РАЗВИТИЕ НАЧАЛ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАЧАЛ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ
РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ..............7
1.1. Проблема развития начал социальной активности у старших дошкольников в научных исследованиях педагогов и психологов……………………..7
1.2. Возможности развития начал социальной активности у старших дошкольников в условиях разновозрастной группы дошкольной организации………………………………………………………………………………...13
1.3. Педагогические условия развития начал социальной активности у
старших дошкольников в условиях разновозрастной группы дошкольной организации …………………………………………………………………..…….20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЕ НАЧАЛ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ..………………………………………………………..……......30
2.1. Выявление уровней развития начал социальной активности у старших
дошкольников …………………………..………….…………………………....30
2.2. Содержание работы по развитию начал социальной активности у старших дошкольников в условиях разновозрастной группы дошкольной организации ……………………………………………………………………….…….37
2.3. Анализ эффективности результатов исследования.....................................45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...….56
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАЧАЛ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ
РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ..............7
1.1. Проблема развития начал социальной активности у старших дошкольников в научных исследованиях педагогов и психологов……………………..7
1.2. Возможности развития начал социальной активности у старших дошкольников в условиях разновозрастной группы дошкольной организации………………………………………………………………………………...13
1.3. Педагогические условия развития начал социальной активности у
старших дошкольников в условиях разновозрастной группы дошкольной организации …………………………………………………………………..…….20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЕ НАЧАЛ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ..………………………………………………………..……......30
2.1. Выявление уровней развития начал социальной активности у старших
дошкольников …………………………..………….…………………………....30
2.2. Содержание работы по развитию начал социальной активности у старших дошкольников в условиях разновозрастной группы дошкольной организации ……………………………………………………………………….…….37
2.3. Анализ эффективности результатов исследования.....................................45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...….56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Детский коллектив играет в жизни каждого ребенка большую роль. На
протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в
социальном и личностном развитии ребенка, создавая необходимые предпосылки для становления начальных форм социальной активности.
По мнению многих ученых (педагогов и психологов) процесс социализации выступает основополагающим в развитии основ социальной активности детей старшего дошкольного возраста (Р.С. Буре, Л.И. Божович, Т.И. Бабаева, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Л.В. Коломийченко, М.И. Лисина, А.А. Люблинская, А.Г. Николаева, Н.Б. Полковникова и др.). В работах
Л.С.Выготского и др., процесс социализации рассматривается как интерсубъектный. Дошкольник не только усваивает социальный опыт, входя в
социальную среду, он активно воспроизводит в процессе социализации систему социальных связей за счет своей активной деятельности.
Дети дошкольного возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности (Р.С. Буре, Л.И. Божович,
Т.И. Бабаева, Л.В. Коломийченко, М.И. Лисина, А.В. Липовцева, Г.Ю. Максютова, А.Г. Николаева, Н.Б. Полковникова, Л.С. Римашевская и др.). Благодаря чему формируется «детское общество». Это создает предпосылки для
развития начал социальной активности у дошкольников. Содержательное
общение со сверстниками становится важным фактором социализации. В
различных видах деятельности дошкольники осваивают коммуникативные
умения, учатся согласовывать свои действия. Справедливо разрешать споры.
Все это способствует накоплению морального опыта. Однако у детей разновозрастной группы имеются свои специфические особенности во взаимоотношениях друг с другом. У более старших дошкольников может проявляться4
отсутствие выдержки к более младшим, неумение перенести известные способы поведения в новые условия.
Все вышесказанное послужило основой для выбора темы выпускной
квалификационной работы «Развитие начал социальной активности у старших дошкольников в условиях разновозрастной группы дошкольной организации».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития
начал социальной активности у старших дошкольников в условиях разновозрастной группы дошкольной организации?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития начал социальной активности
у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития начал социальной активности у старших дошкольников в условиях разновозрастной
группы дошкольной организации.
Гипотеза исследования: эффективному развитию начал социальной
активности у старших дошкольников в условиях разновозрастной группы
дошкольной организации будут способствовать следующие педагогические
условия:
- учет возрастных особенностей и возможностей каждого воспитанника
в организации и проведении режимных процессов;
-обеспечение участия детей разновозрастной группы в разных видах
совместной деятельности;
- взаимодействие педагогов с родителями.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи исследования:
1. Выяснить степень изученности проблемы развития начал социальной активности у старших дошкольников в научных исследованиях педагогов и психологов.
протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в
социальном и личностном развитии ребенка, создавая необходимые предпосылки для становления начальных форм социальной активности.
