Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО -
КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ В
СЕЛЬСКОМ ДЕТСКОМ САДУ
1.1. Социально- коммуникативное развитие дошкольника: структура и содержание понятия
1.2. Актуальные проблемы дошкольного образования в сельском социуме
1.3. Современное состояние проблемы социально- коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ
СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОГО
РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В
СЕЛЬСКОМ ДЕТСКОМ САДУ
2.1. Диагностика социально - коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
2.2. Содержание работы по социально-коммуникативному развитию сельских
дошкольников (на примере МБДОУ «Детский сад «Теремок» с.Веселое» Красногвардейского
района Белгородской области)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
Тема социально-коммуникативного развития подрастающего поколения находит своё отражение в основных документах, определяющих деятельность учреждений образования. Согласно Закону РФ «Об образовании» образование, в первую очередь, должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, обеспечение самоопределения и создание условий для самореализации личности (51).
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, существует обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ и ряд требований к социально - коммуникативному развитию его воспитанников, к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (50). Согласно ФГОС ДО, социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область - социально-коммуникативное развитие, доминирующим фактором социального развития ребенка выступает социальная среда.
Согласно положениям Национальной доктрины образования в Российской Федерации и Концепции развития образования РФ до 2020 г, современное общество испытывает потребность в активно развивающихся, нравственно стойких, самоопределяющихся, духовных и творческих личностях- инициативных, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию молодых людях, способных к созидательной самореализации, восстановлению русскую духовной культуры (25). Таким образом, социально-коммуникативное развитие детей является приоритетным и находится среди стратегических направлений обновления российского образования. В связи с тем, что основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, на дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию
таких качеств у подрастающего поколения. Вопросы социально-коммуникативного развития рассмотрены в работах Божович Л.И., Дубровиной И.В., Журавлевой С.С., Кравцова Г.Г., Кравцовой Е.Е., Лисиной М.И., Мухиной В.С., Репиной О.А., Рузской А.Г., Смирновой Е.О., и других авторов.
В то же время выявлено противоречие между потребностью практики и отсутствием практических методик, которые позволяли бы эффективно осуществлять социально- коммуникативное развитие дошкольников в сельском детском саду.
Проблема исследования: каковы особенности социально¬
коммуникативного развития старших дошкольников в сельском детском саду? Разрешение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования- социально- коммуникативное развитие дошкольников.
Предмет исследования- особенности социально- коммуникативного развития дошкольников в сельском детском саду.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что особенностями социально- коммуникативного развития старших дошкольников в сельском детском саду являются:
- хорошее включение в разновозрастное взаимодействие на основе чувства привязанности;
- сильная ориентация на социальные нормы, транслируемые односельчанами и родителями (трепетное отношение к Родине, уважение к семейным традициям, взаимопомощь);
- сложность выстраивания социальных коммуникаций в непривычной обстановке (музей, кинотеатр, ж/д вокзал и т.д.);
- хорошая способность к трудовым взаимоотношениям при дефиците творческого взаимодействия;
- несовпадение между знанием социальных норм общения и неустойчивость их применения во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
В соответствии с целью исследования определены задачи исследования:
1) определить содержание понятия социально- коммуникативного развития дошкольника и его структуру;
2) охарактеризовать актуальные проблемы дошкольного образования в сельском социуме;
3) изучить современное состояние проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО;
4) провести диагностику особенностей социально- коммуникативного развития дошкольников;
5) разработать рекомендации по социально- коммуникативному развитию дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, эмпирический метод - анкетирование, педагогическое наблюдение, методы обработки данных - количественный и качественный анализ, структурный метод - для интерпретации полученных результатов. Основным методом исследования выступил констатирующий эксперимент.
Практической базой исследования являлся МБДОУ «Детский сад «Теремок» с. Веселое", Красногвардейского района Белгородской области и ДОУ №6 г.Белгорода. Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по организации педагогического воздействия, направленного на оптимальное социально- коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в сельском ДОУ.
