Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ НАЧАЛ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №69927

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
295
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАЧАЛ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ
РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ..............7
1.1. Проблема развития начал социальной активности у старших дошкольников в научных исследованиях педагогов и психологов……………………..7
1.2. Возможности развития начал социальной активности у старших дошкольников в условиях разновозрастной группы дошкольной организации………………………………………………………………………………...13
1.3. Педагогические условия развития начал социальной активности у
старших дошкольников в условиях разновозрастной группы дошкольной организации …………………………………………………………………..…….20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЕ НАЧАЛ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ..………………………………………………………..……......30
2.1. Выявление уровней развития начал социальной активности у старших
дошкольников …………………………..………….…………………………....30
2.2. Содержание работы по развитию начал социальной активности у старших дошкольников в условиях разновозрастной группы дошкольной организации ……………………………………………………………………….…….37
2.3. Анализ эффективности результатов исследования.....................................45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...….56
ПРИЛОЖЕНИЕ

Детский коллектив играет в жизни каждого ребенка большую роль. На
протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в
социальном и личностном развитии ребенка, создавая необходимые предпосылки для становления начальных форм социальной активности.
По мнению многих ученых (педагогов и психологов) процесс социализации выступает основополагающим в развитии основ социальной активности детей старшего дошкольного возраста (Р.С. Буре, Л.И. Божович, Т.И. Бабаева, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Л.В. Коломийченко, М.И. Лисина, А.А. Люблинская, А.Г. Николаева, Н.Б. Полковникова и др.). В работах
Л.С.Выготского и др., процесс социализации рассматривается как интерсубъектный. Дошкольник не только усваивает социальный опыт, входя в
социальную среду, он активно воспроизводит в процессе социализации систему социальных связей за счет своей активной деятельности.
Дети дошкольного возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности (Р.С. Буре, Л.И. Божович,
Т.И. Бабаева, Л.В. Коломийченко, М.И. Лисина, А.В. Липовцева, Г.Ю. Максютова, А.Г. Николаева, Н.Б. Полковникова, Л.С. Римашевская и др.). Благодаря чему формируется «детское общество». Это создает предпосылки для
развития начал социальной активности у дошкольников. Содержательное
общение со сверстниками становится важным фактором социализации. В
различных видах деятельности дошкольники осваивают коммуникативные
умения, учатся согласовывать свои действия. Справедливо разрешать споры.
Все это способствует накоплению морального опыта. Однако у детей разновозрастной группы имеются свои специфические особенности во взаимоотношениях друг с другом. У более старших дошкольников может проявляться4
отсутствие выдержки к более младшим, неумение перенести известные способы поведения в новые условия.
Все вышесказанное послужило основой для выбора темы выпускной
квалификационной работы «Развитие начал социальной активности у старших дошкольников в условиях разновозрастной группы дошкольной организации».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития
начал социальной активности у старших дошкольников в условиях разновозрастной группы дошкольной организации?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития начал социальной активности
у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития начал социальной активности у старших дошкольников в условиях разновозрастной
группы дошкольной организации.
Гипотеза исследования: эффективному развитию начал социальной
активности у старших дошкольников в условиях разновозрастной группы
дошкольной организации будут способствовать следующие педагогические
условия:
- учет возрастных особенностей и возможностей каждого воспитанника
в организации и проведении режимных процессов;
-обеспечение участия детей разновозрастной группы в разных видах
совместной деятельности;
- взаимодействие педагогов с родителями.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи исследования:
1. Выяснить степень изученности проблемы развития начал социальной активности у старших дошкольников в научных исследованиях педагогов и психологов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выпускная квалификационная работа была посвящена одной из
актуальных проблем социально-личностного развития дошкольника -
развитию начал социальной активности у старших дошкольников в условиях
разновозрастной группы дошкольной организации.
В ходе написания выпускной квалификационной работы нами были
изучены научные труды педагогов и психологов по проблеме исследования.
Сущность понятия «социальная активность» мы рассматривали, опираясь на исследования Л.С. Выготского (), Л.В. Коломийченко (), А.В. Ситарова (), В.Г. Маралова () и др.
