Введение 3
Глава 1. Современное состояние подходов к выявлению нарушений экономических интересов государства в налоговой сфере 10
1.1 Проблема выявления нарушений в налоговой сфере 10
1.2 Анализ существующих отечественных подходов и методик 22
1.3 Зарубежный опыт выявления нарушений в налоговой сфере 43
Глава 2. Методология выявления нарушений в налоговой сфере 55
2.1 Основные положения методологии 55
2.2 Элементы методологии выявления нарушений в налоговой сфере 77
Глава 3 Методические аспекты выявления нарушений в налоговой сфере 98
3.1 Общая методика как инструмент реализации налоговой политики государства 98
3.2 Методика финансового анализа и ее частные приложения 105
3.3 Проверка предложенных методик выявления нарушений в налоговой сфере 128
3.4 Информационно-аналитический инструментарий методики 141
Заключение 146
Список литературы 153
Приложение 172
Актуальность исследования.
Благосостояние граждан в значительной степени зависит от объема и качества исполнения государством своих обязательств, которые, в свою очередь, определяются размером имеющихся в его распоряжении средств. В условиях рыночной экономики основным источником формирования государственного бюджета являются налоги.
Существующая в России налоговая система нуждается в совершенствовании. Она пока не обеспечивает достойное наполнение бюджетов всех уровней. Одной из причин этого являются массовые нарушения в налоговой сфере, наносящие значительный ущерб государству. Главной особенностью подобных нарушений является их латентность, что выражается в существенных трудностях их выявления.
С другой стороны, неисполнение в полном объеме налоговых обязательств может рассматриваться как получение недобросовестным хозяйствующим субъектом конкурентных преимуществ по сравнению с законопослушным налогоплательщиком, что нарушает основные положения функционирования рыночной экономики.
Актуальность темы диссертации обусловлена усилением напряженности в налоговых отношениях, связанных с исчислением и уплатой сумм налога хозяйствующими субъектами, и необходимостью подведения методологической основы, обеспечивающей повышения эффективности контроля за налоговыми платежами. Важность проблемы вытекает из задач, поставленных в правительственной «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)» и «Федеральной целевой программе «развитие налоговых органов (2002-2004 годы)»», а также отмечается многими учеными и специалистами, занимающихся вопросами налогообложения.
4
Особую значимость проблема выявления нарушений в налоговой сфере приобрела в условиях современной России в связи с ростом количества хозяйствующих субъектов и усложнения способов совершения нарушений.
Актуальность исследования подтверждается отсутствием методологии, «противостоящей» практике уменьшения налоговых платежей. Можно утверждать, что исследования в этой области уже перевели ее из практического применения в сферу теории, а количество работ, вплоть до учебных пособий, «перерастает в качество» приемов и способов, нацеленных на уменьшение налоговых платежей хозяйствующими субъектами.
Кроме того, существует неопределенность в понимании широко употребляемых терминов «нарушение в налоговой сфере» и «выявление нарушений в налоговой сфере».
В связи с этим возникает задача формирования междисциплинарной методологии, а также эффективных методик выявления нарушений в налоговой сфере. В теоретическом аспекте они будут противовесом методологии «радикальной» налоговой минимизации, считающей благом использование любых способов и приемов, даже незаконных, для уменьшения налоговых платежей налогоплательщика. В практической плоскости - нацелены на перекрытие имеющихся каналов ухода от налогообложения, укрепление налоговой дисциплины и повышение уровня мобилизации средств в бюджеты.
Степень изученности проблемы.
Проблемы, определяемые темой диссертации, носят междисциплинарный и межведомственный характер. Настоящее исследование было бы невозможным без изучения теоретических разработок проблем налогообложения в трудах отечественных и зарубежных ученых.
Общетеоретические основы были разработаны в трудах ученых, являющихся основоположниками теории налогообложения, таких как: А. Смит, Дж. Кейнс,
А. Лаффер, Н. Тургенев и других. Значительный вклад в исследование проблем
5
налогообложения в Российской Федерации внесли: Горский И.В., Дадашев А.З., Князев В.Г., Ногина О.А., Павлова Л.П., Пансков В.Г., Паскачев А.Б., Поляк Г.Б., Пушкарева В.М., Романовский М.В., Черник Д.Г., Шаталов С.Д., Юткина Т.Ф. и другие. Исследованию юридических аспектов налогообложения посвящены труды Авдийского В.И., Брызгалина А.В., Волковского В.И., Грачевой Е.Ю., Крохиной Ю.А., Кучерова И.И., Пепеляева С.Г. и других. Отдельные вопросы, связанные с выявлением нарушений в налоговой сфере, детально рассмотрены в работах Бембетова А.П., Бетиной Т.А., Бублика Н.Д., Букаева Г.И., Бутовой Т.А., Бушмина Е.В., Гончаренко Л.И., Груниной Д.К., Ечмакова С.М., Кваши Ю.Ф., Ларичева В.Д., Мишустина М.В., Решетняка Н.С., Сашичева В.В., Смирнова А.В., Соловьева И.Н., Сомика К.В. и других.