Социально-коммуникативное развитие представляет собой
совокупность всех социальных процессов, благодаря которым ребенок воспроизводит определённую систему знаний, норм, ценностей и функционирует как полноценный член общества. В структуре социально - коммуникативного развития выделяют мотивационный, когнитивный, поведенческий компоненты.
В сельском социуме наиболее актуальными проблемами дошкольного образования являются слабая материально - техническая база, организация учебно - воспитательного процесса в детском саду, кадровое обеспечение, организация работы с детьми дошкольного возраста в малокомплектном детском саду.
В условиях реализации ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие является одним из 5 приоритетных направлений деятельности ДОУ. Детство, как особая культурная реальность и пространство развития человека, на период детства приходится основной этап социализации человека - период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры.
Для дошкольников из сельского детского сада характерен преимущественно низкий уровень социально- коммуникативного развития- их культура поведения неустойчива, характерны негативное поведение, трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра, ориентироваться в его эмоциональных состояниях.
Для оптимизации социально- коммуникативного развития педагогам необходимо формирование норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции, формирование готовности к совместной деятельности, формирование уважительного отношения к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Формами организации деятельности могут быть социально-коммуникативное развитие в режимных моментах, в игровой деятельности, в образовательной деятельности.
• Агафонова И.В. Опыт лидерства и работы в группе как составляющие
социально-коммуникативного развития
дошкольникаЬйр:/Моуо8р.ги/т8ег1Ше8/Ше8/УАК/2015_05/2
• Андреева Г.М Социальная психология.- М.: Наука, 2002.- 564 с.
• Антонов Ю.Е. Состояние дошкольного образования в сельской местностиhttp://www.ucheba.com/met rus/k doshvosp/k voprosteorii/stat. htm
• Антопольская Т.А. Организационная культура учреждения дополнительного образования детей: теория и практика развития. М.: УМК Психология, 2009.- 386 с.
• Асмолов А.Г. Психология личности.- М.: Мозаика-Синтез, 2011.- 364 с.
• Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Воспитание в сельской школе. М.: Педагогический поиск, 2002. - 176с.
• Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения. Карачаевск, 2002 .- 229 с.
• Божович Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
• Бочарова В. Г., Гурьянова М. П. стратегия модернизации сельского
образовательного социума
http://www.portalus.ru/modules/shkola/rusreadme.php?subaction=showfull&.id = 1193919665 &archive=1196814847&start from=&ucat=&
• Бугаенко А.Э.О некоторых особенностях восприятия и понимания дошкольниками друг друга и усвоения ими способов коммуникации. - М.: Просвещение, 1986. -249 с.
• Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 112 с.
• Виноградова А. М., Буре Р.С., Година Г.Н, Шатова А.Д. Книга для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.
• Гербова В.В. Развитие речи детей младшей разновозрастной группе (2 - 4 года) // Ребенок в детском саду. - 2001.- №5, С. 17 - 26.
• Гогоберидзе А.Г. К проблемам познания и понимания ребенка дошкольного возраста // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.- 362 с.
• Гурьянова М. П. Наша новая школа на селе: инновационная модель http: //pandia.ru/text/77/274/720.php
• Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология.- М.: Академия, 1999. - 464 с.
• Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска Программа по организации
поисковой деятельности детей дошкольного возраста. - Москва:
Торговый Центр, 2005 г. - 57с.
• Евдокшина О.В. Психологические аспекты социализации детей
дошкольного и младшего школьного возраста: Диссертация кандидата психологических наук. М, 2010.
• Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы.- М.: Инст-т психологии РАН, 2005. - 448 с.
• Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М.: Педагогика, 1992.- 273 с.
