ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАЧАЛ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ
РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ..............7
1.1. Проблема развития начал социальной активности у старших дошкольников в научных исследованиях педагогов и психологов……………………..7
1.2. Возможности развития начал социальной активности у старших дошкольников в условиях разновозрастной группы дошкольной организации………………………………………………………………………………...13
1.3. Педагогические условия развития начал социальной активности у
старших дошкольников в условиях разновозрастной группы дошкольной организации …………………………………………………………………..…….20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЕ НАЧАЛ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ..………………………………………………………..……......30
2.1. Выявление уровней развития начал социальной активности у старших
дошкольников …………………………..………….…………………………....30
2.2. Содержание работы по развитию начал социальной активности у старших дошкольников в условиях разновозрастной группы дошкольной организации ……………………………………………………………………….…….37
2.3. Анализ эффективности результатов исследования.....................................45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...….56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Детский коллектив играет в жизни каждого ребенка большую роль. На
протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в
социальном и личностном развитии ребенка, создавая необходимые предпосылки для становления начальных форм социальной активности.
По мнению многих ученых (педагогов и психологов) процесс социализации выступает основополагающим в развитии основ социальной активности детей старшего дошкольного возраста (Р.С. Буре, Л.И. Божович, Т.И. Бабаева, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Л.В. Коломийченко, М.И. Лисина, А.А. Люблинская, А.Г. Николаева, Н.Б. Полковникова и др.). В работах
Л.С.Выготского и др., процесс социализации рассматривается как интерсубъектный. Дошкольник не только усваивает социальный опыт, входя в
социальную среду, он активно воспроизводит в процессе социализации систему социальных связей за счет своей активной деятельности.
Дети дошкольного возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности (Р.С. Буре, Л.И. Божович,
Т.И. Бабаева, Л.В. Коломийченко, М.И. Лисина, А.В. Липовцева, Г.Ю. Максютова, А.Г. Николаева, Н.Б. Полковникова, Л.С. Римашевская и др.). Благодаря чему формируется «детское общество». Это создает предпосылки для
развития начал социальной активности у дошкольников. Содержательное
общение со сверстниками становится важным фактором социализации. В
различных видах деятельности дошкольники осваивают коммуникативные
умения, учатся согласовывать свои действия. Справедливо разрешать споры.
Все это способствует накоплению морального опыта. Однако у детей разновозрастной группы имеются свои специфические особенности во взаимоотношениях друг с другом. У более старших дошкольников может проявляться4
отсутствие выдержки к более младшим, неумение перенести известные способы поведения в новые условия.
Все вышесказанное послужило основой для выбора темы выпускной
квалификационной работы «Развитие начал социальной активности у старших дошкольников в условиях разновозрастной группы дошкольной организации».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития
начал социальной активности у старших дошкольников в условиях разновозрастной группы дошкольной организации?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития начал социальной активности
у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития начал социальной активности у старших дошкольников в условиях разновозрастной
группы дошкольной организации.
Гипотеза исследования: эффективному развитию начал социальной
активности у старших дошкольников в условиях разновозрастной группы
дошкольной организации будут способствовать следующие педагогические
условия:
- учет возрастных особенностей и возможностей каждого воспитанника
в организации и проведении режимных процессов;
-обеспечение участия детей разновозрастной группы в разных видах
совместной деятельности;
- взаимодействие педагогов с родителями.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи исследования:
1. Выяснить степень изученности проблемы развития начал социальной активности у старших дошкольников в научных исследованиях педагогов и психологов.
Выпускная квалификационная работа была посвящена одной из
актуальных проблем социально-личностного развития дошкольника -
развитию начал социальной активности у старших дошкольников в условиях
разновозрастной группы дошкольной организации.
В ходе написания выпускной квалификационной работы нами были
изучены научные труды педагогов и психологов по проблеме исследования.
Сущность понятия «социальная активность» мы рассматривали, опираясь на исследования Л.С. Выготского (), Л.В. Коломийченко (), А.В. Ситарова (), В.Г. Маралова () и др.