По мнению многих ученых (педагогов и психологов) процесс социализации выступает основополагающим в развитии основ социальной активности детей старшего дошкольного возраста (Р.С. Буре, Л.И. Божович, Т.И. Бабаева, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Л.В. Коломийченко, М.И. Лисина, А.А. Люблинская, А.Г. Николаева, Н.Б. Полковникова и др.). В работах
Л.С.Выготского и др., процесс социализации рассматривается как интерсубъектный. Дошкольник не только усваивает социальный опыт, входя в
социальную среду, он активно воспроизводит в процессе социализации систему социальных связей за счет своей активной деятельности.
Дети дошкольного возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности (Р.С. Буре, Л.И. Божович,
Т.И. Бабаева, Л.В. Коломийченко, М.И. Лисина, А.В. Липовцева, Г.Ю. Максютова, А.Г. Николаева, Н.Б. Полковникова, Л.С. Римашевская и др.). Благодаря чему формируется «детское общество». Это создает предпосылки для
развития начал социальной активности у дошкольников. Содержательное
общение со сверстниками становится важным фактором социализации. В
различных видах деятельности дошкольники осваивают коммуникативные
умения, учатся согласовывать свои действия. Справедливо разрешать споры.
Все это способствует накоплению морального опыта. Однако у детей разновозрастной группы имеются свои специфические особенности во взаимоотношениях друг с другом. У более старших дошкольников может проявляться4
отсутствие выдержки к более младшим, неумение перенести известные способы поведения в новые условия.
Все вышесказанное послужило основой для выбора темы выпускной
квалификационной работы «Развитие начал социальной активности у старших дошкольников в условиях разновозрастной группы дошкольной организации».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития
начал социальной активности у старших дошкольников в условиях разновозрастной группы дошкольной организации?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития начал социальной активности
у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития начал социальной активности у старших дошкольников в условиях разновозрастной
группы дошкольной организации.
Гипотеза исследования: эффективному развитию начал социальной
активности у старших дошкольников в условиях разновозрастной группы
дошкольной организации будут способствовать следующие педагогические
условия:
- учет возрастных особенностей и возможностей каждого воспитанника
в организации и проведении режимных процессов;
-обеспечение участия детей разновозрастной группы в разных видах
совместной деятельности;
- взаимодействие педагогов с родителями.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи исследования:
1. Выяснить степень изученности проблемы развития начал социальной активности у старших дошкольников в научных исследованиях педагогов и психологов.
Выпускная квалификационная работа была посвящена одной из
актуальных проблем социально-личностного развития дошкольника -
развитию начал социальной активности у старших дошкольников в условиях
разновозрастной группы дошкольной организации.
В ходе написания выпускной квалификационной работы нами были
изучены научные труды педагогов и психологов по проблеме исследования.
Сущность понятия «социальная активность» мы рассматривали, опираясь на исследования Л.С. Выготского (), Л.В. Коломийченко (), А.В. Ситарова (), В.Г. Маралова () и др.
Различные подходы к решению проблемы развитие начал социальной
активности у старших дошкольников нашли свое отражение в исследованиях
Л.В. Коломийченко (), А.В. Липовцевой (), Г. Ю. Максютовой (), А.Г. Николаевой (), Н.Б. Полковниковой (), Л.С. Римашевской (), В.И. Сметаниной
(), Г. Яппаровой () и др.
На основе изучения научных трудов Т.И. Бабаевой(2), Г.В. Белокуровой
(3), М.В. Бывшевой (11), Е.Н. Герасимовой (15), Е.Н. Даньковой (18),
А.Г. Николаевой (35), Л.С. Римашевской (44) и др., мы рассмотрели
педагогические условия развития начал социальной активности у старших
дошкольников в разновозрастной группе дошкольной организации.
Экспериментальная часть исследования была проведена на базе МДОУ
«Сергиевский детский сад» п. Быценков Краснояружского района
Белгородской области.
В исследовании приняли участие 10 детей старшей группы. На
констатирующем этапе мы выявили следующие уровни развития начал
социальной активности у старших дошкольников:
Высокий уровень – 4 ребенка (40 %).
Средний уровень – 4 ребенка (40 %).
Низкий уровень – 2 ребенка (20 %).
Затем нами был проведен формирующий этап экспериментальной
работы, направленный на апробацию педагогических условий развития начал
социальной активности у старших дошкольников в разновозрастной группе
дошкольной организации:
- учет возрастных особенностей и возможностей каждого воспитанника
в организации и проведении режимных процессов;
-обеспечение участия детей разновозрастной группы в разных видах
совместной деятельности;
- взаимодействие педагогов с родителями.