• Китаева А.В. Социально-коммуникативное развитие. Что такое
социализация детей дошкольного возрастаЬ11р://ть.ги/агНс1е/194200/зо1з1а1по- kommunikativnoe-razvitie-chto-takoe-sotsializatsiya-detey-doshkolnogo-vozrasta
• Князева О.Л. Веселые, грустные... Пособие для детей 4-5 лет.- М.: Просвещение, 2003.- 24 с.
• Князева О.Л. Я-Ты-Мы - программа социально- эмоционального развития.- М.: Просвещение, 2013.- 218 с.
• Консультативные пункты как вариативная форма дошкольного образования: методические рекомендации/ сост. Майорова Т. А., Шмелькова Н.В., Жильцова Ю.В., Галахова С.К. - Рязань, 2012. - 59 с.
• Концепция развития образования РФ до 2020 г.
• Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 264 с.
• Лисина М.И. Общение со взрослым и психологическая подготовка к школе. - Кишинев: Штиинца, 1987. - 479 с.
• Логинова Н.А., Харитонова Е.В. Системогенез социально-профессиональной востребованности личности// Сборник научных трудов V всероссийской научно-практической конференции 23 - 24 ноября 2011 года. - Ярославль, 2011. -357 с.
• Малокомплектный детский сад: пособие для воспитателя детского сада/ под ред. Васильевой М.А. - М.: Просвещение, 1988. - 271с.
• Модернизация дошкольного образования на селе /под. ред. Моровой Н.С.- М.: ВЛАДОС, 2010.- 240с.
• Мудрик А.В., Бугаенко А.Э. Социальная педагогика. - М.: Айрис-пресс, 2008.
• Мухина В.С.- Возрастная психология М.: просвещение, 1999.- 456 с.
• Национальная доктрина образования в Российской
Федерацииййр://8тпсош.ги/соп1еп1/ге10гта/тбех5.й1т
• Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей/ Н.А. Виноградова, Е.П., Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008.
• Организация работы сельского детского сада: Условия организации дошкольного воспитания в сельской местности/ Поздняк Л.В., Бондаренко А.К., Дружинина Л.В./ под ред. Курбатовой Р.А. - М.: Просвещение, 1988. - 240с.
• Основная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы/ под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.- М.: Мозаика-синтез, 2010.
• Островская Л.И. Формирование навыков культурного поведения у дошкольниковКПр://пзрог1:а1.ги/Се1зк1у-
sad/raznoe/2013/05/05/formirovanie-navykov-kulturnogo-povedeniya-u- doshkolnikov
• Пантелеева Н.Г. Социально-нравственное воспитание педагогической деятельности А.С. Макаренко /Сб. Наследие А.С. Макаренко и современная педагогическая практика. - Одинцово: Одинцовский гуманитарный институт, 2013.
• Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986. - 96 с.
• Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников/ под ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А. М.: Лин-ка-пресс, 2009.
• Развитие психики ребенка в общении со взрослым и сверстником/ под ред. Рузской А.Г. - М.: Изд-во АПН СССР, 1990.- 207 с.
• Развитие дошкольного образования на селе: сборник статей и документов/ сост. Антонов Ю.Е., Горб Р.А.- М.: ГНОМ и Д, 2003. - 192 с.
• Репина О.А. Развитие речи детей младшей разновозрастной группе (2 - 4 года) // Ребенок в детском саду. Рязань, 2012. - 60 с.
• Селиверстова И.В. Анализ современных моделей повышения доступности услуг дошкольного образования и содержания детей М.: Айрис-пресс, 2009. - 308 с.
• Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников: теоретическое и практическое обеспечение: учеб. метод. пособие/ сост. Журавлева С.С.- Курск: ООО Планета +, 2014. - 314 с.
• Стёркина Р.Б., Авдеева Н.Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2007.
• Стрелкова Л. Н. Проблемы формирования личности дошкольника.- Саратов: СГТ, 2013.- 290 с.
• Теория и методика воспитательной работы / под ред. Байбородовой Л.В., МельниковаА.Э.- Ярославль, 2000.- 195 с.