Различные подходы к решению проблемы развитие начал социальной
активности у старших дошкольников нашли свое отражение в исследованиях
Л.В. Коломийченко (), А.В. Липовцевой (), Г. Ю. Максютовой (), А.Г. Николаевой (), Н.Б. Полковниковой (), Л.С. Римашевской (), В.И. Сметаниной
(), Г. Яппаровой () и др.
На основе изучения научных трудов Т.И. Бабаевой(2), Г.В. Белокуровой
(3), М.В. Бывшевой (11), Е.Н. Герасимовой (15), Е.Н. Даньковой (18),
А.Г. Николаевой (35), Л.С. Римашевской (44) и др., мы рассмотрели
педагогические условия развития начал социальной активности у старших
дошкольников в разновозрастной группе дошкольной организации.
Экспериментальная часть исследования была проведена на базе МДОУ
«Сергиевский детский сад» п. Быценков Краснояружского района
Белгородской области.
В исследовании приняли участие 10 детей старшей группы. На
констатирующем этапе мы выявили следующие уровни развития начал
социальной активности у старших дошкольников:
Высокий уровень – 4 ребенка (40 %).
Средний уровень – 4 ребенка (40 %).
Низкий уровень – 2 ребенка (20 %).
Затем нами был проведен формирующий этап экспериментальной
работы, направленный на апробацию педагогических условий развития начал
социальной активности у старших дошкольников в разновозрастной группе
дошкольной организации:
- учет возрастных особенностей и возможностей каждого воспитанника
в организации и проведении режимных процессов;
-обеспечение участия детей разновозрастной группы в разных видах
совместной деятельности;
- взаимодействие педагогов с родителями.
На контрольном этапе исследования мы выявили наличие
положительной динамики в развитии начал социальной активности у
старших дошкольников, что позволяет сделать вывод об эффективности
проведенной образовательной работы с детьми на формирующем этапе
исследования:
Высокий уровень – 6 детей (60 %).
Средний уровень – 3 ребенка (30 %).
Низкий уровень – 1 ребенок (10 %).
Проведенное нами исследование позволило сделать вывод о том, что в
условиях разновозрастной группы дошкольной организации возможно
успешное развитие начал социальной активности у старших дошкольников.
Необходимо использовать потенциальные возможности старших детей
разновозрастной группы в проявлении начал социальной активности в
различных видах деятельности, на протяжении всего времени пребывания
детей в дошкольной организации. Такой подход к реализации начал
социальной активности у старших дошкольников позволит формированию у
них опыта общения и взаимодействия с младшими детьми и чувства
уверенности в своих силах, в своих возможностях.
1. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности // Психологический журнал. - 1985. №5.- С. 3-18.
2. Бабаева Т.И., Березина Т.А., Римашевская Л.С. Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2013. - 256 с.
3. Белокурова Г.В. Педагогические условия формирования социальных умений дошкольника средствами этикета : дис...канд. пед.наук.- Ульяновск, 2008. - 246 с.
4. Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3¬7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения : дис ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Карачаевск, 2002. - 229 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
6. Болотина Л. Р., Баранов С. П., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика:
учебное пособие для вузов. Издатель: Академический проект,
2005http://biblioclub.ru/index.php?page=book red&id=235840&sr=1
7. Болтырова Т.М. Воспитание социального поведения детей старшего дошкольного возраста в ситуациях межличностного общения: дис.... канд. пед.наук. - Ростов-на-Дону, 2010. - 160 с.
8. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2009. 672 с.
9. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Мето-дическое пособие: Электронный ресурс .Москва МОЗАИКА-
СИНТЕЗ,2011.80с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212951&sr=1
10. Бывшева М. В. Педагогическое сопровождение социального познания старших дошкольников / М. В. Бывшева, Е. В. Коротаева // Образование и саморазвитие. - 2009. - № 4. - С. 88-93.
11. Бывшева М.В. Педагогическое сопровождение детей старшего до¬
школьного возраста в процессе социального познания: дис.канд.пед.наук, Екатеринбург, 2009. URL:
http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detei- starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-sotsialnogo-#ixzz5AltSAGXk
12. Бывшева М.В. Социальное познание старшего дошкольника в образо¬вательной среде детского сада // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9. - С. 59-63.