Различные подходы к решению проблемы развитие начал социальной
активности у старших дошкольников нашли свое отражение в исследованиях
Л.В. Коломийченко (), А.В. Липовцевой (), Г. Ю. Максютовой (), А.Г. Николаевой (), Н.Б. Полковниковой (), Л.С. Римашевской (), В.И. Сметаниной
(), Г. Яппаровой () и др.
На основе изучения научных трудов Т.И. Бабаевой(2), Г.В. Белокуровой
(3), М.В. Бывшевой (11), Е.Н. Герасимовой (15), Е.Н. Даньковой (18),
А.Г. Николаевой (35), Л.С. Римашевской (44) и др., мы рассмотрели
педагогические условия развития начал социальной активности у старших
дошкольников в разновозрастной группе дошкольной организации.
Экспериментальная часть исследования была проведена на базе МДОУ
«Сергиевский детский сад» п. Быценков Краснояружского района
Белгородской области.
В исследовании приняли участие 10 детей старшей группы. На
констатирующем этапе мы выявили следующие уровни развития начал
социальной активности у старших дошкольников:
Высокий уровень – 4 ребенка (40 %).
Средний уровень – 4 ребенка (40 %).
Низкий уровень – 2 ребенка (20 %).
Затем нами был проведен формирующий этап экспериментальной
работы, направленный на апробацию педагогических условий развития начал
социальной активности у старших дошкольников в разновозрастной группе
дошкольной организации:
- учет возрастных особенностей и возможностей каждого воспитанника
в организации и проведении режимных процессов;
-обеспечение участия детей разновозрастной группы в разных видах
совместной деятельности;
- взаимодействие педагогов с родителями.
На контрольном этапе исследования мы выявили наличие
положительной динамики в развитии начал социальной активности у
старших дошкольников, что позволяет сделать вывод об эффективности
проведенной образовательной работы с детьми на формирующем этапе
исследования:
Высокий уровень – 6 детей (60 %).
Средний уровень – 3 ребенка (30 %).
Низкий уровень – 1 ребенок (10 %).
Проведенное нами исследование позволило сделать вывод о том, что в
условиях разновозрастной группы дошкольной организации возможно
успешное развитие начал социальной активности у старших дошкольников.
Необходимо использовать потенциальные возможности старших детей
разновозрастной группы в проявлении начал социальной активности в
различных видах деятельности, на протяжении всего времени пребывания
детей в дошкольной организации. Такой подход к реализации начал
социальной активности у старших дошкольников позволит формированию у
них опыта общения и взаимодействия с младшими детьми и чувства
уверенности в своих силах, в своих возможностях.


1. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности // Психологический журнал. - 1985. №5.- С. 3-18.
2. Бабаева Т.И., Березина Т.А., Римашевская Л.С. Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2013. - 256 с.
3. Белокурова Г.В. Педагогические условия формирования социальных умений дошкольника средствами этикета : дис...канд. пед.наук.- Ульяновск, 2008. - 246 с.
4. Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3¬7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения : дис ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Карачаевск, 2002. - 229 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
6. Болотина Л. Р., Баранов С. П., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика:
учебное пособие для вузов. Издатель: Академический проект,
2005http://biblioclub.ru/index.php?page=book red&id=235840&sr=1
7. Болтырова Т.М. Воспитание социального поведения детей старшего дошкольного возраста в ситуациях межличностного общения: дис.... канд. пед.наук. - Ростов-на-Дону, 2010. - 160 с.
8. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2009. 672 с.
9. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Мето-дическое пособие: Электронный ресурс .Москва МОЗАИКА-
СИНТЕЗ,2011.80с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212951&sr=1
10. Бывшева М. В. Педагогическое сопровождение социального познания старших дошкольников / М. В. Бывшева, Е. В. Коротаева // Образование и саморазвитие. - 2009. - № 4. - С. 88-93.
11. Бывшева М.В. Педагогическое сопровождение детей старшего до¬
школьного возраста в процессе социального познания: дис.канд.пед.наук, Екатеринбург, 2009. URL:
http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detei- starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-sotsialnogo-#ixzz5AltSAGXk
12. Бывшева М.В. Социальное познание старшего дошкольника в образо¬вательной среде детского сада // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9. - С. 59-63.
