов.
В то же время выявлено противоречие между потребностью практики и отсутствием практических методик, которые позволяли бы эффективно осуществлять социально- коммуникативное развитие дошкольников в сельском детском саду.
Проблема исследования: каковы особенности социально¬
коммуникативного развития старших дошкольников в сельском детском саду? Разрешение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования- социально- коммуникативное развитие дошкольников.
Предмет исследования- особенности социально- коммуникативного развития дошкольников в сельском детском саду.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что особенностями социально- коммуникативного развития старших дошкольников в сельском детском саду являются:
- хорошее включение в разновозрастное взаимодействие на основе чувства привязанности;
- сильная ориентация на социальные нормы, транслируемые односельчанами и родителями (трепетное отношение к Родине, уважение к семейным традициям, взаимопомощь);
- сложность выстраивания социальных коммуникаций в непривычной обстановке (музей, кинотеатр, ж/д вокзал и т.д.);
- хорошая способность к трудовым взаимоотношениям при дефиците творческого взаимодействия;
- несовпадение между знанием социальных норм общения и неустойчивость их применения во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
В соответствии с целью исследования определены задачи исследования:
1) определить содержание понятия социально- коммуникативного развития дошкольника и его структуру;
2) охарактеризовать актуальные проблемы дошкольного образования в сельском социуме;
3) изучить современное состояние проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО;
4) провести диагностику особенностей социально- коммуникативного развития дошкольников;
5) разработать рекомендации по социально- коммуникативному развитию дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, эмпирический метод - анкетирование, педагогическое наблюдение, методы обработки данных - количественный и качественный анализ, структурный метод - для интерпретации полученных результатов. Основным методом исследования выступил констатирующий эксперимент.
Практической базой исследования являлся МБДОУ «Детский сад «Теремок» с. Веселое", Красногвардейского района Белгородской области и ДОУ №6 г.Белгорода. Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по организации педагогического воздействия, направленного на оптимальное социально- коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в сельском ДОУ.
Социально-коммуникативное развитие представляет собой
совокупность всех социальных процессов, благодаря которым ребенок воспроизводит определённую систему знаний, норм, ценностей и функционирует как полноценный член общества. В структуре социально - коммуникативного развития выделяют мотивационный, когнитивный, поведенческий компоненты.
В сельском социуме наиболее актуальными проблемами дошкольного образования являются слабая материально - техническая база, организация учебно - воспитательного процесса в детском саду, кадровое обеспечение, организация работы с детьми дошкольного возраста в малокомплектном детском саду.
В условиях реализации ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие является одним из 5 приоритетных направлений деятельности ДОУ. Детство, как особая культурная реальность и пространство развития человека, на период детства приходится основной этап социализации человека - период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры.
Для дошкольников из сельского детского сада характерен преимущественно низкий уровень социально- коммуникативного развития- их культура поведения неустойчива, характерны негативное поведение, трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра, ориентироваться в его эмоциональных состояниях.
Для оптимизации социально- коммуникативного развития педагогам необходимо формирование норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции, формирование готовности к совместной деятельности, формирование уважительного отношения к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Формами организации деятельности могут быть социально-коммуникативное развитие в режимных моментах, в игровой деятельности, в образовательной деятельности.
совокупность всех социальных процессов, благодаря которым ребенок воспроизводит определённую систему знаний, норм, ценностей и функционирует как полноценный член общества. В структуре социально - коммуникативного развития выделяют мотивационный, когнитивный, поведенческий компоненты.
В сельском социуме наиболее актуальными проблемами дошкольного образования являются слабая материально - техническая база, организация учебно - воспитательного процесса в детском саду, кадровое обеспечение, организация работы с детьми дошкольного возраста в малокомплектном детском саду.
В условиях реализации ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие является одним из 5 приоритетных направлений деятельности ДОУ. Детство, как особая культурная реальность и пространство развития человека, на период детства приходится основной этап социализации человека - период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры.
Для дошкольников из сельского детского сада характерен преимущественно низкий уровень социально- коммуникативного развития- их культура поведения неустойчива, характерны негативное поведение, трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра, ориентироваться в его эмоциональных состояниях.
Для оптимизации социально- коммуникативного развития педагогам необходимо формирование норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции, формирование готовности к совместной деятельности, формирование уважительного отношения к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Формами организации деятельности могут быть социально-коммуникативное развитие в режимных моментах, в игровой деятельности, в образовательной деятельности.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5820 р. Год сдачи: 2017 - Влияние стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - Влияние стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности (Томский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - Формирование культуры речевого общения у детей разновозрастной группы среднего и старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