13. Висангириева Е.Д. Проектирование социокультурной предметно¬
пространственной среды развития ребенка в условиях дошкольного образо¬вательного учреждения: Дис... канд. пед. наук: Ростов н/Д, 2003. - 223 c. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.ua-
ru.net/diss/cont/106006.html. (Дата обращения - 15.10.2017 г.).
14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - М.: Изд-во «Союз», 2006. - 224 с.
15. Герасимова Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада: дис. док. пед.наук, Санкт-Петербург, 2002// http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie- osnovy-postroeniya-obrazovatelnogo-protsessa-v-raznovozrastnykh-gruppakh- det#ixzz5AmIPL3s2
16. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспита¬ния и обучения: учебник для бакалавров по направлению 050100 «Педагоги¬ка» / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 464 с.
17. Григорьева А.А., Сметанина В.И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада / Якут. гос. Ун-т им. М. К. Ам¬мосова; Под общ. ред. Г.Н. Волкова.— М.: Academia, 2003.— 155 с.
18. Данькова Е.Н. Педагогическая технология формирования ответствен¬ности у детей старшего дошкольного возраста:
дис.. .1<а11д.11ед.11аУ1<,Челяби11с1<,2008//1Ш1х/Аууу.с1155е1та1.сот/соЩеп1/рес1ацоц icheskaya-tekhnologiya-formirovaniya-otvetstvennosti-u-detei-starshego- doshkolno go-vo#ixzz5Am4BMREz
19. Детство: Примерная основная образовательная программа дошкольно¬го образования. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 352 с.
20. Деятельность и взаимоотношения дошкольников./ Под ред. Т.А. Репи¬ной; Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания АПН СССР. - М.: Педагогика, 1987. - 192 с.
21. Дыбина О.В., Анфисова С.Е., Кузина А.Ю. и др. Педагогическая диа¬
гностика компетентностей дошкольников. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 64 с. Режим доступа:
http: //biblioclub .ru/index.php?page=book&id=212955
22. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 104 с.
23. Иваненко М.А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства: дис.канд.пед.наук, Екатеринбург, 2005// http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-sotsialno- lichnostnogo-razvitiya-rebenka-v-period-detstva#ixzz5AmB0TNY2
24. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2010. - 576 с.
25. Князева Е. Организация разновозрастного взаимодействия дошкольни¬ков в познавательной деятельности // Дошкольное воспитание. - 2013. - №
10. - С. 115-118.
26. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития де¬тей дошкольного возраста //Журнал «Детский сад от А до Я», 2004, № 5.- С.8.
27. Коломийченко Л.В. Социальное развитие детей дошкольного возраста в культурологической парадигме образования: дис.док.пед.наук, Пермь, 2008// http://www.dissercat.com/content/sotsialnoe-razvitie-detei-doshkolnogo- vozrasta-v-kulturologicheskoi-paradigme-obrazovaniya#ixzz5Am5OmVaB
28. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.: ил.
29. Кулешова Э.В. Формирование коммуникатив-ной культуры дошкольников средствами игровых технологий :
дис...канд.пед.наук. - Тамбов, 2007. - 147 с.
30. Липовцева А.В. Организационно-педагогические условия социализа-ции детей дошкольного возраста средствами социально-культурной деятель¬ности : дис... канд. пед. наук. - Барнаул, 2010. - 208 с.
31. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка./ Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 384 с.
32. Люблинская А.А. О моральных представлениях и моральных привыч¬ках// Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. - 2-е изд.,стереотип. - М.: Академия, 1998. - 384 с. С.296.
33. Максютова Г.Ю. Становление успешности старших дошкольников в деятельности и общении в условиях дошкольного образования : дис...канд.пед.наук. - Чита, 2015. - 246 с.
34. Мещеряков Б.Г. Психология. Тематический словарь/Б.Г Мещеряков. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. - 439 с.
35. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Дошкольная педагогика. Издатель:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.
http: //biblioclub.ru/index.php?page=book red&id=55845&sr=1
36. Николаева А.Г. Развитие социальной активности старших дошкольни¬
ков в образовательном пространстве дошкольного учреждения: дис....канд.пед. наук.- Санкт-Петербург, 2011. - 241 с.
http://www.dissercat.com/content/razvitie-sotsialnoi-aktivnosti-starshikh- doshkolnikov-v-obrazovatelnom-prostranstve-doshkoln
37. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филологических наук, проф. Н.Ю. Шведовой: Москва, издательство «Сов. энциклопедия», 1972 г. - 846 с.