На контрольном этапе исследования мы выявили наличие
положительной динамики в развитии начал социальной активности у
старших дошкольников, что позволяет сделать вывод об эффективности
проведенной образовательной работы с детьми на формирующем этапе
исследования:
Высокий уровень – 6 детей (60 %).
Средний уровень – 3 ребенка (30 %).
Низкий уровень – 1 ребенок (10 %).
Проведенное нами исследование позволило сделать вывод о том, что в
условиях разновозрастной группы дошкольной организации возможно
успешное развитие начал социальной активности у старших дошкольников.
Необходимо использовать потенциальные возможности старших детей
разновозрастной группы в проявлении начал социальной активности в
различных видах деятельности, на протяжении всего времени пребывания
детей в дошкольной организации. Такой подход к реализации начал
социальной активности у старших дошкольников позволит формированию у
них опыта общения и взаимодействия с младшими детьми и чувства
уверенности в своих силах, в своих возможностях.
актуальных проблем социально-личностного развития дошкольника -
развитию начал социальной активности у старших дошкольников в условиях
разновозрастной группы дошкольной организации.
В ходе написания выпускной квалификационной работы нами были
изучены научные труды педагогов и психологов по проблеме исследования.
Сущность понятия «социальная активность» мы рассматривали, опираясь на исследования Л.С. Выготского (), Л.В. Коломийченко (), А.В. Ситарова (), В.Г. Маралова () и др.
Различные подходы к решению проблемы развитие начал социальной
активности у старших дошкольников нашли свое отражение в исследованиях
Л.В. Коломийченко (), А.В. Липовцевой (), Г. Ю. Максютовой (), А.Г. Николаевой (), Н.Б. Полковниковой (), Л.С. Римашевской (), В.И. Сметаниной
(), Г. Яппаровой () и др.
На основе изучения научных трудов Т.И. Бабаевой(2), Г.В. Белокуровой
(3), М.В. Бывшевой (11), Е.Н. Герасимовой (15), Е.Н. Даньковой (18),
А.Г. Николаевой (35), Л.С. Римашевской (44) и др., мы рассмотрели
педагогические условия развития начал социальной активности у старших
дошкольников в разновозрастной группе дошкольной организации.
Экспериментальная часть исследования была проведена на базе МДОУ
«Сергиевский детский сад» п. Быценков Краснояружского района
Белгородской области.
В исследовании приняли участие 10 детей старшей группы. На
констатирующем этапе мы выявили следующие уровни развития начал
социальной активности у старших дошкольников:
Высокий уровень – 4 ребенка (40 %).
Средний уровень – 4 ребенка (40 %).
Низкий уровень – 2 ребенка (20 %).
Затем нами был проведен формирующий этап экспериментальной
работы, направленный на апробацию педагогических условий развития начал
социальной активности у старших дошкольников в разновозрастной группе
дошкольной организации:
- учет возрастных особенностей и возможностей каждого воспитанника
в организации и проведении режимных процессов;
-обеспечение участия детей разновозрастной группы в разных видах
совместной деятельности;
- взаимодействие педагогов с родителями.
На контрольном этапе исследования мы выявили наличие
положительной динамики в развитии начал социальной активности у
старших дошкольников, что позволяет сделать вывод об эффективности
проведенной образовательной работы с детьми на формирующем этапе
исследования:
Высокий уровень – 6 детей (60 %).
Средний уровень – 3 ребенка (30 %).
Низкий уровень – 1 ребенок (10 %).
Проведенное нами исследование позволило сделать вывод о том, что в
условиях разновозрастной группы дошкольной организации возможно
успешное развитие начал социальной активности у старших дошкольников.
Необходимо использовать потенциальные возможности старших детей
разновозрастной группы в проявлении начал социальной активности в
различных видах деятельности, на протяжении всего времени пребывания
детей в дошкольной организации. Такой подход к реализации начал
социальной активности у старших дошкольников позволит формированию у
них опыта общения и взаимодействия с младшими детьми и чувства
уверенности в своих силах, в своих возможностях.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Теоретико-методологические основы исследования познавательной деятельности старших дошкольников
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2018 - Теоретико-методологические основы исследования познавательной деятельности старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 9000 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ
ГРУППЕ СЕЛЬСКОГО ДЕТСКОГО САДА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические приемы формирования дружелюбного отношения в группе детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020