В диссертации, на основе комплексного научного подхода, осуществлено изучение методологии и методики выявления нарушений в налоговой сфере. Построение работы, ее этапы, теоретические и практические исследования проведены исходя из логики тех целей и задач, которые ставил перед собой диссертант. Полученные выводы, предложения и методики позволяют судить о достижении поставленных целей. Завершенность работы и достигнутый результат можно рассматривать по следующим направлениям.
В работе раскрыта актуальность выявления нарушений в налоговой сфере на современном этапе развития российской экономики. Основными причинами проблемы являются латентность нарушений и усложнение способов их совершения, несовершенство налогового законодательства, недостаточная эффективность применяемых приемов и способов выявления нарушений.
Анализ изменений в организации контрольной работы налоговых органов показал постепенное разделение процессов выявления признаков подготавливаемого, совершаемого или уже совершенного нарушения в налоговой сфере от установления, фиксации нарушения и формирования доказательственной базы. В связи с этим выявление нарушений в налоговой сфере приобрело определенную самостоятельность, что потребовало дополнительных научных исследований.
В результате сравнения опыта зарубежных стран и России диссертантом сделаны следующие выводы:
1. В силу объективных причин, таких, как рост количества хозяйствующих субъектов и ограниченность кадровых и финансовых ресурсов налоговых органов, в практике работы налоговых органов закономерно произошел переход от осуществления сплошного контроля к избирательному. В этих условиях
147
существенно повышается роль методологии и методик выявления нарушений в налоговой сфере.
2. Эволюция отечественных подходов к выявлению нарушений в налоговой сфере приближает их к подходам, используемым в большинстве зарубежных стран.
3. В России применяются в основном традиционные методы формирования перечня налогоплательщиков для выездных налоговых проверок.
4. В отечественной практике не используются методы «интеллектуального анализа данных», метод случайного выбора и не существует программы «измерения законопослушности налогоплательщика». Следует признать, что исследования в данных направлениях ведутся, но в силу ряда причин они не нашли широкого применения на практике.
1. Конституция Российской Федерации (с изм. 25.03.2004) // Российская газета, №237, 25.12.1993.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 23.12.2003) // Российская газета, №148-149, 06.08.1998.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2004) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, №32, ст. 3340.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 23.12.2003 с изм. от 17.06.2004) // Российская газета, №153-154, 12.08.1998.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 08.12.2003) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, №25, ст.2954.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 22.04.2004) // Российская газета, №249, 22.12.2001.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 09.05.2004) // Российская газета, №256, 31.12.2001.
8. Федеральный закон от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (ред. от 22.05.2003) // Бюллетень нормативных актов, №1, 1992.
9. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 30.06.2003) // Российская газета, №228, 28.11.1996.
10. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета, №209-210, 02.11.2002.
154
11. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 30.06.2003) // Российская газета, №160, 18.08.1995.
12. Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 № 910-Р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)» (с изм. и доп. от 06.06.2002) // Собрание законодательства РФ, 30.07.2001, №31, ст.3295.
13. Постановление Правительства РФ от 21.12.2001 № 888 «О федеральной целевой программе «Развитие налоговых органов (2002-2004 годы)»».
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.07.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Российская газета, №128, 06.07.1999.
15. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.04.2003 №4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Вестник ВАС РФ, №6, 2003.
16. «Порядок назначения выездных налоговых проверок», утв. приказом МНС РФ от 08.10.1999 № АП-3-16/318 в ред. Дополнения 1, утв. приказом МНС РФ от
07.02.2000 № АП-3-16/34 // Российская газета, №236-п, 29.11.1999.
17. Инструкция МНС РФ от 10.04.2000 № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах», утв. Приказом МНС РФ 10.04.2000 №АП-3- 16/138 // Российская газета, №205, 24.10.2000 (приказ).
18. Приказ МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 «Об утверждении порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» // Российская газета, №89, 22.05.2002.