13. Висангириева Е.Д. Проектирование социокультурной предметно¬
пространственной среды развития ребенка в условиях дошкольного образо¬вательного учреждения: Дис... канд. пед. наук: Ростов н/Д, 2003. - 223 c. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.ua-
ru.net/diss/cont/106006.html. (Дата обращения - 15.10.2017 г.).
14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - М.: Изд-во «Союз», 2006. - 224 с.
15. Герасимова Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада: дис. док. пед.наук, Санкт-Петербург, 2002// http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie- osnovy-postroeniya-obrazovatelnogo-protsessa-v-raznovozrastnykh-gruppakh- det#ixzz5AmIPL3s2
16. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспита¬ния и обучения: учебник для бакалавров по направлению 050100 «Педагоги¬ка» / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 464 с.
17. Григорьева А.А., Сметанина В.И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада / Якут. гос. Ун-т им. М. К. Ам¬мосова; Под общ. ред. Г.Н. Волкова.— М.: Academia, 2003.— 155 с.
18. Данькова Е.Н. Педагогическая технология формирования ответствен¬ности у детей старшего дошкольного возраста:
дис.. .1<а11д.11ед.11аУ1<,Челяби11с1<,2008//1Ш1х/Аууу.с1155е1та1.сот/соЩеп1/рес1ацоц icheskaya-tekhnologiya-formirovaniya-otvetstvennosti-u-detei-starshego- doshkolno go-vo#ixzz5Am4BMREz
19. Детство: Примерная основная образовательная программа дошкольно¬го образования. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 352 с.
20. Деятельность и взаимоотношения дошкольников./ Под ред. Т.А. Репи¬ной; Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания АПН СССР. - М.: Педагогика, 1987. - 192 с.
21. Дыбина О.В., Анфисова С.Е., Кузина А.Ю. и др. Педагогическая диа¬
гностика компетентностей дошкольников. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 64 с. Режим доступа:
http: //biblioclub .ru/index.php?page=book&id=212955
22. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 104 с.
23. Иваненко М.А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства: дис.канд.пед.наук, Екатеринбург, 2005// http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-sotsialno- lichnostnogo-razvitiya-rebenka-v-period-detstva#ixzz5AmB0TNY2
24. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2010. - 576 с.
25. Князева Е. Организация разновозрастного взаимодействия дошкольни¬ков в познавательной деятельности // Дошкольное воспитание. - 2013. - №
10. - С. 115-118.
26. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития де¬тей дошкольного возраста //Журнал «Детский сад от А до Я», 2004, № 5.- С.8.
27. Коломийченко Л.В. Социальное развитие детей дошкольного возраста в культурологической парадигме образования: дис.док.пед.наук, Пермь, 2008// http://www.dissercat.com/content/sotsialnoe-razvitie-detei-doshkolnogo- vozrasta-v-kulturologicheskoi-paradigme-obrazovaniya#ixzz5Am5OmVaB
28. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.: ил.
29. Кулешова Э.В. Формирование коммуникатив-ной культуры дошкольников средствами игровых технологий :
дис...канд.пед.наук. - Тамбов, 2007. - 147 с.
30. Липовцева А.В. Организационно-педагогические условия социализа-ции детей дошкольного возраста средствами социально-культурной деятель¬ности : дис... канд. пед. наук. - Барнаул, 2010. - 208 с.
31. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка./ Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 384 с.
32. Люблинская А.А. О моральных представлениях и моральных привыч¬ках// Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. - 2-е изд.,стереотип. - М.: Академия, 1998. - 384 с. С.296.
33. Максютова Г.Ю. Становление успешности старших дошкольников в деятельности и общении в условиях дошкольного образования : дис...канд.пед.наук. - Чита, 2015. - 246 с.
34. Мещеряков Б.Г. Психология. Тематический словарь/Б.Г Мещеряков. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. - 439 с. 
35. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Дошкольная педагогика. Издатель:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.
http: //biblioclub.ru/index.php?page=book red&id=55845&sr=1
36. Николаева А.Г. Развитие социальной активности старших дошкольни¬
ков в образовательном пространстве дошкольного учреждения: дис....канд.пед. наук.- Санкт-Петербург, 2011. - 241 с.
http://www.dissercat.com/content/razvitie-sotsialnoi-aktivnosti-starshikh- doshkolnikov-v-obrazovatelnom-prostranstve-doshkoln
37. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филологических наук, проф. Н.Ю. Шведовой: Москва, издательство «Сов. энциклопедия», 1972 г. - 846 с.