38. Петрова Е.В. Социальное воспитание старших дошкольников в сель-
2010. - 204 с.
39. Полковникова Н.Б. Приобщение старших дошкольников к ценностям как компонент работы по социализации. //Журнал «Дошкольное воспита-ние». - 2010. - № 10. - С.96.
40. Практикум по возрастной психологии: /Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с.: ил.
41. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педа¬гогов дошкол. учреждений / Науч. ред. М.М. Безруких.— М.: ВЛА-
ДОС,2002.— 223 с.
42. Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. - 2-е изд.,стереотип. - М.: Академия, 1998. - 384 с. С.38.
43. Репина Т.А. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Уч. пособие. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 192 с.
44. Репина Т.А. Самостоятельные игровые объединения //Дошкольное воспитание. - 1984. - № 2.- С. 43-46.
45. Римашевская Л.С. Развитие сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятии : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : СПб., 2001 183 с. РГБ ОД, 61:02-13/1214-7
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер Ком, 1999.
- 720 с.
47. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками//
Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева. - 2-е
изд.,стереотип. - М.: Академия, 1998. - 384 с.
48. Сертакова Н.М. Инновационные формы работы взаимодействия до-школьного образовательного учреждения с семьей: метод. Пособие. _ СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 80 с.
49. Сидорова А. Навыки социальной ориентации//Дошкольное воспитание.
- 2016. - № 1. - С.39-44.
50. Ситаров А.В., Маралов В.Г. Социальная активность личности (уровни, критерии, типы и пути ее развития)//Знание, понимание, умение. - 2015. - №4. - С.164-176. http: //journals.mo s gu.ru/zpu/article/view/163/215
51. Сметанина В.И. Социализация личности ребенка на основе взаимодей¬ствия семьи и детского сада : дис....канд. пед. наук. - Якутск, 2002. - 175 с.
52. Смирнова Е.О., Бутенко В.А. Исследование межличностных отноше-ний в разновозрастных группах дошкольников// Вопросы психологии. - 2013.
- № 4. - С. 23.
53. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в до¬школьном возрасте./ Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб пособие для студ. пед. вузов/Сост. И науч. Редактор В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: «Академия», 2003. - 624 с.
54. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.. Межличностные отношения до-школьников: диагностика, проблемы, коррекция. - М.: «Владос», 2005.
55. Социально-нравственное воспитание дошкольников/Под ред. Н.В. Ми- кляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 176 с.
56. Толмачева А.А. Социализация детей дошкольного возраста в условиях домашнего воспитания : дис...канд.пед. наук : 13.00.07. - Екатеринбург, 2006. - 210 с.
57. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психоло¬гии: Пособие для студ. Высш. И сред. Учеб. Заведений. - М.:. Издательский центр «Академия», 1998. - 304 с.
58. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.//История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. Пед. инст-в по спец-ти «Дошкольная педагогика и психология»/ Сост. Н.Б.Мчедлидзе и др.; Под ред. С.Ф. Егорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 432 с. - С.198.
59. Царегородцева Е.А. Оценочные высказывания педагогов как условие
обеспечения личностного роста ребенка-дошкольника: дис...канд.пед.наук, Екатеринбург, 2006// http://www.dissercat.com/content/otsenochnye-
vyskazyvaniya-pedagogov-kak-uslovie-obespecheniya-lichnostnogo-rosta- rebenka-dos#ixzz5Am8c9wFX
60. Я - компетентный родитель: Программа работы с родителями до-школьников/ Под ред. Л.В. Коломийченко. - М.: ТЦ «Сфера», 2013. - 128 с.
61. Якобсон С.Г. Проблемы межвозрастного общения детей / С. Г. Якобсон, Л.Д. Зенченко // Ребенок в детском саду. 2003. № 2, 3.
62. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей/ Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб пособие для студ. пед. вузов/Сост. И науч. Редактор В.С. Мухина, А.А. Хво¬стов. - М.: «Академия», 2003. - 624 с.