38. Петрова Е.В. Социальное воспитание старших дошкольников в сель-



2010. - 204 с.
39. Полковникова Н.Б. Приобщение старших дошкольников к ценностям как компонент работы по социализации. //Журнал «Дошкольное воспита-ние». - 2010. - № 10. - С.96.
40. Практикум по возрастной психологии: /Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с.: ил.
41. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педа¬гогов дошкол. учреждений / Науч. ред. М.М. Безруких.— М.: ВЛА-
ДОС,2002.— 223 с.
42. Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. - 2-е изд.,стереотип. - М.: Академия, 1998. - 384 с. С.38.
43. Репина Т.А. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Уч. пособие. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 192 с.
44. Репина Т.А. Самостоятельные игровые объединения //Дошкольное воспитание. - 1984. - № 2.- С. 43-46.
45. Римашевская Л.С. Развитие сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятии : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : СПб., 2001 183 с. РГБ ОД, 61:02-13/1214-7
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер Ком, 1999.
- 720 с.
47. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками//
Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева. - 2-е
изд.,стереотип. - М.: Академия, 1998. - 384 с.
48. Сертакова Н.М. Инновационные формы работы взаимодействия до-школьного образовательного учреждения с семьей: метод. Пособие. _ СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 80 с.
49. Сидорова А. Навыки социальной ориентации//Дошкольное воспитание.
- 2016. - № 1. - С.39-44.
50. Ситаров А.В., Маралов В.Г. Социальная активность личности (уровни, критерии, типы и пути ее развития)//Знание, понимание, умение. - 2015. - №4. - С.164-176. http: //journals.mo s gu.ru/zpu/article/view/163/215
51. Сметанина В.И. Социализация личности ребенка на основе взаимодей¬ствия семьи и детского сада : дис....канд. пед. наук. - Якутск, 2002. - 175 с.
52. Смирнова Е.О., Бутенко В.А. Исследование межличностных отноше-ний в разновозрастных группах дошкольников// Вопросы психологии. - 2013.
- № 4. - С. 23.
53. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в до¬школьном возрасте./ Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб пособие для студ. пед. вузов/Сост. И науч. Редактор В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: «Академия», 2003. - 624 с.
54. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.. Межличностные отношения до-школьников: диагностика, проблемы, коррекция. - М.: «Владос», 2005.
55. Социально-нравственное воспитание дошкольников/Под ред. Н.В. Ми- кляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 176 с.
56. Толмачева А.А. Социализация детей дошкольного возраста в условиях домашнего воспитания : дис...канд.пед. наук : 13.00.07. - Екатеринбург, 2006. - 210 с.
57. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психоло¬гии: Пособие для студ. Высш. И сред. Учеб. Заведений. - М.:. Издательский центр «Академия», 1998. - 304 с.
58. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.//История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. Пед. инст-в по спец-ти «Дошкольная педагогика и психология»/ Сост. Н.Б.Мчедлидзе и др.; Под ред. С.Ф. Егорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 432 с. - С.198.
59. Царегородцева Е.А. Оценочные высказывания педагогов как условие
обеспечения личностного роста ребенка-дошкольника: дис...канд.пед.наук, Екатеринбург, 2006// http://www.dissercat.com/content/otsenochnye-
vyskazyvaniya-pedagogov-kak-uslovie-obespecheniya-lichnostnogo-rosta- rebenka-dos#ixzz5Am8c9wFX
60. Я - компетентный родитель: Программа работы с родителями до-школьников/ Под ред. Л.В. Коломийченко. - М.: ТЦ «Сфера», 2013. - 128 с.
61. Якобсон С.Г. Проблемы межвозрастного общения детей / С. Г. Якобсон, Л.Д. Зенченко // Ребенок в детском саду. 2003. № 2, 3.
62. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей/ Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб пособие для студ. пед. вузов/Сост. И науч. Редактор В.С. Мухина, А.А. Хво¬стов. - М.: «Академия», 2003. - 624 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